От критического реализма к натурализму кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Романтизм (Romanticism), идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма. Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него.

Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение. Чувствуя себя свободными от приходящей в упадок системы аристократического правления, они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место в обществе. Они нашли своего читателя среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником - гением и пророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.

Некоторые романтики обратились к таинственному, загадочному, даже ужасному, народным поверьям, сказкам. Романтизм был частично связан с демократическими, национальными и революционными движениями, хотя "классическая" культура Французской революции на самом деле замедлили приход Романтизма во Францию. В это время возникает несколько литературных движений, важнейшие из которых - "Буря и натиск" в Германии, примитивизм во Франции, во главе которого стоял Жан-Жак Руссо, готический роман, повышается интерес к возвышенному, балладам и старым романсам (от которых собственно и произошёл термин "Романтизм"). Источником вдохновения для немецких писателей, теоретиков йенской школы (братьев Шлегель, Новалиса и других), объявивших себя романтиками, была трансцендентальная философия Канта и Фихте, которая ставила во главу угла творческие возможности разума. Эти новые идеи благодаря Колриджу проникли в Англию и Францию, а также определили развитие американского трансцендентализма.

Таким образом, Романтизм зародился как литературное течение, но оказал значительное влияние на музыку и меньшее на живопись. В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, меньше - в архитектуре. В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. Его основные черты - динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа). Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина. Творчество прерафаэлитов и неоготический стиль в архитектуре также можно рассматривать как проявление Романтизма.

Художники Романтизма: Тернер, Делакруа, Мартин, Брюллов

2. Реализм ( realism, от лат. realis - действительный, вещественный) – понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания.




Реализм в культуре 20 в. характеризуется поисками новых связей с действительностью, оригинальных творческих решений и средств художественной выразительности. Он не всегда предстает в чистом виде, зачастую переплетаясь в сложный узел с противоположными течениями – символизмом, религиозным мистицизмом, модернизмом.

Мастера реализма: Гюстав Курбе, Оноре Домье, Жан-Франсуа Милле, Илья Репин, Василий Перов, Иван Крамской, Василий Суриков, Рокуэлл Кент, Диего Ривера, Андре Фужерон, Борис Таслицкий.

Символизм в изобразительном искусстве – явление сложное и неоднородное, не сформировавшееся в единую систему и не выработавшее своего художественного языка. Вслед за поэтами-символистами художники искали вдохновения в тех же образах и сюжетах: темы смерти, любви, порока, греха, болезни и страданий, эротика привлекали их. Характерной чертой движения было сильное мистико-религиозное чувство. Художники-символисты часто обращались к аллегории, мифологическим и библейским сюжетам.

Мастера символизма: Гюстав Моро, Пьер Пюви де Шаванн, Одилон Редон, Фелисьен Ропс, Эдвард Бёрн-Джонс, Данте Габриэль, Россетти, Джон Эверетт Миллес, Уильям Холмен Хант, Виктор Борисов-Мусатов, Михаил Врубель.

4. Импрессионизм - направление в живописи, зародившееся во Франции в 1860-х гг. и во многом определившее развитие искусства 19 века. Центральными фигурами этого направления были Сезанн, Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуар и Сислей, и вклад каждого из них в его развитие уникален. Импрессионисты выступали против условностей классицизма, романтизма и академизма, утверждали красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивались живой достоверности изображения, пытались уловить "впечатление" от того, что глаз видит в конкретный момент.

Наиболее типичной для импрессионистов темой является пейзаж, однако они в своём творчестве затрагивали и многие другие темы. Дега, например, изображал скачки, балерин и прачек, а Ренуар - очаровательных женщин и детей. В импрессионистических пейзажах, создаваемых на открытом воздухе, простой, будничный мотив часто преображается всепроникающим подвижным светом, вносящим в картину ощущение праздничности. В отдельных приёмах импрессионистского построения композиции и пространства ощутимо влияние японской гравюры и отчасти фотографии. Импрессионисты впервые создали многогранную картину повседневной жизни современного города, запечатлели своеобразие его пейзажа и облик населяющих его людей, их быта, труда и развлечений.

Название "Импрессионизм" возникло после выставки 1874 г. в Париже, на которой экспонировалась картина Моне "Впечатление. Восходящее солнце" (1872 г.; в 1985 г. украдена из музея Мармоттан в Париже и сегодня числится в списках Интерпола). Более семи выставок импрессионистов было проведено между 1876 и 1886 г.; по завершении последней только Моне продолжал строго следовать идеалам Импрессионизма. "Импрессионистами" называют также и художников за пределами Франции, писавших под влиянием французского Импрессионизма (например, англичанин Ф.У. Стир).

Художники импрессионизма: Мане, Моне, Писсарро, Ренуар

5. Натурализм – (фр. naturalisme, от лат. natura – природа) – направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX века в Европе и США. Под воздействием идей позитивизма, главными представителями которого были О. Конт и Г. Спенсер, это движение стремилось к объективному и бесстрастному изображению реальности, уподобляя художественное познание научному, исходило из представления о полной предопределенности судьбы, зависимости духовного мира человека от социальной среды, наследственности и физиологии.

В советской критике 1930-1970-х гг. натурализм рассматривался как художественный метод, противоположный реализму и характеризующийся асоциальным, биологическим подходом к человеку, копированием жизни без художественного обобщения, повышенным вниманием к темным ее сторонам.

Мастера натурализма: Теофиль Стейнлен, Константен Менье, Макс Либерман, Кете Кольвиц, Франческо Паоло Микетти, Винченцо Вела, Люсьен Фрейд, Филипп Перлстайн.

1. Романтизм (Romanticism), идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма. Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него.

Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение. Чувствуя себя свободными от приходящей в упадок системы аристократического правления, они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место в обществе. Они нашли своего читателя среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником - гением и пророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.

Некоторые романтики обратились к таинственному, загадочному, даже ужасному, народным поверьям, сказкам. Романтизм был частично связан с демократическими, национальными и революционными движениями, хотя "классическая" культура Французской революции на самом деле замедлили приход Романтизма во Францию. В это время возникает несколько литературных движений, важнейшие из которых - "Буря и натиск" в Германии, примитивизм во Франции, во главе которого стоял Жан-Жак Руссо, готический роман, повышается интерес к возвышенному, балладам и старым романсам (от которых собственно и произошёл термин "Романтизм"). Источником вдохновения для немецких писателей, теоретиков йенской школы (братьев Шлегель, Новалиса и других), объявивших себя романтиками, была трансцендентальная философия Канта и Фихте, которая ставила во главу угла творческие возможности разума. Эти новые идеи благодаря Колриджу проникли в Англию и Францию, а также определили развитие американского трансцендентализма.

Таким образом, Романтизм зародился как литературное течение, но оказал значительное влияние на музыку и меньшее на живопись. В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, меньше - в архитектуре. В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. Его основные черты - динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа). Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина. Творчество прерафаэлитов и неоготический стиль в архитектуре также можно рассматривать как проявление Романтизма.

Художники Романтизма: Тернер, Делакруа, Мартин, Брюллов

2. Реализм ( realism, от лат. realis - действительный, вещественный) – понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания.

Реализм в культуре 20 в. характеризуется поисками новых связей с действительностью, оригинальных творческих решений и средств художественной выразительности. Он не всегда предстает в чистом виде, зачастую переплетаясь в сложный узел с противоположными течениями – символизмом, религиозным мистицизмом, модернизмом.

Мастера реализма: Гюстав Курбе, Оноре Домье, Жан-Франсуа Милле, Илья Репин, Василий Перов, Иван Крамской, Василий Суриков, Рокуэлл Кент, Диего Ривера, Андре Фужерон, Борис Таслицкий.

Символизм в изобразительном искусстве – явление сложное и неоднородное, не сформировавшееся в единую систему и не выработавшее своего художественного языка. Вслед за поэтами-символистами художники искали вдохновения в тех же образах и сюжетах: темы смерти, любви, порока, греха, болезни и страданий, эротика привлекали их. Характерной чертой движения было сильное мистико-религиозное чувство. Художники-символисты часто обращались к аллегории, мифологическим и библейским сюжетам.

Мастера символизма: Гюстав Моро, Пьер Пюви де Шаванн, Одилон Редон, Фелисьен Ропс, Эдвард Бёрн-Джонс, Данте Габриэль, Россетти, Джон Эверетт Миллес, Уильям Холмен Хант, Виктор Борисов-Мусатов, Михаил Врубель.

4. Импрессионизм - направление в живописи, зародившееся во Франции в 1860-х гг. и во многом определившее развитие искусства 19 века. Центральными фигурами этого направления были Сезанн, Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуар и Сислей, и вклад каждого из них в его развитие уникален. Импрессионисты выступали против условностей классицизма, романтизма и академизма, утверждали красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивались живой достоверности изображения, пытались уловить "впечатление" от того, что глаз видит в конкретный момент.

Наиболее типичной для импрессионистов темой является пейзаж, однако они в своём творчестве затрагивали и многие другие темы. Дега, например, изображал скачки, балерин и прачек, а Ренуар - очаровательных женщин и детей. В импрессионистических пейзажах, создаваемых на открытом воздухе, простой, будничный мотив часто преображается всепроникающим подвижным светом, вносящим в картину ощущение праздничности. В отдельных приёмах импрессионистского построения композиции и пространства ощутимо влияние японской гравюры и отчасти фотографии. Импрессионисты впервые создали многогранную картину повседневной жизни современного города, запечатлели своеобразие его пейзажа и облик населяющих его людей, их быта, труда и развлечений.

Название "Импрессионизм" возникло после выставки 1874 г. в Париже, на которой экспонировалась картина Моне "Впечатление. Восходящее солнце" (1872 г.; в 1985 г. украдена из музея Мармоттан в Париже и сегодня числится в списках Интерпола). Более семи выставок импрессионистов было проведено между 1876 и 1886 г.; по завершении последней только Моне продолжал строго следовать идеалам Импрессионизма. "Импрессионистами" называют также и художников за пределами Франции, писавших под влиянием французского Импрессионизма (например, англичанин Ф.У. Стир).

Художники импрессионизма: Мане, Моне, Писсарро, Ренуар

5. Натурализм – (фр. naturalisme, от лат. natura – природа) – направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX века в Европе и США. Под воздействием идей позитивизма, главными представителями которого были О. Конт и Г. Спенсер, это движение стремилось к объективному и бесстрастному изображению реальности, уподобляя художественное познание научному, исходило из представления о полной предопределенности судьбы, зависимости духовного мира человека от социальной среды, наследственности и физиологии.

В советской критике 1930-1970-х гг. натурализм рассматривался как художественный метод, противоположный реализму и характеризующийся асоциальным, биологическим подходом к человеку, копированием жизни без художественного обобщения, повышенным вниманием к темным ее сторонам.

Мастера натурализма: Теофиль Стейнлен, Константен Менье, Макс Либерман, Кете Кольвиц, Франческо Паоло Микетти, Винченцо Вела, Люсьен Фрейд, Филипп Перлстайн.

С середины 19-го века с мире искусства господствовал реализм, но к концу столетия на смену к нему пришел натурализм, зарожденный во Франции. В наши дни оба направлении смешались, что выражено в произведениях искусства и мировоззрении.

Содержание статьи

Реализм или натурализм?

  • Чем натурализм отличается от реализма
  • Что такое литературное направление
  • Что такое критический реализм

Реализм

Реализм – это своего рода мировоззрение (в литературе – способ художественного видения), который основан на отказе от искусственных схем наук, идеологий и философий. Реализм призван избегать абстрактности в восприятии мира, он не вешает ярлыки абсолюта на вещи и явления.

Натурализм

Реализм сильно отличается от романтизма, который предшествовал ему. Он также не похож на натурализм, призванный его сменить. Ведь, натурализм – это копирование, как в художественном, так и мыслительном аспектах ближнего плана. Он не способен заглянуть за рамки того, что находится на расстоянии мысли, вытянутой руки.

Зарождение реализма

Появление натурализма

Натурализм хоть и появился благодаря реализму, но быстро стал устранять идеализацию существующей действительности. Кроме этого, стали исчезать идеалы нравственности и общества в целом. По всей видимости, жизнь общества того времени и привела к возникновению натурализма, когда рыцарство и благородство перестали считаться высшими человеческими качествами.

Отличия направлений в литературе

Скрещивание реализма и натурализма

Важно отметить, что реализм не несет в себе сомнений в прочности и правильности устоев существующего общества, натурализм как раз выделяет его непрочность, при этом, не давая точную оценку его состоянию.

Ко второй половине XIX века увлечение наукой и научными методами познания захватило все сферы духовной жизни. В предисловии к роману “Тереза Ракен” (1867) молодой писатель Эмиль Золя (1840-1902) говорил о своих героях: “Я просто-напросто исследовал два живых тела, как хирург исследует два трупа”. Вдохновение он черпал в романе братьев Эдмона и Жюля де Гонкур “Жермини Ласерте” (1865), представив на суд читателей вслед за их “клиническим анализом любви” “клинический анализ совести”.

заменил, по выражению Золя, “воображение поэта наблюдением ученого”. Но Бальзак видел себя историком общества. Ссылки на естествоиспытателей Кювье, Сент-Илера, Бюффона в предисловии к “Человеческой комедии” свидетельствовали о стремлении исследовать общество как организм, понять законы его функционирования.

Гонкуры, а затем Золя усматривают в физиологии источник всех психических реакций. Судьбу служанки Жермини определяет невроз. Природный темперамент креолки Терезы, унаследованный ею от африканских предков, – движущая сила сюжета в романе Золя.

В литературе натурализма человек

Термин Натурализм Был предложен Эмилем Золя. Он образован от латинского слова Natura – природа. Золя так определяет сущность новой эстетики: “Произведение искусства – это кусок природы, преломленный через темперамент художника”.

В натурализме меняет свой смысл понятие “среда”. В романах Бальзака герои были порождением социальной среды, того круга общества, к которому они принадлежали. В произведениях натуралистов социальная среда приобретает черты биологической среды обитания. Она воздействует на героев не только через воспитание, общественные условности, финансовое положение, но и определяет их “видовые”, физиологические черты.

В романе Золя “Жерминаль” (цикл “Ругон-Маккары”, 1885) среда накладывает отпечаток на внешний облик героев. Работа в шахтах делает их бледными, низкорослыми, малокровными, с белесыми волосами и въевшейся в кожу угольной пылью.

По словам И. Тэна, “пороки и добродетели – такие же продукты социальных процессов, как медный купорос и сахар – продукты процессов химических”. Во введении к своей книге “История английской литературы” (1863-1865) Тэн выделил три ключевых фактора, определяющих человеческую жизнь: Расу, среду И момент.

Раса – “наследственное предрасположение, которое человек вносит за собой в мир”. Среда – внешние обстоятельства, “физические или социальные условия”, которые “изменяют или пополняют природный характер”. Среда накладывается на наследственность, взаимодействует с ней.

Момент Указывает на историческую эпоху, на определенный этап в истории жизни человека и общества.

Тэн заложил основы натурализма. Новую литературную школу создал Эмиль Золя. В 1868 году он задумал цикл романов, который получил название “Ругон-Маккары”. Двадцать романов, написанных с 1871 по 1893 год, рассказывают историю потомков Аделаиды Фук, дочери зажиточного огородника.

Наследственность обусловливает судьбу детей Аделаиды. Пьер Ругон, наследующий расчетливость, крестьянскую хватку отца в сочетании с нервической утонченностью матери, прибирает к рукам состояние Фуков. Его потомки поднимаются вверх по социальной лестнице, становятся коммерсантами, финансистами, политическими деятелями. Детей Маккара называют “волчатами”: по этой линии наследуются алкоголизм, лень, страсть к бродяжничеству, вспышки гнева.

Потомки Маккара становятся рабочими, крестьянами, наемными служащими. Из поколения в поколение они опускаются все ниже по социальной лестнице, на самое дно общества.

Золя приводит во взаимодействие среду и наследственность, анализирует “одновременно и волю каждого и общий напор целого”. В предисловии к роману “Карьера Ругонов” (1871) он представляет Ругон-Маккаров как “группу людей”, “на первый взгляд глубоко различных, но, как свидетельствует анализ, близко связанных между собой” законами наследственности. Наследственность Золя сравнивает с силой тяготения, самым очевидным из всех законов природы.

Важную роль в этом эксперименте играет момент. Изображая, как его герои “рассеиваются по всему современному обществу”, писатель исследует историческую эпоху в ее целостности. История семьи Ругон-Маккаров – это еще и история Второй империи (1851-1870), времени царствования Наполеона III.

Он был известен как “Наполеон маленький” в сравнении с его великим предком. Вторая империя вошла в историю Франции как эпоха политической продажности, торжества пошлости, “необычайная эпоха безумия и позора” (Золя). Она началась погубившим республику государственным переворотом и завершилась поражением страны в войне с Пруссией и оккупацией Франции.

Интриги, которые привели к становлению Второй империи, описываются в первом романе – “Карьера Ругонов”, крах правления Наполеона III – в одном из последних романов, “Разгром” (1892).

Золя дает всему циклу подзаголовок “Естественная и социальная история одной семьи во времена Второй империи”. Сочинениями по естественной истории назывались в то время книги по биологии. Называя свой цикл “естественной историей”, писатель занимает позицию естествоиспытателя, ученого.

Он перестает быть только наблюдателем и становится экспериментатором.

Идея экспериментального романа была подсказана Золя книгой французского физиолога Клода Бернара “Введение к изучению экспериментальной медицины”.

Автор экспериментального романа продолжает работу физиолога, который опирается на химию и физику. Он “изображает факты такими, какими он наблюдал их”, и “приводит в движение действующие лица”.

Его цель – “научное познание человека как отдельного индивидуума и как члена общества” (статья “Экспериментальный роман”, 1880).

Золя писал: “…Экспериментальный роман заменяет изучение абстрактного человека изучением человека подлинного, созданного природой, подчиняющегося действию физико-химических законов и определяющему влиянию среды”.

Литература рассматривается как способ познания внешнего мира. Особую ценность приобретают факты, точность и достоверность изображаемого. Писатель-натуралист изучает свой предмет по документам, сам наблюдает то, что намеревается описать. Известно, что, работая над романами, Золя спускался в шахты, изучал, как гримировались актрисы, собирал материалы о различных ремеслах и профессиях.

Он должен был знать из первых рук все о быте описываемой эпохи, вплоть до мельчайших подробностей.

В качестве ученого писатель должен был изображать и анализировать факты как существующие объективно, вне зависимости от его сознания, “чтобы невозможно было увидеть и указать, в чем заключается замысел и намерения автора” – так писал еще один представитель новой французской прозы – Ги де Мопассан. Повествователь представляет “кусок жизни”, не вмешиваясь в изображаемое. Неслучайно в новеллах Мопассана в качестве рассказчика выступает врач.

Он лишь передает слушателям известный ему “случай из практики”.

Научный подход также предполагает, что не существует таких сфер жизни, которые не могли бы описываться в романе. Скандал сопровождал появление в свет романа Золя “Западня” (1877), персонажи которого, дети улиц, говорили простонародным языком. Еще больше возмущения в благопристойном обществе вызвал роман “Жерминаль”, где описывается полуживотное существование шахтеров, их физическое и нравственное вырождение.

Представляя человека как органичную часть природы, натуралисты уделяли много внимания физиологическим проявлениям человеческой жизни. Наследственные болезни, сцены агонии и родов, гниение и разложение присутствуют почти во всех их произведениях. Детальные описания, изобилующие клиническими подробностями, получили название натуралистических описаний. Такова соединяющая образы рождения и смерти сцена из романа “Жермини Ласерте”: “Ежечасно, особенно по ночам, Жермини видела такие ужасные кончины, какими завершается только родильная горячка На койках, освещенных лампами, медленно и жутко шевелились простыни над животами, раздутыми перитонитом” (перевод Э. Линецкой) .

С другой стороны, внимание к телесному качеству мира насыщает романы натуралистов красками, звуками и запахами, ощущениями. Мопассан назвал роман Золя “Чрево Парижа” “симфонией сыров”: “Эта книга пахнет рыбой, как возвращающееся в порт рыбацкое судно: от нее веет свежестью огородной зелени и тяжелым дыханием прелой земли”.

Литературный стиль, предполагающий описание данного мгновения жизни со всеми его звуками, красками, запахами, ощущениями называется Импрессионистическим, по названию стиля в живописи. Импрессионизм в живописи заявил о себе в 1874 году. Полотна импрессионистов совмещали впечатление от пейзажа в определенное время суток и при определенном освещении с научностью подхода, представлением о расщеплении светового луча, растворяющего контуры предметов.

Золя восхищали художественные идеи импрессионистов, столь близкие его собственным творческим устремлениям. В романе “Чрево Парижа” Центральный рынок описывается в импрессионистическом духе. Он увиден глазами художника, правнука Аделаиды Клода Лантье. Флоран, главный герой романа, въезжает в Париж на повозке, груженной овощами.

Их свежий запах с самых первых страниц сопровождает его. На рынке море овощей простирается между двумя рядами павильонов. Клод и Флоран видят их рано утром, когда “над овощами” встает солнце: “…Утренний свет принимал необычайно мягкий серый оттенок, придавая окружающему светлую окраску акварели.

Эти горы овощей походили на пенящиеся торопливые волны; река зелени переливалась нежными жемчужными красками: тут были и ласкающие лиловые полутона, молочно-розовые, зеленые, переходившие в желтый цвет И по мере того, как в конце улицы Рамбюто разгоралась потоками пламени заря, овощи постепенно пробуждались и выступали из стлавшейся по земле синевы. Простой салат, латук, цикорий, распустившиеся и еще жирные от чернозема, обнажали свои яркие сердцевины груды римского салата играли всеми оттенками зеленого цвета Но самыми резкими, кричащими тонами были все же яркие пятна моркови и чистые пятна репы…” (перевод А. Линдегрен и М. Эйхенгольца) .

Детальные описания сочетаются в романах Золя с масштабными символическими обобщениями. Перед голодным Флораном Центральный рынок предстает и как гигантское чрево Парижа, переваривающее бесчисленные запасы снеди, источник жизни сытого, самодовольного, как буржуа, города.

Золя считал своим долгом пропагандировать новую эстетику. Он писал статьи о натурализме, собирал вокруг себя молодых писателей. В загородном доме в Медане и по четвергам в Париже у него бывали Йорис Карл Гюисманс, Поль Алексис, Анри Сеар, Леон Энник, Октав Мирбо, Ги де Мопассан.

Натурализм стал настоящей литературной школой. Влияние нового направления было очень широким и простиралось далеко за рамки этой эпохи.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Литература и искусство XIX в. План урока: Романтизм Критический реализм Реал.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Литература и искусство XIX в. План урока: Романтизм Критический реализм Реал.

Литература и искусство XIX в.
План урока:
Романтизм
Критический реализм
Реализм
Натурализм
Импрессионизм
Постимпрессионизм

Урок №6
26.12.2020
Д\з §6,7,8 подгот. Анкету по личностям
Новая история 1800 – 1913 г.

Анкета: вам дали фамилию личности - вам надо найти информацию, отвечающую на.

Анкета: вам дали фамилию личности - вам надо найти информацию, отвечающую на следующие вопросы:
Полное имя___________
Годы жизни____________
Сведения о семье__________
Образование_____________
Список произведений________
Краткая характеристика одного из произведений___________
Значение деятельности_______

Романтизм конец XVIII - первой половины XIX вКритический реализм XIX – XX вв.

Романтизм конец XVIII - первой половины XIX в
Критический реализм XIX – XX вв
Натурализм последней трети XIX в
Импрессиони́зм второй половине XIX века
Постимпрессионизм возникает в 80-х годах 19 века

РомантизмРомантизм – идейное художественное направление в европейской и амери.

Романтизм
Романтизм – идейное художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII - первой половины XIX в., характеризующаяся исключительностью героев, страстей, обстоятельств; мироощущение которому свойственна идеализация действительности, мечтательность.

РомантизмТристан и Изольда с Любовным зельем Дж. Уильям УотерхаузJohn Constab.

Романтизм
Тристан и Изольда с Любовным зельем Дж. Уильям Уотерхауз
John Constable The Leaping Horse, 1825

РомантизмЛитература Дж. Байрон В. Гюго Г. Гейне Ф. Купер Э. ПоМузыка Франц Ш.

Романтизм
Литература
Дж. Байрон
В. Гюго
Г. Гейне
Ф. Купер
Э. По
Музыка
Франц Шуберт
Э. Т. А. Гофман
Ф. Мендельсон,
Фредерик Шопен

Живопись
Франсиско Гойя
Эжен Делакруа,
Жерико, Жан Луи Андре Теодор
Байрон Джордж Гордон Ноэл
(1788–1824)
ГЮГО Виктор (1802-1885),
Генрих Гейне
(1797-1856)

Критический реализмРеализм – направление в искусстве, ставящее перед собой за.

Критический реализм
Реализм – направление в искусстве, ставящее перед собой задачу дать полное, правдивое отражение действительности.
Критический реализм – ветвь реалистического искусства XIX – XX вв., в которой преобладало критическое отношение к изображаемой действительности.

Критический реализмУтро у трактира Л.И. СоломаткинПеров Василий Григорьевич.

Критический реализм
Утро у трактира
Л.И. Соломаткин
Перов Василий Григорьевич. "Тройка". Ученики-мастеровые везут воду

РеализмЛитература Оноре де Бальзак Чарльз ДиккенсЖивопись Гюстав Курбе Жан-Фр.

Реализм
Литература
Оноре де Бальзак
Чарльз Диккенс
Живопись
Гюстав Курбе
Жан-Франсуа Милле
Оноре де Бальзак (1799 - 1850)
Чарльз Диккенс (1812 -.1870).
Жан Дезире́ Гюста́в Курбе́ (1819-1877)
Жан Франсуа Милле́ (1814 —1875)

НатурализмНатурализм – направление в европейском и американском искусстве пос.

Натурализм
Натурализм – направление в европейском и американском искусстве последней трети XIX в.; стремилось к объективному бесстрастному воспроизведению реальности; копирование отталкивающих (нередко низменных) сторон жизни.

НатурализмЭдгар Дега. Прачка. Эдгар Дега. Портрет госпожи Жинто в зеркале Эдг.

Натурализм
Эдгар Дега. Прачка.
Эдгар Дега. Портрет госпожи Жинто в зеркале
Эдгар Дега. Ванна (женщина, купающаяся в неглубокой ванне)

НатурализмЭмиль Золя Гюстава Флобера, Ги де Мопассана Эми́ль Золя́ (1840-.

Натурализм
Эмиль Золя
Гюстава Флобера,
Ги де Мопассана

Эми́ль Золя́
(1840-1902)
Гюста́в Флобе́р
(1821-1880)
Ги де Мопасса́н
(1850—1893)

Импрессионизм Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатлени.

Импрессионизм
Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве, зародившееся во Франции, во второй половине XIX века, представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности, изменчивости, передать мимолетные впечатления

ИмпрессионизмЖивопись Клод Моне Огюст Ренуар Эдуар Мане Эдгар Дега, Ками.

Импрессионизм
Живопись
Клод Моне
Огюст Ренуар
Эдуар Мане
Эдгар Дега,
Камиль Писсарро.

Оска́р Кло́д Моне́
(1840 – 1926)
Пьер Огю́ст Ренуа́р
(1841-1919)
Эдуа́рд Мане
1832-1883
Эдга́р-Жермен-Илер де Га,
(1834 —1917)
Жако́б Абрахам Ками́ль Писсарро́
(1830—1903)

Постимпрессионизм Постимпрессионизм возникает в 80-х годах 19 века. Художники.

Постимпрессионизм
Постимпрессионизм возникает в 80-х годах 19 века. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации.

К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся Винсент В.

К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся
Винсент Ван Гог
Поль Гоген
Поль Сезанн
Постимпрессионизм
Винсе́нт Ви́ллем Ван Гог (1853-1890)
Эже́н Анри́ Поль Гоге́н
(1848 —1903)
Поль Сеза́нн
(1839-1906)

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 575 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 20.11.2020 300
  • PPTX 2.3 мбайт
  • 1 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Латыпова Регина Рамилевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: