П н савицкий евразийство кратко

Обновлено: 04.07.2024

Евразийство не только нельзя считать отжившим учением, но наоборот, его надо считать находившимся в состоянии временного анабиоза, с самыми благоприятными и обнадеживающими перспективами.

Письма П. Савицкого сохранились в ленинградской квартире Льва Николаевича, видимо, почти полностью252. Они-то и заслуживают самого большого внимания, ибо это куда более живая, чем любая статья или книга, очень дружеская и сверхоткровенная дискуссия двух эрудитов, увлеченных кочевниковедением. Им было что рассказать друг другу.

Петр Николаевич Савицкий родился в 1895 г., т. е. был старше Л. Гумилева на целых 17 лет. Это много, и страшно много в пору стремительных изменений и коллизий. Когда Лев Гумилев еще не ходил в школу, Петр Савицкий в своих географических исследованиях пришел к выводу, который постарался выразить в построении системы евразийской географии в 1920-х гг.253. Когда же маленький Лев пошел в железнодорожную школу провинциального Бежецка, Петр Савицкий уже был отсечен от России революционным ураганом.

В воспоминаниях Н. Н. Алексеева (одного из видных евразийцев) есть любопытное объяснение того, почему чешское правительство в ту пору широко помогало русским эмигрантам. Дело в том, что отряд чешских легионеров, застрявших в силу революции в России, при отступлении своем с Волги на Владивосток, в Казани нашел часть золотого запаса русского казначейства (говорят, целый вагон русского золота). Захватив вагон с собой, чехи увезли также и немало другого русского имущества. Это золото послужило основанием для образования в Праге чешского Легио-банка. Э. Бенеш был убежден, что большевизм не продержится в России более пяти, самое большое – десяти лет. Он полагал, что воспитанная в Чехословакии русская молодежь вместе с их профессорами вернется в Россию и послужит там закваской для образования нового демократического государственного строя255.

Лев Карсавин (1882–1952) – профессор, до революции был ректором Петербургского университета, известный медиевист и ведущий религиозный мыслитель евразийства. В 30-х гг. возглавил семинар в Кламаре (Франция), подготовивший пробольшевистское течение в евразийстве. Дальнейшая судьба его была трагична; в конце войны он был арестован в Вильнюсе и погиб в концлагере в Абези (север СССР).

Ты враг, ты недруг евразийства,

Отсталость – вот Руси закон,

Все прочее – плоды витийства

И самый пустозвонный звон272.

П. Н. Савицкий Степь и оседлость[99]

САВИЦКИЙ

САВИЦКИЙ Гумилев, вернувшись к научной жизни, нуждался в друзьях и единомышленниках. Они нашлись не только среди советских историков и востоковедов. Уже в конце 1956 года Гумилев начинает переписку с Петром Николаевичем Савицким, русским мыслителем, одним из

Людовик XV: вверх по лестнице, ведущей вниз

Людовик XV: вверх по лестнице, ведущей вниз Судьба блестящего короля Франции Людовика XV (родился в 1710, правил с 1715, умер в 1774 году) оказалась вещей. Всю жизнь он потратил на возлюбленных – его даже назвали Возлюбленным Луи. Но вот знаменательный парадокс: раз от раза его

Загадка происхождения евразийцев

Загадка происхождения евразийцев

Евгений Яковлевич Савицкий (СССР)

Евгений Яковлевич Савицкий (СССР) Евгений Савицкий родился 24 декабря 1910 г. в Новороссийске, в семье стрелочника. После смерти отца в 12 лет он стал беспризорником. Потом были детский дом, школа, комсомол, профессия дизелиста, шофёра. В конце 1929 г. в составе группы содействия

Савицкий Евгений Яковлевич

С.Г. Пушкарев и П.Н. Савицкий: офицеры и ученые

С.Г. Пушкарев и П.Н. Савицкий: офицеры и ученые Одним из тех, кто оказался в Праге после Константинополя, был Сергей Германович Пушкарев, дворянин, получивший университетское образование не только в России, но и в Европе. В своих политических воззрениях Пушкарев прошел путь

Необходимость новой встречи "большой тройки"

Необходимость новой встречи "большой тройки" Разгром фашистской Германии, устранивший смертельную угрозу для Англии и США в Европе и во всем мире, имел и другой результат. Реакционные политические деятели пришли к выводу, что с коалицией, созданной в период смертельной

История Е.

3-й и последний этап существования Е. завершился в 1939 г. в результате ввода в Чехословакию герм. войск. В этот период евразийская орг-ция сохранялась в основном усилиями Савицкого. Главным итогом деятельности евразийцев на этом этапе являются не столько время от времени возобновлявшиеся печатные издания, сколько их обширная переписка, в к-рой анализируются успехи и неудачи движения и раскрывается широкий интеллектуальный и духовный контекст, вне к-рого движение не может быть понято и по достоинству оценено.

Идейное содержание Е.

Географические исследования

Культурно-лингвистическое обоснование Е.

Экономическое учение Е.

Исторические построения

Общественно-политические концепции Е.

Е. и Православие.

Религиозно-мировоззренческие построения сторонников Е. отличались значительным концептуальным разнообразием. Однако несомненно общим для всех участников движения на различных этапах его развития было признание Православия единственной религ. силой, способной стать основой самобытной культуры России и шире - Евразии.

Критическая оценка Е.

Профессор МГУ доктор философских наук Юлия Биляловна Мелих любезно предоставила материал, на основе которого я подготовил краткую справку об одном из основоположников евразийства Петре Савицком.

Савицкий Петр Николаевич (1895-1968) – русский историк, экономист, географ, социолог, общественный и политический деятель

Родился 15(27) мая 1895 г. в Черниговской губернии - по его воспоминаниям, возможно, в селе Логовики. Он пользовался также псевдонимами П. Востоков, П. Логовиков (по родовому гнезду – село Логовики), Степан Лубенский (в честь своего предка – поэта и писателя Степана, который сыграл большую роль в истории Лубенского полка Малороссии).

Отец его - Николай Петрович Савицкий, черниговский землевладелец, предводитель губернского дворянства, глава черниговской земской управы, член Государственного совета, действительный статский советник, член врангелевского Русского совета. Н.П. Савицкий с присущей ему решительностью отстаивал права земства, что иногда даже приводило к некоторым эксцессам. Но, несмотря на подчас возникавшие трения с местной властью, его деятельность по улучшению губернской инфраструктуры, которая находилась в ведении земства, была неизменно успешной. Ульяна Андреевна, мать Петра Савицкого, была “приветливая, прекрасная русская женщина” (Пушкарев С.Г. Воспоминания историка. Москва: Посев, 1999, стр. 92).

В 1911 г. в Чернигове подружился с историком Вадимом Модзалевским, под влиянием которого три года посвятил изучению истории Украины, а в 1914 г. на выставке украинской старины в Харькове представил коллекцию фотографий памятников архитектуры Черниговщины. В 1916 г. в соавторстве с Вадимом Модзалевским подготовил к печати книгу "Очерки искусства Старой Украины. Чернигов" (книга увидит свет только в 1992 г.). Весьма важно, что П.Н. Савицкий, зная и ценя культуру Украины и украинский язык, являлся при этом убежденным патриотом единого государства Российского.

В 1917 г. окончил Петербургский политехнический институт, был учеником Петра Бернгардовича Струве и Владимира Ивановича Вернадского и стал специалистом по экономической географии, в которую внес заметный вклад своими исследованиями степей и степных народов, анализируя взаимодействие социально-экономической истории и природной среды.

На путях. - Берлин: Геликон, 1922. – 356 стр. (Утверждение евразийцев. Книга 2)
Евразийский временник. - Берлин: Евразийское книжное издательство, 1923. – 174 стр. (Утверждение евразийцев. Книга 3)
Евразийский временник. - Берлин: Евразийское книжное издательство, 1925. – 445 стр. (Утверждение евразийцев. Книга 4)
Евразийский временник. - Париж: Евразийское книжное издательство, 1927. – 308 стр. (Утверждение евразийцев. Книга 5)
Евразийский сборник. - Прага: Евразийское книжное издательство, 1929. – 80 стр. (Утверждение евразийцев. Книга 6)
Тридцатые годы. – Париж: Евразийское книжное издательство, 1931. – 317 стр. (Утверждение евразийцев. Книга 7)

Периодические издания евразийцев:

Евразийская хроника. Прага – Париж – Берлин, 1925 – 1937.
Выпуск 1. - Прага, 1925. – 43 стр.; Выпуск 2. - Прага, 1925. – 74 стр.; Выпуск 3. - Прага, 1926. – 78 стр.; Выпуск 4. – Прага, 1926. – 50 стр.; Выпуск 5. – Париж, 1926. – 85 стр.; Выпуск 6. – Париж, 1926. – 46 стр.; Выпуск 7. – Париж, 1927. – 64 стр.; Выпуск 8. – Париж, 1927. – 86 стр.; Выпуск 9. – Париж, 1927. – 102 стр.; Выпуск 10. – Париж, 1928. – 102 стр.; Выпуск 11. – Берлин, 1935. – 102 стр.; Выпуск 12. – Берлин, 1937. – 159 стр.
Евразийские тетради. Париж, 1934 – 1936.
Выпуск 1. – 1934. – 42 стр.; Выпуск 2/3. – 1934. – 47 стр.; Выпуск 5. – 1935. – 60 стр.; Выпуск 6. – 1936. – 38 стр.
Евразия: Еженедельник по вопросам культуры и политики. Париж, 1928 – 1929. №№ 1 – 35
Евразиец. Брюссель, 1929 – 1934. №№ 1 – 25

Коллективные издания евразийцев:

Россия и латинство: Сборник статей. – Берлин: Евразийское книжное издательство, 1923. – 219 стр.
Комплектование Красной Армии. – Берлин: Евразийское книжное издательство, 1926. – 78 стр.
Евразия в свете языкознания: Сборник статей. – Париж: Издательство евразийцев, 1931. – 11 стр.
Евразийство и коммунизм. – Без места: Без года. – 31 стр.
Новая эпоха: Идеократия: Политика: Экономика: Обзоры /Под редакцией В. А. Пейль. – Нарва: Издательство евразийцев, 1933. – 48 стр.

Мой рок, мой крест - универсальность.
Ее несу, как некий груз,
Как надоевшую банальность,
Как звенья неизбывных уз.

Вёл эпистолярную полемику с занимавшим активную антисоветскую позицию своим учителем П.Б. Струве (1870-1944), который обвинял евразийство в компромиссе с большевиками.

С 1929 г. - профессор Русского народного университета и Карлова университета (Прага), преподает и развивает евразийское понимание русской истории. В 1935 г. преподает русский и украинский язык в Немецком университете (Прага), рождается сын Иван – будущий историк. В этом же году образуется Оборонческое движение, основанное на идее, что если произойдет война Гитлера со Сталиным, то нужно будет защищать Россию, а отец Николай Петрович Савицкий сходится в Праге с лидером партии "Крестьянская Россия" Сергеем Масловым.

В мае 1945 г. – освобождение Праги, беседы с сотрудниками СМЕРШа на дому, приглашение поработать переводчиком на Потсдамской конференции. Затем – выселение из казенной квартиры, арест, самолетом отправлен в Москву, где жила младшая сестра Анна Николаевна Кренке, работница Ботанического сада АН СССР. Приговор – 10 лет лагерей, этапирован в мордовский Дубровлаг.

Евразийское движение является одним из самых ярких явлений в истории русского зарубежья первой трети ХХ века. "Научно-идеологическое" движение евразийцев было создано в 1921 г. в Праге. Отцами-основателями его стали экономист, географ П.Н. Савицкий; лингвист и этнолог Н.С. Трубецкой; теоретик музыки, искусствовед П.П. Сувчинский; религиозный философ Г.В. Флоровский.

Движение было весьма разнородным, однако, по мнению П.Н. Савицкого, была важная "скрепа", связывающая таких разных авторов в евразийстве, - попытка найти преодоление большевизма "в духе": "Мировая религиозная и затем русская национальная проблема является стержнем рассуждений, проблема, в пределах которой вопросы, вроде того, нужно ли или не нужно вооруженно бороться с большевиками или делать против них революцию, не встает вовсе" 1 .


Как отмечал Савицкий, перед евразийством были две альтернативные возможности: первая - "укрепиться в образе немноголюдного общения избранных", разрабатывать "новые ценности русской культуры" и "добиться личного влияния на тех или иных деятелей современной России"; второй путь - превращение евразийства в мощную организованную группу, став основой широкого социального движения 2 . Савицкий как политический лидер евразийства избрал последний вариант. Во многом этому способствовали контакты с "Трестом" - легендированной мощной военной организацией, с которой евразийцы стали связывать надежду на возможность захвата власти в СССР.

Связь с "Трестом" повлияла на изменение не только собственно политических установок Савицкого, но и его исторического мировоззрения. Он захотел принять участие в "пластическом процессе истории". А для этого необходимо познать ее закономерности. Не случайно Савицкий подчеркивал, что "проблема русской революции есть тот основной стержень, около которого движется их (евразийцев. - А.М.) мысль" 3 .

Анализируя события 1917-1922 гг., Савицкий выявил "основные закономерности революции": "Процесс осуществившейся революции связан со сменой правящего строя. В первой фазе революции происходит эта смена, во второй - протекают перегруппировки в пределах уже сложившегося слоя" 4 . Но при этом своеобразная "эволюция" революции должна была получить импульс извне, от внешней силы, которая должна проникнуть в ряды правящих верхов.


Такая историческая конструкция имела вполне очевидную идейно-политическую заданность. В письме Н.С. Трубецкому (сентябрь 1925 г.) П.Н. Савицкий обозначил следующую политическую установку евразийства: "Конечный результат произведенной коммунистами "революции" евразийцы признают подлежащим ниспровержению" 5 .

В 1925 г. Совет евразийства, куда входил Савицкий, выработал новую концепцию тактических действий и стратегию по захвату власти в СССР. Согласно ей евразийство позиционировалось как "движение революционное, культурные задания которого могут быть выполнены лишь промышленным (политическим. - А.М.) путем", и брало установку не на борьбу с революцией, а на "использование ее для своих целей" при условии устранения коммунистической верхушки" 6 .

Борьба с коммунизмом в русских условиях, по мнению Савицкого, должна была носить не силовой, а идеологический характер. Но для этого необходимо было противопоставить ему систему идей не меньшего размаха. Такой альтернативой, по его убеждению, была именно евразийская - как "единственная возможная для любого течения, которое желает оказывать влияние на ход русских событий" 7 . Такая "избранность" обосновывалась в политической программе евразийцев 1927 г. тем, что тезисно можно выразить в трех положениях: современный коммунизм перерождается в "капитало-коммунизм"; капитализм как основа западных политических форм и коммунизм как "порождение романо-германской культуры чужды русской традиции", в этой связи возможен только "третий путь" - евразийство, "выходящее на путь широкой социальности", "сознающее евразийское своеобразие в форме понимания России-Евразии как особого мира и отвергающее господствовавшее доселе западнопоклонничество" 8 .

Вопрос об идейной базе политического действия и политической власти в евразийской концепции был связан с разработкой новых политологических понятий, которые подчеркивали уникальность движения "третьего пути". Подобные движения "третьего пути" появились в послевоенной Европе 1920-х гг.

Генерал П.Н. Врангель и митрополит Антоний (Храповицкий) в Югославии. 1927 г.

Евразийский политический идеал связывался с представлением об идеократии. В основе теории идеократии лежало религиозно-философское представление Савицкого об историческом процессе как о "творимом" не по причине изменений "объективной обстановки", а в силу неких идей "народного духа" 9 . Определяющим началом в исторической жизни провозглашалась надгосударственная вечная идея-правительница, которая усваивается интеллигентами как "духовно-интеллектуальными предстоятелями народа" ("ведущим слоем", "правящим отбором") и через некоторое время "доходит" до народа 10 . Лишь та часть интеллигенции становится политической элитой, которая осознает смысл идеи, цементирующей все общество и государство. Переход от одного "правящего отбора" к другому объяснялся утратой им значения "лиги действия", которое брал на себя новый ведущий слой. В этой связи новым этапом должен был стать, по мнению Савицкого, евразийский правящий отбор, в состав которого могли входить люди всех социальных слоев и классов как "служители идее национального призвания России-Евразии" 11 .

Относительно организации политической системы идеократии Савицкий не изобретал каких-то особых принципов, считая, как и в начале 1920х гг., что советский строй "несомненно можно и должно рассматривать как особенную, приспособленную к российско-евразийским условиям форму представительства и управления" 12 . Евразийский рецепт власти был прост: прийти к власти в Советском Союзе можно, "заменив идею диктатуры одного класса на идею господства одного народа, то есть подменить классовый субстрат государственности субстратом национальным" 13 . Эта идея основывалась на предположении, что "националистические инстинкты" у "биологических особей", то есть у рабочих и крестьян, выражены сильнее, чем классовая солидарность 14 . Главное - это смена верхушки как носителей определенной идеологии ("идея - в верхушке"), которая повлечет за собой смену в содержании всего строя 15 . Таким образом, сущность "второй фазы" революции сводилась к вопросу о персональном укомплектовании верхушки.

Так, уже с 1924 г. евразийцы взяли курс на идеологический захват "Треста" 16 . Роль этой организации в реализации политической цели евразийцев - власть в СССР - была решающей: "эта организация проникает в поры советского аппарата, невидимо контролирует инстанции коммунистического действия, является осведомленной о важнейшем, что происходит в стране" 17 . А позже эта же организация должна была проводить отбор будущей правящей элиты - ведущего евразийского слоя 18 .

Принятая по отношению к "Тресту" тактика "обволакивания" власти, которая также распространялась и на захват власти в Советском Союзе, была заимствована по предложению П.С. Арапова у масонов 19 , хотя среди евразийцев в масонских ложах никто не состоял.


Важно отметить, что такая же тактика, по мнению Савицкого, применима и по отношению к СССР: "Влить новое вино евразийства в старые мехи марксизма", - смысл его евразийской пропаганды 20 . В письме к коллеге от 3 декабря 1926 г. Савицкий конкретизировал смысл такой формулы: Евразийская партия "как двойник коммунистической партии, который в удобный момент сменил бы последнюю, инкорпорировав в себя ее определенные элементы" 21 .

Савицкий рассматривал "Трест" не более, как "орудие производства с вполне ограниченной целью", причем как одно из возможных орудий 22 . При этом он полагал, что военное руководство, проникнутое евразийскими идеями, должно подчиняться кому-нибудь из основоположников евразийства (намекая на себя) 23 . Но дело было не только в проявлении "диктаторских замашек". Савицкий был, пожалуй, первым из евразийцев, кто еще в 1925 г. начал догадываться об истинной сущности "Треста". Он стал замечать, что именно "Трест" контролирует евразийцев, а не наоборот, при этом истинные политические цели его неясны 24 . А уже в 1933 г. Савицкий был уверен, что евразийцев пытаются превратить в советскую агентуру 25 .

Помимо надежд на "Трест" евразийцы пытались реализовать свое идеологическое влияние, действуя непосредственно в самом СССР. В секретной программе евразийцев (июнь 1925 г.), предназначенной только для руководства, говорилось, что задача евразийства состоит в установлении связей с советскими людьми, "заведомо непригодными для "Треста" и поэтому для "Треста" совершенно неинтересными" 26 . Здесь имелись в виду представители интеллигенции, ученые, прежде всего советские экономисты, и писатели, а также "враги коммунистов" 27 . С этой целью предполагалось переселить в СССР на постоянное местожительство своих людей и совершать регулярные поездки. В протоколе допроса от 27 августа 1945 г. Савицкий показал, что "белогвардейская организация "Евразийское движение" вела широкую подрывную работу против Советского Союза, перебрасывая в СССР своих членов для создания антисоветских ячеек и распространения антисоветской литературы" 28 .

Фото: Из архивного дела

В 1927 г. в СССР поехал сам Савицкий. Цель его поездки была изложена в письме, написанном им от третьего лица. В нем говорилось: "Надо, чтобы Эсдерс (Савицкий. - А.М.) имел возможность войти в широкий круг общения с аргентинскими нефтяниками (советскими евразийцами. - А.М.), чем тот, в который вошел Шмидт (П.С. Арапов. - А.М.) (. ) Надо узнать народные нужды, не учтенные или поставленные под угрозу коммунистическим режимом" 29 . Причем эта "укорененность в народные нужды" требовалась не для идеологического влияния на массы, что, сообразно евразийской стратегии, было неосуществимо и ненужно, а для "критики в верхах" 30 .

Эта нелегальная поездка проходила под контролем советских спецслужб. В интервью радиостанции "Свобода" от 22 августа 2005 г. сын Савицкого Иван рассказал, что его отец "знал, что за ним в Москве следили, но ему казалось, что ему удалось уйти от слежки. Но он пришел на собрание, которое организовывалось соответствующими органами", и до конца верил в то, что на его Родине есть мощная евразийская ячейка 31 . По возвращении Савицкий уверял своих однопартийцев в существовании в СССР евразийской группы. Так, несколько позже в письме Н.Н. Алексееву он заявлял, что влияние евразийской идеологии в СССР "велико, но подпольно. В СССР евразийство имеет и последователей, и врагов. Политическое влияние евразийства было особенно велико в СССР в эпоху "правой оппозиции". Затем оно уменьшилось ввиду разгрома ячеек" 32 .

Попытки превратить "Трест" в евразийский орган провалились. Со второй половины 1920х гг. среди евразийцев кламарской группы во главе с П.П. Сувчинским, которым было поручено налаживать отношения с прибывающими в Париж советскими людьми и "агентами коммунистической власти", стала наблюдаться тенденция к "большевизации" 33 . По мнению Савицкого, все началось с "некритической" публикации в 1928 г. "Информационного бюллетеня", основанного на подборке из "всем доступной" советской прессы для сведения евразийцев о процессах, происходящих в СССР 34 . Таким образом, евразийцы знакомились с данными коммунистической пропаганды. Савицкий сразу же после выхода "Бюллетеня" высказался против дальнейшей его публикации без "евразийского отбирающего отношения к действительности", то есть без соответствующих комментариев. Сувчинский, заведовавший евразийским книгоиздательством в Кламаре под Парижем, отнесся к критике Савицкого прохладно. Процесс был запущен, и кламарское евразийство превратилось в "особый вид марксизма-ревизионизма" 35 . Попытки "главного евразийца" указать истинный путь отступившим не увенчались успехом.

Несмотря на попытки Савицкого вывести движение из кризиса, взяв на себя руководство "антисоветской белогвардейской организацией", "Евразийское движение" стало затухать и в 1938 г. после смерти Н.С. Трубецкого перестало существовать.

Прекращение деятельности эмигрантского евразийства - результат блестящей операции, проведенной ОГПУ. Данное движение, финансированное из английских источников, представляло собой угрозу не столько для советской власти, сколько для населения СССР.

Читайте также: