Отношение печорина к природе кратко

Обновлено: 02.07.2024

Особая роль отведена пейзажу в раскрытии внутреннего мира героя. Давая оценку Печорину, не достаточно опираться на сюжет, который вряд ли заставит читателя понять глубину души главного героя. Самые сложные и противоречивые черты натуры Печорина мы открываем, глядя на природу его глазами. Описание пейзажа Пятигорска в дневнике показывает нам тонкую, чувствительную натуру главного героя. Нагнетает автор и без того мрачное настроение Печорина, связанное с отъездом Веры, когда главный герой бросился за ней вслед. Все вокруг окрашено в черные и мрачные краски, от пещеры веет сыростью, Подкумок ревет однообразно. Все как будто теряет цвета, замирает вместе с Печориным.

В Печорине сливается натура созерцателя, наполненного природным духом, наслаждающегося настоящей жизнью и желающего жить ей. Но он же и скептик, склонный к самоанализу и саморазрушению. Потому и не достижима ему такая манящая жизнь естественных людей. И в этом состоит трагизм главного героя и конфликт его внутреннего мира.

Несомненно, природа в романе помогает читателю понять идею произведения, раскрывает характеры героев. А лирические отступления Лермонтова, связанные с описанием природы наталкивают на размышления о роли природы в жизни человека.

В каждом литературном произведении несмотря на его жанр автор так или иначе вводит природу как фон перед которым разворачиваются события либо как героини истории. Роман Лермонтова Герой нашего времени не является исключением. В нем природные зарисовки имеют особое значение.

Природа отражает глубину настроя, состояния Печорина, например, в день дуэли с Грушницким. Утро для него было необыкновенно ясным. Так, ощущая вероятность гибели он на мгновение начал дорожить жизнью.

Таким образом, пейзажи в романе Лермонтова в некоторых случаях раскрывают характеры героев, иногда становятся вестниками событий, зачастую создают атмосферу вокруг героев, становясь на некоторое время способом передачи переживаний героев. Но во всех случаях автор обращается к ней как одушевленному персонажу, обнаруживая между эпизодами из жизни героев и природными явлениями тонкую, но тесную взаимосвязь.


Пример сочинения 2

Горы и потоки, чрезмерное южное солнце, весь пейзаж Кавказа вообще является в романе не просто безразличным фоном, который можно было бы заменить совсем другим: нет, Кавказ Печорину – к лицу, и все это неизбежно и внутренне связано с той человеческой личностью, с той душою, которую задумал (хотя и несовершенно осуществил) наш знаменитый автор.


Пример сочинения 3

В основной части творчества Михаила Лермонтова играет значительную роль образ природы, который одновременно выступает и фоном, и детальным декором. Она же отражает атмосферу произведения и является действующим лицом. У природы есть и душа, и свой темперамент, она словно зеркало – что творится на душе у главных героев, то и отражается на ее состоянии. Природа словно общается с персонажами, пытается их предупредить в случае необходимости или сподобить их на выбор другого пути, который был бы наилучшим для них.

И вскоре он сталкивается с этой опасностью в лице контрабандистов, что было напророчено туманом и затянутым тучами небом. Природа потакает любознательности Печорина, она вторит ему.

А еще природа показывает ему тогда же, что грядет схватка – когда ему пришлось бороться с девушкой – тогда он увидел две звезды на небе, словно спасительные маяки.

В главе о княжне Мери сопереживание природы выведено на новый уровень – в канун дуэли, которая должна была произойти между Грушницким и Печориным. Тучи затянули небо и опустились так низко, что скрыли горы до самых подошв, солнце выглядело, словно желтое пятно. Именно так видел природу вокруг себя, и так описал в своем дневнике Печорин окружающий мир. В душе царило волнение и смятение, ведь он ждал поединка и возможной гибели или убийства. Окружающие горы отражали простор души главного героя и его вольнолюбие. И в указанном фрагменте эти горы затянуты тучами.

Хоть записи в дневнике показывают все уже в прошедшем времени и их детали отмечены по усмотрению главного героя, тем не менее, они убеждают читателя в том, что Печорин активно отзывался на различные перемены в природе, на ее состояние и настроение. Он реагировал на все ее знаки и другие проявления, обусловленные состоянием внутреннего мира героев и событиями, происходящими в главах романа. Это говорит нам об особо чувствительной душе Печорина, о поэтичности и романтичности его натуры, помогает нам лучше понять противоречивый внутренний мир главного героя.

Из всего сказанного можно сделать вывод, природа в произведении Михаила Лермонтова – играет важную роль. Она – прямой участник сюжета книги, очень дополняет и наполняет смыслом содержание, служит зеркалом для отражения внутреннего мира и настроения главного героя, сопровождает его в течение всего его пути, в котором он проводит большую часть времени, помогает и старается предостеречь от опасности.

Отношение автора к Кавказу

В описаниях роскошной природы края, в изображении величественных гор проявляется личное отношение М. Ю. Лермонтова к этой земле. Чем обусловлена такая особенность, музыкальность и романтичность пейзажных зарисовок Кавказа?

Во-первых, с детства писатель связан с этими местами. Бабушка часто возила маленького Мишу лечиться на Минеральные воды. С юных лет писатель наблюдал буйство красок природы Кавказа, а также видел и быт горцев. Позже в пейзажах романа проявится сочувствие Лермонтова к людям, образ жизни которых подчинен суровым традициям и нравам. Писатель отмечает бедность местного населения, их тяжелый труд, сложные бытовые условия.

Во-вторых, М. Ю. Лермонтов был русским офицером, проходящим службу на Кавказе. И во взрослом возрасте был связан с этим необычным краем. Именно здесь он испытал первое любовное чувство. Это не могло не сказаться на творчестве писателя и на его восприятии кавказской природы.

Функция пейзажа

  1. Пейзаж характеризует место действия, помогает воссоздать для читателя объемное представление об окружающей героя обстановке.
  2. Также природа как бы предвосхищает некоторые события, предсказывает их, пытается своим пророчеством уберечь Печорина от роковых ошибок.
  3. Пейзаж передает душевное состояние героя, раскрывает сложность его натуры.

Пушкин описывает природу кратко, лаконично, не уделяет ей особого внимания, хоть она тоже выполняет важную функцию.

  1. Лермонтов же рисует пейзаж подробно, передает детали и особенности долины, вкрапляя в описание философские размышления.

Природа в текстах Лермонтова как бы оживает, наполняется цветом, красками, звуками. Поэт поразительно скрупулезен в пейзажах, старается ничего не упустить и передать великолепие Кавказа наиболее полно, объемно.

Панорама как преддверие событий

Такая картина создает ощущение безразличия, отстраненности, утрату позитивного начала и господства бесстрастного отношения ко всему. Именно таким и был Печорин:

Григорий Печорин

  • холодный;
  • равнодушный к миру и к людям;
  • не имеющий привязанностей;
  • циничный человек;
  • скучающий эгоист.

Подтверждает отстраненность Печорина и его встреча с Максимом Максимычем после трагичного завершения истории с Бэлой. От Григория веяло холодом. Сложно назвать такого человека приятным собеседником, способным на возвышенные порывы.

Окружающий вид во всем романе

Природа подсказывает читателю, что Печорин потеряет Веру, женщину, которую герой действительно любил. Обошелся с ней он не самым лучшим образом, несмотря на свои чувства. Эгоизм Печорина завел его слишком далеко в плетении интриг ради забавы.

Природа как бы намекает читателю, что потеря Веры сделает героя еще более страдающим внутри. Печорин не мог показать своих истинных переживаний. Думалось, что он вообще не имеет никаких человеческих чувств. Но душевная работа кипела в герое. Это страдающий, разочарованный в жизни человек.

Все как бы призывало начать новую жизнь, очиститься от прошлых грехов. Но нет, Печорин оказался глух к мольбам окружающего мира и остался верен своей натуре. Приход рассвета назван смертью ночи. Это важный момент, который подчеркивает всю сложность характера Печорина. В нем любовь к жизни, способность ценить прекрасное сочеталась с крайним эгоизмом, который приносил горе другим людям, разбивал сердца, а кого-то приводил к смерти.

После убийства Грушницкого пейзаж становится унылым, печальным и грустным. Автор в произведении прибегает к таким средствам выразительности, как эпитеты, чтобы показать: природа разочаровалась в Печорине и оплакивала его жестокое решение.

Внутренний мир героя

Печорин поражен красотой природы Пятигорска

В обществе никто и не мог бы подумать, что этот человек способен видеть прекрасное. Именно природа поспособствовала бы исцелению его души, позволила бы обрести покой и умиротворение, если бы Печорин не стремился играть роль эгоиста. Обращение к ней спасло бы от горьких переживаний и роковых поступков. Но этого не произошло. Да, Печорин связан с природой, но не слит с ней. Он смотрит на нее со стороны, не живет и не дышит ей.

Для того чтобы произошло это слияние, нужно освободиться от влияний общественной морали, от неписаных правил высшего света. Только те люди, которые смогли добиться внутренней свободы и не скрывать подлинную свою натуру под маской, могут стать частью природы. В Печорине же сильны установки общества, он остерегается позора и осуждения. Во многом поэтому герой и не отказывается от дуэли с Грушницким: он сам завертел интригу, которая привела к этому, но отступить назад не позволяет страх прослыть трусом.

Природа в жизни других персонажей

Не менее показательна она в отношении Вулича и Грушницкого. Читатель должен сделать вывод, что эти люди погрязли в своем внутреннем мире, заняты излишней суетой. Они не видят красоту природы, не наблюдают за окружающей средой.

Вулич и Печорин

Вулич далек от естественной жизни, более того, он беспечен и глуп в играх с судьбой, за что и был наказан. Неспособность его внутреннего мира к душевной работе привела к тому, что им завладела не очень умная и опасная теория. Игры с судьбой, насмешливый вызов смерти и халатное отношение к своей жизни далеки от природы.

Грушницкий же занят собственными размышлениями, его действия полностью контролируют чувства, это не позволяет ему успокоиться и прислушаться к голосу разума. Сердце, страдающее от потери любви, от предательства и измены, наполняется злом, пышет гневом, заставляет совершать ошибки. Такое поведение тоже далеко от природы, которая живет по чистым, благородным законам, свободным от всего греховного.

Пейзаж в романе герой нашего времени

Анализ произведения

Эта работа М. Ю. Лермонтова — уникальное событие для русской культуры и литературы. Писатель сумел создать новаторское произведение, опираясь на различные литературные направления и проблемы общества 19 века. Лермонтов стал первым, кто взялся за реалистическую прозу в отечественной литературе, занялся переосмыслением методов написания и расширением функциональных возможностей композиционных элементов. Благодаря автору в прозе появился яркий образ, характеризующий эпоху, который выпал из круговоротов того тревожного времени.

Природа и пейзаж в романе герой нашего времени

М. Ю. Лермонтов хотел отразить эпоху, когда умный и образованный человек мог потерять смысл и цель своей жизни. Этим произведением автор старался предостеречь будущие поколения.

Композиция и тема

Проблема отношений Печорина и общества раскрывается в разных гранях характеристик героя. Начиная с самой первой главы, читатель испытывает к нему или антипатию, или симпатию, что делает образ персонажа глубоким.

Солнце пряталось за холодные вершины и беловатый

  • Нарушение хронологического порядка.
  • Яркий характер персонажа.
  • Разнообразие жанров, объединенных в одно произведение.

Раньше уже использовали такие методы, как совмещение ряда повестей в отдельный сборник, авторство которого отведено конкретному рассказчику. М. Ю. Лермонтов сумел преобразить эту систему. Он провел тонкую нить между своими повестями, объединив их одним действующим лицом и его историей. Получилось отдельное произведение с нарушенной хронологией.

Автору удалось получить новый тип героя, которому не важны предрассудки, однако он не понимает радости созидания, любви, благородства. Лермонтов сделал акцент на его характере: силе, непокорности жизни и проблемам, страдающего от поиска собственного смысла существования и обреченного на одинокое блуждание.

Функции пейзажа и связь с человеком

Роль описания окружающей среды в романе огромна. М. Ю. Лермонтов особенно выделяет назначения пейзажных зарисовок в произведении:

Природа в романе герой нашего времени

  1. Описание природы как фон для происходящих событий.
  2. Раскрытие характера через пейзаж.
  3. Тональность повествовательных элементов.
  4. Косвенное объяснение авторской позиции.

Природа в романе герой нашего времени

Предвестник событий

Раскрытие внутреннего мира

Солнце пряталось за холодные вершины герой нашего времени

Описание природы герой нашего времени

Бескрайний простор моря связан с надеждой Печорина. И он видит себя матросом, который вырос на разбойничьем бриге, а теперь желает вновь вернуться на прибрежные пески и смотрит вдаль.

М. Ю. Лермонтов хотел отточить каждый отдельный фрагмент своего произведения. Ему удалось этого достичь, потому что речь главного героя стала невероятно поэтичной, культурной и крайне проницательной.

Особенности природы М. Ю. Лермонтова

Пейзаж в романе воссоздает описываемые события и их реализм. Авторская точка зрения помогает с помощью природных явлений узнать, каковы истинные причины поступков персонажей, их поведения и эмоций.

Природа в романе наполнена глубокими смыслами, потому что сам Лермонтов испытывал к ней невероятно нежные чувства. Автор пытается противостоять бесцельности и бездумности жизненного устоя общества, которым следует поколение 19 века.

Описание природы солнце уже спряталось в черной туче

Самые главные образы природных явлений раскрывают поэтичность персонажа еще до того, как читателю удается познакомиться с ним через дневник. Изначально Печорин являет себя перед читателем равнодушным человеком, и писатель не дает возможности понять его внутренний мир, кроме как через пейзаж. Дневниковые записи же открывают сложную структуру его мышления и противоречивость.

М. Ю. Лермонтов использует изображение природы для описаний героев, поэтому именно они помогают проанализировать характеристики персонажей, переживания и суть романа, а также побудить читателя размышлять на тему места природы в своей жизни.

Читайте также: