Особенности воздушного транспорта кратко

Обновлено: 02.07.2024

Авиационный транспорт – вид транспорта, производящий перевозку грузов и пассажиров воздушным путём с помощью летательных аппаратов: самолётов, вертолётов и др.; помогает интернационализации и глобализации всех сторон человеческой деятельности. Авиационный транспорт – самый скоростной и самый дорогостоящий вид транспорта.

Преимущества:

- маневренность и оперативность (особенно в организации новых маршрутов);

- огромный охват территорий и акваторий;

- кратчайший путь следования;

- возможность быстрой передислокации подвижного состава при изменении пассажиропотоков, в т.ч. из-за аварий на других видах транспорта;

- экономия общественного времени благодаря ускорению доставки;

- неограниченные провозные возможности (ограничиваются только мощностью аэродрома);

- относительно небольшие капиталовложения (на 1 км воздушного пути примерно в 30 раз меньше, чем на 1 км ж/д пути).

Функции воздушного транспорта близки с функциями телекоммуникаций. Авиаперевозки обеспечивают наиболее ценные (произведения искусства, антиквариат, драг. металлы) и срочные грузы.

Недостатки: высокая себестоимость перевозок (поэтому не является грузовым); зависимость от погодных условий.

Изначально воздушный транспорт развивался как специализированное средство пассажирских перевозок. В настоящее время увеличивается доля грузовых перевозок авиационным транспортом. Это связано с появлением самолётов большей грузоподъёмности. Наметилась тенденция перевозки мелких партий грузов. Стоимость транспортировки может быть снижена за счёт уменьшения страховки, упрощения тары и упаковки из-за отсутствия внешнего воздействия. Однако в общем объёме доля грузооборота авиационного транспорта мала. Функции данного вида транспорта расширяются в зависимости от внедрения достижений НТП. Постепенно происходит процесс формирования личных летательных средств.

К специфическим сферам деятельности воздушного транспорта относят: монтаж строительных высотных сооружений, магистральных газо- и нефтепроводов, ЛЭП; инспекцию дорожного движения; сельскохозяйственные работы; пожаротушение; связь с удалёнными и труднодоступными районами; скорую мед. помощь; перевозку почты; геологоразведку; аэрофотосъемку.

Движение воздушного транспорта осуществляется:

1. Строго по расписанию, что связано со сложностью организации взлета-посадки на ВПП;

2. По системе выделения каждой единице подвижного состава своего коридора движения, зависящего от скорости и грузоподъёмности самолета.

Коридор движения – это расчётная высота полета и система координат в продольной и горизонтальной плоскостях полёта. Система коридоров позволяет рассредоточить воздушные суда в воздухе. Летательные средства оборудованы соответствующими системами измерения и поддержания высоты полёта.

К подвижному составувоздушного транспорта относятся:

1. Аппараты легче воздуха (дирижабли, воздушные шары, аэростаты, планеры);

2. Аппараты тяжелее воздуха (самолёты, вертолёты).

Для безопасной работы воздушного транспорта необходима сложная инфраструктура (обслуживающий персонал, радиолокация, телекоммуникация, сложная наземная техника). Инфраструктурой отраслиявляется сеть аэропортов. Аэропорт – это транспортное предприятие, осуществляющее приём и отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, организацию и обслуживание полётов подвижного состава. Аэропорты бывают международные, республиканские и местного назначения. Аэродром – это специально приспособленный земельный участок с комплексом сооружений и оборудования для обеспечения взлёта, посадки, стоянки и обслуживания. Аэродромы бывают основные, запасные и базовые.

Предприятия воздушного транспорта акционированы, однако системы управления воздушным движением приватизации не подлежат. Это обусловлено в большей степени тем, что государство ответственно за безопасность полётов и жизнь людей.

Оперативная деятельность аэропортов также отделена от собственности и оперативной деятельности авиакомпаний. При этом обеспечен равный доступ авиакомпаний к инфраструктуре любого аэропорта и свободный выбор аэропорта для равных условий конкурентной борьбы авиакомпаний.




В Советском Союзе авиатранспорт развивался очень активно. В 80-е гг. Аэрофлот являлся крупнейшей авиакомпанией мира. Помимо обслуживания отечественных трасс, он поддерживал связи со многими зарубежными странами. Сегодня Россия также является одной из крупнейших авиационных держав. Однако Аэрофлот с распадом СССР и отделением от него целого ряда мелких самостоятельных авиакомпаний потерял свое лидирующее положение. В 70-е – начале 80-х гг. Аэрофлот был укомплектован современными воздушными судами, в техническом отношении вполне сопоставимыми с лучшими зарубежными аналогами. Тем не менее, начиная со второй половины 80-х гг. резко замедлились темпы обновления отечественного авиапарка. В годы экономического кризиса этот процесс почти полностью прекратился, в связи с этим главной и неотложной задачей авиационного транспорта России является замена отслуживших свой срок лайнеров новыми машинами.

В России самые протяжённые в мире авиатрассы (800 тыс. км). В первую очередь это трассы, соединяющие Москву и Санкт-Петербург с городами Дальнего Востока:

Москва – Екатеринбург – Новосибирск – Иркутск – Хабаровск – Владивосток;

Москва – Новосибирск – Иркутск – Якутск – Магадан – Петропавловск- Камчатский;

Санкт-Петербург – Екатеринбург – Новосибирск – Иркутск – Хабаровск – Владивосток;

Санкт-Петербург – Пермь – Омск – Новосибирск – Иркутск – Якутск – Магадан – Петропавловск-Камчатский.

Авиационный транспорт – вид транспорта, производящий перевозку грузов и пассажиров воздушным путём с помощью летательных аппаратов: самолётов, вертолётов и др.; помогает интернационализации и глобализации всех сторон человеческой деятельности. Авиационный транспорт – самый скоростной и самый дорогостоящий вид транспорта.

Преимущества:

- маневренность и оперативность (особенно в организации новых маршрутов);

- огромный охват территорий и акваторий;

- кратчайший путь следования;

- возможность быстрой передислокации подвижного состава при изменении пассажиропотоков, в т.ч. из-за аварий на других видах транспорта;

- экономия общественного времени благодаря ускорению доставки;

- неограниченные провозные возможности (ограничиваются только мощностью аэродрома);

- относительно небольшие капиталовложения (на 1 км воздушного пути примерно в 30 раз меньше, чем на 1 км ж/д пути).

Функции воздушного транспорта близки с функциями телекоммуникаций. Авиаперевозки обеспечивают наиболее ценные (произведения искусства, антиквариат, драг. металлы) и срочные грузы.

Недостатки: высокая себестоимость перевозок (поэтому не является грузовым); зависимость от погодных условий.

Изначально воздушный транспорт развивался как специализированное средство пассажирских перевозок. В настоящее время увеличивается доля грузовых перевозок авиационным транспортом. Это связано с появлением самолётов большей грузоподъёмности. Наметилась тенденция перевозки мелких партий грузов. Стоимость транспортировки может быть снижена за счёт уменьшения страховки, упрощения тары и упаковки из-за отсутствия внешнего воздействия. Однако в общем объёме доля грузооборота авиационного транспорта мала. Функции данного вида транспорта расширяются в зависимости от внедрения достижений НТП. Постепенно происходит процесс формирования личных летательных средств.

К специфическим сферам деятельности воздушного транспорта относят: монтаж строительных высотных сооружений, магистральных газо- и нефтепроводов, ЛЭП; инспекцию дорожного движения; сельскохозяйственные работы; пожаротушение; связь с удалёнными и труднодоступными районами; скорую мед. помощь; перевозку почты; геологоразведку; аэрофотосъемку.

Движение воздушного транспорта осуществляется:

1. Строго по расписанию, что связано со сложностью организации взлета-посадки на ВПП;

2. По системе выделения каждой единице подвижного состава своего коридора движения, зависящего от скорости и грузоподъёмности самолета.

Коридор движения – это расчётная высота полета и система координат в продольной и горизонтальной плоскостях полёта. Система коридоров позволяет рассредоточить воздушные суда в воздухе. Летательные средства оборудованы соответствующими системами измерения и поддержания высоты полёта.

К подвижному составувоздушного транспорта относятся:

1. Аппараты легче воздуха (дирижабли, воздушные шары, аэростаты, планеры);

2. Аппараты тяжелее воздуха (самолёты, вертолёты).

Для безопасной работы воздушного транспорта необходима сложная инфраструктура (обслуживающий персонал, радиолокация, телекоммуникация, сложная наземная техника). Инфраструктурой отраслиявляется сеть аэропортов. Аэропорт – это транспортное предприятие, осуществляющее приём и отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, организацию и обслуживание полётов подвижного состава. Аэропорты бывают международные, республиканские и местного назначения. Аэродром – это специально приспособленный земельный участок с комплексом сооружений и оборудования для обеспечения взлёта, посадки, стоянки и обслуживания. Аэродромы бывают основные, запасные и базовые.

Предприятия воздушного транспорта акционированы, однако системы управления воздушным движением приватизации не подлежат. Это обусловлено в большей степени тем, что государство ответственно за безопасность полётов и жизнь людей.

Оперативная деятельность аэропортов также отделена от собственности и оперативной деятельности авиакомпаний. При этом обеспечен равный доступ авиакомпаний к инфраструктуре любого аэропорта и свободный выбор аэропорта для равных условий конкурентной борьбы авиакомпаний.

В Советском Союзе авиатранспорт развивался очень активно. В 80-е гг. Аэрофлот являлся крупнейшей авиакомпанией мира. Помимо обслуживания отечественных трасс, он поддерживал связи со многими зарубежными странами. Сегодня Россия также является одной из крупнейших авиационных держав. Однако Аэрофлот с распадом СССР и отделением от него целого ряда мелких самостоятельных авиакомпаний потерял свое лидирующее положение. В 70-е – начале 80-х гг. Аэрофлот был укомплектован современными воздушными судами, в техническом отношении вполне сопоставимыми с лучшими зарубежными аналогами. Тем не менее, начиная со второй половины 80-х гг. резко замедлились темпы обновления отечественного авиапарка. В годы экономического кризиса этот процесс почти полностью прекратился, в связи с этим главной и неотложной задачей авиационного транспорта России является замена отслуживших свой срок лайнеров новыми машинами.

В России самые протяжённые в мире авиатрассы (800 тыс. км). В первую очередь это трассы, соединяющие Москву и Санкт-Петербург с городами Дальнего Востока:

Москва – Екатеринбург – Новосибирск – Иркутск – Хабаровск – Владивосток;

Москва – Новосибирск – Иркутск – Якутск – Магадан – Петропавловск- Камчатский;

Санкт-Петербург – Екатеринбург – Новосибирск – Иркутск – Хабаровск – Владивосток;

Санкт-Петербург – Пермь – Омск – Новосибирск – Иркутск – Якутск – Магадан – Петропавловск-Камчатский.

В понятие воздушного (авиационного транспорта) входят как сами машины, так и инфраструктура, в которой они работают. Авиационный транспорт – это самый молодой вид транспорта, который быстро завоевал популярность во всем мире.

Воздушный транспорт начал использоваться для перевозки пассажиров и грузов в необходимый пункт назначения в двадцатом веке. До этого полеты осуществлялись исключительно на воздушном шаре. Однако управлять им, особенно в ветреную погоду, практически невозможно.

Авиационный транспорт – это что, виды и особенности

Авиационный транспорт

Россия является лидером среди постсоветских стран по количеству пассажиров в самолетах. За год услугами авиакомпаний пользуется не один миллиард россиян. Существует несколько сфер использования воздушных суден;

  1. Коммерческие рейсы – выполняются авиакомпаниями по заказу крупных фирм или частных лиц.
  2. Санитарный и пожарный авиатранспорт незаменим в критических ситуациях, для экстренной помощи, тушения лесных пожаров.
  3. Сельскохозяйственный сектор использует воздушный транспорт для орошения, удобрения культур.
  4. Учебный и тренировочный самолет предназначен для проведения учений у будущих пилотов, военных и других лиц.
  5. Пассажирский рейс ориентирован на перевозку людей между городами и странами.
  6. Грузопассажирский летательный аппарат одновременно транспортирует грузы и пассажиров.
  7. Грузовые самолеты перевозят исключительно грузы.

В большинстве случаев грузовые перевозки используются для транспортировки следующих грузов:

Характеристика авиационного транспорта

В России география полетов достаточно обширная. Отрасль авиаперевозок продолжает активно развиваться. За месяц в курортные сезоны может купить билеты миллион и более граждан страны. Мировой транспорт пользуется спросом во всех развитых странах. Наиболее распространенными средствами передвижения по воздуху являются самолеты. Их преимущества:

  • Возможность развивать максимальную скорость в сравнении с другими видами авиационного транспорта;
  • Доставить пассажира или груз можно в любую точку мира, независимо от дальности ее расположения;
  • Общий или частный самолет – это комфортный транспорт, позволяющий отдохнуть в полете, поспать, перекусить;
  • Уровень безопасности самолетов высокий.

Вторым по популярности воздушным транспортом является вертолет. Они не способны летать на дальние расстояния. Максимальная дальность полета колеблется от пятисот до тысячи километров. Транспорт справляется с перевозкой небольших грузов, нескольких пассажиров. Часто применяется для обзорных прогулок, экскурсий.

К воздушному транспорту также относят экраноплан. Это быстрые, безопасные, способные поднимать огромные тяжести транспортные средства. Минусом является невозможность подняться над уровнем воды более чем на три-пять метров. Это влияет на маневренность экранопланов. Плюс – нет необходимости искать аэропорт, чтобы посадить судно. Оно прекрасно сядет на водную поверхность.


Один из видов современного транспорта — воздушный. Высокая скорость и возможность достичь самого отдалённого уголка делают авиацию незаменимой в критических ситуациях (природные катастрофы, вывоз раненых), в случае ограничения времени (отпуск), отсутствия другого вида транспорта. В статье рассмотрим особенности и виды воздушного транспорта.

История развития авиации

Первый полёт (Китай, VI век) совершил человек, привязанный к воздушному змею. Он спланировал с башни, преодолел городские стены и опустился на землю. Полёты на планерах совершались в разных странах мира до конца XIX столетия.

В 1709 году в небо поднялся первый воздушный шар, заполненный горячим воздухом, летящий по направлению ветра. До сих пор такие шары используются для рекламы, спортивных соревнований, во время различных общественных мероприятий.

В середине XIX века появился первый дирижабль, представляющий собой воздушный шар в форме чечевицы, оснащённый мотором. Эра дирижаблей продлилась до 1937 года, когда крупнейшее судно того времени, наполненное водородом, взорвалось и сгорело.

Аэростаты, разновидность дирижаблей, использовались во время Великой Отечественной войны для защиты городов. Они не имели моторов, крепились к тросам, зависали на высоте 3–4,5 км. У немецких бомбардировщиков, задевавших за тросы, повреждались крылья, самолёты падали. Иногда к тросам крепись мины, тогда самолёты противника взрывались.

Аэростаты заграждения над Москвой

Рис. 1. Аэростаты заграждения над Москвой.

Первый полёт на самолёте, похожем на современный, совершили в 1903 году братья Райт (США).

Воздушный транспорт

Определение воздушного транспорта звучит так: воздушные суда всех типов вместе с системами, обеспечивающими их деятельность. Это разнообразные виды летающих устройств, аэропорты, диспетчерские, авиамаяки и электронные приборы, служащие успешным полётам.

Воздушный транспорт можно разделить на несколько групп:

  • пассажирский;
  • грузовой;
  • грузопассажирский;
  • учебный;
  • специальный (медицинский, пожарный, сельскохозяйственный, геологический и другие).

Существует два отдельных вида воздушного транспорта — военный, МЧС.

При добыче нефти требуется контролировать её состав, поэтому регулярно отбираются пробы и отправляются в лабораторию. В условиях ненаселённой местности, где нет дорог, для доставки бутылей с пробами используются беспилотники.

Беспилотная авиа доставка проб нефти

Рис. 2. Беспилотная авиа доставка проб нефти.

Самолёт Бе-200

Бе-200 — это многоцелевой самолёт-амфибия, созданный в Таганрогском научном комплексе имени Г. М. Бериева. Его используют при тушении пожаров, для перевозки грузов и людей, охраны водоёмов, в поисковых и спасательных операциях МЧС. Самолёты помогали тушить лесные пожары в Германии, Италии, Малайзии, Греции, Франции, Китае и других странах.

Самолёт может садиться и взлетать с суши и воды. За один сброс выливается до 300 т воды одним залпом или постепенным сливом.

Двигатели самолёта расположены над крыльями, внизу размещаются поплавки. Пилотажно-навигационное оборудование позволяет работать в любое время суток при любой погоде.

Самолёт Бе-200

Рис. 3. Самолёт Бе-200.

Что мы узнали?

Кратко подытоживая, воздушный транспорт — составляющая часть транспортной системы страны. Воздушный транспорт бывает пассажирским, грузовым, грузопассажирским, учебным и специальным. Примеры — самолёт, дирижабль, воздушный шар.

Наверное, ни для кого не секрет, что на данный момент самый быстрый способ передвижения – это воздушный транспорт. Его можно использовать для перевозки пассажиров, грузов, в военных и некоторых других целях. Поэтому трудно недооценить значение данного способа перевозок для транспортной инфраструктуры. Нами будет кратко разобрана характеристика воздушного транспорта, его классификация и история.

воздушный транспорт

Зарождение воздухоплавания

В эпоху Возрождения проблемой полета занимался гений мировой мысли Леонардо да Винчи. Именно ему принадлежит разработка планов сразу нескольких летательных аппаратов. Но к сожалению, ни один из них не был использован на практике.

В 1709 году поднят в небо первый воздушный шар. В 1783 году свой исторический полет на аэростате братьев Монгольфье совершили Франсуа д’Арланд и Пилатр де Розье. Это был первый случай, когда люди поднялись в небо.

характеристика воздушного транспорта

После этого освоение воздушного пространства пошло более быстрыми темпами. В 1852 году был запущен первый дирижабль. Именно так зарождалась транспортная авиация. Дирижабли были приспособлены для перевозки пассажиров.

Кроме того, летательные аппараты начали использоваться и для ведения военных действий. Впервые попробовал применить их в армии французский император Наполеон I, но без особого успеха. А уже во время франко-прусской войны 1870-1871 годов, аэростаты использовались достаточно эффективно.

В течение XIX века совершались попытки построить аппарат тяжелее воздуха и совершить полет на нем. Одним из самых удачных проектов того времени был самолет конструкции российского изобретателя А. Ф. Можайского. Но первый длительный полет на аппарате тяжелее воздуха был совершен только в 1903 году американцами братьями Райт.

С этих пор начинается история развития современной авиации.

Развитие авиации до Второй мировой войны

перевозки воздушным транспортом

Тогда же появились такие виды летательных аппаратов, как вертолет и гидросамолет.

Значительную роль в развитии авиации сыграла Первая мировая война. Именно на арене боевых действий апробировали новые технические идеи. Самолеты впервые стали использоваться как носители оружия.

1939 год стал знаменателен тем, что именно тогда было проведено испытание первого реактивного самолета. Им стал немецкий He 176 конструкторского бюро Э. Хейнкеля.

Авиация после Второй мировой войны

Вторая мировая война, несмотря на все те ужасы, которые она принесла миру так же, как и Первая, в значительной мере способствовала развитию авиастроения и новых технологий в нем. Особенно быстрыми темпами развивалась военная авиация.

Хотя приоритетным пока оставалось использование винтовых двигателей, но в тоже время все больше стали проводить экспериментов с реактивными аппаратами. Именно это направление деятельности способствовало тому, что после Второй мировой войны наступила эра сверхзвуковой авиации. Впервые скорость звука (более 1200 км/ч) была преодолена в 1947 году на экспериментальном самолете в США. Уже через год звуковой барьер смог преодолеть советский Ла-176.

В дальнейшем сверхзвуковые самолеты в большей мере использовали военная и экспериментальная авиация. На данный момент самым быстрым самолетом в мире является американский самолет X-43A. Это чисто экспериментальная модель. Причем первый её запуск в 2001 году был неудачным. Намного удачнее прошел полет в 2004 году. Тогда была развита скорость 11,2 тыс. км/ч.

Другой американский экспериментальный самолет X-15 был запущен ещё в 1959 году, и он был способен развивать скорость до 7,3 тыс. км/ч. Его особенностью является то, что данный самолет единственный, который способен самостоятельно выходить на орбиту Земли.

Среди военных самолетов наибольшую скорость развивал разведчик Локхид SR-71 (3,5 тыс. км/ч). Он стоял на вооружении армии США с 1964 года. Также знаменит советский истребитель-перехватчик МиГ-25, производство которого было начато в 1969 году. Он мог достичь скорости в 3,0 тыс. км/ч.

Пассажирские самолеты использовали сверхзвуковые технологии значительно реже. Известны всего два аппарата, которые обслуживали рейсы на постоянной основе. О них мы поговорим чуть ниже.

А вот обычные реактивные самолеты гражданская авиация использовала в полной мере. Впервые это случилось в 1949 году. С тех пор очень часто при пассажирских авиаперевозках используется реактивный самолет. Авиация семимильными шагами шла на пути своего развития. Кроме того, немалая роль уделялась повышению комфорта пассажиров.

Классификация

По своему назначению самолеты подразделяются на две большие группы: военная и гражданская авиация. Кроме того, гражданские самолеты делятся на пассажирские, транспортные, почтовые, сельскохозяйственные, учебные и т. д. Военная авиация включает в себя такие типы самолетов: истребители, бомбардировщики, перехватчики, военно-транспортные самолеты (о них подробно мы поговорим ниже), штурмовики, разведчики и другие.

Также существует деление по взлетной массе:

  • сверхтяжелая;
  • тяжелая;
  • средняя;
  • малая авиация;
  • сверхлегкая авиация.

По скорости движения самолеты подразделяются на дозвуковые аппараты, трансзвуковые, сверхзвуковые и гиперзвуковые.

виды воздушного транспорта

По виду силового аппарата: винтовые, газотурбинные, реактивные, ракетные двигатели. Кроме того, существует такой экзотический вид самолета, как электрический. Некоторые специалисты выделяют виды воздушного транспорта в зависимости от количества двигателей, а также по различным схемам их компоновки.

Также самолеты делятся на пилотируемые и беспилотники.

Пассажирская авиация до 1945 года

Теперь давайте более детально изучим, что собой представляет транспортная авиация, узнаем её историю и современные тенденции. Ведь именно данной отрасли авиации посвящен наш обзор. Прежде всего, давайте изучим пассажирские самолеты.

Первые же регулярные авиаперевозки пассажиров стала совершать компания из США St. Petersburg Tampa Airboat Line с 1914 года. Она пустила рейс, который курсировал между Тампой и Санкт-Петербургом во Флориде. В 1916 году в США была основана компания Boeing, специализирующаяся на производстве в сфере авиастроения. После Второй мировой войны она стала одним из мировых лидеров по производству пассажирских и транспортных самолетов.

В 1919 году был впервые запущен постоянный пассажирский международный авиарейс между Парижем и Брюсселем. Его организовала французская компания Lignes Airiennes Farman.

С 1925 года в США был налажен выпуск первых в мире массовых пассажирских самолетов – Ford Trimotor. Самой же массовой моделью за всю историю пассажирской авиации стал американский Douglas DC-3, производившийся с 1935 года. В Европе с ним соперничал немецкий Junkers Ju52.

В 1933 году во Франции основана ещё одна крупная европейская авиакомпания - Air France.

В 1927 году зафиксирован первый пассажирский трансатлантический перелет. Правда, это был частный рейс. С 1930 года в США для обслуживания пассажиров стали использовать стюардесс.

Вторая мировая война в целом дала толчок развитию авиации, но, по понятным причинам, затормозила деятельность гражданской авиации, предоставляющей населению услуги воздушного транспорта.

Пассажирская авиация после Второй мировой войны

После 1945 года перевозки воздушным транспортом пассажиров и грузов стали развиваться особенно интенсивно. Не в последнюю очередь в этом сыграло использование наработок военного времени для тяжелых бомбардировщиков, а также реактивных двигателей в гражданской авиации, которые массово стали устанавливаться на новые модели пассажирских самолетов с начала 50-х годов.

пассажирские самолеты

В 1954 году в США был выпущен второй в мире пассажирский реактивный самолет Boeing 707, положивший начало легендарной семисотой серии аппаратов одноименной компании. В эксплуатацию он был введен в 1958 году. Его скорость уже достигала 1000 км/ч, а число пассажиров доходило до 289.

Первым пассажирским реактивным самолетом в СССР стал продукт конструкторского бюро Туполева – Ту-104. Выпущен он был в 1955 году, и уже на следующий год введен в эксплуатацию, то есть ещё раньше, чем Boeing 707. Правда, по своим характеристикам он несколько уступал американскому конкуренту. Ту-104 мог поднять в небо 100 пассажиров и развивал скорость 950 км/ч.

Наконец, в 1955 году во Франции был выпущен реактивный пассажирский самолет Sud Aviation Caravelle, введенный в эксплуатацию в 1959 году. Это был первый самолет, у которого двигатели располагались в хвостовой части.

В 1967 году компанией Boeing был выпущен ещё один самолет, под номером 737. Именно он стал самым массовым реактивным самолетом за всю историю, которую знал воздушный транспорт. Разные модификации данной модели могли поднять в воздух от 103 до 215 пассажиров.

Все вышеперечисленные самолеты – это дальняя авиация. Но происходило и развитие техники, которая была ориентирована на полеты средней дальности. К ней можно отнести советские реактивные самолеты Як-40 1966 года выпуска и Як-42 1975 года выпуска, которые массово эксплуатировались на территории СССР.

К популярным самолетам советского времени можно отнести Ил-62 1963 года выпуска, который являлся первым в СССР пассажирским аппаратом, приспособленным для межконтинентальных полетов, а также Ил-86 1976 года выпуска, рассчитанный на 350 пассажиров.

Таким образом, в пассажирских авиаперевозках малая авиация все больше отходила на второй план.

Грузовая авиация

Начало грузовой, или, как ещё её называют, транспортной авиации в узком смысле этого слова принято отсчитывать от 1914 года. Именно тогда начались регулярные полеты самолетов на территории современной африканской страны Намибии, бывшей тогда германской колонией, которые перевозили алмазы из глубины континента в региональный центр Виндхук.

С тех пор до нашего времени грузовая авиация существенно преобразилась. Она стала использовать современные технологии, в том числе реактивные, которые делают воздушный транспорт более быстрым. Но все-таки более важным было не увеличение скорости, а увеличение грузоподъемности.

На Западе больше всего преуспела в этом корпорация Boeing. Например, её самолеты Boeing 777-200F 1994 года выпуска и Boeing 747-400 1988 года являются одними из самых массовых транспортных самолетов в мире. Также довольно известен американский самолет McDonnell Douglas MD-11 1988 года выпуска.

транспортная авиация

Почтовая авиация

Почтовая авиация также является подвидом транспортной авиации. Её зарождение можно отнести к 1911 году. Именно тогда в Италии был совершен авиарейс по доставке почты между Болоньей, Венецией и Римини. В том же году начала циркулировать авиапочта между американскими городами Лонг-Айленд и Минеола.

В 1918 году первая регулярная авиапочта в мире была основана на территории Австро-Венгрии. Но она просуществовала недолго, так как в том же году империя фактически распалась.

Очень актуальной авиапочта была в советское время, когда из одного края необъятной страны в другой корреспонденция стандартным способом могла идти недели, а то и месяцы. Почтовая авиация позволяла сократить этот срок до недели.

В настоящее время, в связи с развитием интернета, цифровых технологий и мобильной связи, авиапочта потеряла свою былую актуальность.

Военно-транспортная авиация

Транспортная авиация также является отдельной отраслью вооруженных сил. Её основной задачей является доставка стратегических грузов для армии, вооружения и личного состава. Часто перед постановкой конкретного самолета на вооружение над ним проводит работу экспериментальная авиация.

Общие выводы

дальняя авиация

Как видим, история воздушного транспорта достаточно продолжительная и интересная. Самолеты прошли достаточно долгий путь от простейших винтовых механизмов до современных реактивных аппаратов. В настоящее время постоянно идет работа над усовершенствованием их скоростных, грузоподъемных и иных характеристик.

Возду́шный тра́нспорт — понятие, включающее как собственно воздушные суда, так и необходимую для их эксплуатации инфраструктуру: аэропорты, диспетчерские и технические службы.



История

Воздушный транспорт — самый быстрый и в то же время самый дорогой вид транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта — пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту. Во многих труднодоступных районах (в горах, районах Крайнего Севера) воздушному транспорту нет альтернатив. В таких случаях, когда в месте посадки отсутствует аэродром (например, доставка научных групп в труднодоступные районы) используют не самолёты, а вертолёты, которые не нуждаются в посадочной полосе. Большая проблема современных самолётов — шум, производимый ими при взлёте, который значительно портит качество жизни обитателей расположенных рядом с аэропортами районов.



Читайте также: