Педагогика древнего востока кратко

Обновлено: 05.07.2024

53. Воспитание и школа древнего востока

С нарастанием расслоения общества по социальным и имущественным признакам изменялась и организация воспитания. Теперь дети разных слоев общества воспитывались по-разному и обучались разным вещам. Дети малоимущих граждан воспитывались и обучались главным образом в семье собственными родителями. Для детей состоятельных граждан были открыты платные школы.

В 1-м тысячелетии до н. э. активно развивалось ремесленничество, торговля, появились новые способы получения дохода, что сделало более доступным обучение в школе.

Значительным шагом в развитии школ явилось появление и развитие письменности, которая не только облегчало обучение и делало его более эффективным, но и стало средством накопления и сохранения опыта предков без потерь.

Дальнейшее развитие эдубб выражалось в делении их на элитные и простые. В элитных эдуббах, предназначенных для детей знати, кроме обычных дисциплин преподавали философию, литературу, историю, географию, медицину.

Особенности воспитания Древнего Египта заключались в равноправном восприятии мальчиков и девочек, что отражало равноправие женщины и мужчины в семье. Детей учили по принципу перевода из детской жизни во взрослую, стремясь при этом сформировать такие качества, как немногословие, волю и стойкость. Основой воспитания считалось послушание, которое достигалось зачастую применением физических наказаний. Роль семьи в обучении была ведущей, во многом это определялось тем. Что профессии передавались по наследству.

Школьное обучение начиналось с 5-ти летнего возраста, дети учились с утра до вечера, мирские радости и игры были им недоступны. Грамота и письмо были основами обучения, сначала ученик должен был научиться читать и писать, потом – составлять деловые бумаги. Писали на папирусах тростниковой палочкой, которую макали в краску из сажи (черная) и охры (красная). Папирусы использовали многократно, смывая предыдущие надписи.

Школы создавались при храмах и дворцах. Кроме чтения и письма изучали математику, географию, астрономию, медицину и языки. В эпоху Нового царства (V в. до н. э.) появились школы врачевателей. Существовали так же царские школы, в которых обучались, кроме прочих, дети фараонов.

Воспитание Древней Индии во многом связано с разделением ее истории на две эпохи: дравидско-арийскую и буддийскую. Дравидско-арийская эпоха характеризуется четким социальным разделение населения. Существовало четыре касты: брахманы (жрецы) – высшая каста, кшатрии (профессиональные воины), вайшьи – свободный трудовой народ, шудры – низший слой, не имевший ни каких прав и множество обязанностей. Воспитание и обучение каждой касты строилось по принципам их социального статуса. Так, брахманы считали основным развитие интеллекта; кшатрии – силу, волю, стойкость; вайшьи – трудолюбие, мастерство, терпение, упорство; шудры – повиновение и покорность.

Развитие обучения в Древней Индии достигло значительных результатов и, его содержание было достаточно сложным и разнообразным. Именно здесь впервые были введены ноль и счет с помощью десяти знаков.

Писали на пальмовых листьях, устная речь преобладала над письменной. Имели место семейные школы, где ученики не только учились, но и работали по хозяйству, зато обучение в таких школах было бесплатным. Вблизи городов возникали лесные школы, где преподавателем был гуру-отшельник, к которому приходили ученики.

В середине 1-го тысячелетия н. э. в индии начинается новая эпоха, сопровождавшаяся возникновением новой религии – буддизма. Основой этой религии, глобально повлиявшим на всю систему обучения и воспитания, является провозглашение равенства людей всех каст и выделение отдельной личности, как неоспоримой ценности. Основой воспитания в буддийском понимании является совершенствование души человеческой и имеет три стадии: предварительную, стадия сосредоточенности, стадия окончательного усвоения.

Основы обучения дети получали в школах двух видов: школы вед, предназначенные для трех ведущих каст, и светских школах, куда принимались дети, независимо от их сословия. Школы вед акцентировались на интеллектуальном обучении, а обучение светских школ носило более практический характер.

Воспитание Древнего Китая носило семейно-общественный характер, то есть семейные порядки возникали под влиянием общественных. Идеалом воспитания был человек вежливый, начитанный, обладающий внутренней гармонией и достоинством. Первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до н. э. и были двух типов: сян и сюй. В школах сян старцы учили молодежь, передавая им свой опыт и знания. Сюй изначально была военной школой, затем она преобразовалась в сюэ, в программу обучения которой входило шесть предметов: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью. Большое внимание в системе обучения Древнего Китая уделялось развитию самостоятельности учеников.

Китай – одно из первых государств, где были предприняты первые попытки определения теории воспитания и обучения, о чем свидетельствует возникновение философских школ: даосизм, буддизм и конфуцианство. Даосизм основывался на сближении человека с природой, пассивности и бездеятельности. Буддизм уходит корнями в цивилизацию Древней Индии.

Конфуцианство значительно повлияло на развитие системы образования в Древнем Китае. Основой воспитания Конфуций считал нравственное самосовершенствование. Врожденные способности человека рассматривались как основа для воспитательной деятельности. В результате развития цивилизации Древнего Китая идеология конфуцианства стала ведущей.

2.2. Воспитание и обучение в странах Древнего Востока.

Постепенно к концу I тысячелетия школьное образование становится сферой влияния семей, которые столетиями из поколения в поколение передавали мастерство писцов. В это время высокого уровня достигает искусство врачевания, которому обучали жрецы, поскольку оно приравнивалось к магическим ритуалам.

Первые школы в Древнем Египте появляются в Ш тысячелетии до н. э. Они были небольшими по числу учеников, за обучение в них взималась высокая плата. Школу посещали в основном мальчики из семей чиновников, жрецов, землевладельцев, зажиточных граждан, девочки чаще обучались дома. Обучение было индивидуальным, его продолжительность зависела от старания и способностей ученика. На начальном этапе обучения дети учились считать, читать и писать, на втором этапе происходила дифференциация: одни изучали музыку, литературу, грамматику, другие осваивали математику, третьи – основы ведения хозяйственной деятельности. Процесс обучения был рутинным и сводился к переписыванию и заучиванию стандартных текстов, поучений, примеров и т. п. Образование носило специализированный характер и считалась залогом успешной карьеры в будущем.

В Древней Индии обучение носило семейно-школьный характер, причем роль семьи была доминирующей. В Индии сложилась особая кастовая система общественного устройства. Вплоть до V в. до н. э. в период индуизма воспитание и обучение в Древней Индии основывалось на идее, согласно которой каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы органично вписаться в свою касту. Таким образом, воспитательный идеал имел различия в зависимости от касты: для брахманов (жрецов) необходимо было воспитание праведности и чистоты помыслов, для кшатриев (воинов) – формирование смелости и мужества, для вайшьев (крестьян) требовалось развитие трудолюбия, для шудры (слуг) предусматривалось воспитание послушания и исполнительности.

К середине I тысячелетия до н. э. в Древней Индии выстроилась своеобразная система образования. На начальной ступени дети получали образование в семье. Сроки упанаямы для трех высших каст были неодинаковыми: для брахманов – 8 лет, для кшатриев – 11 лет, для вайшья – 12 лет. Самым широким было содержание образования брахманов, которое длилось около 8 лет и могло после этого продолжаться еще 3–4 года. Оно включало в себя поэзию и литературу, грамматику, зачатки философских знаний, математику, астрономию. Следующим уровнем образования повышенного типа, которому посвящали себя немногие ученики, было обучение у гуру – особо почитаемого учителя.

В целом народы Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт обучения и воспитания, создали первые в истории человечества школы, сформулировали начальные представления об обучении и воспитании.

О тех далёких временах, когда пределом мечтаний была работа писарем, а знания вбивались в нежные места кожаной плёткой.

Из сегодняшнего материала вы узнаете:

  • В какой стране пять тысяч лет назад ученики жили в доме своих учителей?
  • Что должен был уметь уважающий себя древневосточный чиновник?
  • Действительно ли пивной алкоголизм среди несовершеннолетних — бич современности?
  • Как можно слушаться маму и при этом быть самостоятельным?

Всем известно, что Древний Восток — такая же колыбель человеческой цивилизации, как та же Древняя Греция. Хронологически развитие образования и педагогики в древних цивилизациях Востока шло в разное время — от III до II тысячелетия до нашей эры; при этом, несмотря на географическую отдалённость стран Востока друг от друга, путь развития был весьма схож: от традиций семейного воспитания через появление учителей для привилегированных слоёв населения к школам при религиозных учреждениях.


Царь Соломон в преклонных летах. Гравюра Гюстава Доре. Источник: Wikimedia

Такие хрестоматийные литературные памятники Древнего Востока, как Законы вавилонского царя Хаммурапи, Притчи царя Соломона или индийская Бхагавадгита — это песнь патриархальной семье, послушанию и передаче опыта из поколения в поколение.

Слушай, сын, наставления отца и не отбрось древнее установление матери твоей.

Появлению школы во многом поспособствовало возникновение письменности как способа передачи информации. Именно в это время древние цивилизации постепенно начали переходить от устных рассказов и письма рисунками (пиктографического) к клинописи и иероглифам. Восток письменность изобретал и перенимал достаточно быстро. Правда, при этом сама техника письма стала сложнее, что привело к необходимости специально ему обучать. Благодаря этому, а также вследствие отделения умственного труда от физического, и появилась профессия учителя.

Шумеры: Испуганный и с бьющимся сердцем вхожу я к учителю и кланяюсь ему почтительно

Истинный писец не думает о хлебе насущном, а сосредоточен на своем труде. Прилежание выводит ученика на дорогу богатства и благополучия.

Это неудивительно: работы у писцов древнего мира было много. Только библиотека царя Ашшурбанипала насчитывала около 24 тысяч клинописных табличек.


Поначалу обучение шло по принципу механического запоминания: учитель представлял таблички-модели, дети их аккуратно переписывали на непросохшие таблички и заучивали. До высыхания учитель мог внести исправления.

Зато потом появились и другие методы обучения, например, дискуссия. В одном из источников приводится такая инструкция учителя к ведению беседы:

Требования к знаниям учеников предъявлялись суровые для тех времён: они должны были уметь выполнять арифметические действия, владеть письмом, разбираться в ритуалах, тканях, металлах и растениях, знать язык жрецов, пастухов и ремесленников. К I тысячелетию до н.э. выпускник эддубы уже мог оперировать логарифмами и извлекать квадратные и кубические корни. Кроме этого, любой образованный человек обязан был иметь знания в географии, биологии и медицине, уметь принимать аргументированные решения.

А ещё одна шумерская табличка рассказывает о типичном школьном дне в эддубе. Вот как он выглядел:

Египет: Уши юноши — это спина его, и он внемлет, когда бьют его

К III тысячелетию до н.э. Древний Египет уже пришёл к основным образовательным принципам, очень схожих с мировоззрением Междуречья: здесь также идеалом гражданина считался стойкий, немногословный, непритязательный человек. Отсюда и жёсткие принципы воспитания. Что интересно, доступ к образованию имели только привилегированные классы, зато внутри него не ущемлялись права девочек: их обучению и обучению мальчиков уделялось равное внимание. Школьников готовили к должностям чиновников, которые в то время занимались не только перекладыванием папирусов. Чиновник вполне мог строить корабли, очищать каналы, охранять границу и руководить войском. Именно поэтому помимо освоения навыков чтения и письма ученики изучали законы, историю, географию, инженерное и военное дело.

Вопреки распространённому мнению, египетские школьники писали отнюдь не на папирусе: он был слишком дорог. Свои упражнения, рисунки, скорописные знаки и иероглифы ученики старательно выводили на пластинках известняка. Уже потом, набив руку, школьник получал драгоценный свиток папируса и красными и чёрными чернилами переписывал какое-либо произведение.


Конечно, такое разностороннее образование требовало немалых усилий, а в качестве мотивации использовался кнут… То есть гипоппотамовая плеть. Вот, например, выдержка из одного учительского наставления:

Читай прилежно книгу. Люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши твоими пальцами и читай ночью. Не проводи дня праздно, иначе горе твоему телу. Спрашивай совета того, кто знает больше тебя. Мне говорят, что ты забрасываешь ученье, ты предаешься удовольствиям, ты бродишь из улицы в улицу, где пахнет пивом. А пиво совращает душу. Ты похож на молельню без бога, на дом без хлеба. Тебя учат петь под флейту. Ты сидишь перед девушкой, и ты умащен благовониями. Твой венок из цветов висит у тебя на шее. Я свяжу твои ноги, если ты будешь бродить по улицам, и ты будешь избит гиппопотамовой плетью.

Пиши рукой своей, советуйся со знающими больше, чем ты… Будь настойчив в работе ежедневно, и ты овладеешь своим делом… Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут бить тебя. Уши юноши — это спина его, и он внемлет, когда бьют его. Слушай внимательно слова мои, это тебе пригодится. Обучают обезьян танцам, объезжают лошадей. Будь настойчив в получении советов! Не ленись! Пиши!

Древняя Индия: Лучше исполнять свои обязанности, хоть и несовершенно, чем исполнять чужие в совершенстве

В Древней Индии, как мы знаем, долгое время существовал кастовый строй. Брахманы-жрецы находились на верхушке кастовой пирамиды, кшатрии-воины также получали социальную защиту от государства, вайшьи-общинники пользовались значительной свободой торговых людей, шудры-рабы не имели совсем никаких прав, а низшей прослойке — париям — приходилось совсем туго.


Одной из важных учебных книг была Бхагавадгита, часть шестой книги древнеиндийского эпоса Махабхарата. В ней в форме беседы божественного Кришны с царским сыном Арджуной изложены пути познания и поведения для достижения духовной гармонии. Эта книга затрагивает все аспекты жизни человека — и житейские проблемы, с которыми нужно справляться путём усмирения страстей, и метафизические вопросы. Вот и выдержки про обязательства, предписанные каждому из нас природой.

Человек, верный своему собственному долгу, достигает высочайшего совершенства. Услышь о том, как выполняющий свои обязанности достигает совершенства.

Лучше исполнять свои обязанности, хоть и несовершенно, чем исполнять чужие в совершенстве. Исполняя обязанности, предписанные собственной природой, человек не совершает греха.

Не следует оставлять, о сын Кунти, обязанности, порожденные собственной природой, даже если у них есть недостатки; ибо все начинания сопряжены с недостатками, как огонь окутан дымом.

Начальное образование дети получали в семье; брахманы с 8 лет приступали к организованному обучению. Кшатрии и вайшья — позднее на несколько лет. Как правило, организованное обучение (доступное только высшим кастам) проходило в доме учителя-гуру, при этом ученик считался членом его семьи. Сам процесс обучения проходил на открытом воздухе, где знания передавались молодёжи устно учёными мужами. Учителя в таких семейных школах не получали вознаграждения за свой труд, разве что подарки от благодарных учеников или помощь по хозяйству.

А в конце I тысячелетия до н.э. в Древней Индии наступает эпоха буддизма, постепенно стирающая принцип кастовости и способствующая распространению образования среди более широких слоёв населения. Этот процесс в принципе оказал влияние на многие социально-политические процессы на Востоке, но это уже совсем другая история.

Китай: Питай почтение к последовательности

Китай богат педагогическими традициями — прежде всего семейно-общественными, как и в любой другой цивилизации Древного Востока. Школы для состоятельных людей появились в Китае уже во II тысячелетии до н.э., а до этого сложилось благодатное мировоззрение почтительного отношения к старшим. Поэтому деятельность учителя считалась весьма почётной, и здесь уже тогда появились первые попытки осмыслить и систематизировать подходы к обучению и воспитанию. Конечно, главный вклад в развитие китайского образования того времени внесла педагогическая мысль Конфуция.


Если кто-либо предпочитает чувственности добро, способен до изнеможения служить отцу и матери, на службе государю может жертвовать собой и обращается к друзьям с правдивым словом, то пусть бы говорили, что он неучен, я непременно назову его ученым.

Социальная сторона жизни идёт рука об руку с индивидуальным успехом и с развитием личности. В этом и кроется секрет общественного благополучия. Цель образования в этом смысле — вырастить благодарного и высоконравственного гражданина своей страны.

Когда благородный муж умерен в еде, не стремится к удобству в жилье, расторопен в делах, сдержан в речах и, чтобы усовершенствовать себя, сближается с людьми, обладающими правильными принципами, о нем можно сказать, что он любит учиться.

При этом, невзирая на железный авторитет наставника, старших и государства, ценится умение самостоятельно мыслить.

Учиться и не размышлять — напрасно терять время, размышлять и не учиться — губительно.

Неудивительно, что конфуцианство во втором веке нашей эры было объявлено официальной идеологией Древнего Китая: получение образования значительно поднимало личный престиж, открывало путь к государственной карьере и способствовало формированию обширного бюрократического аппарата (бесконечно честного, верного и консервативного).

Начало истории педагогической мысли восходит к цивилизациям Древнего Востока, зарождение которых относится к 4-му тысячелетию до н.э. Исчезновение примитивных сообществ в различных регионах мира оказалось многовековым, исторически длительным. Наряду с новыми способами социализации подрастающего поколения сохранялись и старые формы воспитания. Главными носителями идеалов воспитания и обучения становились семья, государство и церковь. В древнейших цивилизациях, пришедших на смену архаичным союзам племен, воспитание и обучение считались преимущественно семейным делом. В эпоху перехода от общинно-родового строя к рабовладению в древних цивилизациях Востока сохранялись и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания.

Взгляды на воспитание в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока развивались под воздействием экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Хотя хронологически развитие этих цивилизаций не совпадало и существовали они изолированно друг от друга, тем не менее им были присущи сходные структуры, в том числе в сфере воспитания и обучения. Убедительным подтверждением этого служат возникшие в 3-2-м тысячелетиях до н.э. цивилизации в Америке.

Педагогическая мысль Древнего Востока развивалась в логике эволюции культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных регулятивов, обязанностей и зависимости. Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо. Личность растворялась в семье, касте, социальной страте. Отсюда и упование на суровые формы и методы воспитания.

Развитие педагогической мысли, в конечном счете, отвечало экономическим, культурным, политическим запросам общества. Эти запросы менялись, а с ними менялось и отношение к содержанию, методам воспитания и обучения. Однако педагогические подходы изменялись крайне медленно. Они закрепляли традицию скудного и узкоспециального образования. Возникнув как результат развития общества, педагогическая мысль постепенно становилась стимулом прогресса.

Цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценное наследие, без которого трудно представить дальнейшую мировую истории педагогики: были предприняты первые попытки осмыслить сущность воспитания и образования. Педагогическая мысль Древнего Востока повлияла на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.

Возникшие ранее 3-го тысячелетия до н.э. и сменявшие друг друга вплоть до 100 г н.э. государства в междуречье Тигра и Евфрата (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и др.) имели достаточно стабильную и жизнестойкую культуру. Здесь успешно развивались астрономия, математика, агротехника; были созданы оригинальная письменность, система музыкальной записи, процветали различные искусства. В древних городах Месопотамии разбивали парки, бульвары, прокладывали каналы, воздвигали мосты, строили дороги, роскошные дома для знати. В центре города возвышалось культовое здание-башня (зиккурат).

Первые учебные заведения появились в городах Месопотамии в 3 тысячелетии до н.э. в связи с потребностью хозяйства и культуры в грамотных людях — писцах. Они находились на высокой ступени социальной лестницы. Первые заведения, где готовили писцов, получили название Домов табличек (по-шумерски — эдуббы), так как именно на глиняные таблички наносилась клинопись. Письмена вырезали деревянным резцом на сырой табличке, которую затем обжигали. Первые школьные таблички относятся к 3-му тысячелетию до н.э. С начала 1-го тысячелетия до н.э. писцы стали пользоваться деревянными табличками. Их покрывали тонким слоем воска, на котором выцарапывали письменные знаки.

Эдуббы возникли, очевидно, сначала в семьях писцов, затем — при храмах и дворцах. Воссоздать картину школьного образования того времени помогают клинописные глиняные таблички, найденные археологами в развалинах древних дворцов, храмов, библиотек. Древние анналы, летописи, законодательства позволяют судить об уровне культуры и образования цивилизаций Двуречья.




Вначале организованное обучение служило только для подготовки писцов, позднее эдуббы, превращаясь в центры культуры и просвещения, стали приобретать определенную автономию. При них возникали крупные книгохранилища, например библиотеки в городах Ниппгур (2-е тысячелетие до н.э.) и Ниневии (1-е тысячелетие до н.э.). В фондах насчитывались десятки тысяч табличек.

Обучение предусматривало подготовку к ремеслу писца. Ученикам надлежало научиться профессионально готовить глиняные таблички, освоить систему клинописи. За годы учения они должны были изготовить полный комплект табличек с заданными текстами. Универсальными приемами обучения являлись заучивание и переписывание. Урок (мугубба) состоял в запоминании и копировании табличек-моделей в таблички-упражнения. Необожженные таблички-упражнения корректировал преподаватель. В позднюю эпоху иногда выполняли упражнения типа диктантов. В основе методики обучения лежало, таким образом, простое многократное повторение, запоминание словарных слов, терминов, текстов, задач и их решений.

- Школьник, куда ты ходишь ежедневно?- спрашивает учитель.

- Я хожу в школу, - отвечает ученик.

- Что ты там делаешь?

- Я делаю свою табличку. Ем завтрак. Мне задают устный урок. Мне задают письменный урок. Когда занятия кончаются, я иду домой и вижу своего отца. Я рассказываю отцу о моих уроках, и отец мой радуется.

Программа обучения была по преимуществу светской. Изучались два языка: аккадский и шумерский. К первой трети 2-го тысячелетия до н.э. шумерский язык перестал быть средством общения и изучался как язык науки и культов. Выпускник эдуббы должен был знать арифметические действия, хорошо владеть письмом, искусством пения и музыки, уметь выносить разумные, обоснованные суждения, разбираться в ритуалах жертвоприношений. Кроме того, он должен был уметь измерять земельные участки, делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, понимать язык жрецов, пастухов и ремесленников.

В период расцвета древнего Вавилонского царства (первая половина 2-го тысячелетия до н.э.) ведущую роль в образовании выполняли дворцовые и храмовые эдуббы. Они нередко располагались в культовых зданиях — зиккуратах, имели множество помещений для научных и учебных занятий, хранения табличек. Подобные комплексы именовались Домами знаний.

Образование становится достоянием не только знати и духовенства. Получают распространение частные учебные заведения для средних социальных слоев. Об этом свидетельствуют подписи торговцев и ремесленников на различных документах того времени.

Наибольшее распространение эдуббы получили в ассирийско-нововавилонскую эпоху (1-е тысячелетие до н.э.). В связи с развитием хозяйства и культуры, разделением труда в школах усложнялась программа обучения и преимущество получала специализация. В программу эдуббов входили занятия философией, литературой, музыкой, историей, геометрией, правом, географией. Особое внимание уделялось обучению математике. Образованные люди были знакомы с логарифмами, извлечением квадратного и кубического корней. На высоком уровне обучали врачеванию. В пособиях содержались сведения о диагнозах и способах лечения множества болезней. Медицина изучалась и как отрасль магико-религиозных культов. Появились эдуббы для девушек из знатных семей. Их обучали письму, религии, истории, математике.

Продолжало распространяться обучение при библиотеках. Писцы занимались здесь записями и сбором табличек на различные темы. Об объеме работы писцов свидетельствует библиотека в Ниневии (VI в. до н.э.), где найдено до 24 тыс. клинописных табличек.

Общий взгляд

Начало истории педагогической мысли восходит к цивилизациям Древнего Востока, зарождение которых относится к 4-му тысячелетию до н.э. Исчезновение примитивных сообществ в различных регионах мира оказалось многовековым, исторически длительным. Наряду с новыми способами социализации подрастающего поколения сохранялись и старые формы воспитания. Главными носителями идеалов воспитания и обучения становились семья, государство и церковь. В древнейших цивилизациях, пришедших на смену архаичным союзам племен, воспитание и обучение считались преимущественно семейным делом. В эпоху перехода от общинно-родового строя к рабовладению в древних цивилизациях Востока сохранялись и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания.

Взгляды на воспитание в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока развивались под воздействием экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Хотя хронологически развитие этих цивилизаций не совпадало и существовали они изолированно друг от друга, тем не менее им были присущи сходные структуры, в том числе в сфере воспитания и обучения. Убедительным подтверждением этого служат возникшие в 3-2-м тысячелетиях до н.э. цивилизации в Америке.

Педагогическая мысль Древнего Востока развивалась в логике эволюции культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных регулятивов, обязанностей и зависимости. Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо. Личность растворялась в семье, касте, социальной страте. Отсюда и упование на суровые формы и методы воспитания.

Развитие педагогической мысли, в конечном счете, отвечало экономическим, культурным, политическим запросам общества. Эти запросы менялись, а с ними менялось и отношение к содержанию, методам воспитания и обучения. Однако педагогические подходы изменялись крайне медленно. Они закрепляли традицию скудного и узкоспециального образования. Возникнув как результат развития общества, педагогическая мысль постепенно становилась стимулом прогресса.

Цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценное наследие, без которого трудно представить дальнейшую мировую истории педагогики: были предприняты первые попытки осмыслить сущность воспитания и образования. Педагогическая мысль Древнего Востока повлияла на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.

Возникшие ранее 3-го тысячелетия до н.э. и сменявшие друг друга вплоть до 100 г н.э. государства в междуречье Тигра и Евфрата (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и др.) имели достаточно стабильную и жизнестойкую культуру. Здесь успешно развивались астрономия, математика, агротехника; были созданы оригинальная письменность, система музыкальной записи, процветали различные искусства. В древних городах Месопотамии разбивали парки, бульвары, прокладывали каналы, воздвигали мосты, строили дороги, роскошные дома для знати. В центре города возвышалось культовое здание-башня (зиккурат).

Первые учебные заведения появились в городах Месопотамии в 3 тысячелетии до н.э. в связи с потребностью хозяйства и культуры в грамотных людях — писцах. Они находились на высокой ступени социальной лестницы. Первые заведения, где готовили писцов, получили название Домов табличек (по-шумерски — эдуббы), так как именно на глиняные таблички наносилась клинопись. Письмена вырезали деревянным резцом на сырой табличке, которую затем обжигали. Первые школьные таблички относятся к 3-му тысячелетию до н.э. С начала 1-го тысячелетия до н.э. писцы стали пользоваться деревянными табличками. Их покрывали тонким слоем воска, на котором выцарапывали письменные знаки.

Эдуббы возникли, очевидно, сначала в семьях писцов, затем — при храмах и дворцах. Воссоздать картину школьного образования того времени помогают клинописные глиняные таблички, найденные археологами в развалинах древних дворцов, храмов, библиотек. Древние анналы, летописи, законодательства позволяют судить об уровне культуры и образования цивилизаций Двуречья.

Вначале организованное обучение служило только для подготовки писцов, позднее эдуббы, превращаясь в центры культуры и просвещения, стали приобретать определенную автономию. При них возникали крупные книгохранилища, например библиотеки в городах Ниппгур (2-е тысячелетие до н.э.) и Ниневии (1-е тысячелетие до н.э.). В фондах насчитывались десятки тысяч табличек.

Обучение предусматривало подготовку к ремеслу писца. Ученикам надлежало научиться профессионально готовить глиняные таблички, освоить систему клинописи. За годы учения они должны были изготовить полный комплект табличек с заданными текстами. Универсальными приемами обучения являлись заучивание и переписывание. Урок (мугубба) состоял в запоминании и копировании табличек-моделей в таблички-упражнения. Необожженные таблички-упражнения корректировал преподаватель. В позднюю эпоху иногда выполняли упражнения типа диктантов. В основе методики обучения лежало, таким образом, простое многократное повторение, запоминание словарных слов, терминов, текстов, задач и их решений.

- Школьник, куда ты ходишь ежедневно?- спрашивает учитель.

- Я хожу в школу, - отвечает ученик.

- Что ты там делаешь?

- Я делаю свою табличку. Ем завтрак. Мне задают устный урок. Мне задают письменный урок. Когда занятия кончаются, я иду домой и вижу своего отца. Я рассказываю отцу о моих уроках, и отец мой радуется.

Программа обучения была по преимуществу светской. Изучались два языка: аккадский и шумерский. К первой трети 2-го тысячелетия до н.э. шумерский язык перестал быть средством общения и изучался как язык науки и культов. Выпускник эдуббы должен был знать арифметические действия, хорошо владеть письмом, искусством пения и музыки, уметь выносить разумные, обоснованные суждения, разбираться в ритуалах жертвоприношений. Кроме того, он должен был уметь измерять земельные участки, делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, понимать язык жрецов, пастухов и ремесленников.

В период расцвета древнего Вавилонского царства (первая половина 2-го тысячелетия до н.э.) ведущую роль в образовании выполняли дворцовые и храмовые эдуббы. Они нередко располагались в культовых зданиях — зиккуратах, имели множество помещений для научных и учебных занятий, хранения табличек. Подобные комплексы именовались Домами знаний.

Образование становится достоянием не только знати и духовенства. Получают распространение частные учебные заведения для средних социальных слоев. Об этом свидетельствуют подписи торговцев и ремесленников на различных документах того времени.

Наибольшее распространение эдуббы получили в ассирийско-нововавилонскую эпоху (1-е тысячелетие до н.э.). В связи с развитием хозяйства и культуры, разделением труда в школах усложнялась программа обучения и преимущество получала специализация. В программу эдуббов входили занятия философией, литературой, музыкой, историей, геометрией, правом, географией. Особое внимание уделялось обучению математике. Образованные люди были знакомы с логарифмами, извлечением квадратного и кубического корней. На высоком уровне обучали врачеванию. В пособиях содержались сведения о диагнозах и способах лечения множества болезней. Медицина изучалась и как отрасль магико-религиозных культов. Появились эдуббы для девушек из знатных семей. Их обучали письму, религии, истории, математике.

Продолжало распространяться обучение при библиотеках. Писцы занимались здесь записями и сбором табличек на различные темы. Об объеме работы писцов свидетельствует библиотека в Ниневии (VI в. до н.э.), где найдено до 24 тыс. клинописных табличек.

Название школы получили от используемых в то время глиняных табличек с клинописью. Глиняные таблички сменили деревянные с нанесённым на них тонким слоем воска, на которые наносились письменные знаки.

Кроме заучивания и переписывания табличек, использовались упражнения под диктовку, разъяснение трудных в написании слов, диалоги-споры.

Обучение отличалось сложностью и трудоёмкостью. Сначала детей обучали чтению, письму, счёту. Затем ученики заучивали поучительные истории, сказки, легенды, приобретали практические умения и навыки по расчётам строительства сооружений, составляли торговые, правовые документы.

В школах изучалось два языка (шумерский и аккадский), изучалась грамматика, математика и астрономия.

В Вавилонском царстве в обучении детей значительную роль играли дворцовые и храмовые школы, которые работали в культовом здании – зиккурате, где было выделено множество помещений для обучения, в том числе библиотека и комнаты для организации занятий писцов. Кроме того, действовали частные учебные заведения.

В школы Древнего Египта принимали как мальчиков, так и девочек, так как равноправие в семьях обеспечивало одинаковое внимание воспитанию детей разного пола.

В качестве основных особенностей обучения и воспитания детей в Древнем Египте выделим:

Готовые работы на аналогичную тему

  • обучение слушанию учителя и послушанию;
  • наличие физических наказаний;
  • опора на авторитет отца;
  • заучивание моральных наставлений;
  • обучение профессии (жреца, ремесленника, музыканта военного и т.д.), в соответствии с чем подбиралось содержание и средства обучения.

Воспитание и обучение детей в Древней Индии

Обучение и воспитание в Древней Индии организовывалось в соответствии с кастами. Высшими кастами считались брахваны (жрецы), кштарии (воины) и вайшьи (ремесленники, торговцы, крестьяне-общинники). К низшей касте относились шудра (слуги, рабы, наёмные рабочие).

Обучение и воспитание строилось на формировании нравственных, физических и умственных качеств, характерных для определённой касты. К примеру, у брахманов необходимым считалось наличие праведности и чистоты помыслов, у кштариев – наличие мужества и смелости, у вайшьи – трудолюбия и терпения, у шудры – покорности и безропотности.

Основной целью воспитания детей являлось физическое, происходило обучение закаливанию, управлению своим телом, целями умственного воспитания было формирование ясности ума и разумности поведения, целью духовного воспитания было развитие способности к осуществлению самопознания.

Обучение строилось по типу семейного, ученик принимался в качестве члена семьи и кроме обучения грамоте осваивал навыки поведения в семье.

Обряд посвящения во взрослые проходил также в соответствии с кастами: брахваны проходили данный обряд в 8 лет, кштарии – в 11, вайшья – в 12 лет.

Наиболее полным обучение было у брахманов – они пересказывали веды, учились чтению и письму. Дети кштариев и вайшья учились по сокращённым программам, основным было получение навыков в соответствии с кастой.

Обучение длилось на протяжении 8 лет, а затем могло быть продолжено в занятиях с учителем (ещё 3-4 года).

В буддийских монастырях организовывались школы для повышенного уровня образования; изучались философия, математика, медицина.

Читайте также: