Панорама севастополь история кратко

Обновлено: 02.07.2024

Это монументальное произведение искусства, увековечившее подвиг защитников города во время Восточной (Крымской) войны 1853–1856 гг. О ходе обороны рассказывают материалы экспозиционного зала на первом этаже здания панорамы.

Посетители увидят реликвии, связанные с именами руководителей обороны, адмиралов В.А. Корнилова и П.С. Нахимова, генерала Э.И. Тотлебена, а также простых защитников города: награды, личные вещи, образцы оружия и обмундирования, знамёна, модели кораблей. Экспозиция знакомит с драматической судьбой панорамы — её разрушением в 1942 г. и возвращением к жизни после Великой Отечественной войны.

На живописном полотне и предметном плане панорамы, созданной выдающимся русским художником-баталистом Ф.А. Рубо, запечатлены события одного из 349 дней обороны — 6 (18) июня 1855 г., когда защитники успешно отразили штурм англо-французскими войсками укреплений Корабельной стороны.

Дети (до 7 лет) – бесплатно;
подростки до 16 лет – 250 руб.;
студенты – 400 руб.;
взрослые – 550 руб.;
льготный контингент – бесплатно.

Она хранит монументальное произведение искусства создано выдающимся русским художником-баталистом Ф. А. Рубо, который увековечил подвиг защитников Севастополя во время Восточной (Крымской) войны 1853—1856 гг.

Произведение искусства пережило революцию и гражданскую войну, но во время оккупации Крыма немцами, в июне 1942 г., в здание попала бомба. Живописное полотно загорелось, борьба за него продлилась примерно два часа. Усилиями моряков-черноморцев и солдат, бросившихся в огонь, удалось спасти 86 отдельных частей картины.

Здание Панорамы

Решение о восстановлении бесценного произведения Рубо было принято сразу после войны. Лучшие художники СССР заново прорисовывали недостающие фрагменты и к 100-летию первой обороны Севастополя, которое состоялось 16 октября 1954 г., здание Панорамы было открыто и работает до сих пор.

Цена билета в музей-панораму Оборона Севастополя

Стоимость входа меняется в зависимости от количества людей, которые одновременно находятся в музее. Ниже указана цена билета, действующая при посещении в составе экскурсионной группы (от 10 до 35 человек).

    • Дети (до 7 лет) — бесплатно;
    • подростки до 16 лет — 250 руб.;
    • студенты — 400 руб.;
    • взрослые — 550 руб.;
    • льготный контингент — бесплатно.

    Фрагмент полотна

    К льготным категориям граждан относятся: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, ветераны, инвалиды, участники ВОВ, дети-сироты, дети-инвалиды, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прочие. Для подтверждения статуса, необходимо наличие соответствующего документа.

    Профессиональные фото и видеосъемка панорамы проводится только после оплаты дополнительных услуг, с разрешения директора и в присутствии материально-ответственного лица.

    Режим работы

    Музей работает каждый день, кроме понедельника. Время работы заведения с 10:00 до 18:00, но стоит обратить внимание, что касса закрывается на полчаса раньше.

    Билеты для посещения достопримечательности можно приобрести в кассах музея-заповедника, который расположен по адресу: Севастополь, Исторический бульвар, 1 или онлайн на официальном сайте музея.

    Автор картины Оборона Севастополя

    В 1901 г. реализацию масштабного проекта поручили Францу Рубо, который являлся основоположником отечественной школы панорамной живописи. Художнику пришлось приехать в Севастополь, где он, перед тем как приступить к работе, занялся изучением историческим документов, ознакомился с местами боев, побеседовал с участниками и очевидцами нападения, а затем в Санкт-Петербурге приступил к эскизу панорамы.

    Саму картину живописец вместе с такими известными художниками, как Шенхена, Мерте, Фроша и еще 20 студентами Баварской академии художеств, создал в Мюнхене. Одновременно с написанием живописного полотна, Рубо выполнил натурный план, площадь которого составила 1610 м².

    Описание картины

    Огромное живописное полотно Панорамы впечатляет своими размерами и невероятной реалистичностью. Его ширина составляет 114 м, а высота — 14 м.

    Реальные декорации незаметно переходят в художественное полотно. Перед глазами зрителей открывается картины с изображением берега Южной бухты и постройки Адмиралтейства, где в дыму горят корпуса Лазаревских казарм.

    В самом начале полотна продемонстрированы события в тылу кургана, а также на подступах к нему. Далее, немного передвигаясь по часовой стрелке, вдоль смотровой площадки, можно приблизиться к кульминации всего боя — рукопашной схватке с англо-французской армией на батарее Жерве. Сюжет картины продуман таким образом, чтобы у каждого была возможность увидеть все этапы штурма и оборонительного сражения.

    Все герои на Панораме находятся в движении, и это ощущение полностью передается зрителям. Пока первая пушка перезаряжается, следующая уже стреляет, а третья только что произвела выстрел.

    Левее от взрыва стоит профессор медицины Н. И. Пирогов, который впервые в Севастополе применял наркоз, гипсовые повязки и антисептики. У входа в землянку его встречает фельдшер и сестра милосердия.

    Фрагмент Панорамы

    Главными персонажами сражения автор считал народ, в прославлении его подвига он и видел свою первостепенную задачу. В основу произведения искусства Рубо положил самый яркий эпизод севастопольской битвы — бой, во время которого 75-тыс. русская армия отразила натиск 173-тыс. англо-французского войска. Этот сюжет был выбран не случайно, так как именно он олицетворяет символом мужества и доблести русских воинов, сумевших противостоять более сильному противнику.

    По замыслу художника-баталиста, смотровая площадка достопримечательности является вершиной Малахова кургана, считающейся ключевой позицией при обороне Севастополя. Изображение на холсте плавно переходит в предметный план, что создает эффект присутствия при реальных событиях.

    Бюсты на фасаде здания

    Здание панорамы

    Помещение, в котором находится достопримечательность, является единственным образцом панорамных сооружений начала ХХ столетия на всей территории бывшего Советского Союза. Построено оно в стиле модернизированного классицизма.

    Само здание сделано в форме круга. Толщина его стен составляет от 106 до 155 см, диаметр и высота — 38 м. Установлено оно на массивном прямоугольном цокольном этаже, обработанном глубоким рустом.

    Центральный вход здания Панорамы создан в виде прямоугольной пристройки с классическим порталом, который оформлен двухколонным дорическим портиком с фронтоном. На нем размещается рельефное изображение Георгиевского креста, обвитого Георгиевской лентой. Перед входом в здание располагается большой красивый фонтан.

    На фасаде достопримечательности установлено множество бюстов — героев обороны Севастополя, среди которых скульптура адмирала П. С. Нахимова, генерала С. А. Хрулёва, капитана 1-го ранга Г. И. Бутакова, штабс-капитана А. В. Мельникова, квартирмейстера П. М. Кошки, матроса И. В. Шевченко, Даши Севастопольской и многих других.

    Экспозиции музея

    На первом этаже музея организована экспозиция, посвященная работе над картиной о Крымской войне. Здесь выставляются фотографии, а также такие предметы военного времени, как форма, награды, документы. С их помощью можно окунуться в историю той войны 1853—1856 гг., посмотреть на снимки ее героев.

    Здание панорамы «Оборона Севастополя 1854—1855 гг." на Гугл-карте

    Как добраться

    Достопримечательность расположена в центре Севастополя по адресу: Исторический бульвар, 19. Попасть сюда возможно на маршрутном такси, автобусе, троллейбусе или такси.

    Попасть к достопримечательности также возможно на личном или арендованном авто. Через дорогу от пункта назначения работает круглосуточная автомобильная парковка.

    Для заказа авто в Севастополе рекомендуем воспользоваться услугами заказа такси через онлайн-приложения: Яндекс. Такси, Maxim. Также вызвать такси можно по телефону. Из местных служб наиболее популярными являются: Везет, UpTaxi, СевТакси и Столица.

    Летом прошлого года Исторический бульвар Севастополя был закрыт на ремонтно-восстановительные мероприятия. Подхода к основным объектам не было, однако музей-панорама "Оборона Севастополя 1854-1855г.г." функционировал в обычном режиме. По моему мнению этот объект вполне себе самостоятелен и заслуживает отдельного посещения и изучения, хотя бы потому, что отдельные люди вложили колоссальный труд сначала на создание этой невероятной экспозиции, затем на ее сохранение, и все в конечном счете для того, чтобы у последующих поколений была возможность в буквальном смысле рассмотреть сцены важных исторических событий.

    В первом же холле, откуда экскурсионные группы отправляются в "круговое путешествие" по музею, нас встречает скульптура Франца Алексеевича Рубо, автора полотна панорамы "Оборона Севастополя", профессора Петербургской и Баварской Академии Художеств, основоположника русского панорамного искусства и непревзойденного мастера батальной живописи. Думали мы, что в этой поездке по Крыму словом Мастер назовем мы только Айвазовского, но нет, еще один автор произвел на нас яркое впечатление.

    Панорама посвящена, пожалуй, самому важному событию в ходе Крымской войны 1853-1856 г.г. - 349-дневной обороне Севастополя. События отражены на огромном полотне Франца Рубо, панорама круговая, экскурсия организована в одном направлении, по часовой стрелке. Для наглядности я покажу несколько эпизодов, но смотреть все надо на месте, впечатления незабываемые.

    События происходили в 1854-1855 г.г., в основу же произведения лег главный эпизод, происходивший в конкретный день, 6 июня 1855 года, - бой на Малаховом кургане. День, когда решалась судьба Крымской войны. Севастополь выстоял. Как известно, по результатам Парижского мирного договора, ни одна из сторон в Крымской войне не одержала полной победы, но сохранение Крыма и Черноморского Флота для России имели важнейшее значение. Против России в той войне стояла военная кампания в составе Турция, Великобритания, Франция, Италия (тогда - Сардиния).

    Рубо работал над произведением с 1901 по 1904 год. Естественно создать такое полотно одному не под силу, ему содействовали 20 художников. Начальная стадия работ состояла из посещения мест событий и встреч с участниками событий, в ходе поездки Францом Рубо написано порядка 50 этюдов.

    На полотне длиной 115 метров и высотой 14 метров более 4000 фигур участников. В основном это обобщенные образы солдат и матросов, им, рядовым участникам, и посвящено произведение. Их вклад огромен, думаю, что недаром на входе в здание-ротонду, над словами "Панорама Обороны Севастополя" изображен именно солдатский Георгиевский крест. Среди участников можно увидеть и реальных участников событий, это хирург Н.И.Пирогов, матрос Петр Кошка, сестра милосердия Даша Севастопольская, адмиралы П.С.Нахимов и С.А.Хрулев и др.

    Для переднего плана перед полотном использованы объемные предметы, что способствует восприятию панорамы в объемном виде.

    Её автор Франц Алексеевич Рубо (1856–1928) — основоположник русского панорамного искусства. Он родился в Одессе в семье француза-переселенца. Получил образование сначала в Одесской рисовальной школе, затем в Баварской Академии художеств в Мюнхене. В 1903 году его избирают профессором класса батальной живописи Петербургской Академии художеств, в 1910 году он становится её действительным членом.

    Самой большой заслугой Рубо является основание русской панорамной школы. Он воспитал таких художников-панорамистов, как М. Б. Греков, М. И. Авилов, П. Котов и других, которые стали впоследствии мастерами советского панорамно-диорамного искусства.

    Создание панорамы

    Кропотливое изучение фондов музея Севастопольской обороны (ныне — Музей Краснознаменного Черноморского флота), беседы с участниками событий, написание многочисленных этюдов, зарисовки специально инсценированных эпизодов с участием одетых в форму периода Крымской войны солдат и матросов — все это дало художнику богатейший материал для работы над панорамой.

    Панорама 1944 г.

    Отставной штабс-ротмистр И. И. Величко в 1854 году участвовал в Альминском и Балаклавском сражениях, в других боевых операциях. Беседы с такими заслуженными воинами помогли Рубо верно понять самый дух героической защиты города.

    Чутко прислушиваясь к голосу истинных патриотов и участников обороны, Рубо стремится создать произведение о народе и для народа.

    Панорама писалась в Мюнхене, в создании её Рубо помогали художники Шенхен, Мерте и Фрош, а также 20 студентов Баварской Академии художеств.

    В витрине экспозиционного зала музея показан фрагмент обшей композиции картины, выполненной художником в Мюнхене.

    Полотно для панорамы ткалось на фабрике Моммена в Брюсселе. А в Севастополе в это время строилось специальное здание по проекту военного инженера О. И. Энберга и архитектора В. А. Фельдмана. На любительской фотографии, помещенной в экспозиции, запечатлен момент, когда привезенную из Мюнхена панораму под руководством Ф. А. Рубо, стоящего на крыльце, солдаты вносят в здание.

    Открыта панорама была 14 мая 1905 года. Панорама говорила о народном подвиге и звала к самоотверженности во имя свободы Родины. Одними из первых её посетителей были ветераны севастопольских сражений, которых удивила и растрогала доподлинность воспроизведённых событий.

    Спасение панорамы

    Воссоздание Панорамы

    Воссоздание Панорамы. 1954 год

    В витрине экспозиционного зала музея экспонируются модель лидера и штурманская карта с обозначенным маршрутом перехода, подписанная В. Н. Ерошенко и командующим эскадрой контр-адмиралом Л. А. Владимирским.

    Фрагменты полотна панорамы из Новороссийска были отправлены в тыл — в Кустанай, а затем в Новосибирск.

    В здание Новосибирского театра, превращенного в эвакопункт для коллекций Государственной Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств им А. С Пушкина и других крупнейших хранилищ живописи, были доставлены грубо сколоченным деревянные ящики с фрагментами полотна Севастопольской панорамы. В руки реставратором поступили куски разной величины и формы, с рваными обгоревшими краями, с прорывами, проколами, с многочисленными осыпями красочного слоя и другими повреждениями.

    1942 год трудное военное время… Но нашлись силы и средства, чтобы оказать первую помощь израненному полону. Фрагменты очистили от грязи, живопись промыли специальным составом, для сохранности проклеили рыбьим клеем с медом. Каждый кусок сфотографировали, пронумеровали и в определённом порядке накатали на валы.

    В конце 1944 года фрагменты полотна вместе с фондами Государственной Третьяковской галереи были перевезены сначала в Загорск, а затем в Москву. Группа художников-реставраторов, осмотрев фрагменты, сделала заключение, что спасены только 2/3 картины, но и на них состояние живописи исключало восстановление панорамы реставрационным путём.

    Восстановление панорамы

    Панорама воссоздавалась советскими художниками заново, писалась как копия прежней на новом полотне.

    Над воссозданием панорамы работал творческий коллектив художников из 17 человек под руководством Василия Николаевичи Яковлева (1893–1953). Один из крупнейших советских живописцев, доктор искусствоведения, академик, народный художник РСФСР, лауреат Государственных премий, знаток и реставратор старинной живописи Яковлев привлек к работе талантливый творческий коллектив.

    Тогда коллектив художников возглавил академик, народный художник РСФСР, лауреат Государственных премий Павел Петрович Соколов-Скаля (1899–1961). Он ещё в Москве был очень близок к работе творческого коллектива. Поэтому именно его пригласили продолжить работу В. Н. Яковлева.

    В экспозиции музея представлены автопортрет П. П. Соколова-Скаля и личные вещи художника, которыми он пользовался во время работы над панорамой: палитра, кисти, рабочий комбинезон.

    Имея большой опыт создания крупных, масштабных картин, Соколов-Скаля с увлечением участвовал в написании живописного полотна панорамы. По свидетельству работавших с ним художников, около одной трети картины он написал сам.

    Процесс воссоздания панорамы имел несколько этапов. Одним из главных было создание картона — полного, точного композиционного рисунка панорамы. Выполнялся картон ещё при Яковлеве художниками В. И. Гранди, А. П. Мерзляковым и Е. И. Лобановым под руководством профессора П. М. Шухмина на 12 листах, в ⅕ натуральной величины. Рисунок панорамы восстанавливали по спасённым фрагментам оригинальной панорамы, фотографиям и старым буклетам. Как свидетельствовал художник В. И. Гранди, на картине изображено более четырех тысяч фигур.

    Восстановление утраченного колорита картины потребовало от художников длительной и кропотливой работы, выполненной под руководством П. П. Соколова-Скаля.

    Так как на спасённых фрагментах панорамы краски поблекли и восстанавливать по ним колорит картины было трудно, советские художники с помощью этих этюдов проверили на натуре красочное решение картины.

    Был создан эскизный макет предметного плана в 1/10 натуральной величины, восстановлены все фортификационные и бытовые постройки Малахова кургана, которые были там 6 июня 1855 года, т. е. в день событий, изображенных на панораме. Большую помощь в этом оказали военные консультанты во главе с адмиралом флота Советского Союза И. С. Исаковым. Затем весь рельеф местности, брустверы, батарейное хозяйство, блиндажи, землянки и другие постройки в натуральную величину были воспроизведены на предметном плане панорамы.

    Много труда в воссоздание панорамы вложили художники Н. К. Соломин, Ю. Н. Трузе-Терновская, А. Ф. Суханов, Г. А. Захаров, А. П. Романов, В. Е. Панфилов, Н. И. Плеханов, Б. Г. Коржевский, Б. Ю. Лоран.

    Наконец напряженный труд большого коллектива был закончен 16 октября 1954 года, к 100-летию первой героической обороны Севастополя, панорама была открыта.

    Читайте также: