Патриарх иоасаф 1 кратко

Обновлено: 04.07.2024

Между 1597 и 1603 гг. пострижен в монашество в Соловецком монастыре при архимандрите Исидоре.

1 января 1627 г. хиротонисан во епископа Псковского и Изборского с возведением в сан архиепископа.

По описанию летописей - это был архиерей "во нравах и житии добродетелен, а к царю недерзновенен".

Одним из первых его дел в качестве патриарха было жестокое наказание архиепископа суздальского Иосифа (Курцевича), киевлянина по происхождению, за его недостойное сана поведение в епархии.

За защиту прав города от притязаний немецких торговцев у святителя на некоторое время патриархом были сняты "благословение и служба".

6 февраля 1634 г. он был поставлен патриархом Московским по завещанию своего предшественника патр. Филарета. Это был 4-й русский патриарх. Он не мог занять такого положения, какое принадлежало отцу царя Филарету. Он не носил титула великого государя, как и его преемник Иосиф (1640-1652).

С самых первых шагов своей деятельности патриарх обратил главное внимание на совершение богослужений, особенно в Московских храмах. Ему стало известно, что во многих храмах Москвы богослужение совершается небрежно: пение церковное говорят наскоро, голосов в пять-шесть и более. Духовенство нарушает правила церковные, сокращает службы. Прихожане, ходя в св. храмы, без всякого страха разговаривают и смеются во время службы.

Желая пресечь существовавшие беспорядки патр. Иоасаф составил, так называемую "память" поповским старостам (издана в 1636 г.), в которой давал указания о порядке ведения служб и о правилах поведения священно- и церковнослужителей.

Для прекращения споров о местах между иерархами патриарх Иоасаф издал "Лествицу властям", в которой указывается, в каком порядке епископы, а за ними и архимандриты, должны занимать места при богослужении и на соборах.

Патр. Иоасаф ревностно продолжал дело своего предшественника по исправлению и печатанию богослужебных книг. При нем было напечатано 23 наименования таких книг.

В личной жизни патр. Иоасаф отличался смирением, кротостью, благочестием и строгой иноческой жизнью.

Литература

  • М. Макарий И. Р. Ц., т. XI, с. 75-94.
  • Соловьев С. М. История России, кн. II, с. 204, 1221, 1362.
  • Боголюбский М. С., прот. Московская иерархия. Патриархи. М., 1895, с. 19-21.
  • Толстой М. В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 476, 477.
  • Строев П., с. 6, 379, 385.
  • Гатцук Календарь на 1883 г., с. 131.
  • Ратшин, с. 98.
  • Денисов, с. 15, 37, 697.
  • Булгаков, с. 1405, 1410.
  • Летопись Е. А., с. 644.
  • Описание Псково-Печерского первокл. м-ря. М., 1909, с. 67.
  • Чтения Моск. общ. истор. и древн., кн. 3, с. 37-40.
  • Всеобщий календарь на 1917 г. СПб, 1917, с. 103.
  • М. Нкр., т. I, с. 512.
  • Прав. собес., 1858, февраль, с. 291, 1897, октябрь, с. 478.
  • Рус. палом., 1888, № 45, с. 531-535.
  • Ж. М. П., 1944, № 9, с. 14, 1945, № 11, с. 50-51.
  • БЭЛ, т. VII, с. 171-174.
  • БЭС, т. I, с. 1103-1104.
  • РБС, т. VIII, с. 294-296.
  • ЭС, т. XIII-а, кн. 26, с. 717.
  • Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно): Ч. 1-5. Куйбышев, 1971 (машинопись). Ч. 3.

Использованные материалы

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Святитель Иоасаф скончался 28 ноября 1641 г. и погребен в московском Успенском соборе.

Общие очерки о жизни и деятельности патриарха Иоасафа I-го см. в Истории русской церкви м. Максирия т. XI, стр. 75 – 94, и в Руководстве по истории русской церкви проф. А. П. Доброклонского III (Москва 1889), стр. 86–87.

Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Ист.: СГГД. Ч. 3. С. 342-347, № 99; АИ. Т. 4. С. 196; ААЭ. Т. 3. С. 365-370, № 242; РИБ. 1875. Т. 2; Т. 3. Стб. 507, 533-534, 560-561, 738, 822; Т. 13. Стб. 142; Т. 35. Стб. 991, 926, 927, 987; Забелин И. Е. Мат-лы для истории, археологии и статистики Москвы. М., 1884. Т. 1. Стб. 114, 1054, 1055, 1057; Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлева Гагары в 1634-1637 гг. / Ред.: С. О. Долгов // ППС. 1891. Т. 11. Вып. 3. С. 45, 53, 57, 58; Скворцов Н. А., свящ. Переписная книга домовой Патриаршей казны, составленная при патр. Иоасафе I в 1634 г. М., 1911; ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. С. 282, 286; Т. 31. С. 161; Т. 33. С. 172, 173; Опись архива Посольского приказа 1673 г. М., 1990. Ч. 1. С. 35, 74, 79, 80; Повесть душеполезна старца Никодима Соловецкого мон-ря о некоем иноке / Подгот. текста, исслед.: А. В. Пигин. СПб., 2003. С. 184-185; Устинова И. А. Книги Патриарших приказов 1625-1649 гг.: Палеогр. описание // ВЦИ. 2008. № 3(11). С. 5-64.

Иконография

Среди миниатюр с портретами патриархов в Царском Титулярнике 1672 г. есть изображение И. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. III; см.: Портреты, гербы и печати Большой гос. книги 1672 г. СПб., 1903. № 55). Он представлен вполоборота вправо, по пояс, в белом клобуке с крестом и в патриаршей мантии, правой рукой благословляет, в левой держит жезл (в виде посоха, без сулока). У него правильные черты лица и округлая борода средней величины. С вариациями в деталях этот портрет повторен в копиях Титулярника нач. 70-х гг. XVII - нач. XVIII в. (РНБ. Эрм. № 440; F.IV.764; ГИМ. Муз. № 4047).

Лит.: Колбасова Т. В. Портретная галерея Ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря // СРМ. 2002. Вып. 12. С. 231-268.

Патриарх Иоасаф I

Патриарх Иоасаф I

Преемником Патриарха Филарета царь Михаил и его ближайшее окружение хотели бы видеть личность менее яркую, чем почивший Первосвятитель, и менее склонную к политической активности. Филарет колоссально много сделал для укрепления государства в трудные годы, но он был отцом правящего монарха, что являлось гарантией полного единства и согласия между царем и Патриархом во всех начинаниях. Теперь же, когда Филарета не стало, образ влиятельного Предстоятеля Церкви пугал государя и его соратников, стремившихся к укреплению царской власти и усилению государственного начала в жизни страны. Есть все основания полагать, что и сам Филарет рассуждал подобным же образом на пороге смерти. Как отец государя он мог опасаться возможных разногласий между царем и новым Патриархом. Филарет искал себе в преемники такую личность, которая отличалась бы, с одной стороны, аполитичностью, но с другой – имела бы все необходимые для духовного лидера качества.

Очевидно, именно такие соображения обусловили избрание на Патриаршество весьма благочестивого и разумного, но тихого нравом Иоасафа I, который и стал преемником Филарета Романова. До своего поставления на Патриаршество Иоасаф I был архиепископом Псковским и Великолукским. Он был избран в январе 1634 г. Выборы традиционно были формальными: царь, по обычаю, указал на одного из трех избранных архиереями кандидатов. Патриаршество Иоасафа I продолжалось до 1640 г.

По происхождению Иоасаф был дворянином. Монашеский постриг принял в Соловецком Спасо-Преображенском монастыре. Позднее стал архимандритом Псково-Печерского монастыря, откуда и был взят на Псковскую кафедру. Будучи архиепископом во Пскове, Иоасаф проявил незаурядную волю и смелость. Это проявилось во время мятежных событий 1632 г., когда псковичи выгнали из города немцев, получивших от государя грамоту на льготную торговлю и разрешение на строительство во Пскове своего гостиного двора. Недовольные немцами псковичи, терпевшие большие убытки, послали царю челобитную с протестом. Подписал ее и Псковский владыка Иоасаф, за что был Патриархом Филаретом подвергнут строгому наказанию – запрещен в служении. Однако жители Пскова сумели настоять на своем. Государь даровал горожанам прощение, а немцы были вынуждены построить свой двор за пределами города. С Иоасафа было снято прещение (Филарет, хоть и наказывал Иоасафа, прекрасно понимал гуманные мотивы его поступка и вообще оценивал личность Псковского архиерея высоко, а потому именно в нем увидел своего преемника).

Тем не менее, привыкший к опеке со стороны отца-Патриарха царь Михаил нередко обращался к Иоасафу за советами по тем или иным государственным делам. Однако Иоасаф, будучи человеком принципиально аполитичным, и сам уклонялся от участия в решении политических проблем. Показательно, что когда царь спрашивал Патриарха о том, что ему предпринять против Крымского хана, взявшего в плен царских послов, Иоасаф отвечал, что это государево дело – как воздать за обидимых. Он же, Патриарх, купно с духовенством призван лишь молить Бога за всех страждущих. Впрочем, сделав такое демонстративно отстраненное заявление, Иоасаф все-таки дал Михаилу Феодоровичу некоторые чисто практические советы относительно выкупа пленных и обустройства линии обороны южных окраин Русского государства от крымчаков. Но сделал это Патриарх весьма тактично, подчеркивая, что он четко разграничивает дела духовные и государственные, то есть, подал частный совет – не более того.

Иоасаф, отличавшийся большой нравственной чистотой и монашеским аскетизмом, был возмущен до крайности, узнав о том, что Курцевич своим недостойным поведением порочит архиерейский сан. Было проведено расследование, подтвердившее вину Суздальского владыки, после чего он был осужден. Иосиф был сослан в Антониев Сийский монастырь на покаяние. Но поскольку никакого раскаяния в содеянном он не обнаружил, то вскоре был лишен священного сана и отправлен еще дальше – на Соловки.

Вообще же, как выяснилось, во многих храмах богослужения, особенно великопостные, совершались еще более небрежно: часы нередко опускались, а утрени воскресные и праздничные сильно сокращались. На Пасху вечерню совершали сразу после литургии, чтобы весь день беспрепятственно пьянствовать. В алтарях во время богослужения отмечалось бесчинство поповских и мирских детей. Патриарх указывал на обилие нищих и калек в храмах, которые просили подаяние во время службы, зачастую нарушая ее криками и неподобающим поведением. При этом нередко нищие симулировали увечья и болезни или изображали из себя монахов, обманом выманивая деньги.

Из проблематики наведения порядка в богослужении хорошо видно, что духовно-нравственная атмосфера среди русского народа во в 30-е годы XVII в. оставляла желать лучшего. Даже столь характерное для русских обрядовое благочестие принимает в это время уже какие-то фарисейски извращенные формы: служба по видимости не сокращается, из нее почти не опускаются тексты, но многоголосное исполнение лишает их смысла при формальном соблюдении канонического порядка. Духовность православного русского человека стремительно падает. Народ быстро забывает тяготы смуты, прежний патриотический и духовный подъем сменяется расслабленностью и наслаждением радостями мирной жизни.

Это хорошо заметно и по памятникам искусства той поры. Храмы XVII в. превращаются в красочные и жизнерадостные теремки, ярко расписанные и украшенные каменным кружевом наличников, кокошников и т.д. Таким же настроением наполняется и русская икона. Все постепенно обмирщается в довольно спокойной и мирной жизни, в которой государственное начало все более доминирует над церковным, а житейское над духовным.

Заботился Патриарх Иоасаф и о миссионерстве в Сибири. При нем, в частности, предпринимались меры для переселения священнослужителей в Тобольскую епархию, страдавшую от недостатка духовенства.

Оживленно шло печатание и исправление книг. Их при Иоасафе было напечатано 23, в том числе – 7 новых. Среди новоизданных были: Азбука (издана при Иоасафе два раза), Анфологион, Трефолой, Трефологий со службами русским святым, Потребник иноческий, Святцы. При Иоасафе были также подготовлены изданные уже после его смерти Пролог, Служба св. Николаю с его житием и Маргарит св. Иоанна Златоуста. Типография при Патриархе Иоасафе I работала уже на 12 станках, а книг за его короткое, в 6 лет, Патриаршество было издано больше, чем при Филарете.

Представляется, что не самая лестная характеристика, данная Иоасафу I рядом историков, далека от объективности. Едва ли справедливо считать его бледным и безвольным Предстоятелем Русской Церкви. Иоасаф I был в реальности Патриархом, весьма энергичным и ревностным в делах церковных. Но его аполитичность, стремление не вмешиваться в дела государственные создали ему репутацию безликого Предстоятеля. Сказалась и кратковременность его Патриаршества, заслоненного более яркими периодами деятельности Филарета (Романова) и Никона.

Патриарх Иоасаф I скончался 28 ноября 1640 г. и по традиции был погребен в Успенском соборе Московского Кремля.

Читайте также: