Отчуждение по гегелю кратко

Обновлено: 05.07.2024

Содержание работы
Файлы: 1 файл

ргр №1 по философии.docx

В гегелевской системе отчуждение происходит на всех стадиях движения

Для великого немецкого идеалиста, как мы уже говорили, сущностью чело-

века является самосознание. И величайшим несчастьем для сознания человека оказывается отчуждение сущности в предметность, которая не обладает этим самосознанием. Решение проблемы преодоления отчуждения Гегель находит в снятии власти предметности над самосознанием. Теоретически это возможно.

Но если мы проанализируем исторические события, произошедшие после жизни Гегеля, мы можем убедиться в обратном процессе. Проблема отчуждения стала глубже, она затронула большинство сфер социальной жизни человека и, в конечном итоге, отразилась на индивидуальной жизни многих людей.

Можно задать себе вопрос: почему Гегель, исследуя вопросы религиозного

характера, не обращается к тем ответам, которые даны в Священном Писании?

Размышляя о том, что религия не решает социальных противоречий, Гегель

Известный исследователь гегелевской философии И.А. Ильин в своем труде

Именно в этом смысл Христовых заповедей. Именно этим знанием дается

Путь многих русских мыслителей, таких как П. Флоренский, С. Булгаков,

И. Ильин и многих других, это путь постижения истины – путь не только рационализма, но и молитвы, созерцания, обращения к Богу. Это путь бесконечного совершенствования, покаяния, очищения, а, следовательно, постоянной духовной работы, борьбы. Поэтому ту трагедию человечества, которую Гегель называет отчуждением, невозможно снять одним актом освобождения от власти вещей.

Тем не менее, причиной нашего возвращения к Гегелю является тот факт, что эта проблема впервые была серьезно поставлена именно в его трудах и нашла дальнейшее продолжение в истории философской мысли.

Проблема отчуждения Маркса

Отчуждение от результата труда

Отчуждение от процесса труда

Маркс утверждает, что отчуждение проявляется не только в конечном результате, но и в самом процессе трудовой деятельности. Так как результат труда есть отчуждение, то и сам процесс труда есть не что иное, как деятельное отчуждение, которое лишь подытоживается в отчуждении результата труда.

Заключается это отчуждение в том, что такой труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим его сущности. Поэтому он в своем труде не утверждает себя, а отрицает, не развертывает свою духовную и физическую энергию, а изнуряет и разрушает свой дух, не реализует себя и свои устремления. В процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя, и только вовне процесса труда он чувствует себя самим собой.

Поэтому отчужденный труд есть труд не добровольный, а принудительный. Он есть не выражение потребности в труде, а средство для удовлетворения потребности где-то вне труда, там, где он может принадлежать сам себе. Но вне труда сосредоточена по большей части деятельность животного характера, т.е. такая, которая является лишь обеспечением жизнедеятельности: еда, питье, сон, половой акт, приведение в порядок жилища, украшение себя. Таким образом, отчужденный труд есть низведение рабочего до уровня животного.

Первые два типа отчуждения (от процесса и от результата труда) вместе составляют такое явление, как эксплуатация. Является ли эксплуатацией отчуждение от результата труда без отчуждения от процесса или отчуждение от процесса без отчуждения от результата – вопрос дискуссионный. Однако первое больше похоже на ограбление, а второе на специфическую форму "опеки". Также предметом отдельного обсуждения может быть оценка устойчивости системы, в которой присутствует одна форма отчуждения и отсутствует другая.

Отчуждение от своей сущности

Отчуждение от окружающего мира (людей, природы)

Если результат труда не принадлежит рабочему, то должно быть то, чему он принадлежит. Аналогично, если деятельность (процесс труда) не принадлежит рабочему, то должно быть то, чему она принадлежит. По Марксу, этим чуждым существом может быть только другой человек (эксплуататор), а не бог и не природа сама по себе.

Отношение рабочего к отчужденному труду порождает отношение эксплуататора к этому же труду. Таким образом, частная собственность есть результат и необходимое следствие отчужденного труда, внешнего отношения рабочего к своей сущности и природе. Позднее это отношение отчужденного труда и частной собственности превращается в отношение взаимного воздействия. То есть в кульминационной стадии развития частной собственности частная собственность становится и продуктом отчуждения, и средством отчуждения.

Содержание

Введение 3
1. Истоки рассмотрения проблемы отчуждения 5
2. Отчуждение Гегеля 7
3. Современный взгляд на проблему отчуждения 18
Заключение 22
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

Отчуждение Гегеля.docx

1. Истоки рассмотрения проблемы отчуждения 5

2. Отчуждение Гегеля 7

3. Современный взгляд на проблему отчуждения 18

Список литературы 23

Глубокие изменения, происходящие в мире в конце XX - начале XXI веков, сказались на всех сферах жизни: на системе образования, воспитания, социализации человека. Эти изменения обусловили возникновение новых, уже общечеловеческих, так называемых глобальных вопросов. К таковым можно отнести проблему экологии, терроризм, угрозу ядерной войны и демографический кризис. Всё это не только социальные, но и глубоко экзистенциальные проблемы. Социум является не просто совокупностью индивидов, социум - это продукт взаимодействия людей, в одно целое их объединяет человеческая деятельность в различных её видах. Понятно, что в решении проблем, которые возникают в социуме, философия должна принимать непосредственное участие. Одной из таких глобальных философских проблем является проблема человеческого отчуждения. Философия и психология бьется над поиском причин разобщенности общества, духовной деградации отдельных слоев населения. С тех пор как человечество вступило в эпоху информационных технологий, появились и новые формы отчуждения. Сегодня налицо отчуждение в образовании, предпринимательстве, в отдельных течениях искусства, науки. В современной философской антр опологии мы вернулись к таким понятиям, как отчужденность, зависимость, одиночество, рабство.

В обыденном понимании отчуждение обычно мыслится как отсутствие близости, доверия, понимания, холодность в отношениях между людьми.

Изучая проблему отчуждения в современном мире, исследователи и сегодня не могут обойти стороной те выводы, которые прозвучали в трудах немецких философов. Они всегда актуальны, вызывают интерес, споры. Интерпретация идей немецкой философии в истории человеческой мысли неоднозначна, каждый исследователь пытается ощутить, представить, пойти дорогой мысли того или иного философа. Всегда ли это удается? Ответить на этот вопрос не всегда возможно. В своем реферате мы попытаемся представить свое понимание идей значительной фигуры немецкой философии Г. В. Ф. Гегеля, в частности его теории отчуждения.

1. Истоки рассмотрения проблемы отчуждения

Немецкая классическая философия подошла к этой проблеме со стороны разных аспектов, часто в их синтезе. Ее представителями были разработаны онтологический, гносеологический и антропологический подходы к проблеме отчуждения. Разработка проблемы отчуждения в системах Ф. Шеллинга, И. Фихте и Г. Гегеля велась с позиции философско-идеалистической, также был применен метод диалектики. На идеалистической почве гегелевского идеализма вырос антропологический материалистический подход к проблеме отчуждения Л. Фейербаха. Для последнего проблема отчуждения связана с критикой религии.

2. Отчуждение Гегеля

Под отчуждением Гегель понимает инобытие Абсолютного духа. Отчуждение Абсолютного духа происходит в виде опредмечивания себя в окружающем мире и предстает в виде конечных, чувственных, телесных единичностей, к которым относится и человек. В конечном итоге это ведет к отчуждению от своей истинной сущности. Логика Гегеля приводит к выводу о том, что весь окружающий мир является отчужденным, так как все есть отчуждение идеи от самой себя.

По Гегелю телесные физические вещи ничтожны, несмотря на то, что в их основе лежит всеобщее, мысль. Индивидуальные человеческие духи есть нечто большее, чем чисто телесные физические вещи. Они в процессе познания идеи образуют то, что Гегель называет Абсолютным духом. Поэтому роль человека особо отмечена в онтологии Гегеля. Бог создает природу с той целью, чтобы из природы возник человек и вместе с ним человеческий дух, познание, абсолютное знание. Сознание каждого человека является частицей мирового духа. По мнению Гегеля, в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Философ не объясняет, каким образом безличное начало, коим является мировой дух, становится личностью со своими качествами воли, характера. Человек для него становится конечным духом мирового духа. Через человека мировой дух проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов, действует через него целенаправленно и закономерно, что определяет и ход истории. Познание мирового духа происходит через познавательную деятельность человека и творит он в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.

Необходимо отметить, что немецкий мыслитель чувствовал, что состояние существования - это состояние отчуждения. В своих ранних произведениях он описывал жизненные процессы, которым было присуще изначальное единство, нарушенное из-за расщепления на объектность и субъектность и из-за замены любви законом. По-видимому, рассуждает Гегель, человек отчужден от основания своего бытия, от других сущих и от самого себя. Переход от сущности к существованию имеет своим результатом личностную вину и универсальную трагедию.

По-видимому, именно это понятие отчуждения было использовано против Гегеля некоторыми его учениками (особенно Марксом). Ученики отвергли тот тезис Гегеля, согласно которому отчуждение преодолено примирением в истории. Для них само существование - это отчуждение без примирения.

По утверждению Гегеля отчуждение происходит в результате возникновения противоречий, противоположностей в бытии, а снятие отчуждения это процесс устранения противоречий в мышлении человека.

В своих трудах Гегель пытается найти средство для преодоления отчуждения. По его словам данное преодоление происходит в сфере познания, а оно в свою очередь, практично и активно.

Гносеология Гегеля строится таким образом, что в ней познающий разум телесные вещи превращает во всеобщие, раскрывая идеальные сущности вещей. Человек, по Гегелю, выступает как исполнитель устремлений Абсолютного духа (Бога), абсолютной идеи, поэтому он способен преодолеть конечное, чувственное, отчужденное от Бога, или идеи, состояние мира. Тем самым, он присваивает конечное, предметное, вещное духу. Этот процесс устранения отчужденного состояния мира возвращает человека к Богу.

Можно отметить, что проблема отчуждения никогда не забывалась философами, писателями, культурологами и религиозными деятелями и поэтому творчество Гегеля находится в центре их внимания. Причины такого отношения были различны в силу различных мировоззренческих установок мыслителей. Но, фундаментальные проблемы, им поднятые, постоянно вызывают отклик и у современных мыслителей.

Любая попытка критически проанализировать гегелевскую философию права сразу же сталкивается с острейшими проблемами нашего, XX века, и именно с теми, которые практически еще не разрешены. Гегель поэтому сразу же превращается в повод для обнаружения актуальных разногласий, и любая интерпретация Гегеля имплицитно является выражением той или иной идеологической позиции — сознательно или бессознательно.




«Die gesellschaftliche Beziehung oder das gesellschaftliche Verhaumlltniss der beiden Privateigentuumlmer ist also die Wechselseitigkeit der Entaumlusserung , das Verhaumlltniss der Entaumlusserung auf beiden Seiten gesetzt, oder die Entaumlusserung als das Verhaumlltniss der beiden Eigentuumlmer, — Waumlhrend im einfachen Privateigentum die Entaumlusserung nur noch in Bezug auf sich, einseitig stattfindet…

Всё сказанное может показаться излишним педантизмом, чисто схоластическим анализом терминологии, а не существа дела. Однако такой анализ — если только он не становится самоцелью, а является лишь формальной предпосылкой для более содержательного разговора — совершенно необходим.

В основе этот процесс — процесс здоровый, процесс созревания подлинно материалистического, историко-материалистического подхода к острейшим проблемам трудной современной эпохи. А шлаки на его поверхности не должны загораживать от нас суть дела.

Любая попытка критически проанализировать гегелевскую философию права сразу же сталкивается с острейшими проблемами нашего, XX века, и именно с теми, которые практически еще не разрешены. Гегель поэтому сразу же превращается в повод для обнаружения актуальных разногласий, и любая интерпретация Гегеля имплицитно является выражением той или иной идеологической позиции — сознательно или бессознательно.

«Die gesellschaftliche Beziehung oder das gesellschaftliche Verhaumlltniss der beiden Privateigentuumlmer ist also die Wechselseitigkeit der Entaumlusserung , das Verhaumlltniss der Entaumlusserung auf beiden Seiten gesetzt, oder die Entaumlusserung als das Verhaumlltniss der beiden Eigentuumlmer, — Waumlhrend im einfachen Privateigentum die Entaumlusserung nur noch in Bezug auf sich, einseitig stattfindet…

Всё сказанное может показаться излишним педантизмом, чисто схоластическим анализом терминологии, а не существа дела. Однако такой анализ — если только он не становится самоцелью, а является лишь формальной предпосылкой для более содержательного разговора — совершенно необходим.

В основе этот процесс — процесс здоровый, процесс созревания подлинно материалистического, историко-материалистического подхода к острейшим проблемам трудной современной эпохи. А шлаки на его поверхности не должны загораживать от нас суть дела.

Критика феодального отчуждения Гегелем способ­ствует выявлению положительных сторон антифеодаль­ной просветительной идеологии, тогда как критика от­чуждения, носящего уже буржуазный характер, соот­ветствует тому, что Гегель относит к числу отчужденных явлений и само Просвещение.

Тот факт, что философия французского Просвещения послужила идейной подготовкой революции конца XVIII в., был широко известен и до Гегеля, и больше всех на него указывали и о нем рассуждали не ее за­щитники, а идеологи феодально-аристократической ре­ставрации. Своеобразие позиции Гегеля заключалось в том, что его критика в адрес Просвещения была крити­кой в адрес раннебуржуазного развития общества не с позиций защиты феодализма, а с позиций антифе­одальных. Притом и французское Просвещение, и по­литическая идеология якобинцев были истолкованы им как ипостаси отчуждения духа, как две ступени углубления этого отчуждения.

Читайте также: