Отличие буддизма от христианства кратко

Обновлено: 04.07.2024

Самое главное отличие этих традиций в том, что христианство утверждает веру в абсолютное начало человека — душу, как произведение абсолютного начала всего мира — Бога-творца. А буддизм утверждает веру в безначальный и бесконечный ум и постоянно изменяющийся мир (анитья). В буддизме при описании сансары не может использоваться понятие чего-либо абсолютного. В сансаре ум постоянно изменяется и связывает себя с какими-то частями мира. В нирване ум не изменяется. В такой модели нет места для бога-создателя. Божества в некоторых буддийских школах — это существа, отличающиеся от человека тем, что их ум воплотился в другой форме, в другом уровне мира. Божества, (если они ещё не реализовались как будды) так же как люди и животные, способны испытывать неудовлетворенности, страдания. У них свой путь раскрытия свободного ума.

Буддийское учение направляет внимание на решение проблем с помощью работы со своим умом. Будийские ритуалы направлены на дисциплинирование ума. Когда буддисты совершают какие-то поклонения, они не ждут какого-то магического ответа, а ждут положительного изменения своего ума, очищения от лишних привязанностей, которое в будущем реализуется в разрешение проблем. Что касается бога-творца и души, то в буддийской традиции есть такие понятия отсутствия личной самости: анатман и анатмавада. То есть, в буддизме есть три признака существования: отсутствие самости, отсутствие постоянства и неудовлетворенность. Пока любое сознание находится в движении, пока оно испытывает неудовольствия от движения, от иллюзорного восприятия каких-то явлений как своих — это сознание существует в сансаре. Когда сознание раскрывает природу своего движения, когда воспринимает реальность без искажений, когда оно больше не двигается, не изменяется, не испытывает неудовольствий от привязанностей и иллюзий — такое сознание пребывает в нирване.

Христианство свойственно людям, нуждающимся в родительском покровительстве, в вере в высший разум, готовым почувствовать себя рабом высшего существа, его сыном или дочерью, его инструментом положительного преобразования мира. Христиане опираются на веру в божественные чудеса. Христиане верят во внешние наказания и поощрения. Цель христианина пройти свой путь в соответствии с указаниями бога и соединиться с ним.

Буддизм свойственен людям, верящим в свободу своего ума, привыкшим рассчитывать только на свои силы и отвечать за свои поступки перед собой. Буддисты ценят знания, подтверждаемые чувственным и рациональным опытом. Для буддиста нет ничего важнее, чем свобода ума. Буддисты не воспринимают себя как неподвижную личность. Буддисты воспринимают весь мир как процессы. Цель буддиста — раскрыть природу свободного ума, освободиться от проблем и помочь с этим другим, узнать реальность такой, какая она есть без иллюзий.

Религиозный опыт каждого человека уникален. Каждый человек воспринимает мир по-своему. Существующие учения могут быть в чём-то ближе или дальше. Но каждый человек верит во что-то своё. Если человек сам себе не сможет помочь стать счастливым, то никто не сможет помочь. Религиозные, нерелигиозные учения — это всего лишь пути, по которым может быть легче или труднее двигаться к счастью.

Многие люди часто задают вопрос. В чем, мол, разница между христианством, и, предположим, буддизмом? Ведь с одной стороны - западная вера, с другой - восточная система, практически во всем отличная от привычного нам строя и уклада. Давайте рассмотрим, вкратце, в чем различия между этими религиями, и подумаем, в чем есть сходства.

Бог в религиях - Быть или Не быть ?

Христианство, как мы отлично знаем, имеет вполне четкую систему Веры. Существует Бог Отец, создавший вселенную, и Сын, которого он отправил в мир, дабе заплатить за грехи наши. И Сын, Иисус, по Воле Отца, отправился, и после казни (распятия) умер, через три дня воскрес и исчез. Разумеется, спустя короткое время он вернулся к людям, дал последние слова и Вознесся. Как же быть в буддизме?

В Буддизме бога-творца нет. Будда, как и все просветленные существа, познавшие мир, точно и бесповоротно утверждают, что вселенную не создавал Кто-то, но она была создана силами, присущими самой природе и природе непостоянства. Многие скажут - Но как же так? В чем тогда смысл этой религии, если в ней нет бога, а следовательно, нет души, рая,ада, спасения и прочего? Вопреки распространенному мнению, скажу.

В Буддизме есть очень много райских миров, очень много адских миров, море миров, где тела вообще не нужны, и прочие. С точки зрения буддизма, наличие Бога, или его отсутствие, не влияет на деятельность человека для собственного освобождения. Как, предположим, не каждый христианин, верующий в Бога, движется к раю, так и не каждый Буддист, знающий о Будде, нирване и прочем, движется к этому.

И правда, буддизм отрицает существование Вечной Души, которую нельзя разделить, переделать, изменить, трансформировать, и что-то с ней сделать. Буддизм признает наличие сознания, способное рождаться в телах, способное покидать тела, которое можно разделить, переделать, изменить, трансформировать и что-то с ним сделать. Это сознание состоит из формирующих частей - скандх, которые по своей сути являются всем тем, что создает личность, как таковую - опыт, впечатления, знания, спонтанные аффекты и прочее. Но не вечная душа.

Что сказать о спасении? Буддизм признает идею спасения, и так же заявляет о Вечном достижении, Ниббане, Нирване. Но она представляет собой не совсем то, что знают христиане. Это не вечное блаженство в плане бесконечного удовольствия. Это полный покой от смерти, болезней, потерь, разочарований, проблем и всего связанного с этим. Есть сфера, в которой нет рождения, а значит, и нет смерти, там нет тела, и там нет болезней, там нет света, но и тьмы там тоже нет. Там нет твердости и жидкости, нет запахов и звуков. Но это не значит, что там нет НИЧЕГО и это полное отсутствие всего. В Ниббане нет того, что есть в привычных нам мирах - там нет того, что можно ощущать, а следовательно - цепляться и привыкать к этому, а следовательно - желать и страдать.

Буддизм – одна из мировых религий, насчитывающая сотни миллионов последователей. Историческим ареалом ее распространения были по преимуществу страны Азии. Однако, начиная с конца XIX века в западных христианских странах, а позднее и в России стала появляться своего рода мода на буддизм, когда люди, крещеные и воспитанные в христианской культуре, стали называть себя буддистами и активно распространять собственные интерпретации этого древнего мировоззрения. На такое явление обращали внимание уже святой Николай Японский и священномученик Философ (Орнатский).

В XX веке в Америке и Европе появились целые буддистские монастыри, где живут и обучаются коренные жители, в прошлом считавшие себя христианами. Это движение не обошло стороной и православные страны – Грецию, Сербию, Россию.

В современной массовой культуре идеи буддизма получили заметное распространение и популярность, благодаря чему даже те, кто не причисляет себя к буддистам, испытывают определенное влияние этих идей. При этом многие затрудняются ответить, как именно эти идеи соотносятся с христианством.

Поэтому мы решили сопоставить Православие и буддизм и указать их основные отличия.

Отношение к Богу Творцу

От Православия не останется ничего, если убрать из него веру в Бога, точно так же и от буддистского мировоззрения не останется ничего, если попытаться внести в него веру в Единого, благого и любящего Бога-Творца.

Буддизм очень терпим к различным культам. Он с готовностью признает существование многих богов и духов, и более того, не запрещает своим последователям к ним обращаться с молитвами, приносить жертвы и так далее. Буддизм воспринял индийский пантеон, а затем во всех странах, где распространялся, вбирал в себя местные культы и местных божеств.

Языческие боги ничем не противоречили буддистскому мировоззрению, вполне готовому признать наряду со множеством видимых страдающих существ, множество невидимых страдающих существ, которые также объявлялись объектом буддистской проповеди.

Не терпим он только к одному Богу – Тому, о Котором говорят как о всесовершенном, благом, всемогущем и всеведущем Творце. Его буддизм не принимает и не желает с Ним мириться. Вот слова одного ученого буддиста, записанные сто лет назад:

В буддистских текстах, ориентированных на западного читателя, авторы часто сглаживают резкость суждений, говоря, что будто бы вопрос о существовании единого Бога-Творца для буддизма непринципиален. Нередко приводят рассказ про то, как Будда отвечал молчанием на вопрос о том, есть ли в действительности верховный Бог. Однако древнейшие тексты буддистского канона показывают, что Будда по данному вопросу гораздо чаще говорил, чем молчал.

Но прежде, чем рассматривать эти высказывания, следует напомнить, что, конечно, Будда вырос и сформировался в индуистской религиозно-философской среде, и был знаком только с тем, что эта среда могла ему предложить. А она не могла ему предложить знания об Истинном Боге, ибо не имела этого знания.

Разумеется, указанных понятий не существовало у индийцев и во времена Будды.

Индуизм знал идею о существовании Верховного Существа, благого Творца всяческих, но сам не был в ней уверен, она составляла некое пререкаемое мнение. Из шести классических школ древнего индуизма половина признавала, что у мира есть единый божественный Творец и управитель, а другая половина отрицала.

Но вместе с тем, если где-то в древнеиндийских представлениях времен Будды и содержались крупицы воспоминаний об истинном Боге-Творце, свойственных всем потомкам Адама, то искать их можно только в представлениях о Великом Брахме.

Буддистские канонические тексты описывают, что по вере брахманистов Верховный творец есть существо благое, всесовершенное, всеведущее, всесильное, и что спасение от страданий состоит в соединении с ним.

Именно такого Бога представляют себе создатели буддистского канона, именно Его они отрицают. Нельзя не признать, что указанные атрибуты, приписываемые Великому Брахме, совпадают с атрибутами Бога Истинного, поэтому современные буддисты нередко переносят аргументы Будды и его последователей, направленные против учения о Великом Брахме, на христианское учение о Боге.

Все подобные истории преследуют одну цель – доказать, что всемогущего, всеведущего и благого Творца не существует, а тот, кого таковым считают, на самом деле не таков ^9 . Конечно, воспринимать подобные фантазии как серьезный аргумент невозможно.

Так, полемике с представлением о едином Боге посвящены следующие строки из Бхуридатта Джатаки:

Во время разговора с Анантапиндикой, Будда высказывает более пространно аргументацию против представления о Едином Боге-Творце (Ишваре):

Все эти цитаты приведены для того, чтобы, во-первых, показать, что вопрос о существовании Бога Творца для буддизма вовсе не так безразличен, как это иногда пытаются представить, а во-вторых, чтобы показать из анализа этих аргументов, что буддистский атеизм во многом обусловлен незнанием Буддою и его древними последователями истинного учения о Боге.

На те вопросы, которые он предлагал брахманистам как нерешаемые, без труда может ответить даже ученик воскресной школы – не потому, конечно, что он умнее Будды и авторов буддистского канона, а потому, что, в отличие от них, знает об откровении Божием, знает то, что о Себе открыл Сам Бог.

Судя по этим текстам, главным камнем преткновения для Будды является вопрос существования зла в мире. По его мнению, три наиболее известных атрибута Бога – всемогущество, всеведение и благость несовместимы с фактом наличия страдания в мире.

К такой мысли он приходит из-за того, что не знает о даре свободы, которым наделил человека Бог, и о том, зачем наделил Он человека таким даром.

Примечательно, что Будда при этом не отрицает факт свободы человека, но считает его аргументом против существования Творца, поскольку, по его мнению, если бы Совершенный Творец существовал, то он не дал бы своим созданиям свободы, но полностью подчинил бы их своей воле, так что они были бы одинаковы, как типовые горшки, и никто из них не мог бы не только совершать греха, но даже совершенствоваться в добродетели.

Может быть, такое утверждение производило впечатление на древних брахманистов, но у христианина оно может вызвать только недоумение. Потому как христиане тоже признают очевидный факт свободы человека, но считают его как раз проявлением той щедрости, которую может позволить Себе только истинный Бог.

На приведенные выше вопросы отвечал еще святитель Василий Великий более полутора тысяч лет назад в своей девятой беседе:

«От чего же, говорят, болезни? От чего безвременная смерть? От чего истребление городов, кораблекрушения, войны, голодные времена? Это есть зло, продолжают, и между тем все это – Божие произведение.

Одно считается злом только по нашему ощущению, а другое является [подлинным] злом само по себе. [Что касается] зла самого по себе, то оно зависит от нас [самих]: это распутство, неразумие, трусость, зависть, убийства, ложь, и все подобные недостатки, которые, оскверняя душу, помрачают ее красоту. [Что же касается] того, что мы называем злом [вещи], которые нам тягостны и болезненны для ощущения, – телесную болезнь, раны, недостаток необходимого, бесславие, ущерб имению, потерю родных, – то каждое из сих бедствий мудрый и благой Владыка посылает к нашей же пользе. Богатство отнимает у тех, которые употребляют его дурно, и тем сокрушает орудие их неправды. Болезнь насылает тем, кому полезнее иметь связанные члены, нежели беспрепятственно устремляться на грех. Смерть насылается на тех, которые достигли предела жизни, какой от начала положен в праведном суде Бога.

Посему, как врач хотя производит в теле страдания, однако же благодетелен, потому что борется с болезнью, а не с больным; так благ и Бог, Который частными наказаниями устраивает спасение целого. Ты не ставишь в вину врачу, что он одно в теле режет, другое прижигает, а третье совершенно отнимает; напротив того, даешь ему деньги, называешь его спасителем; потому что остановил болезнь в небольшой части тела, пока страдание не разлилось во всем теле. [Так] Бог. преобразует зло и ведет к лучшему, чтоб оно, перестав быть злом, приняло в себя свойство добра.

А то, что является в собственном смысле злом, то есть, грех, – зависит от нашей воли; потому что в нашей воле удержаться от порока или быть порочным.

Однако Будда, и вслед за ним все буддисты не различают страдание на две принципиальные категории, указанные святителем Василием, и не различают именно потому, что отрицают Бога Творца. Подлинным злом является грех, то есть, нарушение воли Бога. Мнимым злом, является страдание, то есть, нарушение воли человека. Буддизм отрицает Бога, поэтому видит только человека, и злом объявляет только то, что причиняет страдания человеку. Поэтому в нем не рассматриваются в качестве зла никакие грехи, направленные против Бога, а те грехи, которые направлены против человека, хотя и воспринимаются как зло, но совершенно с другой мотивацией, чем в христианстве – не потому, что этот поступок нарушает волю Творца, а потому, что причиняет страдания людям. Такая путаница и невозможность отделить истинное зло от мнимого, и, соответственно, постичь тайну страдания, вынудила Будду придти к провозглашению злом всякого страдания вообще, хотя польза от страданий является очевидным фактом. Многие люди свидетельствуют, что пережитые ими испытания, болезни, беды и прочие страдания сделали их лучше, добрее, мудрее, человечнее.

Бог как личность

К сожалению, такой проповеди не слышал сам Будда. Учение о Боге как о личности было ему совершенно неведомо. С этим связан и тот аргумент из разговора с Анандапиндикой, где от лица Будды утверждается, что Совершенное не создало нас, ибо то, что совершенно, не может быть причиной, так как через это оно претерпит изменение и перестанет быть совершенным. Весь этот аргумент выведен из отношения к Божеству как к безличному абсолюту, и только в таком контексте аргумент может хоть как-то существовать. Знание о Боге как о Личности выбивает из под него всякую основу.

Если мы представим, что есть человек, который ничего не писал, а затем написал первую книгу, и она стала гениальной, завоевав признание во всем мире, то неужели, написав эту книгу, автор стал тем самым менее совершенным? Напротив, через акт создания книги и проявилась степень его гениальности и совершенства. Подобный образом и Бог, по Своей любви сотворив мир, всего лишь сделал явной для сотворенных ту возможность, которую изначально имел в Себе, не умалив и не увеличив, а проявив тем самым Свое изначальное всесовершенство.

Мир и человек

Начав с желания освободить человека от страданий, буддизм провозгласил такой принцип освобождения, который, будучи доведен до логического предела, открыл, что, собственно, и освобождать-то некого. Буддизм вынужден провозглашать, что нет Бога, нет мира, нет человека, поскольку это учение приобретает смысл только если лишает смысла все остальное. Если же предположить, что хотя бы что-то из перечисленного существует, то буддистское учение лишается смысла ^14 .

Существование Бога придает смысл и миру и человеку. Бог создал разумных существ для того, чтобы поделиться с ними Своей любовью и блаженством. Но разделить любовь можно только с тем, кто сам любит, а к любви нельзя принудить. Поэтому Бог подарил людям свободу, чтобы они могли сделать выбор. И смысл земной жизни человека – определиться, к чему склоняется его сердце, любит ли он Бога и ближнего больше, чем себя, или, подобно сатане, встает на разрушительный путь самолюбия, эгоизма.

Происхождение зла и страданий

И христианство и буддизм признают, что настоящее состояние нашего мира и нас самих ненормально. Страдания, болезни, смерть, зло – все это ненормально и нуждается в исправлении. Однако буддизм не может объяснить причины появления этой ненормальности. Идеи реинкарнации и кармы не отвечают на этот вопрос, а лишь отвлекают от него внимание. Опираясь на них, можно сказать, что данный конкретный человек страдает за то зло, которое будто бы совершил в прошлой жизни, но эти идеи бессильны, когда встает вопрос о том, откуда возникло само зло в мире.

Будда сообщил своим последователям, что страдания порождаются желаниями и привязанностями человека, но не объяснил, откуда произошло такое положение вещей, что привязанности человека порождают страдание.

А христианство знает и прямо говорит о причинах появления в мире всех этих ненормальностей.

Бог создал мир совершенным и дал людям свободу. К сожалению, первая пара людей злоупотребила своей свободой и нарушила волю Божию, то есть, совершила грех. Этот грех отсек первых людей и их потомков, которыми являемся все мы, от Бога – вечного и единственного истинного блага, а отсечение от блага породило разнообразные страдания человеческой жизни, в том числе и те, которые так поразили молодого принца Гаутаму – болезни, старость, смерть.

Поскольку страдания и вообще искаженность состояния человека происходят из сферы его личных отношений с Богом, то избавление от страданий связано с этой же сферой. И, поскольку причина появления греха и страдания универсальна, то столь же универсальным должно быть исцеление человечества от греха и страдания. Это исцеление – Иисус Христос.

Подвижничество

И Православие и буддизм – религии подвижнические. И там и там существует древняя и развитая монашеская традиция, хранящая вероучение и религиозную практику, на которую в свою меру равняются миряне.

Это неудивительно, поскольку гордыня и не входит в перечень того, от чего должен освобождаться буддист. Не признавая Бога, буддисты считают злом только то, что причиняет страдания человеку. Но тайная гордыня, не проявляемая внешне высокомерным поведением, другим людям не вредит. Христианин понимает, что гордыня есть грех против Бога, но буддист, не верящий в Бога, даже не может понять характер этой страсти, не может заметить, как порабощен ею, а если и заметит, – не имеет средств избавиться от нее.

Потому что единственное лекарство от гордыни – это смирение перед Богом.

Внешние люди часто не понимают смирения, считают его унизительным, потому как полагают, будто оно заключается в том, чтобы думать о себе ниже, чем ты есть. В действительности же смирение – это путь видеть себя таким, каков ты есть на самом деле, освободившись от всей лжи и всех фантазий, которыми дурманит нам голову гордыня. Смириться – это значит перестать лгать себе и другим о самом себе, и довериться Богу больше, чем себе.

Смиренный человек осознает, что ничего своего не имеет и ничего не может без помощи Божией, все свои заслуги относит не к себе, а к Богу, ибо Его силой мы действуем и по вразумлению от Него понимаем, как сделать добро. Смиренный человек ни к кому не имеет злобы, поскольку во всяком обидчике видит орудие промысла Божия. Он осознает, что все скорби и неприятности имеют причиной его собственные грехи и посланы для его исправления, поэтому принимает их с благодарностью, как горькое, но спасительное лекарство, данное любящим Отцом. Он исповедует свои грехи и просит у Бога прощения и помощи в борьбе с пороком.

Смиренный человек предает себя всецело воле Божией, благодаря чему избавляется от всякого страха и беспокойства. Поскольку он считает себя ниже всех, его невозможно унизить, а поскольку он ничем земным не гордится и ни к чему не привязывается, его невозможно запугать, а значит, им невозможно манипулировать. Принимая всякую скорбь как заслуженную, он никогда не оказывается растерян и выбит из седла. При этом, чем больше он смиряет себя, тем больше его возвышает Бог. Как гордость низвергла диавола с неба в преисподнюю, так смирение возносит человека с земли на небо и делает его подобным Богу.

Сравнивая аскетические руководства двух религий, можно сделать вывод, что если христианская аскеза основана на смирении, то буддистская – на гордыне.

Заключение

По словам святого Александра, в буддизме «проявляется наивысшее самолюбие, отрицающее Истинного Бога и желающее стать богом, уничтожив свое существование. Однако это эгоистичное стремление заканчивается бессмысленно – погружением в полнейшее равнодушие ко всем существам, без ненависти к одним и без любви к другим, к полному безразличию, где нет ни представления, ни непредставления. А таковых Господь извергнет из уст Своих (см. Откр.3:16 ).

Буддист спасается один, и вообще, по буддизму, спасение человека совершается силами самого же человека. Не есть ли это величайшее самомнение, самонадеянность и самолюбие?

“Буддизм можно признать одной из высших естественных языческих религий в силу её стремлений познать существо своего духа, при уничтожении плотских страстей и неотразимых впечатлений греховного мира. Борьба Будды и умерщвление плоти привели его к результатам для него же самого неожиданным: через углубление в себя он будто познал существо и свойство духа в том виде, в каком он вложен в его естественную природу Самим Творцом. То есть, он увидел свойства жизни высшего бытия, силу любви ко всему и сочувствия в страдании. Только это самосозерцание погубило Будду, ибо, рассматривая себя и дух свой, он отвратил взор свой от Создателя и Бога, а затем лишился всякого представления о Нём”.

Священномученик Александр (Миропольский)

Андроник (Никольский). Пишу от избытка скорбящего сердца. М., 2007. С. 40.

Источник: Чем православие отличается от буддизма? / Диакон Георгий Максимов. – Москва : Православное Миссионерское Общество имени прп. Серапиона Кожеозерского, 2012. - 40 с.

Буддизм — это знаменитая религия индусов, которая распространилась сегодня по территории всего мира. Она насчитывает более миллиона последователей, а исторический ареал ее сосредоточен в Азии. Сегодня, благодаря глобализации, в России также достаточно много последователей.

Как христианам реагировать на последователей данного течения и каково отношение православия к буддизму? Понять это можно только после глубокого изучения, что за религия это и каковы основные различия между ней и православием.

Что это за религия


Будда, до начала своей духовной жизни, был принцем и наследником царства, но, по мере знакомства с несчастными и больными людьми, он ужасался человеческой жизни и вскоре отказался от наследства. Гаутама сбежал и стал отшельником. Используя различные духовный практики, в частности медитацию, Гаутама вскоре достиг состояния пробуждения.

Это, по мнению его адептов, означает мистическое озарение, которое приводит человека к гармонии с собой и окружающим миром. Вскоре после своего пробуждения, Будда начал проповедовать и распространять свое учение. Вплоть до самой смерти в возрасте 80 лет он активно набирал учеников и учил их духовным практикам.

Настоящее его учение переросло в религиозную практику, в более современном понимании, зародился на территории современной Индии, но не как ветвь индуизма, а как отдельное религиозное течение.

Оно имеет существенные отличия от религии индусов:

В данном течении есть своеобразное ядро, вокруг которого вертится все — это личный духовный опыт, которым последователи все измеряют.


Основополагающими истинами выступают учения:

  • о карме;
  • о принципе без сущности, т.е. анти-души;
  • о мгновенности;
  • космология.

Таким образом, буддизм — это совокупность непонятных практик, целью которых является духовное созерцание и стремление к всеобщей гармонии.

Отличие от православия

Самым главным различием, и основополагающим, является представление о начале мира. Если православие верит, что есть Творец всего сущего и Он Есть Бог, и эта истина является основой всей веры, то буддизм отрицает наличие любого бога.


Основой учения считаются различные учения об устройстве Вселенной, в то время как православие опирается на догмы и традиции. Христианство можно рассмотреть, как пирамиду:

  1. Верхушка — могущественный Бог.
  2. Бока — это священство, которые образуют тесную связь между верхушкой и основанием. Основание — это люди, созданные по образу и подобию Божьему.

Буддизм же можно сравнить с множеством точек, каждая из которых — отдельный человек. Будда выступает родоначальником течения, но каждый, кто достигнет такого же просвещения, займет позицию, равную его. Первопричиной мира они рассматривают безликую сущность, которой безразличен созданный мир и все, кто в нем живет. Такую же безразличность адепты стремятся взрастить и в себе, именно поэтому они выглядят мирными и не воинственными, в отличие от христиан.

Но на самом деле, это не вселенская любовь, это вселенское безразличие. Также, можно выделить несколько основополагающих различий от православия:

  • Мир и человек — буддизм рассматривает страдание, как привязанность к вещам и христианство также. Но христиане избавляются от привязанностей, чтобы их единственной привязанностью стал Бог, а Будда высказывается о любом желание как о зле. Т.е. человек не должен желать вообще ничего. Христианство говорит, что любовь ко всем — это то, к чему каждый должен стремиться, а данное течение говорит, что необходимо стереть границу между любовью и ненавистью и стать безликим. Христианство четко говорит о существовании души человека, а буддизм говорит, что личность — это иллюзия.
  • Происхождение зла и страданий — обе религии сходятся в том положении, что современный мир искажен злом. Но буддизм, в отличии от православия не объясняет происхождение зла, он лишь отвлекает внимание от него вопросами реинкарнации и кармы.
  • Подвижничество — обе религии подвижнические, с древней монашеской традицией. Но монахи-буддисты говорят и учат о том, что нельзя полагаться на кого-либо, лишь на себя. И только человек оказать себе помощь, в то время как православные иноки учат о необходимости полагаться на Господа Бога и в Нем искать силы.

Буддизм насквозь пропитан гордостью, в то время как православие говорит о гордости как о грехе и препятствии, призывая смириться пред Господом.

Безобидные учения о карме и реинкарнации лишь отвлекают внимание от бессмысленности самого течения, основы которого противоречат всем основам православия. Учение отрицает и нивелирует понимание Господа как Творца. Помимо существенной разницы в главных истинах, буддизм по своей сути является лишь ересью.


Отношение православия

Любая политеистическая религия является язычеством с точки зрения христианства, а буддизм как раз такой религией и является. Так что по сути, отношение православного христианина к подобным практикам должна быть однозначной — как к любой ереси.

Если рассмотреть подробно течение — мантры, йога, махаяны, ваджраяны — все это многочисленные духовные школы, которые поклоняются различным духам и божествам. Отношение Господа к язычеству можно прочитать в Ветхом Завете, где израильский народ вырезал все языческие народы так, чтобы не оставалось никого живого, поскольку язычество могло быстро распространиться вновь.

Важно! Православные люди должны понимать, что буддизм проповедует идею человекобожества, что конкретно противоречит христианским убеждениям и истинам.

Буддизм — это религия, в основе которой лежит человек, а не Бог, поэтому она является Богопротивной и следовать ей категорически нельзя. Наполненный языческими богами, гордостью, духами и бесами, буддизм является ересью и язычеством.

Читайте также: