Патриархи в смутное время кратко

Обновлено: 03.07.2024

Смутный период для России длился, начиная с 1598 года, закончился в 1613 году. Это время было стихийных бедствий, кризисным периодом в политической, социальной и экономической сферы. В стране царил хаос и разруха в первую очередь из-за неграмотного правления государством. На Россию обрушилась волна агрессии со стороны Польши и Швеции. Соседние державы хотели полностью ликвидировать Русь как государство, разделив ее на отдельные части. Столица государства находилась в руках польских захватчиков.

Православная церковь и вера были подвержены всяческому гонению со стороны католической церкви. Но православная церковь, несмотря на столь сложный период гонений, всячески помогала освободительному движению. Церковь была очень сильной экономической и духовной поддержкой для царя в столь сложные годы.

При условиях вмешательства иностранных государств в политику России, именно патриархам и другим представителям духовенства приходилось вести политику последовательности, чтоб полностью сохранить традиции и вероисповедания страны. Монастыри, лавры, храмы находились в самом центре противостояния иностранным захватчикам, по-особенному из них выделились Кирилло-Белозерский монастырь, а также Пафнутьевский и Ипатьевский монастыри. Истории также известны факты об осаде подмосковной Лавры Троице-Сергиевой, которая длилась год и четыре месяца.

Деятели церкви смутного периода

Первый московский и всея Руси патриарх Иов (1589-1605). В 1525 году родился будущий самый первый святитель, который возглавил противостояние русских против вмешательства на территорию Руси иностранных захватчиков. В совершеннолетнем возрасте Иов принял постриг, а через время стал настоятелем мужского монастыря в Старице. В 1571 году он был переведен настоятелем в московском монастыре, а через шесть лет стал Коломинским епископом. В 1581 году Иов становится архимандритом московского Новоспасского монастыря. Самые главные события при патриаршестве Иова: причисление к лику святых Волоцкого Иосифа и Блаженного Василия, распространил христианскую веру в Сибирь и Поволжье. После смерти Бориса Годунова власть досталась Лжедмитрию, который требовал от патриарха Иова признание его сыном Годунова. Иов отказался признать мошенника, после чего он был отправлен в заточение в монастырь, а после отправили в изгнание, в котором он пробыл около двух лет и умер.

Второй московский патриарх Гермоген (1606-1612). Гермоген был ярым общественным деятелем эпохи в период смуты. В 1579 году к нему было совершено явление Казанской чудотворной иконы во время перенесения ее в церковь. По политическим предпочтениям Гермоген поддерживал политику Василия Шуйского. Гермогеном было совершено благословение двух ополчений, целью которых было незамедлительной освобождение от поляков Москвы. Патриарх Гермоген отказался признавать королем Речи Посполитой Владислава IV Сигизмундовича. За это неповиновение патриарха Гермогена заточили поляки в монастыре Чудово, в котором он чуть позже после этого умер от голода.

В период смутного периода можно выделить две очень яркие позиции ведения политической деятельности церковными патриархами. Первая позиция ведения политики выделялась своей непримиримостью в борьбе с иностранными захватчиками. Вторая позиция была более лояльной сдержанной, способная на гибкость и перестройку действий по обстоятельствам в любых национально-государственных вопросах. Именно эти две столь разные позиции дополняли одна другую. Более сдержанная политика заменяла непримиримую при различных направлениях политических действий. Также эти позиции ведение политических дел в независимости друг от друга полностью сохраняли всю свою силу и при необходимости могли начать борьбу друг с другом. Такое произошло в истории намного позже, и известен он нам, как церковный раскол.

Деятелям церкви удалось даже в условиях большого кризиса достучаться до разума своего народа, всячески способствовать к организации освободительных движений по освобождению своей земли от иностранных захватчиков. Все долгие годы смутного периода церковь выступала, как очень мощная, несокрушимая сила стабилизации государственной политики.

Весьма любопытно все:—)) с уважением:—)) удачи в творчестве:—)))

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Деятельность первых русских Патриархов совпала с тяжелой эпохой для Русской Церкви и государства, вошедшей в нашу историю под именем Смутного времени. В это трудное время первые русские Патриархи Иов и Гермоген вели широкую патриотическую деятельность в борьбе с врагами Церкви и государства. Патриарх Иов родился в семье посадских людей в городе Старице. По свидетельству биографа, он украшен был и учением, и благочинием, и благочестием, так что не было в то время человека, подобного ему по достоинствам. Церковная деятельность Патриарха выражалась в заботе о распространении христианства среди инородцев Сибири и Казанского края, дисциплинарных мерах по улучшению нравов духовенства. Исправление текста богослужебных книг также было предметом забот Патриарха. Но в этом случае его старания не могли сопровождаться успехом вследствие ненадежных приемов исправления текста посредством сопоставления одних славянских текстов с другими, без проверки с греческими. Но самая важная сторона деятельности патриарха Иова носила патриотический характер.

После смерти бездетного царя Феодора Иоанновича в 1598 г. не осталось ему преемника. Брат его царевич Дмитрий трагически погиб в Угличе в 1591 г. Царская династия Рюриковичей пресеклась. Патриарх Иов выступил за избрание на царство Бориса Годунова, шурина почившего государя. Утвердившись на престоле, Борис Годунов начал преследование своих политических противников - видных московских бояр. Тяжелая опала постигла семейство бояр Романовых. Старший из братьев Романовых, Федор Никитич, был насильственно пострижен в монашество (с именем Филарет) и отправлен в ссылку в Антониево-Сийский монастырь. Постриг обязаны были принять его жена и даже теща. Детей, Татьяну и Михаила (будущего царя), отправили в ссылку на Белоозеро.

Впоследствии Патриарх Иов включился в активную борьбу с самозваным претендентом на русский престол Лжедмитрием I, которого поддерживала Польша. В грамотах Патриарха к пастве указывалось, что пришествие Лжедмитрия во главе польских войск означает насаждение на Руси католичества и представляет угрозу православию. Лжедмитрий, подходя к Москве, потребовал от правящих кругов признания его царем и пригрозил расправой всем, кто выступит против него. Патриарх Иов отказался присягать самозванцу и венчать его на царство, более того, он призвал проклясть его. За это Собор русских архиереев, сославшись на старческий возраст и слабость Патриарха, сместил святителя Иова с Престола, в июне 1605 г. он был сослан в Старицкий монастырь. Там Патриарх Иов прожил около двух лет и 10 июля 1607 г. скончался. За свою непоколебимую твердость на благо Церкви и отечества Иов вполне заслужил имя истинного патриота.

20 июля 1605 г. Лжедмитрий вошел в Москву и вступил на трон Рюриковичей. В глазах православного русского народа самозванец старался казаться таким же и скрывал свое католичество. По вступлении в Москву новый царь поторопился назначить Патриарха и сделал это без соборного избрания, тем самым показав явное неуважение к законам Православной Церкви. Патриархом назначен был Рязанский архиепископ Игнатий. Это был грек, занимавший прежде архиепископскую кафедру на о. Кипре. Вынужденный бежать из отечества, он некоторое время жил в Риме и в дальнейшем с симпатией относился к католицизму. Видимо этим он и привлек самозванца.

Неправославность монарха обнаружилась, когда встал вопрос о его бракосочетании с католичкой Мариной Мнишек. Русские архиереи – в первую очередь Казанский Гермоген и Коломенский Иосиф - решительно требовали, чтобы невеста царя торжественно приняла православие прежде вступления в брак, Игнатий был уступчивее. Он совместил три обряда: Марина одновременно была венчана браком и на царство и принята в православие. Обряд устроил обе стороны: поляки посчитали, что Марина сохранила веру предков, а для русских он стал знаком обращения в православие. В глазах католиков миропомазанием она лишь венчалась на царство как королева, а для православных - принята в православие. Невеста царя, исполнив обряд присоединения к православию, осталась в душе католичкой. Игнатий дозволил ей иметь свою капеллу и исполнять все обряды римской церкви.




Заняв престол, Лжедмитрий должен был исполнить данные им в свое время обязательства по присоединению России к унии. Политика самозванца привела к придворному заговору против него, который вылился в народное восстание. Православным москвичам не нравились католические симпатии царя, что он в качестве духовных советников держит при себе иезуитов, подарил им в Кремле, неподалеку от своего дворца, огромный дом, где они устроили костел. Сильно оскорблялось религиозное чувство москвичей пренебрежительным отношением царя к священным обычаям: они видели, что он не молился перед иконами, когда садился за стол, нарушал посты, позволял полякам и людям других исповеданий входить в московские храмы. Не менее оскорблялось национальное чувство русских явным предпочтением им поляков, которые своим вольным и буйным поведением возмущали народ. Руководителем восстания был В.И. Шуйский. Лжедмитрий был убит (17 мая 1606 г.). Вскоре низложен был и патриарх Игнатий; он был лишен святительского сана и заключен в Чудов монастырь.

Опасность для России еще более увеличилась, когда в ее внутренние дела вмешался польский король Сигизмунд III. Формальным поводом для интервенции польских войск послужило обращение Василия Шуйского за помощью к Швеции, находившейся в состоянии войны с Польшей. С приближением вражеской армии и Лжедмитрий II, и Василий Шуйский стремительно теряли власть. В конце 1609 г. самозванец бежал из Тушина в Калугу. Шуйский был низложен и пострижен насильно в монашество (1610). При чем Патриарх Гермоген не признал насильственного пострижения царя и после того продолжал считать Шуйского законным государем. По низложении Шуйского Боярская дума, присвоив себе верховную власть, не могла водворить порядка.

Тем временем Сигизмунд III потребовал возведения на русский престол своего сына. Предложение польского короля было поддержано некоторыми боярами в Москве. Гетман Жолкевский, стоявший с войском под Москвой, настоятельно требовал избрания Владислава. Бояре не видели всей опасности для веры от избрания польского королевича. Патриарх Гермоген был дальновиднее других: он составлял сильную оппозицию Владиславу, предлагая возвести на престол кого-либо из русских бояр — или князя В.В. Голицына, или молодого Михаила Федоровича Романова. Однако этот план потерпел неудачу. Тогда Патриарх изъявил свое согласие на избрание Владислава, но с тем условием, чтобы королевич до вступления на престол принял православную веру, женился на русской, прекратил всякие связи с Римом и управлял Россией независимо от Сигизмунда. С такими условиями русские послы, в числе которых был князь В.В. Голицын, митрополит Филарет (Романов), отправились к Сигизмунду, стоявшему с войсками под Смоленском. Но Сигизмунд отверг все эти условия и решился с оружием в руках добиться короны для себя или для своего сына. Филарет был арестован и пробыл в заключении до 1619 г. Между тем бояре, по настоянию гетмана Жолкевского, впустили в Москву поляков.

Первое ополчение под предводительством рязанского воеводы Прокопия Ляпунова потерпело поражение. Москва осталась в руках интервентов. Патриарх Гермоген польскими властями, фактически управлявшими страной, был сведен с Престола, заточен в Чудовом монастыре, где позже скончался от голода. Но за первым земским ополчением скоро поднялось второе, собравшееся по воззванию нижегородского земского старосты Козьмы Минина и под начальством князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Москва была освобождена 4 ноября 1612 г.

Деятельность первых русских Патриархов совпала с тяжелой эпохой для Русской Церкви и государства, вошедшей в нашу историю под именем Смутного времени. В это трудное время первые русские Патриархи Иов и Гермоген вели широкую патриотическую деятельность в борьбе с врагами Церкви и государства. Патриарх Иов родился в семье посадских людей в городе Старице. По свидетельству биографа, он украшен был и учением, и благочинием, и благочестием, так что не было в то время человека, подобного ему по достоинствам. Церковная деятельность Патриарха выражалась в заботе о распространении христианства среди инородцев Сибири и Казанского края, дисциплинарных мерах по улучшению нравов духовенства. Исправление текста богослужебных книг также было предметом забот Патриарха. Но в этом случае его старания не могли сопровождаться успехом вследствие ненадежных приемов исправления текста посредством сопоставления одних славянских текстов с другими, без проверки с греческими. Но самая важная сторона деятельности патриарха Иова носила патриотический характер.

После смерти бездетного царя Феодора Иоанновича в 1598 г. не осталось ему преемника. Брат его царевич Дмитрий трагически погиб в Угличе в 1591 г. Царская династия Рюриковичей пресеклась. Патриарх Иов выступил за избрание на царство Бориса Годунова, шурина почившего государя. Утвердившись на престоле, Борис Годунов начал преследование своих политических противников - видных московских бояр. Тяжелая опала постигла семейство бояр Романовых. Старший из братьев Романовых, Федор Никитич, был насильственно пострижен в монашество (с именем Филарет) и отправлен в ссылку в Антониево-Сийский монастырь. Постриг обязаны были принять его жена и даже теща. Детей, Татьяну и Михаила (будущего царя), отправили в ссылку на Белоозеро.

Впоследствии Патриарх Иов включился в активную борьбу с самозваным претендентом на русский престол Лжедмитрием I, которого поддерживала Польша. В грамотах Патриарха к пастве указывалось, что пришествие Лжедмитрия во главе польских войск означает насаждение на Руси католичества и представляет угрозу православию. Лжедмитрий, подходя к Москве, потребовал от правящих кругов признания его царем и пригрозил расправой всем, кто выступит против него. Патриарх Иов отказался присягать самозванцу и венчать его на царство, более того, он призвал проклясть его. За это Собор русских архиереев, сославшись на старческий возраст и слабость Патриарха, сместил святителя Иова с Престола, в июне 1605 г. он был сослан в Старицкий монастырь. Там Патриарх Иов прожил около двух лет и 10 июля 1607 г. скончался. За свою непоколебимую твердость на благо Церкви и отечества Иов вполне заслужил имя истинного патриота.

20 июля 1605 г. Лжедмитрий вошел в Москву и вступил на трон Рюриковичей. В глазах православного русского народа самозванец старался казаться таким же и скрывал свое католичество. По вступлении в Москву новый царь поторопился назначить Патриарха и сделал это без соборного избрания, тем самым показав явное неуважение к законам Православной Церкви. Патриархом назначен был Рязанский архиепископ Игнатий. Это был грек, занимавший прежде архиепископскую кафедру на о. Кипре. Вынужденный бежать из отечества, он некоторое время жил в Риме и в дальнейшем с симпатией относился к католицизму. Видимо этим он и привлек самозванца.

Неправославность монарха обнаружилась, когда встал вопрос о его бракосочетании с католичкой Мариной Мнишек. Русские архиереи – в первую очередь Казанский Гермоген и Коломенский Иосиф - решительно требовали, чтобы невеста царя торжественно приняла православие прежде вступления в брак, Игнатий был уступчивее. Он совместил три обряда: Марина одновременно была венчана браком и на царство и принята в православие. Обряд устроил обе стороны: поляки посчитали, что Марина сохранила веру предков, а для русских он стал знаком обращения в православие. В глазах католиков миропомазанием она лишь венчалась на царство как королева, а для православных - принята в православие. Невеста царя, исполнив обряд присоединения к православию, осталась в душе католичкой. Игнатий дозволил ей иметь свою капеллу и исполнять все обряды римской церкви.

Заняв престол, Лжедмитрий должен был исполнить данные им в свое время обязательства по присоединению России к унии. Политика самозванца привела к придворному заговору против него, который вылился в народное восстание. Православным москвичам не нравились католические симпатии царя, что он в качестве духовных советников держит при себе иезуитов, подарил им в Кремле, неподалеку от своего дворца, огромный дом, где они устроили костел. Сильно оскорблялось религиозное чувство москвичей пренебрежительным отношением царя к священным обычаям: они видели, что он не молился перед иконами, когда садился за стол, нарушал посты, позволял полякам и людям других исповеданий входить в московские храмы. Не менее оскорблялось национальное чувство русских явным предпочтением им поляков, которые своим вольным и буйным поведением возмущали народ. Руководителем восстания был В.И. Шуйский. Лжедмитрий был убит (17 мая 1606 г.). Вскоре низложен был и патриарх Игнатий; он был лишен святительского сана и заключен в Чудов монастырь.

Опасность для России еще более увеличилась, когда в ее внутренние дела вмешался польский король Сигизмунд III. Формальным поводом для интервенции польских войск послужило обращение Василия Шуйского за помощью к Швеции, находившейся в состоянии войны с Польшей. С приближением вражеской армии и Лжедмитрий II, и Василий Шуйский стремительно теряли власть. В конце 1609 г. самозванец бежал из Тушина в Калугу. Шуйский был низложен и пострижен насильно в монашество (1610). При чем Патриарх Гермоген не признал насильственного пострижения царя и после того продолжал считать Шуйского законным государем. По низложении Шуйского Боярская дума, присвоив себе верховную власть, не могла водворить порядка.

Тем временем Сигизмунд III потребовал возведения на русский престол своего сына. Предложение польского короля было поддержано некоторыми боярами в Москве. Гетман Жолкевский, стоявший с войском под Москвой, настоятельно требовал избрания Владислава. Бояре не видели всей опасности для веры от избрания польского королевича. Патриарх Гермоген был дальновиднее других: он составлял сильную оппозицию Владиславу, предлагая возвести на престол кого-либо из русских бояр — или князя В.В. Голицына, или молодого Михаила Федоровича Романова. Однако этот план потерпел неудачу. Тогда Патриарх изъявил свое согласие на избрание Владислава, но с тем условием, чтобы королевич до вступления на престол принял православную веру, женился на русской, прекратил всякие связи с Римом и управлял Россией независимо от Сигизмунда. С такими условиями русские послы, в числе которых был князь В.В. Голицын, митрополит Филарет (Романов), отправились к Сигизмунду, стоявшему с войсками под Смоленском. Но Сигизмунд отверг все эти условия и решился с оружием в руках добиться короны для себя или для своего сына. Филарет был арестован и пробыл в заключении до 1619 г. Между тем бояре, по настоянию гетмана Жолкевского, впустили в Москву поляков.

Первое ополчение под предводительством рязанского воеводы Прокопия Ляпунова потерпело поражение. Москва осталась в руках интервентов. Патриарх Гермоген польскими властями, фактически управлявшими страной, был сведен с Престола, заточен в Чудовом монастыре, где позже скончался от голода. Но за первым земским ополчением скоро поднялось второе, собравшееся по воззванию нижегородского земского старосты Козьмы Минина и под начальством князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Москва была освобождена 4 ноября 1612 г.

Миниатюра из Царского титулярника

Патриарх Гермоген (Ермоген, 1530-1612) – третий патриарх Московский и всея Руси, занимавший престол с 1606 по 1612 год. Проявил себя как один из патриотов России, активно противостоявший польскому нашествию во время Смуты. Решительно выступал против изменников родины и сторонников унии с католиками. Во время пребывания захватчиков в Москве был насильственно низложен с патриаршего поста и заточен в Чудовом монастыре. Церковь почитает Гермогена как священномученика и хранителя веры, не предавшего русское православие в тяжелые годы Смутного времени.

Миниатюра из Царского титулярника

Миниатюра из Царского титулярника

Ранняя биография

Гермоген (в миру Ермолай) появился на свет около 1530 года, примерно в то время, когда родился Иван Грозный. О раннем периоде жизни великого соотечественника известно немного. Существуют версии о его принадлежности к Донским казакам, а также известным боярским династиям Голицыных и Шуйских.

Биография Гермогена включает интересный эпизод, связанный с чудесным явлением Казанской иконы Божьей матери. Это случилось летом 1579 года, когда в Казани была сильная жара и сушь, что вызвало сильнейший пожар. Огонь от церкви Николы перешел на Кремль, а затем и на жилые дома. В это время дочери местного стрельца Даниила Онучиана Матроне три раза снился сон, что под землей хранится икона Богоматери. Сначала ей никто не верил, но после угрозы, что девочка может погибнуть от непослушания ее родные пошли в указанное место и нашли святыню. После этого был организован Крестный ход и икону торжественно перенесли в Благовещенский собор. Участником этого события, во время которого исцелились двое слепых, был и Гермоген.

Переезд в Москву

После кончины в 1587 году супруги, имя которой не сохранилось, Гермоген отправился в московский Чудов монастырь, где прошел обряд пострижения в монахи. Через два года он был хиротонисан (рукоположен) в епископский сан, а вскоре по протекции первого патриарха Иова Гермогена назначили митрополитом Казанским и Астраханским.

В 1591 году Гермоген написал письмо Иову, в котором указал, что в Казани не выполняется поминовение православных воинов, погибших при взятии города, и предложил ввести памятную дату. В ответ Иов подписал указ, предписывавший совершение панихиды в субботу, следующую за Покровом Пресвятой Богородицы.

Патриарх Гермоген на монументе Тысячелетие России

Патриарх Гермоген на монументе Тысячелетие России

Святитель Гермоген продолжал служение церкви, занимаясь распространением православия среди татар и других тюркских народов. В 1592 году он принял участие в перенесении останков Казанского архиепископа Германа из столицы в Успенский монастырь Свияжска, а через три года написал краткое житие святителей Варсонофия и Гурия. В 1595 году побывал в Угличе на открытии мощей местного удельного князя Романа Владимировича.

В начале Смуты

После воцарения на троне Лжедмитрия I (1605-1606) митрополит стал участвовать в работе Боярской Думы, но проявил себя как последовательный противник Отрепьева. Он категорически не принял избрание патриарха Игнатия и выдвинул требование обратить в православие несостоявшейся супруги Лжедмитрия I польской авантюристки Марины Мнишек.

Убийство Отрепьева в мае 1606 года и последовавший вслед за этим приход к власти Василия Шуйского (1606-1610) всерьез изменил судьбу Гермогена. По инициативе нового царя патриарх Игнатий был низложен, лишился епископского сана и отправлен в заточение в Чудов монастырь. На его место быстро избрали Гермогена, так как Шуйский опасался присутствовавшего в Москве Федора Романова (Филарета). 3 июля 1606 года Московский собор утвердил его в этом сане. Упрямый и жесткий по характеру Гермоген часто находился в противостоянии с Шуйским, но всегда его защищал, считая, что он освящен царским венцом и с этим нужно считаться.

Апогей Смутного времени

Прошедшая крестьянская война под руководством И. Болотникова, появление под Москвой Лжедмитрия II вместе с польскими захватчиками подорвали доверие к царю. В феврале 1609 года возник заговор с участием 300 человек, во главе которого стояли Р. Гагарин и Г. Сумбулов. Они были намерены добиться отставки Шуйского и силой притащили Гермогена на Лобное место, чтобы он поддержал низложение царя. Однако патриарх продемонстрировал твердую волю и не поддался на уговоры восставших. Не сумев поднять народ на борьбу, зачинщики заговора ушли в лагерь Лжедмитрия II. Гермоген им вслед послал две грамоты с призывом вернуться и раскаяться в содеянном.

Низложение Шуйского все же состоялось в июле 1610 года, но и тогда патриарх защищал его до последнего, проклиная Ляпунова и не признавая насильственного пострижения монарха. После помещения Василия в Чудов монастырь он продолжал настаивать на его возвращении на трон. Сменившую Шуйского Семибоярщину, Гермоген решительно осудил и пытался организовать выборы русского монарха. После заочного избрания царем Владислава Сигизмундовича он с тяжелым сердцем согласился его признать при соблюдении следующих условий:

  • вывод армии Речи Посполитой с территории России;
  • принятие им православия.

Во время начавшейся интервенции поляков Гермоген открыто выступил против захватчиков, обратившись с призывом к русскому народу выступить на защиту страны. С его благословения из Казани перевезли копию иконы Казанской Богоматери, впоследствии ставшей основной святыней ополчения.

После захвата Москвы Гермоген оказался в руках врагов, проявив в этой ситуации несгибаемую волю и твердый характер. Они силой отрекли его от патриаршего сана и посадили под арест в Чудов монастырь. Когда он находился в темнице неоднократно звучали требования поляков, чтобы Гермоген отдал приказ ополченцам прекратить попытки взятия города, но все их увещевания оказались безуспешными. Вместо этого, он обратился с последним посланием патриотам страны, благословив их на борьбу против оккупантов.

Патриарх Гермоген умер мученической смертью 17 (27) февраля 1612 года, страдая от невыносимого голода и жажды. Дело, за которое боролся святитель было завершено 24 октября 1612 года II ополчением во главе с К. Мининым и Д. Пожарским. Они сумели изгнать из Москвы польских интервентов, а в феврале 1613 года на престол был избран русский царь Михаил Федорович Романов (1613-1645), чего очень хотел Гермоген.

Память о Гермогене в искусстве

Самый известный памятник Гермогену установлен в Александровском саду по инициативе главы РПЦ патриарха Кирилла. Он представляет собой четырехметровую бронзовую фигуру патриарха, расположенную на мраморном постаменте. По его сторонам находятся бронзовые барельефы со сценами известных исторических сюжетов. На одном из них изгнание Гермогеном поляков и действовавших вместе с ними бояр, которые требовали подчинения и признания подданства Владислава Сигизмундовича. Интересно, что памятник патриарху на Красной площади хотели поставить еще в XIX веке на месте нынешнего мавзолея Ленина, но тогда этим планам не суждено было сбыться.

В 1913 году по инициативе РПЦ Гермоген был прославлен в лике святых как священномученик. Его мощи были помещены в новую раку, созданную по инициативе Николая II и его супруги. Каждый год 2 марта отмечается день памяти знаменитого патриарха, отдавшего жизнь за свободу своей страны.

Читайте также: