Ответы на вопросы по литературе железная дорога 6 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

- Из эпиграфа мы узнаем, что в стихотворении речь пойдет о строительстве железной дороги.

- Эпиграф как бы противопоставлен содержанию стихотворения: в эпиграфе говорится, что железную дорогу строил граф Петр Андреевич Клейнмихель, настоящим же строителем дороги является народ.

2. Охарактеризуйте композицию стихотворения. Из скольких частей оно состоит?

- Стихотворение состоит из четырех частей.

3. О чем рассказывается в первой части?

- В первой части мы видим неторопливый рассказ поэта о картинах осенней природы, мелькающей за окнами вагона.

4. Какие художественные приемы помогают передать красоту осеннего пейзажа (назовите эпитеты и сравнения)?

Эпитеты: славная осень, здоровый, ядреный воздух, лед неокрепший, речка студеная, морозные ночи.

Сравнения: лед, словно тающий сахар; листья лежат, как ковер; выспаться можно около леса, как в мягкой постели.

5. О чем мы узнаем из второй части стихотворения?

- Ваня под убаюкивающий стук колес поезда засыпает, и во сне он видит умерших строителей, которые рассказывают ему о своей трудной жизни.

- Во 2-ой части показаны страдания мужиков-строителей железной дороги.

6. Как можно соотнести 1 и 2 части? Соответствуют ли они по тональности, настроению? Какой художественный прием использовал здесь поэт?

- Первая и вторая части как бы противопоставляются друг другу. В 1-й части мы восхищаемся осенним пейзажем, во 2-й – ужасаемся картинами подневольного труда. Прием, использованный здесь Н. А. Некрасовым, называется антитезой.

7. Кого поэт называет настоящим царем для строителей железной дороги? Аргументируйте свой ответ цитатами.

- Царем поэт называет голод, потому что именно голод заставляет работать, несмотря на невыносимо тяжелые условия труда.

8. Какие глаголы помогают представить страшную картину подневольного труда?

9. Какие средства художественной выразительности (эпитеты) используются при создании образа больного белоруса?

- При создании образа больного белоруса используются следующие эпитеты: губы бескровные, веки упавшие, спина горбатая, тощие руки, больной…

10. Что предстает перед читателем в третьей части?

- В третьей части мы видим спор поэта и генерала о народе.

11. Каковы взгляды генерала на народ?

- Генерал называет простой народ варварами, диким скоплением пьяниц, которое способно только разрушать.

12. К аков взгляд генерала на воспитание детей?

- Дети должны видеть только прекрасное, нельзя ранить их душу страшными картинами тяжелой народной жизни.

13. Что мы видим в четвертой части?

- В четвертой части мы видим картину завершения строительства железной дороги. Гулянье, народное веселье.

14. Почему стихотворение обращено к детям?

- Уже с самых ранних лет дети должны знать о существовании не только светлых, но и темных сторон жизни.

15. Каким стихотворным размером написано стихотворение?

- Стихотворение написано четырехстопным дактилем. Дактиль напоминает стук колес поезда.

Как ответить на вопросы к стихотворению " Железная дорога" Некрасова.

1) Какое значение имеет в стихотворении эпиграф "Разговор в вагоне"?

2) Что вы можете сказать о человеке, который так увидел картину природы? Как картина природы связана с последующим разговором автора с соседями по вагону?

3) Почему Некрасов называет голод царём? В чём проявляется власть этого царя?

4) Почему стихотворение обращено к детям?

5) Почему поэт начинает рассказ о строительстве железной дороги описанием прекрасной осенней природы?

6) Какой приём использовал поэт, давая описание осени, а затем показав страшную картину строительства железной дороги?

7) Железная дорога-стихотворение о далёком прошлом. Как вы считаете, есть ли в нём мысли , современные и для наших дней? Найдите эти строки.

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Николай Некрасов (6 класс, Коровина, 1 часть, стр. 212, 220-221)

Проверьте себя

На творчество поэта повлияла тяжелая нужда. Некрасов жил случайными заработками, мало ел. Юноша вынужден был продать всё, что у него было, и в пустой полуподвальной комнате, откуда хозяйка вынесла всю мебель за неуплату, лёжа на голом полу, сочинял стихи. Он как никто другой знал цену деньгам и позже стал жалеть, что из-за нужды в деньгах он много работал, и мало времени оставалось на обучение.

Лишь только с 1949 года началась реставрация родового имения Некрасова - Карабиха. До этого времени там был тубдиспансер, затем детский дом. Восстановительные работы идут до сих пор. С 1968 года в Карабихе проводится день поэзии. Этот праздник стал уже ежегодный. Его отмечают в первую субботу июля.

Размышляем о прочитанном

Автор не зря делает сноски в эпиграфе. Папаша одел сына в простой одежде, а сам едет в генеральской. Своим ответ он говорит сыну о том, что власть, а не простой народ сделала дорогу.

2. Перечитайте первую часть стихотворения. Что вы можете сказать о человеке, который так увидел картину природы? Как картина природы связана с последующим разговором автора с соседями по вагону?

Из первой части становится понятно, что человек, увидевший так природу унылый, простой. Он использует разговорную лексику. Автор создает контраст между единством природы и противоречием между людьми.

Потому что люди от голода способны на многое. Ради еды они выполняют тяжелую работу.

4. Как вы понимаете строки:

Многие — в страшной борьбе,

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе.

Какая мысль выражена антитезой?

Я понял эти строки так, что ради того, чтобы получить урожай люди работают из последних сил.

6. Перечитайте три последних четверостишия второй части. Что позволяет поэту верить в лучшее будущее? С каким чувством говорит поэт о будущем?

Поэту позволяет верить в будущее стремление к труду людей, их выносливость. Поэт понимает, что светлое будущее настанет, но он вряд ли его увидит.

7. Что думает о народе генерал, какими словами он говорит о народе? Каково авторское отношение к изображаемому? Какие слова и выражения позволяют нам его понять?

Генерал задумывается, что народ не способен сделать ничего ценного и красивого. Он гласит:

Вот ваш народ — эти термы и бани,

Чудо искусства — он всё растаскал!

Генерал определяет народ такими словами:

Ваш славянин, англосакс и германец

Не создавать — разрушать мастера,

Варвары! дикое скопище пьяниц.

Авторское отношение к изображаемому обратное. Герой стихотворения желает донести до мальчугана Вани, что именно простой люд создаёт богатства, которыми гордится страна.

8. Почему стихотворение обращено к детям?

Потому что именно дети - будущее поколение, от которого зависит процветание страны.

Творческое задание

В стихотворении нарисована картина далёкого прошлого. Что оно открывает вам, живущим сегодня? Чему учит? Подготовьте устный развёрнутый ответ на этот вопрос.

Это далекое прошлое рассказывает об упорстве людей, о том, что они были готовы работать в любых условиях. А сейчас нынешнее поколение чурается любой работы. Тогда люди умирали от голода, а в современном мире - изобилие продуктов. Только сейчас такое разнообразие никак не ценится. Мне понятно, что именно из-за такого прошлого мы имеет хорошее настоящее.

Литература и изобразительное искусство

Идея картины близка тем, что на ней изображены люди, уже измотанные трудом, но продолжающие работать под палящим солнцем. Но есть и отличие - изображенные люди не верят и не ждут светлого будущего.

Фонохрестоматия

1. Как вы думаете, почему поэт начинает рассказ о строительстве железной дороги описанием прекрасной осенней природы? Почему поэт, а вслед за ним и актёр акцентируют слова: славная осень; покой и простор; морозные ночи; ясные, тихие дни; нет безобразья в природе; всё хорошо под сиянием лунным?

Я думаю, что описание природы имеет огромное значение в этом стихотворении. Автор использует такие слова, чтобы показать читателю, что и природа поддерживает народ и располагает к счастливому финалу.

2. Какой приём использовал поэт, сначала дав описание славной осени, а затем показав страшную картину строительства железной дороги? Как актёр средствами художественного чтения воспроизводит этот приём?

Этот прием называется антитеза. Актер такой контраст показывает интонационно, меняя тембр голоса.

3. На чьей стороне актёр в споре поэта и генерала? Как позиция актёра выражена в его чтении?

Я считаю, что актер на стороне поэта. Он понимает, что таких жертв не стило строительство железной дороги. Но и народ он не оправдывает. Они сами допустили такое отношение к себе. Ведь они рады любой “подачке” в конце рабочего дня. Актер читает эти строки уверенно.

Использована антитеза, на ней и построено все стихотворение. Актер читает эмоционально, заостряя на этих строках внимание читателя.

Да, в этом стихотворении есть мысль, актуальные и в наши дни. Например, такие строки:

Громче, дружнее, протяжнее. Глядь:

С песней десятники бочку катили.

Тут и ленивый не мог устоять!”

Из них можно сделать такой вывод: нужно ценить свой труд. Уметь отстаивать свои права и позицию. А народ рабочий, соглашался на бочку вина за такую каторжную работу.

Как ответить на вопросы к стихотворению " Железная дорога" Некрасова.

1) Какое значение имеет в стихотворении эпиграф "Разговор в вагоне"?

2) Что вы можете сказать о человеке, который так увидел картину природы? Как картина природы связана с последующим разговором автора с соседями по вагону?

3) Почему Некрасов называет голод царём? В чём проявляется власть этого царя?

4) Почему стихотворение обращено к детям?

5) Почему поэт начинает рассказ о строительстве железной дороги описанием прекрасной осенней природы?

6) Какой приём использовал поэт, давая описание осени, а затем показав страшную картину строительства железной дороги?

7) Железная дорога-стихотворение о далёком прошлом. Как вы считаете, есть ли в нём мысли , современные и для наших дней? Найдите эти строки.

Читайте также: