Отрасли отечественной конфликтологии кратко

Обновлено: 04.07.2024

ОТРАСЛИ КОНФЛИКТОЛОГИИ – частные конфликтологические науки, изучающие не конфликты в целом, а отдельные их уровни, характеристики, виды. Первыми в 1924 г. конфликты как самостоятельное явление стали изучать правоведение и социология. К концу ХХ в. конфликты стали объектом исследования еще 14 наук: военной, географии, искусствоведения, истории, математики, медицины, педагогики, политологии, психологии, социобиологии, технических, филологии, философии и экономики. Эти научные сферы являются О. к. Все они, за исключением социобиологии, изучают отдельные уровни либо характеристики конфликтов. Социобиология исследует самостоятельный тип конфликтов – зооконфликты. Во всех О. к. в ХХ в. защищено 607 диссертаций, из них 62 – докторские. Общее число публикаций превышает 3 тыс. работ. Лидирующее положение в изучении конфликтов занимают психология (26,5 % публикаций), социология (16,9 %) и политология (14,7 %). Представителями этих О. к. подготовлено более 58 % от общего числа публикаций по проблеме конфликта. Интеграция О. к. осуществляется на основе принципа их равенства. Роль не главной, но системообразующей науки в настоящее время объективно играет психология. Это определяется тем, что: а) психология – единственная наука, изучающая все типы конфликтов; б) объектом психологии выступает реальный человек, являющийся центральным звеном конфликтов всех уровней; в) психологи занимают выраженное лидирующее положение по объему исследований конфликтов; г) только в психологии в 1992 г. поставлена, а затем проработана проблема формирования конфликтологии на стыке 16 отраслей знаний. Установлено, что междисциплинарные и внутридисциплинарные взаимодействия у конфликтологов слабы. Исследуя конфликты, авторы диссертаций используют примерно 10 % общего количества публикаций, имеющихся по проблеме на момент защиты диссертаций в той науке, которую они представляют. Доля использования публикаций, имевшихся на момент защиты диссертаций, в др. науках, изучающих конфликт, составляет около 1 %. Междисциплинарные связи у отраслей российской конфликтологии пока не имеют тенденции к усилению. Задачей конфликтологов является более широкое знакомство с результатами работы коллег во всех 16 отраслях конфликтологии.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Полезное

Смотреть что такое "ОТРАСЛИ КОНФЛИКТОЛОГИИ" в других словарях:

ИСТОРИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ — – эволюция зарождения, становления и развития междисциплинарной отрасли знаний о конфликтах. Традиции накопления конфликтологических идей имеют многовековую историю. Еще в VII–IV вв. до н. э. лучшие умы человечества предлагали свое видение… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ЯЗЫК КОНФЛИКТОЛОГИИ — – понятийно категориальный аппарат конфликтологии как междисциплинарной отрасли знаний. Я. к. находится на этапе формирования, поэтому конфликтология использует термины и понятия, заимствованные из др. наук, на основе которых сформировалась… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ МЕТОД — – 1. Применяемый в практике руководства коллективами способ организации совместной деятельности, имеющий целью интенсивное и продуктивное решение групповой задачи. 2. Прием, позволяющий, используя систему логически обоснованных доводов,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМНАЯ КОНФЛИКТОВ — – системный подход к исследованию конфликта, предполагающий определение универсальной для различных наук понятийной схемы его описания, объяснения и управления. Формирование конфликтологии как целостной отрасли знаний м. б. ускорено, если… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Психология — (от греч. psyche душа и logos учение, наука), наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (Аристотель, О душе и др.) … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Лингвоконфликтология — Лингвоконфликтология это раздел лингвистики, изучающий языковые (речевые) конфликты. Языковые конфликты делятся на два вида: конфликты по поводу языка и конфликты с использованием языка. Языковые конфликты реализуются в речи как конфликты… … Википедия

Украина — У этого термина существуют и другие значения, см. Украина (значения). Украина укр. Україна … Википедия

Юго-восточные регионы Украины — Николаев … Википедия

Восточные и южные регионы Украины — Николаев Харьков Днепропетровск Одесса Херсон … Википедия

Юг и Восток Украины — Николаев Харьков Днепропетровск Одесса Херсон … Википедия

Отечественная конфликтология, являясь междисциплинар­ной наукой, черпает свои знания из 11 отраслей, к которым отно­сятся военная наука, искусствоведение, исторические науки, ма­тематика, педагогика, политология, правоведение, психология, социобиология, социология, философия.

1) разработка теории собственного военного конфликта, ко­
торая включает в себя сущность, классификацию, соотношение
войны и военного конфликта, управление конфликтом, а также
факторы эскалации, т. е. развития конфликта;

2) роль и место армии в вооруженных конфликтах;

3) стратегические вопросы подготовки и действий во
ных сил в военных конфликтах;

1 Конфликтология: Ответы на экзаменационные вопросы. М: Экзамен, 2005. С. 13.

1 АнцуповА. Я., ШипиловА. И. Указ. соч. С. 45.

В начале XX в. интерес к проблематике конфликта стал актив­но расти, что было связано с изменившимися условиями обще­ственного развития, когда конфликт стал рассматриваться как нормальное и даже неизбежное социальное явление, которое за­частую выполняет положительную функцию. Эта функция зак­лючается в том, что конфликт выступает как побудительная сила общественного прогресса и является наиболее оптимальным спо­собом достижения новых, более полезных и совершенных спосо­бов и моделей развития.

На современном этапе развития российская конфликтология находится в стадии своего активного становления, т. е. по сравне­нию с западной конфликтологией наша наука находится в неболь­шом отставании 2 . Причиной этого отставания в первую очередь является длительное преобладание в нашей стране марксистско-ленинской теории, которая объясняла конфликт исключительно с точки зрения классовой борьбы в форме социалистической рево­люции и отрицала существование в социалистическом обществе конфликтных отношений между классами, так как причинами этих конфликтов является частная собственность на средства про­изводства, которая отсутствует в этом обществе. Ориентация на формулу равенства всех перед всеми исключала, отрицала воз­никновение конфликтов даже на бытовом уровне. Некритичес­кое отношение к действительности, свойственное социалисти­ческому строю, приводило к тому, что реально существующие проблемы замалчивались, персонифицировались, иногда даже отрицались, что естественным образом исключало осознавание несовершенства существующей системы. Характерной особен­ностью этого периода являлось возникновение множества внут-риличностных конфликтов, которые были вызваны политикой активного давления на личность не только в трудовой и профес­сиональной, но и в личностной сфере.




Ведущим, основным направлением развития отечественной школы конфликтологии на современном этапе является изуче­ние и понимание конфликта не с точки зрения отдельно взятого социального явления, но в тесной связи с правовыми нормами и государственными институтами. Такое понимание конфликта обеспечивает выполнение важнейшей общественной задачи: снижение количества социальных потрясений и столкновений и упорядочение гражданских отношений, которые сейчас активно формируются в российском обществе.

Отечественная конфликтология, являясь междисциплинар­ной наукой, черпает свои знания из 11 отраслей, к которым отно­сятся военная наука, искусствоведение, исторические науки, ма­тематика, педагогика, политология, правоведение, психология, социобиология, социология, философия.

1) разработка теории собственного военного конфликта, ко­
торая включает в себя сущность, классификацию, соотношение
войны и военного конфликта, управление конфликтом, а также
факторы эскалации, т. е. развития конфликта;

2) роль и место армии в вооруженных конфликтах;

3) стратегические вопросы подготовки и действий во
ных сил в военных конфликтах;

1 Конфликтология: Ответы на экзаменационные вопросы. М: Экзамен, 2005. С. 13.

1 АнцуповА. Я., ШипиловА. И. Указ. соч. С. 45.

В начале XX в. интерес к проблематике конфликта стал актив­но расти, что было связано с изменившимися условиями обще­ственного развития, когда конфликт стал рассматриваться как нормальное и даже неизбежное социальное явление, которое за­частую выполняет положительную функцию. Эта функция зак­лючается в том, что конфликт выступает как побудительная сила общественного прогресса и является наиболее оптимальным спо­собом достижения новых, более полезных и совершенных спосо­бов и моделей развития.

На современном этапе развития российская конфликтология находится в стадии своего активного становления, т. е. по сравне­нию с западной конфликтологией наша наука находится в неболь­шом отставании 2 . Причиной этого отставания в первую очередь является длительное преобладание в нашей стране марксистско-ленинской теории, которая объясняла конфликт исключительно с точки зрения классовой борьбы в форме социалистической рево­люции и отрицала существование в социалистическом обществе конфликтных отношений между классами, так как причинами этих конфликтов является частная собственность на средства про­изводства, которая отсутствует в этом обществе. Ориентация на формулу равенства всех перед всеми исключала, отрицала воз­никновение конфликтов даже на бытовом уровне. Некритичес­кое отношение к действительности, свойственное социалисти­ческому строю, приводило к тому, что реально существующие проблемы замалчивались, персонифицировались, иногда даже отрицались, что естественным образом исключало осознавание несовершенства существующей системы. Характерной особен­ностью этого периода являлось возникновение множества внут-риличностных конфликтов, которые были вызваны политикой активного давления на личность не только в трудовой и профес­сиональной, но и в личностной сфере.

Ведущим, основным направлением развития отечественной школы конфликтологии на современном этапе является изуче­ние и понимание конфликта не с точки зрения отдельно взятого социального явления, но в тесной связи с правовыми нормами и государственными институтами. Такое понимание конфликта обеспечивает выполнение важнейшей общественной задачи: снижение количества социальных потрясений и столкновений и упорядочение гражданских отношений, которые сейчас активно формируются в российском обществе.

Хотя целостное и подробное изложение истории конфликтологии затруднено в силу ее молодости, общий взгляд на историю конфликтологии может быть представлен в следующем виде.

Первый период — до 1924 г.

Зарождение и развитие конфликтологических идей как практического знания людьми принципов, правил и приемов поведения в реальных конфликтах: проблема насилия и ненасилия в религиозных учениях, проблема конфликта в искусстве и культуре. Конфликт изучается в рамках философии, искусствоведения, филологии, права, военных наук, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление.

Второй период — 1924 1992 гг.

Зарождение, становление и развитие частных конфликтологических наук. Конфликт начал изучаться как самостоятельное явление в правоведении и социологии. Интенсивно исследуется конфликт в других науках, однако междисциплинарных работ нет. Активность была вызвана:

□ степенью конфликтности жизнедеятельности нашего общества на всех уровнях;

□ степенью зависимости гуманитарных наук, заинтересованных в разработке проблемы конфликта, от политической обстановки в стране, идеологических установок, состояния демократизации общества;

□ уровнем развития, возможностями самих наук, объектом изучения которых может быть конфликт, разработанностью методологических, теоретических и методических предпосылок исследования этого сложного социального явления;

□ характером связи с мировой наукой, возможностью изучения и использования результатов исследования конфликта учеными других стран.

Второй период включает четыре этапа.

Первый этап — 1924-1935гг. Охватывает первую волну публикаций. Появляются работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, психологии, математике, социобиологии.

Второй этап — 1935-1949 гг. Характеризуется практически полным отсутствием публикаций. Это связано с Великой Отечественной войной и обстановкой в стране в целом.

Третий этап — 1949-1972 гг. Ежегодно публикуются работы по проблеме конфликта, защищаются первые 25 кандидатских диссертаций, конфликт как самостоятельное явление начинает изучаться в философии, педагогике, исторических и политических науках.

Четвертый этап —1972-1992 гг. Ежегодно публикуется не менее 35 работ по проблеме конфликта, защищаются первые докторские диссертации, из них три — по искусствоведению и по одной — в математике, педагогике, правоведении, психологии, политологии и философии. Разрабатывается системная концепция конфликтов.

Третий период — с 1992 г. по настоящее время.

Появляются первые междисциплинарные исследования, конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку, создаются центры, группы по исследованию и регулированию конфликтов, наблюдается заметное увеличение ежегодного количества публикаций (60-350). Ежегодно защищается от 2 до 10 докторских диссертаций, общее количество защищаемых диссертаций колеблется от 19 до 98 в год.

Годы опубликования первых работ по проблеме конфликта

Динамика публикаций и подготовки диссертаций по проблеме конфликта

Искусствоведение и филология

Физико-математические и технические науки

Относительное количество публикаций по проблеме конфликта

Первые отечественные публикации, в которых главным объектом анализа стал конфликт, появились в начале 1920-х гг. В них впервые проблема конфликта выделяется как самостоятельная, а в названиях работ появляются само понятие конфликт и его производные.

С этого момента можно проследить динамику изучения проблемы, ее важность для того или иного научного направления. Наиболее удобным источником для анализа являются представленные научной общественности данные исследований.

Библиографический поиск позволил выявить шестнадцать отечественных наук, занимающихся изучением конфликта. К ним относятся военные науки, география, искусствоведение и филология, исторические науки, медицинские науки, педагогика, политические науки, правоведение, психология, социобиология, социология, физико-математические и технические науки, философия, экономика. Длительность исследования наукой проблемы конфликта влияет на качество и количество полученных знаний. Начало изучения конфликта в рамках конкретной дисциплины лучше всего можно определить по времени опубликования первых работ, посвященных данной проблеме.

Количественный анализ публикаций за 70 лет с момента выхода первой работы отечественного автора по проблеме конфликта дал возможность сформировать общее представление о характере печатных работ.

Первая работа в данной области, обнаруженная авторами пособия, была опубликована в 1924 г. Ее авторы — П. О. Гриффин и М. И. Могилевский. Она носила в большей степени социологический характер и была посвящена трудовым конфликтам, а также порядку их разрешения.

Анализ данных динамики публикаций и подготовки диссертаций по проблеме конфликта показывает, что в разных отраслях конфликтологии сложились различные тенденции в способах отражения получаемых знаний в печати. Так, если в искусствоведении и философии диссертации составляют соответственно 20 и 19 % общего числа публикаций, то в социологии — лишь 5 %, а в психологии и политических науках — 8 %. Относительное количество публикаций в виде книг и брошюр наиболее велико в математике — 32 %, меньше в социобиологии — 7 %, а также в военных науках — 10 %.

Как видим, лидером среди наук, изучающих конфликт, является психология. Это связано с той определяющей ролью, которую всегда играет человек в возникновении, развитии и завершении любых социальных и внутриличностных конфликтов. На сегодняшний день результаты исследований психологии конфликта используются в самых разных областях нашей деятельности. В первую очередь, это психотерапевтическая практика, не менее важна работа специалистов-конфликтологов в различных коллективах, организациях. Открываются возможности применения конфликтологических знаний в решении противоречий на межгосударственном уровне.

Однако лидирующее положение психологии характерно только для отечественной конфликтологии. В западной конфликтологии наибольшее количество исследований проведено социологами.

Кроме психологов, наиболее значительный вклад в изучение конфликта внесли социологи и политологи. Представителями этих трех наук подготовлено 58 % общего количества публикаций, имеющихся в одиннадцати отраслях конфликтологии.

Психология занимает лидирующее положение в изучении конфликта. Знания, полученные психологами, составляют основу как теоретических, так и практических разделов конфликтологии. Отмечается определенная неравномерность в изучении различных видов конфликта. Около 83 % работ посвящено межличностным конфликтам, 8 % работ — внутриличностным конфликтам, 3-4 % работ — конфликтам между различными по величине группами, и 5 % работ носят методологический и общетеоретический характер.

Историки изучают фактологический аспект межгосударственных и межгрупповых конфликтов. Конфликт исследуется по нескольким направлениям: международные конфликты; конфликты на Ближнем Востоке; развитые страны и конфликты в третьем мире; роль ООН и других международных организаций в урегулировании международных конфликтов; этнические конфликты; исторические аспекты конфликтных отношений царской России и СССР с соседними государствами; межнациональные и этнические противоречия и конфликты на территории бывшего СССР.

Возникновение политологического анализа конфликтов в последние десять лет связано с конфликтностью социума на постсоветском пространстве и бурным развитием политологии в целом. С начала 1970-х гг. и по настоящее время проблема конфликта разрабатывается представителями политических наук: политологии, политической истории, международных отношений и внешней политики государств.

Искусствоведческий анализ — изучение описаний конфликтных явлений в произведениях культуры и искусства. Можно выделить несколько подходов к изучению конфликта в искусствоведении: исследование художественного конфликта как частного момента искусства, где за структурную единицу анализа берется одно или несколько произведений, в границах которых конфликт раскрывается как компонент предметно-тематического, структурно-композиционного среза; анализ конфликта как основы проявления общих для вида или жанра процессов; философское рассмотрение художественного конфликта.

Правоведы одними из первых начали изучать конфликты. Сегодня активно развивается юридическая конфликтология. В числе основных проблем можно выделить следующие: международно-правовые аспекты конфликтов; конфликтные ситуации в деятельности правоохранительных органов; правовые нормы разрешения трудовых конфликтов.

Значительно расширяют представления о конфликте результаты исследований социобиологов. Основные направления изучения зооконфликтов таковы.

□ Осоциализированное направление. Конфликт рассматривается как средство: накопления опыта взаимодействия животных (внутривидового, межвидового); установления и поддержания иерархических отношений в группе (стаде) животных; скорейшей адаптации к внешним и внутренним условиям; создания и поддержания авторитета группового лидера; достижения более высокой внутривидовой организации; демонстрации агрессии с целью подавления противника; ослабления эмоциональной напряженности или результат фрустрации; поддержания территориальности.

□ Биологическое направление. Конфликт рассматривается как средство выживания в виде конкурентной борьбы; результат биологически предопределенной агрессивности. Особенность работ этого направления состоит в применении исследователями фармакологических средств для регуляции агрессивности животных в разных ситуациях и выявлении ее нейрохимических, генетических и физиологических основ.

Первая публикация в военной науке, посвященная проблемам конфликтологии, появилась в 1988 г. Сегодня выделяется несколько направлений исследований: разработка теории собственно военного конфликта (С. Богданов); роль и место армии в вооруженных конфликтах (В. Чебан); стратегические вопросы подготовки и действий вооруженных сил в военных конфликтах (А. Касюк); действия видов и родов войск в военных конфликтах (В. Дубров); влияние военных конфликтов на разные аспекты жизнедеятельности общества (Ю. Седов).

Понятие и периодизация истории отечественной конфликтологии

История отечественной конфликтологии – это раздел науки конфликтологии, занимающийся изучением динамики развития исследований конфликта как социального явления в России, а также предложением особой периодизации смены стилей изложения соответствующего предмета путем ретроспективного анализа трудов отечественных ученых, творивших в разное время.

Иными словами, важность изучения истории отечественной конфликтологии обуславливается тем, что соответствующая деятельность позволяет:

  • Изучать и оценивать динамику развития знаний и представлений отечественных ученых о социальных конфликтов;
  • Выявлять специфику взаимосвязи конфликтологии как зарождавшейся и состоявшейся науки с другими отраслями знания в те или иные периоды;
  • Оценивать зависимость уровня развития конфликтологии от конкретно-исторических особенностей развития российского общества;
  • Знакомиться с результатами научной деятельности конкретных ученых-конфликтологов, трудившихся в России в различные периоды.

В общем виде, современная наука о конфликтах предлагает рассматривать историю отечественной конфликтологии как совокупность трех периодов, последовательно сменявших друг друга.

Так, первый период, датируемый современными учеными вплоть до 1924 года, ввиду относительной молодости конфликтологии как в России, так и в остальном мире, характеризуется тем, что в это время начали зарождаться и развиваться конфликтологические идеи, отражавшие практические знания ученых о принципах, правилах и моделях поведения социальных субъектов в реальных конфликтов.

Кроме того, уже в этот период в предмет конфликтологии стали входить представления о проблеме соотношения насилия и ненасилия внутри социальных конфликтов, предпринимаются попытки поиска концептуальных положений, которые могут быть полезны для предотвращения и разрешения социальных конфликтов в содержании религиозных текстов, философских трактатов, культуре, искусстве, литературе, и т.д.

Иными словами, уже в названный период развития отечественной конфликтологии происходит постепенное накопление и обобщение научных знаний о конфликтах, прежде изучавшихся в рамках философии, юриспруденции, психологии, однако не выделяемых в самостоятельное научное направление.

Готовые работы на аналогичную тему

Рассматриваемый этап развития отечественной конфликтологии связан с именами таких исследователей, трудившихся на стыке социологии, юриспруденции и психологии, как П.С. Сорокин, А.С. Звоницкий, Я.Л. Юделевский, и др. Именно названные авторы впервые в истории отечественной науки убедительно обосновали собственно социальную природу взаимодействия индивидов и социальных групп в обществе, выработали основы социологии конфликта, предприняли первые попытки описания и осмысления сущностных признаков и характеристик разнообразных социальных конфликтов.

Развитие отечественной конфликтологии в советский период

Второй этап в истории развития отечественной конфликтологии принято датировать с 1924 по 1989 гг. – этот период признается временем, в которое происходило широкое становление и развитие отдельных отраслей конфликтологии в системе относительно самостоятельной социальной науки – конфликтологии, возникшей на стыке юриспруденции, социологии и психологии.

Иными словами, в обозначенный период внимание исследователей преимущественно было сосредоточено на попытках выявления и описания специфики социальных конфликтов в праве, математике, социологии, психологии и иных отраслей научного знания и человеческой жизнедеятельности, в содержании которых представлялось возможным и реальным разного рода столкновение интересов и потребностей социальных субъектов.

Кроме того, необходимо отметить, что в период с середины 1930-х до конца 1940-х гг. XX в. в нашей стране практически полностью прекратились исследования проблем конфликтологии, что обуславливалось трудностями Великой Отечественной войны и кризисной обстановкой в последующие годы, в процессе которых внимание научного сообщества было занято изучением иных проблем и социальных затруднений.

Тем не менее в 50-е – 70-е гг. XX в. возобновилось активное развитие отечественной конфликтологии, причем с учетом опыта и наблюдений, произведенных в военные годы, наметилась положительная тенденция к сращиванию теоретической и практической конфликтологии. Иными словами, наметилась необходимость не только выявлять и описывать, но и предлагать конкретные концепции предупреждения и разрешения социальных конфликтов, как необходимое условие обеспечения стабильности в обществе.

Развитие отечественной конфликтологии на современном этапе

Продолжая характеристику отечественной конфликтологии отметим, что третий этап ее развития принято исчислять с начала 90-х гг. XX века по настоящее время. Основной спецификой данного периода стало то, что произошедшее коренное переустройство российского государства и общества оказало колоссальное влияние на социологию и конфликтологию.

Так, конфликт начинает признаваться системным явлением, изучение которого невозможно без консолидации разнообразные организационных и институциональных ресурсов всего общества. При этом еще больше актуализировалась проблема необходимости накопления и осмысления объективных знаний о социальных конфликтах, с целью предложения моделей противодействия им в новой для российского общества социально-экономической формации.

В результате, на современном этапе можно говорить о том, что третий этап в истории развития отечественной конфликтологии обеспечил становление отраслевых конфликтологических наук, сосредоточенных на изучении собственно экономических, политических, педагогических, международных конфликтов, конфликтов в воинском и трудовой коллективе, и т.д.

При этом, каждая из названных подотраслей конфликтологии опирается на единую понятийно-категориальную базу, что обуславливает возможность осуществления междисциплинарных исследований.

Читайте также: