Отрасли специализации дальнего востока кратко

Обновлено: 02.07.2024

Тема 8.9.2. Дальневосточный федеральный округ РФ. Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства.

Агропромышленный комплекс. Транспорт и экономические связи. Экологические проблемы

Роль Дальневосточного региона в экономике страны может быть охарактеризована следующими показателями (удельный вес в показателях страны):

территория – 36,4%,

численность населения – 4,6%;

валовой региональный продукт – 5,2%; объем промышленной про­дукции – 4,8%;

сельское хозяйство – 3,4%, растениеводство – 3,4%, животноводство – 3,5%;

ввод в действие общей площади жилых до­мов – 2,3%.

За период последних десяти лет физический объем промыш­ленного производства сохранился, возросли прямые и косвенные расходы, прежде всего из-за значительного повышения цен на энергетические ресурсы, машины и оборудование и транспортных та­рифов. Возрос дефицит топлива и электроэнергии, сократились за­траты на поддержание в эксплуатационном состоянии в условиях сурового климата объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы. Произошел резкий спад производства во всех профилирующих отраслях. Главным негативным явлением стало значительное сокращение числа посто­янных жителей.

Отрасли рыночной специализации

Ведущее место среди отраслей рыночной специализации Дальневосточного округа принадлежит цветной металлургии. Основные центры цветной металлургии размещаются в Якутии и Хабаровском крае. Цветная ме­таллургия представлена добычей олова, ртути, полиметаллов, вольфрама, мышьяка.

В Якутии осваивается крупнейшее Депутатское месторождение оловянных руд. Действуют рудники в Приморском и Хабаровском краях.

Получила развитие свинцово-цинковая промышленность, со­средоточенная в Приморском крае, производящая свинцово-цинковые концентраты и свинец. В Мага­данской области и Приморском крае добывается вольфрам. В При­морском крае на базе этого месторождения действует горно­обогатительный комбинат.

К ведущим отраслям рыночной специализации относится рыб­ная промышленность . По улову рыбы Дальнему Востоку принадле­жит первое место среди других регионов страны. Основные промы­словые рыбы: лососевые (кета, горбуша), сельдь, камбала, тунец, сайра, скумбрия, палтус, морской окунь. Важную роль играет район в китобойном и крабовом промыслах.

Главными районами рыболовства и морского промысла являют­ся Охотское, Японское и Берингово моря и восточная часть Тихого океана. В последние годы промысловые суда Дальнего Востока ве­дут добычу рыбы также в водах Индийского океана и южной части Тихого океана. Действуют плавучие рыбоперерабатывающие заво­ды. Крупные центры рыбопереработки – Петропавловск-Камчатский, Усть-Камчатск, Невельск, Холмск, Корсаков, Южно-Курильск, Находка, Николаевск-на-Амуре, Охотск. Имеются холодильные комбинаты, крупнейшие из них находятся в Петропав­ловске-Камчатском и в Комсомольске-на-Амуре.

Отраслями рыночной специализации являются также лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая . Федеральный округ занимает третье место после Северо-Западного, Сибирского феде­ральных округов в общероссийских вывозе древесины, производст­ве пиломатериалов, бумаги, целлюлозы и древесноволокнистых плит. Лесная промышленность развита в основном в Хабаровском и Приморском краях и в Амурской области. Центры лесопиления –Лесозаводск, Благовещенск, Свободный, Хабаровск, Комсо­мольск-на-Амуре, Амурск. Производства фанеры созданы во Владивостоке и Биробиджане, мебели – в Благовещен­ске, Хабаровске, Владивостоке, Биробиджане, спичек – в Благове­щенске. Целлюлозно-бумажная промышленность развита на Саха­лине (Углегорск, Поронайск и др.). Действует Амурский целлюлозно-картонный комбинат.

Машиностроение имеет разнообразную структуру, однако веду­щими отраслями, т.е. отраслями рыночной специализации, являют­ся судоремонт и производство энергетического оборудования. Ма­шиностроительные заводы производят рыболовные суда, дизели, мостовые краны, судовые механизмы, литейное оборудование, ме­таллорежущие станки, приборы, инструменты. Один из круп­нейших машиностроительных центров – Хабаровск. Здесь работает ряд заводов, выпускающих оборудование для многих отраслей про­мышленности. Судоремонтные заводы находятся в Николаевске-на-Амуре, Петропавловске-Камчатском, Владивостоке, Находке, а речное судостроение – в Благовещенске. Сельскохозяйственное машиностроение размещается в г. Свободном (Амурская область).

Отрасли, дополняющие территориальный комплекс

Отрасли представлены добычей угля, нефти, природного газа, электроэнергетикой . Черная металлургия пока еще развита недостаточно. Имеются лишь два небольших завода передельной металлургии в Комсомоль­ске-на-Амуре, работающих на металлоломе.

Легкая промышленность Дальнего Востока представлена тек­стильной, швейной, трикотажной, кожевенно-обувной от­раслями, предприятия которых размещены в основном в средних и крупных городах.

Помимо развития основной отрасли пищевой промышленности – рыбной – на Дальнем Востоке созданы и другие отрасли: мукомоль­ная, крупнейшим предприятием которой является Хабаровский мелькомбинат; мясная, в которой выделяются мясокомбинаты в Благовещенске, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Биробиджа­не; маслобойно-жировая, сырьем для которой служит соя, представ­лена масложиркомбинатами в Хабаровске и Уссурийске.

Агропромышленный комплекс

Сельское хозяйство в регионе развито недостаточно, что обусловлено суровыми климатическими усло­виями и небольшими площадями земель сельскохозяйственного назначения. Ведущее место в сельском хозяйстве занимает производство зерна, сои, картофеля и овощей . Сельскохозяйственные уго­дья расположены преимущественно на юге (Амурская область, Ха­баровский и Приморский края, южные районы Республики Саха).

Основное место в посевах занимают зерновые культуры, прежде всего яровая пшеница, а также ячмень, озимая рожь, овес. На юге Приморского края значительны посевы риса . Главная техническая культура – соя. Развивается овощеводство закрытого грунта, осо­бенно на Камчатке, где для выращивания овощей используются горячие подземные воды. Большие площади отведены под кормо­вые культуры и многолетние травы, что создает устойчивую кормо­вую базу для животноводства. Развито животноводство , преимуще­ственно на юге. Особое место принадлежит оленеводству. На севере, где расположены обширные пастбища, разводят северных оленей, а на юге, в Приморье, развито пантовое оленеводство. На долю Дальнего Востока приходится почти половина поголовья северных оленей страны. Большое значение приобрело пушное звероводство , созданы зверофермы, зверопитомники и совхозы. В лесах насчиты­вается более 40 видов ценных пушных зверей, ведется заготовка пушнины и ее экспорт.

Транспорт и экономические связи

Хозяйственное развитие федерального округа зависит от наличия транспортных путей и взаимодействия разных видов транспорта. Существенное значение имеет железнодорожный транспорт . Особенно велика роль Транс­сибирской магистрали и не только для района, но и для всей Рос­сии. Она играет и важнейшую транзитную роль, обеспечивая пере­возки грузов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в европей­ские страны. На долю железнодорожного транспорта приходится до 80% перевозимых грузов. От Транссибирской магистрали отходит ряд ответвлений, одно из них от Комсомольска-на-Амуре до Совет­ской Гавани. Выход на Тихоокеанское побережье обеспечила Бай­кало-Амурская магистраль, вторая широтная магистраль. От Боль­шого БАМа отходит Малый БАМ: Тында – Беркакит – Томмот – Якутск. Строительство БАМа привело к созданию ряда комплексов на трассе и особенно важного для района Дальнего Востока Южно-Якутского территориально-производственного комплекса. Исклю­чительно велико значение для Дальнего Востока, имеющего такую большую береговую линию, морского транспорта . На побережье построены крупные порты – Петропавловск-Камчатский, Нагаево (Магадан), Находка, Советская Гавань, порт Восточный, Владиво­сток. Велика роль морского транспорта в развитии экспортно-импортных связей со странами мира. Имеются автомагистрали , но их немного. Это тракты: Невер – Алдан – Якутск, Якутск – Мага­дан; Хабаровск – Владивосток, Хабаровск – Биробиджан, Колым­ский тракт. Во внутрирайонных связях велика роль авиационного транспорта , особенно для связей с труднодоступными и малоосвоенными территориями.

Дальневосточный федеральный округ имеет развитые экономи­ческие связи со многими районами России и зарубежными страна­ми. Основными предметами его вывоза являются концентраты цветных металлов, бумага, рыба и рыбопродукты. Ввозится на Дальний Восток продукция легкой промышленности – хлопчатобумажные ткани, кожаная и валяная обувь, шерстяные, шелковые и льняные ткани, трикотажные и швейные изделия. Ввозятся также продукты питания, машины и оборудование, нефть и нефтепродук­ты, прокат черных металлов. Несмотря на значительную отда­ленность, Дальний Восток имеет тесные экономические связи с Центральным, Приволжским и Северо-Западным федеральными округами. Поволжье и Западная Сибирь снабжают Дальний Восток нефтью, хлебом, машинами; Северо-Запад и Центр – электрообо­рудованием, станками, продукцией легкой промышленности. Одна­ко в условиях становления рынка некоторые связи распались, что отрицательно сказалось на развитии всего хозяйственного комплек­са Дальнего Востока. Восстановление и развитие экономических связей – одна из главных задач.

Через Дальний Восток осуществляются экономические связи России со многими зарубежными странами, особенно со странами, расположенными в бассейне Тихого и Индийского океанов (Япония, Китай, Южная Корея, страны Южной и Юго-Восточной Азии). Дальний Восток вывозит в эти страны лес и лесоматериалы, продук­цию целлюлозно-бумажной промышленности, рыбу, цемент.

Экологические проблемы

В районе Дальнего Востока обострены экологические проблемы. Очаговое расселение приводит к локальным нарушениям природной среды. Обширная площадь вечной мерзлоты делает эко­системы Дальнего Востока, особенно в северной его части, очень хрупкими. Хозяйственная деятельность, транспорт ведут к уничто­жению оленьих пастбищ, уменьшают их продуктивность, что отри­цательно влияет на среду жизнеобитания народов Севера. В при­морских районах экологическую обстановку ухудшают сбросы за­грязненных вод, морской транспорт и хищническая добыча рыбы и морепродуктов. В настоящее время Дальневосточное отделение Рос­сийской Академии наук разработало долговременную программу охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

Вопросы для самопроверки

1. Раскройте особенности экономического потенциала Дальнево­сточного федерального округа.

2. Назовите и охарактеризуйте ведущие отрасли рыночной специализации Дальнево­сточного федерального округа и обоснуй­те их размещение.

3. Дайте характеристику отраслям, дополняющим хозяйственный комплекс ФО.

4. Охарактеризуйте агропромышленный комплекс ФО.

5. Дайте характеристику транспортной системе и экологической ситуации округа.

6. Дайте характеристику экономическим связям присутствующим в Дальневосточном федеральном округе.

Перечислите основные отрасли специализации района Дальнего Востока. Что их объединяет?

Специализация региона определяется месторасположением и климатическими условиями. Дальневосточный регион специализируется на:

  • рыбной промышленности — моря района богаты на рыбу, поэтому ее вылавливают промышленно ;
  • лесозаготовке — на территори региона находится тайга;
  • добыче руд цветных металлов — основными полезными ископаемми являются золото, алмазы и олово ;
  • добыче угля.

Весь комплекс народного хозяйства ориентируются на транспортировку сврья в Европейскую часть нашей страны. Поэтому в регионе развита транспортная инфраструктура.

Отрасли специализации. Удаленность Дальнего Востока от экономически развитых частей страны, малочисленность населения и сложные природные условия для жизни людей наложили определенный отпечаток на хозяйственную специализацию этого региона (табл. 49, рис. 194).

Отрасли специализации Дальнего Востока

Промышленность

Сельское хозяйство

Цветная металлургия (добыча и обогащение руд цветных металлов) рыбоперерабатывающая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная топливная

На севере — оленеводство, рыболовство, охота; на юге — выращивание зерновых (рис, соя), плодоводство, овощеводство, картофелеводство, молочно-мясное скотоводство и птицеводство

Большое значение в хозяйстве региона имеют рыбное хозяйство (рыболовство и рыбоперерабатывающая промышленность), портово-транспортное хозяйство, а также отрасли добывающей промышленности.

Цветная металлургия. Цветная металлургия Дальнего Востока представлена отраслями, добывающими и обогащающими руды цветных и драгоценных металлов (олова, вольфрама, свинца, цинка, серебра, золота)

Главные районы добычи золота — Магаданская область, Чукотский АО, а в перспективе — и север Камчатского полуострова. Добыча серебра осуществляется в Магаданской области. Здесь расположено уникальное Дукатское месторождение, обеспечивающее до 60 % объема добычи этого металла. Разработка свинцово-цинковых руд ведется на юге Приморского края, в районе г. Дальнегорска. Оловосодержащие руды добываются на севере — в Магаданской области и Чукотском АО. Месторождения оловянных руд имеются также в Хабаровском и Приморском краях.

Рыбоперерабатывающая промышленность. Рыбное хозяйство Дальнего Востока базируется на уникальных морских ресурсах. Регион занимает первое место в России по добыче и переработке рыбы и морепродуктов. В Приморском и Камчатской краях и Сахалинской области продукция рыбной промышленности составляет 40—50 % от всего объема промышленной продукции. Рыбные консервы, красная икра, свежемороженая и соленая рыба поставляются отсюда практически во все регионы России и на экспорт.


Рис. 194. Экономика Дальневосточного природно-хозяйственного региона

Главные морские порты и центры рыбоперерабатывающей промышленности — города Владивосток, Находка, Невельск, Корсаков, Холмск, Южно-Курильск, Петропавловск-Камчатский. Часть рыбы перерабатывается на плавучих рыбозаводах.

Лесной комплекс. Предприятия лесного комплекса заготавливают свыше 5 млн м 3 древесины в год. Основные лесозаготовительные базы расположены на территориях бассейнов рек Амур и Уссури, в Амурской области, Хабаровском (50 % древесины) и Приморском (25 %) краях. Заготовка леса ведется также в центре и на юге Сахалина, в районе БАМа. Так как подобные производства Южной и Восточной Сибири находятся ближе к европейской части России, то на Дальнем Востоке продукция лесной промышленности направляется в основном на экспорт. В Хабаровском и Приморском краях (г. Амурск) производится картон.

Топливно-энергетический комплекс. ТЭК Дальнего Востока представлен в основном электроэнергетикой и связанной с ней угледобывающей промышленностью.

Современная добыча угля ведется в Приморском крае, Амурской и Сахалинской областях. Уголь добывается для местных энергетических нужд — выработки электрической и тепловой энергии. Основные ТЭС сосредоточены на юге Дальнего Востока, где они объединены в общую энергосистему. Крупнейшая ТЭС — Приморская.

Кроме ТЭС на Дальнем Востоке построены и другие типы электростанций. В Чукотском АО работает Билибинская АЭС. Неподалеку от Петропавловска-Камчатского на горячих подземных водах уже более 40 лет работает Паужетская геотермальная электростанция. На склонах вулкана Мутновский построены современные Мутновская и Верхнемутновская ГеоЭС. Геотермальные станции обеспечивают до 30 % энергопотребления Камчатского энергоузла, что позволяет значительно сократить зависимость полуострова от дорогостоящего привозного мазута. В Амурской области построены ГЭС: Зейская и Бурейская.

На северо-востоке острова Сахалин добываются нефть и газ. Нефть по трубопроводу из г. Охи передается на нефтепереработку в Хабаровский край. В ближайшем будущем объемы добычи углеводородов на шельфе Сахалина будут доведены до уровня десятков млн т нефти и десятков млрд т газа, что даст возможность решить проблему газификации всего Дальнего Востока, а также наладить экспорт сжиженного газа и нефти в Японию.

Машиностроение. Предприятия машиностроения сконцентрированы в основном в Приморском и Хабаровском краях и Еврейской АО. Наиболее развиты судостроение и судоремонт, то есть отрасли, связанные с рыбной промышленностью, морским и речным флотом. Крупные центры морского судостроения находятся в Хабаровске, Николаевске-на-Амуре, Владивостоке, Находке, Петропавловске-Камчатском, Комсомольске-на-Амуре. Центр речного судостроения — Благовещенск.


Рис. 195. 1 — Паужетская геотермальная электростанция; 2 — добыча нефти на Сахалине

Агропромышленный комплекс. Благоприятные агроклиматические условия есть лишь в Амурской области и Приморском крае. На долю Дальнего Востока приходится менее 2 % сельскохозяйственных угодий России и менее 2 % пашни.

Растениеводство специализируется на выращивании зерновых (риса, яровой пшеницы, овса, ячменя), технических культур (соя), а также на пригородном овоще- и плодоводстве. Животноводство — на молочно-мясном скотоводстве и свиноводстве. На севере Дальнего Востока занимаются оленеводством и звероводством.

Главный сельскохозяйственный район Дальнего Востока — Зейско-Буреинская равнина в Амурской области. Здесь сосредоточено 56 % пахотных земель Дальнего Востока, производится около 1 /3 молока и мяса, 80 % сои, 60 % зерна.

Транспорт. Транспортная система Дальнего Востока продолжает формироваться за счет расширения и реконструкции морских портов, строительства новых железных и автомобильных дорог, плотность которых самая низкая в России. Северный подрайон Дальнего Востока остается слабо освоенным в транспортном отношении. Единственным круглогодичным видом транспорта там является авиационный.

Ведущую роль в регионе играет морской транспорт, который является отраслью специализации Дальнего Востока и обеспечивает внешнеэкономические связи России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. На Дальнем Востоке базируется 1 /4 российского торгового флота, большая часть рефрижераторов и контейнеровозов. Самые мощные по грузообороту порты России — Восточный (Находка), Владивосток, Холмск, Ванино, Нагаевский (Магадан). Основной экспортный нефтяной порт Дальневосточного региона — порт Де-Кастри в Хабаровском крае. По мере увеличения добычи в рамках проектов Сахалин-1 и Сахалин-2 прогнозируется значительное увеличение объема экспортных поставок. Таким образом, Де-Кастри станет связующим звеном между дальневосточными нефтегазовыми месторождениями и азиатским рынком нефти. Вспомогательные порты — Певек и Анадырь — обслуживают навигацию по Северному морскому пути. Самый крупный морской порт Дальнего Востока — Восточный. В его составе действуют угольные причалы, контейнерный комплекс. Порт принимает лесные грузы, металлы, рыбные консервы, машины.

Железные дороги представлены двумя широтными магистралями (Транссиб и БАМ), а также железнодорожной переправой Ванино-Холмск, которая обслуживается морскими паромами. Транссиб и БАМ обслуживают внутрироссийские перевозки и значительную часть российского экспорта (угля, леса, цветных металлов).

Транспорт Дальнего Востока имеет для России важнейшее экономическое и геополитическое значение, обеспечивая экономические отношения со странами АТР. Поэтому в настоящее время разрабатываются проекты развития транспортной сети Дальнего Востока.

Решение основных задач региона связано с интенсивным развитием перерабатывающих отраслей, увеличением энергетических ресурсов, дальнейшей модернизацией отраслей специализации (горнодобывающей, рыбной и др.), улучшением транспортной и социальной инфраструктуры. Отраслью специализации региона может стать курортно-рекреационное хозяйство при условии решения экологических проблем и мониторинга за возможными стихийными бедствиями. Совершенствование хозяйства Дальнего Востока связано с более широким вовлечением региона в международные экономические связи. Определенными шагами в этом направлении могут стать увеличение мощности портов и усиление транспортной роли БАМа, создание свободных экономических зон и технополисов.

Подведем итоги

• Хозяйство Дальнего Востока формируется на основе его природно-ресурсного потенциала. В первую очередь это касается наличия богатых биологических и минеральных ресурсов.

• Главные отрасли специализации региона — цветная металлургия, рыбоперерабатывающая, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, топливная.

• На фоне сырьевой направленности хозяйства региона недостаточно развиты верхние этажи экономики.

• Основные направления развития Дальневосточного природно-хозяйственного региона связаны с решением его энергетических, транспортных и социальных проблем. В перспективе Дальний Восток будет все больше ориентироваться на связи со странами АТР.

Вопросы и задания

1. Назовите отрасли специализации хозяйства Дальнего Востока. Какая из отраслей играет ведущую роль в хозяйстве региона и почему? 2. Используя картосхему учебника и экономическую карту Дальнего Востока в атласе, назовите главные центры, связанные с отраслями его специализации. 3. Используя материалы параграфа, охарактеризуйте и сравните между собой отраслевую специализацию хозяйства Северного и Амуро-Приморского подрайонов Дальнего Востока. 4. Каковы основные проблемы и перспективы развития хозяйства Дальнего Востока?

Вопросы для повторения и обобщения

1. Что такое районирование?

2. Какие виды районирования и районов вам известны?

3. Назовите природно-хозяйственные регионы России. На каком основании они выделяются?

4. Какие природно-хозяйственные регионы входят в состав Западного и Восточного макрорегионов?

5. Покажите на карте природно-хозяйственные регионы России. Какие субъекты Российской Федерации входят в их состав?

6. По каким признакам выделены природно-хозяйственные регионы, федеральные округа, региональные ассоциации экономического взаимодействия России?

7. Что такое региональная политика?

8. Что такое Зона Севера? Какие проблемы связаны с ее освоением? Как можно сохранить легкоранимую северную природу?

9. Назовите отрасли специализации природно-хозяйственных регионов России. Чем вызвана разница в специализации отдельных регионов? Как вы думаете, будет ли она изменяться в будущем?

10. Приведите примеры выделения более мелких подрайонов внутри природно-хозяйственных регионов. На основе каких признаков они выделяются?

11. Назовите природно-хозяйственные регионы, в которых сложились наиболее острые экологические, экономические, демографические, транспортные, этнические и другие проблемы.

12. Докажите, что показатель плотности населения дает представление об уровне хозяйственного освоения региона.

13. Назовите природные и культурно-исторические памятники регионов России. Какие объекты России входят в списки Всемирного природного и культурно-исторического наследия?

Промышленность Дальневосточного федерального округа развивается благодаря богатым природным ресурсам.

Основные отрасли здесь:

добывающая, подразделяется на горнорудную и топливную;

Территория Дальнего Востока занимает 36,4% от общей территории России, включает в себя 9 субъектов РФ:

1 автономный округ;


Горнорудная промышленность lдальнего Востока

Данная отрасль промышленности включает добычу, обогащение и частичную переработку руд цветных металлов.

В данном районе добывают:

В Дальневосточном федеральном округе активно разрабатывается около 830 месторождений полезных ископаемых.

Для Чукотки добыча полезных ископаемых является стержнем экономики. В Якутии и Магаданской области на данный сектор приходится 60% от объёма промышленности.

Особое место в горнодобывающем секторе занимает старейшая отрасль – золотодобыча. Добыча золота из коренных пород составляет 55%.
Важным направлением является добыча и обогащение оловосодержащих руд. Самые масштабные работы в секторе ведутся на юге Сихотэ-Алиня. Также месторождения находятся на Чукотке и в Верхне-Аянском районе Якутии, здесь находятся руда с самым высоким содержанием олова.

Крупные алмазодобывающие предприятия находятся в Якутии:

Вольфрамовая промышленность преимущественно находится в Приморском крае и Магаданской области.

Сурьму получают в Якутии. Свинцово-цинковая промышленность развивается в Приморском крае.

Основные проблемы отрасли:

тяжелые горно-геологические условия;

слаборазвитая транспортная инфраструктура;

большое расстояние до рынка сбыта.

Топливно-энергетический комплекс

В регионе имеются большие запасы топливных ресурсов. Запасы угля размещаются повсеместно. Самые значимые: в Ленском бассейне находятся запасы каменного и бурого углей, коксующийся уголь есть на юге Республики Саха.

Нефтяные месторождения найдены на:

в Магаданской области.

Месторождения газа находятся в Лено-Вилюйской нефтегазоносной провинции.

Запас газа в Дальневосточном регионе составляет 1420 млрд. м3 – это более 2% общероссийского объёма газа, нефти – 36,5 млн. т.
Более половины первичной энергии вырабатываются в самом регионе. На электроэнергетику приходится 70% капитала топливно-энергетического комплекса.

Производственные структуры ТЭК данного региона оказывают влияние на его экономику:

в промышленной сфере создаётся 10% валового регионального продукта;

около 30% промышленной продукции;

экспортные доходы региона составляют 39%.

Основная компания в энергетике Дальнего Востока – РусГидро, обеспечивающая 90% электроэнергии региона.

Крупные ГЭС находятся в Амурской области:

В Якутии энергоснабжение обеспечивает ПАО «Якутскэнерго. Из-за большого количества удалённых населенных пунктов, многие жители получают энергию с помощью дизельных электростанций.


Химическая промышленность

В регионе находится 25% общероссийских запасов древесины, что составляет 11 млрд. м3.

Основная часть лесоматериалов вывозится из:

На размещение предприятий отрасли оказывают наличие сырья и рынка сбыта готовой продукции.

Доходность данной отрасли усиливается наличием ценных пород деревьев с высокой долей среди них спелых и переспелых деревьев:

корейская и сибирская пихта.

Их используют для изготовления лаков, красной краски, целлюлозы, дубильных веществ и в качестве стройматериалов.

Из корейского кедра, имеющего розоватый оттенок, изготавливают скипидар, канифоль, фанеру и хвойные масла.

Среди лиственных пород здесь особое место занимает липа и ясень.
В Хабаровском крае заготавливается 40%: 40% – пиломатериалов, 70% клеёной фанеры, 20% – картона. Приморский край даёт около 20%, по 10% – Якутия, Сахалин и Амурская область.

Основные породы древесины:

Небольшую площадь занимают посадки амурского бархата. Из него изготавливают пробки, линолеум, изоляционные плиты. Амурский орех высоко ценится в мебельном производстве. На Дальнем Востоке имеется множество разновидностей берёз.

Основной проблемой отрасли служит высокая стоимость доставки древесины на запад. Поэтому большая часть широколиственной древесины остаётся на месте. Ценные хвойные породы вывозятся полностью. Негативно сказывается на отрасли отставание в развитии глубокой химической и механической переработке сырья.

Данная отрасль наиболее развита в: Приморском и Хабаровском краях; Амурской и Сахалинской областях; республике Саха.

целлюлозно-бумажной промышленности – Южный Сахалин;

картона – Амурск и Сахалин;

клеёной фанеры – Хабаровский и Приморский края.

Черная металлургия Дальнего Востока

Цветная металлургия Дальнего Востока

В структуре промышленности Дальневосточного федерального округа доля цветной металлургии составляет 30%, в Республике Саха, Магаданской области и Чукотском округе превышает этот показатель.

Особенности данной отрасли в ДФО:

здесь добывают основные виды минерального сырья для цветной металлургии России;

предприятия имеют градообразующее значение;

подотрасли цветной металлургии производят продукцию высокого качества,

пополняют бюджет всех уровне;

предприятия тяготеют к эксплуатационным месторождениям, так как в структуре промышленности более развиты такие стадии цикла как добыча и

конечный продукт сектора – по большей части концентраты;

геологические исследования территорий были проведены в недостаточном объёме;

предприятия были переориентированы на внешний рынок;

материальная база предприятий устарела, это вёдёт к созданию неблагоприятноё экономической ситуации.

Машиностроение Дальнего Востока

Данный сектор промышленности представлен преимущественно авиастроением и судостроением. В этих секторах активно продвигается кластерная модель работы, т. е. к работе с крупными предприятиями активно привлекается малый бизнес.

Машиностроение Дальнего Востока ориентируется на нужды местных промышленных производств и занимается выпуском:

оборудования для магистральных нефте- и газопроводов;

оборудования для бурения скважин;

комплектующих для возобновляемой и малой энергетики;

оборудования для рыбной отрасли.

Центры машиностроения и металлообработки:

Машиностроение имеет потенциал географического расширения выпускаемой продукции в сторону стран Азиатско-Тихоокеанского региона, с продукцией авиастроительной отрасли на европейский рынок.

Доля инвестиций в Хабаровском крае на авиастроение относительно машиностроительной отрасли составляет 90%, 40% в Приморском крае. Также подотрасль является профильной среди общего машиностроения в Иркутской области и Бурятии.

В Амурской области более развито машиностроение для агропромышленного комплекса.

В Приморье и Хабаровском крае машиностроительным профилем является судостроение.

Хабаровский судостроительный завод – профиль – суда гражданского назначения;


Лёгкая промышленность Дальнего Востока

Данный сектор промышленного производства развит не достаточно, чтобы покрывать собственные потребности, представлен отраслями:

швейной – Владивосток, Комсомольск-на-Амуре, Магадан, Якутск;

Пищевая промышленность Дальнего Востока

Пищепром на Дальнем Востоке – основная отрасль, в которой особое место занимает рыбная промышленность. ДФО занимает 1 место в РФ по улову рыбы.

Основной улов получают из морей:

Промысел преимущественно ведётся в открытых морях на больших рыболовецких судах. Главные промысловые породы рыб:
морской окунь;

Вблизи Камчатки и Курильских островов ловят крабов. Часть продукции крабопромышленного производства отправляют на экспорт за пределы РФ.

В Дальневосточном федеральном округе занимаются промыслов морских животных, водорослей и моллюсков.

Петропавловск-Камчатский –есть крупный хладокомбинат;

В Амурской области, Приморском и Хабаровском краях развито мукомольное производство, молочная и мясная, сахарная и кондитерская подотрасли.

Центры пищевой промышленности:

Промышленность Дальнего Востока : 1 комментарий

Электросталеплавильный завод (то, что у вас указано в разделе “Черная металлургия”) в Хабаровском крае (да и на ДВ) один. Сейчас он называется “Амурсталь”. “Амурметалл” – не другое предприятие, а название, которым несколько лет именовался тот же самый завод.

Добавить комментарий Отменить ответ

Что такое кредитный рейтинг и зачем его проверять

Что такое кредитный рейтинг и зачем его проверять

Сложная ситуация, которая сложилась во всем мире из-за пандемии коронавируса, заставила многих людей пересмотреть свое отношение к финансам. В частности,

Читайте также: