Парсонс о религии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Функциональный анализ религии получил дальнейшее развитие в социологической школе "системного функционализма", связанной в первую очередь с именем Т. Парсонса. Существуют социальные системы разных уровней, разной степени общности - от отдельных личностей до целых цивилизаций. Каждая система вне зависимости от своего уровня осуществляет себя в системе действия, т.е. она должна действовать, иначе она умирает. Каждая социальная система обладает набором из четырех основных функций: адаптация, целедостижение, интеграция и "удержание образца" (сохранение и совершенствование культурных принципов как образцов поведения).

Религия, общество и культура. Согласно Парсонсу, таким образом, в организации религии главным является культурный элемент. Она входит в систему поддержания образцов, делает акцент на ценности и образует религиозный компонент культуры.

Общество в структурном функционализме — любое социальное явление, учреждение или институт рассматриваемые с точки зрения их вклада в развитие общества; функционально взаимосвязанные переменные.
Структурно-функциональный анализ — принцип исследования социальных явлений и процессов как системы, в которой каждый элемент структуры имеет определенное назначение (функцию). Функция в социологии — роль, которую выполняет определённый социальный институт или процесс по отношению к целому
Парсонс сталкивается, таким образом, с опасностью слишком расширительной трактовки религии, свойственной функционализму.

В противовес предложенной Парсонсом стратегии построения "всеохватывающей теории" системного функционализма Мертон выдвинул программу создания теорий •среднего уровня"

Это - теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, тоже необходимыми, рабочими гипотезами и всеохватывающими систематическими попытками развить единую теорию, которая объясняла бы все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений. Как показал Мертон, чрезмерно обобщаемый функционализм и слишком категорически понимаемый интегративный тезис ведут в тупик, хотя основная идея функционализма должна быть сохранена. Нужно остерегаться того, чтобы из понимания религии как интеграционного фактора не делался вывод о незаменимости религии, и считаться с тем, что в различных конкретных ситуациях религия может выполнять различные функции.

Группе иммигрантов религия может послужить средством консолидации, сохранения национальной идентичности. В обществе, охваченном переменами и нестабильностью, религия может служить своего рода убежищем, обеспечивая чувство прочности и уверенности как символ сохранения традиции.

Вывод:можно и нужно выделить функции религии в разных контекстах, а не пытаться определить функцию религии в качестве универсального фактора.

Книга вводит в круг "основных" идей и проблем социологии религии. Характеризуя религию как предмет социологического анализа и рассматривая методы ее исследования, автор прослеживает этапы развития и важнейшие течения социологии религии, основываясь на работах классиков этой отрасли знания - Э.Дюркгейма, М. Вебера, Б. Малиновского, Т. Парсонса и др. Книга отражает современный уровень знания ключевых проблем социологии религии - понимания и определения религиозного феномена, форм организации религии и ее взаимодействия с политикой, экономикой и другими социальными системами, изучения процесса секуляризации.

32. Р. Мертон о латентных функциях религии.Мертон различал явные и латентные функции, разделяя “мотивы” и “функции”, “сознательную мотивацию” социального поведения и “объективные последствия” его. Явные функции - это объективные последствия, которые вносят свой вклад в регулирование или приспособление системы, входили в намерения ее участников и осознавались ими. Латентные функции, соответственно, те объективные последствия, которые не входили в намерения и не были осознаны. Первые относятся к объективным преднамеренным последствиям социального действия, способствующим приспособлению или адаптации некоторой определенной социальной единицы (индивидуум, подгруппа, социальная или культурная система); вторые — к непреднамеренным и неосознанным последствиям того же самого порядка. Разграничение явных и латентных функций позволяет понять стандарты социального поведения, которые на первый взгляд кажутся иррациональными. Магические ритуалы, например вызывание дождя, могут выполнять для группы функцию совершенно отличную от явной ее цели. Вызывание дождя не приводит к дождю; церемония не имеет предписываемого технологического значения, так как ее цель и практические последствия не совпадают. Понятие латентной функции позволяет проанализировать воздействие обряда не на богов дождя или метеорологические явления, а на группу, осуществляющую церемонию. Он (как и многие другие ритуалы) выполняет латентную функцию укрепления групповой солидарности, периодически собирая разрозненных членов группы для участия в общей деятельности. Таким образом, путем систематического применения понятия латентной функции иногда можно обнаружить, что явно иррациональное поведение является положительно функциональным для группы.

51. Христианство как фактор развития системы современных обществ

"Структурный функционализм" Парсонса. Религия включает компоненты: 1) общность верующих. которые разделяют 2) общие верования, миф, благодаря 3) ритуальному поведению, предпо­лагающему личное участие, насколько оно возможно, в 4) приобщении к общим символам, обозначающим реальность, отличную от реальности повседневной жизни; то, что Дюркгейм называет "священными вещами".

Парсонс исходит из того, что основной проб­лемой социологии как теоретической дисциплины является интеграция социальных систем. Социология должна заниматься "иитегративными состояниями" социальных систем разных уровней. Общество представляет собой нормативную систему, организующую совместную жизнь его членов. Как совокупная социальная система, общество включает подсистемы. Иными словами, существуют социальные системы разных уровней, разной степени общности — от отдельных личностей, до целых цивилизаций. Каж­дая социальная система обладает набором четырех основных функ­ций — адаптации, целедостижения, интеграции и "удержания образца" сохранения и совершенствования культурных принципов как образцов поведения. Все соци­альные системы должны быть так организованы, чтобы быть совмес­тимыми с другими системами и получать поддержку со стороны других систем. Таким образом, требуется интеграция как внутри каждой системы, так и между системой и ее внешней (средой в качестве усло­вия сохранения системы.

Таким образом, понятие интеграции оказывается связанным у Парсонса с понятием стабильности системы, проблема "порядка" ("гармо­ничного функционирования") с проблемой "изменения", в том числе — радикального. Парсонс полагает, что общество остается идентичным с самим собой при условии, если главные функции, которые должна осуществлять любая действующая система в различные моменты времени осуществляются сходными механизмами и в силу этого соответствующие субъективные цели действий носителей функций, исполнителей социальных ролей оказываются аналогичными. Таким образом стабильное общество обладает способностью изменяться, спо­собностью приспособления, не будучи при этом вынужденным пре­терпевать кардинальные изменения в системе, означающие прек­ращение ее существования.

Чтобы понять место и роль религии в интеграции, надо иметь в виду общие условия и механизмы того, что Парсонс называет "социетальной интеграцией". Итак, поскольку каждая действующая систе­ма основывается на принципиально независимых друг от друга носите­лях действий, должна быть устранена опасность конфликтов и дезорга­низации посредством интеграции отдельных носителей действий в некой согласованной структуре социальной деятельности. В примитивном обществе такая интеграция является задачей общественной системы, в развитом обществе в результате дифференциации эта функция институализируется. Возникают разные способы санкционирования норма­тивных экспектации. Парсонс называет четыре таких способа.

1) правовой статус нормативной системы: права и обязанности имеют обяза­тельные для всех определения и конкретные наказания за их несоблю­дение 2) "Моральное обоснование" является второй важнейшей основой нормативных обязательств. 3) обязательство действовать "рационально" в экономических и полити­ческих контекстах.4)обязательная лояльность, которая требуется от индивида как члена коллектива в обмен на солидарность, проявляемую этим коллективом по отношению к данному индивиду.

Итак, функцию интеграции выполняет правовая подсистема, ко­торая подкрепляется еще несколькими неправовыми способами санк­ционирования, среди которых особое место занимает "моральная"санкция. Парсонс называет легитимизацией нормативной системы (приверженность соблюдать не только нормы, но и ценности). религиозным обоснованиям" . Таким образом, системный функционализм основывает подход к решению или рассмотрению проблемы религии на понимании связи между нормой и ценностью, поддержания культурного образца.

Парсонс в этой связи утверждает, что институционализацию нормативной системы дополняет собой интернализация системы экспектаций в личности отдельного человека. Он обращается, таким образом, к другой стороне основной проблемы социологической интеграции — '"мотивационной", мотивации индивида на личном уровне. Эти задачи решаются в процессе интернализации соответствующих мотивационных структур, — процессе социализации.

Религия выступает здесь в качестве функциональной универсалии общества.

Согласно Парсонсу, таким образом, в организации религии главным является культурный элемент. Она входит в систему поддержания образцов, делая акцент на ценности и образуя религиозный компонент культуры. Парсонс отмечает, что светская культура также оказывает влияние на ценности, — через искусство, преподавание гуманитарных наук и научные исследования в этой области.

Но все равно остаются проблемы, связанные с ранней, преждевременной смертью, незаслужен­ным страданием, утратой смысла. Поэтому легитимация должна совер­шаться на новом, более высоком уровне, который выходит вообще за пределы области социальной деятельности и образует область "последней действительности" (Ultimate reality). Связь между этими областями — социальной и культурной реальностью, с одной стороны, и "конечной реальностью" — с другой, осуществляет религия, и эта связь проявляется в ответах, к которым приходит человек по "проблеме значения".

Понятие "высшей реальности" в данном случае вовсе не обязательно относится к фено­мену, включаемому в религию с точки зрения ее определения как "встречи со священным". Парсонс пишет, что система легитимации всегда основы­вается и зависима от основополагающего бытия, стоящего в очевидной связи с "последней действительностью".

парсон

Современная социология религии во многом следует по стопам американского социолога Толкотта Парсонса, о чем свидетельствуют работы к. Гирца, П. Бергера, Т. Лукмана, Р. Беллы и Н. Лумана.

Таким образом, согласно американской социологии, существует как возвышенное невыразимого частного опыта, наличествующего до и помимо лингвистического выражения, так и возвышенное целостной системы, предельная граница, описать которую можно лишь с помощью формальных, экономических терминов. Но есть также и еще одна разновидность возвышенного — точка, в которой две универсальные сферы религии сходятся в одну. Это точка перехода, точка жертвоприношения, когда каждый индивид свободно, по своей воле подчиняется гражданскому закону целого, а также точка rites de passage (обрядов перехода), подразумевающая необходимость прохождения через пространство между различными символическими системами, обозначающими наше существование во времени и пространстве.

Читайте также: