Особенности жанра репортаж кратко

Обновлено: 07.07.2024

Репортаж – это рассказ очевидца событий, который написан так, чтобы создать у читателя эффект присутствия на месте этого события.

Отличие репортажа от других журналистских жанров

Главное отличие репортажа от остальных журналистских жанров заключается в том, что в нем автор докладывает читателю с места события о том, что он наблюдал своими глазами. Репортер при этом с помощью профессиональных приемов дает читателю возможность оказаться на месте событий и увидеть их глазами журналиста. Главное отличие репортажа как жанра заключается в присутствии репортера на месте событий. Без выполнения этого условия репортаж состояться не может.

Жанром, близким к репортажу, является очерк, и часто эти два журналистских жанра пугают.

Отличие очерка от репортажа состоит в том, что репортаж всегда посвящен определенным событиям. А в центре внимания очерка находятся люди, участвующие в событиях. В целом же репортажи и очерки пишутся по одним и тем же правилам.

Готовые работы на аналогичную тему

Понятие репортажа

Позже к дистанции географической добавилась социальная дистанция. Современные журналисты рассказывают не только и не столько о жизни в далеких странах, сколько о жизни разных слоев общества в их родной стране и родном городе. С развитием транспорта, средств связи географическая дистанция становится менее значимой, а социальная дистанция, наоборот, возрастает. Немецкий учений М. Халлер выделил четыре основных тезисов, которым должен соответствовать хороший репортаж:

Особенным аспектом события называется какая-то неизвестная для читателя сторона темы.

Один из методов создания репортажа состоит в том, что сначала устанавливается перечень необходимых элементов, затем журналист их целенаправленно ищет и записывает. Перечень элементов репортажа:

Такой метод дает возможность сразу понять, чего не хватает журналисту и не тратить время на поиск избыточной информации, которая не войдет в репортаж. Типовой план репортажа:

  • Вводная сцена;
  • Описание темы и информационный повод;
  • Бэкграунд – представление персонажей, предыстория события;
  • Яркая деталь, сильная сцена;
  • Бэкграунд – контекст события, аргументы персонажей;
  • Яркая деталь, сильная сцена;
  • Завершающая сцена, вывод репортера.

Посещение места события является обязательным этапом сбора информации для репортажа.

Написать репортаж без непосредственного наблюдения невозможно. В том случае, если у журналиста нет возможности наблюдать событие лично, от подготовки репортажа лучше отказаться и написать об этом событии новостную заметку, при которой присутствие на месте события не обязательно.

Перед тем, как посетить место события, журналисту следует изучить информацию по теме репортажа для того, чтобы отличить общее от особенного и акцентировать внимание на особенном, не тратя свое время на введение в ситуацию. Задачей журналиста на месте события является не только сбор фактической информации, но и поиск особенного аспекта события, эмоций, которые вызывает это событие.

Особое место при подготовке репортажа необходимо уделить общению с людьми. Они всегда находятся в центре репортажа.

Репортаж – информационный жанр, в котором факты подаются под приправой авторских наблюдений, ощущений, комментариев. Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.).

Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками. Виды репортажа: событийный - событие передается хронологически (также различают до событийный и после событийные репортажи), тематический - событие может передаваться, начиная с любого места, тут позволительны расширенные и подробные комментарии и постановочный - ситуационный, когда репортаж передается с не запланированного события. Хороший репортаж создает тройной эффект: присутствия + достоверности + сопереживания.

Чтобы добиться этого эффекта, репортеру нужно:

  • побывать на месте (репортаж невозможно написать за письменным столом!)
  • увидеть как можно больше, включая детали и нюансы
  • услышать все возможные мнения (взять мини-интервью)
  • собрать факты, в том числе восстановить предысторию происшествия
  • записать все и сфотографировать

Задача репортера – дать аудитории почувствовать атмосферу, в которой разворачивалось событие, позволить увидеть то, чему он, журналист, какое-то время назад сам был свидетелем. В репортаже ничего не надо придумывать – надо только уметь видеть, слушать и анализировать.




Репортер не только сообщает, но и изображает. Он не инсценирует события, а воспроизводит их.

По тертычному:

Репортаж – информационный жанр, в котором факты подаются под приправой авторских наблюдений, ощущений, комментариев. Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.).

Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками. Виды репортажа: событийный - событие передается хронологически (также различают до событийный и после событийные репортажи), тематический - событие может передаваться, начиная с любого места, тут позволительны расширенные и подробные комментарии и постановочный - ситуационный, когда репортаж передается с не запланированного события. Хороший репортаж создает тройной эффект: присутствия + достоверности + сопереживания.

Чтобы добиться этого эффекта, репортеру нужно:

  • побывать на месте (репортаж невозможно написать за письменным столом!)
  • увидеть как можно больше, включая детали и нюансы
  • услышать все возможные мнения (взять мини-интервью)
  • собрать факты, в том числе восстановить предысторию происшествия
  • записать все и сфотографировать

Задача репортера – дать аудитории почувствовать атмосферу, в которой разворачивалось событие, позволить увидеть то, чему он, журналист, какое-то время назад сам был свидетелем. В репортаже ничего не надо придумывать – надо только уметь видеть, слушать и анализировать.

Репортер не только сообщает, но и изображает. Он не инсценирует события, а воспроизводит их.

Здравствуйте! Продолжаем изучать жанры журналистики . И на очереди после заметки , репортаж.

В этой статье рассмотрим:

  • что такое репортаж,
  • в чем его особенность,
  • чем отличается репортаж от заметки,
  • что должен отобразить репортер,
  • чем характеризуется хороший репортаж.

Событие, концерт, авария, происшествие, любое действие, для того чтобы вы поняли, что, где и как происходит — это все освещает репортаж:

  • подробно,
  • информационно,
  • с деталями – в таком ключе докладчик доносит о событии.

Репортаж – это информационный жанр, оперативно, с необходимыми подробностями сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор.

Особенности репортажа:

Отличительное свойство репортажа

В отличии от заметки, автор может давать кое-какую оценку событиям.

Для создания репортажа, конечно же, должен быть информационный повод, то есть событие, которое произошло и которое легло в основу репортажа.

Для того чтобы читатель поверил и увидел все своими глазами, вам следует, собственно, присутствовать в гуще самого события, и передать ваши впечатления. Не пренебрегайте этим правилом.

Роль деталей в репортаже

Насыщенные деталями репортажи – хорошие репортажи!

На праздничной ярмарке можно сказать: в воздухе витает аромат сахарной ваты, подчеркивая, что именно продавалось и дабы размягчить новость.

На лыжном курорте подчеркнуть, что для посетителей со своим снаряжением действует постоянная скидка.

Эмоционально сделайте репортаж так, чтобы было видно, какое впечатление на вас произвело событие. Главное, чтобы вам не было все равно, и чтобы вы не делали это механически.

Признаки репортажа:

  • от лица очевидца;
  • время течет от начала к концу события;
  • присутствует действие;
  • помечаются яркие детали.

Как делать репортаж?

Если делать репортаж текучим, нужно описать события в хронологическом отрывке. Когда начались и чем закончились события. В центре внимания должно быть сама суть происходящего.

Начинайте с вводного события и ведите линию истории, разбавляя ее интересными деталями и моментами.

Не переусердствуйте с деталями, так как они могут смазать картину.

Репортажи могут быть, как и новостными, так и фото- , и телевизионными, развлекательного характера или в виде хроники.

Поводом могут быть как позитивные события, так и негативные (авария, несчастный случай, природное бедствие).

Виды репортажей

1. Исследовательские – исследование некого явления, раскрытие для читателей чего-то нового, культуры, страны.
2. Постановочные – автор оказывается в новой роли, пробует новую профессию.
3. Событийные – прибытие на место события.

Создание эффекта присутствия

Для того, чтобы создать эффект присутствия, добавляйте в ваши репортажи такие детали, как:

  • герои (кто участники события)
  • интересные моменты (всегда есть или нужно найти)
  • диалоги ( кто о чем говорил, можно добавить из зарепортированных маленьких разговоров или небольших интервью)

Героями могут стать, как и рядовые посетители (если это, например, культурное мероприятие), так и авторы действия, политические фигуры и т.д. С деталями не переусердствуйте. Много деталей = нет деталей. Хороший репортаж – динамичный репортаж.

Как вы можете применить эту информацию?

Попробуйте описать какое событие, участником которого вы были, например, вы были на концерте.

Оцените любой новостной репортаж по телевидению.

Напишите на своем блоге репортаж: где вы были и что видели. Но не в жанре заметки, а настоящем времени. Это будет напоминать рассказ. Рекомендую также свою книгу по написанию и продаже статей : " Превращаем буквы в деньги "

Превращаем буквы в деньги! - Научитесь зарабатывать, читая статьи в Интернете!

Заработок - это продажи! - Психология продаж в 7 подкастах! Уберите свой страх и внутреннее сопротивление


  • Журналист должен быть свидетелем события. Хороший репортаж индивидуален.
  • Событие происходит в определенном месте в определенное время. Весьма желательно, чтобы о месте и времени было прямо сказано в репортаже.
  • Репортажи обычно пишутся сразу после события.
  • Репортаж не только рассказывает о событии, но и показывает, как оно происходило.
  • Репортаж не нуждается в обобщениях. Важна непосредственность восприятия.

Автор репортажа должен организовать сбор материала таким образом, чтобы иметь возможность лично наблюдать событие. Другие способы добавления информации при

Событийный репортаж

Чтобы показать события в динамике, репортеру необходимо в центр произведения поставить самые яркие и эмоционально насыщенные моменты. При этом автор должен не только четко описывать разворачивающиеся на его глазах действия, но и отслеживать все его повороты и коллизии. В репортаже позиция автора является доминирующей, так как именно через его личностное восприятие читателю передается весь колорит происходящего. Для создания "эффекта присутствия" автор может

поделиться с читателями своими непосредственными чувствами и впечатлениями, описать свои внутренние переживания и эмоции, оценить, привести собственные рассуждения и комментарии.

Документальность и точность изображения достигаются и за счет создания "эффекта наглядности". Средства, с помощью которых достигается этот эффект, очень разнообразны:

- использование ярких деталей и подробностей (описать различные предметы или объекты материального мира, охарактеризовать поведение людей, обрисовать внешнюю

- использование речевых стратегий. Мини-диалоги, мини-интервью, реплики и т.д. помогают воспроизвести в репортаже речь действующих героев, тем самым внося в ткань репортажа живые голоса реальных людей.

Композиционная схема

- Вначале дается зарисовочная заставка (как правило, яркий жизненный эпизод), с помощью которой журналист вводит читателя в курс события. Роль такой заставки - привлечение внимания читателя к материалу.

- В концовке автор должен суммировать или обобщить свои впечатления, оценки, мнения.

Кликнув на картинку в этом посте, можно перейти на нашу страничку ШТУДИИ. Там помещён как образец полный текст репортажа Владимира Гиляровского ("короля репортажа" конца XIX - начала XX века) о Ходынской катастрофе.

По учебному пособию "Школьная риторика. 7 класс. Часть 2" (под ред. Ладыженской) мы подробнее остановились на том, с помощью каких лигвистических средств создаются в репортаже "эффект присутствия" и "эффект наглядности".

  1. Использование глаголов настоящего времени, глаголов прошедшего времени несовершенного вида, а также назывных предложений. Примеры:

"Восемьдесят барабанов выстукивают сухую дробь. Под барабанный бой вступает на площадь необычная колонна. Двести воинов несут двести знамён." "Бьют барабаны. " (Из радиорепортажа с Красной площади 24 июня 1945 года . Парад Победы).

"За мной возвышалось полотно дороги, на нём кипела жизнь: снизу лезли на насыпь, стаскивая стоящих на ней, те падали на головы спаянных ниже, кусались, грызлись. Сверху снова падали, снова лезли. чтобы упасть; третий, четвёртый слой на головы стоящих" (из репортажа Гиляровского о ходынской катастрофе).

"Шум, говор, песни. Веселье вовсю. " (Из репортажа Гиляровского).

Грамматическое средство "настоящее репортажа" в сильной степени выражает ощущения и переживания пишущего. Репортёр обозначает словом те действия, которые происходят на его глазах. Он их видит, слышит, эти действия могут относиться к фактическому прошлому, но для репортёра, а следовательно, и для читателя (слушателя, зрителя) они происходят как бы сейчас, в момент речи.

Назывные предложения в роли "настоящего репортажа" придают особую документальную достоверность событию, делают происходящее более реальным, зримым, слышимым. это как бы "стоп-кадр" репортажа. Назывные предложения часто оформляют зачин, придают изображаемому достоверность, документальность картинность.

2. "Я" репортёра - главная стилевая черта жанра, создающая "эффект присутствия". Формы выражения авторского "Я":

  • Личное местоимение 1-го лица единственного числа. Прямое "открытое" употребление "Я" в речи создаёт определённое настроение установку на достоверность происходящего и глубоко личное отношение к этому.
  • Репортёр, используя личное местоимение "Я", переходит к рассказу о другом аспекте события, включает новую идею, переходит от одной мысли к другой.
  • Личные местоимения множественного числа "мы". Эта форм сохраняет авторское отношение, но более строга, сдержанна, более официальна, чем "Я" репортажа.
  • Притяжательные местоимения "мой", "наш". Они тоже являются средством выражения авторского отношения к происходящему.
  • Отсутствие личных местоимений при широком употреблении глаголов придаёт особую динамику, экспрессию тому событию, которое дано через авторское восприятие, и самого репортёра включает в это действие.

Авторское "Я" выполняет следующие композиционные функции: может быть средством оформления зачина; как бы перекидывает "мостик" от одного мини-события к другому, показывает порядок их следования; демонстрирует свой информационно-повествовательный характер.

3. Репортаж - это не плавный рассказ. Сама быстрая, а иногда резкая смена речевых планов - описание, повествование, рассуждение, авторская прямая речь и интервью - всё это создаёт динамизм, напряжённость действия, многокрасочность картин жизни.

В конце занятия мы обратили внимание на поведение репортёра во время собирания материалов для репортажа, его внешний вид, манеру общения с людьми.

С одного и того же места событий репортёры могут написать (снять) совершенно разные репортажи. Это зависит от того

Все эти пункты репортёр должен продумать заранее и подготовить нестандартные вопросы по существу и по форме, чтобы сделать свой репортаж ярким и запоминающимся. Живая и точная речь может включать разговорную лексику и допускать разговорные интонации, оригинальные фразы и остроумные выражения, шутки, если это продиктовано обстоятельствами и характером событий. Репортёр должен быть объективным, может иметь своё мнение по поводу происходящих событий, но не должен навязывать его.

Читайте также: