Педагогика цивилизации востока кратко

Обновлено: 05.07.2024

53. Воспитание и школа древнего востока

С нарастанием расслоения общества по социальным и имущественным признакам изменялась и организация воспитания. Теперь дети разных слоев общества воспитывались по-разному и обучались разным вещам. Дети малоимущих граждан воспитывались и обучались главным образом в семье собственными родителями. Для детей состоятельных граждан были открыты платные школы.

В 1-м тысячелетии до н. э. активно развивалось ремесленничество, торговля, появились новые способы получения дохода, что сделало более доступным обучение в школе.

Значительным шагом в развитии школ явилось появление и развитие письменности, которая не только облегчало обучение и делало его более эффективным, но и стало средством накопления и сохранения опыта предков без потерь.

Дальнейшее развитие эдубб выражалось в делении их на элитные и простые. В элитных эдуббах, предназначенных для детей знати, кроме обычных дисциплин преподавали философию, литературу, историю, географию, медицину.

Особенности воспитания Древнего Египта заключались в равноправном восприятии мальчиков и девочек, что отражало равноправие женщины и мужчины в семье. Детей учили по принципу перевода из детской жизни во взрослую, стремясь при этом сформировать такие качества, как немногословие, волю и стойкость. Основой воспитания считалось послушание, которое достигалось зачастую применением физических наказаний. Роль семьи в обучении была ведущей, во многом это определялось тем. Что профессии передавались по наследству.

Школьное обучение начиналось с 5-ти летнего возраста, дети учились с утра до вечера, мирские радости и игры были им недоступны. Грамота и письмо были основами обучения, сначала ученик должен был научиться читать и писать, потом – составлять деловые бумаги. Писали на папирусах тростниковой палочкой, которую макали в краску из сажи (черная) и охры (красная). Папирусы использовали многократно, смывая предыдущие надписи.

Школы создавались при храмах и дворцах. Кроме чтения и письма изучали математику, географию, астрономию, медицину и языки. В эпоху Нового царства (V в. до н. э.) появились школы врачевателей. Существовали так же царские школы, в которых обучались, кроме прочих, дети фараонов.

Воспитание Древней Индии во многом связано с разделением ее истории на две эпохи: дравидско-арийскую и буддийскую. Дравидско-арийская эпоха характеризуется четким социальным разделение населения. Существовало четыре касты: брахманы (жрецы) – высшая каста, кшатрии (профессиональные воины), вайшьи – свободный трудовой народ, шудры – низший слой, не имевший ни каких прав и множество обязанностей. Воспитание и обучение каждой касты строилось по принципам их социального статуса. Так, брахманы считали основным развитие интеллекта; кшатрии – силу, волю, стойкость; вайшьи – трудолюбие, мастерство, терпение, упорство; шудры – повиновение и покорность.

Развитие обучения в Древней Индии достигло значительных результатов и, его содержание было достаточно сложным и разнообразным. Именно здесь впервые были введены ноль и счет с помощью десяти знаков.

Писали на пальмовых листьях, устная речь преобладала над письменной. Имели место семейные школы, где ученики не только учились, но и работали по хозяйству, зато обучение в таких школах было бесплатным. Вблизи городов возникали лесные школы, где преподавателем был гуру-отшельник, к которому приходили ученики.

В середине 1-го тысячелетия н. э. в индии начинается новая эпоха, сопровождавшаяся возникновением новой религии – буддизма. Основой этой религии, глобально повлиявшим на всю систему обучения и воспитания, является провозглашение равенства людей всех каст и выделение отдельной личности, как неоспоримой ценности. Основой воспитания в буддийском понимании является совершенствование души человеческой и имеет три стадии: предварительную, стадия сосредоточенности, стадия окончательного усвоения.

Основы обучения дети получали в школах двух видов: школы вед, предназначенные для трех ведущих каст, и светских школах, куда принимались дети, независимо от их сословия. Школы вед акцентировались на интеллектуальном обучении, а обучение светских школ носило более практический характер.

Воспитание Древнего Китая носило семейно-общественный характер, то есть семейные порядки возникали под влиянием общественных. Идеалом воспитания был человек вежливый, начитанный, обладающий внутренней гармонией и достоинством. Первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до н. э. и были двух типов: сян и сюй. В школах сян старцы учили молодежь, передавая им свой опыт и знания. Сюй изначально была военной школой, затем она преобразовалась в сюэ, в программу обучения которой входило шесть предметов: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью. Большое внимание в системе обучения Древнего Китая уделялось развитию самостоятельности учеников.

Китай – одно из первых государств, где были предприняты первые попытки определения теории воспитания и обучения, о чем свидетельствует возникновение философских школ: даосизм, буддизм и конфуцианство. Даосизм основывался на сближении человека с природой, пассивности и бездеятельности. Буддизм уходит корнями в цивилизацию Древней Индии.

Конфуцианство значительно повлияло на развитие системы образования в Древнем Китае. Основой воспитания Конфуций считал нравственное самосовершенствование. Врожденные способности человека рассматривались как основа для воспитательной деятельности. В результате развития цивилизации Древнего Китая идеология конфуцианства стала ведущей.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по психологии.docx

1. Педагогика цивилизации востока

Решающее влияние на развитие теории и практики образования стран Ближнего и Дальнего Востока оказал общий характер восточного общества, которое существенно отличалось от западного.

Среди исторически сложившихся особенностей Востока как единого региона наиболее часто отмечаются следующие:

  • преобладание в культуре религиозно-философских учений, исходящих из представления о глубоком единстве, взаимосвязи природы, общества, человека, их общем подчинении некоторым всепроникающим исходным силам, обозначаемым терминами Дао (Путь), Карма (Закон), Сатори (Слияние) и т.п. С помощью этих терминов выражалось понятие Абсолюта, Начала всех начал, постигаемого человеком лишь на уровне подсознания, интуиции, озарения. Задачей же человека является не подчинение себе или приспособление к своим потребностям этих таинственных сил, а лишь приспособление к ним, подчинение им своих мыслей и дел;
  • эффективной может быть только такая образовательная система, которая реализует в процессе обучения и воспитания требования всемирного Закона, обеспечивает беспрекословное подчинение обучаемого сложившимся в обществе вековым традициям, выразителей которых является учитель, воспитатель;
  • постижение всемирных начал наиболее успешно осуществляется каждым человеком, если он является членом какой-то группы, коллектива, корпорации, семьи касты или общины. Группа имеет безусловный приоритет перед личностью, индивидуальностью.

Создателем первых в истории человечества педагогических обобщений был великий китайский философ и педагог Конфуций (551-479 до н.э.), которого называли Учитель Кун. сегодня Конфуций признается в качестве первого учителя Китая. И хотя до нас не дошли его собственные произведения, но мы хорошо знаем о его жизни и деятельности из работ его многочисленных учеников и последователей: в созданной им школе обучалось до 3 тыс. учеников. Образовательная концепция цивилизации Востока, основы которой были созданы Конфуцием, отличалась следующими особенностями:

Таковы наиболее характерные черты исторически первого типа всемирного педагогического процесса, в котором впервые были разграничены две его главные стороны: педагогическая теория и педагогическая практика. В восточном типе образовательной системы ясно обнаруживается ее важнейшая установка: подчинение отдельного человека господствующей религиозно-философской традиции, жесткое ограничение возможности для его творческого самовыражения при отсутствии представлений о самобытной, критически мыслящей личности.

Эти традиционные социально-культурные и образовательные основы цивилизации Востока были глубоко потрясены в XIX в. столкновением с динамичной цивилизацией Запада. Ее влияние здесь стало быстро усиливаться по мере развития буржуазных отношений в Европе и Северной Америке.

И хотя это воздействие Запада на страны Востока было весьма неравномерным все же в целом здесь в течение XIX в. Произошла значительная переориентация в педагогических традициях в развитии образования, которая обеспечила приобщение этого региона к западным достижениям в науке и технике.

2. Образовательная система западной цивилизации

По своим социокультурным основаниям западная цивилизация кардинально отличается от обществ восточного типа, хотя она сформировалась в основном примерно в ту же эпоху, что и восточная: к середине I тысячелетия до н.э. Ее колыбелью стал античный мир, включавший в себя страны Западной Европы, а также государства, расположенные по побережью Средиземного моря на севере Африки и Западе азиатского материка.

В наиболее полном виде западный тип цивилизации впервые сложился в Древней Греции.

Главные особенности западной цивилизации состояли в следующем:

  • признание важнейшим качеством мира его дискретность, разделенность на идеальный и материальный (природный и социальный). Относительно самостоятельно, автономно существуют отдельные личности, которые, опираясь на структуры гражданского общества, могут противопоставлять себя другим людям и государству. Для постижения этого мира человек использует не только иррациональные, интуитивные методы познания, но и методы рациональные, которым отдается приоритет;
  • в этом дискретном мире составляющие его различные компоненты непрерывно изменяются, развиваются, обновляются и совершенствуются. Поэтому соответствовать миру может только личность, способная к постоянному самосовершенствованию и всестороннему развитию;
  • чтобы достигнуть этой цели, нужно знать не только мир в целом, но и его составляющие, вплоть до атомов, не только традиции, но и пути их изменения. Для этого и необходимо овладение различными видами знаний: религией, наукой и искусством. Кроме разнообразных знаний нужно усвоить и моральные нормы, без чего невозможно ни участие в жизни общества и государства, ни самосовершенствование, что является важнейшей задачей каждого человека.

Это были совершенно новые исходные установки для решения образовательных проблем, определения целей обучения и воспитания, которые коренным образом отличались от древневосточных концепций своей ориентацией на творческую личность и рационализм.

Первая теоретическая модель западной педагогики была разработана в Афинах — крупнейшем духовном центре Древней Греции, ставшем к середине I тысячелетия до н.э. средоточием философских, научных и художественных школ, центром новой системы воспитания.

Исключительное по силе и глубине влияние на становление западной культуры и педагогической мысли оказал выдающийся философ и педагог Сократ (469—399 до н.э.). И хотя Сократ жил в ту же эпоху, что и Конфуций, созданная им педагогическая концепция существенно отличалась от конфуцианской. Ее содержание сводилось к следующим главным идеям:

Совокупность этих философско-педагогических идей Сократа свидетельствует о принципиальном отличии западной концепции от восточной. Однако не следует преувеличивать эти различия. Античное общество, отличаясь от восточного, все же оставалось преимущественно аграрным, доиндустриальным было, по сути, во многих отношениях столь же традиционным, как и восточное. Свидетельством чего может служить трагическая судьба самого Сократа, приговоренного афинским судом за свои идеи к смертной казни.

Но все же античное общество сумело выразить критическое отношение к традициям, положить начало их переосмыслению, утвердить отношение к человеческому разуму как внутренней способности человека, на развитие которой должна быть нацелена вся система воспитания.

Возникнув во времена античности, эта новая доминанта педагогики и культуры выжила под гнетом всевластия христианской церкви в Средние века и возродилась с новой силой во всех сферах духовной жизни в Новое время. Наиболее ярким ее проявлением в этот период стало творчество великого чешского педагога Я. А. Коменского (1592-1670).

Я. Коменский сыграл такую же роль в становлении педагогики, как Р. Декарт — в философии, Н. Коперник — в астрономии, И. Ньютон — в физике.

Опираясь на философские и педагогические идеи Античности, прежде всего на идеи Платона и Аристотеля, Коменский критически осмыслил и систематизировал наследие прошлого, существенно дополнив его собственным учением, в котором впервые дал глубокое обоснование сущности, принципам и методам обучения и воспитания.

История возникновения первых школ в древнейших восточных цивилизациях. "Дома табличек" в Месопотамии. Воспитание и школа в Древней Индии и Египте. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Китае. Основные принципы педагогики в эпоху античности.

Рубрика Педагогика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 25.01.2016
Размер файла 27,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

по Психологии и педагогике

Руководитель: Воронцова Лилиана Федоровна

Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе древних цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока, зарождение которых относится к пятому тысячелетию до нашей эры. Школа и воспитание в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока развивались в логике эволюции конкретно - исторических культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человеческая личность формировалась в рамках жестоких социальных регуляторов, обязанностей и личной зависимости. Идея человеческой индивидуальности в регионах Востока была развита крайне слабо. Личность как бы растворялась в семье, касте социальной группе, государстве. Отсюда и упование на жесткие формы и методы воспитания.

Закономерно, что своим возникновением первые школы в древнейших восточных цивилизациях обязаны служителям культов, ибо религия была носителем идеалов воспитания. Главными очагами обучения и воспитания были, несомненно, семья, церковь, государство. В течение достаточно длительного времени обучение и воспитание носили крайне рутинный характер из-за весьма сложной системы письма. Содержание образования было очень скудным и узкоспециальным, закрепляя за человеком определенные общественные положение и функции. К 1-му тысячелетию до нашей эры постепенное развитие ремесел, торговли способствовало вовлечению в процесс обучения детей не только аристократов и служителей церкви, но и детей состоятельных ремесленников и торговцев. Несмотря на это, большая часть населения по-прежнему обходилось семейным воспитанием. Школу и воспитание в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока следует рассматривать как нечто относительно цельное и как итог специфического развития каждой из этих цивилизаций, обладавших устойчивыми особенностями в сфере воспитания.

ШКОЛА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к 3-му тысячелетию до нашей эры. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых. На протяжении тысячелетий здесь сложился определенный психологический тип человека: идеалом древнего египтянина считался немногословный, умевший терпеть лишения и хладнокровно принимать удары судьбы человек. В логике такого идеала и шло все обучение и воспитание. В Древнем Египте был достаточно высок уровень семейного воспитания и обучения. Отношения между мужчиной и женщиной в семье строились на равноправной основе, поэтому девочкам и мальчикам в этих условиях уделялось равное внимание. Судя по древнеегипетским папирусам, египтяне уделяли детям много внимания, поскольку по их верованиям именно дети могли дать родителям новую жизнь, совершив погребальный обряд. Праведная жизнь на Земле определяла счастливое существование в загробном мире предков. Как верили египтяне, боги, взвешивая душу умершего, вместо гирь на чашу весов кладут маат - кодекс поведения; если жизнь умершего и маат уравновешивались, то он мог начать новую жизнь в загробном царстве. В духе подготовки к загробной жизни составлялись и поучения детям, которые являлись стимулом формирования нравственности каждого египтянина. Обучение в Древнем Египте имело целью подготовку к профессии в зависимости от видов деятельности, которой занималась семья. Семья была первичной ячейкой такого обучения. Жрецы, ремесленники, музыканты обучали детей своей профессии. Отцы-ремесленники при этом использовали различные игрушки: модели земледельческих орудий, мельниц, кузниц и тому подобное.

Школы в Древнем Египте существовали при храмах, дворах царей и вельмож. Обучали в них детей с пяти лет. Сначала ученик должен был научиться красиво и правильно писать и читать; затем - составлять деловые бумаги, соблюдая соответствующую стилистику. В отдельных школах, кроме того, обучали математике, географии, учили астрономии, медицине, языкам других народов. Для того чтобы научиться считать ученику необходимо было выучить свыше 700 иероглифов. Не меньшего труда стоило научиться писать. В итоге своих занятий ученик должен был овладеть двумя стилями письма: деловым - для светских нужд, а также устным, на котором писали религиозные тексты. В эпоху Древнего царства (3 тыс. лет до н.э.) еще писали на глиняных черепках, коже и костях животных, но затем появляется папирус - бумага, изготовленная из болотного растения того же названия, которая впоследствии становится основным материалом для письма.

Постепенно в школах Древнего Египта стала усиливаться специализация обучения. В эпоху Нового царства (V в. до н.э.) появились школы, где готовили врачевателей.

Занятия во всех школах Древнего Египта шли с раннего утра и до позднего вечера. Нерадивых сурово наказывали. Попытки нарушить аскетический школьный режим беспощадно карались. Чтобы достичь успехов в учении, школьники должны были пожертвовать мирскими радостями. [2, 35-37]

ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

История Древней Индии распадается на две главные эпохи: дравидско - арийскую (до VI в. до н.э.) и буддистскую (с VI в. до н.э.). Культура дравидских племен - коренного населения Индии до первой половины 2-го тысячелетия до нашей эры - соответствовала уровню культуры первых государств Двуречья. Здесь воспитание и обучение детей носило, условно говоря, семейно-школьный характер, причем роль семьи была первостепенной. Школы в долине инда появляются, скорее всего, в доарийский период в городах Хараппской культуры, существовавшей в 3-2 тыс. до н.э. и тесно связанной с Древней Месопотамией. Во 2-1 тыс. до н.э. на территорию Индии вторглись арийские племена. Из отношений между основным населением и завоевателями-ариями возник строй, позднее получивший название кастового. Все население Древней Индии делилось на четыре касты, или варны. Потомки ариев составили три высшие касты: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов) и вайшьи (крестьян-общинников, ремесленников, торговцев). Четвертой - низшей - кастой являлись шудра (наемные работники, слуги, рабы). Кастовый строй наложил отпечаток и на развитие воспитания в Древней Индии.

Важнейшим фактом воспитания в древней Индии была религиозная идеология. Вплоть до VI века до нашей эры здесь господствовал брахманизм; позднее на его основе развивался индуизм. В VI в. до н.э. возникает оппозиционное религиозное течение - буддизм.

До VI в. до н.э. воспитание и обучение в Индии основывалось на идее, согласно которой каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы стать органическим членом своей касты. Глобальными целями организованного воспитания к середине 1-го тысячелетия до н.э. были физическое, умственное и духовное развитие (умение управлять своим телом, разумность поведения, способность к самопознанию). Образцы воспитания черпались, прежде всего, в сказаниях о Кришне - божественном и мудром царе-воине и пастухе. В этих сказаниях дано подробное описание семейно-общественного воспитания у индоариев.

Специальных помещений для учебных занятий обычно не было, обучение происходило на открытом воздухе, под деревьями. Были и своего рода семейные школы, где взрослые мужчины посвящали себя обучению молодежи.

Новый период в истории древнеиндийского воспитания начинается в середине 1-го тысячелетия до н.э. В это время происходит существенные изменения в экономической и духовной жизни древнеиндийской цивилизации. Возникает новая религия - буддизм, идеи которой отразились и на воспитании.

Буддийская традиция обучения имела своим истоком просветительскую и религиозную деятельность Будды, или Шакья-Муни (623-544 гг. до н.э.). В религии буддизма он - существо, достигшее состояния высшего совершенства. Будда выступал против монополизации религиозного культа брахманами и за уравнение каст в сфере религиозной жизни и воспитания. Будда проповедовал непротивление злу и отказ от всех желаний (нирвана).

Буддизм уделял большое внимание отдельной личности, подвергая сомнению незыблемость принципа неравенства каст и признавая равенство людей по рождению. Поэтому в буддийские общины принимали людей любой касты. Согласно буддизму главной задачей воспитания является совершенствование человека, душа которого должна быть избавлена от мирских страстей через самопознание, самовоспитание и самосовершенствование. В некоторых буддийских монастырях были школы, дававшие повышенное образование. В общем, можно сказать, что воспитание и школа в Древней Индии прошли длительный путь развития. Постепенно в школах усиливалась практическая направленность. Расширялся социальный круг детей, имевших доступ в школу: вначале это были брахманы, затем кшатрии и вайшья. Программа школьного обучения постепенно становилась более жизненной и более доступной для усвоения. [2,С. 39-44]

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО И ЗАРОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

В основе богатых и своеобычных традиций воспитания и обучения детей в Древнем Китае, как и в других странах Востока, лежал опыт семейно - общественного воспитания, уходивший истоками в первобытную эпоху.

В основе воспитательных отношений лежало поклонение младших старшим, школьный наставник почитался как отец. История школы уходит своими корнями в глубокую древность. По преданиям, первые школы в Китае возникли в 3-м тысячелетии до н.э. В эпоху Шан (Инь) (XVI-XI вв. до н.э.) в школах учились лишь дети свободных и состоятельных людей. В содержание их обучения входило шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.

В период Восточного Чжоу - с VI в. до н.э. - в Древнем Китае сформировались основные философские школы - конфуцианство, даосизм, моизм и школа легистов (законников). Эти философские школы оказали влияние и на развитие педагогической мысли. Наибольшее воздействие на развитие воспитания и образования и педагогическую мысль в Древнем Китае оказал Конфуций (551-479 до н.э.). Он обобщил, в частности, весь опыт воспитания и образования в Китае и высказал оригинальные идеи в этой области.

Основу педагогического учения Конфуция составила трактовка им вопросов этики и морали, управления государством. Особое внимание он обращал на нравственное самосовершенствование личности. Ведущая часть его учения - тезис о правильном воспитании как непременном условии процветания государства. Конфуций создал первую в Китае школу. Методика преподавания в школе Конфуция основывалась на диалоге учителя с учеником, на классификации и сравнении фактов и явлений, на подражании образцам. В школах Конфуция дети после 9 лет обучения должны были уметь делать умозаключения, «твердо стоять в науке. [6, С. 111]

В период правления династии Хань (206 до н.э. - 220 н.э.) завершавший эпоху Древнего Китая, конфуцианство было объявлено официальной идеологией. В этот период образование в Китае получило достаточно широкое распространение. Престиж обученного человека заметно вырос, в результате чего сложился своеобразный культ образованности. Само школьное дело постепенно превращалось в неотъемлемую часть государственной политики.

В целом государства Ближнего и Дальнего Востока дали человечеству бесценный опыт воспитания и обучения, развитый на последующих витках истории школы и педагогики. В эпоху древних цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока возникли первые учебные заведения, были сделаны попытки осмыслить цель, задачи, программу, формы и методы воспитания и обучения подрастающего поколения.

Педагогические традиции древних государств Двуречья, Индии и Китая в определенной степени повлияли на воспитание и обучение в других цивилизациях - эпох античности и средневековья. [2, 45-50]

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИКИ В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ

педагогика воспитание восточный цивилизация

В V в. до н.э. в Древней Греции назрела необходимость осмысления в рамках философии такого важнейшего явления социальной жизни как воспитание необходимых полису граждан. Эмпирический материал был богат и разнообразен, центры обучения возникли и функционировали почти во всех городах античного мира. Нерасчлененные еще научные знания концентрировались в натурфилософских системах, в содержание которых вплетались и педагогические идеи. . [1, С. 80- 94]

СПИСОК ОСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Жуковский, Г. Е. Очерки по истории античной философии: монография / Г.Е. Жуковский. - М.: Логос, 1963.-471с.

Летурно, Ш. Эволюция воспитания у различных человеческий рас / Пер. с франц. - Спб.: Народная польза, 1900. -500 с.

Флитнер, Н.Л. Культура и искусство древнего Двуречья.- 215 с.

Древнекитайская философия. Собрание текстов. В 2-х т. - Т.2. - М., 1973. 384 с.

На П. великих цивилизаций Востока определяющее влияние оказал подчёркнуто традиц. характер вост. общества; примат социального (семья, община, каста, гос-во) или религиозного над личностно-индивидуальным, синкретизм разл. сфер жизни людей. До проникновения в крупнейшие страны Востока идей зап. науч. П. (кон. 19 в.) пед. знание оформлялось в связи с древнейшими ре лиг.-философскими учениями и с традиционной образовательной практикой.

Дальневост. цивилизация сложилась во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. на терр. Китая. Её идеологическим выражением стали возникшие в сер. 1-го тыс. до н. э. даосизм и особенно конфуцианство, а с сер. 1-го тыс. н. э. и буддизм. В 1-м тыс. н. э. Дальневост. цивилизация утвердилась в Корее и Японии, органически синтезируя местный уклад жизни и духовной религ. традиции. Пед. мысль Дальневост. цивилизации ориентировалась на целостное восприятие человеческого духа и бытия, стремилась превратить саму жизнь в средство воспитания. Дальневост. пед. традиция, не различая высшую мудрость и обыденное сознание, обосновывала устремлённость воспитания к безыскусной данности жизни. Это стало одной из предпосылок длит. устойчивости и жизнеспособности Дальневост. цивилизации. Мудрость и заветы предков, следование к-рым признавалось безусловно обязательным для всех, воплощались в ритуалах и канонич. текстах. Изучая и усваивая их, люди как бы готовились к тому, чтобы встать на Истинный Путь (Дао). Учение приобретало самостоят. значение, становилось высшей культурной ценностью.

Способность человека учиться воспринималась как проявление свойств его изменчивости, роста, возмужания. Однако рамки этих изменений были жёстко детерминированы традицией. Усвоивший традиц. взгляды и нормы считался мудрым, ибо знал, где должен остановиться (мудрость связывалась прежде всего с чувством меры). Верность образу мыслей и поведения, усвоенным в ходе учёбы, ставилась выше способности к созданию новых понятий и форм поведения. Личность как бы растворялась в своих социальных связях, призванная реализовывать надындивидуальные традиц. ценности и находить удовлетворение в осознании выполненного долга.

Дальневост. цивилизация пыталась преодолеть противоречия, к-рые несли с собой обществ. разделение труда, иму-ществ. расслоение и социальное неравенство, максимально возможной консервацией традиций, в т. ч. образовательных. Человеческая индивидуальность воспринималась не как своеобразие, а как соответствие установленному эталону. Вплоть до 2-й пол. 19 в. пед. трактаты на Д. Востоке полны намёков и притч, афоризмов и иносказаний (см. также Древний Восток, раздел Китай).

Пед. традиция Южноазиат. цивилизации опиралась на принцип единства трёх обязанностей человека: перед Богом (для исполнения к-рой человек должен изучить и исполнить священные обряды); перед мудрецами прошлого (для исполнения к-рой нужно изучить их духовные и проф. традиции и продолжить их); перед предками (для исполнения к-рой человек должен дать детям должное воспитание, чтобы они жили достойно и совершали жертвоприношения в честь предков, обеспечивая благополучное переселение их душ). Южноазиат. пед. традиция исходила из представления о том, что ребёнок не ведает священного закона и обязанности, справедливости и истинности — дхармы; он постигает её в процессе обучения. Будущие качества человека зависят от соотношения воплощённых в нём мировых элементов (гун), к-рые как бы осуществляют его связь с мирозданием и несут в себе три начала — светлое, активное и тёмное. Отчасти их соотношение в каждом человеке определяется при рождении принадлежностью к той или иной касте. Однако путём овладения совершенным знанием, через суровое воспитание и самовоспитание человек может преодолеть собств. природу, побороть влияние низших гун, возвыситься над кастами, став равным миру мудрецом-аскетом.

Согласно индуистской традиции, человек в своём жизненном цикле проходил четыре этапа: ученик, домохозяин, отшельник, аскет. Семья (большая семейная община с сильной властью отца, скреплённая узами сакральных ритуалов) осмысливалась как первая и исходная воспитат. ячейка общества. Отец представал божественным наставником, порождающим своим словом в ребёнке человека, пробуждающим разум, помогающим ему вырабетать отношение к окружающему миру. Отношениям ученика и наставника придавалось особое значение; достижение духовной близости между ними создавало основу успешности воспитания и обучения, в результате к-рых ученику открывались пути к знанию и состояниям, доступным членам высших каст, т. н. новое рождение.

Идеал совершенствования человека содержал в себе потенц. возможность уйти от страданий, сопровождающих повседневную жизнь. Воспитание же было призвано помочь ему пройти этот путь. Однако за человеком сохранялось право выбора: оставаться в миру, живя по обычаям и законам своей касты, или уйти из мира, вырваться из паутины традиц. связей, очиститься от страдания.

Колыбелью древнейших в истории человечества локальных цивилизаций, возникших в 4-м тыс. до н. э., стал Ближний Восток (см. Древний Восток, разделы Египет и Месопотамия). Здесь зародилась иудаистская религ.-культурная традиция. После завоеваний Александра Македонского Ближний Восток оказался включённым в ареал эллини-стич. культуры. На Ближнем Востоке на рубеже новой эры возникло христианство. Сочетание и взаимодействие мн. культурных традиций было важным источником формирования собственно ближневосточной цивилизации, стержнем к-рой стал ислам — одна из мировых монотеистич. религий. Он зародился в 7 в. в Аравии и к 12 в. распространился на огромной территории от Испании до Индии.

Человек в исламе представал не в системе его внешних социальных взаимодействий, не в процессе углублённого самопознания, а в отношении к Богу. Смыслом жизни считалось послушание, исполнение религ. обязанностей, предписанных Аллахом и являющихся долгом каждого правоверного. Предполагалось, что правоверный должен уверовать сердцем в Аллаха, провозгласить свою веру, совершать добрые, обусловленные искренними намерениями поступки. Вера в Аллаха рассматривалась как приобретённое качество, в формировании к-рого важное место отводилось воспитанию и обучению. Эти важнейшие для образоват. практики понятия чётко различались. Обучение понималось как способ формирования теоретич. добродетелей при помощи слова, а воспитание — как способ формирования этич. добродетелей через развитую привычку человека совершать правильные действия. И обучение, и воспитание, согласно исламской традиции, в конечном счёте основывались на приобретении человеком истинного знания. Знание подразделяли, во-первых, на предтечное и всеобъемлющее Божье, и, во-вторых, на человеческое обычное (мирское) и религиозное. Стремление к знанию считалось безусловным долгом каждого мусульманина.

Пед. традиция Ближневост. цивилизации центр. пунктом образования рассматривала изучение Корана и др. священных текстов. Однако высший смысл Корана не может быть постигнут разумом; необходим свет, направляемый Аллахом в сердца верующих. Именно сердце считалось высшим органом познания, способным увидеть самую суть вещей, вместить в себя Бога. Формирование человека рассматривалось, во-первых, в контексте божественного озарения, во-вторых, в контексте праведного образа жизни (как условия божественного озарения), что предполагало воспитание, и в-третьих, в контексте овладения знанием, способным обеспечить человеку достойное существование, что предполагало обучение.

Присущая Ближневост. цивилизации религ. идеология ставила перед наставником задачу интегрировать воспитуемого в систему исламских религ. этико-право-вых норм, помогать в их теоретич. и практич. освоении. См. также Мусульманская культура.

Традиц. основы великих цивилизаций Востока были потрясены столкновением с динамич. культурой Запада, влияние к-рой нарастало по мере развития бурж. отношений в Европе, а позднее и в Сев. Америке. Ближневост. цивилизация оказалась наименее затронутой зап. влиянием. Дальневост. цивилизация с её религ. терпимостью и культом учения, восходящим к конфуцианской традиции, многое восприняла от Запада. В Южноазиат. цивилизации проявилось пассивное отношение к попыткам радикальной модернизации образоват. структур. В целом же на Востоке в течение 19-го и 1-й пол. 20 в. произошла Значит. переориентация в пед. традициях, в развитии образования, к-рая обеспечивала приобщение к зап. достижениям науки и техники.

Читайте также: