Педагогика 19 века кратко

Обновлено: 25.06.2024

9.3. Развитие русской педагогической мысли в ХIХ в.

В ХIХ в. шел процесс становления отечественной педагогической науки, формирования различных педагогических направлений и теорий. Значительным в этот период оказался вклад общественной мысли в развитие просветительских идей.

Педагогическая деятельность известного русского хирурга, профессора медицины Николая Ивановича Пирогова (1810–1881) не ограничивалась преподаванием в высшей школе. В 1850-х гг. он был назначен попечителем Одесского, а затем Киевского учебных округов. Н.И. Пирогов в своих педагогических сочинениях выдвигал идею воспитывающего обучения, усматривал цель воспитания в подготовке к жизни высоконравственного человека с широким интеллектуальным кругозором, выступал против ранней специализации в обучении детей и настаивал на начальной общеобразовательной подготовке. Ученый высказывал идею о необходимости создания в России сети образовательных учреждений для обучения женщин. Среди методов воспитательного воздействия педагог выделял пример, убеждение, поощрение, наказание, отрицательно относился к телесным наказаниям, бытовавшим в современных ему школах. Н.И. Пирогов выступал за расширение сети начальных школ, поддерживал автономию университетов, разрабатывал вопросы методики преподавания в высшей школе.

В организации процесса обучения, по мнению педагога, стоит придерживаться классно-урочной системы. Опираясь на дидактику Я.А. Коменского и И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинский выявил четкие условия организации обучения, описал организационную структуру урока и выделил его виды. Ушинскому удалось выразить теоретические положения в методике начального образования. Так, он разработал новый метод овладения грамотой, призывал использовать на начальном этапе обучения все виды урока, слитые в единстве, методику формирования общих представлений и одновременного развития мышления и речи детей.

Педагог и просветитель Николай Федорович Бунаков (1837–1904) был теоретиком и практиком народной школы, создал ряд учебников для начальной школы. Главную задачу начального школьного образования он видел в гармоничном развитии физических, умственных и нравственных сил детей. Для этого, по его мнению, необходимо усилить реальный компонент содержания образования детей.

Педагог Василий Васильевич Розанов (1856–1919) выступал за необходимость создания подлинно русской национальной школы, основанной на культурных традициях народа. Вместе с тем он был далек от узко-национальной трактовки роли школы и отстаивал идею гармонического сочетания общечеловеческого, национального и индивидуального в формировании личности.


Оглавление

  • 1. Педагогика в Древнем мире и в эпоху Средневековья
  • 2. Зарубежная педагогика XIX – начала XX вв.
  • 3. Педагогика в Древней Руси и России в XIV–XVIII вв.
  • 4. Педагогика в России в XIX–XX вв.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика. Краткий курc предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

2. Зарубежная педагогика XIX — начала XX вв.

В XIX в. в педагогической мысли возникают теории обучения и воспитания, которые становятся классическими педагогическими теориями и базой для дальнейшего развития науки и практики образования во всех странах. Под влиянием идей европейских просветителей, таких как И. Г. Песталоцци, Ф. А. В. Дистервег, в развитии педагогики происходят важные изменения.

Одной из важнейших тенденций развития образования в XIX в. было расширение участия государства в управлении и финансировании школьного дела. Этот процесс основывался на появлении законодательства, регулирующего порядок организации, управления и других вопросов государственной образовательной политики. В Англии в 1870 г. издан закон о создании государственных начальных школ, а в 1891 г. — закон о бесплатном школьном обучении. В 1872 г. был принят закон о начальной школе в Германии.

Теоретическая педагогика развивалась под воздействием идей швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746–1827) — основоположника дидактики начального обучения. Он считал, что для гармоничного развития человека необходима тесная связь и взаимодействие умственного, нравственного, физического и трудового образования.

Последователь Песталоцци педагог Фридрих Фребель (1782–1852) разработал целостную, методически детально разработанную, оснащенную практическими пособиями систему дошкольного воспитания. В процессе развития детской личности Ф. Фребель большое внимание уделял творчеству.

Немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790–1866) основными принципами воспитания считал природосообразность, культуросообразность и самодеятельность. При этом самодеятельность Дистервег выделял как решающий фактор, определяющий личность человека. Под природосообразностью он понимал возбуждение врожденных задатков ребенка в соответствии с заложенным в нем стремлением к развитию. А культуросообразность означала учет в процессе воспитания всей совокупности данных культуры, истории, экономики, национального характера той или иной страны или народа.

Гербарт так определил принципы построения каждого урока:

1) ясность — изучаемое выделяется из всего, с чем оно связано, и углубленно рассматривается;

2) ассоциация — установление связей между старыми и новыми представлениями в ходе непринужденной беседы;

3) система — выделение главного, выведение правил и законов;

4) метод — применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям.

Социалисты-утописты Ш. Фурье, А. Сен-Симон и Р. Оуэн жестко критиковали капиталистический строй, вместе с этим они выдвигали мысль о новом грядущем социалистическом строе, основанном на началах разума и справедливости. Главную роль в переустройстве отечества они отводили воспитанию гармонично развитой личности.

Рубеж XIX и ХХ вв. ознаменовался новым уровнем развития промышленных, общественных и экономических отношений, который требовал совершенствования всех сфер общественной жизни и социально-экономических институтов, в том числе и воспитания.

Старая школа не способствовала развитию у детей самостоятельности и активности, в то время как промышленности требовались квалифицированные рабочие, способные управляться со сложным техническим оборудованием.

Это привело к возникновению движения реформаторской педагогики.

Поворотным пунктом в становлении и развитии материалистической педагогики явилось создание Карлом Марксом (1818–1883) и Фридрихом Энгельсом (1820–1895) теории диалектического и исторического материализма.

В трудах Маркса и Энгельса вскрыт классовый характер воспитания в классовом обществе и в общей форме рассмотрены: содержание и методы формирования всесторонне и гармонически развитого человека; задачи, содержание и методы политехнического образования; формы и методы соединения обучения с производительным трудом; соотношение между семейным и общественным воспитанием и др.

В общественно-педагогической мысли этого периода появляются многочисленные концепции и течения: свободного воспитания, экспериментальной педагогики, прагматической педагогики, педагогики личности, функциональной педагогики, воспитания посредством искусств, трудового обучения и воспитания и др.

Сторонники этих концепций (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер, М. Монтессори и др.) считали, что школа должна не только давать знания, но и развивать детей, учить их наблюдать, делать выводы, развивать навыки самообразования. При этом необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся. Трудовое обучение рассматривалось как одно из важнейших средств общего развития личности ребенка.

Ярким представителем прагматизма в области педагогики был американский философ и педагог Джон Дьюи (1859–1952). Педагогические идеи Дьюи оказали существенное влияние на многих педагогов Европы, стали теоретической основой современной западной педагогики.

Эпоха Нового времени знаменуется творчеством педагогов, вошедших в плеяду классиков науки о воспитании и образовании: И. Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарт, Ф.А.В. Дистервег.

В конце XIX в. в педагогической области наблюдалось необычайное оживление. Появилось множество реформаторских педагогических течений. Дискуссии сводились к одному: какой быть народной школе, какие организационные принципы положить в ее основание, чему учить детей из народной среды, как развивать их. Многие педагоги считали, что образование — это единственное средство улучшения жизни бедняков.

Среди педагогов-реформаторов были разработчики и сторонники трудовой школы, педагогики действия, индивидуальной, социальной, врачебной, моральной, сексуальной, экспериментальной педагогики и др. Много идей высказывалось в области специальных методик.

Организация школьного обучения, стиль отношений педагогов и детей, учебные помещения — все это устарело, пригодно для школы слушания и подлежит коренному изменению.

В последней четверти XIX в. начался процесс кардинальной перестройки школы, длившийся все последующее столетие. Эти изменения были обоснованы прежде всего новыми теориями образования

Вопрос 20: Философско-педагогическая и психологическая теория И.Ф. Гербарта.

(1746-1841 гг.)

Родился в Ольденбурге, был профессором философии в Кенигсберге и Реттингене.

Центральный тезис рассуждений Гербарта – формирование нравственного человека. Это - ядро идеи о развитии всех способностей человека. По Гербарту, воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения этой гармонии (задачи воспитания):

· Управление, которое поддерживает порядок и уничтожает природную, первобытную необузданность, через это питомец входит в сферу разумной человеческой свободы. Меры: занять воспитанника настолько, чтобы не оставалось свободного времени, надзор, приказания, запрещения, авторитет.

· Обучение должно не просто давать некий объем знаний, но в основном способствовать усовершенствованию всего субъекта. Обучение - преднамеренное, систематическое образование и развитие представлений, составляющих душевную жизнь для всестороннего совершенства.

· Нравственное воспитание (дисциплина) всякое непосредственное влияние на характер воспитанника с целью облагораживания его нрава и привести его к нравственности. Дисциплина имеет дело с характером, который образуется из сочетания различных наклонностей и выражается в ВОЛЕ - переход желания в дело. Нравственно развивать характер - значит предоставлять право самому питомцу принимать доброе и отвергать злое, таким образом, через деятельность возвышаться до самосознающей личности.

Гербарту принадлежит капитальная разработка идеи воспитывающего обучения, основную задачу которого он видел в развитии всестороннего интереса: 1) эмпирический интерес (к окружающему) 2)симпатический интерес (к близким) 3)социальный интерес (ко всем людям) 4)религиозный интерес (к Богу).

Обучение Гербарт попытался разделить на преподавание и учение. Он искал некую"естественную последовательность" учебного процесса в виде формальных ступеней. Были определены четыре ступени:

1) Ясность (активность учителя - преподнесение учебного материала) 2)Ассоциации (возникновение ассоциаций у учащихся - активность учащихся) 3)Система (приведение знаний в систему - активность учителя) 4)Метод (применение знаний на практике - активность учащихся).

Это и есть ступени обучения.

Гербартом определены три унив­ерсальных метода обучения:

1) Описательный 2)Аналитический (анализ свойств, характеристик предмета) 3)Синтетический (связь уже воспринятого и представлений).

И. Гербартом были намечены шесть практических способов нравственного воспитания:

/.Сдерживающий 2.Направляющий 3 Нормативный 4.Взвешенно ясный 5.Морализаторский 6.Увещевающий.

Важно, чтобы практический опыт был осмысленно оценен. Средствами нравственного воспитания выступали:

удержание границы, создание условий для этого, разработка четких правил поведения и следование им,

поддержание в душе ясность и спокойствие, тволнение одобрением и порицанием,

Гербарт является родоначальником формального классического школьного образования: упорядоче­нность, системность, основательность. Он связывает философию, психоло­гию, педагогику, этику, эстетику, дает структуру урока.

Ф.А.В.Дистервегу принадлежит авторство несколько сот педагогических статей и очерков, которые можно условно разделить на три группы:

II. Обосновываются идеи воспитывающего и развивающего обучения:

Дистервег полагал, что разумно организован­ное воспитание должно строиться с учетом трех принципов:

· Природосообразности (учет возрастных и индивидуальных особенностей физического и психологического развития ребенка),

· Кулътуросообразности (учет условий, в которых ребенок живет, национальной культуры),

· Самодеятельности (стремление развивать детскую творческую активность),

Педагогика 19 века отличалась от современной педагогики. Во – первых, основные современные методики образования начали приобретать более конкретную форму лишь в последнее время, во – вторых, в 19 веке правители большинства стран не задумывались о массовом образовании людей, в связи с чем и педагогический процесс не имел столь явную актуальность, как на сегодняшний день, в – третьих современная педагогика отличается комплексным подходом к образованию и использованию новейших технологий, что ранее, в 19 веке не было возможным

Активным изучением педагогической науки в 19 веке занимался ученый Генрих Песталоцци, также он пытался развивать эту науку.

Педагогика - это наука о разнообразных способах и методах образования.

Основные положения ученого в области педагогики сводились к тому, что, прежде всего, необходимо развивать человеческое начало в детях, а точнее человечность, а также и другие способности ребенка. Все это в гармонии приведет к грамотному образованию и воспитанию целостной личности.

Так как человек – это дитя природы, главное уделять внимание всем природным особенностям ребенка, то есть физическим и умственным. Важно способствовать всестороннему развитию навыков и умений у подрастающего поколения.

Необходимо отметить, что Генрих Песталоцци стал прародителем дидактики начального обучения. Он говорил о том, что необходимо развивать детей и физически и умственно, труд помогает воспитывать новое поколение, все эти направления обучения в общей сложности дают гармоничное развитие детей.

Также Песталоцци впервые разработал методику обучения детей, в которой он отразил следующие основные направления совершенствования образования:

  • Научить детей считать, это было важно на этапе развития образования в 19 веке;
  • Научить детей правильно говорить и общаться. Культура речи позволяла детям находить общий язык между собой, со взрослыми и в обществе в целом;
  • Расширять кругозор учащихся. Важно не только учить детей точным наукам, важно расширять кругозор, который зародит интерес к жизни, путешествиям, даст больше пространства для фантазии и мышления;
  • Расширить список предметов для обучения. Так, детям стали преподавать геометрию, географию, появились творческие предметы (пение, танцы, рисование и т.д.).

Надо заметить, что по методике Г. Песталоцци реализуется и современное образование детей.

Развитие педагогики 19 века

Развитие педагогики 19 века шло на базе основных принципов образования и воспитания, которые предлагали ученые и педагоги того времени.

Основные принципы педагогики 19 века:

  1. Принцип наглядности и обобщенности. Так, в 19 веке считалось, что сначала необходимо показать детям опыт или действие, которое приведет в дальнейшем к конкретному результату, и только после того, как опыт будет показан можно переходить к обсуждению увиденного и окончательным выводам. На сегодняшний день в образовании действуют другие принципы, наоборот, сначала педагог рассказывает в теории и опыт и его итоговый результат и только после этого демонстрирует наглядно, как это происходит;
  2. Принцип от частного к целому. Данный принцип обучения гласит, что изучать предмет необходимо маленькими кусочками, которые потом соберутся в одно общее целое. Нельзя выдать весь материал сразу, важно делить учебный материал на разделы, подразделы. Надо отметить, что данный принцип обучения сохранился до сих пор, однако, часто педагоги используют методику, в которой сначала озвучивается общая цель предмета, то есть кратко рассказывается суть материала и зачем его изучать, а потом обучение переходит к более мелким разделам;
  3. Принцип наглядности. В процессе обучения обязательно должны быть наглядные пособия, которые позволят ученикам лучше усваивать учебный материал, запоминать его и правильно интерпретировать. Наглядные пособия представляют собой различные картинки, плакаты, схемы и т.д. Все, что можно увидеть и что помогает в процессе получения знаний. Наглядными пособиями пользуются и современные педагоги, на сегодняшний день они могут представлять собой цифровую картинку или целый фильм;
  4. Принцип, в основе которого положена борьба с вербализмом. Этот принцип говорит о том, что в педагогике необходимо меньше говорить не по делу, а больше по сути предмета. Лишняя болтовня приводит к дисбалансу в процессе обучения, дети отвлекаются, теряют нить и суть предмета, начинается общая потеря внимания и сосредоточенности. Надо заметить, что современная педагогика не принимает этот принцип к действию;
  5. Принцип накопления знаний и развития мышления. Данный принцип говорит о том, что в процессе обучения дети должны получать не только знания в чистом виде, но и пытаться самостоятельно мыслить, развивать мышление, логику. То есть необходимо внедрять такие предметы и методику преподавания, которая бы помогала учить детей мыслить или домысливать. В современной педагогике этот принцип является одним из важнейших и широко применяется на практике.

Таким образом, данные принципы педагогики 19 века формировали основу педагогического процесса и воспитания того времени. Важно отметить, что большинство принципов имеют силу и активно применяются и в современном педагогическом процессе.

Немаловажным направлением в развитии педагогики 19 века была мысль о развитие самостоятельности в образовании и воспитании детей, основоположником этой мысли был Адольф Дистервег. Развивать обучение можно только на основании желания и частичной самостоятельности детей, считал ученый и педагог.

Так, самостоятельность дает множество преимуществ:

  • Дети начинают думать более свободно и разносторонне. Одно дело, когда учитель рассказывает материал и при этом излагает свое видение, другое, когда ребенок остается один на один и начинает рассуждать по – своему, возможно, иначе. Это помогает двигать образование вперед, учит высказывать и формировать свое представление на определенные вопросы и суждения;
  • Дети начинают быстрее взрослеть при самостоятельной работе, и воспитание становится более простым и эффективным. Когда ребенок пытается разобраться в чем-то сам, это приводит к его личностному росту (взрослению).

Педагогика 19 века послужила основой для современной педагогики.

С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Учебное пособие по одноименному курсу для слушателей специальности 1-080171 Педагогическая деятельность специалистов ИПО


Вы здесь: 1.11. Становление и развитие педагогики в странах Западной Европы и США в XIX веке (до 90-х годов) 1.11.3. Классические педагогические концепции XIX века

1.11.3. Классические педагогические концепции XIX века

В числе классических педагогических концепций XIX в. большую известность и широкое практическое воплощение получила кон­цепция немецкого психолога и педагога Иоганна Фридриха Гербарта (1776 – 1841), по которой ученик предстает в качестве объекта обучения и воспитания, где тщательно разработана сис­тема средств жесткого педагогического управления ребенком, а система обучения носит ярко выраженный сословный характер. Концепция И.Ф.Гербарта представляет собой сплав педагогики, психологии и этики, причем ведущая роль, в отличие от предше­ствующих педагогических концепций, принадлежит глубокому пси­хологическому обоснованию образовательного процесса. Педагогику немецкий просветитель рассматривал как науку и искусство. Как науку педагогику образует сумма теорем об искусстве воспитания. Само искусство воспитания образует сумма навыков, приобретаемых в постоянном действии, соответствующих этим теоремам. Показателем искусства воспитания служит умение обращаться со всяким возрастом и характером.

Воспитывающее обучение должно быть направлено на развитие многостороннего интереса, имеющего, согласно И.Ф.Гербарту, шесть ви­дов: эмпирический – интерес к окружающему миру; умозрительный – к причинам вещей и явлений; эстетический – к прекрасному; симпатический – к близким людям; социальный – ко всем людям; религиозный. Основой развития интереса он считал возбуждение и поддержание внимания. Широта интересов – основа самодеятельности.

Учебно-воспитательный процесс И.Ф.Гербарт разделил на три блока: управление, обучение и нравственное воспитание. Под уп­равлением понималось дисциплинирование детей. В качестве ме­тодов дисциплинирования предполагалось использовать угрозу, надзор, приказание, запрещение, наказание. При этом И.Ф.Гер­барт подчеркивал, что дисциплинирование детей должно смяг­чаться любовью и снисходительностью к ним.

Таблица 5. – Схема ступеней обучения (по Гербарту)

1. Ясность. Углубление в знания в состоянии покоя

Рассказ учителя, показ нового материала

2. Ассоциация. Углубление в знания в состоянии движения.

Ученик связывает воспринятые знания

с имеющимися представлениями

3. Система. Осмысливание в состоянии покоя. Ученик приводит полученные элементы знаний в систему, делает выводы

Выводы, обобщения, определения, формулы

4. Метод. Осмысливание в состоянии движения

Применение правил на практике (решение задач, упражнений и т.д.)

Нравственное воспитание, по Гербарту, строится на пяти нрав­ственных идеях: это внутренняя свобода, делающая человека цель­ным; совершенство, дающее внутреннюю гармонию; благораспо­ложение, заключающееся в согласовании воли одного человека с волей других людей; права, применяемые в случае конфликта; справедливость. Человек, глубоко осознавший эти идеи, не бу­дет, как полагал немецкий просветитель, вступать в конфликт с окружаю­щим миром. При этом основной закон нравственного воспитания– опора на положительное в ребенке.

Идея жесткого управления педагогическим процессом, лежа­щая в основе теории И.Ф.Гербарта, явилась основанием для отнесения ее к авторитарным педагогическим концепциям.

Таким путем, по мысли Ф.А.Дистервега, можно обеспечить не только природосообразность образования в соответствии с сущ­ностью самого человека, но и единство, равноправие, связь каж­дого со всеми индивидами и обществом в целом. Важной задачей образования признавалось воспитание национального самосозна­ния в духе добра, справедливости, гуманности, религиозной тер­пимости, солидарности с человечеством. Другие важные задачи образования он видел в воспитании у детей человеческого и национального достоинства, всестороннем развитии их умственных; способностей, становлении характера, основу которого должен составить интеллект.

Ф.А.Дистервег сформулировал три важнейших принципа об­разования. Первый – принцип природосообразности, означающий соответ­ствие образования природным особенностям ребенка, учет зако­нов ею естественного развития. На этой основе немецкий ученый выделил три периода в школьном возрасте ребенка: 6 – 9 лет (повышенная физическая активность, склонность к игре, любовь к сказкам, сенсорное воспитание) – чувственное познание, упражнение чувств; 9 – 14 лет (развитие памяти, накопление представлений об окружающем мире) – развитие абстрактного мышления, умения делать выводы, сравнивать, анализировать; 14 – 16 лет – развивать мышление, твердые нравственные убеждения. Второй принцип – принцип культуросообразности, требую­щий учитывать в содержании воспитания исторически достигну­тый уровень культуры и воспитательный идеал общества. И третий – прин­цип самодеятельности и активности ребенка. По мнению А.Дистервега, реа­лизация этих принципов требует от педагога отказа от всякого насилия в отношении его природных дарований. Напротив, сле­дует всячески содействовать их развитию. Разрабатывая теорию развивающего обучения, немецкий педагог выделил четыре группы дидактических правил: правила обучения, касающиеся ученика; правила обучения, касающиеся материала; правила обучения относительно места и времени; правила обучения, касающиеся учителя.

В XIX веке вопросы образования глубоко анализировались в социальных учениях. Яркими представителями этого направления являются Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895). Теоретики критиковали буржуазное воспитание за классовый характер. Утверждали, что буржуазия дает образование народу лишь в своих интересах, поэтому пролетариат должен захватить власть и уничтожить буржуазное образование. По их идее, только общество, организованное на коммунистических началах, даст возможность своим членам применять их всесторонне развитые способности. На этой основе разработали теорию коммунистического воспитания, которое включает:

2) нравственное воспитание, представляющее собой воспитание духа общественности, социалистического гуманизма, пролетарского интернационализма и патриотизма;

3) физическое воспитание, заключающееся в воспитании здорового, сильного, смелого поколения молодых работников и защитников социалистической родины средствами гимнастики и военных упражнений;

Читайте также: