Пьер спасает девочку из пожара кратко
Обновлено: 07.07.2024
Подумать только, этот богач, одевший и вооруживший на свои средства полк в тысячу солдат (вспомните, сколько усилий нужно было приложить д'Артаньяну, чтобы купить себе лошадь и мундир мушкетера), этот миллионер прячется в чужом доме, в соседней комнате с сумасшедшим, просит чужого слугу достать ему кучерской кафтан и пистолет!
От кого он прячется? Тут сплетение обстоятельств, достойное романов Дюма. Всесильный главнокомандующий Москвы Растопчин недоволен его связями с подозрительными лицами и требует, чтобы он немедленно покинул город. Но он не хочет уезжать из Москвы, потому что решил убить Наполеонаи тем спасти свое отечество и всю Европу. Кроме того, его жена-красавица требует развода, и наш герой избегает объяснений с ее посланным.
Пистолет, который ему достали, попадает в руки сумасшедшего — тот стреляет в вошедшего в дом французского офицера. Наш граф отводит руку безумца и спасает француза. Какая трогательная сцена дружбы двух вчерашних врагов! В порыве откровенности благородный граф открывает новому другу великую тайну своей жизни: он много лет любит одну женщину, любил ее еще девочкой, и эта любовь останется с ним навеки.
На долю графа выпало еще много испытаний. Его судили как поджигателя. Он предстал перед самым жестоким из французских маршалов — Даву; на его глазах расстреляли пятерых арестованных, а он стоял шестым.
Но, конечно, все кончается хорошо: граф освобожден из плена русскими партизанами; жена его умерла, и он может теперь жениться на любимой; в эпилоге мы видим крохотного сына на громадной ладони графа; все приключения кончились; впереди — покой и радость.
Мы любим д'Артаньяна прежде всего потому, что он был честным человеком и верным другом, умел любить, защищал достоинство женщины, был благороден, смел и добр. Без всех этих качеств д'Артаньян не был бы нам так дорог.
Но еще дороже — видеть, как человек становится честен, смел и добр, следить за тем, как он сам создает себя, воспитывает себя. Неразвитому уму это может показаться скучным — нужна немалая душевная работа, чтобы научиться видеть увлекательное в том, как формируется человек.
Лев Толстой писал не для тех, у кого неразвитый ум. Он умел придумывать острые, захватывающие сюжеты — мы видим, что умел. Но книги, в которых главное — внешняя увлекательность, были для него литературой второго сорта.
Он писал свои книги не для того, чтобы просто развлечь нас. Ему хотелось, чтобы мы учились думать и чувствовать, чтобы мы узнавали в его героях себя и сверяли себя с ними, чтобы наша жизнь становилась глубже и значительней; он своими книгами стремился сделать нас богаче.
Поэтому у него Пьер, проходя все свои тяжкие испытания, прежде всего думает. Поэтому у него Пьер вовсе не всегда героичен, чаще он смешон, нелеп, совершает ошибки и кается в них. Поэтому у него Пьер.
Но вернемся к его приключениям.
Еще в самом начале наполеоновского нашествия что-то новое, непривычное начало происходить в душе Пьера — а движения души волнуют Толстого больше, чем дуэли, пожары и даже войны.
Когда дворяне и купцы собрались для встречи с царем, Пьер наивно мечтал, что царь будет с ними советоваться. Надежды его не оправдались: царю были нужны деньги от купцов и крепостные от дворян, а мнения их не требовалось. И тем не менее, Пьер чувствовал в себе и в других силы, способные принести пользу России, и в душе его все ярче разгорался тот огонь, который сначала привел его к намерению убить Наполеона, потом заставил поехать на Бородинское поле, а вернувшись оттуда, обдумать и пересмотреть всю свою жизнь.
Да, Пьер ушел из дома, спрятавшись одновременно от графа Растопчина, французских солдат и посланца Элен. Но главное, от чего он ушел, — от своей прежней жизни, заполненной ненужными делами и людьми; ушел к внутренней свободе, к новой естественной жизни, которая, как ему казалось, могла начаться сейчас, когда все вокруг сломано и сдвинуто со своих мест.
В приключенческом романе автор может не показывать читателю, как изменяется характер его героя. Мы с радостным удивлением узнаем в мудром и сдержанном графе Монте-Кристо простоватого матроса Дантеса; нам даже понятно, что изменения этого характера произошли под влиянием аббата Фариа. Но мы не участвовали в духовном росте будущего графа Монте-Кристо. Нам довольно того, что человек изменился; теперь он живет иначе, поступает иначе.
У Толстого двадцатилетний Пьер в салоне Анны Павловны и тридцатипятилетний Пьер в эпилоге — разные люди: и самая важная для Толстого писательская задача — заставить нас участвовать в изменении характера Пьера, показать нам, как произошло, что неопытный юноша стал зрелым человеком с огромным будущим.
Вот это как мы и видели на протяжении многих страниц романа; Пьер ошибался в людях, покорялся своим страстям, совершал неразумные поступки, жил монотонной жизнью члена Английского клуба, отставного камергера — и все время думал, все время был недоволен собой и пересматривал себя.
Он еще не тот сильный человек, разумный организатор, умеющий все предвидеть и ничего не забыть, каким он станет в эпилоге. Он только еще двигается по своему пути — и в нем жив нелепый юноша, так же страстно защищавший Наполеона в гостиной Анны Павловны, как он теперь хочет его убить.
Предприятие Пьера обречено на провал, но мы, как и он сам, не сразу понимаем это. Он собирает душевные силы, но не умеет подумать о том, что пистолет велик: его нельзя спрятать под одеждой; что нужно по меньшей мере точно знать, когда и где проедет Наполеон, а потом уже размышлять, хватит ли решимости его убить.
Оставшись в Москве, Пьер решил скрыть свое знание французского языка. Но при первой же встрече с французом Рамбалем, которого он действительно спас от выстрела сумасшедшего, Пьер забывает свое решение не говорить по-французски. Спасение происходит вовсе не героически: Пьер напуган не меньше Рамбаля; и совсем он не хотел оказаться в положении благородного рыцаря, спасающего своего врага.
Еще более нелеп и даже, стыден внезапный порыв откровенности, заставивший Пьера рассказать Рамбалю всю историю своей любви к Наташе — то, чего он не мог бы рассказать ни одному человеку на свете.
Наутро, измученный угрызениями совести, Пьер собрал свою решимость, чтобы все-таки выполнить намерение убить Наполеона. Но теперь он понял, наконец, что пистолет не годится, и взял тупой кинжал, может быть подсознательно понимая и то, что никого этим кинжалом не убьешь.
Зачем Толстой рисует все поступки Пьера в таком странном, почти смешном виде? А затем, что они придуманные, неестественные. Убить Наполеона — трудный и сложный замысел, для его выполнения нужна не только отвага, но хладнокровие, умение все взвесить, обдумать, — этого-то умения у Пьера нет.
Зато у него есть доброта — и когда он бежит по разрушенным дворам в горящий дом искать чужую девочку, этот его поступок так же естествен, как естественно он бросается на помощь женщине, с которой срывают ожерелье. Пересказывая этот эпизод как бы для приключенческого романа, я позволила себе совсем немного сократить слова Толстого, потому что полностью они никак бы не подошли для рассказа о мужественном графе.
Выделенные слова снижают героическую окраску происходящего. Босой француз! В приключенческом романе ему бы следовало быть по крайней мере в доспехах. И может ли благородный герой молотить кулаками по своему противнику!
Глава 1. Суд над поджигателями
Глава 8. Граф спасает ребенка из пылающего дома
Глава 1. Красавица любуется табакеркой
ВО ВРЕМЯ ВОИНЫ С ФРАНЦУЗАМИ
НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ РУССКОГО ГРАФА
ЧАСТЬ I. НЕЗАКОННЫЙ СЫН
Глава 1. Сын миллионера приезжает из Парижа
Глава 2. Роковое пари
Глава 3. Полицейский на медведе
Глава 4. Тайна мозаикового портфеля
Глава 5. Граф умер — да здравствует граф!
ЧАСТЬ II. ВЕЛЬМОЖА
Глава 2. Граф в халате
Глава 3. Добрые дела миллионера
Глава 5. Новая любовь
ЧАСТЬ III. ПЛЕННЫЙ
Глава 1. Великая битва
Глава 2. Графа подозревают
Глава 3. Миллионер исчез из дома
Глава 4. Переодетый граф ищет оружие
Глава 5. Встреча с любимой
Глава 6. Пистолет в руках сумасшедшего
Глава 7. Убить Наполеона!
Глава 9. Ожерелье красавицы армянки
Глава 10. Под конвоем французских улан
ЧАСТЬ IV. СЧАСТЛИВЕЦ
Глава 2. Русский граф и французский маршал
Глава 3. Расстрел
Глава 4. Лиловая собачонка
Глава 5. Освобождение
Глава 6. Встреча в Москве
Эпилог. Счастливая семья графа
Подумать только, этот богач, одевший и вооруживший на свои средства полк в тысячу солдат (вспомните, сколько усилий нужно было приложить д'Артаньяну, чтобы купить себе лошадь и мундир мушкетера), этот миллионер прячется в чужом доме, в соседней комнате с сумасшедшим, просит чужого слугу достать ему кучерской кафтан и пистолет!
От кого он прячется? Тут сплетение обстоятельств, достойное романов Дюма. Всесильный главнокомандующий Москвы Растопчин недоволен его связями с подозрительными лицами и требует, чтобы он немедленно покинул город. Но он не хочет уезжать из Москвы, потому что решил убить Наполеонаи тем спасти свое отечество и всю Европу. Кроме того, его жена-красавица требует развода, и наш герой избегает объяснений с ее посланным.
Пистолет, который ему достали, попадает в руки сумасшедшего — тот стреляет в вошедшего в дом французского офицера. Наш граф отводит руку безумца и спасает француза. Какая трогательная сцена дружбы двух вчерашних врагов! В порыве откровенности благородный граф открывает новому другу великую тайну своей жизни: он много лет любит одну женщину, любил ее еще девочкой, и эта любовь останется с ним навеки.
На долю графа выпало еще много испытаний. Его судили как поджигателя. Он предстал перед самым жестоким из французских маршалов — Даву; на его глазах расстреляли пятерых арестованных, а он стоял шестым.
Но, конечно, все кончается хорошо: граф освобожден из плена русскими партизанами; жена его умерла, и он может теперь жениться на любимой; в эпилоге мы видим крохотного сына на громадной ладони графа; все приключения кончились; впереди — покой и радость.
Мы любим д'Артаньяна прежде всего потому, что он был честным человеком и верным другом, умел любить, защищал достоинство женщины, был благороден, смел и добр. Без всех этих качеств д'Артаньян не был бы нам так дорог.
Но еще дороже — видеть, как человек становится честен, смел и добр, следить за тем, как он сам создает себя, воспитывает себя. Неразвитому уму это может показаться скучным — нужна немалая душевная работа, чтобы научиться видеть увлекательное в том, как формируется человек.
Лев Толстой писал не для тех, у кого неразвитый ум. Он умел придумывать острые, захватывающие сюжеты — мы видим, что умел. Но книги, в которых главное — внешняя увлекательность, были для него литературой второго сорта.
Он писал свои книги не для того, чтобы просто развлечь нас. Ему хотелось, чтобы мы учились думать и чувствовать, чтобы мы узнавали в его героях себя и сверяли себя с ними, чтобы наша жизнь становилась глубже и значительней; он своими книгами стремился сделать нас богаче.
Поэтому у него Пьер, проходя все свои тяжкие испытания, прежде всего думает. Поэтому у него Пьер вовсе не всегда героичен, чаще он смешон, нелеп, совершает ошибки и кается в них. Поэтому у него Пьер.
Но вернемся к его приключениям.
Еще в самом начале наполеоновского нашествия что-то новое, непривычное начало происходить в душе Пьера — а движения души волнуют Толстого больше, чем дуэли, пожары и даже войны.
Когда дворяне и купцы собрались для встречи с царем, Пьер наивно мечтал, что царь будет с ними советоваться. Надежды его не оправдались: царю были нужны деньги от купцов и крепостные от дворян, а мнения их не требовалось. И тем не менее, Пьер чувствовал в себе и в других силы, способные принести пользу России, и в душе его все ярче разгорался тот огонь, который сначала привел его к намерению убить Наполеона, потом заставил поехать на Бородинское поле, а вернувшись оттуда, обдумать и пересмотреть всю свою жизнь.
Да, Пьер ушел из дома, спрятавшись одновременно от графа Растопчина, французских солдат и посланца Элен. Но главное, от чего он ушел, — от своей прежней жизни, заполненной ненужными делами и людьми; ушел к внутренней свободе, к новой естественной жизни, которая, как ему казалось, могла начаться сейчас, когда все вокруг сломано и сдвинуто со своих мест.
В приключенческом романе автор может не показывать читателю, как изменяется характер его героя. Мы с радостным удивлением узнаем в мудром и сдержанном графе Монте-Кристо простоватого матроса Дантеса; нам даже понятно, что изменения этого характера произошли под влиянием аббата Фариа. Но мы не участвовали в духовном росте будущего графа Монте-Кристо. Нам довольно того, что человек изменился; теперь он живет иначе, поступает иначе.
У Толстого двадцатилетний Пьер в салоне Анны Павловны и тридцатипятилетний Пьер в эпилоге — разные люди: и самая важная для Толстого писательская задача — заставить нас участвовать в изменении характера Пьера, показать нам, как произошло, что неопытный юноша стал зрелым человеком с огромным будущим.
Вот это как мы и видели на протяжении многих страниц романа; Пьер ошибался в людях, покорялся своим страстям, совершал неразумные поступки, жил монотонной жизнью члена Английского клуба, отставного камергера — и все время думал, все время был недоволен собой и пересматривал себя.
Он еще не тот сильный человек, разумный организатор, умеющий все предвидеть и ничего не забыть, каким он станет в эпилоге. Он только еще двигается по своему пути — и в нем жив нелепый юноша, так же страстно защищавший Наполеона в гостиной Анны Павловны, как он теперь хочет его убить.
Предприятие Пьера обречено на провал, но мы, как и он сам, не сразу понимаем это. Он собирает душевные силы, но не умеет подумать о том, что пистолет велик: его нельзя спрятать под одеждой; что нужно по меньшей мере точно знать, когда и где проедет Наполеон, а потом уже размышлять, хватит ли решимости его убить.
Оставшись в Москве, Пьер решил скрыть свое знание французского языка. Но при первой же встрече с французом Рамбалем, которого он действительно спас от выстрела сумасшедшего, Пьер забывает свое решение не говорить по-французски. Спасение происходит вовсе не героически: Пьер напуган не меньше Рамбаля; и совсем он не хотел оказаться в положении благородного рыцаря, спасающего своего врага.
Еще более нелеп и даже, стыден внезапный порыв откровенности, заставивший Пьера рассказать Рамбалю всю историю своей любви к Наташе — то, чего он не мог бы рассказать ни одному человеку на свете.
Наутро, измученный угрызениями совести, Пьер собрал свою решимость, чтобы все-таки выполнить намерение убить Наполеона. Но теперь он понял, наконец, что пистолет не годится, и взял тупой кинжал, может быть подсознательно понимая и то, что никого этим кинжалом не убьешь.
Зачем Толстой рисует все поступки Пьера в таком странном, почти смешном виде? А затем, что они придуманные, неестественные. Убить Наполеона — трудный и сложный замысел, для его выполнения нужна не только отвага, но хладнокровие, умение все взвесить, обдумать, — этого-то умения у Пьера нет.
Зато у него есть доброта — и когда он бежит по разрушенным дворам в горящий дом искать чужую девочку, этот его поступок так же естествен, как естественно он бросается на помощь женщине, с которой срывают ожерелье. Пересказывая этот эпизод как бы для приключенческого романа, я позволила себе совсем немного сократить слова Толстого, потому что полностью они никак бы не подошли для рассказа о мужественном графе.
Выделенные слова снижают героическую окраску происходящего. Босой француз! В приключенческом романе ему бы следовало быть по крайней мере в доспехах. И может ли благородный герой молотить кулаками по своему противнику!
I
В этой главе Толстой размышляет об истории в целом и ее правильном восприятии потомками.
II
В этой главе Толстой размышляет о том, насколько трудно быть главнокомандующим, в частности на примере Кутузова.
III
Сентябрь 1812 г.
Русские войска отступают от Бородина и стоят у Филей. Кутузов проводит "совет в Филях". Он понимает, что нужно отдать приказ об отступлении.
IV
Кутузов объявляет, что армия будет отступать из Москвы.
V
Толстой рассказывает о графе Растопчине, главнокомандующем Москвы. Растопчин действует сумбурно и неопределенно. В это время москвичи, кто может, уезжают из Москвы с вещами.
VI
В этот период жена Пьера Безухова, Элен Безухова, принимает католичество. Она надеется, что новая религия законно освободит ее от мужа Пьера. Элен хочет снова стать "свободной", чтобы выйти замуж.
VII
Чтобы в обществе одобрили ее развод, Элен рассказывает светскому обществу, что ей сделали предложение два кавалера. Она пытается красиво преподнести тот факт, что она хочет выйти замуж при живом муже. Элен пишет Пьеру письмо, в котором сообщает о планах на развод.
VIII
В это время Пьер находится на фронте. Ночью он отдыхает после жуткого сражения.
IX
Пьеру сообщают, что французы подходят под Можайск и что нужно уезжать. Пьер едет в Москву. По дороге он узнает о смерти Анатоля Курагина и Андрея Болконского.
X
30 августа Пьер возвращается в Москву. Пьер заезжает к главнокомандующему Москвы графу Растопчину.
XI
Граф Растопчин советует Пьеру уехать из Москвы. Пьер приезжает домой, читает письмо от жены, Элен, в котором говорится о планируемом разводе. В тот же день Пьер уходит из дома. Никто ничего не знает о Пьере до самого конца разорения Москвы.
XII
Семья Ростовых медленно и вяло готовится к отъезду из Москвы. Петя Ростов переводится в полк Пьера Безухова, формирующийся под Москвой. Теперь Петя находится ближе к матери-графине Ростовой, которая очень за него переживает.
XIII
По улицам Москвы едут телеги с ранеными. Наташа Ростова видит их из окна и предлагает офицерам остановиться у них в доме, так как они все равно уезжают из Москвы скоро. Раненые располагаются в доме Ростовых. Графиня-мать упрашивает мужа ехать завтра, чтобы увезти из Москвы Петю и тем самым помешать ему участвовать в сражении.
XIV
Слуги Ростовых принимают у себя еще одного раненого. Им оказывается Андрей Болконский, который, по словам его камердинера, очень слаб.
XV
Добрый граф Ростов освобождает несколько телег от имущества, чтобы на телегах могли уехать раненые солдаты. Графиня Ростова сердится на графа за его поступок, потому что она считает, что доброта графа разоряет их семью.
XVI
К Ростовым приезжает Адольф Берг (муж Веры Ростовой). Берг рассказывает о том, как храбро сражалась русская армия при Бородине. Наташа просит мать позволить вместо вещей увезти из Москвы побольше раненых.
XVII
Ростовы уезжают из Москвы и увозят с собой раненых. В одной из колясок едет раненый Болконский. Графиня Ростова и Соня знают об этом, но не говорят об этом Наташе. На одной из улиц Наташа видит Пьера Безухова, переодетого в кучера. Пьер говорит, что остается в Москве и прощается с Ростовыми.
XVIII
Пьер Безухов уже 2-ой день не живет дома. Он живет на квартире своего покойного учителя-масона Баздеева.
XIX
Автор рассказывает, как Пьер оказался в наряде кучера. Вот как это было: вернувшись от графа Растопчина, Пьер приходит к себе домой; затем он направляется в дом своего учителя-масона Баздеева, читает его бумаги и просит слугу Баздеева найти ему кучерский кафтан и пистолет; затем Пьер ночует в доме Баздеева.
XX
1 сентября 1812 года ночью Кутузов отдает приказ об отступлении на Рязанскую дорогу. Армия отступает. Сам Кутузов тоже покидает Москву.
2 сентября Наполеон предвкушает взятие Москвы. Он просит привезти к нему московских бояр для беседы, но бояре так и не появляются. Наполеон объявляет наступление. Войска и сам Наполеон доезжают до Дорогомиловской заставы.
В Москве в это время находится лишь 1/50 часть жителей. Наполеону объявляют, что Москва пуста. Он разочарован и шокирован.
XXI
Автор описывает отступление русской армии через Москву и трудности, которые при этом были.
XXII
В дом Ростовых стучится молодой офицер и спрашивает хозяев. Этот офицер представляется племянником графа Ростова. Он говорит, что хотел попросить у графа денег на новые сапоги. Служанка Мавра Кузьминишна выносит офицеру свои деньги и отдает ему. Приняв деньги, офицер бежит догонять свой полк.
XXIII
В Москве в одном из питейных домой происходит драка с убийством. После драки народ отправляется к графу Растопчину, чтобы разобраться в ситуации.
XXIV
Автор рассказывает о нелепой деятельности графа Растопчина в период перед сдачей Москвы французам. По словам Толстого, граф Ростопчин плохо выполняет свои прямые обязанности.
XXV
К дому графа Ростопчина подходит толпа из питейного дома, где произошла драка. Толпа требует Растопчина. Граф Растопчин хочет переключить внимание людей и для этого показывает народу молодого человека по фамилии Верещагин. Верещагин был обвинен в измене и приговорен к каторге. Растопчин решает, что Верещагина можно отдать на растерзание толпе. По призыву Растопчина толпа набрасывается на Верещагина и убивает его. Растопчин тем временем уезжает из Москвы к Кутузову. По дороге его мучает совесть за убийство Верещагина.
XXVI
Французы вступают в Москву и занимают Кремль и центральные улицы. Армия французов истощилась и устала. Французы занимаются мародерством: они занимают дома богатых дворян, пользуются брошенными богатствами, едой, каретами и т.д.
Толстой объясняет, что пожар в Москве случился не специально из-за поджога, из-за того, что Москва была оставлена хозяевами. По словам Толстого, деревянная Москва всегда была подвержена пожарам, но без хозяев она была обречена на гибель от пожара.
XXVII
Пьер Безухов живет в доме своего учителя-масона Баздеева, пьянствует, не моется и плохо спит. Он собирается лично найти и убить Наполеона, чтобы отомстить за войну.
XXVIII
Вдруг в дом Баздеева, где теперь живет Пьер, приходят французы. Они остаются жить в доме. Сумасшедший брат Баздеева нападает на одного из французов с пистолетом. Пьер бросается к нему и спасает жизнь французу.
XXIX
Француз приглашает Пьера пообедать вместе с ним. Француза зовут капитаном Рамбалем. Он узнает, что Пьер — богатый русский дворянин. Рамбаль называет Пьера своим другом за то, что тот спас ему жизнь.
XXX
Ростовы и взятые ими под опеку раненые медленно едут из Москвы. Они останавливаются на ночлег в Больших Мытищах.
XXXI
Соня рассказывает Наташе о том, что Андрей Болконский следует в одной из телег вместе с семьей Ростовых. Наташа в тайне от всех ночью идет в домик, где лежит Болконский.
XXXII
Болконский говорит Наташе, что любит ее. Наташа просит у него прощения за то, что сделала (за ее отношения с Анатолем Курагиным). Ростовы продолжают путь из Москвы. Наташа на каждой остановке видится с Андреем и ухаживает за ним.
XXXIII
3-е сентября. Пьер просыпается и собирается на улицу, чтобы убить Наполеона. Москва горит в пожарах сильнее и сильнее. На улице какая-то женщина просит Пьера помочь ей найти дочь, которая осталась при пожаре в доме. Пьер идет со служанкой в дом. Французы показывают Пьеру, где девочка. Пьер берет девочку на руки и уносит ее.
XXXIV
Пьер ищет родителей девочки, но не находит их. В это время он видит французов, которые снимают сапоги с русского старика и пристают к женщине. Пьер отдает девочку старухе, которая стоит рядом, а сам вступается за женщину и дерется с французами. За это французы забирают Безухова на гауптвахту как опасного преступника.
Таково краткое содержание романа "Война и мир" Толстого — том 3 часть 3.
Жизнь Пьера до плена
Пьер Безухов до войны преодолел многое: и измены жены, и разочарование в масонстве, и ощущение полного одиночества. Именно поэтому он решает принять участие в войне. На поле боя он чувствует единение с русским народом и разочаровывается в своем кумире. Герой решает убить Наполеона и в Москве, занятой французами, вооружается пистолетом и решается на воплощение своего замысла.
Как Пьер попал в плен — важный вопрос, который раскрывает персонажа. Его поступки говорят о доброте. Но в то же время Толстой показывает состояние Безухова, он переживает духовный кризис. Кратко о событиях до плена:
- Безухов идет в штаб-квартиру Наполеона, чтобы осуществить задуманное.
- На пути он слышит крики о помощи. Оказывается, что в горящем доме осталась маленький ребенок. Пьер героически спасает девочку из пожара.
- Позже он видит, что французы грабят армянку и старика. Он помогает людям, но сам попадает в плен к врагу.
Граф Безухов у врага
В заточении герой переживает чувства человека, приговоренного к смерти за преступление, которого он не совершал. Безухов видит расстрел своих соотечественников, венесуэльца и уже сам готов принять смерть. Реакция героя на происходящее — ужас, смешанный со смирением. Однако когда очередь доходит до Безухова, казнь прекращают и он остается в плену. Эта сцена — одна из самых эмоциональных в романе.
Платон Каратаев
Рассуждение о движении и действиях русского и французского войск в 1812 г. и о зависимости главнокомандующих от свершающихся событий. Русское войско постоянно отступает, а французское несется к Москве. В русском войске по мере отступления все более разгорается дух озлобления против врага. Французы доходят до Москвы и там останавливаются. Не дано ни одного сражения. Главнокомандующий всегда находится в середине движущегося ряда событий, а потому никогда не бывает в силах обдумать все свершающиеся события.
Кутузов с генералами на Поклонной горе. Разговоры о дальнейшем плане действий. Из всех разговоров Кутузов понимает, что защищать Москву нет никаких физических сил. Лишь один Бенигсен настаивает на защите Москвы, но лишь потому, что хочет для себя славы. Кутузова же волнуют другие вопросы: неужели это он допустил Наполеона до Москвы, и в какой момент это произошло? Он понимает весь ужас того приказания, которое придется отдать. Но делать нечего. Кутузов идет к экипажу и едет в Фили.
Мысли автора об оставлении Москвы жителями и о сожжении ее. Он считает, что оставление Москвы было неизбежно. Как только подходил неприятель, богатые уходили, а бедные оставались и истребляли и сжигали то, что осталось. Народ ждал той минуты, когда он сможет сделать то, что ему положено, а потому спокойно ожидал вхождения войск в Москву. Люди уезжали из Москвы, потому что не могли жить под Наполеоном, и делали они то великое дело, которое и спасло Россию. Граф же Растопчин, который призывал своими афишками не покидать Москву, не понимал значение совершавшегося события, а хотел кого- то поразить, но выглядел как глупый мальчишка, который резвился над величавым и неизбежным событием сожжения Москвы.
Элен Безухова в Петербурге. Ее близость с вельможей и иностранным принцем и желание с обоими сохранить отношения. Через несколько дней после ее возвращения ей был представлен иезуит, который долго беседует с Элен о Боге, о любви к Христу, о сердце Божьей Матери. Элен была тронута. Переход Элен в католичество. Но постоянно требует от католиков, которые занимаются этой процедурой, освободить ее от мужа. Она говорит, что теперь, вступив в истинную религию, она не может считаться женой того, который является приверженцем религии ложной.
Стремление Элен к новому замужеству. Подготовка ею мнения светского общества. Она распространяет слух о том, что, бедная, она не может выбрать между двумя претендентами на ее руку.
Весь свет принялся обсуждать, какая партия выгоднее, так как Элен призналась, что любит обоих. Вопрос же о том, можно ли вообще выходить замуж от живого мужа, не стоял, так как считался решенным и заговорить о нем значило выказать свою глупость и неумение жить в свете. Отношение к браку Элен ее отца и матери. Василий рад за нее, потому что она так долго мучилась с Пьером. Мать же Элен не нравилась идея выти замуж во второй раз при живом муже, она даже нашла текст Библии, где запрещается подобное действо. Письмо Элен к Пьеру с просьбой о разводе.
Пьер после Бородинского сражения возвращается в Можайск. Он понимает, что лишь в спокойной обстановке сможет обдумать и переосмыслить все то, что видел на войне. По дороге в Можайск Пьер встречается с солдатами. Они с простотой его принимают, кормят, провожают до Можайска, где он находит своих. Пьер решает дать денег солдатам, но какой-то внутренних голос говорит ему, что не стоит. Пьер засыпает в своей коляске.
Возвращение Пьера в Москву. Пьер в приемной у Графа Растопчина. Пьер читает афишки, которые выпускает граф, и возражает ему, говоря о невозможности вести бой в городе. Присутствующие в приемной намекают Пьеру об Элен, но тот еще ничего не знает о ее решении выйти замуж, поэтому не понимает их. История Верещагина. Это купец-недоучка, который решил взять на себя вину за сочинение прокламации, которую на самом деле написал Наполеон. А графу нужно было, чтобы Верещагин указал на Ключарева. Но Верещагин не признавался, потому его ждет наказание.
Разговор Пьера с графом Растопчиным о масонстве и деле Ключарева и Верещагина. Растопчин спрашивает Пьера, не из тех ли тот масонов, которые под видом спасения рода человеческого хотят погубить Россию. Пьер отвечает, что он масон. Растопчин объясняет Пьеру, что Сперанский, Магницкий, Ключарев и им подобные сосланы куда надо за то, что предали родину. Он советует Пьеру прекратить всякого рода отношения с подобными масонами и самому уезжать подобру-поздорову. Настроение Пьера. Он читает письмо жены, но не понимает ни слова. Исчезновение Пьера из дома.
Ростовы. Графине в первый раз приходит в голову мысль о том, что оба ее сына на войне и кто-нибудь из них, а может, даже оба могут быть убиты. Все знакомые Ростовых выехали из Москвы, но графиня ничего про отъезд слышать не хотела, так как ждала возвращения из армии Пети. Наконец Петя приезжает, но он держится подальше от матери, так как ее чрезмерная опека раздражает его. Москва перед нашествием французов. По городу ходят разные слухи, но, несмотря на это, люди понимают, что Москва будет сдана. Некоторые уезжают, другие только собираются. Сборы Ростовых к выезду из Москвы. Укладыванием вещей руководит Соня. Графиня, недовольная поведением Пети, всю злость вымещает на Соне, говоря, что была бы рада, если бы Николенька женился на богатой невесте. Соня понимала, что это выход для Ростовых, но ей было больно. Наташа и Петя радовались отъезду, как и всему, что происходило вокруг, потому что все необычное всегда радостно для молодых людей.
Наташа во время сборов к отъезду. Она старается принимать участие в сборе вещей, но душа ее не лежит к этому, а потому она выходит на улицу. Там она встречает обоз с ранеными и предлагает им остановится в их доме. Наташа добивается разрешения раненым остановиться в их доме. За обедом возвращается Петя. Он рассказывает о призыве Растопчина брать оружие и идти завтра на три горы, где будет сражение.
Сборы к отъезду в доме Ростовых. Деятельность Наташи по укладке вещей. Теперь она уже серьезно занимается этим делом: укладывает фарфор, ковры. Благодаря Наташе оставлялись ненужные вещи и укладывались самые дорогие. Коляска с раненым князем Андреем останавливается в доме Ростовых.
Последний день Москвы перед сдачей ее французам. Было воскресенье, люди пошли на службу. Раненые просят графа Илью Андреевича взять их на подводы, так как у них у самих нет ничего в Москве. Граф приказывает разгрузить некоторые подводы, чтобы взять с собой раненых. Объяснение по этому поводу между графом и графиней. Он говорит, что вещи — дело наживное, а каково им оставаться! Но графиня упрекает его в том, что он разоряет этим поступком своих детей. Наташа, слышавшая конец разговора, пытается узнать, о чем спорят граф с графиней, но те ей не говорят.
Приезд к Ростовым Берга. Он начинает рассказывать о подвигах солдат и офицеров во время сражения. Берг просит у графини одного или двух мужиков, чтобы те помогли ему донести до его дома шифоньерочку и туалет, которые он купил по дешевке, и о которых так мечтала Вера. Раздражение Наташи против матери за то, что не хочет отдавать подводы под раненых. Наташа называет поступок графини мерзостью, гадостью. Она кричит на мать, потом просит прощения и говорит, что прикажет брать раненых. Граф кивает головой в знак согласия. Свалка вещей и размещение раненых. Наташа находится в веселом расположении духа. Забираются раненые из соседних домов. Соня же записывала те вещи, которые скидывала Наташа, и старалась увезти как можно больше.
Отъезд Ростовых. Графиня плачет, граф крестится и целует Мавру Кузьминичну и Васильича, которые остаются в Москве. Поезд из экипажей трогается, люди Ростовых, которые остаются в Москве, провожают их. Наташа испытывает радостное чувство. Она высовывается из повозки и смотрит на обозы раненых, которые едут вперед их. Самой первой едет коляска с раненым Андреем Болконским. Наташа глазами ищет эту повозку, чтобы убедиться, что она не отстала, хотя еще и не знает, что в ней Болконский. Встреча Ростовых с Пьером, наряженным в кучерский кафтан. Пьер, узнав Наташу, сначала направляется к ней, но потом, вспомнив что-то, останавливается. Наташа подзывает его, она спрашивает, остается ли тот в Москве, как ему показалось на войне. Пьер с растерянным видом целует Наташе руку и уходит. Наташа еще долго смотрит ему вслед, радостно улыбаясь.
Пьер после своего возвращения из Можайска в Москву испытывает чувство спутанности и безнадежности. Ему кажется, что все теперь кончено, все смешалось, нет ни правого, ни виноватого, впереди нет выхода из сложившегося положения. Пьер поселяется в квартире вдовы масона Баздеева. Он просит для себя крестьянское платье и пистолет. Платье ему предоставляют, а вот пистолета не было. Тогда Пьер отправляется покупать пистолет у Сухаревой башни, тогда он встречает Ростовых.
Опустевшая Москва — сравнение ее с обезматочевшим ульем. Такой улей на поверхности кажется живым, но внутри уже нет жизни. Не тот уже запах, не тот звук, еще копошатся пчелы, но жизни нет. Так и в Москве еще копошились люди, пятидесятая часть от жителей Москвы, но они не понимают того, что делают. Наполеону наконец сообщают, что Москва пуста. Он не может поверить в реальность сообщаемого, в реальность того, что развязка театрального представления не удалась.
Движение русских войск через оставляемую Москву продолжалось с двух часов дня и до двух часов ночи. Грабеж лавок. Давка на Москворецком мосту. Генерал Ермолов приказывает снять орудия, чтобы стрелять по мосту, при условии, если давка не прекратится. Толпа, опасаясь исполнения обещания, переворачивая повозки, побежала и расчистила дорогу для войск.
В опустевшем доме Ростовых. Марья Кузьминична дает офицеру двадцатипятирублевую ассигнацию. Этот офицер оказался родственником графу, который всегда ему помогал материально, а теперь он обносился и хотел попросить у Ростова денег.
Москва перед вступлением неприятеля. Уличные сцены, гульба фабричных. Драка кузнецов с целовальником. Шествие толпы по улице. Чтение в толпе растопчинской афиши.
Полицеймейстер старается успокоить разбушевавшихся, но те грозят ему расправой, он уезжает.
Рассуждение автора о деятельности Растопчина в Москве. Растопчин, недовольный и раздраженный Кутузовым и всем ходом дел, отдает последние распоряжения. Он пишет в своем дневнике, что его целью было в то время сохранить спокойствие в Москве и выпроводить из нее всех жителей. Но Растопчин понятия не имел о том, что ему нужно сделать, а потому все его действия, в сущности, ничем не помогли в деле спасения Москвы. Он приказывает отпустить сумасшедших, колодников. Только Верещагина приказывает привести к себе.
Вступление французских войск в Москву. Эпизод защиты кучкой русских Кремля. Из Кремля раздается несколько выстрелов, которые попадают в солдат. Французы уже приготовились к атаке и кровопролитной битве, но оказалось, что всего четыре человека защищают Кремль. Их вскоре убивают. Размещение французского войска в городе. Это было истощенное, измученное, но все еще державшееся войско. Грабежи. Мародерство. Начальники останавливают солдат от мародерства, приказывают никому не выходить из домов, но все бесполезно, процесс нельзя остановить. Пожар Москвы и его причины. По мнению автора, Москва сгорела, так как была поставлена в такие условия, когда всякий деревянный город должен сгореть. Кроме того, не может не сгореть город, в котором вместо мирных жителей живут солдаты, курящие трубки, разжигающие на улицах костры, чтобы приготовить себе пищу. Москва сожжена жителями, теми, которые выехали из нее. Сожжена потому, что они не поднесли неприятелю хлеба-соли и ключей.
Настроение Пьера во время пребывания его на квартире Баздеева. В последнее время он находится в состоянии, близком к сумасшествию. Он не может отделаться от ощущения своей ничтожности и лживости в сравнении с той правдой, простотой и злой, которая была у простого народа. Мысли об убийстве Наполеона. Он, Пьер, остался в Москве, скрывая свое имя, чтобы убить Наполеона и прекратить несчастье всей Европы. Он не представляет, как сможет убить Наполеона, зато явно видит свою погибель и геройское мужество. Приход в комнату к Пьеру пьяного Макара Алексеевича. Под действием алкоголя тому кажется, что в доме французы и сам Наполеон, которому он не желает сдаваться. Макара Алексеевича еле успокаивают.
Появление в доме Баздеева капитана Рамбаля. Пьер спасает его от выстрела сумасшедшего Макара Алексеевича. Офицер хочет наказать предателя, но Пьер уговаривает его этого не делать. Разговор Пьера с французом. Француз не верит Пьеру, что тот русский и говорит, что рад встретить своего соотечественника.
Пьер за ужином с Рамбалем. Рамбаль просит Пьера назвать свое имя, то отказывается. Рамбаль принимает Пьера за офицера русской армии, перешедшего на сторону французов, и полностью доверяет ему. Он говорит Пьеру, что русские лихие враги. Рассказ Рамбаля о своих любовных похождениях. Пьера посещает мысль убить Рамбаля, но в ту же минуту какой-то внутренний голос говорит, что не надо этого делать. Пьер понимает, что мечта пожертвовать собой рассыпается в прах. Откровенные речи Пьера о себе. На вопрос Рамбаля о любви Пьера он отвечает, что всю жизнь любит и будет любить одну женщину, но она никогда не будет принадлежать ему. Пьер рассказывает историю любви Наташи и князя Андрея, открывает свое имя и положение в обществе.
Обоз Ростовых на ночлеге в Мытищах. В десять часов все Ростовы размещаются по дворам и избам большого села. Зарево пожара Москвы. Люди не верят, что это зарево из Москвы, но потом уверяются, что так и есть. Раздаются вздохи, молитвы и всхлипывания.
Толки Ростовых о пожаре Москвы. Графиня плачет, Соня боится, что так вся Москва сгорит. Настроение Наташи после того, как она узнала о ране князя Андрея и его присутствии с ними в обозе. Наташа ходит как во сне после получения этого известия от Сони. Свидание Наташи с князем Андреем. Она весь день только тем и жила, что увидит его, но когда ночью пробралась к нему, испугалась. Болконский был такой, как всегда. Но цвет его лица, нежная шея, восторженные глаза, направленные на нее, придавали ему какой-то детский вид. Наташа подошла к нему, он протянул ей руку.
Князь Андрей. Описание его болезни после ранения. В течение семи дней Болконский находится в беспамятстве. Но потом вроде оправился и даже попросил вынести его на воздух, но не рассчитал силы и потерял сознание. Нравственный переворот Болконского. Он понимает, что любовь — это не та любовь, ради самой любви, ради других, надо любить всех, врагов, родных. И теперь князь Андрей признается в этой любви Наташе. Она просит у него прощения, но он говорит, что любит ее теперь больше, чем раньше. Наташа ухаживает за раненым князем Андреем.
Пьер бродит по улицам Москвы. Он ходит в бреду. Не понимая, куда идет и зачем. Спасение им из горящего дома ребенка. Пьер как будто отрезвляется при криках о помощи. Он кидается спасать девочку, но она не хочет идти на руки к чужому человеку. Пьер берет ее и выходит из дома.
Пьер ищет мать спасенной им Девочки. Его фигура становится примечательной. Вокруг собирается толпа, люди пытаются ему помочь. Французские солдаты грабят армянское семейство. Заступничество Пьера за красавицу-армянку. Пьер с озлоблением кидается на француза, покушавшегося на девушку, колотит его. Французский разъезд забирает Пьера под стражу. Пьер опять впадает в состояние бреда. Разъезд ездил по Москве и арестовывал подозрительных русских. В тот день арестовал еще пятерых, но из всех более подозрительным казался Пьер.
Война 1812 года помогла Пьеру Безухову в очередной раз с
делать попытку возродиться духовно.
Не будучи военным человеком, Пьер на свои собственные
средства формирует полк, полностью обеспечивая его
всем необходимым.
Во время Отечественной войны претерпевает изменений
и отношение Пьера к Наполеону, которого он ранее считал
"освободителем народов" .
Пьер понял, что Наполеона интересует лишь личная
слава и сколько бед принес император русскому народу.
Пьер Безухов остается в Москве и хочет убить Наполеона.
Находясь в Москве, Безухов терпит вместе с другими
жителями все бедствия, тяготы и лишения.
Он спасает из горящего дома ребенка, защищает женщину,
то есть совершает добрые и действительно нужные
и полезные поступки.
После ареста Пьер испытал сильнейшее потрясение,
когда на его глазах расстреляли пять русских, которых
безосновательно обвинили в поджогах.
Чудом избежав такой же участи, он попадает в барак,
где содержат пленных.
И здесь русская жизнь дает Пьеру, быть может, самый
главный урок: он сближается с простыми русскими людьми,
крестьянами, начинает понимать и уважать их.
Хотел убить Наполеона и принимал действия по защите города . Патриотическое настроение
Читайте также: