Патриотизм это кратко для детей

Обновлено: 05.07.2024

Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.

Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств ребенка.

ВложениеРазмер
patrioticheskoe_vospitanie_v_dou._iz_opyta_raboty.docx 24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.

Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств ребенка.

Чувство патриотизма очень тесно связано с содержанием общественной жизни. К проблемам воспитания молодого поколения на принципах патриотизма в разное время обращались многие педагоги, как А.С. Макаренко, С.Ф. Русова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.

До сих пор актуальны и очень ценны работы по духовно-нравственному воспитанию педагога-гуманиста и философа В.А. Сухомлинского. Он видел приоритет в формировании нового поколения сознательной молодежи, воспитании настоящих патриотов, которые по настоящему любят Родину, гордятся своим народом и его историческим прошлым, ответственных за его будущее. Эту важнейшую закономерность воспитания В.А. Сухомлинский определял по-своему: воспитывать маленького ребенка так, чтобы у него были ценности, которые достались ему дорогой ценой. Именно в дошкольном возрасте, когда ребенок очень чувствителен к эмоциональным воздействиям и склонен к подражанию, создаются благоприятные условия для того, чтобы постепенно раскрыть ему смысл народного и мирового наследия через художественные произведения, этику человеческих взаимоотношений, сформировать первый практический опыт проявления души по отношению к родным и близким людям, родному дому, отчему краю с его природой, историей и традициями, родного языка, – всего, из чего для каждого начинается Родина [5].

Патриотическое воспитание дошкольников довольно актуально в условиях настоящего времени. Патриотами не рождаются, ими становятся. Важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека. Чувство патриотизма у ребенка дошкольного возраста проявляется в потребности участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы. Ребенок начинает понимать и проявлять такие качества, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

Основными направлениями патриотического воспитания детей являются: формирование представлений о семье – семья, род и родословная; ознакомление с явлениями общественной жизни; формирование знаний об истории государства, государственных символах; ознакомление с традициями и культурой своего народа; формирование знаний о родном крае. Благоприятным для начала систематического патриотического воспитания является средний дошкольный возраст, когда особенно активизируется интерес ребенка к социальному миру и общественным явлениям [2, с. 11].

Педагогическая деятельность по патриотическому воспитанию дошкольников имеет интегративный характер. Формы взаимодействия детского сада с детьми и их родителями в настоящее время разнообразны. Планируя свою работу с детьми, педагоги применяют следующие формы работы: занятия, беседы, чтение художественной литературы, игры, викторины. В последнее время актуально стало использование в работе проектной технологии.

Достижения в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами педагоги и родители будут знать и любить историю своей Родины. Никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет любить и гордиться своей страной, своим народом, своим городом.

Работая по данной теме, мы поставили перед собой следующие задачи:

- формировать у детей чувства любви к своему родному краю;

- воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания;

- приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

-знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);

-развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;

-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

При реализации проекта педагоги работали по следующему плану:

- Изучили тематику проекта, подобрали необходимую литературу, подготовили предметно-пространственную развивающую среду.

- Вводили детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

- Создали игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

- Заинтересовали каждого ребенка тематикой проекта, поддерживали его любознательность и устойчивый интерес у детей к данной проблеме.

- Рассматривались все предложенные детьми варианты решения проблемы:

- Развивали творческое воображение и фантазию детей.

- Вовлекали родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников включала в себя следующее:

- подготовку педагогического коллектива;

- работу с детьми;

- работу с родителями;

- оснащение развивающей среды;

- взаимодействия с социумом.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет такие методы работы с дошкольниками как: досуги, театральные представления, выставки детских работ, спортивные праздники, детские проекты, участия в конкурсах, занятия.

В основу работы с детьми были положены следующие принципы:

- учет возрастных особенностей;

- учет индивидуальных особенностей;

- принцип уважительного отношения к личности ребенка;

- принцип на положительную ориентацию.

1. Обустройство патриотических центров в группах. Работа в таких уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, России.

4. В течение года проводились конкурсы декоративно-прикладного искусства и их выставки. Дети и родители (законные представители) с удовольствием принимали в них активное участие.

5. Участие педагогического коллектива в конкурсах различных уровней, таких как:

- участие в Международной программе сохранения исторической памяти о вкаде женщин в победу и укрепления Мира.

Использование проектной технологии в системе нравственно-патриотического воспитания позволило сочетать интересы всех участников образовательного процесса и решить задачи по воспитанию у детей чувства патриотизма, любви и привязанности к семье, родному дому, городу; формированию бережного отношения к родной природе и всему живому развитию любознательности в процессе совместных мероприятий; воспитанию чувства ответственности и гордости за достижения Родины.

Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является актуальным для всех участников педагогического процесса. В процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно решать задачи по воспитанию у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу. Тем самым мы формируем гражданскую позицию, патриотические чувства и любовь к прошлому, настоящему и будущему, на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия.

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2004. - 252 с.

2. Константинова О., Харитонович А., Абба П. Воспитываем патриотов // Воспитатель-методист дошкольного учреждения. – 2012. – № 10. –С. 11–24.

5. Теоретические основы педагогики: курс лекций / под ред. О. Вишневского – Дрогобыч: Возрождение, 2001. – 268 с.

Что такое пат­ри­о­тизм? Это и родина для кон­крет­ного чело­века, и чув­ство пре­дан­но­сти, вер­но­сти сво­ему Оте­че­ству, любовь к нему, жела­ние слу­жить его инте­ре­сам и защи­щать от врага.

Елена Крав­цова
пси­хо­лог, Москва

Как воспитать патриотизм

Как воспитать патриотизм у детей: младшая группа (3–4 года)

Как воспитать патриотизм у детей: cтаршая группа (5–6 лет)

Малыш рас­тет, и все темы, о кото­рых гово­ри­лось раньше – родо­слов­ная, исто­рия род­ного края и народ­ное твор­че­ство – для него обре­тают глу­бину. К ним добав­ля­ются новые, инте­рес­ные и понят­ные в этом возрасте.

Конечно, от взрос­лых потре­бу­ются неко­то­рые уси­лия, чтобы вос­пи­тать пат­ри­о­тизм у детей, зато потом малыш будет пора­жать всех своей эру­ди­цией. Ребенку важно поло­жи­тельно отно­ситься к своей стране, гор­диться ее геро­ями, пони­мать, что они сде­лали хоро­шего. Так у него будут нрав­ствен­ные ори­ен­тиры, кото­рые помо­гут опре­де­лить, что такое хорошо и что такое плохо. Это вдох­нов­ляет, а также дает дошколь­нику состо­я­ние внут­рен­него покоя и определенности.

Цель: патриотического воспитания детей дошкольного возраста – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.

1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности: к семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа.

2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа.

3. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, края.

В. А. Сухомлинский.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и неразрывность с окружающими, желание сохранить, приумножить богатства страны.

Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству и представляет собой значимую часть сознания, проявляющуюся в отношении к своему народу, истории, культуре, государству.

Сказки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, к своей стране. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной.

Но, без помощи взрослого ребёнку, трудно выделить наиболее существенное. Взрослые выступают посредником между ребёнком и окружающим миром, направляют, регулируют восприятие им окружающего мира. Воспитание патриотических чувств происходит в последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, а затем к городу, стране.

Мы с первых лет жизни, учим ребёнка любить родителей, помогать им. Благодарное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним - важно для личности ребёнка. Для того чтобы чувства стали началом любви к Родине, надо чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников вносящих вклад в общее дело.

В настоящее время особенно остро встают проблемы нравственного и патриотического воспитания. Патриотизм – наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины. Знания о Родине святы для русского народа. Это не просто сведения, которые получают молодые люди. Это истины, которые должны затрагивать их чувства. Работа эта требует творческих усилий и поисков. Для успешного осуществления такой сложной задачи важна личная заинтересованность педагога, постоянное пополнение своих знаний.

Патриотическое воспитание начинается в дошкольные года, но для того, чтобы с малых лет растить патриотов, педагоги должны представлять себе, в чем состоит своеобразие патриотизма ребенка - дошкольника, каковы пути и методы патриотического воспитания в ДОУ.

Сильными средствами патриотического воспитания являются музыка, литература, изобразительное искусство. Дети рассматривают картины И. Левитана, И. Шишкина, К. Юона и других больших художников, которые с любовью изображали природу родной Отчизны, слушают стихи А. Блока, С. Есенина, музыку П. Чайковского, С. Прокофьева. Необходимо, чтобы отбирались только высокохудожественные произведения.

Проведение музыкальных тематических вечеров со слушанием песен революционных и военных лет, о родной стороне способствует развитию у детей патриотических чувств, положительных эмоций, вызывает интерес к обычаям, традициям, культуре своего народа. В доступной форме можно знакомить дошкольников с историей создания нашего государства.

Большое значение в учреждениях придается героико - патриотическому воспитанию детей на примере подвигов защитников Родины в годы Великой Отечественной войны. Конечно, для ребят - это легенда далекого прошлого. Как сделать отвлеченные для детей понятия конкретными, каким образом рассказать им о событиях тех лет, наполненных героическими свершениями и поступками? В этом помогают песни, инструментальная музыка, сюжетные игры, выступления взрослых.

Серьезную помощь в деле патриотического воспитания может оказать обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние маленькому человеку. Напившись из чистого родника, ребенок познал бы сердцем родной народ, стал бы духовным наследником его традиций, а значит, вырос бы настоящим человеком.

Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая реальную жизнь, народная песня способна оказывать активное организующее, моральное воздействие на сознание детей.

Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, к природе, окружающей его, к родному селу, городу. Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае. Поэтому необходимо постепенно расширять круг знаний ребенка о своей стране. В связи с этим особая тема бесед на музыкальных занятиях – о Родине. К сожалению, хороших песен для детей на эту тему совсем немного, но педагоги все-таки могут выбрать и современные песни и что-то из классики, чтобы пробудить интерес у ребят к самой теме, создать определенный настрой.

Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлений о людях родной страны. В первую очередь следует вспомнить тех людей, которые прославили нашу Родину: знаменитых ученых, изобретателей, врачей, композиторов, писателей, художников, путешественников. Познакомить детей с лучшими качествами российского народа.

С целью расширения у детей полученных знаний, в группе необходимо создавать предметно - развивающую среду. Оборудовать уголок по нравственно - патриотическому воспитанию. В этом уголке дети могут свободно, самостоятельно рассматривать пособия:

• Карта мира с изображением лесов, рек, морей, гор и различных животных населяющих леса России. Дети могут показать и назвать страну, в которой мы живём, закрепить знания о богатстве нашей страны.

• Герб России - на нём изображён двуглавый орел. Одна голова смотрит на запад, другая на восток. Это обозначает что наше государство большое, сильное. В лапах у орла жезл или держава - сила страны. Так же в уголке находится портрет президента нашей страны В. Путина. Дети должны знать нашего руководителя страны.

Серьезное направление в патриотическом воспитании – приобщение к традициям народа, к народному творчеству.

Большой интерес вызывают у детей и предметы декоративно-прикладного искусства.

Использование в работе с дошкольниками всех этих видов народного искусства оживляют педагогический процесс, оказывают особое влияние на воспитание патриотических чувств.

На занятиях по изобразительной деятельности детей знакомят с игрушками и с предметами народно-декоративного искусства, а затем они передают свои впечатления в рисунках, аппликации, лепке. Заслуживают внимания коллективные работы дошкольников по мотивам дымковских игрушек, хохломы, русских кружев.

В группе нужно организовать уголки творчества, где дети в свободное время могут рассмотреть народные игрушки, предметы декоративно-прикладного искусства (или альбомы с их изображением). Все это обогащает и углубляет детские представления об искусстве, языке и быте разных народов.

Чтобы укрепить интерес детей к народному творчеству, нужно знакомит их с репродукциями, альбомами, рассказывающими о резьбе по дереву, организует встречи с народными умельцами.

Особое место в патриотическом воспитании отводится праздникам. Социологи и культуроведы отмечают, что праздник является наиболее древним элементом культуры человеческого общества и безусловной частью его жизни.

Немаловажным средством патриотического воспитания служит непосредственная деятельность детей.

Деятельность эта может быть разнообразной. Важно, чтобы она была интересна и понятна ребятам и, чтобы они охотно принимали в ней участие.

Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы. В противном случае одно неосторожное слово может разрушить многое. Поэтому родителям, воспитателю и учителю стоит задуматься над собственным чувством любви к Родине.

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны,.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель: воспитание чувства патриотизма, долга перед Родиной и перед своей семьей, воспитание нравственности воспитанников, ответственности за свои поступки.

- У бедить воспитанников в том, что истинный патриот своего Отечества должен знать историю своего народа;

- Испытывать чувство гордости за своих соотечественников;

- П роявлять толерантность к другим народам;

- Р асширить кругозор.

Ход занятия:

Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок.

Он нас к знаниям зовёт.

С каждым часом, с каждым днём

Мы всё больше узнаём.

Воспитатель: Ребята, я очень хочу с вами побеседовать. А вы не против пообщаться со мной?

Сегодня мы попробуем ответить на сложный вопрос - что такое патриотизм?

Как вы понимаете, что такое патриотизм? (ответы детей)

II . Основная часть

1. Раскрытие понятий патриотизм, Родина, патриот.

Вот какой ответ на этот вопрос нам даёт словарь.

Патриотизм (греч. Patris – родина, отечество) – любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре; преданность Родине, гордость за неё, стремление служить её интересам, защищать от врагов.

Все мы родились в одной стране, здесь мы живем, растём. Мы изучаем историю нашей страны, гордимся ею. Но самое чудесное - это когда наши души наполняются особым чувством - патриотизмом.

Патриотизм – это любовь к Родине, а что же такое Родина? Как вы можете объяснить значение этого слова? (ответы детей)

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём

И берёзки у дороги,

По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

Где мы родились и живём.

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой, Мы Родиной нашей зовём.

Обратимся вновь к словарю.

Ро́дина - место, где родился человек, откуда произошли его предки.

Происходит от слава род .

Род - Бог , создатель всего живого и сущего.

Итак, патриотизм – это чувство любви к своей Родине. А как называют человека, который испытывает чувство патриотизма? (ответы детей)

Патрио́т - человек, который любит своё Отечество.

Русский писатель Николай Чернышевский так говорил о патриотах.
Патриот - это человек, служащий Родине, а Родина - это, прежде всего народ.

Как вы понимаете его слова?

2. Построение МОДЕЛИ Человека - Патриота

Сейчас мы попробуем построить модель Человека – Патриота.

Работа в группах.

Патриот любит своё Отечество, свою Родину. А что это значит, любить свою Родину? В чём это выражается? Выберите нужные высказывания, приклейте. На выполнение это работы вам отводится 3 минуты. Потом, кто-то один от группы должен будет защитить вашу модель.

В процессе защиты моделей, идёт построение модели на доске:

- Знает историю своего края, своей страны;

- бережно относится к природе родного края;

- любит свою семью, свой народ;

- соблюдает правила и законы;

- знает и любит свой родной язык;

- знает и сохраняет традиции и культуру своего народа;

- гордится достижениями своей страны;

- трудится на благо своего народа, своей Родины;

- готов встать на защиту своей Родины;

- проявляет толерантность (после ввода этого понятия)

Истинный патриот любит своё Отечество не за то, что оно даёт ему какие-то блага и привилегии, а потому что это его Родина, и он верен ей в самые тяжёлые минуты.

3. Календарь

В нашем календаре встречаются праздничные даты, которые вызывают особый подъём чувства патриотизма.

- 4 ноября . Что это за дата? (ответы детей)

День народного единства — российский государственный праздник. Отмечается 4 ноября , начиная с 2005 года.

В эти дни 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободили Москву от польских захватчиков, продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

- 23 февраля Что это за дата? (ответы детей)

- 9 мая Что это за дата? (ответы детей)

Праздник Победы Советской армии и советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 19411945 годов . В этот день проходят парады, митинги, концерты. Поздравляют ветеранов, тружеников тыла. Вспоминают всех тех, кто воевал за наше будущее.

4. Истинный патриотизм и нацизм

Как вы считаете, если вы любите свой народ, свою страну, свой язык, значит ли это, что все остальные народы и страны плохие? Что ваша вера правильная, а остальные нет? (ответы детей)

К сожалению, есть люди, которые искажают понятие патриотизм. Они говорят о любви к Родине, своему народу, называют себя патриотами. Но на самом деле таковыми не являются. Они считают свою нацию, свой народ исключительными, а все остальные народы низшими. Это нацисты.

Нацизм - это мировоззрение, идеология, политика подчинения одних наций другим, проповедь национальной исключительности, национальная вражда.

Самый яркий пример нацизма – фашистская Германия, лидером которой был Адольф Гитлер. В 1945 году 9 мая свершилась Великая победа над нацизмом.

Во многих странах проповедование этой идеологии запрещено законом.

Как вы считаете, а в современном мире существует нацизм? (ответы детей)

К сожалению, в современном мире вновь появляются нацисты, и они рвутся к власти, привлекают на свою сторону молодых людей. Разжигают межнациональную вражду. Сейчас это наиболее ярко проявляется на Украине.

Истинный патриот с уважением относится к другим народам, обычаям, верованиям, чувствам, мнениям, т.е. проявляет толерантность. (табличка прикрепляется к модели)

ПАТРИОТОМ НЕЛЬЗЯ РОДИТЬСЯ!

ПАТРИОТОМ НАДО СТАТЬ!

5. Анкетирование

Рядом с вопросом вы ставите баллы, если ваш ответ

да – 2 балла,

возможно, не уверен – 1 балл,

нет – 0 баллов.

Знаешь ли ты символы нашего государства?

Знаешь ли ты, в каком году образовалось ваше село?

Испытывал ли ты чувство гордости за наших спортсменов, победивших на Олимпиаде в Сочи?

Заботишься ли ты о своих родных и близких людях?

Есть ли у тебя друзья?

Соблюдаешь ли ты правила поведения в школе, на улице?

Нравится ли тебе учиться, узнавать что-то новое?

Заступился ли бы ты за малыша, которого обижают старшие ребята?

Знаешь ли ты, какие растения растут у нас в районе, какие животные обитают?

Общая сумма баллов:

18 – 20 баллов. Высокий уровень. Тебе знакомо высокое и священное чувство патриотизма.

16 – 17 баллов. Средний уровень. Продолжай ещё больше узнавать о своём крае, о своей стране, о людях, живущих в ней.

Менее 16 баллов. Низкий уровень. Начни изучать историю своей страны, её культуру, язык.

III . Заключение – рефлексия

Я уверена, что дух патриотизма есть в каждом из нас. Мне так приятно, что я сегодня повстречала таких умных ребят.

да – 2 балла,

возможно, не уверен – 1 балл,

нет – 0 баллов.

Знаешь ли ты символы нашего государства?

Знаешь ли ты в каком году образовалось ваше село?

Испытывал ли ты чувство гордости за наших спортсменов, победивших на Олимпиаде в Сочи?

Заботишься ли ты о своих родных и близких людях?

Есть ли у тебя друзья?

Соблюдаешь ли ты правила поведения в школе, на улице?

Нравится ли тебе учиться, узнавать что-то новое?

Заступился ли бы ты за малыша, которого обижают старшие ребята?

Знаешь ли ты какие растения растут у нас в районе, какие животные обитают?

Люди

Патриотизм – это очень сложное и многогранное понятие. Все понимают, что это такое, и в то же время существует немало разных трактовок, многие из которых противоречат друг другу. Так что же такое патриотизм? Любовь к своей родине и к своему народу? Гордость за прошлое своей страны? Или за настоящее? Или стремление сделать что-то полезное для будущих поколений? Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой патриотизм и какие смыслы чаще всего вкладываются в это понятие.

Что такое патриотизм?

Патриотизм — любовь и привязанность к своей родине, а также преданность и готовность жертвовать ради неё собственными интересами. Кроме того, патриотизм подразумевает гордость за достижения своей страны и своего народа. Человек с сильными патриотическими чувствами придаёт большое значение культуре, традициям и значимым историческим событиям. Для него очень важно ощущение принадлежности к своему народу.

Противоположностью патриотизма является космополитизм – идеологическая концепция, согласно которой всё человечество представляет собой единую нацию, а каждый человек является гражданином мира.

В большинстве стран мира патриотизм считается основой жизнеспособности государства. Он выступает в качестве мобилизующего фактора, заставляя людей занимать активную гражданскую позицию и самоотверженно служить родине. Человек может испытывать патриотические чувства и по отношению к малой родине – своему краю и даже городу. К примеру, он может одинаково радоваться и когда сборная его страны побеждает на международных соревнованиях, и когда сборная его города побеждает на соревнованиях внутри страны.

Виды патриотизма

Как было отмечено выше, патриотизм – понятие сложное и многогранное. Он может проявляться в чувствах, взглядах, жизненных принципах или поступках человека. Он может иметь разную природу, затрагивать разные сферы жизни и быть направленным на разные объекты. Чтобы внести ясность, социологи выделили пять основных видов патриотизма:

  • Государственный. Патриотические чувства человека направлены на государство, которое он считает олицетворением своей родины. Он ассоциирует благополучие страны с государством и существующим политическим строем, поэтому обычно полностью поддерживает политический курс. Приоритетными ценностями для него являются государственность, национальная культура, независимость и территориальная целостность.
  • Национально-этнический. Патриотические чувства направлены на свои этнос и культуру. При этом человек испытывает привязанность именно к культуре, а не к местности. Люди, у которых развита данная форма патриотизма, высоко ценят национальные традиции и обычаи. Они участвуют в самодеятельности, поддерживают музеи, вступают в организации, занимающиеся сохранением культурных особенностей.
  • Региональный. Эта форма патриотизма подразумевает привязанность к своему региону или местности. Человек не допускает даже мысли о переезде и хочет, чтобы его дети тоже росли здесь. Люди с развитым чувством регионального патриотизма часто становятся защитниками окружающей среды. Они препятствуют вырубке леса, загрязнению рек и озер, строительству заводов и свалок.
  • Гражданский. Человек с такой формой патриотизма желает, чтобы его страна была успешной и благополучной. Его патриотические чувства направлены на гражданское общество, и он разделяет понятия государства и родины. Если человек не согласен с действиями государственных властей, гражданский патриотизм может приводить к формированию оппозиционных взглядов.
  • Ложный. Людям свойственно прятать ненависть и нетерпимость за другими чувствами, и патриотизм для этого подходит лучше всего. Человек, ведомый ложным патриотизмом, много и громко говорит о любви к своей родине, оправдывая ими агрессию по отношению к людям другой национальности или вероисповедания. Нередко ложный патриотизм вырождается в воинствующий национализм.

Примеры патриотизма в современном мире

Патриотизм обычно ассоциируется с героическими поступками, направленными на защиту родины. Поэтому в России большинство людей в ответ на просьбу объяснить, что такое патриотизм, вспоминает Великую отечественную войну. В других странах также обычно вспоминают войны, сыгравшие значительную роль в их истории. В современном мире военная служба также является одной из форм проявления патриотизма. Если человек решает стать профессиональным военным, им обычно движет государственный патриотизм.

Тем не менее, и многие другие профессии тоже подразумевают наличие патриотизма. К примеру, есть люди, которые заняты восстановлением экологии родного края. Они занимаются очисткой водоемов, восстанавливают леса, пропагандируют бережное отношение к природным ресурсам. Они тратят на эту деятельность значительную часть своего времени, несмотря на то, что это не их основная работа. Так проявляется региональный патриотизм.

Если человек занимается изучением и распространением культуры своего края, это проявление национально-этнического патриотизма. Он может изучать традиции и обычаи, пропагандировать историю и культуру родного края, заниматься воспитанием и культурным образованием молодёжи, поддерживать и развивать краеведческие музеи.

Гражданский патриотизм – это чувство, свойственное врачам, учителям, работникам правоохранительных органов, пожарным и спасателям. Конечно, у всех разные цели. И всё же, выбирая одну из этих профессий, люди мечтают помогать обществу, частью которого являются. И очень часто они действительно жертвуют ради этого своими интересами. К примеру, квалифицированный хирург может отказаться от приглашения в престижную европейскую клинику, чтобы не потерять возможность спасать жизни своих земляков.

Воспитание патриотизма в современном мире

Во всех странах в той или иной форме существует патриотическое воспитание, являющееся частью общего воспитательного процесса. Его суть состоит в том, чтобы объяснить подрастающему поколению, что такое патриотизм, сформировав у него патриотическое сознание, преданность родине и готовность при необходимости выполнить свой гражданский долг. Как правило, патриотическое воспитание проводится на государственном и на региональном уровне. То есть, детей учат любить не только страну, но и родной край.

Патриотическое воспитание представляет собой комплексный процесс. Оно подразумевает гармоничное воспитание личности, формирование чувства ответственности за страну и сограждан. Как правило, в этот процесс включено изучение родной литературы, культуры и истории, а также географии своей страны и её достопримечательностей. Благодаря этому во взрослом возрасте человек всегда будет помнить, в какой стране вырос, и будет ощущать свою принадлежность к ней.

Практически во всех странах присутствует также военно-патриотическое воспитание, которое призвано сформировать у подрастающего гражданина готовность защищать свою родину от всевозможных угроз. Данный процесс включает не только формирование патриотических чувств, но и базовую воинскую подготовку, которая может пригодиться в дальнейшем, если человек решит посвятить свою жизнь службе в армии.

Особенности патриотического воспитания в России

Россия – самая большая и многонациональная страна в мире. Поэтому одним из приоритетных направлений патриотического развития является формирование положительного восприятия представителей других наций и вероисповеданий. Кроме того, приоритетными считаются такие задачи как:

  • формирование у граждан патриотических ценностей, уважения к своей родине и её истории;
  • создание условий для участия граждан в совместном решении всевозможных проблем;
  • привитие уважения к Гербу, Флагу и Гимну России;
  • воспитание уважения к Конституции и законам Российской Федерации, а также к общепринятым нормам морали;
  • формирование у граждан национальной и религиозной терпимости.

Важной особенностью воспитания патриотизма в России является также то, что необходимо учитывать специфику каждого субъекта федерации. Поэтому задачи патриотического воспитания разбиваются на различные сферы, и в этих сферах вырабатываются собственные программы для каждого региона.

Негативная сторона патриотизма

Основу патриотизма составляет самоотверженная любовь к родине. В частности, это подразумевает, что человек при необходимости готов поступиться собственными интересами ради блага своей страны. Из-за этого патриотизм часто подвергается критике, поскольку государство существует для того, чтобы защищать и обеспечивать права граждан, а не требовать от них отказываться от своих прав, совершая патриотические поступки.

Заключение

Патриотизм – это естественное чувство, которое заставляет человека любить свою родину и быть готовым жертвовать ради неё собственными интересами. В целом, это положительное явление, но при условии, что патриотические чувства не вырождаются в ксенофобию и прочие формы ненависти к другим народам. Поэтому каждому человеку, считающему себя патриотом, полезно иногда задумываться об истиной природе этих чувств.

Читайте также: