Отличие русского романтизма от европейского кратко

Обновлено: 04.07.2024

Следствие общего отставания России, запаздывания эпохи классицизма и Просвещения по отношению к Западной Европе (классицизм с 1730-х гг. вместо XVII в.; Просвещение в 1760-1790-е гг. вместо всего XVIII в.)

Следствие просветительского характера русского романтизма в целом. В России Просвещение не успело себя дискредитировать к началу эпохи романтизма. Вера в общественный прогресс у активных романтиков совпадала с идеями просветителей.

- Отсутствие тяги к мистике

Следствие частичного рационализма русского романтизма – мистицизм полностью иррационален.

Исключением стал В.А. Жуковский, подвергшийся сильному влиянию немцев.

Следствие национальной склонности к коллективизму, а также влияния патриотических идей 1812 г.

- Отсутствие гедонизма (удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни) (исключение – гедонистический романтизм К. Н. Батюшкова)

Василий Андреевич Жуковский ( 1783 - 1852 ) - русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик. Действительный член Императорской Российской академии ; почётный член Императорской Академии наук , тайный советник .

Произведение включает в себя множество тостов, провозглашаемых певцом в честь прославленных русских полководцев прошлого и настоящего.

Громадная заслуга Жуковского перед русской поэзией состоит в разработке жанра баллады, получившего широкое распространение в литературе романтизма.

Что же собой представляют враждующие стороны? Общество в комедии получило название фамусовского по фамилии Павла Афанасьевича Фамусова. Он типичный представитель своего общества, обладает всеми достоинствами, ценящимися в нем: богатством, связями; он является примером для подражания.

Все блага и привилегии, которыми пользуется фамусовское общество, достигаются холопством, раболепием перед вышестоящими и хамской спесью перед нижестоящими. Это наносит огромный нравственный урон обществу, лишая людей чувства собственного достоинства.

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Для Фамусова же служба - дело легкое:

А у меня что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

Сам поэт осознавал вехи своего творческого развития, размышлял над уже созданными произведениями, готовил итоговые книги. Изменения в творчестве, как правило, легко соотносятся с поворотными моментами в его личной судьбе.

Лицейский период (1813 - май 1817) . Первый период творчества - время поэтического самоопределения Пушкина, время выбора пути.

Пушкин родился на исходе XVIII столетия, 26 мая (6 июня) 1799 г. Двенадцатилетним мальчиком он поступил в Царскосельский лицей, открывшийся 19 октября 1811 г. Через шесть лет, окончив лицейский курс, Пушкин стал не только высокообразованным человеком, но и самым многообещающим поэтом России.

Важным для судьбы Пушкина было вступление в мир больших социальных идей, споров о политике и религии, о проектах спасения России.

Поэзия петербургского периода - решающий этап в формировании оригинального поэтического стиля Пушкина.

Период ссылки в Михайловское (август 1824 - сентябрь 1826). В эти годы Пушкин по-прежнему изгнанник, хотя его статус существенно изменился. Михайловское - это настоящая, ничем не закамуфлированная ссылка. Поэт был лишен свободы передвижения. За ним установили двойной надзор: полицейский и церковный, ведь от имени царя ему предъявили одно из самых страшных обвинений - в атеизме и растлевающем воздействии на умы молодежи. Никаких сроков ссылки не было оговорено. Попытка выехать из Михайловского под предлогом болезни к успеху не привела. Пушкин оказался фактически вычеркнутым из жизни.

Михайловский период творчества - время смены эстетических ориентиров Пушкина. Его художественная система лишилась цельности и определенности, характерной для периода южной ссылки. Пушкин устремился к неизвестному и неизведанному. Осознав исчерпанность художественной системы романтизма, он двигался к новым принципам изображения человека и действительности, которые позднее были названы реалистическими.

Однако к концу 1820-х годов Пушкин понял, что его надежды на Николая I иллюзорны.

В неустроенной жизни Пушкина в конце 1820-х гг. появился новый мотив: поиск дома, семьи, общества близких людей, - он жаждал того, чего был лишен с детства.

Болдинская осень (1830) - короткий, но самый плодотворный период в творчестве Пушкина. Количество написанного им за три месяца вынужденного затворничества (из-за холерных карантинов) сопоставимо с результатами творческого труда за предшествующее десятилетие.

Придет, придет и наше время, И наши внуки в добрый час Из мира вытеснят и нас!

В III главе Автор открыто выражает свою симпатию и сочувствие Татьяне.

Татьяна, милая Татьяна!

С тобой теперь я слезы лью.

Мечты, мечты! где ваша сладость? Ужель и впрямь и в самом деле Без элегических затей Весна моих промчалась дней.

В начале VIII главы Автор становится почти центральным персонажем романа. Он вспоминает о начале своей литературной деятельности:

В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал. Близ вод, сиявших в тишине, Являться Муза стала мне.

Для Автора характерно ощущение жизни как праздника, поэтическое восприятие жизни для него связано с творчеством. Творчество объединяет поэта с миром.

Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время.

В то же время Автор противопоставляет себя Онегину.

Литературная характеристика тридцатых годов связывается с утверждением в литературе реализма, но Лермонтов в своем творчестве до конца дней сочетал романтическую и реалистическую ориентацию, они не мешали - они дополняли друг друга. В этом плане творчество Лермонтова - уникальный образец русской литературы.

Внутренний человек принимает облик поэта, и тогда Лермонтов прямо говорит о непонимании его обществом. "Пророк" Лермонтова продолжает путь пушкинского Пророка, поэта, и с этого пути не сойдет.

В лирике Лермонтова рядом с внутренним человеком появляется герой, которого не было ни в предшествующей русской поэзии, ни у современников поэта.

Новаторской чертой лермонтовской поэтики стал оформившийся в лирике образ, позже названный образом - символом. Неслучайно русские символисты ведут свое происхождение от его творчества. Следует обратить внимание на проявление этой особенности уже в ранней лирике поэта ("Парус" - 1832). Образ - символ создай в следующих стихотворениях: Утес, На севере диком. Тучки небесные и т. д.

Новый герой (герой-романтик) - это свободная и мятежная личность, не зависимая ни от Бога, ни от природы, ни от общества. Он одинок, разочарован в окружающей его действительности и противопоставлен своему окружению.
В психологическом плане это индивидуалист и скептик, великолепно знающий слабые стороны людей. Он наделен огромной моральной силой, способен к высоким страстям, но никогда не обретает счастья, не достигает внутренней гармонии. Презирая ложь, притворство, мелкие страсти, ничтожные цели, господствующие в светском обществе, герой-романтик бежит от него в иную, более созвучную его внутреннему состоянию среду.

Хочу я с небом примириться,

Хочу любить, хочу молиться.

Окончив гимназию, Гоголь уехал в Петербург и через год поступил на государственную службу, а затем стал преподавать историю в одном из учебных заведений. В этот период Николай Васильевич познакомился с В.А. Жуковским, П.А. Плетневым и А.С. Пушкиным, который оказал на его творчество огромное влияние.

До 30-х годов XIX в. ведущим видом художественной словесности была поэзия, ведущим направлением – романтизм. Начиная с середины 30-х годов активную позицию в литературе занимает реализм; читательская аудитория требует развития прозы.

60-е годы 19 в. Это время вошло в историю России как период обострения общественной борьбы. После реформы 1861 года в стране прошла волна крестьянских восстaний. Проблемы переустройства жизни волновали все aктивно действующие силы - от революционеров-демократов, которые звали Русь к топору, до мягких и либеральных сторонников постепенного и бескровного эволюционного пути.

В 60-e годы XIX века менялся и характер литературной жизни. Отчетливей определились группировки славянофилов, западников и революционных демократов.

Самое яркое литературные направления, которые
достигло своего расцвета в русской литературе в 19 веке,
имеющие большое число последователей,
яро спорящих друг с другом.

Основные черты романтизма:
1.Романтическая личность - страстная личность
2.Взгляд на жизнь сквозь "призму сердца"
3.Интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому,
возвышенному
4.Мучительное переживания разлада с действительностью
5.Стремление личности к абсолютной свободе, к духовному
совершенству, не достижимому идеалу в сочетании
с пониманием несовершенного мира.
Трагический разлад мечты и действительности;
Признание недостижимости идеала;
Романтическое двоемирие;
Утверждение романтических ценностей
(свобода, борьба, любовь, природа)

Русский романтизм 19 века зародился под непосредственным
влиянием западноевропейской литературы.
Однако, несмотря на это, он имел свои характерные черты,
которые отслеживались еще в предыдущих периодах.
1. Русский романтизм – хронологически более позднее явление,
чем европейский.
Он переживает становление в 1810 – 1820 гг. Это эпоха национально-освободительных движений, Отечественной войны 1812 г.,
эпоха надежд, веры в будущее возрождение России.
Русский романтизм был более связан с идеями Просвещения.
В это время европейский романтизм переживает кризис;

2. Для русского романтизма неизменной остаётся сила разума;

3. В европейском романтизме нравственная проблема
противопоставлена эстетической.
Развитие буржуазных отношений и культа расчёта
не позволяет связать искусство с нравственностью.
Взаимодействие эстетики и этики – главная черта русского романтизма.
В европейском романтизме эстетика становится самоцелью;

4. В русском романтизме редуцирован индивидуальный момент.
Европейский герой-индивидуалист бежит из общества.
Русский герой в силу итогов войны 1812 г. тяготеет к народу.
Идеи народности, национального искусства являются
основополагающими для романтиков.
Для романтиков особо острой является проблема
"героя нашего времени";

5. Этический пафос противопоставлен плотским темам.
Для русских романтиков любовь – особое таинство,
наполненное целомудрием;

6. В русском романтизме идея свободолюбия была связана
с идеями отмены крепостного права, реформ в обществе.
Кроме декабристов, пафос свободолюбия разделяли и
другие романтики.
А. М. Горький выделял прогрессивный или гражданский романтизм
и реакционный или психологический романтизм.
Эта концепция повредила изучению творчества романтиков.
Но всё же романтизм – сложное и неоднородное явление.

Самые яркие примеры романтизма в литературе России
XIX века :
повести "Ундина","Шильонский узник",
баллады "Лесной царь","Рыбак","Ленора" Жуковского;
"Евгений Онегин","Пиковая дама" Пушкина;
"Ночь перед Рождеством" Гоголя;
"Герой нашего времени",поэма "Мцыри" Лермонтова.

Самые известные авторы и произведения:
"Путешествие Чайльд-Гарольда", "Манфред" и "Восточные
поэмы" Байрона,
"Айвенго" В. Скотта.
Сказки, новеллы и романы Гофмана, сказки братьев Гримм,
произведения Гейне.

Гедонизм (удовольствие высшая цель жизни). В русском романтизме практически отсутствует. Чувственность, эротика. В европейском, в частности немецком романтизме индивидуализм часто соседствует с эротической составляющей. Европейцы не стеснялись демонстрировать чувственность, считали что безусловно свободная личность свободна как духовно, так и физически. В русском романтизме эротомания практически отсутствует. На первом плане всегда были мотивы общечеловеческие и социальные.

В России зарождается романтизм, который отличался от западноевропейского в угоду иной исторической обстановке и иной культурной традиции. Французскую революцию нельзя причислить к значимым причинам его возникновения. Настоящей причиной стала Отечественная война 1812 г., в которой проявилась вся сила народной инициативы. В начале века возрастает роль эстетики

Предпосылки его возникновения в России связаны с началом разложения социально-экономических и идеологических основ крепостничества, с крушением старого мира. Крушение это проявилось в самых различных сферах социально-политических и экономических отношений, на разных уровнях идеологического опосредствования их. В отдельных странах этот общеевропейский процесс протекал в неодинаковых формах и с различной интенсивностью, однако существо его всюду оставалось единым: происходил распад прежних норм морали, эстетических воззрений, общих философских представлений. На смену старому мировосприятию приходило новое понимание человека и общества, морали и долга, социальной гармонии и средств ее достижения.

Первое десятилетие XIX в. в России было временем активного переосмысления старых идейно-эстетических ценностей и включения их в новые концепции общественного и литературного процесса: подчиняясь романтическим доминантам, они входили в мировосприятие художников-романтиков.

Так, для Жуковского народность — это прежде всего гуманное отношение к крестьянству и вообще к бедным людям. Сущность ее он видел в поэзии народных обрядов, лирических песен, народных примет и суеверий.

В творчестве романтиков-декабристов представление о народной душе связывалось с другими чертами. Для них народный характер — это характер героический, национально-самобытный. Он коренится в национальных традициях народа. Наиболее яркими выразителями народной души они считали таких деятелей, как князь Олег, Иван Сусанин, Ермак, Наливайко, Минин и Пожарский.

Глубокий интерес к внутреннему миру человека вызывал у романтиков равнодушие к внешней красивости героев. В этом романтизм так же кардинально отличался от классицизма с его обязательной гармонией между внешностью и внутренним содержанием персонажей. Романтики же, наоборот, стремились обнаружить контрастность внешнего облика и духовного мира героя.

Особенности русского романтизма:

- Романтизм не противостоял Просвещению. Просветительская идеология ослабла, но не потерпела краха, как в Европе. Идеал просвещенного монарха не исчерпал себя.

- Романтизм развивался параллельно с классицизмом, нередко переплетаясь с ним.

- Романтизм в России в разных видах искусства проявил себя по-разному. В архитектуре он не читался вообще. В живописи - иссяк к середине 19 века. В музыке проявился лишь частично. Только в литературе романтизм проявился последовательно.

Основные представители романтизма в литературе и искусстве Западной Европы и России. Их произведения.

Романтизм — последний "большой стиль" в истории искусства, то есть последнее направление, проявившее себя во всех областях духовной деятельности и художественного творчества: в изобразительных искусствах, музыке, литературе. Его возникновению предшествовали два века безусловного господства рационализма в искусстве. Литературное воплощение рационализма — классицизм, он накопил значительную эстетическую усталость, и внешним событием, ускорившим смену литературных эпох, стала Французская революция. Романтизм есть реакция на рационализм Просвещения, но он не отрицает классицизм безоглядно, из одного духа противоречия.

Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы (В. Г. Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели). Философия романтизма была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля и Ф.Шеллинга. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана. Гейне, начиная свое творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру.

Также к английскому романтизму относится творчество Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка.

Романтизм в искусстве.

Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение. Чувствуя себя свободными от приходящей в упадок системы аристократического правления, они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место в обществе. Они нашли своего читателя среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником - гением и пророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.

Живопись, скульптура и литература романтизма наполнена героями,но героями несчастными: отныне искусство отражает как человеческую силу, так и слабость. Художники-реалисты, напротив, считали, что для искусства существует одна тема - общество и его нравы.

Наполеон Бонапарт (1769-1821) был для романтиков образцовым героем: судьба вознесла его на непомерную высоту и затем жестоко бросила в бездну. Он вышел победителем из многих битв, завоевал народы, основал империю, а затем потерпел поражение и закончил свою жизнь в изгнании. Неудивительно, что он стал персонажем множества поэм, стихов, полотен, скульптур и не только во Франции, но и в странах, бывших еще недавно его противниками.

Романтизм как одно из самых ярких и значительных направлений в искусстве. Мечта о полном обновлении, конкретном переустройстве мира и человека - основные идеи романтического миросозерцания. Характеристика ключевых литературных тем русских романтиков.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 10.01.2015
Размер файла 18,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Романтику противопоставляют обычно житейской прозе, тусклому, бесцветному существованию. Мы говорим о романтике борьбы за свободу и счастье людей, о романтике подвигов и дерзновенных творческих открытий. Романтика - непримиримый враг цинизма и обывательского самодовольства, душевной холодности и нравственной пустоты.

Романтические настроения и переживания издавна влекли к себе поэтов, прозаиков, художников, находили воплощение в разных видах искусства. Романтизму в целом и отдельным его представителям посвящено, особенно в последние годы, множество специальных трудов, поэтому наша тема является актуальной.

Цель нашей работы - выявить сходства и различия между западноевропейским и русским романтизмами.

Для достижения поставленной цели целесообразно выделить более конкретные задачи:

1) дать общую характеристику романтизма;

2) ознакомиться с характерными чертами романтизма;

3) рассмотреть особенности русского романтизма;

4) выявить сходства и различия между западноевропейским и русским романтизмами.

Для решения поставленных задач необходимо использовать следующие методы исследования:

Надеемся, после прочтения нашего реферата мы сможем пробудить живой интерес к романтическому искусству - яркой странице в истории отечественной культуры. Желающие углубить свои знания о романтизме найдут в конце реферата рекомендательный список литературы.

1. Общая характеристика романтизма

Романтизм - одно из самых ярких и значительных направлений в искусстве. Возникший первоначально в Германии и чуть позднее в Англии, он получил затем широкое распространение едва ли не во всех европейских странах и оказал огромное воздействие на мировую культуру. Он выдвинул множество талантливых художников: поэтов и прозаиков, живописцев и скульпторов, композиторов и музыкантов.

Всему миру известны имена величайших английских поэтов Байрона и Шелли, исторического романиста Вальтера Скотта, немецких романтиков Гофмана и Гейне, французского поэта, драматурга, прозаика Гюго, крупнейшего польского поэта Мицкевича и пламенного венгерского романтика-революционера Петефи, американского новеллиста и поэта Эдгара По, автора романа из жизни индейцев Купера, замечательного датского сказочника Андерсена и многих других.

Без преувеличения романтизм можно назвать революцией в искусстве. И неудивительно: революционной была сама эпоха романтизма - с конца 18 до середины 19 века. Не случайно ее границы обозначают иногда датами двух великих политических взрывов: с 1793 по 1848 год. Это было время гигантских общественных потрясений, когда распадался и рушился феодально-средневековый мир и на его обломках возникал и утверждался капиталистический строй; время буржуазных революций и национально-освободительных войн; первых политических выступлений рабочего класса и закабаленного крестьянства.

Но не только бурными событиями и социальными потрясениями ознаменована та неспокойная, тревожная эпоха. Ее можно назвать также временем великих разочарований и ожиданий, временем решительных, крутых перемен в сознании людей.

2. Характерные черты романтизма

Характерной чертой романтизма является крайняя неудовлетворенность действительностью, подчас полное разочарование в ней, глубокое сомнение в том, что жизнь общества в целом и даже жизнь отдельной личности может быть построена на началах добра, разума, справедливости.

Другой плюс романтического миросозерцания - мечта о полном обновлении, о конкретном переустройстве мира и человека, страстное стремление к возвышенному идеалу, недостижимому, не всегда ясному, но властно подчиняющему себе душу художника. Противоречие между идеалом и действительностью (оно находило выражение и в творчестве писателей, принадлежавших другим литературным направлениям) достигает у романтиков невиданной остроты, становится источником напряженных, трагических переживаний.

И это двоемирие, т.е. сознание полярности идеала и действительности, ощущение разрыва, пропасти между ними, а с другой стороны, жажда их воссоединения является важнейшей, определяющей чертой романтического искусства.

При этом в творчестве одних писателей-романтиков (нередко их называют романтиками пассивными или консервативными) преобладала мысль о господстве в мире каких-то высших, роковых сил, недоступных разуму человека, неподвластных его воле, о необходимости подчиняться судьбе. В творчестве других писателей романтического направления преобладали настроения борьбы и протеста против царящего в мире зла. Отстаивая право человеческой личности на свободу и независимость, они горячо выступали против угнетения и произвола, против деспотизма и социальной несправедливости. Их романтизм часто называют романтизмом активным или революционным.

Романтиков властно влекли к себе фантастика, народные предания, фольклор. Их манили дальние страны и минувшие исторические эпохи, жизнь племен и народов, еще не тронутых европейской цивилизацией, прекрасный и величественный мир природы.

К другому распространенному типу романтического героя относятся чудаки, мечтатели, фантазеры, далекие от реальности, обитающие в царстве грез. Чаще всего это музыканты, художники или поэты, бесконечно преданные искусству и непонятные или отвергнутые обществом.

Вообще, искусству романтики придавали исключительное значение и отводили особое место в обществе. Искусство в их глазах было высшей формой человеческой деятельности, а художник - мудрецом и пророком, силой своего гения проникающим в тайные глубины жизни, недоступные простым смертным.

В своих художественных произведениях - словно бы в насмешку над эстетическими теориями классицизма - романтики смело смешивали высокое и низменное, трагическое и комическое, фантастику и реальность. Они видоизменяли и обновили старые жанры, создали новые - такие, как исторический роман, лироэпическая поэма, фантастическая повесть-сказка. Они открыли бесценные сокровища народного искусства, сблизили литературу с фольклором. Решительно изменили романтики представления о драматическом искусстве, необычайно расширили возможности поэзии, проложили новые пути в лирике.

Их творчество отличалось бурной эмоциональностью и напряженностью стиля, обилием музыкальных и живописных эффектов, резкими контрастами, неудержимой стремительностью поэтической речи. Художественные открытия и завоевания романтизма подготовили почву для возникновения нового направления в искусстве - реализма, которому с середины 19 столетия принадлежит главная роль в мировой художественной культуре.

3. Особенности русского романтизма

Русский романтизм возник в иных условиях, нежели западноевропейский. На Западе он был явлением послереволюционным и выразил разочарование в результатах уже свершившихся перемен, в новом, капиталистическом обществе. В России же он сформировался в эпоху, когда стране еще только предстояло вступить в полосу буржуазных преобразований. В нем сказалось разочарование передовых русских людей в существующих самодержавно-крепостнических порядках, неясность их представлений о путях исторического развития страны. С другой же стороны, в русском романтизме выразилось начавшееся пробуждение общенациональных сил, стремительный рост общественного и личного самосознания. Вполне естественно, что русский романтизм во многом отличался от западноевропейского.

Во-первых, романтические идеи, настроения и художественные формы представлены в русской литературе как бы в смягченном варианте. Для их полного развития еще не было ни подходящей общественно-исторической почвы, ни соответствующих культурных традиций, ни достаточного литературного опыта. Не прошло и ста лет, как отечественная словесность двинулась по общеевропейскому пути.

Во-вторых, стремительность движения русской литературы, словно бы догонявшей ушедшие вперед западноевропейские страны, обусловила некоторую неотчетливость, размытость границ между возникавшими в ней художественными направлениями. Романтизм не был исключением: он тесно соприкасался, временами, как бы даже срастался сначала со своими предшественниками - классицизмом и сентиментализмом, а затем с идущим ему на смену критическим реализмом, был во многих случаях трудноотличим от них.

В-третьих, в творчестве русских романтиков перекрещивались разнородные литературные традиции, постоянно возникали смешанные, переходные формы. Меньшая отчетливость, выраженность основных признаков и свойств романтизма, более тесная (по сравнению с Европой) связь с другими литературными направлениями - таковы важнейшие отличительные черты романтического искусства в России.

Все сказанное не означает, конечно, что творческие достижения русских романтиков менее значительны, нежели достижения европейских художников. С романтизмом связаны в русской литературе имена величайших ее представителей - Пушкина, Лермонтова и Гоголя, выдающихся лириков Баратынского и Тютчева, таких ярких поэтических талантов, как Жуковский, Батюшков и Языков. Как и на Западе, эпоха романтизма стала блистательной страницей в истории всего русского искусства. Она выдвинула замечательных живописцев Кипренского и Брюллова, композиторов Алябьева и Верстовского, великого трагического актера Мочалова. Словом, в России художественное наследие романтизма было значительным, богатым, разнообразным.

В развитии русского романтизма различают обычно три главных периода:

1. 1801-1815 годы - период зарождения романтического направления в России, первых опытов в романтическом роде. В это время романтизм особенно тесно связан с классицизмом и - главное - с сентиментализмом, внутри которого он, по сути дела, развивается. Родоначальниками русского романтизма принято считать Жуковского и Батюшкова, оказавших огромное воздействие на последующую русскую литературу и во многом подготовивших появление величайшего поэта Пушкина.

3. 1826-1840 годы - период широкого распространения романтизма в русской литературе. Он обретает новые черты, завоевывает новые жанры, захватывает в свою орбиту все новых писателей. Романтические построения в это время значительно углубляются, и русские романтики окончательно порывают с традициями классицизма и сентиментализма. Вершинные достижения романтизма 1830-х годов - творчество Лермонтова, ранние произведения Гоголя, лирика Тютчева.

4. Сходства и различия между западноевропейским и русским романтизмами

романтизм литературный искусство

Итак, после ознакомления с общей характеристикой романтизма, с его характерными чертами и особенностями русского романтизма, мы сможем выявить различия между западноевропейским и русским романтизмами:

1) представление в русской литературе романтических идей, настроений и художественных форм как бы в смягченном варианте;

2) меньшая отчетливость, выраженность основных признаков и свойств романтизма, более тесная (по сравнению с Европой) связь с другими литературными направлениями;

3) перекрещивание в творчестве русских романтиков разнородных литературных традиций, возникновение смешанных, переходных форм.

И хотя между романтиками не было согласия по многим важным вопросам (роль искусства в обществе, значение для русской литературы отечественных и западноевропейских традиций, сравнительная ценность отдельных жанров), в ходе развернувшейся полемики была выработана творческая программа нового литературного направления. Главные ее положения заключались:

1) в утверждении творческой свободы художника, не подвластного заранее установленным нормам и стеснительным правилам;

2) в поэтизации страстного стремления к свободе - общественной, национальной, личной, в провозглашении независимости человеческой личности и ее права на протест против враждебных общественных условий;

Романтизм - одно из самых ярких и значительных направлений в искусстве. Возникший первоначально в Германии и чуть позднее в Англии, он получил затем широкое распространение едва ли не во всех европейских странах и оказал огромное воздействие на мировую культуру. Он выдвинул множество талантливых художников: поэтов и прозаиков, живописцев и скульпторов, композиторов и музыкантов.

Характерной чертой романтизма является крайняя неудовлетворенность действительностью, подчас полное разочарование в ней, глубокое сомнение в том, что жизнь общества в целом и даже жизнь отдельной личности может быть построена на началах добра, разума, справедливости.

Русский романтизм возник в иных условиях, нежели западноевропейский. На Западе он был явлением послереволюционным и выразил разочарование в результатах уже свершившихся перемен, в новом, капиталистическом обществе. В России же он сформировался в эпоху, когда стране еще только предстояло вступить в полосу буржуазных преобразований. В нем сказалось разочарование передовых русских людей в существующих самодержавно-крепостнических порядках, неясность их представлений о путях исторического развития страны. С другой же стороны, в русском романтизме выразилось начавшееся пробуждение общенациональных сил, стремительный рост общественного и личного самосознания. Вполне естественно, что русский романтизм во многом отличался от западноевропейского.

Различия между западноевропейским и русским романтизмами:

1) представление в русской литературе романтических идей, настроений и художественных форм как бы в смягченном варианте;

2) меньшая отчетливость, выраженность основных признаков и свойств романтизма, более тесная (по сравнению с Европой) связь с другими литературными направлениями;

3) перекрещивание в творчестве русских романтиков разнородных литературных традиций, возникновение смешанных, переходных форм.

Сходства между западноевропейским и русским романтизмами:

1) утверждение творческой свободы художника, не подвластного заранее установленным нормам и стеснительным правилам;

2) поэтизация страстного стремления к свободе - общественной, национальной, личной, в провозглашении независимости человеческой личности и ее права на протест против враждебных общественных условий;

С утратой господствующего положения романтизм, однако, не исчезает вовсе. Его влияние еще долго отзывается в русской литературе, и к его художественному опыту не раз обращаются поэты и писатели на протяжении всего 19 века и даже еще в 20 столетии. Вплоть до сегодняшнего дня живут романтические традиции и в литературе, и в искусстве.

Список использованной литературы

2. Ванслов В.В. Эстетика романтизма/ В.В. Ванслов. - М.: Искусство, 1966. - 397с.

3. Гуревич А.М. Романтизм в русской литературе / А.М. Гуревич. - М.: Просвещение, 1980. - 103с.

4. Зарубежная литература. 19 век. Романтизм. Учебное пособие для студентов педагогических институтов/ под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Просвещение, 1982. - 320с.

5. Маймин Е.А. О русском романтизме/ Е.А. Маймин. - М.: Просвещение, 1975. - 237с.

6. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма/ Ю.В. Манн. - М.: Наука, 1976. - 371с.

Подобные документы

Термином "романтизм". Романтизм в литературе и искусстве. Историко-художественное значение Романтизма. Романтизм в литературе. Романтизм в России. Изобразительные искусства. Реакционный Романтизм в Германии, Англии и России. Музыка. Театр.

реферат [26,1 K], добавлен 13.03.2007

Романтизм как направление в русском балетном театре. Нравственная эстетика романтизма. Утверждение достоинства человеческой личности, самоценности ее духовно-творческой жизни. Сюжеты романтических балетов. "Жизель" как вершина романтического балета.

курсовая работа [36,0 K], добавлен 06.05.2015

Романтизм - классическое рефлексивное антипросветительское движение в духовной культуре ХVIII-XIX вв. Идейно-социальные предпосылки и эстетика романтического искусства. Художественные формы романтизма в европейской, русской и американской литературе.

контрольная работа [29,4 K], добавлен 13.11.2016

Импрессионизм как одно из самых ярких и интересных направлений во французском искусстве последней четверти XIX века, его общая характеристика и отличительные особенности. Яркие представители данного течения и направления их творческой деятельности.

презентация [1,2 M], добавлен 07.09.2014

Ознаменование эпохи Романтизма расцветом этнографии. Проникновение на русские просторы течения европейской культуры под влиянием общественно-политического фактора - декабризма и его характеристика в литературе, живописи и театральном искусстве.

Читайте также: