Паз история завода кратко

Обновлено: 05.07.2024

Краткая история Павловского автобусного завода ⇐ ПАЗ

Техническое обслуживание, ремонт, покупка, продажа российских автобусов производства Павловского автобусного завода (ПАЗ)

Свою историю ОАО "Павловский автобус" начинал, как звод по производству автотракторного инструмента (ЗАТИ) для Горьковского автомобильного завода. Строительство завода началось 5 августа 1930 года.

В начале 1932 года было завершено строительство первой очереди предприятия. Массовый выпуск продукции с маркой ЗАТИ начался в октябре 1932 года.

1952 год стал годом второго рождения завода. 24 апреля 1952 года утверждается план реконструкции завода и программа выпуска 10 тыс. автобусов. 5 августа 1952 года из заводских ворот вышли первые пять автобусов с маркой "ПАЗ".

Выпуск автобусов возрастал, предприятие готовилось к производству новой модели автобуса вагонного типа ПАЗ -652, конструкция которого была разработана собственными силами. В 1960 году начался серийный выпуск этих машин.

В 1967 году на салоне-конкурсе во Франции автобус ПАЗ-655Т был отмечен Большой серебряной медалью Комиссариата Франции по туризму, призом отличия и медалью автосалона.

В 1969 году, на международном салоне-конкурсе автобусов во французком городе Ницца, за сложнейший маршрут туристского ралли, автобус ПАЗ-"Турист люкс" был удостоен почетного приза XIX Международного конкурса - Большого кубка и приза "Золотая Ника".

12ноября 1968 года, на главный конвейер завода, была поставлена новая модель - ПАЗ-672. В едином технологическом потоке производились автобусы северного варианта ПАЗ-72С и ПАЗ-3202С, автобусы повышенной проходимости ПАЗ-3201, автобусы для тропического климата ПАЗ-672Ю, автобусы для горной местности
ПАЗ-672Г.

11 февраля 1971 года, за успехи, достигнутые в совершенствовании технологии производства, завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

24 сентября 1982 года, за большой вклад в развитие отечественного автобусостроения завод удостоен ордена "Знак Почета".

В 1989 году завод перешел на серийное производство автобусов ПАЗ-3205.

30 июля, 1998г. с конвейера завода сошел 500-тысячный автобус марки ПАЗ. В этот же день было объявлено о начале производства больших городских автобусов.

В августе 1999 года, ОАО "Павловский автобус" был удостоен специального приза Московского международного "Салона 99" за разработку автобусов ПАЗ-3209 "Аврора" и городских автобусов ПАЗ-5271 и ПАЗ-5272.

Павловский завод является крупнейшим производителем автобусов в нашей стране. Об этапах развития завода и некоторых его автобусах кратко описано ниже.

В Павлово-на-Оке в 32-м году ввели в строй завод с аббревиатурой ЗАТИ (автотракторного инструмента), который должен был снабжать своей продукцией Горьковский автозавод и другие предприятия отрасли. Так и было до войны. Во время войны, как большинство советских предприятий, ЗАТИ выпускал продукцию для армии.

Перемены случились в 52-м году, когда завод нарекли автобусным, предварительно передав ему оборудование, оснастку и документацию для производства автобуса ГЗА-651. Этот автобус стал первой профильной продукцией завода. Индекс автобуса изменили, он стал ПАЗ-651 и изготавливался с применением узлов ГАЗ-51 . На его основе была создана автолавка, которую считают первой на Земле и продавали за границу.

На его основе был разработан экспериментальный ПАЗ-655Т туристического класса, который серийно не выпускался, однако смог получить во Франции приз за лучший дизайн.

Спустя 10 лет ПАЗ-652 модернизируют и он становится ПАЗ-672, который запускают в производство, не останавливая его, что было осуществлено впервые в советском автобусостроении. 672-й строился с использованием узлов ГАЗ-53 и стал наиболее распространённым советским автобусом.

На его основе был создан полноприводный ПАЗ-3201 с одной дверью и 26 местами. Основной модели и почти трёх десятка модификаций было выпущено свыше 288 тысяч. Автобус пользовался спросом более чем в 30 станах мира на всех континентах, кроме Северной Америки и Австралии.

Конец 89-го года ознаменовался началом производства ПАЗ-3205. Он получит свыше 50 модификаций различного назначения, степени отделки и применяемых моторов, свыше десяти из которых ещё выпускаются серийно.

Удлинённый ПАЗ-4234, снабжённый дизельным двигателем, приглянулся перевозчикам Монголии и Венесуэлы, куда поставляется с американским мотором, работающим на газе, и автоматической КПП.

ПАЗ, входящий в десятку мировых производителей автобусов, смог пережить лихие девяностые, продолжает совершенствовать продукцию, разрабатывать новые модели и выпускать несколько десятков автобусов малого и среднего класса, которые выполняют более половины пассажирских перевозок в стране.

http://s3.uploads.ru/t/USv0x.jpg

АВТОБУСЫ С БЕРЕГОВ ОКИ

Истоки

Решение о возведении в Павлово-на-Оке крупного промышленного предприятия было принято Республиканским управлением металлопромышленности 22 июня 1930 года. Новому заводу предстояло стать смежником строящегося в Нижнем Новгороде автогиганта и освоить выпуск шоферского инструмента и кузовной арматуры. Отсюда возникло и название предприятия – ЗАТИ (Завод автотракторного инструмента). Ключевую роль в выборе города для организации такого предприятия сыграли два фактора: непосредственная близость судоходной реки и наличие действующей железной дороги.
Первый камень в основание завода был заложен 5 августа 1930 года. Постановлением ВСНХ от 28 марта 1931 года возведение ЗАТИ было отнесено к категории ударных строек. Уже к 7 ноября на ЗАТИ в пробном порядке были выкованы первые гаечные ключи, а в самом начале 1932-го заводчане рапортовали о вводе в эксплуатацию первой очереди предприятия. Так 1932-й стал годом рождения будущего флагмана автобусной промышленности. В марте 1934 года заводу было присвоено имя А.А. Жданова, бывшего первого секретаря Горьковского крайкома ВКП(б), отметившегося впоследствии активным участием в массовых репрессиях. А в 1935-м четырьмя рабочими ЗАТИ для нужд завода был кустарно изготовлен автобус собственной конструкции. К сожалению, его изображений до наших дней не дошло.

Капотные первенцы

http://s2.uploads.ru/t/MDoh4.jpg
http://s3.uploads.ru/t/Y4kj9.jpg

http://s6.uploads.ru/t/UR64G.jpg
http://s2.uploads.ru/t/g5jLG.jpg


Опытный ПАЗ-657 с прицепом ПАЗ-658 ПАЗ-661


ПАЗ-742В с тягачом ГАЗ-63 ПАЗ-740 с тягачом ЗИЛ-ММЗ-164Н


ПАЗ-744 с тягачом ГАЗ-63П ПАЗ-744П с тягачом ГАЗ-63П


ПАЗ-671 ПАЗ-671А с прицепом ПАЗ-750

Новая компоновка


ПАЗ-652
ПАЗ-652Б

Эксперименты и серия

ПАЗ-672
ПАЗ-672С
ПАЗ-672Ю


ПАЗ-672А туристский

ПАЗ-3201


ПАЗ-3202 (1973 г.)


ПАЗ-3202 (1975 г.)


ПАЗ-672ТЛ

ПАЗ-672ВЮ

Автор: Николай МАРКОВ Фото из архивов автора, Павловского автобусного завода, Сергея Андреева и из общедоступных источников
Журнал КомТранс № 1 2013

Дитя компромисса


ПАЗ-3205 для делегатов XXVII съезда КПСС


ПАЗ 32053 - 2015 г.

Автор: Николай МАРКОВ Фото из архивов автора, Сергея Андреева, Вячеслава Королева, Максима Шелепенкова, Павловского автобусного завода и других источников
Журнал КомТранс № 2 2013

Павловский автобусный завод

Создание

Чтобы удовлетворить нарастающий спрос, правительством было решено организовать работу предприятия, где бы выпускали кузовную арматуру и шоферский инструмент. В качестве площадки был выбран городок Павлово. Он удачно располагался между Москвой и Нижним Новгородом – ведущими автомобильными центрами страны. Павловский автобусный завод (ПАЗ) заработал 5.12.1932, в первый же год выпустив продукции на сумму почти 2 млн рублей.

Павловский автобусный завод ПАЗ

Новые возможности

После войны, имея тесные кооперативные связи с Горьковским автозаводом, ПАЗ постепенно перешел на сборку автобусов. Первые пять ГЗА-651 покинули ворота завода 5.08.1952 года. Это была однодверная капотная модель на базе ГАЗ-51, где вместо кузова был смонтирован пассажирский салон на 19 сидячих мест.

Завод-рекордсмен

Павловский автобусный завод стал одним из важнейших производителей общественного транспорта в СССР. 12.11.1968 года заводчане первыми в Советском Союзе применили метод перехода на новую модель без остановки основного конвейера, что помогло снизить производственные издержки и сократить время на переналадку.

ПАЗ-672 стал развитием предыдущей модели. Он выпускался Павловским автобусным заводом вплоть до 1989 года. Всего на дорогах ездило более 280000 экземпляров. В 1982 началось производство модернизированной версии ПАЗ-672М. Модель обладала большим ресурсом двигателя, был улучшен комфорт салона, повышена надежность рулевого гидроусилителя, переработана оптика. Всего существовало более 20-ти модификаций и исполнений, в том числе в полноприводном варианте.

swot анализ Павловского автобусного завода

В условиях рынка

Еще до распада СССР (в 1989 году) Павловский автобусный завод поставил на конвейер новую модель ПАЗ-3205, которая производится и поныне. Ей суждено было стать самой массовой в 90-е годы. Внешний вид и технические характеристики автобуса малого класса не сильно изменились. В целом дизайн стал более современным, повышена надежность мотора и основных узлов. В 2014 проведен рестайлинг модели. На данный момент произведено порядка 145 000 единиц ПАЗ-3205. Конструкторами создано около 30 модификаций на все случаи жизни:

ООО Павловский автобусный завод

Наши дни

Согласно Swot-анализу Павловского автобусного завода, предприятие остается ключевым для экономики города Павлово. Фактически оно является градообразующим и вносит неоценимый вклад в развитие района. ПАЗ, несмотря на сложную экономическую ситуацию 90-х начала 2000-х, смог сохранить производственные мощности в полном объеме. Каждый рабочий день с конвейера сходят до 42 единиц техники.

Павловский автозавод собирает около 80% городских автобусов в России и является одним из крупнейших автопредприятий страны с богатым производственным опытом. По объему выпускаемой продукции входит в топ-10 ведущих мировых производителей.

Читайте также: