Период судей в ветхом завете кратко

Обновлено: 05.07.2024

В эпоху вождей судьями у израильтян традиционно были священники . Они вели происхождение от Аарона (Исх.30:30), приносили жертвы Богу (Лев.1:5-11) и решали любые затруднительные дела: "между кровью и кровью, между судом и судом, между побоями и побоями" (Втор.17:8).

Однако в эпоху судей авторитет священников-судей резко падает, по-видимому, в связи с беспрецедентной нечестивостью последних. Ветхозаветное священство совершенно забывает и о едином Боге, и об истинном служении Ему. Священники того времени начинают служит идолам. Они уже не ведут свою родословную от Аарона, но самочинно поставляются из любого колена Израилева: будь то колено Ефремово или Даново (Суд. 18:30). И потому в глазах народа теряют право судить.

Поэтому Иегова принимает решение назначить на роль народных судей не священников , но простых израильтян из рода Авраамова. Не богоизбранные священники, но обычные люди становятся хранителями веры и национальными вождями . Они, простые люди, продолжают дело Иисуса Навина и становятся спасителями богоизбранного народа, помазанниками Божиими. Судьи начальствуют над народом во времена его упадка. Судьи доносят до сознания народа два важнейших ветхозаветных тезиса: 1) грех рождает наказание (Исх. 34:7; Лев. 26:18; Чис. 14:34); 2) покаяние рождает прощение (Исх. 34:9; Чис. 14:19).

Типичный ветхозаветный судья не имеет ни определенного социального статуса, ни половой принадлежности. Это обычный израильтянин . Он может быть пророком, как Девора; полководцем, как Варак; разбойником, как Иеффай; назореем, как Самсон. Главное, что объединяет всех израильских судей, – это верность Иегове в попечении о стаде Израилеве. Ветхозаветный судья судит не по собственному произволению и даже не по писаному Закону, но по слову Божию.

Подобное политическое устройство во всех учебниках истории именуется теократией - боговластием . Теократия еврейского государства эпохи судей сильно отличалась от других теократических форм правления позднейшего времени (византийской симфонии властей, цезаропапистского Ватикана, кальвинистской Женевы). Иудеи претендовали на прямое, буквальное понимание слова теократия. Они хотели видеть своим верховным правителем не кого-нибудь, но Самого Иегову; подчиняться – Иегове, а не определенному сословию жрецов.

Величайшей трагедией еврейского народа при таком подходе к государству было то, что ни один судья-мужчина не мог понести данное ему бремя; ни один не мог стать достойным делегатом единого Бога и воистину примерным вождем. Практически все судьи были одержимы грубыми страстями и, тем самым, обозначали страшные язвы на теле Израиля. Подобно литому плотяному зеркалу, они (судьи) отражали многочисленные грехи и немощи израильтян. Возьмем первую четверку из пятнадцати судей Израилевых (Гофониила, Аода, Самегара и Девору) и посмотрим на их духовно-нравственный облик. Что они за люди?

Книга Судей делает акцент на практическом, изворотливом уме Гофонииила. Из Писания мы узнаем, что он надоумил жену, Ахсу, просить у Иисуса Навина участок земли (Суд.1:14). Поступок Ахсы легко укладывается в рамки ветхозаветной праведности, ибо добродетельной жене благопристойно думать о приобретении полей (Прит. 31:16).

Однако происхождение Аода – из колена Вениаминова – заставляет сомневаться в благочестии и моральном духе этого человека. Колено Вениаминово в Книге Судей получало только отрицательные отзывы . Вениамин прогневал Бога не только историей с наложницей левита , но и другими художествами. Во-первых, тем, что не изгнал из Иерусалима иевусеев (Суд.1:21). Во-вторых, тем, что служил Ваалу (Суд. 10:10).

Сомнения в духовно-нравственном облике Аода вызывает также его леворукость . В патриархальные времена благословляли только правой рукой. Пример такого различения правого и левого подал патриарх Иаков, благословив правой рукой Ефрема, младшего брата Манассии. Аод же был левшой. Он владел левой рукой лучше, чем иные владеют правой. Это наследственная особенность колена Вениаминова. В сражении у Гивы вениаминитяне выставили отборный отряд пращников численностью в 700 человек. Все они без промаха бросали камни левой рукой .

Удар Аода говорит не только о его силе, но и о его холодной расчетливости . Аод скрыл орудие преступления в теле жертвы. Когда слуги вошли в горницу, они не поняли, почему их господин мертвым лежит на полу. Это позволило Аоду скрыться. Затем на горе Ефремовой он вострубил трубой, собрал вокруг себя волонтеров и перебил 10.000 моавитян. Все это создает образ человека сильного телом и духом, умного, решительного, предприимчивого, хладнокровного, но в то же время хитрого , вероломного, беспринципного и жестокого .

Четвертым судьей Израиля становится женщина , Девора, жена Лапидофова. Священное Писание говорит, что она жила под пальмой , носившей ее имя, на горе Ефремовой, между Рамою и Вефилем. Сыны Израилевы приходили к Деворе на суд. Девора была ветхозаветной пророчицей , знала судьбы Божии о Его народе. Она избавила израильтян от гнета Иавина, царя Хананского и сложила оригинальную песнь отмщения (Суд. 5:2-31), которая стала образцом древнееврейской поэзии.

Девора - единственная женщина, в списке пятнадцати судей Израилевых. Тем не менее, именно она, физически слабая женщина, оказывается самым достойным делегатом Иеговы в период ранней теократии (как бы парадоксально это ни звучало). Ветхозаветную пророчицу выделяет среди других судей не столько необычный социальный статус пророчицы, сколько любовь к сынам Божиим и ненависть к врагам Иеговы .

О любви Деворы к ближним (истинным израильтянам ) говорит место, на котором она вершила суд. Девора судила под деревом , где евреи имели обычай совершать погребения дорогих им людей (1 Цар. 31:13 , 4 Цар. 21:18). Так произошло с кормилицей Ревекки, погребенной под дубом близ Вефиля (впоследствии этот дуб был назван дубом плача) .

Величайшая трагедия еврейского народа во времена Судей заключается в том, что эпоха патриархата морально и физически уходит в небытие, а на смену этой эпохе приходит эпоха матриархата . Во времена Деворы мужчины мельчают, проникаются страхом, робостью и маловерием. Они уподобляются полководцу Вараку , который боялся идти на войну без Деворы; боялся ходить прямыми путями и ходил путями окольными. Варак – образ трусости еврейского народа пред лицом врагов.

Так что не будем забывать богоустановленность патриархального уклада семьи, согласно которому не муж создается из ребра жены, но жена создается из ребра мужа (Быт.2:22). Или же слова святого апостола Павла, у которого " жене глава - муж " (1Коринф.11:3). Ибо если думать иначе, все смешается в доме Облонских и произойдет путаниц а, как в стихотворении Корнея Чуковского: котята захрюкают, утята заквакают, курочки закрякают и т. п. Оставайтесь самими собой, берегите себя.

Понравилась статья? Если понравилась, ставьте лайки, оставляйте комментарии и подписывайтесь на канал "Христофор+".

Политическое положение и религиозное состояние Израиля после смерти Иисуса Навина

После смерти Моисея и Иисуса Навина не нашлось среди израильтян человека, равного им по значению. Израильские племена рассеялись по Ханаану, мирным путем или с оружием в руках занимая предназначенные им уделы. Между коленами не было согласия. Мелочная зависть, раздоры из-за установления границ, местничество, игра честолюбий раскололи единство, подорвали национальную спаянность, столь необходимую для удержания захваченных земель. Поссорившиеся племена, действовавшие порознь и рассчитывавшие только на собственные силы, не сумели довести до конца покорение страны. Народы Ханаана, где сопротивление было сломлено не до конца, ждали только случая, чтобы вернуть утраченные ими земли. А евеи, ханаанеяне, аморреи, иевусеи способны были в любой момент оказать отпор захватчикам. Постоянную угрозу для израильтян представляли непокоренные Иисусом Навином хорошо укрепленные города Иерусалим, Газа, Аскалон и Еглон и многие другие, рассеянные по горам и долинам.

До прихода израильтян из Египта в Ханаан там жили хеттеи (хетты), гергесеи аморреи, хананеи, ферезеи, евеи и иевусеи. Иногда их всех называют ханаанеянами или хананеями.

Между тем израильские племена, утомленные многолетними скитаниями и борьбой, стремились как можно скорее насладиться плодами победы. Ведь они вступили во владение тучными пастбищами, пахотными полями, оливковыми садами и виноградниками. Сбылись, наконец, их мечты о мирной и зажиточной жизни скотоводов и земледельцев. Поэтому они скоро забыли о войне; с окружающими их ханаанскими народами можно было кое-как договориться, жить с ними в мире и, таким образом, получить возможность вести хозяйство на покоренных землях. Так и получилось: израильтяне как бы образовали островки в море ханаанского населения. Результаты этой разобщенности не заставили слишком долго ждать. Израильтяне были люди простые и суровые, люди пустыни. Ханаанеяне превосходили их своей богатой цивилизацией и культурой, они строили большие города и к тому же говорили на языке, очень близком к древнееврейскому. Потомкам Иакова грозила извечная судьба варваров-завоевателей: быть поглощенными теми более развитыми народами, которые они себе подчинили. Распространенным явлением стали смешанные браки: израильтяне больше не считали неприличным жениться на девушках другой национальности, а израильтянки охотно выходили замуж за ханаанеян.

Девора и Варак

Гедеон

Между тем мадианитяне и амаликитяне перешли Иордан и расположились станом в Изреельской долине. Вдохновленный Духом Божиим, Гедеон призвал израильтян на борьбу за свободу. На его призыв собралось тридцать две тысячи израильских воинов. Но так как силы врага превосходили силы израильтян, то Гедеон попросил Господа подкрепить его веру в победу каким-нибудь чудом. По его просьбе Господь ночью послал на разостланное Гедеоном руно такую обильную росу, что утром Гедеон выжал из него целую чашу воды, тогда как вся земля была суха. В следующую ночь Господь послал обильную росу на землю, тогда как руно оставалось сухим. Еще раз получив подкрепление своей веры на помощь Божию, Гедеон решил всем войском внезапно напасть на врага. Но Господь сказал ему, что врагов он победит с небольшим количеством храбрых воинов, чтобы израильтяне потом не сказали, что они собственной силой, без помощи Божией, победили неприятеля. Тогда всем тем, у кого сердце не лежало к борьбе, Гедеон разрешил вернуться домой. Таких оказалось двадцать две тысячи. С Гедеоном осталось только десять тысяч отважных воинов, но и эта армия была слишком многочисленной. Как отобрать из числа этих храбрецов самых храбрых воинов? Сам Господь подсказал Гедеону, как это сделать. После обеда, когда солдаты пошли на речку утолить жажду, Гедеон внимательно наблюдал за ними с ближайшего холма. В большинстве своем солдаты клали оружие на землю и опустившись на колени, черпали воду руками. Только маленькая горстка солдат легла на живот и, не выпуская из рук оружия, по-собачьи лакала воду языком прямо из реки. Это были закаленные в боях воины, всегда бдительные и готовые к неожиданному нападению врага. Таких Гедеон насчитал всего триста, и именно с ними Господь повелел ему двинуться на врага; остальных же он отправил назад.

Семь лет безнаказанно опустошая Палестину, кочевники считали, что нет надобности соблюдать меры предосторожности. Караульная служба у них была поставлена плохо, в лагере царил неописуемый беспорядок. Между шатрами суетились мужчины, женщины и дети, а верблюдам, ослам и награбленному скоту не было числа. С наступлением ночи Гедеон отвел свой отобранный отряд в горы, откуда как на ладони просматривалась вся долина.

Иеффай

Прошло совсем немного времени, и израильтяне опять впали в идолопоклонство. Господь прогневался на евреев, и вскоре они попали под власть аммонитян, которые притесняли их восемнадцать лет. Когда еврейский народ обратился к Истинному Богу и не стал поклоняться ханаанским идолам, тогда Господь послал им избавителя в лице Иеффая.

Примерно в средней части гористого Заиорданья находится местность Галаад. Когда-то эта земля принадлежала аммонитянам, но при Иисусе Навине они были изгнаны, и на их землях поселились евреи. Однажды в Галааде умер некий почтенный израильтянин, оставив осиротевших жену и детей. Когда сыновья подросли, они выгнали из дома своего сводного брата Иеффая, потому что он был сыном блудницы, а не их матери. Братья не желали, чтобы сын блудницы получил долю отцовского наследства. Иеффай ушел из дома своего и нашел приют в земле Тов, неподалеку от истоков Иордана. Здесь он стал атаманом вольных людей и сеял страх своими дерзкими походами за добычей. В основном Иеффай нападал на врагов своей страны, захватывая у них стада и караваны.

Прежде чем вступить с аммонитянами в открытую войну, Иеффай попытался уладить дело мирным путем. Но царь аммонитян был непреклонен, он требовал возврата тех земель, которые когда-то завоевал Иисус Навин. Выхода не было, и пришлось вступить в вооруженную борьбу. Перед боем Иеффай дал клятву Богу, что если Господь поможет ему победить врага, то он принесет в жертву Богу того, кто из его дома первым выйдет ему навстречу.

Некоторые толкователи полагают, что так как закон Моисеев строго запрещает приносить человеческие жертвы ( Лев. 18. 21; 20:2–5 ; Втор. 12:31 ), то Иеффай отдал свою дочь для служения при Скинии.

Самсон

Так Самсон среди всеобщего уныния и подавленности осмелился выступить против жестоких угнетателей и в одиночку вести с ними героическую борьбу.

История жизни Самсона имела глубоко поучительный характер для всего израильского народа. Весь смысл ее заключался в том, что он был назорей. Когда он соблюдал обет назорейства, он был необычайно сильным, когда же он, увлекаясь чувственными наслаждениями, нарушал свой обет, он становился слабым. В обоих отношениях он был не только типом, но и зеркалом, в котором Израиль мог узнавать и себя, и свою историю. Израиль также был своего рода назорей, как народ, посвященный Богу, и пока он соблюдал свой завет с Богом, он был непобедим. Когда же он нарушал этот завет, предаваясь чувственным страстям и идолопоклонству – этому духовному прелюбодейству, то силы его слабели и он становился жалким рабом у какого-нибудь языческого народа. Таким образом, история жизни Самсона есть как бы олицетворение истории самого израильского народа. Она показала, что сила народа заключается в ревностном хранении своего союза с Богом.

Первосвященник и судья Илий

После смерти Самсона положение израильского народа оставалось прежним. Все его героические подвиги не в состоянии были сбросить тяжелого ига филистимлян и все же они имели для народа великое нравственное значение. Подвиги Самсона ободрили упавший дух народа. Люди, наконец, стали все больше приходить к убеждению, что бедствия их не прекратятся до тех пор, пока они сами не возродятся духовно и не сбросят прежде всего тяготеющее над ними иго религиозного скептицизма и политического разделения. И вот, шагом к этому внутреннему возрождению было то обстоятельство, что после Самсона должность судьи была предоставлена лицу, которое по своему положению могло содействовать духовному подъему и объединению народа. Этим лицом был первосвященник Илий.

Но когда таким образом над домом престарелого первосвященника готовился суд Божий, при Скинии рос благоговейный отрок, которому промысл Божий определил передать руководство судьбами народа. Это был Самуил.

Рождение, воспитание и призвание к пророческому служению Самуила

Молва о том, что Господь являлся Самуилу, быстро распространилась по всей земле обетованной. Израильские племена видели в нем отныне помазанника Божьего, пророка и мудреца. Его благочестие стало для народа единственной нравственной опорой в ту смутную эпоху, когда первосвященник и его сыновья-священники потеряли общее доверие.

Гибель династии Илия и пленение Ковчега

Тем временем филистимляне привезли Ковчег Завета в Азот и поставили его в капище своего бога Дагона. На другой день, придя в капище, они с ужасом увидели, что статуя Дагона лежала на полу у подножия Ковчега. Они поставили идола на место, но на следующий день нашли снова его лежащим на земле, к тому же с отсеченными руками и головой. В тот же день в городе вспыхнула эпидемия неизвестной болезни, а на полях появилось множество мышей, которые уничтожали посевы. Тогда филистимские старейшины решили перенести Ковчег в соседний город Геф. Но и там вскоре вспыхнула ужасная эпидемия, от которой страдали люди. В виду этого решено было перенести Ковчег в Аскалон. Но и здесь случилось то же самое, после чего ни один город не решился взять к себе Ковчег Бога Израилева. Наконец, по совету жрецов и прорицателей, филистимские правители решили вернуть Ковчег израильтянам. Ковчег поставили на колесницу, запряженную коровами, которые недавно отелились. Коров пустили одних, без возницы. И случилось сверхъестественное; несмотря на то, что недалеко в загоне мычали их телята, коровы, вопреки материнскому инстинкту, направились не к ним, а к израильской границе. Таким образом после семи месяцев плена Ковчег Завета вернулся на родину. Обрадованные возвращением Ковчега, израильтяне поставили его на большой камень, изрубили колесницу на дрова, а коров принесли в жертву Богу. После этого Ковчег был перенесен в город Кириаф-Иарим. Там его охранял Аминадав и сын его Елеазар до тех пор, пока царь Давид торжественно не перенес его в Иерусалим.

Самуил – пророк и судья

Шли тяжелые годы рабства и унижения. Силом был разрушен филистимлянами, и Самуил вернулся в свой родной город Раму. Хотя Самуил и не сразу после смерти Илия был призван на должность народного судьи, но среди народа он уже пользовался большой известностью и громадным влиянием. Самуил был не военачальником, как другие судьи, а мудрым учителем народа и пророком Божиим. Своим проницательным умом он видел причины бедствий своего народа и решил совершить религиозно-общественное преобразование. С этой целью он в своей пророческой одежде ходил по обетованной земле и повсюду пробуждал ревность к вере отцов. Своей пламенной речью он убеждал израильтян навсегда покончить с идолопоклонством и обратиться к единому Истинному Богу. И народ, доведенный до отчаяния филистимлянами, не оставался глух к его проповеди. В Израиле началось религиозно-нравственное возрождение. Чтобы закрепить это доброе настроение внешним актом, Самуил собрал народ в Массифу. Здесь, в Массифе, после публичного покаяния в своих грехах израильский народ возобновил союз с Богом.

Узнав о большом собрании израильтян в Массифе, филистимляне, боясь восстания, двинули на них свои войска. Но на этот раз Господь был со Своим народом, и филистимляне потерпели ужасное поражение. С этого времени весь Израиль признал Самуила своим судьей. Таким образом, у израильского народа снова появился вождь, направивший его на трудный путь духовного возрождения и политического единства.

Источник: Священная Библейская история / митрополит Вениамин (Пушкарь). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2017. - 784 с. / Ч. 1: Ветхий Завет. 7-350 с.

Охватывает период библейской истории от прихода израильтян в Ханаан под предводительством Иисуса Навина до учреждения Израильского царства, что соответствует позднему бронзовому веку.

Навстречу Иеффаю вышла его единственная дочь. Узнав об обете, она попросила отца только отпустить её на два месяца, чтобы она с подругами могла оплакать в горах свою участь. Через два месяца она вернулась и была принесена в жертву.

pinterest button

После смерти Иисуса Навина народ остался без определенного политического вождя и фактически распался на 12 племен, символически объединенных вокруг религии предков и осознания своего кровного родства, что не мешало таким эксцессам трайбализма как резня колена Ефрема (Суд.12:6) и колена Вениамина (Суд.20:46), в ходе которых погибло до 92 тыс. израильтян (42 тыс. ефремлян, 25 тыс. сынов вениаминовых и 22 тыс. ратников израильского ополчения).

Это разделение естественно ослабило народ политически, а вместе с тем и нравственно, так что он стал быстро подчиняться влиянию оставшегося не истреблённым ханаанского населения и увлекаться безнравственными формами его идолопоклонства, состоявшего в боготворении производительных сил природы (культ Ваала и Астарты).

Этим пользовались как туземные, так и окружающие народы и, мстя евреям за их прежние победы, подчиняли их себе и подвергали жестоким угнетениям.

Общее же количество израильтян в это время насчитывало 400 тыс. человек (Суд.20:2).

Примечательно, что ранее общее количество израильтян, вышедших из Египта при Моисее, было 600 тыс. человек (Исх.12:37).

В эпоху Судей часть израильтян продолжала вести кочевой образ жизни (1Пар.5:10), другая стала переходить к оседлости (1Пар.4:23).

Жители иудейского Вифлеема, например, выращивали ячмень и пшеницу (Руфь.2:23)

Судьи

Судьи являлись активными носителями израильского самосознания и посему ожесточенно сопротивлялись тенденциям ассимиляции израильтян в среде местного населения: ханаанеев, хеттиев, амореев и иевусеев.

Это проявлялось и в том, что судьи предводительствовали израильским ополчением и призывали к уничтожению святилищ местных народов (капищ Баала и Астарты).

Судьей мог быть и пророк (Самуил) и главарь банды разбойников (Иеффай) и женщина (Девора).

При этом все они активно исполняли судейские функции, что позволило поставить вопрос, что современная доктрина разделения властей имеет истоки в Ветхом Завете.

Последующее за эпохой судей установление при посредстве судьи Самуила израильской монархии демонстрирует то, что не имели судьи: регулярную армию, всеобщее налогообложение и реальную исполнительную власть. (1Цар.8:11-17).

Нравственный авторитет судей не всегда соответствовал их популярности.

Они не гнушались убийствами и блудом (Самсон), а также и мздоимством (сыновья Самуила Иоиль и Авия — 1Цар.8:3), хотя в целом их власть была основана либо на высоком моральном авторитете, либо на военной силе, поскольку и то, и другое позволяло исполнить вынесенные ими судебные решения, особенно в случае судебных споров между представителями разных колен.

География

Центрами расселения израильтян в эпоху Судей был, главным образом, Западный берег реки Иордан: города Силом (религиозный центр), Сихем (город Иисуса Навина) и Рама (город Самуила), расположенные в Самарии.

Иерусалим и будущая Иудея тогда еще оставались в руках иевусеев, а Мегиддо и Бейт-Шеан на севере — в руках ханаанеев.

Религия

Религия израильтян в эпоху Судей имела следующее своеобразие. Поклонение единому Богу в Силоме синкретически совмещалось с культом домашних духов-терафимов.

Сохранял свое сакральное значение Медный змей Моисея.

Колено Дана прямо вернулось к идолопоклонству (Суд.18:30).

Иевусейское святилище на горе Сион еще не было интегрировано в религию израильтян.

Список Судей Израиля

Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Фото: douard Debat-Ponsan, Public Domain.

Став во главе народа, Иисус Навин с необычайной энергией повёл наступательную войну и, пользуясь раздробленностью местных ханаанских князей, за короткое время разбил их одного за другим, при этом, согласно с обычным военным правом древности, подвергая всё население поголовному избиению, находившему себе оправдание, кроме того, и в той ужасной степени религиозно-нравственного развращения, на которой находились ханаанские народы и при которой они становились решительно опасными для религии и нравственности избранного народа. Завоевание исполнено было в семь лет, и завоеванная земля разделена была между двенадцатью племенами, на которые разделялся народ (по числу своих двенадцати родоначальников, сыновей Иакова), с выделением из них тринадцатого колена Левиты на священное служение.

Эпоха Судей (XII—XI вв. до н. э.| ~ З00 лет)

После смерти Иисуса Навина народ остался без определенного политического вождя и фактически распался на двенадцать самостоятельных республик, объединением для которых служило лишь единство религии и закона и сознание своего братства по крови. Это разделение естественно ослабило народ политически, а вместе с тем и нравственно, так что он стал быстро подчиняться влиянию оставшегося не истреблённым ханаанского населения и увлекаться безнравственными формами его идолопоклонства, состоявшего в боготворении производительных сил природы (культ Ваала и Астарты). Этим пользовались как туземные, так и окружающие народы и, мстя евреям за их прежние победы, подчиняли их себе и подвергали жестоким угнетениям.

От этих бедствий народ был избавлен старейшинами и доблестными вождями, так называемыми судьями, среди которых особенно выдаются знаменитая пророчица Девора, доблестный Гедеон и прославившийся своей чудесной силой Самсон, гроза злейшего врага израильского народа — филистимлян. Несмотря на эти подвиги отдельных лиц, вся история периода судей (продолжавшегося около 350 лет) есть история постепенных заблуждений, беззаконий и идолопоклонства народа с неразлучно следовавшими за ними бедствиями. Среди избранного народа почти совсем забыта была истинная религия, и на место её явились жалкие суеверия, распространявшиеся разными беспутными, бродячими левитами. Безнравственность стала настолько всеобщей, что прелюбодейное сожительство считалось обычным делом и как бы заменяло брак, а в некоторых городах развелись даже такие гнусные пороки, которыми некогда Содом и Гоморра навлекли на себя страшный гнев Божий.

Список Судей Израиля

Древний Израиль (Ханаан). Столицы: Силом (Шило), Мицпа, Рама, Гибеон (Гивон).

Читайте также: