Отечественная музыкальная культура 20 30 х годов хх века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Цыганский романс

С конца XVIII века хор цыган стал непременным атрибутом аристокра­тиче­ского праздника в России. Последние звезды цыганского романса в Российской империи — Варвара Панина и Анастасия Вяльцева, страстными поклонниками которых числились и Николай II, и Александр Блок, — застали наступление эры граммофонной записи. Их пластинки, напечатанные еще до революции, имели хождение на территории СССР, ценились и бережно хранились. Другой любимец последнего русского императора, Юрий Морфес­си, эмигрировал в Париж; его записи цыганских романсов, издававшиеся в Берлине, сотрудники дипслужб ввозили в страну тайком наряду с пластин­ками Вертинского.

Фокстрот и танго

Исаак Дунаевский

Александр Вертинский

Александр Вертинский прославился как певец еще до Октябрьской революции. В 1913 году вместе с сестрой Надеждой, примой опереточной труппы, он пере­ехал из родного Киева в Москву. юношу, тогда мечтавшего о лите­ра­турной карьере, захватила богемная круговерть столичного города. Вертин­ский выступал с юмористическими скетчами на театральной сцене, снимался статистом в киноателье Ханжонкова, сочинял стихи под влиянием Блока и Северянина и писал пародии на иностранные танго, но по большей части вел веселую жизнь повесы. Он был завсегдатаем московских кабаков, пивных и чайных, где развлекал приятелей исполнением своих песенок. Пережив смерть сестры, погибшей от передозировки кокаина, и побывав медбратом на фронте Первой мировой, Вертинский придумал прославивший его образ — Пьеро, печально описывающего в ариетках настроения и фантазии богемы Москвы и Петрограда, которая спасалась от мыслей о войнах и мировых революциях в синематографах, кафешантанах и кабаре.

Выступая в парижских ресторанах, наполненных бежавшей от революции русской аристократией и голливудскими звездами, певец стал звездой эми­грант­ской культуры и ее печальным голосом, тоскующим по потерянной родине. Он добился и мировой известности. Грампластинки с его романсами под аккомпанемент рояля выходили в Европе и США. Марлен Дитрих, с кото­рой певец познакомился в Париже, прочила ему голливудскую карьеру и даже — безуспешно — пыталась ее устроить.

Гражданин Вертинский
вертится. Спокойно
девочки танцуют
английский фокстрот.
Я не понимаю,
что это такое,
как это такое
за сердце берет?

Правовед и философ Николай Устрялов, который, как и Вертинский, вернулся из эмиграции в советскую Москву (но гораздо раньше — в , а в был расстрелян), записал в своем дневнике:

Всеобщую любовь к своим песням зафиксировал и сам Вертинский в письме к замминистра культуры Кафтанову:

Петр Лещенко

Закончив школу прапор­щиков в Кишиневе, он попал на фронт Первой миро­вой, а в августе очутился с контузией в госпитале. Пока он лежал на больничной койке, в Кишинев пришла советская власть, но продержалась там недолго. 27 марта Бессарабия присоединилась к Румынии, и Петр Лещенко, оставшийся на ее территории по семейным обстоятельствам, оказался по ту сторону советской границы.

Его певческая карьера началась в ресторанах Бухареста и Парижа, но взлет к славе произошел в Риге, где Лещенко познакомился с королем танго Оскаром Строком, ставшим автором его главных хитов, а также импресарио Казимиром Юношей, который уговорил певца записы­ваться для грампластинок — впослед­ствии он сделал множество записей в студиях Бухареста, Вены, Лондона и Риги. Популярность песен Лещенко позволила ему скопить небольшое состояние и открыть в Бухаресте в середине именной ресторан.

Все изменила война. В 1940 году Красная армия вошла в Кишинев и присоеди­нила Бессарабию к СССР. Жить русскому певцу в Румынии стало сложно, и Лещенко начал задумываться о переезде в Совет­ский Союз. В 1942 году он закрыл свой ресторан, но продолжил петь . На гастролях в оккупированной румынами и немцами Одессе он встретил новую любовь — юную Веру Белоусову, ради которой бросил семью и детей. Он перевез будущую жену и ее семью из Одессы в Бухарест. В , когда туда вошла Красная армия, румыны стали союзниками СССР, и в городе возро­дилась мода на все русское, Лещенко с женой стали гастролировать по стране с большим успехом. Жизнь начала налаживаться, пара задумывалась о детях — Лещенко было тогда сорок пять, а его жене — двадцать. Однако этим планам не суждено было сбыться: 26 марта 1951 года в антракте между отделениями концерта Петр Лещенко был арестован сотрудниками госбезопасности социа­листи­ческой Румынии. В июле 1952 года по обвинению в измене родине была задержана Вера; ее приговорили к смертной казни, которую заменили 25 года­ми тюрьмы. В ее освободили со снятием судимости. Она мечтала встре­титься с мужем, но не успела: в июле Петр Лещенко умер в тюремной больнице румынского города Тыргу-Окна. Место его захоронения неизвестно.

Леонид Утесов

Вадим Козин

Вадим Козин называл себя певцом в третьем поколении. Его отец был родом из семьи зажиточных волжских купцов, но женился на актрисе из цыганской семьи. Ребенком Вадим рос на цыганских романсах, которые пели бабушка и мама, и граммофонных пластинках Шаляпина, не подозревая, что в будущем ему самому предстоит стать звездой грамзаписи.

Поработав тапером в ленин­градских кинотеатрах, Козин попробовал себя в роли эстрадного певца, специа­ли­зировавшегося на старинных романсах и цыганских песнях, а в 1936 году оказался в Москве. Покорение столицы он начал с Зеленого театра в парке Горького, где его вскоре начали ставить исключительно в финал сборной программы как любимца публики. По воспо­минаниям певца, великий тенор Иван Козловский опасался петь романсы в одном концерте с ним, ограничи­ваясь только оперными ариями.

С конца Вадим Козин начал много записываться для пластинок: исполнял русские народные песни, старинные романсы и песни собственного сочинения, причем пел только лирику; его известность достигла всесоюзного масштаба. Пластинки Козина пользовались такой популярностью, что их в момент изъяли из продажи и поме­сти­­ли в обменный фонд. Шеллак, из которого делали грампластинки, считался стратегическим материалом, поэтому битые пластинки принимались на лом, а в качестве поощрения активности населения за пять разбитых давали одну целую — с песнями в исполнении Козина. Участвовал певец и в закрытых правитель­ственных концертах для Сталина и членов Политбюро, собиравших всех звезд того времени — от оперного тенора Сергея Лемешева и балерины Ольги Лепешинской до Леонида Утесова с его джаз-бандом. По воспомина­ниям Козина, вождь особенно любил псковские частушки: он сам их пел, а Козин аккомпанировал ему на рояле.

Клавдия Шульженко

Эстрадный дебют Шульженко состоялся в в Ленин­граде: певица отказалась от исполнения цыганских романсов и про­бовала новый репертуар, в котором соцреалистическая эстетика совмещалась с психоло­гизмом. Шульженко пела в Ленинградском мюзик-холле, которым руководил Дунаевский, а затем стала вокалисткой в джаз-ансамбле Якова Скоморов­ского — и с каждым выступлением ее известность в городе росла.

Слава во всесоюзном масштабе пришла к Шульженко после того, как осенью она стала лауреаткой I Всесоюзного конкурса артистов эстрады, в жюри кото­рого был Леонид Утесов. После этого певицу стали записы­вать для грам­пластинок в Москве и выпускать миллионными тиражами. У Шульженко, ставшей подлинно народной артисткой СССР, была уникальная манера испол­нения: она подавала каждую песню как мини-спектакль. В этом искусстве у нее была одна преданная поклонница и великая ученица — Алла Пугачева.

Советская песня в 1920-е годы. ФОРМИРОВАНИЕ СОВЕТСКОЙ МАССОВОЙ ПЕСНИ

Советский поэт Александр Безыменский

20-е годы являются периодом формирования советской массовой песни.

Советский композитор Сергей Кайдан-Дешкин

Советская песня в 1920-е годы. ТВОРЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ КОМПОЗИТОРОВ

Композиторы творческого объединения ПРОКОЛЛ

Студенты Московской консерватории — члены ПРОКОЛЛа. Первый ряд (слева направо): М. В. Коваль, Д. А. Рабинович, В. А. Белый, Д. Гачев; второй ряд: Ю. В. Келдыш, Л. Н. Лебединский, С. А. Крылова, Л. Н. Калтат; третий ряд: А. А. Давиденко, А. А. Соловцов, С. И. Корев, Н. Я. Выгодский, Б. С. Штейнпресс

В своем стремлении создать принципиально новое песенное искусство члены группы Проколл объявляли себя противниками всяческих проявлений мещанства и пошлости. Однако сочине­ния их зачастую отмечены скудостью мелодики и преобладанием конструктивного начала.

Не встретили понимания и поддержки в народе песни и хо­ры, представлявшие так называемый пролетарский стиль, кото­рый культивировала Российская ассоциация пролетарских музы­кантов. Эти выхолощенные, лишенные непосредственности и теплоты произведения славили некий абстрактный труд, остав­ляя за пределами своего внимания живые человеческие эмоции.

Советская песня в 1920-е годы. БЫТОВАЯ ПЕСЕННАЯ ЛИРИКА

Советский поэт Павел Герман

В конце 20-х годов песенный жанр испытывает явный кризис. В немалой степени этому способствовала недооценка песенного наследия и традиций прошлого, которая давала знать о себе в позициях РАПМа. Насаждавшиеся тогда догматические установки сильно тормозили естественное развитие музыкальной культуры. В числе других музыкальных жанров пострадала и песня.

Тем не менее взлет песенного искусства в 30-е годы был подготовлен лучшими образцами песенного наследия 20-х годов.

Источник: Иванова Л. И. Советская песня //
Отечественная музыкальная литература 1917—1985. М., 1996.

Процесс становления и развития профессиональной культуры нового типа в нашей стране принял сложные формы, с ним были сопряжены значительные трудности и противоречия. И все же невозможно отрицать, что на этом нуги удалось добиться определенных достижений, что даст возможность говорить о советской культуре как исторически сложившейся многонациональной общности. Речь идет о сложной, многоступенчатой системе, где можно обозначить, но крайней мере, три уровня: отдельную национальную культуру; культуру обширного региона, включающего группу наций; и, наконец, высшую ступень — культуру в масштабах всей страны. Следует выделить пять основных региональных объединений: Прибалтику (Эстония, Латвия, Литва); западный фланг Восточной Европы, включающий Украину, Белоруссию и Молдавию; Закавказье (Грузия, Армения, Азербайджан); Казахстан и республики Средней Азии (Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия); Российскую Федерацию, включающую помимо краев и областей также многочисленные автономные республики, которые группируются по обширным региональным объединениям: это Поволжье и Приуралье, Сибирь и Северный Кавказ. Ведущую роль в сложении этой многонациональной общности играла русская советская культура, не только развивавшаяся в ведших центрах Российской Федерации, но и оказавшая стимулирующее воздействие на становление и дальнейшее движение литературы и искусства многих народов СССР.

Неравномерность культурного развития народов явилась в определенной мере плодом русификаторской политики царизма, политики, которую не разделяли ни передовые деятели России, ни русский народ, испокон веков чуждый расовой и национальной нетерпимости. Исторически сложились и определенные формы межнационального общения народов обширной страны. Революция же открыла новые возможности для взаимодействия и взаимообогащения их художественного творчества, обмена духовными ценностями.
Сложность и противоречивость становления новой музыкальной культуры отчетливо обозначились уже с первых лет после Октябрьской революции. Они были обусловлены братоубийственной гражданской войной, спровоцированной большевистским режимом. Ожесточенная классовая борьба в городе, а особенно в деревне наложила неизгладимый отпечаток на развернувшееся в 20-е годы становление нового государственного и общественного строя. Введение новой экономической политики, интенсивная индустриализация страны — эти основополагающие мероприятия осуществлялись в условиях нехватки жизненно необходимого, тяжких лишений, вызванных голодом, хозяйственной разрухой. Не меньшими сложностями отмечен исторический процесс и в 30-е годы. Установление сталинской диктатуры, насильственная коллективизация деревни, массовые репрессии, затронувшие судьбы миллионов неповинных людей,- все это происходило в условиях обострения международной напряженности. Мир стоял перед новой войной - самой жестокой и разрушительной в истории человечества. Все это не могло не отразиться на духовном самосознании советского общества.
Отсвет грандиозных катаклизмов истории ощутим во всех делах и свершениях, быть может, самого напряженного и богатого потрясениями столетия, которое когда-либо переживало человечество. Драматизм истории сказаться и на движении музыки в нашей стране, на жизненных судьбах се крупнейших деятелей; он отразился и на содержании самого музыкального искусства, отмеченного явственными приметами времени.
Что же хотела новая власть от деятелей культуры, какое искусство было для нее приемлемым? Политика в сфере культуры, изложенная в официальных декларациях лидеров большевизма, поначалу сводилась к одному - открыть доступ народу к ценностям художественного творчества, сделать их достоянием масс людей. Нужно признать, что художественная интеллигенция в основном приняла эту установку, искренне поверив обещаниям власть имущих, и стремилась поднять духовную культуру народа до уровня высокого искусства.


Тридцатые годы ушедшего столетия ассоциируются в памяти современников с Великой депрессией – отголоском общемирового экономического кризиса, укреплением позиций Советского Союза на мировой политической арене и… музыкой того времени.

Сложная общемировая обстановка дала толчок к появлению так называемой рабочей политической песни – уоркес-сонгу, который, однако, не перерос в нечто более значимое. Как таковых же новых стилей этот период не принес: популярными остаются набравшие силу раньше блюз, джаз (оба этих стиля рождены тем уникальным смешением европейской и африканской культур, что характерно только для США) и кантри (а, вернее, его адаптивные версии). Однако в рамках этих стилей появляются новые направления, во многом оказавшие влияние на последующее развитие музыки – даже рок появился благодаря именно этим жанрам.

Подобный ривайвл наблюдался практически во всех странах, но самым значимым для тридцатых стал новоорлеанский – возвращение к истокам джаза, к его архаичным формам – регтайму, а также постепенное слияние блюзового и джазового стилей, приведшее к появлению в конце тридцатых – начале сороковых блюграсса.

Тогда же появился и свинг, хоть и считающийся сейчас многими самостоятельным музыкальным стилем, но являющийся все же одним из джазовых направлений – изначально он назывался "чикагский джаз".

Коммерциализация джаза привела к появлению (в том числе в СССР) множества оркестров-диксилендов, исполняющих на утеху публике свит-музыку – романтически-сентиментальную версию джаза. В Союзе наиболее популярным исполнителем песен этого стиля стал Леонид Утесов, снявшийся в самом первом в мировой истории клипе на одноименную песню "Пароход" (1939 год). А оркестр под его управлением, носивший название "Теа-джаз", гастролировал по стране с небывалым доселе в музыкальном советском мире успехом.

Популярными в тридцатые годы остаются романсы и эстрадные песни, исполнявшиеся в самых разных стилях, от танго и фокстротов до классических вальсов. Однако и на них наложили свой отпечаток те самые "вечные" блюз, кантри и джаз. Даже в СССР, где буржуазному влиянию на культуру противились всеми силами, избежать подобных веяний не удалось – народные советские массы все же предпочитали зажигательные или лирические ритмы патриотическим маршам.

Читайте также: