Павел корин художник биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Павел Дмитриевич Корин (25 июня (8 июля) 1892 года, Палех, Вязниковский уезд, Владимирская губерния — 22 ноября 1967, Москва) — российский и советский живописец, монументалист, мастер портрета, педагог, профессор.

Академик Академии художеств СССР (1958; член-корреспондент (1954). Народный художник СССР (1962). Лауреат Ленинской (1963) и Сталинской премии второй степени (1952).

Биография

Родился в Палехе в семье потомственных иконописцев. Брат Александр Корин — тоже художник.

В 1912—1916 годах Корин учился в Училище живописи, ваяния и зодчества.

В 1920-х годах (до 1933-го) вместе с братом работал в мастерской, находившейся в мансарде дома № 23 на Арбате. Здесь его посетил Максим Горький, который принял участие в судьбе Павла Корина: он выхлопотал для него у советского правительства поездку в Италию.

В 1933 году переехал в мастерскую на Малой Пироговской улице (дом № 16), где жил и работал до конца жизни и где теперь расположен Дом-музей П. Д. Корина. В 1942 году руководил бригадой реставраторов, восстанавливающих плафон и фойе Большого театра, пострадавшие от бомбардировок.

После войны Корин руководил реставрацией полотен Дрезденской галереи. Руководил реставрационной мастерской музея имени Пушкина. Во Владимирском соборе Киева реставрировал фрески и лично восстанавливал роспись Виктора Васнецова и Михаила Нестерова.

В 1958 году ему было присвоено звание народного художника РСФСР; он был избран действительным членом Академии художеств СССР. В 1962 году ему присвоено звание народного художника СССР.

В 1963 году за портреты Мартироса Сарьяна, Рубена Симонова, Кукрыниксов, Ренато Гуттузо Павлу Корину была присуждена Ленинская премия. В этом же году состоялась персональная выставка художника по случаю 70-летия со дня рождения и 45-летия творческой деятельности.

В 1966 году подписал письмо 25 деятелей культуры и науки на имя генерального секретаря ЦК КПСС Леонид Брежневу против реабилитации Сталина.

Умер 22 ноября 1967 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 1).

Творчество

Обширная коллекция икон, собранных Кориным, является одной из известнейших и наиболее изученных в России.

Награды и почётные звания

  • 1952 — Сталинская премия второй степени.
  • 1954 — избран членом-корреспондентом АХ СССР.
  • 1958 — народный художник РСФСР; избран действительным членом АХ СССР.
  • 1962 — народный художник СССР.
  • 1963 — Ленинская премия.
  • 1967 — орден Ленина.
  • Медали.

Память

  • В 1968 году в Москве открыт Дом-музей П. Д. Корина (адрес: Москва, ул. Малая Пироговская, д. 16, флигель 2), ныне — филиал Государственной Третьяковской галереи.
  • В Палехе Ивановской области в 1974 году был открыт Дом-музей семьи художника.

Почтовая марка СССР, 1973 год: портрет С. Т. Коненкова

Семья

Жена — Прасковья Тихоновна, урождённая Петрова (1900—1992). Она была привезена девочкой в Москву, в Марфо-Мариинскую обитель для обучения ремеслу сестры милосердия. Ей хотелось научиться рисовать, и Великая княгиня Елизавета Фёдоровна обратилась к Павлу Корину, выполнявшему в 1916 году её заказ по росписи усыпальницы подземного храма на территории обители, взять ученицу. Через три года, в 1919 году Павел Дмитриевич сделал девушке предложение, но только через семь лет, в 1926 году, получил согласие, и они были обвенчаны в церкви на Арбате.

ЭТО ИНТЕРЕСНО Топ 10 Шокирующих Вещей, Найденных Подо Льдом ТОП 10 НЕВЕРОЯТНЫХ СЛУЧАЕВ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЖИВОТНЫМИ ТОП-10 футболистов, променявших карьеру на ночные клубы Всё видео


Русские Художники

Павел Дмитриевич Корин – талантливый российский и советский живописец лиц, ликов и человеческого духа, воспевать который ему хотелось в каждой своей работе.

Малая родина

Павел Корин родился в старинном центре русской иконописи селении Палех Владимирской губернии 7 июля 1892 года. Это были годы, когда здесь уже сформировался и достиг расцвета свой особенный, неповторимый стиль иконописания. Вся семья была занята этим ремеслом-искусством – и родители, и дети. Брат Павла Александр впоследствии тоже стал художником. В 5-летнем возрасте Павел потерял отца, жить стало труднее, но дела не бросили.

Учёба и первые профессиональные шаги

В 1903 году Павел поступил на учёбу в Палехскую школу иконописи. Эта школа за время своего существования с конца XVII века накопила богатую историю, впитавшую в себя тенденции и стилевые особенности как старой, так и светской европейской живописи. Здесь Павел и постигал премудрости построения композиции, многофигурности, учился выстраивать цветовую гамму и пейзажные элементы.

В 1907 году учёба была успешно завершена. Начинающего художника приняли учеником в иконописную палату при Донском мужском монастыре, действующем на территории Москвы с конца XVI века.

Судьбоносная встреча

В 1911 году Нестеров привлёк молодого художника к росписи помещений только построенного соборного храма Марфо-Мариинской обители. Это был новый, основанный в Москве в 1909 году великой княгиней Елизаветой Фёдоровной, женский монастырь.

Дальнейшая учёба и первый опыт

Но таланта и желания было мало, надо было учиться, развиваться. Оценивая по достоинству молодое дарование, Нестеров это очень хорошо понимал и настоял, чтобы Павел продолжил профессиональное обучение в московском Училище живописи, ваяния и зодчества. В Российской империи это было одно из ведущих художественных учебных заведений.

Учителями Корина здесь стали К.А. Коровин и Л.О. Пастернак, опытные и талантливые живописцы и педагоги.

В 1916 году учёба в училище была окончена. Обратившая внимание на молодого мастера при строительстве Марфо-Мариинской обители великая княгиня Елизавета Фёдоровна отправляет Корина в поездку по старинным русским городам. Изучение древних церковных фресок и совершенствование собственной кисти стало следующим делом развития таланта.

В этом же году Корин выполнил заказ Елизаветы Фёдоровны – роспись подземной божедомки или усыпальницы, предназначенной для захоронения настоятельницы обители и сестёр.

До 30 лет Павел Корин считал, что он ученик. В нём ещё не было уверенности в собственных силах и решительности взяться за собственное творчество. Но исключительная трудоспособность, природный талант и неразрывная связь с народными традициями на фоне глубокой веры укрепляли и развивали мощный художественный дар.

Спутница жизни

В том же 1916 году Павел познакомился со своей будущей женой: Прасковья Тихоновна (1900-1992) была послушницей в Марфо-Мариинской обители, училась на курсах сестёр милосердия. Кроме того, Павел учил Прасковью рисовать и подметил у своей ученицы особую аккуратность и тонкое чувство тона. Впоследствии она стала первоклассным реставратором полотен масляной живописи.

Первая мастерская и поиски своей темы

Зимой 1917 года молодой художник арендовал чердачное помещение на Арбате. Здесь же была организована мастерская. Находясь в центре Москвы географически, Павел Корин оказался в центре русской катастрофы, революции, во времени. Жили втроём – он, его жена и брат Александр. Перебивались случайными заработками: писали транспаранты для митингов и демонстраций, изредка преподавали.

Замысел главной картины

С этого времени художник начал писать этюды к задуманному полотну. Он ходил по московским монастырям, посещал службы. Встречая впечатляющие его типы людей, приглашал их позировать. Сначала те с недоверием и непониманием относились к подобным просьбам, но после благословения митрополита Трифона, который позировал первым, шли в мастерскую охотно.

Пейзажи о родине

Галерея этюдов, созданных Кориным к задуманному большому полотну, состоит из 29 законченных, полноценных портретных работ. Возвышенные и героические, стойкие и трагические – современники художника, реально существовавшие люди большой веры и духовного огня, но не фанатики – герои этих этюдов.

По 1937 год художник писал эти работы. Все этюды и эскиз к полотну хранятся в Третьяковской галерее.


Горький в жизни художника

По возвращении писатель устроил Павла Дмитриевича в Пушкинский музей, где тот получил постоянный заработок как реставратор. В 1932 году Горький содействовал получению художником большой мастерской на Малой Пироговской и заказал холст для будущего полотна. Участие Горького в судьбе Корина в смутные времена являлось надёжной защитой от нападок. Ведь с 1930 года советская власть начала гонения на церковь.

После смерти писателя в 1936 году Корин был вынужден переключиться на портреты военачальников, учёных, артистов, писателей.

Годы войны

Послевоенные события

После войны у реставраторов стало много работы. Корин работал в Дрезденской галерее, в московском музее им. Пушкина, во Владимирском соборе (г. Киев). С 1950-х также работает как монументалист, создаёт витражи и мозаики станций московского метрополитена.

Написав большое количество выразительных, ярких и запоминающихся портретов своих современников – советских деятелей, Корин становится общепризнанным мастером. Он получает членство Академии художеств и звание народного художника СССР, в разные годы Сталинскую и Ленинскую премии, орден и медали.

Работы художника

Павел Корин оставил значительный след в искусстве, особенно важный и ценный для русского человека. Наиболее известны:

Значимые исторические события и великие люди всегда были в центре внимания художника. Главное полотно, к сожалению, осталось на стадии чистого холста, но этюды и эскиз к нему позволяют представить задуманную грандиозность работы и впечатление от неё (размер холста 551 х 941 см).

Наследие художника

В последние годы Павел Дмитриевич Корин восстанавливал полотна Васнецова и Нестерова. Многие годы собирал старинные иконы, считая иконопись образцом художества и творческого стремления. Всю уникальную коллекцию и дом художник завещал Третьяковской галерее.

Это был выдающийся художник и реставратор, превыше всего ценящий веру человека в Бога, в Родину, в народ. Эта светлая вера сопровождала его всю жизнь, она во всех его произведениях.

Выпускник иконописной школы, лауреат Сталинской премии и автор мозаик московского метро:
рассказываем биографию художника на основе десяти его главных цитат

До революции Павел Корин учился в иконописной школе и расписал храм в Марфо-Мариинской обители, а после стал известен как оформитель Московского метрополитена, автор портретов советских деятелей и руководитель реставрационных мастерских в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Художник всю жизнь оставался православным человеком и не скрывал своей веры, ценил классическое искусство и в своем творчестве продолжал его традиции. За эти принципы некоторые члены Союза художников СССР откровенно не любили своего коллегу.

Каким был и как жил художник Павел Корин.

Дух в человеке — главное. Первым, кто раскрыл в искусстве всю мощь духа человека, был Микеланджело. И мне, в меру моих возможностей, хочется воспевать человеческий дух. Поэтому я ищу в жизни людей, в которых сильно духовное содержание, и пишу их. То, в чем я не вижу величия духа, меня увлечь не может.

Что же до критиков, то и они не всегда верно судят о моих работах. Каких только собак на меня не вешали. Чего только не приписывали. Многие критики не любят меня за то, что я был иконописцем. А ведь я двадцать пять лет вытравливал из себя иконописца.

Весной 1911 года Павел Корин с маленьким деревянным чемоданом покинул родное село Палех и отправился в Москву — учиться. Выпускник Палехской иконописной школы Павел хотел стать художником. В Москве он работал в иконописной палате Донского монастыря, познакомился с художником Михаилом Нестеровым и помогал ему в росписи Покровского храма Марфо-Мариинской обители. А потом по заказу настоятельницы обители, великой княгини Елизаветы Федоровны, самостоятельно расписал подземный храм-усыпальницу, где она завещала себя захоронить. Это единственные фрески художника. Исследователи не исключают, что это вообще последняя храмовая роспись в дореволюционной Москве.

Но со своим иконописным прошлым Павел Корин не расстался и иконы из его жизни не ушли — к концу жизни художник собрал одну из крупнейших в СССР коллекций древнерусского искусства. Свое собрание (228 предметов) Павел Корин завещал Третьяковской галерее.

Есть города, к которым, и, прожив в них долго, никогда не можешь привыкнуть. Москву я полюбил сразу, с первого дня: очень русский, очень свой был этот огромный город, и душа его была близка мне. Но и для деревенского мальчика Москва была Меккой, и я сильно намазал дегтем свои тяжелые сапоги, чтобы приехать франтом.

В сентябре 1931 года в гости к Павлу Корину пришел Максим Горький. Познакомился, посмотрел работы и пригласил с собой в поездку по Италии — посмотреть великих мастеров.

Великие события истории, изображенные на стене, дадут народу не меньше, чем книга, прочитанная миллионами.

Да, я быстро отзываюсь на торжественное, трагическое в жизни. Видимо, это заложено во мне природой. В детстве и юношестве, да и в зрелом возрасте много трагического пришлось мне видеть и переживать: смерть отца и брата, горе и смерть матери при скорбных звуках колокола на Страстной неделе. Самая высокая музыка для меня — это в пятницу и субботу на Страстной: такая бездна и высота скорби, неизбежности рока, непререкаемости судьбы…

Во все времена для каждого художника, мастера своего дела, существует одно нерушимое правило чести — нести личный ответ за содеянное им. Легче всего ссылаться на руководящий приказ, такова узкая тропа конъюнктуры. Не сами собой рушатся вековые своды. Их губят равнодушие и невежество. Чьи-то руки подписывают приказ, чьи-то руки закладывают динамит, кто-то невозмутимо, бесстрастно созерцает все это и проходит мимо. Я хочу сказать: в деле охраны памятников, нашей многонациональной гордости и славы, нет и не может быть посторонних. И именно поэтому я обращаюсь ко всем молодым гражданам нашей страны: охраняйте реликвии нашего народа!

В конце 1950-х Павел Корин руководил работами по восстановлению стенной живописи В.М. Васнецова и М.В. Нестерова во Владимирском соборе в Киеве.

После работы в ГМИИ Павел Корин возглавил Центральную реставрационную мастерскую (ныне — Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря), которая тогда находилась в Покровском соборе Марфо-Мариинской обители — месте, где полвека назад и начался творческий путь художника. Эта мастерская стала последним местом работы Павла Дмитриевича, круг замкнулся.

Павел Корин работал над эскизами к картине тридцать лет, так и не приступив к написанию большого полотна. 29 портретов-этюдов для масштабной композиции ненаписанной картины сегодня хранит Третьяковская галерея.

Каждый художник оставляет после себя зримый след на Земле. Картины и скульптуры выражают дух того времени, в котором он жил. Павел Корин начинал как иконописец. Вдобавок к этому, он изображал на холсте исторические события.

Содержание статьи

Павел Корин

  • Павел Корин: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Павел Попович: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Кашин Павел Петрович: биография, карьера, личная жизнь

Жесткая предопределенность

По меткому выражению одного из советских поэтов, человеку не дано возможности выбрать время для своей жизни. Это трагическое правило касается не всех, но только тех, кто предан определенной идее. Павел Дмитриевич Корин представляет собой крупную, сложную и трагическую фигуру в русском искусстве первой половины 20-го века. Художник появился на свет 7 июля 1892 года в семье потомственного иконописца. Родители проживали в знаменитом поселке Палех. Этот населенный пункт с давних времен известен как центр народного творчества – лаковой миниатюры и иконописи.


Когда мальчику исполнилось десять лет, его отдали в местную иконописную школу. По действующему на тот момент правилу, наиболее старательных и способных учеников направляли совершенствовать свое мастерство в Москву. Здесь, в стенах Донского монастыря, действовала знаменитая иконописная палата. Корин отличался кротким нравом и острым глазом. Он виртуозно работал кистью. Будучи учеником, он помогал зрелым мастерам расписывать новые храмы и обновлять интерьеры старых. В 1911 году Павел поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.


Художник уходящей эпохи

Получив академическое образование, Корин обустроил себе мастерскую на Арбате. К этому времени в стране произошли кардинальные изменения. Церковные иерархи вступают в негласную борьбу с красными комиссарами. Смута, происходящая за окнами мастерской, не укладывается в полотна, которые задумывает написать Павел Дмитриевич. В 1925 году умер Патриарх Всея Руси Тихон. Наблюдая за похоронной процессией, художник увидел композицию своей новой картины и через несколько дней приступил к работе. Для масштабной панорамы пришлось написать десятки этюдов и фрагментов.



Признание и личная жизнь

В личной жизни, как истинный христианин, художник был счастлив. Павел Дмитриевич Корин и Прасковья Тихоновна Петрова обвенчались в 1926 году. Муж и жена прошли свой жизненный путь, поддерживая друг друга. Корин умер в октябре 1967 года.

Читайте также: