Отечественные теории личности кратко

Обновлено: 07.07.2024

Личность – феномен общественного развития, конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием.

Личность – индивид, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Личность – это определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в совместной деятельности и общении (А.Н. Леонтьев).

Личность формируется только благодаря жизни в обществе. Человек становится личностью, когда система его мотивов оказывается в соответствии с требованиями общества.

Структура личности по К.К. Платонову

К. К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции.

В этой системе автор выделяет четыре подструктуры личности.

1. Подструктура направленности и отношений личности, которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания. Поэтому она может быть названа социально обусловленной. Она включает желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение.

3. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов или функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. К. К. Платонов намеренно устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая тем самым силу биологической и генетической обусловленности психических процессов и функций. В наибольшей мере это характерно для памяти, поскольку психическая память развивалась на основе физиологической и генетической памяти, а без нее не могли бы существовать другие психические процессы и функции.

Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнения, а изучается данная подструктура в основном на индивидуально-психологическом уровне.

Подходы к изучению личности:

В отечественной психологии:

1. Биологизаторский (И.П. Павлов)

2. Социологизаторский (В. Штерн).

По отдельности эти подходы не могут объяснить всю феноменологию личности, поэтому в науке они сочетаются (К.К. Платонов – представитель биосоциального подхода).

В зарубежной психологии:

Психоанализ, бихевиоризм, гуманистический подход, когнитивный подход.

Основные отечественные и зарубежные теории личности

Существует множество теорий личности: психоанализ З.Фрейда, аналитическая психология К.Г.Юнга, индивидуальная психология А.Адлера, постфрейдистские теории Анны Фрейд, Мелани Кляйн, Доналда Винникотта, Хайнца Кохута, гештальт-терапия Фрица и Лауры Перлз, гуманистический психоанализ Карен Хорни, эпигенетическая теория Эрика Эриксона, психосоматика В.Райха, женские теории, психология сознания Уильяма Джеймса, радикальный бихевиоризм Бэрреса Фредерика Скиннера, теория личностных конструктов Джорджа Келли, когнитивная психология Аарона Бека, клиент-центрированная терапия Карла Роджерса, Эриха Фромма, гумканистическая теория Абрахама Маслоу, трансперсональная психология Станислава Грофа, межличностная теория психиатрии Гарри Стэка Салливана, психодинамика Курта Левина, социально-когнитивная теория Альберта Бандуры, теория социального когнитивного научения Джулиана Роттера, факторная теория черт Раймонда Кеттелла, факторная теория типов Ганса Айзенка, психология индивидуальности Гордона Оллпорта, экзистенциальная психология Ролло Мэя, когнитивно-аффективная теория личности Уолтера Мишела и т.д.

1. Психоаналитическая концепция З.Фрейда. Структура личнос­ти включает в себя 3 составляющие: Оно (ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго).

ОНО — руководствуется принципами удовольствия и проявля­ется в неосознаваемых желаниях и влечениях, которые проявляются в бессознательных импульсах и желаниях.

Я — разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Бессознательные импульсы Оно Я приводит в соответствии с принци­пом реальности.

Сверх-Я — основана на принципе реальности и представлено социальными нормами, определяющими поведение личности.

Основные противоречия происходят между Сверх-Я и Оно, кото­рые разрешает и регулирует Я . Если оно не может их разрешить, возникает внутриличностный конфликт.

Фрейд в своей теории раскрывает природу внутриличностных конфликтов и механизмы защиты от них (проекция, сублимация, ра­ционализация, вытеснение, регрессия).

2. Теория комплекса неполноценности А.Адлера.

По Адлеру у человека уже в первые 5 лет жизни формируется комплекс неполноценности. Он вызывает активность личности. Ак­тивность проявляется в виде развитого социального чувства (поиск интересной работы, друзей) или в виде неразвитого социального чувства (преступности, алкоголизма, наркомании). Эти формы спо­собствуют компенсации комплекса неполноценности. Комплекс непол­ноценности компенсируется и стимуляцией собственных способнос­тей, имеющий 3 формы проявления: 1)адекватная компенсация (сов­падение превосходства с социальными интересами (спорт, музыка);

2) сверхкомпенсация (гиперразвитие эгоистической способности (накопительство, ловкачество) и 3) мнимая компенсация (уход в болезнь).

3. Типология личности К. Юнга. Он выделяет два типа личнос­ти: экстравертов (он ориентирован на внешний мир) и интровертов (оринтированных на мир собственных переживаний).

4. Теория личности Э.Фромма. Личность имеет двойственную, дихотомическую природу. Поэтому источником ее конфликтов являют­ся такие проблемы, как проблемы жизни и смерти, ограниченность человеческой жизни, проблемой громадных возможностей человека и ограниченностью возможностей их реализации.

5. Теория психосоциального развития (эпигенетическая теория) Э.Эриксона. Он выдвинул и обосновал идею стадий психосоциального развития личности. На каждой стадии существуют свои критические отметки. И если их личность проходит благоприятно, то развитие личности продолжает­ся гармоническое и наоборот.

6. К.К. Платоновпонимал под личностью биосоциальную струк­туру, имеющую следующие составные части: 1)направленность, 2) опыт, 3) индивидуальные особенности отражения; 4) темперамент.

7. Концепция личности И.П.Павлова. Психического как самос­тоятельного явления в природе не существует и все психические явления можно объяснить с помощью биологических (физиологических понятий (биологизаторская концепция личности).

8. Концепция В.Штерна. Психическое развитие личности в краткой форме воспроизводит основные ступени исторического раз­вития общества (социологизаторская концепция личности).

9. Концепция личности К.Хорни. Человеком управляют две тенден­ции — стремление к безопасности и стремление к удовлетворению своих желаний. Эти стремления часто ведут к столкновению. Су­ществует 3 стратегии их преодоления: 1)стремление к людям;

2)стремление отдалиться от них; 3) стремление действовать против людей (агрессия) (это пути здорового человека) и 4) невротичес­кая покорность (больного).

10. Теория А.Маслоу. В основе развития личности лежит безусловное природное стремление к самоактуализации, что выражается как попытка актуализовать внутренние потенциалы и попытка удовлетворить потребности, отвечающие за физическое и психологическое выживание организма. Тенденция к актуализации обеспечивает улучшение жизни (и называется мотивацией роста), тогда как тенденция к выживанию обеспечивает лишь ее поддержание (и называется мотивацией депривации).

С тенденцией к выживанию соотносятся физиологические потребности (вода, пища и т.д.), потребности в безопасности (избегание боли), потребности в принадлежности и любви (близость, принадлежность к группе, идентификация) и потребность в уважении (одобрение самого себя и одобрение со стороны окружающих). Каждая из этих потребностей становится важной лишь тогда, когда удовлетворены все нижележащие. Когда удовлетворены все потребности, связанные с выживанием, на первый план выходят потребности в актуализации, а именно: потребность в самоактуализации (акцент на особые способности) и потребность в когнитивном понимании (акцент на информационный голод и потребность в стимуляции).

11. Теория К.Роджерса.Каждый человек стремится к самоактуализации. Важную роль в тенденции к самоактуализации играют потребности в позитивном внимании к себе самому и "Я".Полноценно функционирующая личность с раннего возраста получала безусловное позитивное внимание. Поэтому у нее нет тенденции к защитному поведению. Ей свойственны открытость к переживаниям (эмоциональная глубина и рефлексивность), экзистенциальность образа жизни (гибкость, адаптивность, спонтанность, индуктивное мышление), организмическое доверие (интуитивность, уверенность), эмпирическая свобода (субъективное ощущение свободы воли) и креативность (склонность к продуцированию новых действенных мыслей, действий и объектов).

Дезадаптированная личность получала условное позитивное внимание, поэтому у нее сформировались условия ценности и неконгруэнтность между "Я" и потенциалами, тенденция к защитному поведению. Кроме того, такая личность живет в соответствии с составленным заранее планом, и пренебрегает собственным организмом, вместо того чтобы доверять ему, чувствует, что ею манипулируют и не дают поступать в соответствии с собственными желаниями, ведет себя не креативно, а конформно.

Вы здесь: Студенты Билеты Общая психология Основные теории личности в отечественной психологии.

Школа Павлова.

Учение об условных рефлексах – временная связь внешнего агента с деятельностью организма. Безусловные рефлексы осуществляются при любых условиях. Сигнальные системы. 1-я сигнальная система – раздражение на внешних рецепторах и на больших полушариях, общая у людей и животных; 2-ю сигнальную систему составляет слово.

Законы ВНД: закон иррациации, закон концентрации. Исследовал экспериментальные неврозы. Орбели Л.Д. учение о 2-й сигнальной системе, проблема труда и вдохновения. Анохин П.К. теория функциональных систем, универсальная модель мозга (афферентный синтез), биология и нейрофизиология условного рефлекса. Ломов Б.Ф. специальные разработки инстинктивной психологии, психология труда, психофизика, мат. психология. Давыдов В.В. явление интериоризации.

Школа Теплова, Небылицына.

Основные свойства и системы по Павлову и Небылицину. Бланковые методы диагностики основных свойств нервной системы и их психологические особенности.

  • Сила нервных процессов – раздражительного и тормозного.
  • Равновесие этих процессов.
  • Их подвижность.
  • Высочайшая пластичность.

В окружающей среде оказываются необычные, чрезвычайные события, раздражения большой силы, причем, естественно, нередко возникает надобность подавлять, задерживать эффекты этих раздражений по требованию других, так же или еще более могучих внешних условий. И нервные клетки должны выносить эти чрезвычайные напряжения своей деятельности. Отсюда же вытекает и важность равновесия, равенства силы обоих нервных процессов. Оба процесса должны, так сказать, поспевать за колебаниями окружающей среды, т.е. должны обладать высокой подвижностью, способностью быстро, по требованию внешних условий, уступать место, давать преимущество одному раздражению перед другим, раздражению перед торможением и обратно.

Школа Леонтьева.

Работает по проблеме деятельности. Эта теория получила наибольшее распространение в отечественной психологии. Среди исследователей, внесших наибольший вклад в ее развитие, следует назвать прежде всего С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, К. А. Абульханову-Славскую и А. В. Брушлинского. Данная теория имеет ряд общих черт с поведенческой теорией личности, особенно с ее социально-наученческим направлением, а также с гуманистической и когнитивной теориями.

В этом подходе отрицается биологическое и тем более психологическое наследование личностных свойств. Главным источником развития личности, согласно этой теории, является деятельность. Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействий субъекта (активного человека) с миром (с обществом), в процессе которых и формируются свойства личности (Леонтьев А. Н., 1975). Сформированная личность (внутреннее) в дальнейшем становится опосредствующим звеном, через которое внешнее оказывает влияние на человека (Рубинштейн С. Л., 1997).

Принципиальное отличие деятельностной теории от поведенческой заключается в том, что средством научения здесь выступает не рефлекс, а особый механизм интериоризации, благодаря которому происходит усвоение общественно-исторического опыта. Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъектность.

Предметность — это характеристика, которая присуща только человеческой деятельности и проявляется прежде всего в понятиях языка, социальных ролях, ценностях. В отличие от А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейн и его последователи подчеркивают, что деятельность личности (и сама личность) понимается не как особая разновидность психической активности, а как реальная, объективно наблюдаемая практическая (а не символическая), творческая, самостоятельная деятельность конкретного человека (Абульханова-Славская К. А., 1980; Брушлинский А. В., 1994).

Субъектность означает, что человек сам является носителем своей активности, собственным источником преобразования внешнего мира, действительности. Субъектность выражается в намерениях, потребностях, мотивах, установках, отношениях, целях, определяющих направленность и избирательность деятельности, в личностном смысле, т. е. значении деятельности для самого человека.

По мнению представителей данного подхода, в личности основное место занимает сознание, причем структуры сознания не даны человеку изначально, а формируются в раннем детстве в процессе общения и деятельности. Бессознательное имеет место только в случае автоматизированных операций.

В рамках деятельностного подхода в качестве элементов личности выступают отдельные свойства, или черты личности; принято считать, что свойства личности образуются в результате деятельности, которая осуществляется всегда в конкретном общественно-историческом контексте - ЛеонтьевА. Н., 1975). В этой связи свойства личности рассматриваются как социально (нормативно) детерминированные. Например, настойчивость формируется в таких видах деятельности, где субъект проявляет самостоятельность, независимость. Настойчивый человек действует смело, активно, отстаивает свои права на самостоятельность и требует от окружающих признания этого. Список свойств личности фактически безграничен и задается многообразием видов деятельности, в которые включен человек как субъект (Абульханова-Славская К. А., 1980).

В деятельностном подходе наиболее популярной является четырехкомпонентная модель личности, которая в качестве основных структурных блоков включает в себя направленность, способности, характер и самоконтроль.

Направленность — это система устойчивых предпочтений и мотивов (интересов, идеалов, установок) личности, задающая главные тенденции поведения личности. Человек с ярко выраженной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью

Способности — индивидуально-психологические свойства, которые обеспечивают успешность деятельности. Выделяют общие и специальные (музыкальные, математические и т. д.) способности. Способности между собой взаимосвязаны.

Характер — совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека. К моральным свойствам относятся чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность

Самоконтроль — это совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя. Данный блок надстраивается над всеми остальными блоками и осуществляет над ними контроль: усиление или ослабление деятельности, коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование деятельности и т. д. (Ковалев А. Г., 1965).

Таким образом, в рамках деятельностного подхода личность — это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности — это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистенционально-бытийных целостных свойств личности.

Школа Лурия, школа нейропсихологии.

Роль речи в развитии произвольных психических процессов.

Согласно теории Лурия, мозг является высокодифференцированной системой, части которой отвечают за различные аспекты целого: отдельные области коры головного мозга взаимодействуют друг с другом, чтобы произвести мысли и действия самого разного рода. Лурия допустил, что в мозге содержится три основные блока:

Грузинская школа. Узнадзе.

Узнадзе, теория установки, основатель тбилисского университета. Концепция личности Узнадзе строится на понятии (установки", которую он считал гл. психологическим образованием. Установка считается основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность. Однако сущность личности не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Характерной особенностью личности является осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Высшие потребности – интеллект., моральные и эстетические – соответствуют Я-концепции человека Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и является определенной формой антиципации.

В зависимости от способности человека к объективации Узнадзе описывает три типа личностей:

  1. динамический – личность, имеющая развитую способность к объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении объективированных целей;
  2. статичный – личность, проявляющая гиперобъективацию, которая состоит в постоянной задержке импульсов своих установок и выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе значит, волевых усилий;
  3. вариабельный – личность, обладающая достаточной легкостью объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее реализации.

Одной из важнейших характеристик личности в Теории установки является ответственность, благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответствующей основной, закрепленной в процессе жизни установке личности Период подготовки цели делится на две ступени:

  1. выбор, который признается интеллектуальным актом и осуществляется на основе личностных ценностей поведения для данного субъекта ;
  2. мотивация, признаваемая волютивным процессом. Волевое поведение – это способность личности подчинить свою активность не только личностным ценностям, но и объективной необходимости.

Ананьев Б. Г. (1907-1972) - российский психолог.

Структура человека как индивида, личности и субъекта деятельности. Характеристики человека как индивида. Имеются основания для выделения 2-х основных классов индивидных свойств: возрастно-половых и индивидуально-типических. В первый входят возрастные свойства и половой диморфизм. Во второй входят конституциональные особенности; нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Все эти свойства являются первичными и существуют на всех уровнях включая клеточный и молекулярный. Взаимодействие возрастно-половых и индивидуально-типических свойств определяет динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей - эти свойства можно назвать вторичными. Высшая интеграция всех этих свойств представлена в темпераменте, с одной стороны, и задатков с др. Характеристики человека как L. Исходным моментом структурно-динамических свойств L является ее статус в обществе. На основе статуса и в постоянной взаимосвязи с ним строятся системы общественных функций ролей и целей и ценностных ориентаций. Статус роли и ценностные ориентации образуют первичный класс личностных свойств, интегрируемых определенной структурой L. Эти личностные характеристики определяют особенности мотивации поведения, структуру общественного поведения составляя 2-ой ряд личностных свойств. Высшим интегрированным эффектом взаимодействия первичных и вторичных личностных свойств является характер человека с одной стороны и способности с др.

Основные характеристики человека как субъекта деятельности. Исходными характеристиками являются: сознание и деятельность. Как субъект теоретической. деятельности человек характеризуется знаниями и умениями. Высшей интеграцией субъектных свойств является творчество, а наиболее общественными эффектами - способности и талант.

Теории личности в российской науке включают деятельностный подход, учение Выготского, Божович, гуманистическую теорию, психоаналитическое направление и топологическую психологию.

Задачи теорий личности

В рамках отечественных исследований в сфере психологической науки главное значение в объяснении личности принадлежит деятельностному подходу. Его основой выступает подтип предметной деятельности, разработанный Карлом Марксом.

В качестве принципа, который объясняет психические процессы, категорию деятельность используют в процессе анализа различных областей психической действительности. В рамках конкретной деятельности индивида, включая ее порождение, объективное выражение нашли не только психические явления и субъективное сознание индивида, но и общественное сознание.

Самые известные концепции личности в отечественной психологии включают научные изыскания сторонников учений Выготского Л. (в частности, Божович Л. и Леонтьева А.).

Деятельностная теория личности Л. Божович

Теория Божович Л. охватила период личностного формирования, начинающийся с раннего детства и заканчивающийся на юношеском этапе. Для описания личности автор концепции использовал понятия, характеризующие внутренние аспекты и особенности индивида.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, по деятельностному аспекту описываемой концепции составляющими личности выступают некоторые личностные характеристики или свойства. Сторонники теории полагали, что образование свойств личности происходит вследствие деятельности, которая осуществляется всегда в социально-историческом контексте. По этой причине личностные черты рассматривали как социально-детерминированные (нормативные) элементы. Так, например, выработка настойчивости происходит в видах деятельности, в которых индивид способен проявлять независимость.

Другие отечественные теории личности

Одной из теорий личности является гуманистическое направление, которое в случае поверхностного рассмотрения, может казаться противоположным психоаналитической теории. Тем не менее, оно отличается от подхода, в основе которого лежит психоаналитическое ученье тем, что в качестве главного фактора личностной активности считала стремление к будущему и максимальную самореализацию.

Сторонники данной концепции считали человеческую природу по сути хорошей или нейтральной. Субъект имеет свободу в выборе решений. По этой причине он несет ответственность за них. Также человек — это существо, которое обладает активностью и ориентирован на перспективные цели, способен двигаться к ним. Главная движущая сила личностного функционирования последователями учения рассматривалась как стремление к самоактуализации (потребность человека реализовать свой врожденный потенциал).

Сторонник этой концепции К. Левин не видел в потребности предопределенности биологического характера. Это отличало теорию от мнений сторонников психоаналитического направления. Мотивация обусловлена не через врожденные свойства индивида, а взаимосогласованные действия с полем, характеризующимся наличием нескольких объектов (притягательны по-разному).

Основные современные концепции личности в отечественной психологии включают 2 наиболее известные теории (кроме теории научения), которые разработаны Э. Берном и К. Платоновым.

Сущность теории Платонова состоит в исследовании личности как структуры. Она включает:

  • Опыт,
  • Направленность,
  • Особенности психических функций,
  • Биопсихические свойства.

Данные элементы при взаимодействии характеризуют человеческое поведение. Э. Берн имел убеждение, что человек в одно время способен объединять в себе несколько типов поведенческого реагирования. Каждый из них включен вследствие воздействия соответствующих условий.

Берном была разработана теория трансакционного анализа. Трансакция здесь представляла собой единицу общения, которая включает побудителя и реакции. Несколько трансакций проистекают в определенной последовательности (не случайной, запланированной социумом) друг за другом.

Дополнительные готовые курсовые на темы:

Введение

В традициях отечественной психологии личность — это совокупность отношений к миру данного конкретного субъекта (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, В.С. Мерлин, К.К. Платонов и др.) Единственным воплощенным выражением отношения может быть только активность личности, реализуемая в ее деятельности.

Как L. Hjell и D. Зиглер отмечает, что краеугольные камни теории личности коренятся в основных представлениях их авторов о человеческой природе.

Цель данной статьи — рассмотреть основные принципы и положения некоторых психологических теорий личности. Эта цель достигается путем решения следующих задач:

Исходя из литературных данных, можно сделать вывод, что сегодня в отечественной психологии широко распространена концепция человека как индивида, личности и субъекта деятельности, но нет более или менее общепринятой концепции личности. Давайте по очереди рассмотрим концепции личности некоторых авторов.

Концепция личности А.Ф. Лазурского

Важность этой концепции заключается в том, что впервые было высказано положение о личностных отношениях, которые составляют ядро личности. Его особое значение заключается также в том, что идея отношений личности стала отправной точкой для многих российских психологов, особенно для представителей ленинградско-петербургской школы.

Взгляды А.Ф. Лазурского на природу и структуру личности сформировались под непосредственным влиянием идей В.М. Бехтерева во время работы под его руководством в Психоневрологическом институте.

По мнению А.Ф. Лазурского, основной задачей личности является адаптация (приспособление) к среде, понимаемой в самом широком смысле (природа, вещи, люди, человеческие отношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные ценности и т.д.). Мера (степень) активности адаптации личности к среде может быть различной, что отражается в трех психических уровнях — низшем, среднем и высшем. Фактически, эти уровни отражают процесс психического развития человека.

По мнению А.Ф. Лазурского, личность — это единство человека. Ф. Лазурского представляет собой единство двух психологических механизмов. Во-первых, это эндопсихика — внутренний механизм психики человека. Эндопсихика проявляется в основных психических функциях, таких как внимание, память, воображение, рассуждения, сила воли, эмоциональность, импульсивность, то есть в темпераменте, умственных способностях и, наконец, в характере. Согласно A. F. Лазурный, эндокриты в основном врожденные.

Другим существенным аспектом личности является экзопсихика, содержание которой определяется отношением индивида к внешним объектам, окружающей среде. Экзопсихические проявления всегда отражают внешние, окружающие человека условия. Эти две части взаимосвязаны и влияют друг на друга. Например, хорошо развитое воображение и способность к творчеству, высокая чувствительность и возбудимость — все это предполагает способность к занятиям искусством. То же самое относится и к экзокомплексу признаков, когда внешние условия жизни диктуют, так сказать, соответствующее поведение.

Процесс адаптации личности может быть более или менее успешным. А.Ф. Лазурский в связи с этим принципом выделяет три психологических уровня.

Низший уровень характеризуется максимальным влиянием внешней среды на психику человека. Окружение как бы подчиняет такого человека себе, не учитывая его особенностей. Таким образом, существует противоречие между способностями человека и приобретенными профессиональными навыками. Средняя стадия предполагает большую способность адаптироваться к окружающей среде, найти свое место в ней. Люди, которые более сознательны, обладают большей работоспособностью и инициативностью, выбирают профессии, соответствующие их наклонностям и талантам. На высшей стадии психического развития процесс адаптации осложняется тем, что значительное напряжение, интенсивность психической жизни, заставляет не только приспосабливаться к окружающей среде, но и создает желание изменить ее, модифицировать в соответствии с собственными желаниями и потребностями. Другими словами, здесь мы больше сталкиваемся с процессом творения.

Таким образом, нижний уровень дает людей, которые неадекватно или плохо адаптированы, средний уровень — людей, которые адаптированы, а высший уровень — людей, которые адаптированы.

На высшем психическом уровне экзопсихика достигает наивысшего уровня развития благодаря духовному богатству, сознательности, координации психического опыта, в то время как эндопсихика образует его естественный субстрат. Поэтому классификация производится по экзопсихическим категориям, точнее, по основным универсальным идеалам и их характерным разновидностям. Наиболее важными среди них, по мнению А.Ф. Лазурского, являются: альтруизм, знание, красота, религия, общество, внешняя активность, система и власть.

Взгляды С.Л. Рубинштейна на структуру личности

Первое, на что прямо указывает С.Л. Рубинштейн при характеристике личности, — это зависимость психических процессов от личности. По мнению автора, этот принцип выражается, во-первых, в индивидуальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т.е. личностных особенностей, разные способы восприятия, памяти, внимания, стили психической деятельности.

Во-вторых, личностная зависимость психических процессов выражается в том, что ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит и осуществляет свое развитие каждая личность, приводит не только к изменению жизненных установок, интересов, ценностных ориентаций, но и к изменению чувств, волевой жизни. Изменения личности в ходе ее развития приводят к изменениям в психических процессах (когнитивных, аффективных, волевых).

В-третьих, зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются самостоятельно развивающимися процессами, а становятся сознательно регулируемыми операциями, т.е. психические процессы становятся психическими функциями личности. Таким образом, внимание в его специфически человеческой форме оказывается произвольным, а мышление — набором операций, сознательно контролируемых человеком для решения задач. Исходя из этого контекста, вся психология человека — это психология личности.

Итак, для понимания психологии личности с точки зрения С.Л. Рубинштейна важными становятся следующие утверждения:

Выделив эти стороны психики личности, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что они взаимосвязаны и взаимозависимы, что в данной деятельности они сплетаются в единое целое. Направленность личности, ее установки, которые в однородных ситуациях порождают определенные действия, затем переходят в характер и закрепляются в нем в виде черт. Наличие интереса к определенной сфере деятельности стимулирует развитие способностей в этом направлении, а наличие способностей, обуславливающих успешную работу, стимулирует интерес к ней.

Способности и характер также тесно связаны между собой. Наличие способностей порождает в человеке уверенность в себе, силу и решительность или, наоборот, тщеславие и безрассудство. Точно так же черты характера вызывают развитие способностей, поскольку способности развиваются через их реализацию, а это, в свою очередь, зависит от черт характера — решительности, настойчивости и т.д. Таким образом, в реальной жизни все стороны, аспекты психического облика личности, сливаясь друг с другом, образуют неразрывное целое.

Концепция личности А.Н. Леонтьева

В конце 1970-х годов в дополнение к фокусу на структурном подходе к проблеме личности начала развиваться концепция системного подхода. В этом контексте особый интерес представляют идеи А.Н. Леонтьева.

Кратко охарактеризуем особенности леонтьевского понимания личности. По его мнению, личность — это психологическое образование особого типа, которое формируется в результате жизни человека в обществе. Соподчинение различных видов деятельности составляет основу личности, которая формируется в процессе социального развития (онтогенеза).

Все это позволяет А.Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности:

  • широта связей человека с миром (через его деятельность);
    • степень иерархизации этих связей, преобразованная в иерархию значимых мотивов (мотивы-цели);
    • Общая структура этих связей, или, точнее, мотивов-целей.

    Концепция личности А.В. Петровского

    Таким образом, в позиции представителей московской психологической школы есть два основных момента. Во-первых, личность и ее характеристики сопоставляются с уровнем социального проявления качеств и характеристик человека. Во-вторых, личность рассматривается как социальный продукт, который никак не связан с биологическими детерминантами, и поэтому можно сделать вывод, что социальное влияет на психическое развитие индивида в большей степени.

    Заключение

    Подводя итог, отметим следующие основные моменты.

    Каждое из имеющихся в научной литературе определений личности подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями. В отечественной психологии на смену структурному подходу к проблеме личности приходит концепция системного подхода; это произошло в конце 1970-х годов.

    Сравнение обобщенных взглядов отечественных и зарубежных психологов показывает некоторое сходство между ними в отношении личности.

    Таким образом, цель настоящей работы достигнута, задачи решены.

    Список литературы

    1. Абульханова-Славская К.А. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. Москва, 1989. 248 стр.
    2. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970. — 168 с.
    3. Кон И.С. Социология личности. — М., 1967, — 315 СТР.
    4. Лазурский А.Ф. Набросок науки о характере. М., 1995, — 247 С.
    5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 281 с.
    6. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб., 2000. — 592 с.
    7. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. — СПС, 2002 г. — 920 c.
    8. Мязишев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология отношений. Избранные психологические труды. М.- Воронеж, 1995. С. 39-67.
    9. общая психология : учебник для студентов образовательных учреждений. / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986. — 308 с.
    10. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. — 224 ч.
    11. психологическая наука в России в 20 веке: Проблемы теории и истории. М., 1997. — 576 с.
    12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. — 268 с.
    13. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997. — 720 с.
    14. Hjell L., ZieglerD. Теории личности. СПб., 1997. — 796 с.

    Помощь студентам в учёбе
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal

    Образовательный сайт для студентов и школьников

    © Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

    Читайте также: