Патанджали йога сутры кратко

Обновлено: 04.07.2024

Более четырех с половиной тысяч лет назад были написаны Веды – древние тексты, в которых впервые упоминается йога. В Ригведе говорится о символичной “упряжке” которая разъясняет понятие “йога”. Здесь тело человека сравнивается с колесницей, в которой его органы чувств – это пять запряженных в нее коней, атман – хозяин колесницы, ум – возничий, а дорога, по которой скачет колесница, – объекты чувств. Управляться вся эта система может благодаря упряжке, через нее ум (возничий) направляет свои чувства. Это и есть Йога.

Однако, как о целостной системе, представление о йоге впервые появилось в Йога-сутрах Патанджали. Этот основополагающий текст относится к 2-3 в. до н.э. В нем знания о йоге изложены 194 афоризмами. Мысли в них обозначены кратко и образно и рассчитаны на заучивание. Патанджали, в своих сутрах, раскрывает смысл практики, говорит о способах достижения главной цели – самадхи, а также о препятствиях, которые возникают на пути практика. Несмотря на сложность восприятия текста, своим появлением сутры сняли завесу мистичности с йоги и показали, что она методична, научна и изучаема. Патанджали дает объяснение понятию “йога”:

योग: चित्त–वृत्तिनिरोध: yogaścitta-vṛtti-nirodhaḥ йогаш – читта-вритти-ниродхах (Йога — обуздание волнений, присущих уму).

Йога Патанджали – это Раджа йога, раскрывающая всю глубину умственных процессов человека и создающая цельную картину работы его ума. Итак, способность овладеть всеми аспектами ума и уметь ими управлять это и есть йога, о которой говорит Патанджали. Достигший вершин йоги практик отстраненно наблюдает за происходящими вокруг него событиями и остается беспристрастным к ним. Он больше неподвластен влиянию гун: Саттва, Раджас, Тамас (благость, страсть, невежество), а благодаря Абхьясе (продолжительной практике) и Вайрагье (непривязанности к объектам чувственного наслаждения, бесстрастию), освобожден от “семян” кармы (ответных реакций на психические и физические события). Тем самым он уподобляется Пуруши – вселенскому наблюдателю.

Приведем в пример некоторые важные понятия, о которых говорит Патанджали: Проявленная форма Всевышнего это мантра ОМ.

Ментальных состояний: это правильное знание, неправильное знание, фантазия, сон и память. Чтобы достичь Самадхи (конечная цель йоги), их нужно отбросить.

Существует пять Клеш (омрачений), которые также являются препятствиями на этом пути. Это Авидья (неведение), Асмира (чувство самосохранения), Рага (влечение или привязанность), Двеша (Отвращение) и Абхинивеша (страх смерти).

Пока сознание омрачено оно порождает кармические цепочки нового опыта рождения и смерти.

Как спасительный круг, Патанджали предлагает Аштанга йогу (восьмиступенчатую систему), ведущую к освобождению от колеса сансары (цепь постоянных перерождений).


  • Яма – дисциплина, соблюдение внутренних правил нравственности. Состоит из пяти компонентов: Ахимса (ненасилие), Сатья (правдивость), Астея (неворовство), Брахмачарья (воздержание), Апариграха (непривязанность)
  • Нияма – соблюдение внешних, социальных правил. Состоит из пяти компонентов: Шауча (очищение тела), Сантоша (удовлетворенность), Тапас (самодисциплина, закалка), Свадхьяя (самообразование), Ишвара-пранидхана – почитание Ишвары- верховного Бога, возможность видеть за всеми событиями некий принцип.
  • Асана – поза, которую йог выполняет устойчиво и без напряжения.
  • Пранаяма – контроль вдоха и выдоха.
  • Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами
  • Дхарана – контроль над органами чувств. Направление внимания на один объект.
  • Дхьяна — медитация, шунья (пустота ума), растворение объекта наблюдения.
  • Самадхи — умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы.

    “Когда пять чувственных восприятий вместе с умом пребывают в покое, когда даже интеллект перестает функционировать, это, говорят мудрецы, есть высшее состояние” (Катха упанишада III:10).

Еще один основополагающий текст йоги, наряду с “Йога сутрами” Патанджали, является “Хатха Йога прадипика”. Часто данное санскритское словосочетание переводится как “Прояснение Хатха-йоги”, однако дословно “прадипика” — “самоосвещающийся”. Автор текста Свами Сватмарама не только собрал наиболее ценные сведения из самых ранних источников, но и поделился своим опытом, описав техники, которые долгое время хранились в секрете. В “Прадипике”, как и в “сутрах”, разъяснены вопросы, касающиеся физических, ментальных и духовных препятствий, с которыми сталкивается как простой человек, не практикующий дисциплину йоги, так и, опытный практик, стоящий на пути обретения просветления. В комментариях Свами Муктибодханананды текст “Хатха-йога Прадипики” состоит из четырех глав:

“Асана” – 67 шлок, повествуют о цели, препятствиях и факторах, помогающих на пути йоги, практике разнообразных асан, служащих средством очищения, укрепления и оздоровления физического тела, а также инструментом пробуждения энергии Кундалини.

“Шаткарма и пранаяма” – 78 шлок, повествуют о техниках шаткармы и пранаямы как средство очищения нади (каналов тонкого тела), взаимосвязь ума и праны, признаках прогресса и совершенства в хатха-йоге.

“Мудра и бандха” – 130 шлок, повествует о кундалини, чакрах, каналах тонкого тела, технике и эффектах практики мудр и бандх, важности контроля семени.

“Самадхи” – 114 шлок, повествуют о достижении состоянии самадхи, состоянии йога-нидры, важности практики раджа-йоги, без которой хатха-йога является бесплодной, возникновение в результате практики внутреннего звука (нада), которое поглощает ум и способствует достижению безмолвия.

Таким образом, в отличие от Патанджали Свами Сватмарама считал, что начинать практику нужно не с освоения Ямы и Ниямы – свода нравственных установок и самоограничений. Прежде всего, в дисциплине нуждается тело, а уже потом дисциплине подчиняется ум. В первую очередь нужно очищение – шаткармы, после начинается практика асан и пранаям. “Хатха-йога Прадипика” говорит, что напрямую управлять поведением своего ума, то есть выполнять весь свод Ямы и Ниямы – это задача, которая требует неимоверных усилий и для большинства современных людей является невыполнимой. Гораздо проще начинать с ограничений, касающихся физического тела. Дисциплина тела – дисциплина чувств – дисциплина ума – осознание света собственной души – осознание тождественности собственной души и Абсолюта – такова цепь этапов в “Хатха-йога Прадипике”.

Однако, на мой взгляд, наиболее действенной является система, описанная Патанджали. Именно система, а не последовательность, о чем говорится в одном из комментариев.

“Раджа-Йога Патанджали делится на восемь взаимозависимых и равных по важности частей” – комментарий к сутре 2.29 Свами Сатьянанды Сарасвати.

Теперь попробуем разобраться, каким образом следует практиковать аштанга-йогу, последовательно или комплексно.

Яма и нияма – 10 принципов внутренней и внешней дисциплины, реализация которых помогает успокоить ум и гармонизировать взаимоотношение с миром. Они базируются на нравственных и универсальных принципах, понятных любому человеку и они представлены в любом цивилизованном обществе. Наш внутренний разум не считает их спорными. Однако современному человеку зачастую сложно следовать им в полной мере, не оказавшись в ситуации недовольства собой. Поэтому важно понять, что не следует подходить к освоению ямы и ниямы через насилие над собой. Если их выполнение вызывает возмущение, внутренний конфликт, беспокойство сознания, можно начать с обдумывания моральной стороны этих принципов и изучения комментариев к ним.

Для реализации правдивости нам необходимо доброе намерение относительно других живых существ (ахимса), реализация брахмачарьи (контроль чувственных желаний) крепко связана с апариграхой – отказом от привычки к удобствам и наслаждениям. Сантоша помогает нам разгрузить психику и преодолеть внутренние конфликты, без чего невозможна чистота (шауча) ума и качественное упорство в практике и аскетизме (тапас). Такую взаимосвязь мы обнаруживаем при изучении каждого морального предписания. Поэтому в комплексе при освоении ямы и ниямы одно влечет за собой другое и это важно понимать.

Следующая дисциплина для освоения – Асана. На мой взгляд, ее освоение можно совместить с освоением ямы и ниямы, понимая при этом, что устойчивость ума в моральных принципах дает устойчивость в физическом плане.

Освоение первых трех частей аштанга-йоги подводит к этапу освоения пранаямы. В “Хатха-Йога прадипике” после асаны также идет переход к пранаяме. Вот что говориться в комментариях: “В систематическом обучении Хатха-йоге вы должны сначала подготовить физическое тело, потому то оно является наиболее грубым проявлением праны. Активируйте прану посредством асаны, затем практикуйте пранаяму для очищения энергетических каналов и для обработки и уравновешивания праны”.

Освоение пранаямы делает разум пригодным для концентрации. При должном ее выполнении молчание ума наступает автоматически. Далее необходимо остановить реакцию органов чувств на внешние объекты. Это будет пратьяхара. Не освоив ее, наше внимание будет соскальзывать с объекта концентрации, переключаясь на внешние раздражители. Тем самым дальнейшее продвижение к цели йоги будет невозможным.

И на этом этапе мы также можем наблюдать взаимосвязь ступеней. В процессе практики дхараны ключевую роль играет асана. Если физическое тело не устойчиво, сбой в Дхаране провоцирует мельчайшие движения в теле: ускорение сердцебиения, учащение дыхания. Эти процессы начинают вызывать беспокойство и трудно снова сосредоточиться. Когда тело абсолютно неподвижно в совершенной асане, проблемы подобного рода исчезают. Концентрация становится прочной.

Возникновение сбоев и пауз в процессе дхараны естественно. Когда сбои исчезают и внимание устанавливается неподвижным, однонаправленным, процесс становится дхьяной.
“Если в дхаране внимание становится непрерывным настолько, что исчезают посторонние мысли, тогда она переходит в дхьяну. В дхьяне имеется непрерываемый поток сознания (внимания)”, – комментарий Свами Сатьянанды Сарасвати.

Когда непрерывная осознанность дхьяны срастается в единое целое с объектом концентрации, наступает самадхи. В самадхи понимание практикующего того, что он практикует созерцание, исчезает. Остаётся только объект концентрации, с которым сливается сознание.

“Прекращается восприятие собственного существования, даже само понимание того, что это вы пребываете в созерцании” (комментарий к сутре 3.3).

Самадхи является кульминацией восьмеричного пути йоги. Достигается состояние сознания, в котором постигается реальность, скрытая от разума и глаз. Это состояние дает начало высшему постижению сути объекта концентрации. Процесс практики трёх завершающий этапов аштанга-йоги кратко разъясняется следующим образом: “Сначала мы воспринимаем объект медитации внутри, так же как и во внешнем мире, но этот мир постепенно исчезает из восприятия и становится различимым только то, что внутри. Это дхьяна. Затем это внутреннее высвечивается все яснее, и одновременно теряется восприятие себя. Это самадхи”, – комментарий к сутре 3.4 Свами Сатьянанды Сарасвати.

Деление восьми этапов йоги на внешнюю и внутреннюю практику, дает понимание целостности системы. Наша цель – движение внутрь, к глубоким слоям сознания. Для этого мы начинаем движение с периферии. От туда, где обычно находится наше внимание и осознанность. Первые пять частей йоги – яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара относятся к окружающему миру и личным привычкам. Они касаются сферы ума, темперамента, поведения, разума, органов восприятия и праны.

“Когда вы стоите на пороге (дома, в открытой двери), то воспринимаете одновременно и наружное, и внутреннее пространство, это пратьяхара. Когда вы вышли и оказались снаружи – это яма, нияма, асана и пранаяма”, – комментарий к сутре 3.7 Свами Сатьянанда Сарасвати.

Внутренние практики обращают нас внутрь нашего “дома”. Дхарана, дхьяна и самадхи касаются глубоких слоев психики и относятся к внутренней дисциплине.
Каждый этап Аштанга йоги поддерживает другой и готовит почву для последующего. Без одного невозможна реализация остальных. Все ступени взаимозависимы и образуют единый путь, ведущий к просветлению. Точные границы их заранее определить невозможно.

Реализуя один этап, мы обнаруживаем себя на следующем и так далее. Восьмеричность создана для того, чтобы объяснить структуру Йога-сутр, но опыт приходит с практикой. Поэтому изучая текст Йога-сутр, постигая восьмеричный путь йоги на практике, я прихожу к пониманию, что восемь частей йоги интересным образом сначала достигаются последовательно, а потом поддерживаются и развиваются до совершенства комплексно.

Йога Сутры Патанджали являются шедевром йогической литературы, который признан авторитетным источником по хатха-йоге всеми школами и направлениями.

196 сутр, написанных риши Патанджали очень кратки, лаконичны, точны и наполнены глубинной мудростью понимания законов, которыми управляется человек и Вселенная.

Книга имеет четыре части, называемых пады — четверти.

Каждая отдельная сутра содержит в себе выжимку одного из глубинных понятий, и одаривает садхаку (практикующего йогу) совершенным знанием его подлинной природы. Оно является фундаментом рождения свободы, лежащей за пределами нашего обычного понимания. Рвение и глубокое изучение Йога Сутр разжигают в ученике внутренний свет духовного знания. Благодаря внедрению в жизнь изученных принципов, садхака начинает источать дружелюбие, сострадание и доброжелательность.

Йога сутры Патанджали. Структура текста

1. Часть, посвященная созерцанию (Самадхи пада)

Самадхи пада

2. Часть, раскрывающая алгоритм и секреты йогической практики (Садхана пада)

Садхана пада

3. Часть, посвященная силам или свойствам (Вибхути пада)

вибхути пада

4. Часть об обретении свободы (Кайвалья пада)

кайвалья пада

Конечной целью следования по восьмеричному пути, изложенному Патанджали, становится постижение Пуруши – неделимого и необусловленного ничем созерцателя.

йога сутры Патанджали

1. Самадхи пада

Самадхи – это обретение целостного состояния бытия, в котором не существует границ между душой, умом и телом. Достижение данного состояния свидетельствует о том, что искатель вернулся к источнику сознания – пуруше (созерцателю).

2. Садхана пада

Крийя йога состоит из восьми ступеней:

Данные ступени объединяются на 3 уровня. Первый уровень – это яма и нияма, асана и пранаяма, которые скрепляются тапасом – постоянным усилием, пропитывающем практику. Второй уровень – это пратьяхара и дхарана, он основан на свадхьяе (самоизучении). Третий уровень составляют дхьяна и самадхи, которые базируются на Ишвара пранидхане – полной капитуляции перед Всевышним (Ишварой)

Также данных три уровня отражают три основных пути, которыми пронизана вся индийская философия:

• Карма-марга – путь, основанный на действии и предполагающий наличие тапаса
• Джняна-марга – путь, основанный на постижении себя – свадхьяе – путь знания
• Бхакти -марга – путь сдачи своего индивидуального самосознания на милость Всевышнего, основанный на Ишвара пранидхане

3. Вибхути пада

Третья часть Йога Сутр Патанджали – Вибхуди пада рассказывает о свойствах и силах, которые обретает садхака в результате йогической садханы.

Преданный практике йогин, открывает в себе знание прошлого, настоящего и будущего, постигает принципы Солнечной системы, обучается читать умы других существ, обретает 8 сиддх – сверх способностей. Ими являются: умение принимать большие или малые размеры, становиться тяжелым или легким, получать всё что угодно, реализовывать любое свое желание…

Однако Патанджали очень чётко предупреждает, что данные сверх способности таят в себе опасность поддаться искушению злоупотребления ими в корыстных целях. Прельщаясь сиддхами, садхака становится похожим на того, кто, пытаясь найти укрытие от маленького ветра, попадает в ураган.

Искоренив в себе искушение и устремляясь по выбранному пути, духовный искатель приходит к неделимому состоянию – кайвалье.

4. Кайвалья пада

В ней он объясняет различие между самадхи и кайвальей.

Находясь в самадхи, практик йоги находится в пассивном состоянии единения с созерцателем. Кайвалья же принципиально отличается тем, что в ней садхака находится в позитивном состоянии. Он полностью нейтрализует влияние тамаса, раджаса и саттвы со стороны природы (пракрити). Находясь в этом мире и совершая свои ежедневные обязанности, он остается не вовлечённым свидетелем происходящего.

Патанджали также открывает знание, что обрести состояние кайвальи можно несколькими путями:

• Благодаря своему происхождению и результатам усилий в прошлых воплощениях
• Путем употребление специфических трав
• В результате пропевания мантр
• Посредством тапаса (интенсивного и продолжительного по времени усилия)
• При помощи самадхи
Из всех вышеперечисленных вариантов лишь последние два помогают обрести зрелость разума и являются гарантом стабильного роста осознанности.

Существует достаточно большое количество комментариев к Йога Сутрам Патанджали

Очень рекомендую Вам ознакомиться со следующими доступными печатными вариантами

Йога сутра Патанджали – это библия йоги, она подразделяется на четыре пады (главы), которые охватывают все сферы жизнедеятельности человека (искусство, науку, философию жизни). Но объяснения сутр академическими учеными не могут служить практическим пособием практикующим йогу, их компасом или картой. Перевод, сделанный Б.К.С. Айенгаром, базируется на его более чем 50-летней преданности йоге и практике, уникален своей ясностью и пригодностью для современных адептов.

Метафизические аспекты йоги

Йога намного старше, чем текст Патанджали, но более ранние правила никогда не были написаны (или текст не сохранился). Не было ни одного текста, который мог бы послужить учебником для практикующих. Только Патанджали подготовил сутры, и это значительно облегчило поиск духовной свободы.

Йога сутры – классическая работа индийской философии. Написанная в глубокой древности, она до сих пор поражает. Это руководство ко всем состоянием нашего сознания, подробно описывающее, как работает ум во время занятий йоги, медитации или других духовных практик.

Благодаря способности распознавать различие интеллекта, сознания, эго и пуруша, йоги достигают всезнания, вездесущности и всемогущества. Сутры с необычной убедительностью вникают в познание человеческого тела и разума. Включают размышления о том, как мы учимся, как думаем, как и откуда возникают страдания и как мы можем положить этому конец. Четкие комментарии Айенгара являются отличным дополнением к сутрам, подчеркивая их обоснованность и усиливая их значение.

Б. Айенгар и йога

Свет Патанджали

maharshi_patanjali_

Книга впечатляет во всех отношениях. Все сутры в ней сначала разобраны на элементы и сложены вновь, а затем объяснены. Текст обширный и не слишком легкий для чтения, но необходимый для всех, кто интересуется йогой и даже для тех, кто хочет только ориентироваться в духовных системах.

Сутрыпатанджали оригинал

Сутры – это живое наследие мира знаменитого Патанджали. Здесь каждая сутра – это житейская мудрость, кладезь знаний и мыслей, которые приводят к пониманию истинной природы человека. Работа Патанджали является замечательным достижением и данью постоянным усилиям человека в достижении совершенства в понимании свободы без ограничений. Это одно из самых важных и просвещенных исследований человеческой природы и поиска духовной свободы. Практик (садхака) изучая сутры и понимая их, получает полное просветление. Знание дарует ему радость жизни, гармонию и полный покой.

В различных школах и различных переводах сутры трактуются по-разному, каждый накладывает на них свое собственное мнение и толкование. Более полно раскрыл значение и понятие, а также особенный путь к самопостижению, не уходя от традиций, Айенгар.

Исследование сутр Патанджали

Айенгар смог, используя множество практических ссылок, объяснить текст Патанджали. Глубина его практики и понимания видна в строгой точности, с которой он подходит к телу в йогической позиции. Однако, его практика намного глубже. В своих уникальных исследованиях Патанджали, растяжения и симметрии Айенгар обнаруживает не только терапевтическую необходимость сохранения структурной целостности тела, но тонкое не менее важное влияние асан на поток энергии и сознание.

Айенгар показал, что любое разделение на материю и дух, тело и душу, физическое и духовное — ложно.

Подчеркивая структурную целостность тела, он открыл врата духовности миллионам людей, для которых тонкость ума оставалась неизвестной территорией. С разъяснениями сутр Айенгаром эти двери широко открыты для всех. Особенно это верно для адептов, чья академическая подготовка не самая лучшая — например, их неправильная практическая интерпретация сутр, асан и пранаямы. Гений Айенгара — необычайный дар ясности, интуиции и поддержки тех, кто искренне практикует.

Непревзойденный опыт Айенгара, как индийского учителя для людей Запада, в сочетании с его опытом брахмана и учителя и правильной линией пересказа, придает переводу сутр аутентичность и авторитет, которых не хватает в других публикациях йога сутр Патанджали. Он предлагает понятную и прагматичную, полную интуитивного понимания интерпретацию истинного гуру йоги.

iyengar

Практика без глубоких и панорамных знаний внутренних карт Йога сутр похожа на дрейф через сложный и опасный океан. Но чтобы использовать эту карту без помех, необходим компас в форме глубокого и полного авторитетного опыта Айенгара. Каждый адепт должен руководствоваться этой классической и чрезвычайно ценной работой.

Йога сутры в переводе Б.К.С. Айенгара – это новый перевод классического текста с древнего санскрита, богатый практикой, а не только философскими комментариями. Автор указывает, как благодаря правильной, сознательной практике самосовершенствоваться, преодолеть различные препятствия на пути развития для достижения своей цели.

Йога сутры чрезвычайно полезны для тех, кто интересуется йогой с точки зрения практики или философии.

Цитата из сутр

Этапы прохождения йогического пути

Существует восемь элементов йоги, ведущих к просветлению, описанных мудрецом Патанджали в классическом тексте Йога-сутры. Это:

  • яма (запреты);
  • нияма (заповеди);
  • асаны (позы тела);
  • пранаяма (контроль дыхания);
  • пратьяхара (чувства);
  • дхарана (концентрация ума);
  • дхьяна (медитация);
  • самадхи (состояние сверхсознания).

Мы знаем из физики законы ньютоновской динамики – если одно тело воздействует на другое с определенной силой и энергией, то другое тело воздействует на первое с той же силой и энергией, но сила меняет направление. Признавая правоту этого закона, должны признать, что каждая мысль, задуманная в нашем уме, каждое слово, сказанное нами, и каждое из наших действий вернется к нам. Это принцип кармического возмездия или причинно-следственных связей.

Ступени патанджали

Иногда эффекты наших действий проявляются очень быстро, но чаще они возвращаются к нам после столь длительного времени, что нам трудно найти связь между причиной и следствием. И отсутствие восприятия этих зависимостей часто является причиной нашего незнания этого закона. Йога Патанджали предоставляет возможность перестать жить слепо, стать более внимательными в жизни, игнорируя незнание, а соблюдение божественного закона появляется спонтанно.

Восемь принципов йоги

Первые три ступени – это внешние практики, они помогают овладеть эмоциями, жить в гармонии с обществом.

Асаны делают его тело здоровым и сильным. Следующие три шага – это внутренний поиск. Они учат контролировать дыхание и ум. Последние, дают гармонию с самим собой и Его Создателем.

Хотя сутры родились более тысячи лет назад, они не потеряли своего импульса и восьмиэтапный путь по-прежнему остается ценным ориентиром для современных учеников этой благородной дисциплины. Нет необходимости каждый раз выполнять все шаги, чтобы перейти к следующему. Вы можете попытаться жить принципами Ямы (Ахимса, Сатья, Астейя, Брахмачарья, Апариграха) и Ниямы (Шауча, Сантоша, Тапас, Свахайя, Ишвара пранидханана), практиковать асаны, научиться контролировать свое дыхание. Дальнейший поиск будет следствием предыдущих. Даже без практики всех восьми путей стремление к самадхи сделает жизнь красивее.

Яма - первая ступень

Нияма

Индивидуальная дисциплина. Чистота, удовлетворенность, энтузиазм, самореализация, преданность делу.

Соблюдение Ямы и Ниямы помогает совладать с эмоциями, страстями. Делает более терпимыми, помогает искоренить неприятности. Она является основой для дальнейшего развития на пути йоги.

Асана

Положение тела, оно воздействует на многие уровни человеческого тела. Поддерживает суставы в работоспособном состоянии, что позволит сохранять движение до конца своей жизни. Для того, чтобы суставы работали систематически, без перегрузки, мышцы должны быть надлежащим образом развиты — усилены и растянуты в правильном направлении. Гармоничная практика поддерживает функционирование внутренних органов, которые подвержены растяжению, укреплению и массажу. Асаны дают стабильность, здоровье, легкость, снимают усталость и успокаивают нервы. Правильное и неподвижное положение тела способствует достижению душевного равновесия.

Асаны в древных книгах

Пранаяма

Слово прана переводится как дыхание, жизнь, энергия, а яма означает растяжение, распространение, удлинение. Пранаяма работает с дыханием, контролируя все его стадии: вдох, выдох, задержку дыхания. Выдох вытесняет загрязненный воздух и токсины, вдох насыщает кислородом, распределяет энергию по всему телу. Благодаря использованию правильных техник дыхания обильно поглощается кислород и в теле происходят тонкие химические изменения, приводящие к улучшению здоровья, равновесию тела и разума в организме.

pranayama_

Пратьяхара

Управление чувствами. Благодаря непрерывной работе по самообучению мы учимся различать объекты, которые привлекают наше внимание, наши чувства. Пратьяхара успокаивает чувства, направляет их внутрь, ведет к понятию, ясности и спокойствию.

Дхарана

Концентрация, полное сосредоточение внимания на действии, выполняемом в данную минуту. Состояние концентрации может быть достигнуто благодаря предварительному изучению тела в асане, разума в пранаяме и чувств в пратьяхаре. Дхарана стимулирует внутреннюю осознанность и освобождает от напряжения.

Дхьяна

Медитация – седьмая ступень. Это непрерывное состояние концентрации в течение длительного времени. Тело, дыхание, ум, чувства, интеллект и эго интегрированы в объект медитации.

Самадхи

Последняя восьмая ступень йоги Патанджали – цель поиска йогов. В самадхи практикующий достигает состояния вечного спокойствия, превосходя сознание тела, дыхание, ум, разум, эго.

Йога-сутры Патанджали. 11 синхронных переводов

Книга в основном ориентирована на продвинутых практиков йоги, которая призвана помочь им сохранять достигнутый высокий уровень энергии и ума. Но не менее полезной она будет и для тех, кто только делает первые шаги в этом направлении. Это обусловлено структурой текста, мудро раскрывающего суть йоги: сначала засеваются в практика семена нравственности и дхармы; затем описываются системы, направленные на помощь в очищении от омрачений; в третьей главе раскрывается потенциал и даются глубинные наставления для обретших сиддхи (сверхспособностей, являющихся и одним из искушений на пути); завершается книга вызревшим плодом йоги — повествованием об освобождении.

Читайте также: