Отличия понятий спортивная подготовка и спортивная тренировка кратко

Обновлено: 30.06.2024

Современная система подготовки спортсмена является сложным, многофакторным явлением, включающим цели задачи средства, методы, организационные формы, материально-технические условия, обеспечивающие достижение спортсменом наивысших спортивных показателей, а также организационно-педагогический процесс подготовки спортсмена к соревнованиям.

Подготовка спортсмена охватывает направленное использование всей совокупности таких факторов, как средства, методы, условия, с помощью которых обеспечивается повышение готовности спортсмена к спортивным достижениям. При анализе всей совокупности педагогических средств и других факторов, которые целенаправленно используются для достижения высоких спортивных результатов, условно, можно выделить три компонента подготовки:

Первый компонент - система соревнований. Соревнования в системе подготовки спортсменов являются средством контроля за уровнем подготовленности, спо­собом выявления победителя, важнейшим средством повышения тренированности, совершенствования спортивного мастерства. При этом соревнования классифицируются на: подготовительные, контрольные, подводящие (модельные), отборочные и главные. В современной соревновательной практике можно наблюдать три методических подхода. Первый- связан со стремлением спортсменов стартовать возможно чаще добиваясь высоких результатов в каждом соревновании. Второй- предполагает ма­лоинтенсивную соревновательную практику, где основное внимание обращено на подготовку к главным соревнованиям сезона. И третий подход – соревновательная деятельность должна быть широкой, но строго дифференцированной: подготови­тельные и контрольные соревнования используются лишь как средство подготов­ки. Задача достигнуть высокий результат в них не ставится - вся система подготов­ки концентрируется на необходимости достижения высоких результатов в отбороч­ных и (особенно) в главных соревнованиях. Данный подход считают специалисты наиболее плодотворным. Очень важно, чтобы при планировании соревнований в течение года оптимально учитывалось единство тренировочной и соревновательной деятельности спортсме­нов в системе их подготовки.

Спортивные соревнования представляют собой объективный способ демонстрации достигнутых результатов, оценки и сравнения достижений отдельных спортсменов и команд. Соревнования являются также средством отбора и подготовки спортсменов, познания резервных возможностей человека, формирования личности.

Соревновательная деятельность спортсмена предусматривает непосредственную демонстрацию в соревнованиях его возможностей в соответствии с правилами и способами ведения спортивной борьбы в конкретном виде спорта. Соревновательная деятельность может рассматриваться в узком и широком смысле слова. В узком смысле это все те приемы и действия спортсмена, которые составляют содержание соревновательной борьбы непосредственно в игре, поединке, схватке, на дистанции и т. п. В широком смысле это поведение в целом спортсмена и окружающих лиц (тренеров, судей, организаторов, врачей и др.) во время соревнований.

Второй компонент - система спортивной тренировки. Она представляет в системе подготовки спортсменов основную (практическую) ее часть. Спортивная трени­ровка охватывает в определенной мере все виды подготовки спортсмена, хотя и не исчерпывает их. Наиболее полно в ней представлена физическая подготовка, а также практические разделы технической, тактической и специальной психической подготовки.

Спортивная тренировка как важнейшая составная часть системы подготовки спортсмена представляет собой специализированный педагогический процесс, основанный на использовании физических упражнений с целью совершенствования различных качеств способностей, сторон подготовленности, обеспечивающих спортсмену достижение наивысших показателей в избранном виде спорта или какой-либо конкретной его дисциплине.

В процессе спортивной тренировки решаются общие и частные задачи, которые, в конечном счете, обеспечивают спортсмену крепкое здоровье, идейное, нравственное и интеллектуальное воспитание, гармоническое физическое развитие, техническое и тактическое мастерство, высокий уровень развития специальных физических, психических, моральных и волевых качеств, а также знании и навыков в области теории и методики спорта. В результате спортивной тренировки происходят разнообразные морфологические и функциональные изменения в организме спортсмена, определяющие состояние его тренированности, которое принято связывать преимущественно с адаптационными перестройками биологического характера отражающими возможности различных функциональных систем и механизмов. Обычно выделяют общую и специальную тренированность.

Общая тренированность изменяется под воздействием неспецифических упражнений, укрепляющих здоровье, повышающих уровень развития физических качеств и функциональных возможностей органов и систем организма применительно к различным видам мышечной деятельности.

Специальная тренированность является результатом совершенствования спортсмена в конкретном виде мышечной деятель­ности, избранном в качестве предмета спортивной специализации. В настоящее время специалисты часто выделяют вспомогательную тренированность, создающую основу для специальной тренированности и занимающую промежуточное положение между ней и общей тренированностью.

Тренированность спортсмена следует отличать от подготовленности — понятия более широкого, отражающего весь комплекс способностей спортсмена к проявлению максимальных возможностей и демонстрации высоких результатов в соревнованиях. Подготовленность включает кроме тренированности и другие составляющие спортивного мастерства: теоретические знания, психологическую установку на демонстрацию максимального результата, мобилизационную готовность к спортивной борьбе и т. д. Состояние наивысшей подготовленности, характерное для данного этапа спортивного совершенствования, обычно обозначают как готовность к достижению, или состояние спортивной формы.

В структуре подготовленности спортсменов следует выделять ряд относительно самостоятельных сторон, имеющих существенные признаки: техническую, физическую, тактическую, психологическую и интегральную.

Это упорядочивает представление о составляющих спортивного мастерства, позволяет в определенной мере систематизировать средства и методы их совершенствования, систему контроля и управления процессом спортивного совершенствования. И место с тем следует учитывать, что в тренировочной и особенно в соревновательной деятельности ни одна из этих сторон не проявляется изолированно, они объединяются в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных показателей. Степень включения различных элементов в такой комплекс, их взаимосвязь и взаимодействие обусловливаются закономерностями формирования функциональных систем (П.К.Анохин,1975), нацеленных на конечный результат, специфический для каждого вида спорта и компонента тренировочной и соревновательной деятельности.

Следует учитывать, что степень совершенства каждой из сторон подготовленности зависит от других ее сторон, определяется ими и, в свою очередь, определяет их уровень развития. Например, техническая подготовленность спортсмена зависит от уровня развития различных двигательных качеств — силы, быстроты, гибкости и др. Уровень проявления двигательных качеств (например, выносливости) тесно связан с экономичностью техники, специальной психической устойчивостью к утомлению, умением реализовывать рациональную тактическую схему соревновательной борьбы в сложных условиях. Вместе с тем тактическая подготовленность связана не только со способностью спортсмена к восприятию и оперативной переработке информации, умением составить рациональный тактический план и находить эффективные пути решения двигательных задач в зависимости от сложившейся ситуации, но и с уровнем технического мастерства, функциональной подготовленности, развития смелости, решительности, целеустремленности и т. д.

Третий компонент - система факторов, дополняющих тренировку и соревнова­ния, оптимизирующих их эффект. Она включает в себя факторы общего режима жизни, организованного в соответствии с требованиями спортивной деятельности, специализированное питание, специальные средства и методы восстановления после тренировочных и соревновательных нагрузок, а также внетренировочные фор­мы воспитания и самовоспитания спортсмена.

К внетренировочным и внесоревновательным факторам, повышающим результативность тренировки и соревнований, относятся как тесно связанные со спортивной тренировкой, так и имеющие к ней косвенное отношение (например, роль и место спорта в обществе, уровень общего научно-технического прогресса в стране и др.). К факторам, прямо определяющим результативность тренировки и соревнований, в первую очередь относятся организационные и материально-технические условия подготовки, уровень ее медицинского и научного обеспечения, уровень специальных знаний и мастерства тренеров и оргработников, организация идейно-воспитательной и патриотической работы и др. Одни из этих факторов относительно самостоятельны, хотя и оказывают большое влияние на эффективность тренировки и соревнований (например, условия жизни, состояние мест соревнований), другие теснейшим образом взаимосвязаны со средствами и методами самой спортивной тренировки, способами ведения соревновательной борьбы (например, спортивная форма и инвентарь, тренажерные устройства, стимулирующие эффективность физического и технического совершенствования и др.).

В процессе подготовки спортсмена выделяют две взаимосвязанные стороны: преобразовательную — совершенствование, преобразование человеком своей природы, расширение границ своих возможностей и познавательную — приобретение суммы знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высоких спортивных показателей, успешной общественной и производственной деятельности. Основным результатом реализации системы спортивной подготовки является спортивное достижение, уровень которого определяется одаренностью спортсмена, направленностью и эффективностью системы подготовки. Высшее спортивное достижение — это показатель, свидетельствующий о максимальных возможностях человека в данном виде спорта на конкретном этапе его развития в мире или в отдельной стране. Высшие достижения спортсменов различных стран, как правило, отражают популярность и уровень развития данного вида спорта, отношение к нему общества, эффективность школы спорта.

Школа спорта — это сложившаяся организационно-методическая система подготовки спортсменов, сформированная под влиянием социально-экономических условий, достижений спортивной науки и практики.

1.4. Структура тренировочного процесса в гимнастике, исходные предпосылки планирования тренировочного процес­са

Содержание в концентрированном виде отражается в следующих зада­чах, которые решаются в процессе тренировки на различных этапах:

• освоение новых элементов, соединений, комбинаций;

• повышение уровня физической подготовленности средствами ОФП, СФП, уровня специальной выносливости средствами СФП и технической подготовки;

• повышение уровня психологической устойчивости, подготовленности в связи со специфическими трудностями, преодолеваемыми в условиях тре­нировки и соревнований;

• совершенствование исполнительского мастерства, повышение класса гимнаста;

• стабилизация техники упражнений, повышение надежности их испол­нения;

• организация непосредственной подготовки к соревнованиям и участие в них;

• применение восстановительных мероприятий и средств для перехода на новый уровень нагрузок.

Одна и та же по смыслу задача может носить общий или более конкрет­ный характер. К примеру, общая задача по овладению новыми упражнения­ми может подразумевать освоение отдельных элементов, связок и соедине­ний.

Таким образом, тренер, исходя из задач и отпущенного на их решение времени, предлагает ученикам план и программу тренировки.

1. Спортивная подготовка - многофакторный процесс, охватывающий тренировку спортсмена, подготовку к соревнованиям и участием в них, организацию тренировочного процесса и соревнований и использование внетренировочных и внесоревновательных факторов в подготовке спортсмена.

Спортивная подготовка и внетренировочные и внесоревновательные факторы полностью входят в подготовку спортсмена. Система соревнований частично выходит за рамки спортивной подготовки, так как подготовительную функцию выполняют только такие виды соревнований как контрольные, подготовительные, отборочные, подводящие соревнования, к главным соревнованиям (самым ответственным в данном соревновательном периоде) ведется специальная подготовка, и они как - бы выходят за рамки спортивной подготовки.

Внетренировочные и внесоревновательные факторы - это организация подготовки спортсмена, ее материально-технические обеспечение, медико-биологическое обеспечение и другие дополнительные факторы.

2. Спортивная тренировка - это составная часть подготовки спортсмена, которая представляет собой специализированный педагогический процесс, основанный на использовании системы упражнений с целью развития качеств и способностей, обусловливающих готовность спортсмена к достижению наивысших результатов в избранном виде спорта.

В результате тренировки в организме спортсмена происходят разнообразные морфологические и функциональные изменения, которые и определяют состояние тренированности спортсмена.

Тренированность - адаптационные перестройки в организме спортсмена, определяющие уровень возможности различных функциональных систем в тренировочно-соревновательной деятельности.

Подготовленность - понятие более широкое, чем тренированность, отражающий весь комплекс способностей спортсмена к проявлению максимальных возможностей в соревновательной деятельности (техническая, тактическая, психическая стороны подготовленности).

Состояние спортивной формы - это готовность к высокому спортивному достижению, обеспечивающая наивысшими проявлениями тренированности и подготовленности, которые возможны на данном этапе спортивного совершенствования конкретного спортсмена.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

В специальной литературе выделяют различные виды и разновидности подготовки спортсменов. Три классификации видов полготовки:

- по преимущественному влиянию на на те или иные компоненты готовности спортсмена к достижениям

- по характеру взаимосвязи со спортивной специализацией (общая, специальная)

- по степени соединения, сочетания и реализации в условиях трен и сорев деятельности различных сторон подготовленности, качеств и способностей (интегральная подготовка).

Спортивная тренировка - это составная часть подготовки спортсмена. Она представляет собой педагогически организованный процесс спортивного совершенствования, направленный на развитие определенных качеств, способностей и формирование необходимых ЗУН, обусловливающих готовность спортсмена к достижению наивысших результатов в избранном виде спортивной деятельности.

Спортивное совершенствование в процессе тренировки предусматривает использование целой совокупности тренировочных и внетренировочные факторов, позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена, и в конечном счете на повышение уровня его работоспособности (тренированности), т.е. приспособленности его организма к конкретной работе.

Целью спортивной тренировки является достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой соревновательной деятельности и гарантирующего демонстрацию запланированных спортивных результатов в ответственных соревнованиях.

Для достижения этой цели в процессе тренировки решаются следующие основные задачи:

1. Освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины.

2. Развитие физических способностей и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательного упражнения и достижение планируемых результатов.

3. Совершенствование психических процессов, функций, морально-этических, эмоционально-волевых, эстетических, интеллектуальных и других психических качеств личности спортсменов, обеспечивающих максимальную концентрацию и мобилизацию усилий спортсмена во время тренировок и соревнований.

4. Приобретение теоретических и практических знаний, позволяющих наиболее рационально строить тренировку, управлять ею, обеспечивать тесное содружество спортсмена, тренера, научного работника и врача.

5. Комплексное совершенствование способности к реализации достигнутого уровня подготовленности в ответственных стартах и соревнованиях сезона.

Совокупность перечисленных задач определяет содержание спортивной тренировки. Каждая группа задач тесно связана с основными видами (сторонами) подготовки спортсмена в процессе тренировки - технической, тактической, физической, психологической, теоретической (интеллектуальной) и интегральной. В результате решения этих задач обеспечивается соответствующий уровень физической, технической и других видов подготовленности, которые в целом и характеризуют готовность спортсмена к спортивным достижениям в избранном виде спорта.

Большинство основных терминов и общих понятий спортивной тренировки, используемых сегодня, были введены в начале 1960-х годов, когда спорт стал неотъемлемой частью общественной, культурной и политической жизни. Конечно, как и во всех областях человеческой деятельности, некоторые общие термины остаются спорными, и их смысл неоднозначен. В этой статье представлены и рассмотрены основные термины и понятия, и это сделано для того, чтобы исключить возможное неправильное их толкование и ввести те основные термины и понятия, которые необходимы для дальнейшего обсуждения.

Кроме соревнований и тренировок, чрезвычайно важным является восстановление. Этот процесс включает специально запланированные восстанавливающие тренировки и упражнения, а также такие средства, как массаж, физиотерапия, водные процедуры, лечение, правильное питание, психическая релаксация и естественные климатические факторы. Триада этих компонентов - тренировки, соревнования и восстановления -и составляет содержание спортивной подготовки.

Чрезвычайно важно отметить, что спортивная подготовка содержит ряд существенных, специально организуемых составляющих, которые должны помочь в решении фундаментальных задач, связанных с развитием физических способностей, освоением техники, тактики, оптимизацией психологического состояния спортсмена и приобретением специфических по виду спорта знаний (табл.).

Из основных частей спортивной подготовки физическая является наиболее затратной по времени и всесторонней. Она состоит из физических упражнений, предназначенных для улучшения физических (двигательных) способностей, таких как сила, выносливость, скорость, гибкость и ловкость. Эти двигательные способности базируются на соответствующих физиологических предпосылках, которые, в свою очередь, также подлежат совершенствованию. Вообще говоря, этот тип подготовки посвящён улучшению физических кондиций спортсменов, поэтому его иногда называют кондиционной тренировкой, а по сути - совершенствованием двигательных качеств.

Техническая подготовка, включающая физические упражнения вместе с показом, объяснением, анализом, словесной и наглядной коррекцией и т.д., предназначена для обучения конкретным техническим навыкам и их совершенствования. В конечном счёте, этот процесс необходим, чтобы помочь спортсменам достичь наивысшего уровня их технических способностей, известного как техническое мастерство.

Основные составляющие спортивной подготовки

Составляющая спортивной подготовки

Улучшение физических (двигательных) способностей и повышение физиологических возможностей спортсменов

Приобретение когнитивных технических навыков и достижение желаемого уровня технического мастерства

Овладение когнитивными тактическими навыками в конкретном виде спорта, позволяющими наиболее эффективно использовать двигательные и технические способности спортсменов на соревнованиях

Развитие личности спортсмена до уровня гармоничной, высоко мотивированной и морально устойчивой.

Привитие навыков когнитивной саморегуляции эмоционального состояния спортсменов для содействия максимальной реализации их психофизиологического потенциала

Расширение общих и конкретных для вида спорта знаний спортсменов с целью эффективного выполнения их тренировочной и соревновательной программ

Психологическая подготовка направлена на работу в двух основных направлениях: а) развитие личности спортсмена до уровня гармоничной, высоко мотивированной и морально стабильной и б) приобретение и совершенствование познавательных навыков для обеспечения спортсменов эффективными средствами саморегуляции эмоционального и психофизиологического состояния. Таким образом, психологическая подготовка предназначена для содействия максимальной реализации возможностей спортсмена в конкретном виде спорта и достижению максимального результата.

Интеллектуальная подготовка охватывает всё, что относится к постижению феномена спорта в целом, а также его значимых составляющих, связанных с тренировкой, соревнованием, судейством, оборудованием, спортивными СМИ и т.д. Первостепенное значение имеют знания в конкретном виде спорта, что включает в себя следующее:


Эти знания передаются посредством бесед, лекций, семинаров, чтения профессиональной литературы и т.д. В частности, выполнение самой тренировочной программы, сопровождаемое краткими инструкциями и разъяснениями, способствует интеллектуальному развитию спортсменов. Прямой корреляции между уровнем интеллектуальной подготовленности и спортивными достижениями нет. Тем не менее очевидно, что спортсмены мирового класса гораздо более информированы и образованы в сфере конкретного вида спорта, чем спортсмены более низкого уровня.

Из сказанного выше следует, что физические упражнения используются для решения физических, технических, тактических и частично психологических задач подготовки. Особенно ценными являются упражнения, которые сочетают в себе работу над двигательными способностями и техническими навыками, техническими и тактическими навыками, тактическими навыками и психологической устойчивостью в условиях эмоционального стресса. Такие сочетания, называемые упражнениями сопряжённого воздействия, широко используются в спортивной тренировке.

На рисунке показано содержание и единство компонентов и основных составляющих спортивной подготовки. Верхняя часть касается сути спортивной подготовки и образует её содержание (тренировочный и соревновательный процессы). Нижняя часть демонстрирует её суть (тренировочную и соревновательную деятельность), реализуемую через существенные составляющие спортивной подготовки: физическую, техническую и т.д.

Читайте также: