Печатная азбука в 1679 году кратко

Обновлено: 05.07.2024

Самый первый букварь напечатан Иваном Федоровым, основателем книгопечатания на Руси, во Львове в 1574 г. Сегодня в мире существует единственный экземпляр этой книги, который на счастье прекрасно сохранился. Он принадлежит библиотеке Гарвардского университета США. Приобретен был в 1950 г., и только в 1955 г. мир увидел полную фотокопию неизвестного до этого учебного пособия. Любопытно, что в Гарвард букварь попал из Парижского собрания С. П. Дягилева.

В азбуке использован буквослагательный метод, унаследованный от греков и римлян, предполагающий заучивание наизусть слогов. Сначала шли двухбуквенные сочетания с каждой гласной по алфавиту (буки - аз = ба, затем те же слоги с добавлением третьей буквы (буки - рцы - аз = бра). Здесь аз, буки, рцы - буквы кириллического алфавита.

Дальше идут три раздела, знакомящие учеников с элементами грамматики.

В раздел "А сия Азбука от книги осмочастныя, сиречь грамматикии" автор поместил образцы спряжения глаголов на каждую букву алфавита, начиная с "б". Здесь же приведены формы страдательного залога глагола бити.

Раздел "По прозодии а еще дващи лежащее се есть повелительная и сказательная" дает сведения об ударениях и "придыханиях" в словах. А раздел "По ортографии" содержит отдельные слова для чтения, записанные полностью или сокращенно (под знаком "титло" - надстрочным значком, означающим пропуск букв).

Азбука заканчивается акростихом. В азбучном акростихе (греч. "край строки", или азбучной молитве каждая строка, передающая содержание одной из религиозных истин, начинается с определенной буквы. Если взглянуть на левый край строк сверху вниз, то и получится алфавит. Так и Священное Писание вспоминалось, и алфавит закреплялся.

Вторая часть букваря целиком посвящена материалу для чтения. Это не только молитвы, но и отрывки из притч Соломона и посланий апостола Павла, которые как бы дают советы родителям, учителям и ученикам.

На последней странице даны 2 гравюры: герб г. Львова и издательский знак первопечатника.

Иван Федоров сам тщательно подбирал материал для включения в свой первый букварь. В послесловии о своей роли составителя он написал: "еже писах вам, не от себе, но от божественных апостол и богоносных святых отец учения, … от грамматикии мало нечто ради скорого младенческого научения". Некоторые исследователи сравнивают труд по созданию этого букваря с научным подвигом. Ведь Иван Федоров проявил себя не только как выдающийся мастер книжного дела, но и как талантливый педагог. Впервые азбука пыталась внести в процесс обучения чтению элементы грамматики и счета (часть текста была поделена на мелкие нумерованные параграфы). Кроме того, в детском учебнике изложены поучения о воспитании, которое совершать нужно "в милости, в благоразумии, в смиренномудрии, в кротости, долготерпении, приемлющи друг друга и прощение дарующе". Первые ростки гуманистической педагогики были для средневековой Руси безусловным новаторством. А скромная книжечка для начального обучения грамоте вышла далеко за рамки обычной азбуки, и явилась началом целой эпохи, которую изучает букваристика

Второе издание букваря Ивана Федорова (1578 г.)

"Книжка по-греческия "Алфа Вита", а по русскии "Аз Буки", перваго ради научения детьскаго", выпущена в 1578 г. в г. Остроге. Уехав из Львова, Москвитин (так называл себя первопечатник - выходец из Москвы) основал типографию в родовом имении киевского воеводы князя Константина Константиновича Острожского. Азбуку так и называют - Острожская. Она известна по двум сохранившимся экземплярам - в Королевской библиотеке Копенгагена и городской библиотеке г. Готы (Германия).

Книга богаче украшена. Помимо заставок и концовок здесь уже появились заголовки, выполненные вязью, а также буквицы - первые буквы абзаца высотой в одну или несколько строк, выполненные в виде орнамента. Повторяя построение первого издания, азбука кроме славянских текстов включает и греческие. В то же время нумерация параграфов и кириллические числа в конце страницы убраны.

Но самое замечательное отличие этой азбуки в том, что в конце ее Иван Федоров впервые опубликовал великолепный памятник славянской литературы. Это "Сказание, како состави святый Кирилл философ азбуку по языку словенску, и книги переведе от греческих на словеньский язык", созданное в IX в. Черноризцем Храбром.

Вся жизнь Ивана Федорова была посвящена по его словам тому, чтобы "по свету рассеивать и всем раздавать духовную пищу". Острожская азбука еще раз подтверждает это - где бы Москвитин ни основывал типографию, везде издавал книги для обучения чтению и письму.

Лицевой – это значит иллюстрированный, с картинками. Именно то, что в нём появляются иллюстрации, которые были вспомогательным средством в учебном процессе, и является отличительной особенностью данного учебного издания, он стал самым замечательным учебником XVII-XVIII вв., резко нарушившим предыдущие традиции.

Сначала Истомин изготовил букварь в двух рукописных экземплярах.

Особенности строения букваря Кариона Истомина

Како кто хощет видом си познати

В первых вещей сил будет то писати.

Киты суть в морях, кипарис на суше,

Юный, отверзай в разум твоя души.

В колесницу сядь, копием борися,

Конём поезжай, ключом отоприся.

Корабль на воде, а в дому корова,

И кокошь в требу, и людем здорова.

Отложи присно тщеты недосуги,

Колокол слушай, твори в небе други.

Здесь изображены: кит, кипарис, колесница, копьё, конь, ключ, корабль, корова, кокошь (курица, колокол. Такая композиция иллюстрации способствует лучшему усвоению материала и запоминанию. С каждой буквой ассоциируется несколько образов.

1. Кизиветтер А. А. Иван Федоров и начало книгопечатания на Руси. М., 1904

2. Кукушкина М. В. Книга в России в XVI веке. - СПб. : Петербургское востоковедение, 1999, 202 с. Серия "Slavica Petropolitana", III.

3. Лукьяненко В. И. Азбука Ивана Федорова, ее источники и видовые особенности // ТОДРЛ. М. -Л., 1960.

4. Малов В. Книга. Серия "Что есть что", М., СЛОВО, 2002.

5. Немировский Е. Л. Иван Федоров. М., 1985.

6. Немировский Е. Л. Полиграфическая техника Ивана Федорова и его учеников. В книге "Иван Федоров" М., Наука, 1959 или Вопросы истории естествознания и науки, 1984, № 1.

7. От азбуки Ивана Федорова до современного букваря /Сост. Богданов В. П. и др. -М. : Просвещение, 1974

8. Тихомиров М. Н. У истоков русского книгопечатания. М., АН СССР, 1959.

Балаковская азбука А Балаковская АЭС — атомная электростанция, расположенная в 8 км от города Балаково Саратовской области, на левом берегу Саратовского.

Первые учебники для детей: азбука Ивана Федорова Введение. С появлением книгопечатания стали издаваться книги и для детей. Во второй половине XVI века на языке письменности того времени.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Карион Истомин (1640-1722, родом из Курска) - иеромонах московского Чудова монастыря, писатель, придворный поэт, один из образованнейших людей своего времени. С 1679 года - глава Московского Печатного двора. Его перу принадлежит иллюстрированный букварь, ставший лучшим учебным пособием того времени. Сначала это была рукописная книга, расписанная золотом и красками. В 1692 году Истомин поднёс царице Наталии Киррилловне такой букварь для её внука, царевича Алексея. Ещё один экземпляр получили дочери царя Иоанна Алексеевича.

В 1694 году Карион Истомин печатает эту азбуку в количестве 106 экземпляров. Книга содержит 43 гравированных на меди и сброшюрованных листа, на каждом из которых изображена буквица и рядом предметы на эту букву, нравоучительные стихи и пояснения. По своему составу он близок к Букварю 1679 г., составленному Симеоном Полоцким, но по объему больше. Учебная часть содержит азбуки, двухбуквенные и трехбуквенные слоги, трехбуквенные слова, названия букв, сокращения, надстрочные знаки, знаки препинания и цифры. Отличительная особенность Букваря — большое число стихотворений (26). Гравюры по собственным рисункам исполнил Леонтий Бунин. Одна из этих книг хранится в Публичной библиотеке Санкт-Петербурга.

В наше время напечатано факсимильное издание.

Другое педагогическое произведение Кариона Истомина "Малая грамматика" не было окончено.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Букварь Кариона Истомина - первая иллюстрированная русская азбука. XVII в.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов


История первой русской азбуки, составленной для царевича Алексея Петровича.

Карион Истомин — иеромонах московского Чудова монастыря, справщик московской духовной типографии, позже игумен, ученик братьев Лихудов, родственник Сильвестра Медведева, последователь Амоса Коменского.

РУССКАЯ ВЕЩЬ. БУКВАРЬ КАРИОНА ИСТОМИНА

Он был одним из образованнейших людей своего времени, вероятно поэтому с 1679 года его назначили главой Московского Печатного двора. Перу Кариона Истомина принадлежит иллюстрированный букварь, ставший лучшим учебным пособием того времени.

РУССКАЯ ВЕЩЬ. БУКВАРЬ КАРИОНА ИСТОМИНА

Сначала это была рукописная книга (позже стала печатной), расписанная золотом и красками. В 1692 году Истомин поднёс букварь царице Наталии Киррилловне для её внука, царевича Алексея. Ещё один экземпляр получили дочери царя Иоанна Алексеевича.

Первые азбуки

До середины XIX века азбуки основывались на буквослагательной системе, согласно которой заучивались наизусть сначала буквы, потом слоги, а потом уже слова. Для зубрежки алфавит печатали в прямом, обратном и смешанном порядках, приводили списки употребляемых в языке двух- и трехбуквенных слогов, названия чисел и знаков препинания. Были в азбуках и сведения о склонении, спряжении и страдательном залоге. Текстовую часть составляли молитвы.

Букварь Кариона Истомина (1690-е)

Поясняющих иллюстраций в русских азбуках не было до конца XVII века. Впервые они появились в букваре иеромонаха Чудовского монастыря Кариона Истомина. Этот шедевр книжной иллюстрации, в котором использовались различные краски и золото, делали в роскошном рукописном варианте для царских детей. Один фолиант в 1692 году был поднесен матери Петра I, царице Наталье Кирилловне (Нарышкиной), для обучения ее внука Алексея Петровича. В следующем году такой же букварь вручили царице Прасковье Федоровне (Салтыковой), жене царя Иоанна Алексеевича, старшего брата и соправителя Петра. По красивой книге азбуку изучали царские дочери.

Имена художников, работавших над иллюстрациями, неизвестны.

В 1694 году в Москве появилась печатная версия букваря Кариона Истомина, подготовленная гравером Оружейной палаты Леонтием Буниным. Впоследствии ее неоднократно переиздавали: например, представленный на фото экземпляр из фондов Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника увидел свет после 1719 года.










При Петре I в 1708 году была проведена первая реформа русского алфавита. Появившийся в результате гражданский шрифт для печати светских изданий был гораздо понятнее церковнославянского полуустава, который имел рукописные корни. Полуустав, сумевший пережить начало книгопечатания, с этого момента использовался только для церковных книг.

Вторая часть пособия была своеобразным учебником по этикету, обеспечившим популярность этого издания. В ней были собраны советы юношам и девицам, касающиеся поведения дома и в свете в соответствии с нормами жизни дворянства эпохи Петра I.





Азбука состояла из 34 листов, на каждом была размещена одна карикатура, выполненная в технике офорта и раскрашенная акварелью. Все сюжеты связаны с войной 1812 года. 32 из 34 карикатур были скопированы с ранних оригиналов Теребенева, по одному сюжету было заимствовано у родоначальника русской карикатуры Алексея Венецианова и художника Ивана Иванова.








На рубеже XVIII–XIX веков в России появился новый тип иллюстрированной азбуки, в которой главная роль отводилась не буквам, а изображению. Как правило, такие азбуки не содержали текстов, за исключением лаконичных подписей к рисункам. Иллюстрации объединялись единой тематикой, подбирались на каждую букву алфавита и располагались в соответствующем порядке. Пример такой азбуки из 37 раскрашенных листов с изображениями представителей разных народов хранится в Государственном музее А.С. Пушкина.







Азбука Елизаветы Бем (1913–1914 годы)

Оригинальную азбуку в русском стиле, задуманную как история в картинках, создала в начале XX века Елизавета Бем (в девичестве Эндаурова) — одна из первых женщин в России, получивших профессиональное художественное образование.

Выпускница рисовальной школы Общества поощрения художников добилась признания в разных направлениях изобразительного искусства. Первым ее увлечением стали популярные в России со времен Екатерины II силуэты. В отличие от мастеров прошлого, она не вырезала их ножницами из черной бумаги, а рисовала на камне, а потом делала оттиски. Были изданы 14 альбомов силуэтов Бем, которые неоднократно переиздавались.

Акварельные работы Бем выигрывали медали на международных выставках, приобретались Петром Третьяковым и другими коллекционерами. А когда ее брат Александр стал директором Мальцовского хрустального завода, она проявила себя как автор эскизов для предметов художественного стекла.

Источником вдохновения художницы был мир детей. Широчайшую известность ей принесли книжные иллюстрации, а также более трех сотен открыток, выполненных в стилистике, которую называют сентиментальным реализмом.

Постоянным заказчиком Елизаветы Меркурьевны был печатник Иван Сытин — во многом благодаря ему рисунки Бем завоевали всенародную любовь. Сытин издавал массовую литературу и другую печатную продукцию большими тиражами, используя для нее работы лучших художников своего времени.

Последним большим проектом начавшей терять зрение художницы стала акварельная азбука, заказчиком которой в 1911 году выступил крупный издатель Иван Лапин.

Планировалось, что азбука будет публиковаться пятью частями по шесть иллюстраций в каждой. Всего вышли четыре выпуска (24 буквы), последний — уже после смерти Елизаветы Бем.

Читайте также: