Панлогизм рационализм диалектика гегеля кратко

Обновлено: 05.07.2024

Биография Гегеля как творца немецкой классической философии. Основные законы диалектики. Единство и борьба противоположностей. Диалектическое отрицание отрицания. Закон количественных и качественных изменений. Рационализм и абсолютный идеализм Гегеля.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 13.05.2010
Размер файла 23,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКЕ И ФИНАНСОВ

Кафедра финансового менеджмента

по дисциплине: философия

Содержание

1. Жизнь и сочинения

а) единство и борьба противоположностей

б) отрицание отрицания

в) переход количества в качество

Введение

К новым структурам мир приводит постоянная борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего.

Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектико-научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления.

Гегель, исходя из принципа развития, даёт впечатляющую модель бытия во всех его проявлениях, уровнях и стадиях развития. Именно он конструирует диалектику как систему, формулируя основные законы и категории диалектики применительно к развитию абсолютной идеи. При этом Гегель осознает тот факт, что описание развития абсолютной идеи не является самоцелью философского исследования.

1. Жизнь и сочинения

2. Диалектика

Гегель установил, что истина представляется не в виде собранных готовых догматических положений, истина заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней на всё более высокие, но никогда не достигающей конечной точки.

Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного. Философский анализ проблем с позиции диалектики является одной из наиболее эффективных форм философской рефлексии над миром, которая позволяет рассматривать последний как особую целостную систему, развивающуюся по специфическим универсальным законам.

Все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь приходящие ступени бесконечного развития человека. Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением

Диалектика -- есть учение о том, как могут быть и бывают тождественными противоположности; при каких условиях они бывают, тождественны, превращаясь, друг в друга.

В основе диалектики как особой модели философского подхода к миру лежат выделенные Гегелем основные законы диалектики:

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

3. Закон отрицания отрицания.

Законы диалектики образуют своеобразный понятийный каркас, позволяющий диалектически смотреть на мир, описывать его с помощью данных законов, не допуская абсолютизации каких-то процессов или явлений мира, рассматривать последний как развивающийся объект. В результате Гегелю удается создать грандиозную философскую систему всей духовной культуры человечества, рассмотрев отдельные ее этапы как процесс становления духа. Это своеобразная лестница, по ступеням которой шло человечество и по которой может идти каждый человек, приобщаясь к общемировой культуре и проходя при этом все стадии развития мирового духа. На вершине этой лестницы достигается абсолютное тождество мышления и бытия, после чего начинается чистое мышление, то есть сфера логики.

А) Единство и борьба противоположностей

Испокон веков внимание разума привлекал вопрос: как противоречивость характеризует диалектическую суть взаимодействия элементов бытия, мировоззрения и методологии познания и действия? Противоречие представляет собой определенный тип взаимодействия различных и противоположных сторон, свойств, тенденций в составе той или иной системы или между системами, процесс столкновения противоположных стремлений и сил.

Абсолютно идентичных вещей не бывает: они различны внутри себя и между собой.

Диалектическими противоположностями называются одновременно

взаимоисключающие и взаимопредполагающие друг друга стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса).

Формула "единство и борьбы противоположностей" выражает напряженное

взаимодействие "полярных" свойств, развития.

Растение, животное, каждая клетка в каждое мгновение своей жизни являются тождественными с собой и отличаются от самих себя благодаря усвоению и выделению веществ, благодаря знанию, образованию и отмиранию клеток, благодаря происходящему процессу циркуляции, словом, благодаря сумме непрерывных молекулярных изменений, которые составляют жизнь. Их общие итоги выступают в виде жизненных фаз: эмбриональная жизнь, юность, половая зрелость, процесс размножения, старость, смерть.

Используя закон единства и борьбы противоположностей, любой объект можно расценивать как соединение двух гипотетических начал -- мужского и женского. Мужчина и женщина отнюдь не демонстрируют наличие сугубых противоположностей, напротив, человек с любой точки зрения -- анатомической, психологической, философской -- есть подвижный результат двух начал..

Противоречие выражает внутренний источник всякого развития, движения. Познание внутреннего (сущностного) и внешнего (формального) противоречия отличает диалектику от метафизики. Диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов.

Диалектическое противоречие есть единство взаимоисключающих, взаимно друг друга обусловливающих (взаимодействующих) противоположностей. Единство тождества и различия -- такова диалектическая форма противоречия.

Противоположности характеризуются как взаимообусловленные и взаимодействующие стороны диалектического противоречия. Гегель говорил, что противоположности "имеют против себя" не просто иное, а "свое иное". Диалектика противоречия отражает двойственные отношения внутри целого:

Б) Отрицание отрицания

В материалистической диалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей.

Отрицание означает превращение одного предмета в другой при одновременном переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в составе второго, что называется снятием.

Диалектическое отрицание включает в себя триединый процесс:

· деструкции (разрушения, преодоления, изживания) прежнего;

· кумуляции (накопления, суммирования);

· конструкции (формирования, создания нового).

Отрицание отрицания предполагает цикличность, относительную повторяемость, поступательность.

В) Переход количества в качество

Закон количественных и качественных изменений имеет следующие категории.

1. Качество -- это совокупность свойств, которые указывают на то, что представляет собой вещь, чем она является; такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.

2. Количество -- это совокупность свойств, характеризующих величину вещи, ее размеры. Характеристика по степени развития или интенсивности присущих вещам свойств, выражаемая в величинах и числах.

Каждая отдельная вещь обладает бесчисленным количеством свойств, единство которых означает ее качество.

3. Рационализм

Рационализм, доведенный до высшей степени совершенства. Гегель - исходная точка раздвоения философской мысли (рационалисты, иррационалисты). Система абсолютных категорий задается абсолютной идеей. Это самое существенное для науки. Они определяются через сопоставление друг с другом. Отказывается от априорных структур познавательной деятельности субъекта. Признает существование абсолютного начала вне самого субъекта. Тождество мышления и бытия отличается от позиции Шеллинга. Все то, что подвластно сфере логики, проявляется и в действительности. “Все что разумно - действительно, а все что действительно - разумно”. Существует идеальное абсолютное начало, которое диктует все и вся. А внутри все на уровне логики. Диалектическая логика (элементы есть и у Канта, и у Фихте, и у Шеллинга) формулируется как теоретическая система. Вначале в сфере абсолютного духа, затем трансформируется в природу и, наконец, через человека, сознание и историю абсолютный дух возвращается к самому себе через процесс познания. “Наука логики” (развитие чистых сущностей, понятий, …)

Философия природы: каким образом дух резвится в природе? Природа это окаменевший дух. Гегель совсем не пантеист. Дух привносится в природу (самое слабое место у Гегеля). Гегель создает систему абсолютного идеализма. Основная идея - существование абсолюта, все остальное в мире инобытие абсолюта. Трансцендентальный идеализм - выявление предельных возможностей познания внутри человека. Абсолютный идеализм Гегеля заключается в выносе всей причины вовне. Существуют три стадии развития абсолюта: 1. субъективный дух (уровень индивида), 2. объективный дух, 3. абсолютный дух. Абсолют является в этих трех ипостасях. Индивид обнаруживает абсолют на индивидуальном уровне. 1. Чувственное созерцание - первый опыт индивидуального познания. 2. Потом идет рассудочное познание - оформление представления в слове; объект целостен, обозначен. 3. Разумное познание - появление понятий, сетка понятий. Это процесс эмбриологии субъективного духа. Объективный дух - индивидуальный дух, но в контексте окружающей культуры, истории. Понятие рабского сознания. Связано со средой, зависит от истории, присуща как рабу, так и господину. Господин зависит от раба. Там где есть рабы, никто не свободен. Понятие отчуждения. У этого процесса есть объективность. Природа - отчуждение абсолютного духа. Вынесение вовне духовной сущности из человека. Религия - отчуждающая сущность человека, его отчужденное Я. Возникает феномен несчастного сознания. Происходит отчуждение от себя самого. Должное - сущее противопоставляется. Пример: христианин. Более высокая стадия - разорванное сознание. Несчастное переходит в него в новое время, ощущает свое несоответствие со своими идеалами, невозможность следовать им. Но это связано с самосознанием. Важно знать, что идеал недостижим.

Абсолютный дух - отчуждение абсолюта в реальных формах: мораль, право, религия, искусство, философия. Основное произведение: “Энциклопедия философских наук”. Чистая логика развития абсолютного духа. Шествие этого духа в природе - философия природы. Философия истории - дух возвращается к самому себе. Религия, право, искусство, мораль, философия - объективные формы человеческой деятельности в истории.

Государство подавляет личность, делает ее винтиком в своей машине. Сущность человеческой личности - свобода; государство подлежит уничтожению. Логика - идея чистого развития абсолюта, абсолютное тождество бытия и мышления. У Шеллинга: идея точки абсолютного безразличия. У Гегеля: логика, природа и человеческое познание это в принципе одно и то же, это стадии абсолютной идеи. Все это различные формы. Принцип единства логического и исторического. “Логическое есть рафинированное историческое”. Более ста категорий у Гегеля. Есть системные, есть опорные и есть рациональные. Есть отличие категорий от всего остального: философия понятий, морали. Гегель хотел подходить научно.

Природа - окаменевший дух. У Гегеля были проблемы с естествознанием: защищал теплород, флогистон, был против атомизма и преломления света. Философия духа. Как дух после природы возвращается к самому себе? Стадии развития истории. Первая стадия: деспотизм (свободен только один). Вторая стадия: греческие полисы. Третья стадия: личность свободна, но в государственном устройстве (германские народы). Другие народы неисторические. Прогресс осуществляется через избранные народы. Понятие хитрости мирового разума: дает делать каждому то, что он хочет, но свобода наталкивается на свободу, на выходе возникает результирующая сила; чужими руками разум достигает цели. Фатализм исторического процесса.

Заключение

Список используемой литературы

Георг Вильгельм Ф. Гегель (1770-1831) завершает возведение здания классического немецкого идеализма.

В философии Гегеля рационализм объединяется с диалектикой, которая выступает как всеобщая логика самопознания разума, или абсолютной идеи, как логика универсального мирового процесса и в то же время как фундаментальная теория познания.

Панлогизм – всё действительное разумно, всё разумное – действительно; отождествление мышления и действительности.

1) искусство спора (Платон, Сократ)

2) учение о развитии через единство и борьбу противоположностей (Гераклит + Гегель)

Философия Гераклита считается предтечей диалектики Гегеля, который позаимствовал у Гераклита учение о развитии через противоречия. Гераклит: весь мир развивается, не стоит на месте.

Три закона диалектики:

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей.

Через борьбу создается единство. (Инь и Янь - пример единства противоположностей). Борьба рождает мысль.

Принцип троичности, или триады.

Изначально тезис, но потенциально таит антитезис. Тезис - антитезис – синтез (одно превращается в другое в процессе развития). Противоположности взаимодействуют, то есть борются.

Пример: Тезис – существует дядя. Антитезис – существует племянник. Синтез – существуют и дядя, и племянник. Однако синтез в свою очередь содержит в себе противополагающее начало, которое приводит к его отрицанию, то есть синтез далее рассматривается как тезис и т.д. То есть тезис о существовании дяди и племянника предполагает антитезис о существовании сестры/брата дяди и т.д.

2. Закон направления развития (двойного отрицания).

Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали. Синтез – это двойное отрицание тезиса.

- вначале идея развивается в самой себе (стадия тезиса) – логика

- далее идея отчуждается от себя, нисходит на природу (стадия антитезиса) – физика

Природа пропитывается идеей и идея наполняется природным содержанием.

- перерождение идеи в дух и продолжение своего развития (стадия синтеза) – философия духа

3. Закон перехода количественных отношений в качественные (количественные изменения на определённом этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений).

В Ставшем Бытии (результат Становления; см. далее про Бытие-раздел Логики) можно выделить количество и качество. Количество – это свойство, безразличное к своему Бытию. Качество – это свойство, относящееся к Бытию.

Софизм про лысого: Сколько волос надо вырвать, чтобы образовалась лысина? То, где количество переходит в качество, – мера. Мера – получение знаний; мера есть качественно определённое количество. До меры количество остается количеством, после меры – становится качеством.

Примеры: +1 хромосома => синдром Дауна, врожденный порок сердца.

идея развивается в самой себе.

1. 1) Бытие (тезис) – пусто, нет содержания

2) Ничто (антитезис)

3) Становление (синтез) – развитие, Ставшее Бытие. Возникает наличное бытие,

обладающее некой определенностью - качеством. Количество не приводит к изменению качества в определенных границах. Единство качества и количества образует меру, переход

которой приводит к изменению качества, совершающегося посредством скачка. Таким образом, Гегель сформулировал закон перехода количества в качество.

Внутренним ядром бытия является сущность. Сущность предшествует существованию. Сущность противопоставляется явлению. Сущность является, а явление существенно. Действительность: все действительное разумно, всё разумное действительно (панлогизм).

Необходимость и случайность. Случайность – свобода. Свобода – осознанная необходимость.

Сущность Бытия проявляется в Понятии.

Истина – соответствие понятия о действительности самой действительности (корреспондентская концепция).

идея нисходит на природу.

1. Неорганическая природа (тезис)

2. Органическая природа (антитезис)

3. Физика (синтез)

Философия духа (синтез) –

перерождение идеи в дух. Идея – абстрактная мысль. Дух привязан к субъекту.

1. Субъективный Дух (тезис) - человек

К рассмотрению человека Гегель подходит с трех сторон:

физиология – психология – антропология.

2. Объективный Дух (антитезис) – общество

Существование нормального общества невозможно без регулирования.

Абстрактное право – мораль – нравственность.

3. Абсолютный Дух (синтез) – бог

Три способа постижения абсолютного духа:

1) Искусство. Постижение через образы и чувства

2) Религия. Духовное постижение. Недостаток: при постижении духа руководствуется только верой (вера гораздо ниже разума).

3) Философия. Постижение с помощью разума.

Философия истории Гегеля (историософия)

У истории есть конечная цель – достижение свободы. Историей управляет мировой Дух – Провидение, Бог. Он ведет Историю к этой цели.

I. Абсолютная несвобода.

Государства только появляются. Древний Восток. Деспотии, тираны, подчинение страхом, никто не свободен.

II. Ограниченная свобода.

Греция. Свобода не для всех (рабовладельчество). Свободны только философы.

III. Абсолютная свобода.

Германия, христианство. Христос (богочеловек) освобождает каждого человека. Христианство приносит осознание самого себя.

Законы диалектики образуют своеобразный понятийный каркас, позволяющий диалектически смотреть на мир, описывать его с помощью данных законов, не допуская абсолютизации каких-то процессов или явлений мира, рассматривать последний как развивающийся объект. В результате Гегелю удаётся создать грандиозную философскую систему всей духовной культуры человечества, рассмотрев отдельные её этапы как процесс становления духа. Это своеобразная лестница, по ступеням которой шло человечество и по которой может идти каждый человек, приобщаясь к общемировой культуре и проходя при этом все стадии развития мирового духа. На вершине этой лестницы достигается абсолютное тождество мышления и бытия, после чего начинается чистое мышление, то есть сфера логики.

Билет 25. "Воля к жизни" А. Шопенгауэра, "Воля к власти" Ницше.

Безграничной вере ученых и философов- рационалистов в силу человеческого разума и неизбежность общественного прогресса был нанесен тяжелый удар Французской революции 1879г. Общество, провозгласившее разум божеством и официально положившее учение гениев в основу политики, на поверку оказалось неразумным и бесчеловечным. Террор и невиданные ранее зверства правительства, основанного на "принципах разума", заставил задуматься над действительными возможностями науки и разума. Оказалось, что люди не столько нуждаются в научной истине, сколько в устраивающих их жизненных мифах, "внутри" которых легче жить.

В своей работе "мир как воля и представление" Шопенгауэр выступает как продолжатель дела Канта.

Мир, согласно Шопенгауэру, не основан на принципах разума, поскольку в мире вообще нет разума. В мире существует только "воля". Волю, по Шопенгауэру, надо понимать широко - не как качество человеческой души, а как порыв, существующий в природе и в обществе. Но эта воля слепа, она не имеет разумной цели, иррациональна. Воля порождает все явления и процессы в мире, но сама она безосновна и беспричинна. Она выступает как бесцельная потребность выжить (воля к жизни). На человеческом уровне воля выступает в виде страстей (аффектов): властолюбия, мстительности, половой любви и тд. Если снова мира - воля - неразумна, то и мир неразумен. История лишена смысла, в ней нет никакого разумного обоснования. Наука постоянно заходит в тупик, когда пытается обосновать мир из законов разума. Мир не стал лучше из-за развития науки и техники - они становятся большим злом.

Время и пространство враждебны к человеку. В целом, жизнь людей - безнадежное длительное угасание и горе. Смысл жизни состоит в понимании того, что мир - это скорбь. Человек может прожить достойно, искоренив в себе волю к жизни, устранив аффекты. Шопенгауэр ссылается на положения древнеиндийской философии, зовущей человека к отрицанию иллюзорного мира, в стремлении к нирване. Таким образом, Шопенгауэр приходит к выводам о бессилии человека и безнадежности его попыток познать не только законы общества, но и самой возможности познать мир (поскольку у воли, разлитой в мире, нет законов). Он отрицает моральный прогресс и возможность построения счастливого и разумного государства.

Фридрих Ницше - считал себя учеником Шопенгауэра. Мир он понимал как вечное становление, вечный поток, в котором все возвращается на круги своя. Человек не должен бояться смерти, потому что мир повторяется во времени с незначительными вариациями. В мире действует слепая воля, но воля жизни на человеческом уровне проявляется как воля к власти. Воля к власти является основой самоутверждения в формах искусства, морали, религии, науки. Воля к власти - движущая причина человеческой культуры. Человек выделяется из мира животных, создавая мораль, религию, стремясь к истине, но в этом кроется величайшая ошибка: истины нет. Познание это всегда лишь истолковывание фактов. Человек толкует мир, в котором живет, создавая свой собственный мир - мир иллюзии, где проявляется воля человека к власти.

Мораль для Ницше предельно относительна. Истин морали не существует. Но у поступков есть критерий. Критерий действия - степень приближения человека к власти. Никакой общей морали не существует. То, что морально для одних, неморально для других.

(До Сократа мораль отражала интересы умных, богатых, сильных, благородных людей. Сократ - первый декадент в философии, пытался найти общую мораль.)

По Ницше главное искажение морали - христианское учение. Христианская мораль перевернула истинные идеалы людей в целях сохранения стадного большинства, убогого физически и морально. Она провозгласила добром смирение, нищету духа, аскетизм тела.

Ницше считал, что сложившиеся ценности европейской культуры следует подвергнуть переоценке. Однако такая склонность к переоценке - свойство особого человека, носителя творчества и воли, который вскоре должен появиться в мире.


Гегель по праву считается одним из величайших немецких мыслителей, вознёсших немецкую философию на невиданную высоту. Многие исследователи считают, что именно Гегель довёл до ума, начатую Кантом идею.

Его учение оказало огромное влияние на всех философов, живших в его время. И даже сейчас, выстроенная Гегелем философская система, сохраняет большое влияние. Часто можно услышать, что именно при нём, немецкая философия достигла пика в своём развитии. Определённо это будет преувеличением, однако влияние его на немецкую мысль действительно огромно.

Однако при всех своих достоинствах, он довольно плохо умел объяснять свои идеи простым смертным. Его труды написаны тяжёлым научным языком и в них легко запутаться даже тем, кто давно изучает философию.

В этой статье мы более доступно разберём основные аспекты его философии и рассмотрим его пресловутые законы диалектики.

↑ Основные положения гегелевской философии

Между тем Гегель отзывается на актуальные для своего времени философские явления, такие как учение Иммануила Канта, и на основе их переосмысления строит свою концепцию.

Диалектика и логика в трактовке Гегеля

Учение Георга Гегеля о диалектике оставило заметный вклад в философии. Немецкий мыслитель первый систематизировал диалектическое мышление и выделил три его закона. В своем труде философ пытался понять взаимосвязь между различными компонентами одного процесса.

  • Количественные изменения преобразуются в качественные. Основной закон диалектики.
  • Закон двойного отрицания. В процессе развития объект вновь обретает старое качество, но теперь на высшей ступени развития
  • Единство и борьбы противоположностей.

Начало гегелевской логики лежит в его диалектическом методе: если в рассуждениях исключить все мысли, имеющие какое-либо содержание, то останется неопределенное общее понятие, названное бытием, которое исключить уже нельзя. Бытие не имеет содержания и качества, следовательно, равно небытию. Так бытие переходит в небытие, и рассуждения о бытии приводят к противоположному.

Учение о логике представителя классической немецкой философии разделено на:

  • Учение о бытии. Исследует такие понятия как количество, качество и мера.
  • Учение о сущности. Объект изучения — явления, сущности и действительность.
  • Учение о понятии. Познание объективности, субъективности и идеи.

Диалектика Гегеля – кратко

Философские размышления о природе и духе

В теории Гегеля об основе мира, Абсолютная Идея выражена безграничным духовным началом, условие существования и развития мира, человека и природы. Главная задача Абсолютной Идеи – самопознание.

Природа не способна являться Абсолютной идеей, она не станет основой всего сущего. Природа, согласно германскому философу, это пассивная субстанция. Сама по себе она не содержит активных действий. Первоначалом мира следует быть чему-то безликому, какой-то абсолютной духовной силе.

Гегелевская философия представляет путь идеи в ее инобытии. Природа в его учении предстает промежуточным звеном. Идея в своем развитии становится материальной природой, а затем развивается в дух, истинный и сознательный.

Философия о Духе одна из наиболее разработанных тем в трудах немецкого мыслителя.

Учение разделяется на три ступени: субъективный, объективный и абсолютный дух.

Кратко концепцию Гегеля можно выразить так: вначале, на определенной ступени развития природы, возник разумный человек. Сперва он живет в естественном состоянии, под влиянием природы, и подчиняется инстинктам. Человек и представляет собой субъективный дух.

фото 722

В процессе развития человек признает других людей равными себе, начинает воспринимать их как духовных существ, к которым следует относиться с уважением. Приходит осознание, что свобода одного мыслящего существа заканчивается там, где начинается свобода другого. Эта ступень – объективный дух, жизнь людей в коллективе.

Абсолютный дух, третья ступень, единство субъективного и объективного. Дух освобождается от противоречий, примиряется с самим собой и постигает истинное, совершенное знание о себе.

Гегельянство – что это?

После смерти Георга Гегеля его последователи образовали школу, названную гегельянством. Единой школа оставалась недолго и вскоре разделилась на несколько направлений. Причиной разлада стали религиозно-богословские разногласия.

Среди левых гегельянцев, которых прозвали младогегельянцами, было много критиков истории церкви, а также философов, критикующих религию.

Крайне левые гегельянцы пошли дальше других и расширили сферу изучения, кроме философских вопросов религии, на политические и социальные темы. Маркс трактовал философские идеи Гегеля в материалистическом ключе и взял ее за основу своей системы экономического материализма.

фото 723

Приверженцы гегельянства оказали большое влияние на развитие науки, особенно на философию религии, историю философии, эстетику и философию истории.

Система философии Гегеля – кратко

Гегель в своей философской системе принимал те же три ступени в развитии познающей силы, но устранял из этого процесса всякий вид произвольной деятельности, считая весь процесс необходимым движением от одной ступени развития к другой – от бытия в себе чрез бытие вне себя к бытию в себе и для себя (идея, природа, дух). Необходимый процесс саморазвития совершается, по Гегелю, в чистом или абсолютном разуме (идее), вследствие чего разум (мышление) оказывается единственным и действительно сущим, а все действительное необходимо разумным. Разум в этой системе есть, следовательно, единственная субстанция, но не реальная, а чисто идеальная и логическая (поэтому философию Гегеля часто именуют панлогизмом). Превратить эту субстанцию в субъект, т. е. первоначальный бессознательный разум в самостоятельный, в дух и даже в абсолютный Дух, так как субстанция есть абсолютный разум, составляет задачу мирового процесса. Выхождение субстанции из её первоначального вида существования, как логической идеи, в инобытие, как природы, и заключительное понимание себя самой, как единого и истинно действительного, понимание, что такое абсолютная идея, какова она есть в развитом своем существе, составляет ступени мирового процесса.

Портрет Гегеля

Великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Портрет работы Я. Шлезингера

Законы диалектики

Гегелевские законы диалектики являются важнейшим достижением немецкого мыслителя и призваны служить лучшему пониманию общества и в принципе любых процессов, связанных с человеком.

Закон перехода количественных изменений в качественные

Этот закон можно назвать самым всеобъемлющим. Он описывает все процессы, происходящие со всеми вещами в мире, количественные и качественные изменения можно увидеть абсолютно в каждом аспекте нашей жизни.

Этот закон характеризуют 4 термина:

Закон двойного отрицания

Формируя закон двойного отрицания, Гегель утверждает, что понимание мира человеком, идёт по спирали, постоянно восходя вверх. Причём относится это не только к миру, но и к нашему собственному развитию.

Этот термин описывает переход из низшего состояния к высшему, однако низшее состояние никуда не девается, оно остаётся в скрытом виде в высшем.

Для иллюстрации этого понятия можно привести классический пример развития плода из почки.

В первую очередь на дереве появляется почка, через какое-то время она преобразуется в цветок и своим появлением цветок отрицает почку, почка переходит в более высокое состояние, однако почка не исчезает, она всё ещё содержится в цветке в скрытом(снятом) виде. Вслед за почкой, исчезает и цветок, обратившись в плод (перейдя в ещё более высокое состояние), который будет содержать и цветок и почку в снятом виде.

Из этого примера можно понять, что в гегелевском диалектическом отрицании присутствуют три условия:

  • Преодоление старого, заключающееся в возникновении новых более высоких форм развития
  • Преемственность – новые формы содержат самые лучшие и полезные характеристики старых
  • Утверждение нового

Эти три условия справедливы и для нашего собственного развития. Ведь каждое наше новое знание базируется на полученном когда-то давно или недавно, предшествующем и служит ступенькой для поднятия нашего познания на новый уровень.

Гегель выбрал спираль для описания этого закона, потому что она хорошо показывает прогресс и регресс нашего познания. На спирали можно отметить точки, в которых наше мышление переходит в более высокое состояние, однако, когда мы перестаём двигаться вверх, начинается регресс.

Закон единства и борьбы противоположностей

Этот принцип можно назвать основополагающим во всей философии Гегеля, так как она строится именно на борьбе противоречий и последующем переходе их в синтез.

Ключевыми дефинициями, определяющими этот закон будут:

Тождество. Выражает равенство объекта самому себе. В случае с человеком будет иметься ввиду сего самосознание. Даже скорее осознавание себя собой.

Различие соответственно выражает неравенство объекта себе самому. Я хоть и осознаю себя собой, но моё мышление постоянно претерпевает изменения, я не есть завершённый Абсолют, я постоянно развиваюсь и сравниваю себя с другими.

Противоположности выражают те характеристики объекта, которые полностью друг от друга отличны, однако они вполне могут быть частью одного целого и друг с другом сосуществовать.

Противоречия у Гегеля краеугольный камень всей его философской мысли. Он считал их необходимым условием для движения вперёд, неважно применимо ли это будет к абсолютной идее или к человеческому сознанию. У каждого утверждение должна быть иная сторона, этому утверждению противоречащая, которая будет его полной противоположностью.

Диалектику, в понимании Гегеля, можно понять как метод, противоположный формальной логике. Диалектика Гегеля позволяет понять развитие, поэтому в рамках диалектической логики допустимы такие положения, которые недопустимы в формальной логике. В формальной логике есть либо А, либо Б. Третьего не дано. В диалектической логике и А и Б сосуществуют одновременно, ведь диалектика – это логика развития. Простой пример: лист дерева зеленый или нет? С точки зрения формальной логики лист дерева может быть только одного цвета в данный момент. С точки зрения диалектики, один и тот же лист и зеленый, и желтый, и красный ведь он находится в постоянном развитии в ходе смены времен года.

Диалектика Гегеля кратко: тезис, антитезис, синтез

Триаду Гегеля легко продемонстрировать и на примере истории. Киевская Русь – тезис. Монголы – антитезис. Борьба Руси и монголов порождает синтез – Золотую Орду – государство, в рамках которого сливаются две культуры: русская и монгольская. Золотая Орда становится тезисом и порождает новый антитезис – стремление Руси освободится от ее ига. В итоге Русь освобождается от монголов, но становится государством с чертами восточного деспотизма (Иван Грозный и т.п.) – это синтез.

Любая революция легко поддается описанию в рамках гегелевской триады. Английская, французская – все они развивались как борьба антагонистических социально-экономических слоев, а в итоге оканчивались неким синтезом старых феодально-монархических и новых республиканско-капиталистических порядков.

Итак, основные составляющие гегелевской диалектической триады:

Законы диалектики Гегеля

Из всего вышесказанного вытекает первый и важнейший закон диалектики Гегеля : закон единства и борьбы противоположностей . Именно существование противоположностей заставляет мир естественным образом развиваться. Противоречия между противоположностями постепенно накапливаются и выливаются в масштабные изменения.

Отсюда следует второй закон диалектики Гегеля : переход количественных изменений в качественные . Например: когда противоречия между разными классами в Англии, Франции, России накапливались до предела – начиналась революция (количественные изменения переходили в качественные).

Но, как уже было сказано выше, в ходе революций возникал некий синтез старого и нового. Отсюда следует третий закон диалектики : закон отрицания отрицания . Проще говоря этот закон говорит нам о том, что ничего не вечно и каждая новая стадия развития так или иначе отрицает предыдущую.

Итак, законов диалектики Гегеля всего три:

  • Закон единства и борьбы противоположносей
  • Закон перехода количественных изменений в качественные
  • Закон отрицания отрицания

Книги Гегеля о диалектике

Переход ничто в бытие называется возникновением . Переход бытия в ничто в становлении есть прехождение .

Например, становление в истории обозначает открытую борьбу классов, наций и т.п. По окончанию этой борьбы возникает наличное бытие, к примеру, капиталистическое общество.

* * *

Это лишь начала диалектики. До сих пор, спустя 200 лет мало кто может похвастаться пониманием этой философии. Диалектика Гегеля очень сложна и требует к себе особого внимания.

Если вы готовы к более глубокому погружению в логическую систему Гегеля, то приступайте вместе с нами к изучению главной книги Гегеля - "Науки логики" в её кратком и понятном содержании с комментариями и пояснениями.

Читайте также: