Партия уш жуз кратко

Обновлено: 05.07.2024

Летом (в июне) в областях, где была ликвидирована власть Советов, Алаш-Орда, стремясь упрочить свои позиции и на деле реализовать казахскую автономию, принимает комплекс постановлений, первым из которых стало объявление на территории Казахстана всех декретов, принятых Советами, недействительными.

С мощными наступлениями весной и летом 1919 г. Красной Армии многие районы Казахстана были освобождены от белых В декабре 1919 г. Алаш-Орда полностью прекратила свое существование, признав Советскую власть в лице Киргизского (Казахского) военно-революционного комитета. Так завершилась история казахского государственного образования Алаш, которое в условиях гражданской войны не смогло стать национальным государством и объединить в единое целое казахские земли а народ.

1. Немедленное прекращение империалистической войны.

2. Заключение мира между воюющими странами без аннексий и контрибуций.

4. Создание Казахстанско-Среднеазиатской автономии в составе России.

5. Создание в России тюркско-татарской автономии.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

История Казахстана 9 класс.

Задачи урока.

Образовательная: опираясь на уже сформировавшиеся умения и навыки работы учащихся с текстом, способствовать развитию стремления находить свои способы решения проблем и задач, побуждать к самопознанию и самосовершенствованию.

Развивающая: развивать память и логическое мышление.

Воспитательная: воспитывать чувства долга, чести и ответственности, патриотизм и уважительное отношение к истории народа, активную гражданскую позицию.

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: рассказ, беседа.

Методы контроля: устный, письменный, фронтальный

Оборудование: учебник, тесты.

2.Социал-демократические организации РСДРП в Казахстане.

I. Организационный момент.

IIОпрос домашнего задания

Фронтальный устный опрос . Охарактеризуйте данные убеждения.

- Казачество, правительство Алаш-Орды, эсеры и меньшевики объединились против Советской власти.

- Ликвидация политики межнациональных противоречий и розни.

III.Изложение нового материала:

Весной и летом 1917 года в Казахстане стали возникать рабочие, революционно-демократические молодежные организации, политические партии. В частности, в то время образовались Союз мусульманских рабочих в Верном, Рабочий союз в Джаркенте. Союз мусульманских трудящихся в Туркестанском крае. Было создано около двадцати организаций и кружков, объединявших интеллигенцию, учащуюся молодежь, учителей, среди них были: "Жас казак," в Акмолинске, во главе с С.Сейфуллиным; "Революционный союз казахской молодежи" в Мерке Аулиеатинского уезда, руководимый Т. Рыскуловым; "Жас журек" на Спасском заводе; "Совет демократической учащейся молодежи'' в Омске; "Талап" в Петропавловске; "'Жанар" в Семипалатинске.

21-28 июля 1917 года в Оренбурге состоялся Первый Всеказахский съезд, на который прибыли делегаты от Акмолинской, Семипалатинской, Уральской, Семиреченской, Ферганской областей и Букеевского ханства. Председателем съезда был X. Досмухамедов. Съезд рассмотрел 14 вопросов: форма государственного управления; автономия в казахских областях" земельный вопрос; народная милиция; земство: просвещение; суд; религия; женский вопрос; подготовка в учредительное собрание депутатов из казахских областей; Всероссийский мусульманский съезд "Шура-и-Ислами"; казахская политическая партия; о положении в СемиреченскоЙ области; о посылке казахов на съезд федералистов всей России, а также в учебную комиссию. По всем вопросам были приняты конструктивные резолюции национально-демократического содержания. На этом съезде было решено создать казахскую национальную партию "Алаш".

14 марта 1917 года на юге Казахстана была создана организация "Шура-и-Ислами" ("Совет сторонников ислама'), среди лидеров которой были М. Абдурашидханов, М. Шокай и другие. Идеология "Шура-и-Ислами" базировалась на идее консолидации тюрко-мусульманских пародов и достижения ими национального самоопределения. Она отражала интересы коренного населения. По ее инициативе 16 апреля в Ташкенте открылся Всетуркестанский курултай мусульман, на котором присутствовали представители казахов, узбеков, туркмен и других народов Туркестана, всего более 150 делегатов. Председателем съезда был М. Абдурашидханов, среди сопредседателей был С. Лапин, а среди секретарей М. Шокай. Главным вопросом на съезде был вопрос об отношении к Временному правительству и об управлении Туркестаном в сложившихся после свержения самодержавия условиях. Съезд поддержал Временное правительство и выдвинул идею о том, чтобы Россия стала федеративной, демократической парламентской республикой во главе с президентом и Учредительным собранием и предоставлением автономии областям, в том числе и Туркестану. Была также поставлена задача создания всеобщей Туркестанской мусульманской организации - Туркестанского мусульманского совета (Краймуссовета). 12 июня 1917 года такая организация была сформирована, а председателем Краймуссовета стал М. Шокай. Эта организация стремилась к тесному союзу с политическими силами национально-демократического характера, в частности, ее члены сотрудничали с партией "Алаш". Вместе с тем "Шура-и-Ислами" 2 ноября 1917 года приняла решение о непризнании советской власти. Вследствие усилий "Шура-и-Ислами" на IV Чрезвычайном краевом мусульманском съезде в ноябре 1917 года была создана Кокандская автономия. Таким образом, данная организация выступала за национально-религиозную автономию тюрко-мусульманских народов. Она имела свой одноименный печатный орган, который в июле заменила газета "Кенгаш" ("Совет"), на ее страницах пропагандировалась идея тюркской федерации. После того как в начале 1918 года пала Кокандская автономия, организация "Шура-и-Ислами" распалась.

Фактически после Февральской революции в Казахстане возникли следующие политические силы, отражавшие интересы коренного населения: "Алаш" - партия национальной демократической интеллигенции, т*Уш^Куз^ - партия радикально, пробольшевистски настроенная, и "Шура-и-Ислами" - организация исламизма и тюркизма. Причем исламисты стояли на позициях "чистого ислама", а сторонники тюркизма отличались модернизмом и прагматизмом. Это привело к тому, что "Шура-и-Ислами" первоначально объединяла эти два направления, но через три месяца после своего образования в июне 1917 года от нее отделилась организация "чистого ислама" "Шура-и-Улемаи. Улемисты во главе со своим лидером адвокатом С. Лапиным стояли на позициях "осуществления законных прав мусульман на самоопределение, построенных на чисто мусульманских принципах и началах шариата".

Теперь более подробно о партии "Уш-Жуз". В ноябре 1917 года в газете "Сары Арка" сообщалось о создании самостоятельной социалистической партии "Уш-Жуз". Основателем ее стал Мукан Айтпенов. Но М. Айтпенов был сторонником партии "Алаш", и это привело к расколу в рядах "Уш-Жуз" и уходу М. Айтпенова с поста председателя ЦК партии. Данная партия действовала главным образом в северо-восточных областях Казахстана, ЦК находился в Омске, печатным органом была газета "Уш-Жуз", которая начала выходить в декабре 1917 года в Петропавловске, Во втором номере газеты 24 декабря были опубликованы программные тезисы .партии.

"Yш-Жуз", судя по этим тезисам, расходилась с "Алаш" по ключевым проблемам. Относительно характера автономии казахских областей "Уш-Жуз" была за тюрко-татарскую федерацию, аргументируя это кровным родством тюркских народов, но это была лишь политическая декларация, По вопросу о земле "Уш-Жуз" выступала против муниципализации земли, предложенной "Алаш", но тезисы "Уш-Жуз" не, содержали альтернативной формы землеустройства, кроме требования в духе большевистского лозунга "Вся земля крестьянам!" В вопросе взаимоотношения религии и государства "Уш-Жуз" была за включение "справедливых требований шариата в закон казахского суда, отказавшись от его жестких мер.

Кроме этого, "Уш-Жуз" противопоставляла себя "Алаш", "тяготеющей к кадетам", в программных тезисах ее отмечалось, что она придерживается политической платформы социалистов-революционеров.

После отставки М. Айтпенова и с приходом к руководству партией Кольбая Тогусова, представлявшего непримиримое левое крыло "Уш-Жуз", к весне 1918 года партия приняла сторону большевиков. Таким образом, по мере поляризации политических сил в Казахстане "Уш-Жуз" все более и более стала смыкаться с большевиками и противопоставляла себя партии "Алаш", выступила против создания Алаш-Орды. Во время гражданской войны в марте 1919 года был казнен как советский деятель К. Тогусов. С потерей лидеров партия "Уш-Жуз" прекратила свое существование.

Подготовил к печати Павел АФАНАСЬЕВ

Из выше описанного видно, что автор данной статьи является антикоммунистом и ненавистником всего советского. Аргументы, что одна партия боролась против другой и была ещё третья, не делает из любых двух этих партий союзников. Автор плохо знаком с идеологией коммунистической партии, которая отвергает навязанные народу - конфессиональность, а также сложившуюся исторически - национальность, ставя в противовес интернациональную идею.
Автор проведя краткий анализ выдержек из статьи А. Мусина, почему-то не ссылается на конкретную программу партии "Уш жуз", и приводит как доказательство всего лишь одну цитату К. Тогусова, которую без общего контекста можно сколь угодно свободно трактовать.
П.С. Коль автор данной статьи архивист со стажем, который давно работает с письменными источниками, то неплохо было бы всё таки не быть голословной и показать и доказать, что одним газетам тех времён можно верить, а другим почему-то нет.
С/у Максим Авгуров

К сожалению, автор Вам ответить не может. Она умерла в прошлом году. Я лишь готовил материалы к печати. Павел АФАНАСЬЕВ.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: