Отношение автора к штольцу кратко

Обновлено: 08.07.2024

Гончаров воссоздал в своем произведении образ настоящего барина и "хозяина жизни" - Обломова. Обломов привык ничего не делать, а лишь наслаждаться тем, что ему уже досталось. Он живет в бездействии и упадке, практически не проявляя никакого интереса к реальным делам.

Обломовка - это имение главного героя романа Гончарова, которое расположено в расстоянии от города губернского в 80 вёрст, а от уездного - в 25-30. Илья Ильич владел парой сёл: Сосновкой и Вавиловкой. В первом пункте населенном - усадьба, которая была уже аварийной и жить в ней было невозможно. Именно поэтому основное "лежачее" занятие Обломова - это составление плана ремонта и перестройки. Ещё известно, что Верхлёво, в котором жил управляющий Штольц с семьёй, тоже когда-то принадлежало роду Обломовых, но ушло во владение другого барина. Уголок тихий и глухой с населением душ в 300 (т.е. считая только крестьян-мужчин).

Ну это не новость в литературе - называть произведение по фамилии/имени и фамилии героя ("Рудин", "Евгений Онегин", "Анна Каренина" и т.п.) Другое дело - почему Гончаров так назвал. Ведь по изначальному плану роман был более. злободневен, физиологичен что ли, и называться должен был по явлению (обломовщина). Но впоследствии Гончаров изменил свою задумку. И теперь в название выносится человек, а не явление. И внимание сосредотачивается на человеке.

Возможно это то самое, о чем говорил и сам Обломов литератору Пенкину, когда тот рассказывает о современной литературе (как раз "физиологически-злободневного направления): вы, мол, изображаете олицетворение того или иного порока, явления, социальной роли, "а человека забываете, или не умеете изобразить". "Протяните руку падшему человеку, чтобы поднять его, или плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь!" Гончаров не случайно вкладывает эти слова в уста героя. Значит сам Гончаров это понимал и поэтому назвал роман фамилией.

Но еще нерешенным остается вопрос: а почему фамилия то такая? К сожалению автор нигде не объяснял этого. Так что здесь нам только догадываться и сопоставлять с однокоренными словами. А какой корень? Облом. Сейчас это слово может употребляться, как синоним "неудачи", не знаю было ли такое тогда. Но вроде бы Илья не очень то неудачлив. Впрочем со службой, с Ольгой - конечно облом.

Есть, кстати, противоположный смысл. Вот смотрите: он в принципе, за немногими исключениями, живет так, как хочет. То есть ему обломилось иметь такую судьбу. Здесь наоборот везение и опять же однокоренное слово.

Что еще? То ли под гнетом "обстоятельств" и реальной жизни, которая "больно трогает" человек обломился, сломался; то ли наоборот об него обломались все, кто пытался переиначить его существо, в том числе и сама жизнь.

Потом он явно часть чего-то целого, бывшего целым. И он стремиться к воссоединению и - не знает, как этого достичь, у него незаживающая рана, потому что здесь, в городе, а может вообще в мире сем он не с целым. Он часть, обломок. Вот одна из коннотаций.

Ну и собственно есть еще древнерусское, кажется, слово "обло" - круглое (отсюда: облако, область), тут тоже могут быть ассоциации. Но скорее всего уже вторичные.

И последнее, уже не толкование, а просто примыкающее к его фамилии: есть слово "обламывать" в значении "объезжать, обучать" и довольно жестоко. Что делает с заглавным герое Ольга Ильинская? Вот ровненько то самое. Только у нее это не вышло, но это другой вопрос.

Отношение к любви Ольги и Обломова

Уехав за границу и оставив Обломова на попечение Ольги, Штольцу в голову не приходит мысль о возможности романа между ними. Много позднее, когда Ольга признается ему в прошедшей любви к Обломову, Штольц не придаст значения ее первому чувству. Почему? Нет, здесь не уязвленное самолюбие — не таков портрет Штольца — скорее, недооценка личности Ильи Ильича, неумение уловить тонкое, нежное, чистое, что есть в его душе и способно вызвать ответное чувство женщины.

Что же чувствовал Андрей во время встречи с другом? Он разговаривает с Ильей, скорее, как мудрый учитель с нерадивым учеником. Мысли его заняты Ольгой, но, конечно, он не признается Обломову в своем чувстве к ней. Тем не менее он первый заговаривает об Ольге, потому что ему хочется говорить об этой девушке. Он понимает, что увлеченный Ольгой Обломов не мог последовать за Штольцем и приехать в Париж, и извиняет его.

Отношение Гончарова к Обломову

Автор: Guru · 23.10.2017

По развязке любовного сюжета можно также понять позицию автора. Обломов испугался своих чувств и тех высот, которые бы ему необходимо было бы достичь, чтобы быть достойным любви Ольги. Он не смог пересилить себя, а может и понял, что не будет счастлив в вечной натуге. Эта неоднозначность финала говорит о том, что писатель не мерит его черно-белыми понятиями. Илья Ильич привлекает его, но и вызывает антипатию своей ленью и трусостью.

Побудительные мотивы

Что заставляет Андрея попытаться спасти Обломова? Прежде всего, любовь и привязанность к своему другу. Он искренне, заботливо интересуется его здоровьем. Поняв, что пребывание на диване происходит не по причине физической, а по причине духовной немощи, считает необходимым переменить образ жизни Ильи Ильича. Он действует согласно убеждениям о том, какой должна быть жизнь человека — таков настоящий портрет Штольца.


Но в то же время автор двояко относится к своему герою. Он наделяет его такими качествами: доброта, честность.

Гончаров начал писать произведение в 1847 году, но работа над ним шла тяжело. Очень трудно давалась характеристика образов.

Главный смысл произведения гончаров видел в том, чтобы изобразить уходящую эпоху и идущую ей на смену новую. Но как раз новое он пока видел смутно.

Спасти друга

Цитаты главных героев


Многие фразы главного героя можно назвать вечными. Они актуальны даже сейчас.

Рассуждение его о светской жизни.

— Рассуждает он о чувствах, любви и женитьбе. Он считает, что все страсти не нужны в жизни, а женитьба, следующая за страстью и любовью, сразу гасит их.

— так оценивает он современную жизнь.

— мысли Обломова о денежных долгах.

Каждый, кто прочтет произведение, вынесет из него что-то свое.

Авторская позиция и способы её выражения в романе.

1.Продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви.

2.Изменить первоначальное негативное представление об Обломове.

3.Сформировать бережное отношение к такому чувству как любовь.

Оборудование урока:

Обломов и Ольга. История любви.

Изучая роман, мы постоянно анализируем эпизоды, сопоставляя Обломова то с гостями, то с Захаром, то со Штольцем. Вот и сегодня – Обломов и Ольга, эта волнующая сердце история любви. Зачем все это? Для чего?

(В любви наиболее ярко раскрываются особенности характера главного героя, понимание любви писателем).

Попробуем проследить, как развивалось это чувство. Для начала вспомним определяющий момент, давший толчок развитию этого чувства.

«От слов, от звуков, от этого чистого, сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами. В один и тот же момент хотелось умереть, но пробуждаться от звуков, и сейчас же опять сердце жаждало жизни. …

Чтобы как можно лучше понять этих героев, обратимся к этимологии их имен.

Ольга Ильинская – фамилия трактуется как любовь ради Ильи (Ильинская). По одной из версий, Ольга – луна (с. 295), по другой – святая, факел (с.259, 296).

Илья – (по ветхому завету) связано с небесным огнем. В народных представлениях Илья – пророк, бог-громовержец или громовик, который сыплет огненные стрелы (с. 245).

Таким образом, любовь Обломова и Ольги – это огонь. Посмотрим, как это выражается в тексте (с.243, 248, 252, 253, 281, 282). Он мог как взорваться, так и остыть (с.284).

В романе часто описываются цветы, поэтому нам не обойтись без их символики.

Так, Обломов предлагает Ольге ландыши, что означает душевные излияние о любви и счастье. В тексте неоднократно встречается сирень, которая служит эмблемой грустного расставания. Но герои избирают ее как эмблему любви, тем самым, пророча разлуку. Также встречаются такие цветы, как резеда и роза – символ любви (с. 249, 250, 254, 261, 277, 305, 308).

В романе представлены 3 ипостаси любви, любви идеальной:

  1. Любовь идеальная, где Ольга является идеальным одухотворенным образом (с. 244, 246, 247).
  2. Любовь – обязанность (с. 283, 291, 294).
  3. Такая разная любовь (с.286, 287).

(Далее эпизод из фильма — отъезд Штольца

, где он с Ольгой строит планы насчет Обломова. Комментирование эпизода учителем с обращением внимания на образ Ольги, ее поведение. Анализ эпизода из фильма – сцена с Орешниковым. Можно задать классу вопрос: существует ли такой же эпизод в романе?).

Ольга – человек, которому пока еще не открылась правда жизни. Она является своего рода Пигмалионом, а Обломов – Галатеей, т.е. Ольга любит будущего Обломова, созданного ее руками (с.179).

(Эпизод из фильма).

Обломов правильно оценивает Ольгу, указывая на ее самолюбие, высказывая все свои описания в письме.

Ответ кроется в его письме (чтение и анализ: с.306-307).

Свободен Обломов был, когда смог отказаться от своей любви. В нем раскрылось назначение Обломова как человека, образ Божий в нем; в письме проявился его поэтический дар.

Ольга полагает, что письмо – это проявление эгоизма Обломова. А как вы считаете?

(Сцена из фильма – эпизод объяснения в парке).

  • Когда мы пишем письма?
  • Какую роль письмо Обломова играет в их отношениях?

Оно помогло задуматься над чувством (с. 318, 330, 342, 417, 420).

Кульминацией их любви становится разлука.

( Чтение по ролям эпизода на с.420).

Как и предугадал Обломов, Ольга выходит замуж за Штольца и стыдится своих отношений, которые были с Обломовым (с.465).

  • Почему брак Ольги и Штольца был возможен?
  • Почему не сложилось счастье Ольги и Обломова?

Домашнее задание:

Образ Штольца получился в романе Гончарова
бледнее и схематичнее, чем образ Обломова,
хотя последний почти всё время лежит на диване,
а Штольц весь в движении, в действии.
Объясняется это тем, что интересный по замыслу
образ Штольца оказался в романе художественно не
дорисованным, а потому и маловразумительным.
Штольц дан вне своей естественной сферы - сферы
практической деятельности.
Писатель главным образом рассказывает о нём,
а не показывает его на деле.
Читатель узнает, что Штольц разбогател (по словам
Тарантьева, "сделал тысяч триста капиталу) ,
что он необыкновенно легко устраивает свои дела и
дела Обломова, но как он это делает, читатель не знает.
Гончаров и сам сознавал, что художественный образ
Штольца "слаб, бледен - из него слишком голо
выглядывает идея".
Людей, которые шли на смену беспочвенным мечтателям
и лентяям, требовала сама жизнь и ждало общество.
Но Штольц очень далёк от идеала русского общественного
деятеля. Он сам признаётся Ольге:
"Мы не титаны с тобой.. .мы не пойдём.. .на дерзкую борьбу
с мятежными вопросами".
Однако рядом с Обломовым и обломовщиной Штольц
был всё же явлением прогрессивным.

Сын Обломова, Андрей становится своеобразным
средоточием лучших качеств обоих героев.
Наследник Обломова и воспитанник Штольца
в будущем, возможно, станет во всех отношениях
прекрасным человеком, деятельным и активным,
но с нежной поэтической душой и золотым сердцем.

Он с ним общается лишь для того чтобы получить от него помощь, ведь он сам ленивый очень и безработный, а штольц работает, и у него нет проблем, а обломова есть и долго не решаются.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Образ Андрея Штольца: характер, внешность, портрет героя. Отношение автора к Штольцу. В чем заключается деятельность Штольца.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Невозможно остаться равнодушным после прочтения романа Гончарова ”Обломов“. Главным героем является Илья Обломов. Н немаловажную роль в романе образ Андрея Штольца. Автор уделяет большое внимание данному персонажу.

Итак, Андрей Штольц – это лучший друг детства Ильи Обломова. Понять, кто он такой, мы можем практически в начале произведения. У Андрея довольно привлекательная внешность.

Сразу мы можем понять, что это человек, который не может просто лежать на диване целыми днями, как Обломов. Это человек дела.

У Штольца смешанная кровь: немецкая и русская. Сперва мы можем заметить, что его характер по большей части русский. Но со временем кровь немца дает о себе знать: он становится очень упорным в достижении желаемого. Он всегда готов к труду. Деятельность героя не заключается в чем-то определенном. Но он всегда старался быть первым, и если нужно было куда-то уехать по делу, он вызывался первым.

Для Штольца очень важно постоянство. В этом и заключалось счастье героя.

В образе Андрея Штольца Гончаров воплощает такого человека, который может заставить обломовых действовать. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Именно такого человека и не хватало России. Но даже он не в состоянии изменить все вокруг.

Невозможно остаться равнодушным после прочтения романа Гончарова ”Обломов“. Главным героем является Илья Обломов. Но немаловажную роль в романе играет образ Андрея Штольца. Автор уделяет большое внимание данному персонажу.

Итак, Андрей Штольц – это лучший друг детства Ильи Обломова. Понять, кто он такой, мы можем практически в начале произведения. У Андрея довольно привлекательная внешность.

Сразу мы можем понять, что это человек, который не может просто лежать на диване целыми днями, как Обломов. Это человек дела.

У Штольца смешанная кровь: немецкая и русская. Сперва мы можем заметить, что его характер по большей части русский. Но со временем кровь немца дает о себе знать: он становится очень упорным в достижении желаемого. Он всегда готов к труду. Деятельность героя не заключается в чем-то определенном. Но он всегда старался быть первым, и если нужно было куда-то уехать по делу, он вызывался первым.

Для Штольца очень важно постоянство. В этом и заключалось счастье героя.

В образе Андрея Штольца Гончаров воплощает такого человека, который может заставить Обломовых действовать. Именно такого человека и не хватало России. Но даже он не в состоянии изменить все вокруг.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: