Павлодар история возникновения кратко

Обновлено: 02.07.2024

Павлодар на Иртыше - ещё один сибирский купеческий городок, при Советах ставший казахстанским областным центром, шестым по величине городом страны (330 тыс. жителей). Здесь в равной степени интересны купеческая и позднесоветская архитектура, а кроме того, в почти лишённом электротранспорта Казахстане Павлодар слывёт "трамвайной столицей". Да и просто это один из самых приятных городов, что я видел, казахский аналог Белгорода или Ровно - компактный, уютный и очень благоустроенный.


История Павлодара, как и большинства городов в Северном Казахстане, проста и линейна. В древности (9-11 века) тут была "летняя столица" кочевого Кимакского каганата, а затем почти семь веков - голая степь. В 1716 году севернее по Иртышу казаки под руководством Ивана Бухгольца заложили Омск, но этому предшествовала проигранная битва с джунгарами примерно на месте нынешнего Павлодара. Тем не менее, в тот же год чуть севернее была заложена Ямышевская крепость, а в 1720 году - Коряковский форпост, прикрывавший добычу соли на местных озёрах. К 1838 году форпост разросся до станицы Коряковской, а в 1861 - сначала заштатного, а через несколько месяцев и уездного города, который назвали в честь новорождённого Великого князя Павла Александровича. В 1890-е годы развитие Павлодара подстегнул купец Артемий Деров, наладивший добычу угля на озере Экибастуз и даже протянувший оттуда железную дорогу к Иртышу, но в целом к 1917 году здесь жило чуть более 7 тысяч человек. Тем не менее, уже в 1938 году Павлодар стал областным центром, а резко пошёл в рост, как и большая часть Северного Казахстана, с освоением целины. Ныне это один из из главных промышленных центров Казахстана, но рискну предположить, что в первую очередь его кормит, как и сто лет назад, угольный Экибастуз. При этом огромная промзона с нефтезаводом, тракторным заводом, несколькими ТЭЦ видна лишь на карте, где-то за железной дорогой - в центре их влияние никак не ощущается.
Первая же достопримечательность Павлодара - его вокзал:

В кадре - почти весь вокзальный комплекс: Новый вокзал (1981), Старый вокзал (1950-е), часовая башня-стела на площади, трамвайный терминал и автовокзал левее границы кадра. Был ещё деревянный Самый Старый вокзал, построенный в 1924 году, когда сюда пришла железная дорога из Славгорода (Алтайский край), но он сгорел в 1990-е. До 1953 года Павлодар оставался тупиком, пока не построили железную дорогу на Акмолинск через Экибастуз.
В Новом вокзале - очень впечатляющий "космический" интерьер, но зимой невыносимо холодно:

Он же со стороны путей. Павлодарский вокзал имеет практически абсолютного двойника в Сургуте, отличающегося только интерьером (сургутский вокзал изнутри представляет собой что-то вроде амфитеатра). В углу кадра - проволочная дата, вбитая в пол у лестницы, ведущей к главному выходу на платформу.

На привокзальной площади - трамвайное "кольцо", и активности здешних трамваев позавидуют даже Сибирь и Украина. Павлодарский трамвай в цифрах впечатляет: 86 километров путей, более ста вагонов, 19 маршрутов. Эта система самая молодая в Казахстане (1965), но наверное самая разветвлённая и активная. Учитывая, что с электротранспортом здесь полный швах (троллейбусы я видел только в Петропавловске, трамваи теоретически есть в Темиртау, Усть-Каменогорске и Алма-Ате), для Казахстана это настоящая достопримечательность.

Так в основном выглядят трамвайные пути в городе - выделенная линия, огороженные платформы. Павлодар отличается исключительной компактностью, его жилая часть - неправильный прямоугольник размером где-то 6,5х3,5 километра, даже в спальных районах сохранилась дореволюционная планировка с разбивкой на прямоугольные кварталы с длинными прямыми улицами - в общем, трамвай тут действительно идеален.

Интерьер вагона. Несмотря на активность, состояние машин довольно убитое - своих трамвайных производств в Казахстане нет, почему не закупают (ведь есть на выбор Россия, Европа и Китай) - не ясно. Кроме того, обратите внимание на заиндевелые окна, и на то, что пассажиропоток в трамваях небольшой - как и везде, народ предпочитает маршрутки.

Вдоль трамвайных путей я и направился в центр. Это очень просто - у дворца "Шанырак" (он же ДК Железнодорожников) с севера на юг город пересекает широченная улица Кутузова, которая делит Павлодар почти пополам. Почти всё интересное - между этой улицей и Иртышом:

Здесь Павлодар - советский многоэтажный город, примечателен разве что вот этот сквер с колоннадой и характерным для Казахстана флагштоком. Это начало улицы Суворова, главной городской оси "запад-восток":

Отсюда недалеко до Новой мечети, также известной как Мечеть имени Махшура Жусупа Копеева, казахского поэта и философа 19 века. Кадр снят с другой стороны (то есть улица Кутузова за мечетью), но отсюда она выглядит особенно впечатляюще - при всей простоте своей композиции, это одна из лучших мечетей Казахстана:

Со стороны улицы Кутузова же открывается вот такой вид, и я очень люблю ракурс, для подавляюще большей части Исламского мира выглядящий оксюмороном - мечеть среди заснеженных сосен. А сосен в Павлодаре правда много - природа здесь совершенно сибирская.

А так мечеть выглядит вблизи, напоминая даже что-то индустриальное, и воздух вокруг неё словно наэлектризован:

В квартале от мечети - не менее впечатляющий Дворец Пионеров (как эти заведения в Казахстане называют сейчас - увы, не в курсе):

Весь комплекс - в общем-то типового проекта (например, недавно почти такой же видел в украинском Луцке), но поставлен и оформлен очень красиво. Всё-таки в Казахстане позднесоветская архитектура отличается собственным неповторимым стилем, в который эти здания хорошо укладываются.

Напротив - Дом Дружбы (к слову, название уже перевожу сам):

И очень симпатичные часики на фоне многоэтажек:

Сверившись с заранее распечатанной картой, я вышел на улицу Сатпаева, параллельную улице Кутузова и берегу Иртыша - это главная магистраль непосредственно исторического центра:

По ней я пошёл на юг, где начинались первые домики уездного купеческого Павлодара:

В том числе ещё одна неожиданная в Казахстане вещь - синагога, принадлежащая люббавичским хасидам (более известны как "Хабад"). Открылась она в 2001 году, но был ли у неё дореволюционный предшественник - предполагать не берусь:

Уездный город в Павлодаре - это буквально несколько кварталов вдоль Иртыша и трёх ближайших к нему улиц. Тем не менее, его застройка сохранилась довольно целостно, и поддерживается в хорошем виде. Ничего сверхвыдающегося нет, но для Казахстана и это немало. Больше всего впечатляют деревянные детали:

Впрочем, традиции художественного оформления фронтонов здесь не изжиты и в наше время:

У перекрёстка с улицей Луначарского - Белая мечеть (1905) типично сибирской композиции "мусульманская церковь". Таких мечетей немало и в Северном Казахстане, и на юге Западной Сибири, и мне дажее известен их "общий предок" в селе Ембаево под Тюменью. Как и в других северо-казахстанских старых городах, здесь была крупная татарская община.

Есть в Павлодаре и третья мечеть купца Бижана, затерянная на юге уездного центра у перекрёстка улиц Первого Мая и Достоевского. В ней самое интересное - время постройки: 1923 год, то есть судя по всему купец Бижан был татарином, а сама мечеть - одна из нескольких, построенных в лояльной поначалу к мусульманам Советской России к 1000-летию принятия ислама Волжской Болгарией. Восстановили мечеть в 2005 году, и не знаю, много ли в ней осталось подлинного.

Но вернёмся в 2011 год. По улице Луначарского.

. я вышел на улицу Ленина, вдоль которой сосредоточено где-то 4/5 сохранившейся застройки Старого города. Явно новодельные торговые ряды слева так и называют - "Старый город", и появление здесь неокупеческого зодчества не может не радовать. Справа же самое роскошное здание в уездном Павлодаре - Торговый дом Дерова (1896), того самого, основавшего угольные копи в Экибастузе.

Левее границы кадра же, в створе улицы Луначарского - Русский драмтеатр имени Чехова, образованный в 1944 году. Отсюда и необычная композиция: в его основе два здания 1890-х годов, одно из которых в 1920-е стало кинотеатром, а другое - рабочим клубом. Тем не менее, признать здесь театр, если бы не афиши, было бы довольно сложно:

Южнее улицы Луначарского - если я не ошибаюсь, дом купца Охапкина начала ХХ века:

На задворках театра - небольшой заснеженный сквер, живо вызвавший у меня ассоциации с последней сценой "Иглы" (там, напоминаю, дело было в Алма-Ате). У входа - впечатляющий памятник жертвам атомных катастроф:

По краям - каменное зверьё:

А в центре. Как оказалось, памятник Ленину в Караганде - всё-таки не единственный уцелевший в казахстанских облцентрах. Правда, в Павлодаре Вождь миниатюрный, но зато памятник ему один из старейших в Союзе, и поставлен был, судя по всему, местными татарами - вообще, парадокс, но именно уральские и сибирские татары были в авангарде строительства памятников Ленину, причём зачастую ваяли Вождя очень нетривиально (Уфа, Челябинск).

Но вернёмся на улицу, и пойдём теперь на север. Дом Дерова (торговый ряд и пристроенный далее особняк) ныне занят краеведческим музеем:

Чуть дальше - хотя и позднесоветский, но довольно интересный Дом Печати. Был бы он не 1960-х, а 1920-х годов - цены б ему не было!

Здесь я свернул к Иртышу мимо педколледжа, выросшего из Владимирского училища (1888). Утверждается, что его основал в 1872 году опять же Деров - только видимо не Артемий, а его отец:

Ещё один образец неокупеческого зодчества:

И лестница, ведущая на заиндевелый иртышский пляж:

Иртыш в Казахстане проявил истинно сибирское упрямство, наотрез отказавшись замерзать в 25-градусный мороз. На закате река представляла собой инопланетное зрелище:

Иртышский закат стал для меня едва ли не самым ярким впечатлением Павлодара:

А видели бы вы, какое там течение! Немудрено, что Иртыш, будучи шириной с Москву-реку, полноводностью сравним с Камой или Печорой - вода здесь несётся быстрее бегущего человека:

С другой стороны хорошо видны новостройки, за которыми притаился Благовещенский собор. Близко к нему подойти я не успел, снять с более удобной точки - тоже:

Вот так он выглядит вблизи, и судя по открыткам да магнитикам, стал символом Павлодара:

До революции главным храмом Павлодара был Троицкий собор (1893), построенный, разумеется, на деньги Артемия Дерова, а также мещанина Дмитрия Асямова.

Дальше я опять вернулся на улицу Ленина. В перспективе виден дом Сорокина (1890), ныне музейное фондохранилище:

Деревянный Народный дом (1902), фактически кафе-чайная, где проводились всякие мероприятия для скучающих уездных жителей:

Деревянный Павлодар тоже интересен:

Но как и вся уездная часть - слишком уж камерный, всего несколько домиков. За домом Сорокина уездная застройка прерывается, улица снова входит в панельный многоэтажный город, поднявшийся на освоении целины. На главной площади - небольшая высокая набережная, с Иртыша наползает ледяной туман, из-за которого я и не заснял церковь. За Иртышом же - пустота, нет даже дач, не говоря уж о каких-то городских предместьях.

Главная площадь выглядит примерено так: в центре - всякие весёленькие фенечки, по краям - официозные дома. Это, если я не ошибаюсь, городская администрация, за которой пристроилась областная библиотека:

А это - областной Акимат времён поднятия целины:

Чуть дальше по улице Сатпаева - Почтамт 1970-х годов (увы, точную дату не нашёл) с часовой башней, самое оригинальное советское здание в городе, живо напоминающее ранний конструктивизм:

Рядом - также довольно интересный "Темирбанк" за памятником Канышу Сатпаеву:

Вот таким мне запомнился Павлодар, место встречи Казахстана и Сибири:

Дальше я поужинал в очень приятном ресторанчике "Тарелка" на перпендикулярной Иртышу улице Лермонтова, на который набрёл совершенно случайно. Из-за короткого светового дня и отсутствия апетита по утрам, завтракал я стабильно с наступлением темноты, и не сказать, чтобы это было особенно мучительно - зато на еде с вечера не экономил. Кстати, в казахстанских ресторанах принято включать чаевые в счёт - это 10%. Ну а после я сел на трамвай и ещё четыре часа кантовался на холодном вокзале, ожидая поезда в Семипалатинск.

О Семипалатинске, самом историческом городе Северного Казахстана - следующие три части. Но это уже после Нового года, с которым всех и поздравляю. Впрочем, до полуночи 31 декабря я ещё кое-что напишу, как минимум традиционное подведение итогов.

ЦЕЛИНА-2010
Вступление. Обзор экспедиции.
Россия. Курганская область
Шадринск.
Курган.
Северный Казахстан.
Петропавловск. Центр.
Петропавловск. Предместья.
Практическое отступление. Как я регистрировался в Астане.
Астана. Новая столица в чистом поле.
Астана. Хан-Шатыр и Байтерек.
Астана. Бульвар Нур-Жол.
Темиртау. "Казахская Магнитка" проездом.
Караганда. Проспект Бухар-жырау.
Караганда. Старый город и Юго-Восток.
Экибастуз. Город Царицы Труб.
Павлодар.
Семипалатинск. Центр.
Семипалатинск. Татарский край и Полковничий остров.
Семипалатинск. Крепость и Левый берег.
Возвращение в Россию. Сибирь.
Рубцовск.
Немного Новосибирска.

Павлода́р (каз. Павлодар ) — город в северо-восточном Казахстане, в 450 км к северо-востоку от столицы страны города Астана, и в 405 км к юго-востоку от российского города Омск на реке Иртыш, административный центр Павлодарской области.

В состав территории, подчинённой городскому акимату (администрации), помимо собственно города Павлодара входят Жанааульский сельский округ: село Павлодарское (население 4633 в 1999, 5319 в 2009 г.); Кенжекольский сельский округ: село Кенжеколь (население 2848 в 1999 г., 3978 в 2009 г.), село Байдала (население 573 в 1999 г., 521 в 2009 г.), село Долгое (население 330 в 1999 г., 274 в 2009 г.); Ленинская поселковая администрация: посёлок Ленинский (население 8072 в 1999 г., 8619 в 2009 г.), Муялдинский сельский округ: село Муялды (население 850 в 1999 г., 810 в 2009 г.) [4] .

В городе находятся нефтеперерабатывающий, химический, алюминиевый, электролизный, металлургический, картонно-рубероидный, машиностроительный заводы.

Содержание

Население



Население города — 331119 человек (на 1 января 2012 года), а в составе городского округа вместе с несколькими пригородными сельскими населёнными пунктами 342 321 человек [5] .

    — 151 709 чел. (45,74 %) — 128 103 чел. (38,62 %) — 22 184 чел. (6,69 %) — 9 058 чел. (2,73 %) — 7 752 чел. (2,34 %) — 2 852 чел. (0,86 %) — 1 279 чел. (0,39 %) — 954 чел. (0,29 %) — 802 чел. (0,24 %) — 800 чел. (0,24 %) — 594 чел. (0,18 %) — 574 чел. (0,17 %) — 475 чел. (0,15 %) — 425 чел. (0,14 %) — 415 чел. (0,13 %)
  • другие — 5 470 чел. (1,65 %)
  • Всего — 331 710 чел. (100,00 %)

Климат

Климат умеренный, резко континентальный. Длительная суровая зима с устойчивым снежным покровом и жаркое лето с небольшим количеством осадков. Средняя температура января — 15,8 градусов мороза, а июля — 21,5 градуса тепла. Среднегодовое количество осадков — 303 мм.

История

Ранняя история

В IX—XII веках недалеко от места существования современного Павлодара располагался город Имакия (в некоторых источниках Кимакия каз. Қимақия ) исчезнувший средневековый азиатский город кимаков, столица Кимакского каганата.

Форпост

Спустя 25 лет форпост несколько расширил свои границы, был увеличен гарнизон, появились дополнительные постройки для казаков, назначавшихся на соледобычу. Ещё спустя два десятка лет было получено разрешение отставным драгунам и солдатам селиться на свободных местах. Здесь же разрешили селиться подрядчикам и чиновникам соляного ведомства. В Павлодарском историко-краеведческом музее имеется любопытный документ — план Коряковского форпоста в 1765 году. Кроме казарм, канцелярии, офицерских покоев и порохового погреба внутри самого укрепления, снаружи обозначены конюшни, сараи для обоза, соляной амбар, два провиантских магазина. На окраине своеобразного поселка рядом с таможней — кабак. На берегу Иртыша — бани. Знаменитый путешественник П. Палпас оставил нам описание форпоста, относящееся к 1770 году:

Посёлок, заштатный город

В течение второй половины XVIII века иртышское укрепление теряло своё военно-стратегическое значение. Крепости и форпосты становились обычными сёлами и станицами, в которых появились женщины, дети. Коряковский форпост становится одним из центров соледобычи в Сибири. В 1838 году он был преобразован в станицу Коряковскую, и из Ямышева сюда были переведены казачья школа (старожилы-павлодарцы помнят это здание по ул. Ленина, бывшая школа № 1) и полковой лазарет.

К этому времени станица разрастается от первоначального форпоста в сторону речного вокзала. Выгодное положение станицы, расположенной на берегу большой судоходной реки, соседство с округами, где развивались разработки свинца, меди, серебра, перекрестье торговых путей с кочевой степью — все эти обстоятельства были очень выгодными для экономического развития станицы. Именно купеческое сословие, всё более увеличивавшееся численно, с середины XIX века начинает настойчиво добиваться изменения статуса казачьей станицы, что дало бы им право чувствовать себя здесь не гостями, но хозяевами.

Вторая половина XIX века — начало XX века

В созданном тогда генеральном плане чётко отражена история возникновения города: бывшая Коряковская станица остается как казачья часть города, а новое строительство, в основном, предполагается в мещанской северной части. Границей между этими районами станет переулок № 1 — нынешняя улица Луначарского, на которой стоит русский драматический театр. Описание этого места, относящееся к 1865 году:

Пять улиц обстроены по большей части ветхими домами (казачья часть), между которыми изредка выглядывают дома весьма приличной наружности. Новый город ещё только отстраивается. Площадь, на которой помещена деревянная церковь [6] , а за нею лавки, гостиный ряд — вот и весь Павлодар

Несколько улиц с деревянными домишками, среди которых каменное здание тюрьмы выглядело настоящим дворцом, — таким был Павлодар всего 10 лет назад. Но за последние 10 лет город очень разросся, отстроился, и теперь Павлодар один из лучших городов в Семипалатинской области с блестящим будущим, как уверены сами павлодарцы

Статистика отмечала, что в 1904 году в городе было 33 улицы и переулка [7] .

Водоснабжение из колодцев и Иртыша, вывозка нечистот производится в бочках. Благоустройства в городе совершенно нет: отсутствуют мощеные улицы, тротуары, электроосвещение на улицах, транспорт. Из промышленных предприятий — 10 фабрик и заводов кустарного типа, ремесленники, одна скотобойня

тротуаров — 0,3 версты, 45 керосиновых фонарей, летом — 120 извозчиков, зимой — 135

Из уездных городов Семипалатинской области нужно также особо упомянуть Павлодар. В смысле благоустройства быстро прогрессирует. Уже вовсю по Иртышу ходят пароходы, ветряные мельницы фабриканты Герцен и Тиссен заменили паровыми, уже от угольных шахт Экибастуза проложена железная дорога к Иртышу. Нарастают купеческие капиталы. Татарин Ф. Рамазанов выстроил мечеть, А. Деров заложил на свои деньги Владимирский собор, на базарной площади выстроен деревянный цирк-шапито

Освоение целины

Начинается строительство строй-базы ТЭЦ-2 и производственных корпусов заводов. На месте нынешнего трамвайного управления установили 28 железнодорожных вагонов с чугунными печками, от вагона к вагону перебросили мостки — здесь начал работу штаб громадной стройки. В городе начинается строительство сетей городского водопровода и канализации. Одновременно решаются вопросы электроснабжения. Один из строителей-целинников И. Большаков оставил интересные воспоминания о Павлодаре тех лет [7] :

Дальнейшее развитие города



Союзным планом создания промышленного энергетического района предусматривалось размещение в Павлодаре целого ряда крупных промышленных объектов: комбайнового, алюминиевого, нефтеперерабатывающего заводов, химкомбината и заводов стройиндустрии [7] .

Местные архивы документов позволяют назвать и точную дату первого субботника — в 1966 году дирекция комбайнового завода и горком партии организовали общественные работы по посадке деревьев в Первомайском сквере, где раньше был выгон для частновладельческого скота. К тому же времени относится и начало работ по благоустройству обрывистого берега Иртыша в начале ул. 40 лет ВЛКСМ (Исиналиева).

Благодаря мощной механизации и дружному труду всех участников, берег реки за несколько часов стал неузнаваемым. Была проведена планировка территории и откосов, посыпан песком участок пляжа, проложены пешеходные дорожки, построена на берегу бетонная балюстрада, установлены опоры наружного освещения и постаменты для скульптур

— вспоминает один из участников этого события [7] .

В то же время началось строительство первого в городе стадиона по ул. Толстого, начатая по инициативе первого секретаря горкома партии В. Крамынина. Работы по благоустройству города велись за счет новых заводов: комбайновый замостил улицы и тротуары по улице Мира, Куйбышева, 1 Мая, Дзержинского и подъездные дороги к заводу, алюминиевый завод выполнил работы по ул. Свердлова (Ломова) и подъездную дорогу к ТЭЦ-1. С этого же времени открыто регулярное движение автобусов, связавших крупные стройки с городом. Начинается строительство и в 1965 году — вводится в строй первый участок трамвайной линии. За счет заводов идет реконструкция всего павлодарского железнодорожного узла [7] .

История Павлодарской области в датах

XIX век

1-я половина XX века

2-я половина XX века



Памятник национальному казахскому поэту Султанмахмуту Торайгырову на улице Павлодара, названной в его честь



    , 28 августа — состоялось освящение часовни святого Николая в г. Павлодаре . , 23 октября — состоялось торжественное открытие Благовещенскогокафедрального собора г. Павлодара и закладка первого камня Главной мечети Павлодара [7] .

XXI век



Построение участников любительских автогонок на Центральной площади Павлодара, празднование Дня города, 26 августа 2006 г.

Промышленность

Промышленными предприятиями города произведено продукции 2009 года на общую сумму 240,5 млрд тенге в том числе по отраслям:

обрабатывающая промышленность — 203,0 млрд тенге

горнодобывающая промышленность — 0,7674 млрд тенге,

производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 36,7 млрд тенге.

Техническое развитие

Культура

Образование и наука

В настоящее время на территории города размещаются:

  • 3 университета, 8 институтов:
  • Инновационный евразийский университет [9]
  • 17 библиотек.
  • Краеведческий музей, музей современного искусства.
  • Филиал и клиническая база Государственного медицинского университета города Семей (СГМА).

Павлода́р (каз. Павлодар (инф.) ) — город, находящийся в северо-восточном Казахстане, в 450 км к северо-востоку от столицы страны города Нур-Султана и в 405 км к юго-востоку от российского города Омска на реке Иртыш, административный центр Павлодарской области. В физико-географическом отношении Павлодар находится на Западно-Сибирской равнине.

В состав территории, подчинённой городскому акимату (администрации), помимо собственно города Павлодара входят село Павлодарское (население 4633 в 1999, 5319 в 2009 г.); Кенжекольский сельский округ: село Кенжеколь (население 2848 в 1999 г., 3978 в 2009 г.), село Байдала (население 573 в 1999 г., 521 в 2009 г.), село Долгое (население 330 в 1999 г., 274 в 2009 г.); Ленинская поселковая администрация: посёлок Ленинский (население 8072 в 1999 г., 8619 в 2009 г.), Мойылдинский сельский округ: село Мойылды (население 850 в 1999 г., 810 в 2009 г.) [5] . Общее население с Павлодаром составляет 386 594 человека.

В городе находятся нефтеперерабатывающий, химический, алюминиевый, электролизный, металлургический, картонно-рубероидный, машиностроительный заводы.



You are here

История Павлодара.





​Туры в Павлодар.

Исторические даты города Павлодар.

В 1720 году на месте нынешнего Павлодара основан военно-казачий форпост Коряковский с гарнизоном в 48 человек.
В 1861 году Коряковская станица преобразована в защитный город Павлодар. Из Омска пришёл первый пароход "Ура" за коряковской солью.
В 1868 году Павлодар становится уездным центром Семипалатинской области.
В 1899 году в Павлодаре основаны судоремонтные мастерские.
В 1920 - 1921 годах в город проведена железная дорога.
В 1924 год пущена в эксплуатацию железная дорога Славгород - Кулунда - Павлодар. Построена станция Павлодар.
В 1930 году в Павлодар прилетел первый самолёт.
В 1938 году Павлодар стал областным центром Казахской ССР, размещён механический завод "Октябрь".
В 1949 году построен железнодорожный мост через Иртыш.
В 1949 году в аэропорту Павлодара приземлился первый турбовинтовой самолёт "Ан-24" из Алма-Аты.
В 1953 году пришёл первый поезд из Акмолинска. Начата эксплуатация железной дороги Павлодар - Акмолинск.
В 1964 году дала первый промышленный ток ТЭЦ-1.
В 1966 году на базе Павлодармаша начато строительство тракторного завода.
В 1967 году организован завод специнструмента и технологической оснастки при ПТЗ. Сданы в эксплуатацию 2-я и 3-я очереди алюминиевого завода.
В 1978 году первую продукцию выпустил нефтеперерабатывающий завод.

Читайте также: