Отличие дизартрии от дислалии кратко

Обновлено: 07.07.2024

Дизартрия часто бывает частью ОНР (общего недоразвития речи), поэтому нередко в заключении врача стоят сразу два диагноза: ОНР 2 степени и дизартрия, ОНР 3 степени и дизартрия, ОНР 2 уровня, стертая дизартрия и т.д.

Дизартрия является расстройством произносительной стороны речи, возникновение которого связано с иннервацией артикуляционного аппарата. Речь пациентов с дизартрией – нечеткая, смазанная, приглушенная.

ОНР диагностируется при общем недоразвитии всех компонентов речи. У больных не развито произношение, словарный запас, фонематический слух и восприятие.

Отличие дизартрии от ОНР состоит в том, что дизартрия может быть изолированным заболеванием (если нарушается только иннервация), либо сопровождаться нарушением фонематического слуха, тогда как для ОНР характерны разные нарушения.

ОНР поддается коррекции достаточно сложно, так как логопед должен решать проблему всесторонне – развивать артикуляцию, фонематическое восприятие и другие нарушенные функции. В то время как дизартрия является скорее медицинской, чем педагогической проблемой, поэтому заниматься её преодолением должен, прежде всего, невропатолог.

Для того, чтобы объединить детей с ОНР в группы для проведения специальной коррекционной работы в соответствии с тяжестью речевого дефекта, логопеды выделяют четыре уровня развития речи: ОНР 1 уровня, ОНР 2 уровня, ОНР 3 уровня и ОНР 4 уровня.


array(6) < ["ID"]=>string(5) "26506" ["WIDTH"]=> int(1023) ["HEIGHT"]=> int(676) ["SRC"]=> string(62) "/upload/sprint.editor/c2a/4c1e2af5adf168127a2a5504681072ba.jpg" ["ORIGIN_SRC"]=> string(62) "/upload/sprint.editor/c2a/4c1e2af5adf168127a2a5504681072ba.jpg" ["DESCRIPTION"]=> string(0) "" >

ОНР 3 степени диагностируется при умеренных отклонениях в формировании разных сторон речи (сложные лексические и грамматические единицы). Для данного состояния характерно наличие развернутой фразы, аграмматичной речи, плохо дифференцированного звукопроизношения, отставание от нормы фонетических процессов. Для установления уровня развития речи необходима логопедическая диагностика.

ОНР 2 степени представляет собой грубую форму нарушения речи у детей, которые не могут самостоятельно продуцировать связные, четкие высказывания. Ребенок с ОНР 2 уровня может изъясняться только простыми фразами, допуская при этом вербальные ошибки, аграмматизмы.

Лексический запас у детей с ОНР 2 уровня скудный, навыки словообразования и словоизменения отсутствуют. Отмечается тяжелое нарушение звукопроизношения и фонематических операций. Для определения степени ОНР проводится психолого-логопедическое обследование.

Основными приоритетами коррекционной деятельности при ОНР и дизартрии являются следующие:

  • совершенствовать восприятие речи;
  • расширить словарный запас;
  • формировать распространенную фразу;
  • развивать грамматические языковые навыки.

Коррекция заболевания

Коррекционная работа по преодолению речевой дисфункции может проводиться как в индивидуальном, так и в подгрупповом и групповом формате (в условиях специализированных логопедических ДОУ).

Задачей логопеда в рамках коррекции ОНР 3 уровня и дизартрии является научить пациента справляться со следующими задачами:

  • усваивать грамматические нормы языка;
  • обогатить лексику;
  • совершенствовать фразовую речь;
  • развивать произносительные навыки;
  • подготовиться к обучению грамоте.

Прогноз и профилактика

Дети с диагностированным ОНР третьей степени могут посещать обычные общеобразовательные школы, однако им необходимо заниматься на школьном логопункте. Благодаря правильно организованному речевому режиму, регулярным занятиям с логопедами и точному выполнению их рекомендаций речь ребенка становится правильной и чистой.

Для профилактики отставания в речевом развитии необходимо предупреждать перинатальные и ранние постнатальные поражения центральной нервной системы, создавать благоприятную речевую среду и семейную обстановку, в которых растут дети.

Как правило, речевой прогноз при ОНР 2 степени и дизартрии благоприятен. Грамотное коррекционное обучение позволяет постепенно расширить вербальную активность и повысить уровень речевого развития.

Лечение

Построение логопедической работы при ОНР 2 степени и дизартрии предполагает тесный контакт с медицинскими специалистами: педиатрами, детскими неврологами, челюстно-лицевыми хирургами, реабилитологами.

Дизартрия и анартрия

Анартрия – отсутствие речи, обусловленное поражением нервно-мышечного аппарата, который обеспечивает её артикуляционный компонент, то есть коррекцию произносимых звуков и слов с помощью языка, глотки, щёк зубов. Пациенты, страдающие анартрией, понимают услышанную роль.

Дифференциальную диагностику дизартрии проводят врачи и логопеды Юсуповской больницы. С помощью современных методов нейровизуализации определяют место расположения очага поражения, который вызвал дизартрию, в головном мозге. Лечением пациентов занимается мультидисциплинарная бригада специалистов высокой квалификации.

Сходство и различие дислалии и дизартрии

Дислалия и дизартрия – две группы речевых нарушений, которые обладают внешней схожестью, поскольку в том и другом случае речь у детей непонятная, с неправильным произношением отдельных звуков или группы звуков. Чем отличается дизартрия от дислалии? Различия проявляются не только со стороны неврологического статуса, но и в психическом и речевом отношении.

У взрослых дизартрия может развиться у пациентов, которые перенесли черепно-мозговую травму, инсульт, страдают новообразованиями мозга, патологией церебральных сосудов или дегенеративными заболеваниями нервной системы.

При дислалиях неврологи не наблюдают грубых поражений центральной нервной системы. В отдельных случаях определяется органическая микросимптоматика. Проявления дизартрии:

  • Фонетические дефекты речи;
  • Неправильность пульса, дыхания;
  • Слюнотечение;
  • Нарушения голоса, выраженные в различной степени.

При функциональных дислалиях преимущественно страдает фонетическая сторона речи. Сердечная деятельность, дыхание, голос и моторика преимущественно не нарушаются. Только в случаях ринолалии (механической дислалии), когда имеют место анатомические дефекты нёба, появляется назальность (речь с носовым оттенком), нарушается дыхание и голос.

Сравнительная характеристика дизартрии и дислалии

Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и дислалии проводится после выявления дефектов нёба или других органов артикуляции. При дислалии у детей отсутствуют психические отклонения от возрастной нормы. Иногда имеют место временные задержки психического развития. В отдельных случаях дислалии протекают на фоне олигофрении. При дизартриях чаще встречаются задержки психического развития по органическому типу, иногда олигофрении.

Эмоционально-волевая сфера и характер детей с дислалией не страдают, в то время как у пациентов, страдающих дизартрией, в большинстве случаев наблюдается трудное поведение с неустойчивым настроением, сопровождающимся плачем, часто бывают аффективные вспышки.

Дифференциальная диагностика дизартрии по степени поражения

В 96% случаев дизартрий встречается псевдопсевдобульбарная форма речевого расстройства. По степени поражения: третья, лёгкая степень дизартрии возникает при одностороннем поражении доминантного полушария, чаще левого, нижнего отдела передней центральной извилины. У пациентов возникают следующие изменения неврологического статуса:

Избирательный центральный корковый парез мышц артикуляционного аппарата (чаще языка). Это приводит к ограничению объёма наиболее тонких изолированных движений. Особенно затруднён подъём кончика языка вверх;

Избирательное повышение мышечного тонуса, которое чаще всего концентрируется в мышцах кончика языка;

Нарушение темпа и плавность произношения.

Дизартрия второй, средней степени тяжести, возникает при одностороннем поражении коры доминантного полушария коры в нижних постцентральных отделах коры головного мозга. Развивается недостаточность кинетического праксиса (неспособность произносить серии звуков речи). Пациент вынужден искать нужный артикуляционный уклад, что замедляет темп и затрудняет плавность речи. Темп речи замедлен, страдает плавность, нарушения произношения звуков неоднозначны, непостоянны. Речь долго остаётся смазанной, нечёткой.

Тяжёлая дизартрия первой степени характерна для поражения нижних отделов премоторных областей коры головного мозга. У пациентов отмечаются трудности в воспроизведении серии последовательных движений. Возникает недостаточность кинетического динамического праксиса. В связи с этим дети испытывают большие трудности в автоматизации поставленных фонем (звуков речи), особенно слов со стечением согласных. Речь становится напряжённой из-за трудностей при воспроизведении серии последовательных движений.

Коррекция дизартрии и дислалии

Логопедическая работа по преодолению дизартрии в Юсуповской больнице проводится на фоне медикаментозной терапии и реабилитации. Неврологи назначают лекарственные препараты, оказывающие ноотропное действие, витаминно-минеральные комплексы. Реабилитологи применяют следующие виды восстановительной терапии:

  • Сегментарно-рефлекторный и точечный массаж;
  • Акупрессуру;
  • Иглоукалывание;
  • Лечебную физкультуру;
  • Физиотерапевтические процедуры;
  • Механотерапию.

При органических формах ринолалии устраняются анатомические дефекты:

Изготавливается индивидуальный глоточный обтуратор;

Проводится хирургическая коррекция деформаций лица (уранопластика, хейлопластика, велофарингопластика);

Выполняется аденотомия, полипотомия носа, септопластика, удаление новообразований глотки.

Для устранения назальности при функциональной ринолалии (дизартрии) применяют физиотерапевтические методы лечения и психотерапевтические методики. Медицинское воздействие дополняется дифференцированной логопедической работой.

Логопедические занятия по коррекции открытой органической ринолалии, вызванной расщелиной твёрдого нёба, проводят до операции и после хирургического вмешательства. В дооперационном периоде проводят артикуляционную и дыхательную логопедический массаж (вибрационный массаж мягкого нёба и пальцевой массаж фрагментов твёрдого нёба). На этом этапе работают над постановкой и автоматизацией доступных звуков (при сохранении их назального оттенка), развивают силу и гибкость голоса, расширяют словарь ребёнка, воспитывают слуховое внимание и фонематический слух.

Целью работы по коррекции ринолалии в послеоперационном периоде является закрепление достигнутых навыков в новых анатомических условиях. Для этого проводят массаж послеоперационных рубцов нёба, развивают полноценное нёбно-глоточное смыкание, вырабатывают дифференцированное ротовой и носовой выдох. Логопеды произношение звуков, устраняют назальный оттенок голоса, работают над ликвидацией пробелов во фразовой речи и лексико-грамматическом строе.

Клиника реабилитации Юсуповской больницы предлагает услуги высококвалифицированных логопедов для взрослых лиц, страдающих дизартрией после перенесенных инсультов головного мозга, черепно-мозговых травм и других заболеваний, которые привели к развитию нарушения речи. Для каждого пациента составляется индивидуальная программа занятий, позволяющая восстановить речь в короткие сроки. Для того чтобы пройти диагностику и лечение дизартрии, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.

Кратко, просто, доступно о разнице между дислалей и дизартрией.

ВложениеРазмер
dislaliya_ili_dizartriya_1.docx 18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Дислалия или дизартрия? В чем разница?

И при дислалии, и при дизартрии нарушается звукопроизношение. Например, у двух детей могут быть нарушены одни и те же звуки [Ш], [Ж], [Л], [Р], [Р’], но в одном случае логопед предполагает дислалию, а в другом - дизартрию. В чем разница?

Дислалия – это более легкое по своей сути нарушение, так как оно не связано с органическими поражениями нервной системы. Ребенок может не выговаривать звуки оттого, что:

у него есть аномалии в строении органов артикуляционного аппарата (неправильный прикус, аномалии зубного ряда, маленький или большой язык, высокое небо, укороченная подъязычная связка и прочее);

он плохо распознает звуки речи (недостаточно сформирован фонематический слух);

у ребенка не сформировался артикуляторный образ звука (не понял, не знает, какое положение должны принять губы, язык, чтобы произнести нужный звук);

у ребенка не было правильного образца речи (родители сами имеют нарушения звукопроизношения);

Если дислалия не связана с аномалиями строения органов артикуляционного аппарата, устраняется она довольно быстро – от одного до шести месяцев.

При дизартрии все намного дольше и труднее. В этом случае нарушения звукопроизношения носят более стойкий характер, так как связаны с органическими поражениями нервной системы. При этом, количество нарушенных звуков может быть меньше, чем при дислалии, а времени на их постановку и автоматизацию (закрепление) уйдет значительно больше. Например, два-три звука можно ставить и автоматизировать год.

Если при дислалии звук может просто отсутствовать (рука=ука) или заменяться другим (рука=лука), то при дизартрии звуки всегда искажаются, то есть заменяются несуществующими в русском языке звуками. Ребенок произносит их так, как может.

Нарушенное звукопроизношение при дизартрии сопровождается нарушениями общего тонуса мышц, мышц органов артикуляционного аппарата, нарушениями координации движений, речевого дыхания и голоса. Проявления их могут быть различны: от легких, незаметных невооруженному глазу, до тяжелых, делающих речь непонятной для окружающих. “У него каша во рту” – это, как правило, про дизартрика.

НА ЗАМЕТКУ: логопед знает особенности проявления дизартрии и умеет их устранять, НО диагноз ставит врач-невролог.

Возможные заключения логопеда при дислалии: фонетическое недоразвитие речи (ФНР), нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ) или фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).

Возможные заключения логопеда при дизартрии: фонетическое недоразвитие речи (ФНР), нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), общее недоразвитие речи (ОНР).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим специфику нарушений в прои.


речевая карта при дизартрии, при стертой дизартрии

бланки речевой карты при обследовании дизартрии, при обследовании стертой дизартрии.


Дизартрия. Формы дизартрии.

Что такое дизартрия? Формы дизартрии. Система логопедической помощи при дизартрии. Консультативная помощь родителям и педагогам.

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата.


Дизартрия. Стертая дизартрия.

Даннай материал предназначен для учителей - логопедов.

Дизартрия , как наиболее часто встречающееся нарушение. Логопед поликлиники о работе с детьми, страдающими дизартрией в разных фомах ее проявления.

Дизартрия - что это такое? Дизартрия у детей: виды, причины, симптомы. Одной из причин частого посещения логопеда поликлиники могут стать недостатки в произношении ребенка, которые отчасти напом.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Чтобы отграничить стертую дизартрию от сложной дислалии, необходимо комплексное медико-педагогическое исследование: анализ медико-педагогической документации, изучение анамнестических данных.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Чтобы отграничить стертую дизартрию от сложной дислалии, необходимо комплексное медико-педагогическое исследование: анализ медико-педагогической документации, изучение анамнестических данных.

Сравнивая симптоматику речевых и неречевых признаков у детей с дислалией и дизартрией, можно определить диагностические значимые отличия.

Так, у детей со стертой дизартрией кроме нарушения звукопроизношения отмечаются нарушение голоса и его модуляций, слабость речевого дыхания, выраженные просодические нарушения.

Вместе с тем в разной степени нарушаются общая моторика и тонкие дифференцированные движения рук.

Выявленные моторная неловкость, недостаточная координированность движений служат причиной отставания формирования навыков самообслуживания, а несформированность тонких дифференцированных движений пальцев рук является причиной трудностей при формировании графомоторных навыков.

В исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при стертой дизартрии, отмечается, что нарушение звукопроизношения и просодики являются стойкими и во многих случаях не поддаются коррекции.

Это отрицательным образом сказывается на развитии ребенка, на процессах его нервно-психического становления в дошкольном возрасте, а позднее может привести к школьной дезадаптации.

Данные нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность.

Установлена взаимосвязь между самим нарушением произносительной стороны и формированием фонематических и грамматических обобщений, формированием лексики, связной речи.

Сопоставление дислалии и стертой дизартрии:

При легкой степени псевдобульбарной дизартрии:

  • страдает артикуляция только согласных звуков;
  • четкое нарушение артикуляции определенных звуков в различных условиях их реализации;
  • закрепление сформированных звуков не вызывает затруднений;
  • не отмечается нарушений темпо-ритмической организации речи;
  • дискоординация дыхания, голосообразования и артикуляции отсутствует.
  • возможно смазанное неясное произношение гласных звуков с легким носовым оттенком;
  • изолированно звуки могут быть сохранены, а в речевом потоке произносятся искаженно, неясно;
  • процесс автоматизации затруднен: поставленный звук может не использоваться в речи;
  • характерен ускоренный или замедленный темп речи;
  • дыхание поверхностное, отмечается речь на вдохе, укорочен фонационный выдох;

Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

центр детской психологии Август

Эти нарушения могут быть самостоятельным дефектом, а могут быть частью сложного речевого нарушения (фонетико-фонематического нарушения речи, общего недоразвития речи, задержки речевого и психо-речевого развития)

Нарушение звукопроизношения бывает 2 видов. Не смотря на их внешнее сходство важно отличать дислалию от более сложного нарушения – дизартрии.

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации органов речевого аппарата.

Дизартрия – это расстройство звукопроизносительной стороны речи, обусловленное нарушением иннервации речевых мышц.


Причины дислалии:

Особенности строения органов речевого аппарата, самые распространенные из которых, это неправильный прикус, короткая подъязычная уздечка, высокое или низкое нёбо.


Причины дизартрии:

Органические поражения центральной нервной системы, которые возникают в результате внутриутробной гипоксии, внутриутробной инфекции, родовых травм, а также вследствие некоторых заболеваний в раннем возрасте (менингиты, энцефалиты, травмы и др.).

У дизартрии кроме нарушенного звукопроизношения, могут быть и другие симптомы:

речь нечеткая неразборчивая

отсутствие выразительности речи, монотонность;

нарушение речевого дыхания, слабый голос;

темп речи ускоренный или наоборот слишком медленный;

паретичность органов артикуляции: губы вялые, рот часто бывает открыт, язык вялый, малоподвижный;

спастичность мышц органов артикуляции: губы и язык напряжены и за счет этого малоподвижны;

отклонение языка в сторону, тремор;

гиперсаливация (усиленное слюноотделение);

парезы и параличи мышц конечностей и туловища;

неловкость или неточность движений, плохая координация. Дети поздно овладевают навыками самообслуживания, им трудно одеться, застегнуться. При рисовании плохо держат карандаш, руки или слабые, или наоборот, слишком напряжены. На спортивных или музыкальный занятиях могут отставать в темпе движений, не чувствовать ритм, тяжело переключаться с одного движения на другое;

Как работает логопед при дизартрии?

При дизартрии работа логопеда коррекция звукопроизношения строится аналогично работе при дислалии, а также проводится

Нормализация моторики и тонуса мышц органов артикуляции.

Работа над речевым дыханием.

Рекомендована консультация невролога.

Некоторые формы нарушения звукопроизношения влияют на формирование навыков чтения и письма и могут являются причинами дисграфии и дислексии, поэтому важно уделить особое внимание подготовке таких детей к школе.

Детям с нарушением звукопроизношения для подготовки к школе рекомендуются занятия с логопедом-дефектологом и нейропсихологом. Такой комплексный подход используется для развития речи, внимания, памяти – базовых компонентов, которые положат благополучное начало школьному обучению.

Читайте также: