Особенности языка науки кратко

Обновлено: 02.07.2024

Проблеме языка - это одна из самых острых дискуссионных тем XX века. В его первой половине основоположник популярной в западных научных кругах англо-американской аналитической философии, или неопозитивизма Л. Витгенштейн эффективность науки связал с успешностью ее языка. По его мнению, ученый – это архитектор, философ – чистильщик, а задача философии науки – описывать и разграничивать различные языковые игры, осуществлять аналитическую деятельность по прояснению логической структуры

Оглавление

Ведение 3
Понятие и сущность языка науки 4
Детерминация становления и развития языка науки 4
Функции Языка науки 6
Исторические парадигмы языка науки 8
Особенности языка науки 13
2.1. Научная терминология 13
2.2. Понятия и концепты 16
2.3. Символика в языке науки 20
2.4. Исключение абстракций в языке науки 25
Заключение 29
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования

Кафедра экономики отраслей и рынков

Выполнила: студентка гр. 21ЭМЗ-504

Проверил: к.ф.н., проф. Сибиряков И.В.

  1. Понятие и сущность языка науки 4
    1. Детерминация становления и развития языка науки 4
    2. Функции Языка науки 6
    3. Исторические парадигмы языка науки 8

    2.1. Научная терминология 13

    2.2. Понятия и концепты 16

    2.3. Символика в языке науки 20

    2.4. Исключение абстракций в языке науки 25

    Список использованной литературы 30

      1. Детерминация понятий и развити я языка науки.

      Существует несколько понятий языка науки:

      1. Иерархизированная многослойная структура, уровни которой дифференцированы по вертикали, определяющей движение от эмпирии к абстрактным положениям теории.
      2. Не просто форма, в которой выражается некоторое внешнее по отношению к ней содержание научного знания, а способ возникновения и бытия научного знания как определенной реальности.
      3. Система понятий, знаков, символов, создаваемая и используемая той или иной областью научного познания для получения, обработки, хранения и применения знаний.
      4. Сложное, внутренне дифференцированное многослойное образование, строение и функционирование которого определяется задачами формирования, трансляции и развития научного знания

      Язык науки возникает, формируется и развивается как орудие познания определенной области явлений. Его специфика определяется особенностями изучаемой области и методами её познания.

      На первом этапе своего развития наука в основном пользовалась понятиями естественного языка. По мере углубления (более глубокого проникновения) в предмет исследования появлялись теории, вводящие совершенно новые термины, относящиеся к абстрактным, идеализированным объектам, к обнаруживаемым объектам, новым открываемым явлениям, их свойствам и связям. Таковы, например, названия элементарных частиц, их свойств и взаимосвязей; химических элементов; понятия электродинамики и т.д.

      Если в обыденном словоупотреблении мы специально не контролируем смысл употребляемых слов, то научный подход связан именно с требованием рефлексивного контроля над таким употреблением

      Специфическое содержание Языка науки может быть выражено и знаковыми средствами обыденного естественного языка, и своей особой семиотикой, разрабатываемой уже только в рамках Языка науки (Язык науки в узком смысле слова). Эти выработанные в Языке науки знаковые средства могут включать элемент наглядности, визуальной образности (различные геометрические модели, схемы, графики и т.д.). Наглядность (образность) не противопоказана Языку науки, однако в данном случае имеется в виду специфическая образность наглядной модели, фиксирующей особое научное содержание. Существенную роль в Языке науки играют различного рода математические языки (включая и язык математической логики), обеспечивающие возможность не только точного выражения научной мысли, но и логического анализа и обработки содержащейся в научном знании информации.

      Лишь в прошлом веке появилась теория, которая провозгласила, что без такого языка вообще невозможна нормальная научная деятельность в более или менее широких масштабах. Согласно Т. Куну, без совместных принципов и совместной парадигмы невозможно сегодня сколько-нибудь серьезное научное направление. Парадигма же строится на основе особого языка, принятого в данной отрасли знания.

      Идея проведения различия между функциями языка принимается в большинстве теорий языка; реализуется она, однако, по-разному.

      Широкую известность получило введенное в 20-е годы этого века Ч. Огденом и А. Ричардсом противопоставление референциального (обозначающего) употребления языка его эмотивному (выражающему) употреблению.

      Распространено также выделение следующих двух языковых функций: формулирования мыслей в процессе познания и коммуникации этих мыслей, а также связанных с ними переживаний. Первая из этих функций иногда считается предельным случаем второй, т. е. мышление рассматривается как общение с самим собой.

      К. Бюлер, рассматривая знаки языка в их отношении к говорящему, слушающему и предмету высказывания, выделяет три функции языкового высказывания: информативную, экспрессивную и эвокативную. В случае первой язык используется для формулировки истинных или ложных утверждений; при второй - для выражения состояний сознания говорящего; при третьей — для оказания влияния на слушающего, для возбуждения у него определенных мыслей, оценок, стремлений к каким-то действиям. Каждое языковое высказывание выполняет одновременно все три указанные задачи; различие между тремя функциями языка определяется тем, какая из этих задач является доминирующей. Так, утверждение о факте, являющееся типичным случаем информативного употребления языка, непосредственно описывает положение дел в действительности, косвенно выражает переживание говорящим его опыта и вызывает определенные мысли и чувства у слушающего. Основная функция команды, являющейся характерным образцом эвокативного употребления языка, — вызвать определенное действие слушающего, но команда представляет также сведения о предписываемой деятельности и выражает желание или волю говорящего, чтобы деятельность была выполнена. Восклицание непосредственно выражает эмоции говорящего, а косвенно оказывает влияние на слушающего и дает ему информацию о состоянии сознания говорящего.

      Интеграционные процессы во взаимодействии науки и производства, процесс превращения науки в культурообразующую основу общества, расширение сферы влияния науки, вмешательство ее во все стороны жизни не только усиливают интерес к науке, но и прямо выдвигают перед обществом задачу всестороннего изучения науки.

      Наука - сложное социальное явление. Сегодня она - это целая сеть учреждений, институтов, лабораторий, большой отряд ученых, теоретиков и экспериментаторов и т.д. Она есть развитой социальный организм, выполняющий функцию по производству объективных знаний. Поэтому как объект познания наука может исследоваться с разных сторон. Наука как знание и как деятельность по производству знания осуществляется обществом и является его продуктом. Поэтому знание и сам процесс получения этого знания должны существовать в такой форме, которая доступна исследовательскому коллективу, любому его члену и в целом обществу, иначе говоря, знание должно быть заключено в материальную, чувственно воспринимаемую оболочку, иметь адекватную знаковую форму.

      В последние два десятилетия в нашей литературе активно велась позитивная разработка философских вопросов языка науки. Большая работа проделана в этом плане С.А. Васильевым, В.Н. Карповичем, М.С. Козловой, А.М. Коршуновым, П.В. Копниным, В.В. Мантатовым, Э.А. Мариничевым, И.С. Нарским, В.В. Петровым, Ю.А. Петровым, М.В. Поповичем, А.И. Ракитовым, В.С. Степиным, С.М. Шалютиным, В.С. Швыревым, Ю.А. Шрейдером, В.А. Штоффом, И.А. Хабаровым и др. Эта проблематика прочно вошла сегодня в философский анализ науки. Опыт показывает, что язык науки - явление исключительно сложное и многообразное. Существуют различные подходы к изучению языка науки, в связи, с чем выделены и использованы лишь отдельные аспекты этого сложного образования.

      Основная языковая особенность научного стиля речи — тяготение к нормированной речи. Это объясняется тем, что в первую очередь он выполняет информативную функцию. Поэтому текст должен быть ясным, логичным, точным и объективным. Только в таком случае читатель получит достоверные данные о понятиях, закономерностях и фактах, а также идеях, методах, приемах и других видах информации, представленной в той или иной статье.


      Главные особенности и черты научного стиля

      Цель текста в научном стиле — корректно отразить процесс и результат исследовательской деятельности. Перед автором стоит задача передать структурированную и логически выстроенную информацию. Этим и обусловлены основные особенности научного стиля, которые свойственны работам вне зависимости от характера науки (точной, естественной, гуманитарной) и разновидности жанра (доклад, статья, учебник, монография и пр.). Для такого стиля повествования характерны:

      • монологический характер речи (от одного лица);
      • строгий отбор языковых средств;
      • использование специфических терминов;
      • включение сложных синтаксических конструкций для выстраивания упорядоченной связи.

      Соблюдение правил написания научных текстов необходимо и для публикации в журналах. Учет особенностей такого стиля — залог того, что материал будет принят и опубликован.


      Морфологические особенности научного стиля

      В морфологии изучают словоформы — то, как склоняются и спрягаются слова. Если рассматривать с этой точки зрения научный стиль, то можно выделить следующие особенности:


      Каковые синтаксические особенности текстов научного стиля

      В разделе синтаксиса изучаются формы и типы предложений, словосочетаний и связи слов в такие конструкции. В научной речи активно используются сложные предложения, в первую очередь сложноподчиненные. В них есть основная и придаточная часть. Они соединяются общеупотребительными (поскольку, потому что, так как, оттого что) и книжными союзами (ввиду того что, ибо, вследствие того что, благодаря тому что).

      Основные черты научного стиля в вопросе синтаксиса следующие:


      Лексические особенности научного стиля

      Лексика — это совокупность слов, с помощью которых можно формировать и передавать знания о предметах и явлениях. В научном стиле для этого широко применяются имена существительные, причем в их прямом значении. Это различные абстрактные слова и термины, которые делятся на 3 категории:

      • нейтральные — часто используются во всех стилях (большой, белый, пять, десять, происходит, идет и пр.);
      • общенаучные — встречаются в разных областях науки (градус, сила, центр, энергия и пр.);
      • узкоспециальные — применяются в конкретной области науки.

      Специфические черты научного стиля

      Проще всего распознать научный стиль по специфическим чертам. Именно они помогают сделать текст максимально информативным и в то же время простым для понимания любыми читателями. К таким чертам относятся:

      Наука требует использования специальных языковых кодов для отличия от разговорного языка; есть даже специализированный язык для различных научных дисциплин. В каждой отрасли науки используются собственные жаргонные или языковые коды: медицина, биология, технология, астрономия, математика, физика и т. Д..


      Однако, несмотря на семантические различия между науками, существуют основные или общие характеристики научного языка. Научный язык использует особые термины о предмете, о котором он говорит, настолько, что особая лексика, используемая в научных текстах, является его основной характеристикой..

      Этот тип языка также характеризуется своей объективностью, ясностью, точностью и аккуратностью. Там нет места для личных мнений или чувств. Таким образом, наука избегает двусмысленностей и недоразумений.

      • 1 Характеристики
        • 1.1 Безличный
        • 1.2 Цель
        • 1.3 Краткий
        • 1.4 Точный
        • 1.5 Кларо
        • 2.1 Передача информации
        • 2.2 Экспресс аргументы
        • 2.3 Металлингвистика
        • 3.1 Слова общего языка с различным значением
        • 3.2 Греческие или латинские термины происхождения (простые или составные)
        • 3.3 Слова, образованные с латинскими или греческими корнями
        • 3.4 Неологизмы
        • 4.1 Пример 1
        • 4.2 Пример 2
        • 4.3 Примеры научных терминов

        черты

        безличный

        Избегайте использования первого лица единственного (I) или множественного числа (нас), что должно передать его объективную природу.

        цель

        Это также не выдает личные мнения; то есть он избегает использования субъективных элементов. Он основан на наблюдениях за результатами, полученными в результате научных испытаний.

        краткий

        Он говорит, что вы хотите сказать, используя только количество слов, необходимых.

        точный

        Он осторожен, чтобы точно сказать, что имеется в виду. Используйте соединители, чтобы выполнить простое упорядочение предложений, а также простые времена глаголов.

        ясно

        Это понятно для типа аудитории, к которой она адресована. Точность, с которой факты или доказательства раскрываются, - это то, что придает статье или научному дискурсу доказательную ценность и достоверность.

        Кроме того, есть и другие характерные особенности научного языка:

        - Попробуйте или сообщите по определенной теме.

        - Он нацелен на экспертную аудиторию в предметной области.

        - Это может быть трудно понять тем, кто не является экспертом в данной области.

        - Используйте языковые коды и конкретную терминологию.

        - Высокая плотность или терминология специализации.

        - Низкий уровень перифреза или ненужное использование слов. Он также не использует риторические украшения.

        - Частое использование аббревиатур, начиная от явного уровня (имя) до герметичного уровня (акроним).

        - Используйте однозначный словарь (моносемичный язык), чтобы избежать разных толкований. Используемые им технические и неологизмы не допускают других форм, таких как полисемия, синонимия и омонимия. Тем не менее, он создает неологизмы по составу и происхождению.

        - Он заимствует лексику и использует графики и рисунки для своих объяснений.

        - Это делает строгую ссылку на объект или предмет, с которым это имеет дело. Использует денотативный язык и отказывается использовать косой язык.

        -Используйте дискурсивные элементы, такие как: определение, описание, демонстрация, формулировка, объяснение и характеристика, без привлечения личных позиций.

        - В письменной форме настоящее время преобладает наряду с показательным режимом. Используйте обильные существительные и очень мало прилагательных.

        - Это универсально; следовательно, в использовании научных терминов нет никаких особенностей, как в примерах и самих методологических соглашениях.

        - Ранее научный язык почти полностью зависел от латыни и в меньшей степени от греческого. В настоящее время английский язык является наиболее используемым в научном дискурсе, хотя в начале 20-го века он был немецким наряду с латинским.

        функции

        Научный язык выполняет некоторые очень точные функции в качестве носителя науки. Как уже говорилось, это точно, точно и объективно. Среди его функций:

        Передавать информацию

        Он передает конкретные знания общественности и представляет собой конкретную научную дисциплину..

        Экспресс аргументы

        Это идет к конкретному, разоблачая предмет и развивая каждый из аргументов без украшений.

        металингвистика

        Научные тексты и техники создают и воссоздают собственную терминологию. По этой причине они часто должны объяснять значение терминов, используемых, чтобы избежать двусмысленности или искажений. Некоторые слова в научной терминологии не имеют смысла в языковых словарях..

        тип

        Научный язык может быть классифицирован в соответствии с различными типами используемых слов. Есть научные слова, которые были созданы специально для использования наукой. Например, фотосинтез, электролиз и митоз.

        Кроме того, есть слова повседневного употребления, которые используются в научном языке для обозначения определенных явлений или действий в науке, но они также используются в других контекстах; например: упражнение, отталкивание, естественное или контрактное.

        Ученые не говорят на языке, отличном от того, который они используют для общения в своей повседневной жизни. Разница в том, что в своей работе они используют специальную и специфическую терминологию для решения научных вопросов..

        Они используют общие термины с конкретными значениями для науки и специализированные термины научного жаргона.

        В соответствии с происхождением используемых им технических аспектов научный язык можно разделить на:

        Слова общего языка с различным значением

        Например: масса, сила, сила, инерция, материя, протокол, рутина.

        Термины греческого или латинского происхождения (простые или составные)

        Например: головная боль, анатомия, полигены, петрология.

        Слова, образованные с латинскими или греческими корнями

        Например: анорексия, пустула, атом.

        неологизмы

        Например: англицизмы (стандарт, стресс) и галлицизмы (павильон).

        примеров

        Пример текста, написанного на журналистском языке, и тот же текст, написанный на научном языке:

        Пример 1

        Журналистский текст

        Этот тип диабета вызван дефицитом инсулина, так как организм не способен вырабатывать инсулин для переработки сахара в крови.

        Научный текст

        Доказанные данные свидетельствуют о том, что потребление искусственного подсластителя аспартама вызывает резистентность к инсулину и диабет 2 типа.

        Пример 2

        Одна треть земной поверхности покрыта известковыми почвами. В настоящей работе продемонстрировано влияние химических соединений на основе мезосульфуронметила и йодосульфуронметилнатрия в почве этого типа..

        Научный стиль речи

        В этой статье подробно разберем научный стиль речи. Вы найдете ответы на следующие вопросы:

        • что такое научный стиль речи;
        • его основная функция и задачи;
        • сфера применения;
        • особенности и характерные черты научного стиля;
        • подстили или разновидности;
        • жанры научного стиля речи;
        • пример научного текста.

        Что такое научный стиль речи, его функции и задачи

        Научный стиль речи — это функциональный стиль речи русского литературного языка, который является средством общения в сфере научной, научно-профессиональной и учебно-научной деятельности.

        Основная функция научного стиля речи — информативная. Заключается она в том, чтобы передавать объективную информацию о человеке, природе, обществе.

        Задачей научного стиля является объяснение явлений природы и социальной жизни, определение закономерностей и выявление причинно-следственных связей.

        Тексты научного стиля отличаются ясностью, логичностью, точностью, объективностью и доказательностью изложения информации.

        Сфера применения научного стиля

        Сфера применения научного стиля речи — область науки и учебно-научной деятельности.

        В первую очередь, используется в письменной форме речи: учебники, статьи, диссертации, доклады, энциклопедии и др. Но встречается и в устной форме (например, при проведении научных конференций).

        Основные особенности и характерные черты научного стиля речи

        К особенностям и характерным чертам научного стиля относятся:

        1. Логичность изложения — информация подается непротиворечиво и в четкой последовательности.
        2. Обобщенность, точность и объективность изложения информации.
        3. Доказательность и насыщенность изложения (много аргументов, фактов).
        4. Применение терминов и общенаучных слов. В среднем термины занимают около 15-20% от всего объема текста.
        5. Использование слов с абстрактным значением (это слова, которые не вызывают в сознании и памяти конкретных образов, например: свойство, сущность, мировоззрение, реальность).
        6. Чаще всего присутствует монологический характер речи.
        7. Больше существительных и прилагательных, и минимум глаголов.
        8. Сложное построение предложений.
        9. Предложения в основном длинные.
        10. Практически не используются средства выразительности (эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) и отсутствует экспрессивно-эмоциональная лексика (восхитительный, сыночек, воодушевить, презираю, подхалим).
        11. Правильный порядок слов.
        12. Строгая последовательность изложения.

        Научный стиль речи: его разновидности или подстили

        Из-за такого взаимодействия с другими стилями речи, а также в зависимости от цели и специфики применения научный стиль делится на 6 подстилей:

        Жанры научного стиля речи

        Жанры научного стиля — это разновидности научных текстов, которые различаются по своей структуре и выполняемым функциям.

        Существует несколько классификаций жанров научного стиля. Например: первичные и вторичные научные произведения или же жанры со свободной (статьи, рецензии) и с фиксированной структурой написания (диссертация).

        В данной статье рассмотрим классификацию жанров в зависимости от тех конкретных коммуникативных и информационных функций, которые они выполняют.

        Научный стиль речи: жанры собственно-научного подстиля

        Основная функция данного подстиля заключается в определении и описании оригинальных результатов исследований, в изложении новых фактов, явлений и закономерностей.

        К жанрам собственно-научного подстиля относятся:

        • Монография — научное исследование, посвященное одному конкретному явление, факту, вопросу или теме. Объем классического текста монографии составляет более 120 страниц формата А4. Это полноценный научный труд.
        • Научная статья — небольшое сочинение, в котором автор описывает результаты собственного исследования.
        • Диссертация — квалификационная работа, успешное выполнение которой необходимо для присвоения ученой степени. Объем: от 50 до 500 страниц. Оформляется в виде книги или переплетенной рукописи.

        Тексты собственно-научного подстиля имеют общую структуру написания, которая включает:

        1. Название.
        2. Вступление.
        3. Основная часть.
        4. Заключение.

        Жанры учебно-научного подстиля

        Учебно-научная речь используется в процессе обучения, а именно для передачи и освоения научной информации учащимися.

        Основными письменными жанрами данного подстиля являются:

        Жанры научно-популярного подстиля

        Данный подстиль предназначен для распространения научной информации среди массового адресата (например, среди определенной категории читателей — детей, подростков и т. д.).

        К жанрам научно-популярного подстиля относятся:

        • Научно-популярные книги — это литературные произведения о науке, об ученых, научных достижениях и исследованиях, предназначенные для широкого круга читателей.
        • Научно-популярные журналы.
        • Детские энциклопедии.
        • Статьи.

        Жанры научно-информативного подстиля

        Функция научно-информативного подстиля заключается в передаче научной информации.

        Основные жанры данного подстиля:

        • Реферат — это краткий доклад по определенной теме, в котором собрана информация чаще всего из нескольких источников.
        • Реферат-обзор — доклад, в котором сопоставляются различные точки зрения по определенному вопросу. Составляется на основе нескольких источников.
        • Реферат-резюме — краткий доклад, в котором изложены только основные положения.
        • Тезис — ведущий жанр научного стиля. Представляет собой краткую запись, в которой изложены основные положения научного исследования.

        Жанры научно-справочного подстиля

        Задача научно-справочного подстиля состоит в обеспечении читателю возможности быстрого поиска нужной научной информации.

        Основными жанрами научно-справочного подстиля являются:

        • Энциклопедия — научное справочное обозрение всех или отдельных отраслей знаний в форме словаря.
        • Словарь — сборник слов с их переводом, толкованием и пояснением.
        • Справочник — книга, в которой содержатся краткие сведения научного, общественного, производственного или прикладного характера.
        • Каталог — список информации об объектах, цель которого состоит в облегчении поиска этих объектов по определенному признаку.

        Научный стиль речи: жанры научно-технического подстиля

        Научно-технический подстиль распространен в технической документации. Тексты данного подстиля служат для того, чтобы применять на практике все те достижения, которые были получены в результате теоретических и экспериментальных научных исследований.

        К жанрам научно-технического подстиля относятся:

        • Патент — документ, удостоверяющий исключительное право на изобретение, изделие или процесс.
        • Спецификация — определение и перечень специфических особенностей, уточненная классификация чего-либо.
        • Технические условия — документ, устанавливающий технические требования, которым должны соответствовать конкретное изделие, материал, вещество и пр. или их группа.
        • Стандарты.
        • Описание изобретений.

        Структура научного текста

        Любой научный текст, независимо от жанра, строится по единой логической схеме.

        В основе всегда находится тезис — утверждение, которое требует обоснования. Для подтверждения и обоснования этого тезиса в тексте должна быть представлена аргументация и приведены доказательства. Часто для более полной аргументации приводятся иллюстрации — примеры, которые подтверждают выдвинутые научные предположения.

        Заканчивается текст выводом или резюме, в котором изложена оценка проведенного исследования, а также представлены перспективы для дальнейшего изучения.

        Пример текстов, написанных в научном стиле речи

        P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях, спасибо!

        Читайте также: