Палестина история 5 класс кратко древняя

Обновлено: 02.07.2024

ПАЛЕСТИНА ДРЕВНЯЯ, историческая область в Передней Азии, расположенная на восточном побережье Средиземного моря между Египтом и Сирией. Она охватывала земли, составлявшие в конце 20 в. территорию Израиля, оккупированных Израилем Западного берега реки Иордан (Самарию и Иудею) и сектора Газа, Южного Ливана и Северо-Западной Иордании к востоку от Иордана. Древняя Палестина представляла собой Святую Землю библейской традиции, родину иудаизма.

Древняя Палестина включала пять географических зон. Четыре из них протянулись параллельно друг другу с севера на юг. По побережью Средиземного моря проходит узкая прибрежная равнина. К востоку от нее расположена гористая область, охватывающая Галилею, Самарию и Иудею. Еще восточнее находятся долина реки Иордан и Мертвое море – участок древней тектонической впадины. Далее на восток располагается Заиорданское нагорье. От холмистых районов Иудеи на юг, к заливу Акаба, простирается пустыня Негев.

Древнейшее из имеющихся в нашем распоряжении свидетельств о языковой и этнической принадлежности населения Палестины относится ко II тысячелетию до н.э. Тогда, как и позже, область была населена многочисленными племенами, говоривших на языках преимущественно семитской группы. Переселившиеся сюда евреи называли эту область Ханааном, а ее обитателей ханаанеями. У египтян основным наименованием этой земли было Рецену (Ретену), прилагали они к ней и названия Пуенет (Пунт) и Тонетер (Божья земля). По-гречески страна называлась Келесирия (Южная Сирия). Современное название Палестина, происходящее от греческого звучания Филистия (южное побережье Средиземного моря), было введено после восстания Бар-Кохбы (132–135 н.э.) римлянами, когда они уничтожили или выселили большую часть еврейского населения страны, прежде численно преобладавшего в этом регионе.

Каменный век.

Каменный век был временем медленного развития, когда была заложена основа всей экономической и социальной жизни последующих эпох. В период палеолита (ранее 20 000 до н.э.) население этой области проживало на сезонных стоянках и в пещерных укрытиях, добывая пропитание охотой и собирательством. В период мезолита (примерно 20 000–8000 до н.э.) появились более обширные и постоянные поселения. Эпоха неолита (ок. 8500–4500 до н.э.) была ознаменована появлением первых полностью окультуренных растений и одомашненных животных. Одно из древнейших известных поселений городского типа с кирпичными жилыми домами и каменной городской стеной находилось в Иерихоне, оно датируется примерно 6850 до н.э. Около 6000 до н.э. в Палестине появилась керамика. К неолитической эпохе относятся и первые опыты использования металла (меди). Период халколита, или медно-каменного века (примерно 4500–3300 до н.э.), характеризуется дальнейшим развитием хозяйства. В это время начали выращивать зерновые культуры, возможно, с применением примитивных методов орошения. Продукты земледелия – такие, как маслины и виноград, – из горных районов доставляли в долину Нижнего Иордана. Развивалось производство изделий из камня, глины, меди, а также плетение и ткачество.

Ранний бронзовый век.

Раннебронзовый период (примерно 3300–2000 до н.э.) был ознаменован развитием, расцветом и упадком первой истинно городской цивилизации Палестины. Раннебронзовый I период (около 3300–3200 до н.э.) представлял собой непродолжительный переходный этап, известный преимущественно по материалам удаленных друг от друга поселений и нескольких обширных могильников. По сравнению с эпохой халколита это было время упадка. Тем не менее уже тогда существовала торговля с Египтом позднего додинастического периода.

К началу раннебронзового II периода (примерно 3200–2600 до н.э.) число поселений значительно увеличилось, причем большинство из них разрослось до размеров городов, а наиболее крупные из них были обнесены массивными стенами. Жители Палестины вели торговлю с Египтом и основали колонии на юге Синая, возможно, с целью добычи меди и других полезных ископаемых. Еще до окончания этого периода торговля с Египтом пришла в упадок.

Раннебронзовый III период (примерно 2600–2400 до н.э.) был временем возрождения, а быть может и дальнейшего развития городской культуры, главным образом в центральных и южных областях региона. Были возведены гигантские городские стены, храмы и дворцы. Контакты с Египтом были незначительны, зато существовали связи с Месопотамией, а найденные образцы великолепной керамики с блестящей поверхностью из Хирбет-Керака свидетельствуют о влиянии и со стороны северной Сирии и Анатолии. Ближе к концу этого периода некоторые города были разрушены, а большинство других пришло в упадок. Примерно к 2400 до н.э. все поселения, относящиеся к раннебронзовым II и III периодам, были заброшены.

Раннебронзовый IV период (примерно 2400–2000 до н.э.) характеризуется появлением сотен новых поселений и стоянок, многие из которых располагаются на окраинах региона – в таких районах, как долина Иордана, Заиорданье, Негев и Синай. Большинство крупных теллей (жилых холмов), возникших в предшествующие периоды урбанизации, были покинуты обитателями или заселялись только в определенный сезон; некоторые были превращены в могильники кочевых скотоводческих племен.

Среднебронзовый век.

Заключительный этап – среднебронзовый III период (ок. 1650–1500 до н.э.) – совпадает с эпохой наивысшего расцвета второй урбанистической эпохи в Палестине, во многих отношениях бывшей пиком развития региона в доримский период. Так, Сихем, обнесенный массивными укреплениями с двумя городскими воротами, представлял собой тщательно спланированное городское поселение с жилыми кварталами, административным центром дворцового типа, общественной площадью и двумя храмами. Цитадель Гезера, к примеру, имела на своей территории крепость примерно 17 м в поперечнике. Почти все поселения имели сложнейшие фортификационные системы.

Наиболее значительным и сыгравшим важную роль культурным достижением жителей Палестины среднебронзовой эпохи явилось создание протосинайской письменности – древнейшей из известных нам алфавитных систем письма. Выполненные этим простым и эффективным письмом надписи обнаружены как на Синае, так и в Палестине. В последующие столетия алфавитное письмо распространилось из этого региона по всему свету. К числу технологических новшеств среднебронзового века относится появление керамики, изготовленной на гончарном круге быстрого вращения, и первое в истории широкое распространение изделий из настоящей бронзы, что сделало возможным появление новых типов орудий и предметов вооружения. Олово, необходимое для получения такой бронзы, доставляли из Верхней Месопотамии на расстояние ок. 800 км.

Позднебронзовый век.

В 13 в. до н.э. палестинские города-государства постепенно пришли в упадок. Хотя предметы роскоши, найденные в дворцах и гробницах, свидетельствуют об относительном богатстве и изысканных вкусах знати, большинство населения влачило жалкое существование.

Позднебронзовый век в Палестине был ознаменован активностью в религиозной сфере. Во многих местах найдены храмы и предметы культового назначения, а в Угарите на побережье Сирии близ Латакии обнаружены таблички, содержащие мифологические тексты и повествующие о военных и любовных подвигах ханаанских богов и богинь. К их числу относятся Балл Эль (Балу) – верховное божество, его супруга Ашера – главная богиня-мать; молодая пара богов – Баал (Ваал), бог бури, и его возлюбленная Анат; божество смерти Мот; бог хлебных злаков Дагон.

Железный век.

Другой новой для Палестины этнической группой в это же время стали евреи. Впервые упомянутые в надписи на стеле, повествующей о победах фараона Мернептаха (ок. 1210 до н.э.), они первоначально расселились в небольших поселениях в центральных гористых областях. Здесь обнаружены остатки 250 еврейских поселений, относящихся к 12–11 вв. до н.э. Почти все они были основаны на прежде незаселенных возвышенных местах, а не на развалинах разрушенных ханаанейских городов, как утверждается в библейской Книге Иисуса Навина. Судя по всему, евреи были кочевниками, которые прежде занимались земледелием, а позднее покинули поселения позднебронзовой эпохи (подобно упомянутым хапиру) и освоили более отдаленные нагорья.

К концу периода железного века I филистимляне и евреи оказались соперниками в борьбе за владычество над Палестиной. Эта борьба привела к созданию единого израильского царства, которым правили последовательно Саул (примерно 1020–1000 до н.э.), Давид (примерно 1000–960 до н.э.) и Соломон (около 960–920 до н.э.). Наивысшего расцвета оно достигло при царе Соломоне, который в своей столице Иерусалиме возвел знаменитый Храм. После его смерти царство распалось на два государства, но филистимляне к этому времени были вытеснены на прибрежную равнину. О достижениях израильтян той поры свидетельствуют такие археологические материалы, как укрепления, технология изготовления керамики и обработки железа, резные изделия из слоновой кости и печати, а также сохранившиеся литературные памятники, самым значительным из которых является, конечно, еврейское Священное Писание. См. также БИБЛИЯ.

Период железный век II (ок. 900–538 до н.э.) был эпохой борьбы между двумя еврейскими царствами – Израилем на севере и Иудеей на юге. Израиль раздирали династические конфликты, кроме того, он испытывал постоянную угрозу со стороны северных соседей – арамеев и финикийцев. Культ национального бога Яхве был потеснен почитанием божеств неизраильского происхождения – таких, как Ваал и Ашера. Еврейские пророки, подобные Илии или Осии, обвиняли властителей Израиля в обращении к религиозному синкретизму, подрывавшему культурное единство нации. В конечном счете северное царство оказалось завоеванным Ассирией. С падением в 722/721 до н.э. его столицы Самарии многие жители Израиля были угнаны в рабство. Яркое описание этих событий содержится в Библии (4 Цар 17) и в ассирийских летописях. О них свидетельствуют также слои со следами разрушений, обнаруженные практически в каждом археологическом памятнике в северных областях.

Персидский период.

На протяжении двух столетий Палестина являлась частью Персидской державы, простиравшейся от Египта до Индии. Между различными провинциями империи установились тесные торговые связи. Политика Персии по отношению к подвластным народам была достаточно мягкой. В 538 до н.э. Кир издал эдикт, разрешавший некоторым из еврейских изгнанников вернуться в Палестину и восстановить иерусалимский Храм. В 5 в. до н.э., при Эзре (Ездре) и Неемии, палестинские евреи пережили религиозное и социальное возрождение, однако столкнулись с противодействием других народов Палестины, особенно самарян (потомков жителей северного еврейского царства, Израиля). Персидское владычество в Палестине завершилось, когда Александр Великий в 332 до н.э. захватил ее в период войны с персами.

Эллинистическая эпоха.

Селевкиды пытались искоренить еврейские обычаи и внедрить поклонение греческим богам, что привело ок. 167 до н.э. к восстанию евреев, которое возглавили Маккавеи, в результате было создано управляемое их преемниками Хасмонеями государство (142–63 до н.э.). Хасмонейские правители, сочетавшие функций царя и верховного жреца (первосвященника), постепенно завоевали большую часть Палестины и обратили большинство населения в иудаизм. В иудаизме в это время разгорелся религиозный конфликт между различными течениями, особенно между саддукеями, фарисеями и ессеями. Одной из важнейших археологических находок, относящихся к этому периоду, является поселение на вершине скалы в Кумране, на западном берегу Мертвого моря. Оно было основано ок. 150 до н.э. членами неортодоксальной еврейской секты – возможно, ессеями.

Римская и византийская эпохи.

Палестина попала под власть Рима в 63 до н.э. В течение некоторого времени на иерусалимском престоле находились в качестве подданных Рима иудейские цари из династии Иродиадов. При Ироде Великом (ок. 37–4 до н.э.) Иерусалим украсили многочисленные монументальные сооружения; в частности, был обновлен Храм. Это был Иерусалим Иисуса и апостола Павла. Однако после 6 н.э. резиденцией римских правителей стала Кесария на средиземноморском побережье. Многие иудеи возмущались римскими порядками, и сформировалось тайное антиримское движение зилотов. В 66 н.э. вспыхнуло великое восстание иудеев против Рима. Имеются наглядные археологические свидетельства разрушения Иерусалима римлянами в 70 н.э. Разрушения прослеживаются также в Кумране, где именно в это время в пещерах была спрятана библиотека членов секты, именуемая свитками Мертвого моря.

Второе восстание под предводительством Бар-Кохбы (132–135 н.э.) было жестоко подавлено римлянами, основавшими на развалинах Иерусалима римский город Элия Капитолина и изгнавшими из него всех иудеев.

Завершающий период римской эпохи был ознаменован сохранением пережившей потрясения иудейской общины и постепенным усилением христианских групп, отделившихся от иудаизма в конце 1 в. н.э. В это время регион приобрел славу выдающегося центра религиозной учености. Около 200 н.э. Иудой га-Наси и другими богословами была составлена Мишна – авторитетный свод правил и установлений иудаизма. В Кесарии в первой половине 3 в. н.э. жил Ориген – величайший представитель греческой христианской учености того времени. В Вифлееме в конце 4 – начале 5 в. жил Иероним – крупнейший латинский христианский автор своей эпохи.

После того, как Константин в 313 н.э. узаконил христианство, повсеместно стали возникать христианские храмы и монастыри. В Палестину стекались паломники со всего Средиземноморья. Известно более 450 храмов, относящихся к периоду с 4 до начала 7 вв. н.э. Особенно хорошо сохранились византийские памятники – такие, как Авдат, Курнуб, Ниссана, Шивта и Реховот. Известны также десятки синагог, многие из которых украшены великолепными мозаиками. Но испытанием для Позднеримской, или Византийской, империи стало возвышение на востоке Сасанидской (Новоперсидской) державы. Сасанидский правитель Хосров II в 614 н.э. захватил Иерусалим, и византийская власть над ним была восстановлена лишь после длительной войны. Борьба привела к ослаблению восточных провинций Византийской империи. Когда на юге у нее появился новый энергичный соперник – раннеисламское арабское государство, у нее уже не было сил противостоять ему. В 638 н.э. арабы-мусульмане завоевали Иерусалим, что означало конец древней истории Палестины. См. также ИЕРУСАЛИМ.

Регион между рекой Иордан и Средиземным морем известен под многими названиями – Палестина, Израиль, Святая Земля и Ханаан. В последние годы в этом районе происходит много конфликтов, в первую очередь из-за того, что и евреи и мусульмане не могут поделить территорию, а третья сторона (христианство) также имеет свой личный интерес.

Это краткая история Палестины от незапамятных времен до раннего средневековья в 5 простых пунктах.

1. Палеолит и неолит (5000 г. до н. э.)

На территории современной Палестины были найдены человеческие останки, датируемые 500,000 до н. э.. Каменные, деревянные и костяные орудия труда были найдены в пещерах Вифлеема и Рамаллаха. В этом районе также были обнаружены глиняные кирпичи и округлые жилища, что свидетельствует о сельскохозяйственных общинах.

2. Энеолит и Бронзовый век (4500-1200 гг. до н. э.)

К раннему бронзовому веку развивались Ханаанские города, окруженные глинобитными стенами для безопасности. Эти города-государства имели дипломатические отношения с Египтом и Сирией. Часть этой городской цивилизации было уничтожено около 2300 г. до н. э. – но никто не знает, почему. К среднему бронзовому веку, область находилась под влиянием кочевых групп, поселившихся в горах, а также окружающих цивилизаций Египта, Месопотамии, Финикии и Сирии. С этого времени мы видим начало веры в загробную жизнь. Военные и политические события этого времени записываются на клинописных табличках, известных как Амарнские письмена . Это было время правления Эхнатона и его жены Нефертити – свекрови фараона Тутанхамона. К 1190 году до н. э. филистимляне прибыли и начали сливаться с местной общиной – теряя свою идентичность в течение последующих поколений.

3. Железный век (1200-330 гг. до н. э.)

Библейские рассказы утверждают, что именно в эту эпоху евреи прибыли из многолетнего египетского рабства. В свою очередь скептики считают, что евреи диссимилировались из местного населения. Интересно отметить, что некоторые современные авторы считают, что существует связь между религиозной реформацией Ахнатона в Египте (в которой он заменил политеистическую религию своей собственной монотеистической религией) и Моисеем, который был воспитан как Египетский князь и был отцом монотеистической религии евреев – иудаизма.

Согласно библейской истории, именно в это время было создано Израильское царство . В этот период был основан первый храм при царе Соломоне. К 930 году царство было разделено на два – Иудейское царство и Северно-Израильское царство. В 720-х годах ассирийцы уничтожили Северно-Израильское царство. Это знаменует собой начало изгнания евреев. В 586 году Иордания была разрушена вавилонянами. С 538 г. до н. э. было полностью установлено персидское правление. Евреям была предоставлена некоторая автономия в государстве, и в это время они основали второй храм в Иерусалиме.

4. Античность (333 г. до н. э. – 640 г. н. э.)

Ещё 63 году до н. э. в регион прибыл генерал Гней Помпей Великий, но римское правление было полностью установлено только после назначения царем Ирода. Наиболее важным археологической находкой этого времени является Иродион – крепость, построенная Иродом Великим (Царь, наиболее известный тем, что требовал казни всех новорожденных евреев мужского пола в Вифлееме, чтобы предотвратить рождение Мессии).

Римская Палестина в это время переживала смуту, и было введено прямое правление. После победы римлян в Иудейской войне, римский император Адриан изгнал евреев из региона. Римляне переименовали провинцию Иудеи в Сирию Палестинскую . Христианство практиковалось тайно. В 330 году римский император Константин принял католичество и сделал его официальной религией Палестины. Палестина стала центром паломничества для христианства. Это знаменует начало византийского правления, которое продлилось до 634 года нашей эры, когда после победы в битве при Ярмуке Арабский исламский халифат взял под контроль территории Сирии и Палестины.

5. Правление Арабского халифата (638–1099 гг. н. э.)

В 638 году, впервые за 500 лет после изгнания римлян, еврейскому народу было разрешено вернуться в Палестину. Умар ибн аль-Хаттаб, первый завоеватель Иерусалима, вошедший в город пешком, объявил его святым местом для Ислама. В 691 году халиф Абдуль-Малик ибн Марван приказал построить Купол Скалы (святилище) на Храмовой горе, на месте, где, по мнению мусульман, пророк Мухаммед начал свое ночное путешествие на небеса.

Примерно через десять лет халиф Аль-Валид I ибн Абдул-Малик построил мечеть Эль-Акса. Именно по закону династии Омейядов христианам и евреям было дано официальное название "народы книги", чтобы подчеркнуть общие монотеистические корни, которые они разделяли с Исламом. Европейские христианские паломники посещали и делали щедрые пожертвования христианским святыням Иерусалима и Вифлеема.

Интересно? Хочешь больше узнать об истории?

Ставь большой палец вверх, оставляй комментарий, делись ссылкой в социальных сетях и подписывайся на канал !

Палестина расположена на восточном побережье Средиземного моря. В этом районе сухое лето, осадков выпадает мало, поэтому в древности в период дождей воду приходилось собирать. Главная река - Иордан - впадает в Мертвое море. Вода в этом море настолько соленая, что в нем невозможна какая-либо жизнь.

Палестина делится на две отличающиеся друг от друга части. Северная часть - это, прежде всего, район долины Иордан с хорошей землей для зернового хозяйства и скотоводства.

Юг Палестины в противоположность северу не отличается плодородием. Это гористая пустыня с оазисами.


Израильско-иудейское царство в Х в. до н. э.

В отличие от других народов Древнего Востока древние евреи пришли к вере в одного Бога. Они поклонялись Богу Яхве, который заключил с ними договор — Завет. Евреи считали Яхве единственным Богом и творцом мира, а себя — богоизбранным народом.

Сюжеты Ветхого Завета тесно связаны с исторической судьбой древнееврейского народа. В нем рассказывается, например, о сотворении первого человека, Адама, о Всемирном потопе, который уничтожил все живое, о египетском плене, о переселении в Землю обетованную.

По ветхозаветному преданию, родоначальником еврейского народа является Авраам. Он происходил из месопотамского города Ур. После долгих скитаний Авраам вместе с семьей пришел в далекую Палестину. В это время здесь уже жили хананеи. Далее из Ветхого Завета можно узнать, что часть еврейских племен, спасаясь от голода, переселилась в Египет.

По преданию дочь фараона воспитала одного из еврейских детей и дала ему имя Моисей. Когда Моисей вырос, он возглавил исход евреев из Египта и повел их в Палестину. Согласно Библии на горе Синай Бог через Моисея вручил евреям каменные плиты — скрижали, на которых были записаны десять заповедей, и среди них такие:

Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.

Не делай себе кумира (то есть не создавай изображений других богов и не поклоняйся им).


Моисей. Мозаика церкви Сан-Витале.

Почитай отца твоего и мать твою .

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай ничего, что есть у ближнего твоего.

Почему эти заповеди никогда не потеряют своей значимости? Какие выражения из заповедей перешли в нашу повседневную жизнь?

3. Борьба с филистимлянами

Филистимляне уже умели делать оружие из железа. Они стали грозными противниками древнееврейских племен, которые имели лишь бронзовое оружие. Филистимляне стали захватывать города, в том числе город Силом, где находилось главное святилище евреев.

В Ветхом Завете рассказывается об израильском богатыре Самсоне. Никто не мог сравниться с ним в силе. Однажды он спас своих родителей от льва, разорвав его пополам. Но особенно страшен был Самсон филистимлянам. После одной из побед Самсона над войском филистимлян они решили узнать, в чем тайна его силы. Они подкупили красавицу Далилу, в которую был влюблен богатырь. Коварная Далила выведала, что сила Самсона заключается в его длинных волосах. Когда Самсон уснул, она обрезала ему волосы, лишив тем самым волшебной силы. Филистимляне сковали ослабевшего богатыря цепями и ослепили его, а затем заставили безостановочно крутить жернова ручной мельницы. Время шло, волосы постепенно отрастали, а с ними возвращалась мощь Самсона. Однажды враги привели его в храм. Когда прислужники подвели Самсона к колоннам, на которых держалась крыша, он ухватил их руками и сотряс с такой силой, что храм рухнул. Под его обломками остались множество филистимлян, но погиб и сам герой.


А. Мантенья. Самсон и Далила

4. Древнееврейское царство

Первым израильским царем был Саул, воевавший с филистимлянами. В ходе этой борьбы Саул и его сыновья погибли. Царем был избран один из военачальников-израильтян, Давид. По преданию еще юношей он победил страшного великана Голиафа. Давид продолжил борьбу с филистимлянами и добился больших успехов. При нем столицей стал город Иерусалим. Давид процарствовал тридцать лет. После его смерти царем стал его сын Соломон. В период его правления царство почти не вело войн и достигло наивысшего расцвета. Страна имела выход в Средиземное и Красное моря, что способствовало развитию морской торговли. Царь Соломон предпринял ряд мер по укреплению государства, разделив его на 12 областей. Каждой из них правил наместник. Один месяц в году он отвечал за расходы по содержанию царского двора и войска. Соломон ввел налоги и повинности. Много внимания он уделял строительству храмов и дворцов, прежде всего в Иерусалиме.


Храм в Иерусалиме. Реконструкция


Рафаэль. Суд Соломона. Мозаика. Рим. Ватикан

Почему царь Соломон поступил именно так?

Царствованием Соломона завершается восьмидесятилетний период существования единого царства. После его смерти государство распалось на два царства - Израильское на севере и Иудейское на юге Палестины. В VII веке до н. э. под ударами Ассирии пало Израильское царство. В VI веке до н. э. новый могущественный враг, вавилонский царь Навуходоносор, чья держава выросла на руинах Ассирии, уничтожил Иудею.

● Ветхий Завет — первая часть Библии.

● В Древнем Израиле возникло единобожие, то есть вера в одного Бога (Яхве).

● Высшего расцвета Израильское царство достигло в период правления царей Давида и Соломона.

Вопросы и задания

1. Что рассказывает Ветхий Завет о судьбе древнееврейского народа? 2. Какие мифологические сказания Ветхого Завета вы знаете? 3. Составьте рассказ об Израильском царстве (см. памятку № 3). 4. Опираясь на библейские сюжеты, покажите, в чем заключалась мудрость Соломона. 5*. Прочитайте в Библии сказание о Всемирном потопе. Что общего между сюжетом из Библии и шумерским мифом? Чем объяснить, что у разных народов возникали мифы о Всемирном потопе?

Познакомьтесь с одной из притч царя Соломона, записанной в Библии

Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет как прохожий бедность твоя и нужда твоя как разбойник.

Какие наставления следуют из этой притчи? Почему в качестве противоположности ленивцу выбран в притче муравей?

До появления в этой земле филистимлян, вся местность к западу от Иордана, называлась Ханаан, — по имени одного из внуков Ноя, пережившего согласно Священного Писания Всемирный Потоп. Именно от Ханаана произошли 11 племен, 10 из которых населяли земли на западе от реки Иордан, и одно, — амореи, имело владения по обе стороны Иордана. Также в тех землях селились и прото-хурритские племена перемешиваясь с кочевыми семитскими племенами.

История древнего Израиля
Ханаанский период закончился в XVI веке до нашей эры, с приходом израильтян. Этот народ, освободившись из египетского рабства, имел перед собой цель завладеть ханаанскими землями. Пройдя равнинами Моава, преодолев сопротивление двух аморейских царей, и захватив их территорию, древнееврейские племена подготовились к завоеванию земель к западу от Иордана. Вскоре перебравшись через реку, израильтяне во главе с Иисусом Навином, захватывают города Иерихон и Гай. Постепенно они завоёвывают практически весь Ханаан, за исключением владений филистимлян. Последние, на протяжении долгого время вторгаются во владения израильтян, зачастую довольно успешно. Освободиться полностью от угнетения со стороны филистимлян, Израиль смог только ближе к концу правления царя Давида. Царствование его сына, Соломона (1037—998 до н. э.) осуществлялось в мирных условиях. После его смерти царство было разделено на Северное со столицей в Самарии, и Южное, столицей которого, во время царя Давида, стал Иерусалим. Время от времени между этими царствами тоже вспыхивают войны. В последующие годы, во времена правления разных царей, против израильтян с переменным успехом, периодически воевали филистимляне.

Северное царство было завоёвано войсками ассирийцев, и перестало существовать с 740 г до н. э., когда после трехлетний осады была взята Самария. Многие из израильтян, были уведены в плен, а на их место завоеватели поселили представителей различных народностей из Месопотамии и Сирии.

Южное царство, тоже попало в зависимость от Ассирийцев. Однако, со временем иудейский царь Езекия, желая свергнуть многолетнее иго Ассирии, восстал против её царя. В 734 г. до н.э., Ассирийский царь Сеннахирим со своим войском вторгся в Иуду. За короткое время были захвачены более 40 иудейских городов. В конечном итоге в осаде оказалась столица царства Иуды, Иерусалим. Шансов у города практически не было, но ассирийские войска в него не вошли. Так и не выпустив ни одной стрелы против Иерусалима, ассирийцы покинули Иудею. Историки по-разному объясняют произошедшее там, но в Библии сказано, что ночью ангел Бога поразил в ассирийском стане 185 тысяч воинов, а Сеннахирим вернулся в Ниневию.

В VII веке до нашей эры над Иудой нависла угроза со стороны нового завоевателя. Теперь это были халдеи или вавилоняне. В 607 году до нашей эры окончательно был разрушен Иерусалим. Большая часть иудеев была уведена в Вавилон. Над оставшимся малочисленным народом царь Навуходоносор поставил наместником Гедалию, но вскоре против него был составлен заговор, и его убили. Из страха перед вавилонским царём люди бежали в Египет. Вследствие этого, земля Иуды осталась в запустении.

От храма восстановленного, до храма разрушенного
В 539 г. до н. э., объединенные войска мидян и персов, захватили Вавилон. Иудеям было позволено вернуться в свои земли и отстроить Иерусалим и храм. В 455 г. до н.э., вернувшиеся иудеи обнесли отстроенный город стеной и установили ворота. Этим они завершили полное восстановление Иерусалима.

В 332 году до н. э., по Иудее и всей остальной части Палестины, прошел Александр Македонский со своим войском. Таким образом, и этот край оказался под властью Греции, сменившей Мидо-персию. После смерти Александра, македонская держава была разделена между его бывшими полководцами. Иудея сначала была частью империи царей из династии Птолемеев, а с 198 г. до н. э., она стала
подвластной Селевкидам, правящим в Сирии. Спустя 30 лет, попытка царя Антиоха IV, посвятить иерусалимский храм языческому богу Зевсу, вызвала восстание иудеев. Последние, желая полностью избавиться от Селевкидов, в 160 г. до н. э. призывают на помощь римлян. С тех пор Иудея пребывает под сильным римским влиянием. В 66 году до н. э., Помпей присоединил палестинские земли к римской империи. Римляне позаботились о том, чтобы у власти в Иудее находились не евреи, а более лояльные к Риму идумеи. Так наместником в той земле стал Антипатр из династии Иродов. Как раз во время римского правления в Палестине проповедовал и был казнён по ложному обвинению своих соплеменников, Иисус Христос.

В 66 году н.э. римские войска окружили Иерусалим, чтобы подавить восстание, но совершенно неожиданно отступили. Христиане находящиеся в городе, восприняли это как шанс на спасение и последовав указаниям Иисуса Христа, поспешно покинули Иерусалим. Остальные же иудеи, посчитали отступление римлян избавлением посланным свыше. Через четыре года римские войска вернулись и все, кто был в городе оказались в ловушке. Всего чуть больше чем через четыре месяца осады, Иерусалим был взят римлянами. Город и храм были сожжены, и полностью разрушены. Тогда более миллиона человек погибло и 97 000 уведено в плен и продано в рабство.

От Византии, до Османской империи
После разделения римской империи, Палестина в конце IV века стаёт византийской провинцией. В первой половине VII века, на короткое время Палестину захватили персы, однако их вскоре оттеснили византийцы. Тогда начались репрессии и насилие против евреев, что привело к значительному сокращению их численности.

В 633 году в Палестинские земли вторглись арабы. Сразу несколько армий под командованием Амра ибн аль-Аса, одерживают одну за другой победы над войсками Византии. Спустя 4 года вся территория Палестины стает подвластной мусульманам. Период арабского господства продлился до 1099 года, когда войска крестоносцев завладели Иерусалимом, и основали Иерусалимское королевство. После почти двухсотлетнего владения Палестиной, крестоносцы оставляют эти земли. На рубеже XII и XIII веков, после короткого царствования династии айюбидов, наступает период правления мамлюков продлившийся до начала XVI века.

С 1517 года Палестина ровно на четыре столетия оказалась под властью новых хозяев, на этот раз турок-осман. По установленным законам мусульман, иудеи, а также христиане получали статус "зимми", и им дарована была определенная свобода в реллигиозном и гражданском отношении. Но для них существовали некоторые ограничения. Например у "зимми" не было права на ношение оружия, служение в армии и даже запрещалась верховая езда на лошадях. Кроме того, имеющие этот статус облагались особым видом налогов.

Палестина в XVIII и XIX веках
Во второй половине XVIII века Палестина пережила вторжение наполеоновских войск. Им удалось захватить такие города как Газа, Рамла, Яффа и Лод. Продвижению французов к Акко помешало мощное сопротивление турецкой армии. К тому же, туркам на помощь поспешил флот англичан. В апреле 1799 года французские войска под командованием Клебера, хотя и одержали две небольшие победы, вынуждены были отступить.

В 1832 года, в Палестину приходят египтяне. За своё восьмилетнее правление они успели осуществить ряд реформ по европейскому образцу. Это вызвало недовольство арабского населения, и привело к массовым восстаниям.

Возникновение Политического Сионизма
Евреи живущие в эмиграции постоянно имели огромное желание возвратиться к Сиону. Эта надежда евреев стала главной темой их молитв. Переселение в "Святую землю", по сути началось ещё в XII веке по причине преследования христианскими церквями. К концу XV века, этот поток увеличился за счёт их соплеменников бежавших из Пиренеев, а в конце XIX века, — из Российской империи.
Именно в это время появилось движение, известное как Политический Сионизм. Официальной датой его зарождения, можно считать 1896 год, когда свет увидела книга Теодора Герцля "Еврейское государство". Главным образом, движение развивало идею образования государства Израиль.

Британский мандат и новые трудности для евреев
После начала Первой мировой войны, Жаботинский и Трумпельдор инициировали формирование в составе армии Объединённого Королевства, "Еврейского легиона", который оказывал содействие в аннексии Палестины. В 1917 году секретарём иностранных дел Великобритании А. Бальфуром издан специальный документ содержащий одобрение Великобританией идеи образования в тех землях еврейского государства. В 1922 году Лигой Наций правительству Британии был выдан мандат на Палестину. Британские власти сразу ввели существенные ограничения для евреев. В частности британцы выделили 3/4 территории Палестинских земель под отдельный район закрытый для поселения евреев. Приход нацистов к власти в Германии, сильно увеличил приток евреев в Палестину. Это вызвало всплеск арабских восстаний во второй половине 30-х годов. Из-за этого Британия издала некую "Белую книгу", которой практически свела на нет поселение евреев в тех землях.

Репатриация, или узаконенная оккупация?
1947 год ознаменовался тем, что ООН принял решение разделить Палестину на две части: арабскую и еврейскую. Арабы эти территории считали своими, и конечно были против создания государства Израиль. Всё это послужило началом затянувшегося уже больше чем на пол столетия конфликта между арабами и евреями в этом регионе.

В 1967 году Израильская армия отвоевала обширные территории правобережья Иордана. Через два десятилетия был начат переговорный процесс между Организацией Освобождения Палестины и Израилем. Результатом Соглашений в Осло, стало образование в 1994 году Палестинской национальной администрации (ПНА). Спустя девятнадцать лет руководство ПНА издает указ с предписанием официально использовать термин "Государство Палестина", и всячески добивается международного признания его независимости. По состоянию на январь 2019 года, ряд стран включая США и Израиль, выступают против этого решения.

Читайте также: