Отправление апостолов на проповедь кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мф. X, 1-42: 1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. 2 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, 3 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, 4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. 5 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; 6 а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; 7 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; 8 больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. 9 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, 10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания. 11 В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; 12 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; 13 и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. 14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; 15 истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому. 16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. 17 Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, 18 и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. 19 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, 20 ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. 21 Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; 22 и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. 23 Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий. 24 Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: 25 довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его? 26 Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. 27 Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. 28 И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. 29 Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю безволи Отца вашего; 30 у вас же и волосы на голове все сочтены; 31 не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц. 32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; 33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. 34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, 35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. 36 И враги человеку — домашние его. 37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; 38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. 39 Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. 40 Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; 41 кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. 42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

Мк. VI, 7-13: 7 И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами. 8 И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, 9 но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд. 10 И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места. 11 И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу. 12 Они пошли и проповедовали покаяние; 13 изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.

Лк. IX, 1-6: 1 Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, 2 и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных. 3 И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды; 4 и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь впуть. 5 А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них. 6 Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.

Руководство к изучению Четвероевангелия

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

25. Христос посылает двенадцать Апостолов на проповедь

(Мф. X, 1-42; Мк. VI, 7-13; Лк. IX, 1-6; XII, 11-12)

А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.

Отправление Апостолов на проповедь

Укрепив 12 избранных учеников Своих в вере в Себя, открыв им тайны Царствия Божия (Мф. 13:11), основываемаго Им на Земле, Иисус Христос посылает их по два к погибшим овцам дома Израилева проповедовать приближение Царства Небеснаго и, в доказательство наступления его и разрушения царства диавола и греха, повелевает им исцелять все недуги и изгонять бесов, для чего даёт им власть над духами нечистыми. Как посланники Небеснаго Царя, как Раздаятеля высших благ и высших прав, они должны были подавать эти блага туне и не должны были заботиться ни о чём земном, необходимом для них, как для земных путников.

При входе в город или селение они должны были отыскивать достойных людей и возвещать им и через них мир. Но при этом они не должны забывать, что являясь овцами среди волков и соблюдая меры благоразумной осторожности в случаях гонений на них, они не должны ничего опасаться за себя и за своё дело: Дух Отца Небеснаго будет глаголать в них в затруднительных случаях, и Бог Отец не попустит даже и одному волосу упасть с головы их. Впрочем, если бы кому пришлось исповедать свою любовь к Иисусу Христу, тот удостоится величайшей награды от Отца Небеснаго и, напротив, отрёкшийся от Христа будет отвергнут Им перед Отцом Небесным.

Отсюда естественно выходит, что любовь к Богу должна быть выше всякой любви, и что кто примет их, не потеряет награды своей.

Апостолы, как замечают евангелисты, пошли и проповедовали покаяние, указывая в нём средство для вступления в Царство Божие, и исцеляли больных, помазуя их маслом, чем доказывалось наступление этого Царства.

В посольстве Апостолов на проповедь и в даровании им полной власти над духами нечистыми и над болезнями сказалось высочайшая власть Самого Иисуса Христа и превосходство Его перед всеми ветхозаветными пророками. Он не только Сам проповедует и совершает чудеса, но и другим даёт эту власть, и они действуют во имя Иисуса Христа и притом в такой силе и обширности, как ни один из пророков, бывших до Него.

В наставлениях, данных Апостолам, при отправлении их на проповедь, Иисус Христос показал не только предвидение проницательнаго Учителя, предугадывающаго, что с ними может случиться, но полное предопределение их судьбы, основанное на Божественном ведении свойств мира, в который они шли, и действия проповедуемаго ими слова, которое, будучи живым и действенным, как обоюдоострый меч, должно пройти в каждом человеке до разделения души и тела, членов и мозгов (Евр. 4:12), и даже в семействах произвести разделение, которое должно кончиться враждой самых ближайших членов семьи к тем, которые примут это слово.

Но тем не менее, ни затруднения в ответах перед судилищами, ни гонения Иудейских синагог и языческих властей, ни вражда родных, ни любовь к ним и к собственной жизни — не должны быть для Апостолов препятствием к проповеданию, а для мира к слушанию их слова, если ни те, ни другие не хотят лишиться высочайшей награды от Отца Небеснаго.

Как Царство Божие первоначально должно было открываться в народе израильском — для того избранном и подготовлявшимся — так и проповедь о приближении сего Царства должна была быть предложена сынам Царствия, а потом уже от них, через них и после них, прочим народам. Посему, как Сам Иисус Христос говорит, что Он нестъ послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилева (Мф. 15:24), так и ученикам Своим повелевал на путь язык не ити и во град Самарянский не входити, но ити паче ко овцам погибшим дому Израилева.

Сие запрещение проповедовать язычникам и Самарянам объясняется:

а) Недостаточностью подготовки самих проповедников, не убо бе пришёл в мир Дух Святый, Его же хотяху приимати верующии во Имя Его (Ин. 7:39); и Который должен был научить учеников и наставить их на всякую истину (Ин. 16:13;)

б) Трудностью проповеди язычникам — не подготовленным откровениями, обетованиями и пророчествами к пониманию тайны воплощения Сына Божия — и Самарянам, ослеплённым предубеждениями против Иудеев (Лк. 9:52,53=Ин. 4);

в) в особенности же предубеждениями самих Иудеев против язычников и Самарян (Ин. 7:35 и беседа с Самарянкой Ин. 4), из опасения, чтобы сами Иудеи не отвергли проповедников, если бы узнали, что они ходят к отверженным, по их мнению, язычникам и нечистым Самарянам.

Как проповедники мира и любви, Апостолы и продолжатели их дела должны при входе в город или селение приветствовать благословением мира, хотя и обычным у Иудеев, но только у проповедников Евангелия получившим своё настоящее значение, так как они только вносили в душу человека мир с самим собой и примирение с Богом. Но если приветствуемый не был достоин мира, то мир возвращался к Апостолам, то есть мирное благожелание оставалось недействительным, как бы возвращалось к благожелателям. Но самое большее наказание тем, кои не приняли Апостолов, было удаление их от негостеприимнаго дома или города и отрясение праха от ног их, как бы во свидетельство того, что между ними и отвергшими их нет ничего общего.

Следствием же такого удаления должна была быть столь печальная участь, какая не постигла даже отверженные города Содом и Гоморру. Участь эта настолько несчастна, насколько Апостолы выше Лота — проповедника покаяния отверженным городам, и насколько условия узнания истины у Иудеев выше таких же условий в погибших городах.

Апостолы не должны брать с собой в путь ничего, кроме посоха, то есть дорожной палки (Мк. 6:8) — жезла же, символа власти и чести, который может служить для нападения или защищения, не должны брать (Мф. 10:10).

Посланники Евангелия должны отличаться свойствами, которыя ставили бы их выше мира, среди котораго они посланы проповедовать, и которые обезпечивали бы успех самой проповеди. Так как люди враждебно должны были отнестись к ним — быть для них волками — то Апостолы, в противоположность им, должны отличаться кротостью и незлобием, как и Сам их Учитель (Мф. 11:29), быть овцами среди волков. Но при этом они должны быть благоразумными или мудрыми, как змеи, и невинными, или простыми незлобивыми — как голуби, чтобы, как замечает блаженный Иероним, по благоразумию избегать коварства, а по простоте не делать зла. Мудрость без простоты может превратиться в хитрость или коварство; простота без мудрости — в наивность.

Змея поставляется в пример благоразумия, потому, как объясняют толкователи, что она в минуты опасности всем своим телом закрывает свою голову от ударов; или же потому, что каждую весну, как бы при начале новой жизни, она сбрасывает с себя ветхую кожу и является в обновлённом виде. По сему подобию, Апостолы должны употреблять все силы для защиты своей веры в Иисуса Христа — Главу Церкви — и совлекаться ветхаго человека для начала новой жизни. Невинность же голубей ставится в пример, потому что, — по замечанию толкователей, — голуби отличаются постоянством взаимной привязанности и отсутствием всякаго чувства хищничества в отношении к добыванию себе корма и враждебности к другим особям своей породы, тогда как такая враждебность часто замечается между самыми кроткими из птиц.

Посылая учеников на проповедь, Иисус Христос не определяет ни пространства, которое они должны были обойти, ни времени, какое они должны были употребить на это обхождение городов Израилевых. Но конечный предел времени означен пришествием Самого Сына Человеческаго в Царствии Своём: не имате скончати грады Израилевы, дондеже приидет Сын Человеческий. Но о каком пришествии здесь речь? Так как посольство Апостолов на проповедь было временное — пробное — и должно было окончиться еще при жизни Спасителя, то и обещаемое пришествие Его было лишь откровением славы Его, торжественным явлением Его народу Израильскому.

Таким явлением, конечно, было Воскресение Его из мертвых. И потому смысл этого обещания Иисуса Христа будет такой: Вы ещё не успеете обойти всех городов Израильскаго царства, как наступит время торжественнаго проявления Божества Сына Человеческаго в страдании, смерти и Воскресении Его.

В виду же того, что в проповеди Апостолов предъизображена Иисусом судьба проповедников всех времён, то в пришествии Сына Человеческаго можно видеть и Второе Славное Пришествие Его на Суд над неправедными гонителями.

И во-первых, это суд над Иерусалимом, который совершён рукой Римлян через 35 лет после крестной смерти Иисуса Христа, когда ещё Апостолы не успели обойти с проповедью всех городов Израиля, и во-вторых, Последнее Страшное Пришествие Иисуса Христа для Суда над всем Миром, когда проповедано будет Евангелие всей твари.

При изображении будущей участи учеников, Иисус Христос представляет им в пример Свою собственную участь и замечает, что по естественному порядку вещей: несть ученик над учителя своего, ниже раб над господина своего, то есть участь учеников Иисуса Христа не может быть лучше участи их Учителя: аще господина дому веельзевула нарекоша, кольми паче домашния его (Мф.10:25). Третье утешение Апостолам в предстоящих им страданиях заключается в том что гонители, хотя бы простёрли свои гонения до убийства, не могут сделать им существеннаго вреда — то есть души не могут убить. И потому Апостолы должны бояться не их, но Бога, Который может и душу и тело ввергнуть в геенну огненную (Мф. 10;28=Иак. 4:12).

Проповедуемое Апостолами учение Евангелия — будучи само по себе учением любви и мира — должно было возбудить против себя самую ожесточённую борьбу со стороны тех элементов, которые всегда были враждебны любви и истине. Потому оно должно было произвести разделение между самыми ближайшими членами семейства, должно было внести в мир не мир, но меч.

Впрочем, это не означает, что само Христианство должно было обнажить меч для распространения и поддержки или защиты своего учения, как это случилось в магометанстве; но что против него будет поднят меч сильными мира сего. Христианство рождает не Савлов, но Павлов — не инквизиторов, но мучеников.

Важность и высоту Своего учения Христос определяет важностью Своего лица — конечно, как Единороднаго от Отца. В таком Своём достоинстве Он, как породивший человека, давший ему жизнь и определивший его участь, пришедший ныне для его спасения, а в конце веков имеющий прийти для суда над ним — Он выше всех и всего для человека и должен пользоваться самой высшей и сильнейшей его любовью — больше чем отец или мать, больше, чем самыя дорогия для человека существа на Земле. И потому, забывший о таком значении для него Его Творца и Искупителя и любящий родителей или детей больше, чем Христа, тот недостоин быть Его учеником и последователем, тот недостоин тех Небесных благ или наград, которыя уготованы Христом для любящих Его.

Вместе с любовью Сын Божий требует от верующих в Него взять крест свой и последовать за Ним. То есть, любящий Христа, подобно Ему Самому, ради Его и из подражания Ему, должен обречь себя на все страдания и лишения и быть готовым к терпеливому перенесению их. Иначе, он не будет достоин Христа, как не любящий Его.

Несение Креста составляет такую трудную обязанность, на исполнение которой не у всякаго достанет решимости; между тем исполнение её составляет одно из необходимых условий спасения, так что обретый душу свою — сберегающий жизнь свою, щадящий себя для настоящей временной жизни — погубит душу свою в будущей вечной жизни; и наоборот, иже погубит душу свою Мене ради, кто не пощадит и жизни своей для Христа, тот обрящет душу свою, обрящет для нее спасение в будущей жизни.

Первая проповедь Апостолов была о покаянии, как и Иоаннова, потому что они только уготовляли путь Христу и Его Евангелию, только изглаждали стропотная в пути гладки, только исправляли искривлённое, и притом лишь в Израиле, который давно подготовлялся к принятию Мессии. После совершения Иисусом Христом Дела Спасения, после сошествия Святаго Духа, они уже будут проповедовать и Евангелие (=радостную весть) о Спасителе и Спасении.

Евангелист Марк свидетельствует, что Апостолы, обходя города и селения Израильския с проповедью, мазаху масло многи недужныя и исцелеваху. Это ясное указание на употребление елея с молитвой и верой для исцеления больных, которое впоследствии послужило основанием для таинства Елеосвящения (=Иак. 5:14).

Ежедневно молимся вместе.
Читаем дневные Акафисты, на которых поминаем участников нашего сообщества,
принимающих участие в совместных молитвах.
Читаем Псалтирь и поминаем всех, кто принимает в этом чтении участие.
Читаем Книги Ветхого Завета, Евангелие, Апостол.
Приглашаем всех желающих присоединиться.


ОТПРАВЛЕНИЕ АПОСТОЛОВ НА ПРОПОВЕДЬ

Шло время. Уже заканчивался второй год общественного служения Господа нашего Иисуса Христа. Но чем больше Христос проповедовал и совершал чудеса, тем больше собиралось вокруг Него народа, больного душой и телом, жаждущего живоносного слова Божия. Послушать Его проповедь и исцелиться от недугов своих приходили к Христу и из тех мест Палестины, где Он еще не смог побывать. Видя, что люди духовно блуждают, как овцы без пастыря, Господь сжалился над ними и решил послать с проповедью Своих апостолов во все концы Палестины.

Полюбив Господа всем существом своим, ученик Христов никогда не должен изменять Ему. Кто же блага земной жизни предпочитает духовным благам Небесного Царства, кто жертвует будущими благами ради благ земных, кто боится расстаться с жизнью, кто отречением от Христа сберегает себе жизнь, которой иначе бы угрожала смертельная опасность, кто душу свою сберег таким образом для этой жизни, тот недостоин Христа, ибо сберегший душу свою для сей жизни потеряет ее для жизни вечной.

Так говорил Христос, вселяя веру и бодрость в маленькую группу избранных Им людей, которые начинали великий подвиг христианского миссионерства среди народов всего мира. Сначала были посланы самые близкие, избранные по числу двенадцати колен Израилевых, потом семьдесят других, которые составляли как бы второй круг апостолов.

Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных. И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы́, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды; и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь. А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них. Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.

Лк. 9: 1-6

В сегодняшнем евангельском чтении, которое по причине празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных читалось вчера, Господь, собрав двенадцать учеников, даёт им поручение проповедовать Царствие Божие и исцелять больных.

В начале сегодняшнего евангельского чтения говорится о том, как ученики Иисуса были наделены властью исцелять болезни и изгонять бесов. Иисус неоднократно говорил о Своей власти ученикам, и они понимали, что речь идет о власти, полученной непосредственно от Бога. Власть Иисуса обладает целительной силой, и эту власть Он передает ученикам.

Миссия апостолов должна была быть проникнута мыслью о временном характере земных благ, символизировать готовность последовать зову Господа в любой момент. Так они и поступают: по призыву Иисуса они отправляются на проповедь, готовые исполнить то, что Он заповедал им.

Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.

Одни думают, что отправление 12-ти на проповедь было до отправления Христа в Иерусалим на праздник, т.к. на празднике они не упоминаются. Многие полагают, что отправление их было из Капернаума. Каков был повод этого послания? Мф. говорил, что Христос видел изнуренный и страдающий от своих духовных руководителей народ. Люди алкали и жаждали правды, а делателей не хватало. В ст. 38 говорится, что Господин жатвы должен выслать делателей. Ин.Злат. считал, что Господин жатвы – это Христос. Сейчас полагают, что это Бог Отец. Выслать делателей – это звучит почти насильственно, это означает особую нужду. Послание 12-ти – это начало созидания Церкви Христовой. Как в ВЗ 12 патриархов стали родоначальниками плотского Израиля, так 12 апостолов стали родоначальниками духовного Израиля. Посылались по 2 человека, по Златоусту для взаимодополнения, для обучения, для приготовления к будущим испытаниям. Христос посылает их как юных птенцов. У Мф. находится 40 стихов наставления Христа апостолам перед посланием. М.б. Мф. собрал эти стихи. Речь по Мф. обычно делят на 2 части:

1. С 5 по 15 стихи. Наставления, которые относятся именно к этому моменту.

2. 16-48 стихи. Это о проповеди в будущем. О гонениях и преследованиях.

По Мф. сначала речь идет об избрании 12-ти и дается попарный перечень. Толкователи говорят, что апостолы – это были простецы, неученые люди, не имели социальных привилегий в обществе, это обыкновенные люди, которые выполнили необыкновенную миссию. Они были разными. Были среди них рыбака, среди них был сборщик податей (в глазах народа это предатель), среди них был Симон Зилот (Зилоты – 4-я партия после фарисеев, ессеев и саддукеев, это были террористы, патриоты, даже революционеры, они считали себя продолжателями дела Маккавеев). Евсевий Кесарийский утверждал, что Симон Зилот был строгим исполнителем иудейских преданий. Среди них был и предатель. Для чего избирает их Христос? По Мк. чтобы они были с Ним (и учились у Него), и чтобы посылать их потом на проповедь (Апостол – посланник).

5 стих. "Заповедал". Это слово означает инструктаж перед выходом в поход, наставление учителя ученикам, исполнение указа царя. Это 3 значения слова.

"На путь к язычникам не ходите". Это указание на область миссионерской деятельности. Проповедь только для иудеев. Только здесь указано это ограничение, и только в Ев. от Мф. Некоторые полагают, что это ложная вставка. Но это маловероятно, эти указания ограничения имеют временный характер. Господь проповедовал не только одним иудеям, Он проповедовал самарянам, финикийцам. Только после Своего Воскресения Он дает заповедь учить все народы. Ап. Павел придерживался в проповеди принципа Христа: сначала иудеям, а потом язычникам. Нужен был такой человек как ап. Павел. Одни говорят, что у него был дар проповеди язычникам. Другие говорят, что ап. Павел получил еврейское воспитание и очень хорошо знал язычество. Поэтому была такая большая удача проповеди. Итак, апостолы должны были получить опыт проповеди и проповедовать тем, кто хоть что-то знает о Мессии. "Погибшие овцы дома Израилева," – это значит, что люди не имели пастырей, они были духовно обречены.

8 стих. Свою проповедь они должны засвидетельствовать чудесными знамениями. Апостолы должны проповедовать то, что сейчас наступило время, когда может возникнуть общество, в котором будет исполняться воля Божия. "Больных исцеляйте" – это и прямой и переносный смысл (духовное заболевание). "Очищайте прокаженных" – проказа – это скверна, которая может переходить на других, это может быть и духовная проказа.

"Мертвых воскрешайте" – мертвый – это в духовном смысле человек, полностью порабощенный страстью.

"Бесов изгоняйте" – в духовном смысле это человек, одержимый злой силой, которую Христос пришел сломить.

"Даром получили, даром давайте". Иудеи говорили: Моисей даром получил Закон и даром дал его людям. Христос перенял эту еврейскую традицию. Златоуст говорил, что Христос так сказал, чтобы люди не подумали, что чудеса праведников – плод их трудов и праведности.

10 стих. Пояс – это в то время ещё и кошелек. Сума – сумка для продуктов или сумка нищего, которая предназначалась для подаяния. Т.е. не брать сумы – это значит показать на деле, что проповеднику важно прежде всего духовное, а не материальное. Считалось нормальным, когда оказывалась поддержка проповеднику, но последний не должен говорить, сколько или "мало". Ничто не должно отвлекать апостолов от проповеди. Мк. говорит, что нужно брать с тобой лишь посох. Почему так?

1. Блж. Августин говорил, что посох – это метафора, которая означает власть. Итак, у Мк. – метафора, у Мф. – дословный смысл.

2. Ничего не надо брать про запас. А посох необходим для путешествия. Т.е. Христос повелевает не брать с собой ничего лишнего, а только необходимое.

Апостолы впоследствии скажут, что они ни в чем не имели нужды. Ап. Павел же говорил, что он и алкал, и жаждал, и был в наготе.

11 стих и далее. Это практические советы.

11 стих. Апостолы через расспросы должны были найти дом достойного и там жить. Почему? Потому что не тот дом может скомпрометировать и апостолов, и проповедь. Апостолы не должны менять адреса с целью искать дом побогаче.

12 стих. Согласно восточному образу мыслей, сказанное слово имеет активное начало, даже самостоятельное бытие. Сказанное слово уже неподвластно сказавшему. Христос повелевает входить в дома. Это вовсе не значит, что нельзя проповедовать в синагогах и на дорогах. Апостолы могли и ошибиться. В доме могли быть и достойные, и недостойные. Это опять границы евангелизации.

14 стих. Не только язычник с т.зр. иудеев был нечистым, но и всё, к чему он прикасался, было нечистым. Поэтому иудей, путешествуя по языческим странам и пересекая границу с Иудеей, должен было оттрясти пыль языческих дорог. Это же повелевает делать и Христос Своим апостолам во свидетельство городам, осквернившим себя неприятием Его проповеди.

15 стих. Это угроза городам. У жителей Содома и Гоморры не было возможности слышать Христа.

16 стих. "Как овцы среди волков". Это выражение опасности среди мира. "Простота и мудрость" – это два качества, необходимые для того, чтобы выжить среди этого мира. Мудрость без простоты превращается в хитрость, а простота без мудрости превращается в наивность. Христос предрекает, что Его учеников будут преследовать и поведут пред царей. Христос повелевает не заботиться и не защищать себя чрезмерно. Дух Святой даст, что сказать вам в конце. "И будете ненавидимы всеми за имя Мое" – это слова, приготавливающие дух апостолов к терпению.

23 стих. Бегство в другой город. Христос повелевает избегать опасности, но без ущерба дела. Необходимо благоразумие. Христу нужны живые проповедники. С другой стороны, когда нужна кровь христианина – это семя христианства. "Не успеете обойти городов Израилевых, как. " – Как это понимать?

1. Эта помощь придет вовремя.

2. Помощь к вам придет скорее, чем враги вас найдут.

В целом здесь речь идет о помощи Божией. Другие считают, что здесь речь идет о 2-м Пришествии Христа. Третьи полагают, что это разрушение Иерусалима. Четвертые полагают, что это день Пятидесятницы.

24-25 стихи. Христос предупреждает учеников, что с ними произойдет то же самое, что произойдет и с Ним. Христос трижды повторяет: "Не бойтесь!" Ученик или раб не могли рассчитывать на лучший прием, чем прием, оказанный Учителю. "Веельзевул" – аккаронское божество, господин над насекомыми, в частности, над мухами. "Зевель" – нечистота. Т.е. Веельзевул – господин нечистоты. "Зевул" – жилище, т.о. "господин дома". Евреи Веельзевулом называли сатану. Этим именем они поносили и Христа.

"Не бойтесь, потому что нет ничего тайного, что не стало бы явным" – 1-е. Т.е. рано или поздно выявится суть гонителя и свидетеля, или рано или поздно каждый получит по заслугам, р. или п. истина восторжествует. Не бойтесь возвещать Мою весть – 2-е. Ученики благую весть получили от Христа. Только тот может говорить, кто сам слушал и сам знает. Людям злым благая весть не нравится. Не надо их бояться. Не надо бояться даже смерти. Люди могут убить лишь тело. Делайте свое дело безбоязненно. Под "могущими убить и тело, и душу" понимают не только преследователей, но и диавола. Диавола не надо бояться, а остерегаться. Свою проповедь нужно соединять с упованием на помощь Божию. "Птица" – это символ малого. Вечная жизнь обусловлена верностью Христу.

34 стих. Мир и меч. Евангелие – это благая весть, но её нужно исполнить. Кроме того, Евангелие проповедует борьбу добра со злом. Разделение добра и зла есть меч. Разделение – это не цель Христа. Это последствие. Всегда надо помнить, что неверность – это то, что страшнее смерти.

39 стих. Жизнь апостола и ученика – это крестоношение. В человеке всегда идет борьба духа и плоти. Человек свободен выбрать или дух, или плоть. Результат этого выбора объявляет Христос.

40 стих. Здесь говорится о гостеприимстве уверовавших. Не все могут быть апостолами. Но все могут оказать гостеприимство апостолам.

Мк. пишет, что апостолы пошли и проповедовали, изгоняли бесов, больных помазывали маслом и исцелялись. Далее известие о смерти ИК и возвращение учеников. Можно предположить, что смерть ИК есть причина возвращения апостолов. Проповедь апостолов привлекла внимание Ирода ко Христу. Придя к Учителю, ученики рассказывали о своих делах и таким образом отчитались перед Христом.

Читайте также: