Особенности творчества лермонтова кратко

Обновлено: 05.07.2024

Михаил Юрьевич Лермонтов, русский писатель, творчество которого оценить невозможно. За короткие 26 лет своей жизни этот писатель создал сотни великих произведений, которые навсегда вошли в сокровищницу мировой литературы.

В 1840 году за дуэль с Э. де Барантом Лермонтов был снова сослан на Кавказ. Михаил Юрьевич участвует в военных действиях и даже заслуживает награду за мужество и отвагу.

Он приезжает в Петербург в 1841 году, но ему отказано в награде и приказано покинуть столицу. Лермонтов получает разрешение остаться в Пятигорске, чтобы полечиться.

Особенности творчества Лермонтова изучаются в средней школе. Сначала учащиеся проходят только стихотворения поэта, затем, в 8 классе, роман "Герой нашего времени", а в 10 классе повторяют пройденный материал. Безусловно, полностью понять творчество этого гениального поэта и прозаика можно только в более взрослом возрасте. Глубокий психологизм его произведений не каждому под силу. Творчество Михаила Лермонтова является также плодотворным полем для работ литературоведов. Ведь в нем очень много различных тонкостей.

Особенности творчества Лермонтова

Периодизация творчества М. Ю. Лермонтова

Можно сказать, что творчество поэта довольно целостное. В нем трудно выделить какие-либо периоды, изменения в мировоззрении. Однако принято выделять в творчестве Лермонтова ранний и поздний периоды. Границей является написанное им стихотворение, посвященное гибели Пушкина, "Смерть поэта". Вообще, гибель А. С. Пушкина стала для Лермонтова переломным моментом. Теперь он начал ощущать всю ответственность, которая возлагается на него как на преемника первого поэта страны. Итак, все, что написал Михаил Юрьевич до 1837 года, - ранняя лирика, а то, что после, - поздняя.

Особенности творчества Лермонтова раннего периода

Поэт начал писать довольно рано. Если Пушкин повествовал о надеждах, лицейское творчество было полно чаяний, то Лермонтов начал с разочарования. Ведь дело декабристов пропало даром, они были сосланы на каторгу или казнены. Неудовлетворенность действительностью, которая окружает поэта, пропитывает все его творчество и наглядно проявляется в ранних стихотворениях. Безусловно, произведения более ранних лет отдают юношеским максимализмом. В раннем творчестве реализуется такое направление в литературе, как романтизм. Мы видим в произведениях Лермонтова характерное для романтиков разделение действительности на мир земной, реальный, и мир мечты, идеальный, в который бы хотел попасть лирический герой. Особенности проблематики творчества Лермонтова состоят в том, что у поэта практически нет гражданских и политических вопросов. Он не поднимает тему крепостничества, не говорит о произволе власти. Но мы догадываемся о его недовольстве из стихов, посвященных русской деревне или же теме поэта и поэзии. Все же главные проблемы творчества Лермонтова - психологические. С первых же стихов отчетливо звучит мотив одиночества, который с течением времени усиливается и трансформируется.

Образ демона в ранней лирике

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова

В начале пути Лермонтов опирается на творчество английских романтиков, в частности Джорджа Байрона. У английского поэта также проявлялся образ демона. Творчество ассоциируется романтиками такого толка не как дар, а как проклятие. Юный поэт Лермонтов (и его лирический герой) уверен, что он, как и демон, не сможет никогда найти себе места в этом мироздании. Ведь демон был низвергнут с небес, а на земле люди его не принимают. Теперь он обречен скитаться между двумя мирами, приговорен на вечное одиночество. Образ демона тесно связан с таким поэтическим образом, как буря. Ведь демон, чья стихия "собранье зол", любит роковые бури и страсти. Особенности творчества Лермонтова проявляются и в этом: обычно лирические герои, страдающие и ищущие, стремятся к покою, тихой и мирной жизни. Не таков герой Лермонтова: он хочет жить, чтоб "мыслить и страдать". Спокойная нега не для него, жизнь есть только там, где бушуют страсти. Пример такого мировидения дает нам стихотворение "Парус": "А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой".

Поздняя лирика Лермонтова

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова нужно рассматривать целостно, не опуская ни один из периодов. В поздней лирике происходит смена поэтического ракурса. Если раньше Лермонтов винил весь свет в своих бедах, страдал от непонимания и одиночества, не мог мириться ни с чем, что ему не нравилось, то теперь он более степенный. И стихи его наполнены печалью и тоской, они стали более психологичными, более выверенными. Мотив одиночества тесно сближается с мотивом странничества и поиска места в жизни. Однако эти скитания заканчиваются ничем.

Философская лирика

Такие проблемы всегда интересовали поэта. Но для него философия и психология всегда были неделимы. Своеобразно Лермонтов изображает свое отношение к этому миру и к жизни. Он практически всегда делает это, используя картины природы. В пример можно привести стихотворение "Когда волнуется желтеющая нива". Очень яркие поэтические образы нашли место в этом лирическом произведении. Растения поэт сравнивает с живыми существами, он чувствует с ними неделимую связь, то, чего он, к сожалению, не чувствует в общении с людьми. Именно в природе Лермонтов находит успокоение, начинает ощущать гармонию в себе. Более того, для него открываются высшие истины ("И в небесах я вижу Бога").

Особенности проблематики творчества Лермонтова

Схожую проблематику имеет одно из последних стихотворений - "Выхожу один я на дорогу". Здесь природа изображена также гармонично, это не отдельно существующие элементы, а целостное мироздание, где "звезда с звездою говорит". Но в этот момент поэт не чувствует успокоения. Ему больно и трудно. Пожалуй, впервые за все творчество он выражает желание покоя. Но тот покой, о котором говорит Лермонтов, отличается от привычного представления. Ведь поэту хочется вечно видеть цветущую природу, ощущать движение ветра и слышать о любви.

Тема поэта и поэзии

Особенности творчества М. Ю. Лермонтова невозможно рассматривать в отрыве от такой темы, как поэзия. Именно в стихах, в которых говорится о творчестве, писательском даре, реализуются основные принципы миросозерцания поэта. Ярким примером является стихотворение "Пророк". В нем поэт ведет своеобразный диалог с Пушкиным. Он начинает свое стихотворение с того момента, на котором остановился когда-то Пушкин: "Бог дал поэту всеведение пророка. Однако если Пушкин надеялся на то, что будет "жечь глаголом сердца людей", Лермонтов, напротив, чувствует отчуждение. Он видит в людях лишь злобу и порок. Он хочет, как и Пушкин, словом достучаться до людей, но ему не удастся это сделать. Ведь люди (непонимающая толпа) обвиняют его в самоуверенности и гордости. Противопоставление поэта и толпы является одной из главных черт поэзии Лермонтова.

Особенности творчества М.Ю. Лермонтова

Анализ поэмы "Мцыри"

В данной поэме отразились, прежде всего, романтические принципы поэзии. Но есть в ней и своеобразные особенности творчества Лермонтова. Кратко история выглядит следующим образом: юноша, воспитывавшийся в монастыре, захотел попасть на свободу, но день на воле обернулся для него гибелью. Мцыри - непосвященный монах - всю жизнь чувствовал себя пленником. Он характерный романтический герой, для которого мир, в котором он живет, невыносим. Мцыри захотел почувствовать жизнь, узнать все ее проявления. Он восхищался красотой природы и наслаждался прогулками по лесу. Особенное впечатление произвел на него голос молодой грузинки. Услышав его, Мцыри понял, что он свободен. В лесу он натолкнулся на барса - олицетворение силы и храбрости. В равной схватке погиб барс, Мцыри тоже получает смертельное ранение. Поэма наглядно демонстрирует любовь Лермонтова к природе Кавказа. Очень ярко и красочно поэт описывает местные пейзажи. В поэме наиболее полно воплотились художественные особенности творчества Лермонтова. Изображение природы в ней соотносимо с картинами, которые сам поэт нарисовал во время путешествия по Югу России и Кавказу.

Творчество Михаила Лермонтова

Роман "Герой нашего времени"

Это прозаическое произведение, в котором также ярко представлены особенности творчества Лермонтова. Роман очень полемический. Различны трактовки характера главного персонажа - Печорина. Исследователи спорят и о том, как относился к своему герою Лермонтов и можно ли назвать Печорина двойником самого поэта. Безусловно, как и все творчество М. Лермонтова, этот роман имеет автобиографическую подоплеку. Сходство героя с писателем на лицо: он служит на Кавказе, он одинок, противопоставляет себя другим людям. Однако в Печорине слишком много черт демонических и сугубо отрицательных, благодаря чему мы пониманием, что для самого автора Печорин явно не герой в полном смысле этого слова.

Художественные особенности творчества Лермонтова

В романе реализовались умения писателя-психолога. С одной стороны, Печорин вызывает у читателя симпатию, но с другой, мы не можем сказать, что он хороший человек. Он обманывает девушек, он презирает людей и даже убивает Грушницкого на дуэли. Но зато он умен, он честен, принципиален. Лермонтов использует такой художественный прием психологизма, как деталь. Негативные стороны характера Печорина проявляются в самых маленьких деталях: в движениях, которые говорят о его скрытности, в его поведении с Максимом Максимычем, которое говорит о его холодности и безразличии к людям, даже в его слезах, которые происходят не от горя, а от уязвленной гордости. Кроме того, в романе мы можем найти примеры психологического параллелизма.

Роман с полной уверенностью можно назвать философским. В нем автор рассуждает и о дружбе, и о любви, и о судьбе. Все действие сконструировано на центральном персонаже - Печорине, и все сюжетные линии сводятся к нему. Однако роман не получился скучным: настолько многогранна и сложна личность Печорина.

особенности творчества лермонтова кратко

Общие выводы

Итак, главные темы в творчестве Лермонтова.

  1. Тема природы. Она обычно сопряжена с философскими вопросами.
  2. Тема одиночества. В некоторых стихотворениях осложняется мотивом странничества.
  3. Тема поэта и поэзии. Что есть поэтический дар, для чего нужная поэзия, каково значение ее в современном мире.
  4. Тема любви. Она у Лермонтова также окрашена в мрачные тона, любовная лирика включается в тематическую группу стихов об одиночестве.

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова насквозь пронизано глубокими чувствами. Пожалуй, лирика его так привлекает именно потому, что в нее он вкладывал свою душу, ведь его лирический герой практически неотделим от автора. Безусловно, талант Лермонтова проявляется не только на уровне содержания, но и на уровне формы. Многие стихи поэта (особенно в позднем творчестве) абсолютно небольшие по объему, но зато очень глубокие и емкие.

Своеобразие творчества Михаила Юрьевича Лермонтова в том, что поэт был сторонником и романтизма, и реализма. В своем творчестве он прошел путь от романтизма к реализму. Даже в его произведениях, написанных под конец творческой деятельности, встречаются романтические мотивы.

В лирике Лермонтова звучит тоска по гармонии, счастью, спокойствию, которые поэту кажутся недосягаемыми. Много стихов Лермонтов посвятил природе. В его стихах показан широкий пейзаж, который достигает неизмеримого пространства. Но лирический герой находится за пределами пейзажа, он там, где зритель. У Лермонтова природа и лирический герой всегда отдельно. Поэт показывает двусмысленность мира: это мир обыденности, что окружает поэта, и мир идеала, куда рвется его душа. В мыслях автор всегда стремится к чему-то постоянному и вечному. В изображении природы преобладают незаурядные слова и выражения.

Тоска Лермонтова

Таким образом природа превратилась в символ душевных переживаний, какой-то вечной тайны. В стихах о природе остро звучит мотив одиночества, как и в стихах интимной лирики. Творческий путь Лермонтова длился более десятка лет, однако за такой недолгий промежуток времени поэт так много сказал. Он оставил заметный след в русском литературном наследии.

Лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году в октябре месяце. Место рождения – Москва, дом напротив площади Красных Ворот. Семья Лермонтова имеет шотландские корни. Считается, что потомок поэта обратился в XI веке за помощью к королю Малькольму III в разгроме Макбета. Далекому предку М.Ю. Лермонтова было дано в вотчину господинство Дарси. На сегодняшний день это деревушка в 8 км от г. Сент-Андрус. Доказано, что род Лермонтовых был основан Джоржем Лермонтом. Он прибыл в Россию в 17 столетии. Он покинул родину из-за бунтов и из польского гарнизона перешел в ряды московского войска.

Все детство М.Ю. Лермонтов провел у бабушки в усадьбе в Тарханах. Так как он был болезненным ребенком, то находился под постоянным присмотром. Бабушка поэта Елизавета Алексеевна Арсеньева была женщиной властной и требовательной. С раннего детства поэт занимался с учителями.

В 1825 году бабушка привезла юного Лермонтова на Кавказ. Там поэт навсегда влюбился в Кавказские горы. Они стали для него символом силы и свободы.

После долгого домашнего обучения Лермонтов, с 1828 года, стал в Благородном пансионе при Московском университете.

В 1829 году Лермонтов начинает литературную деятельность. Однако напечататься удается лишь в 1835 году.

В 1832 году Михаил Юрьевич Лермонтов приехал в Петербург в надежде поступить в Петербургском университете, но зачислен не был. В этом же году поэт поступил в школу гвардейских юнкеров и прапорщиков. В 1834 году он оттуда выпустился.

М.Ю. Лермонтов был начитан и своенравен. Он мало общался со сверстниками и воспринимался многими как через чур высокомерный. При этом Лермонтов ведет активную светскую жизнь.

В 1836 году, после ряда неудачных драматургических опытов, М.Ю. Лермонтов завершил работу над первой редакцией стихотворной драмы "Маскарад", в трех актах.

После смерти А.С. Пушкина Лермонтов написал свое великое стихотворение "Смерть поэта". Написанное в 1837 г., оно стало переломным моментом в его биографии.

Ссора и дуэль с сыном французского посла и последующее примирение становится поводом для ссылки М.Ю. Лермонтова в 1841 году на Кавказ, в действующий Тенгинский пехотный полк.

Великий русский поэт М.Ю. Лермонтов никогда не был женат. Всю свою жизнь о преданно любил одну женщину Варвару Лопухину. Однако у этой любви печальная история. Варвара и поэт любили друг друга, но родители девушки были категорически против этого брака. В мае 1835 года Варвара Лопухина вышла замуж за действительного статского советника, богатого помещика Николая Фёдоровича Бахметева. Она была несчастлива в браке. Лермонтов же постоянно посвящал ей стихи, ее образ присутствует во многих произведениях поэта.

Художественный мир М.Ю. Лермонтова

Художественный мир М.Ю. Лермонтова богат и своеобразен. Особенности его поэзии во многом определены духом того времени, в котором он жил. В те годы еще было свежо воспоминание о восстании декабристов. Власть в то время пристально наблюдала за поэтами и писателями, пресекая любое проявление свободомыслия. Многие литературные критики и литературоведы отмечают, что по стихам поэта можно проследить судьбу поколения. Лермонтов часто обращался к конфликту между поэтом и жестокой действительностью, которая извращала и уничтожала самые возвышенные чувства.

М.Ю. Лермонтов был свободолюбив и остр на язык. Это часто становилось причиной его сор с друзьями или общими знакомыми. Он это понимал и писал стихи в которых звучали пророческие нотки и бунтарство, чтобы показать что глас поэта в силен. Особый интерес в этой связи представляет стихотворение "Из Андрея Шенье". Оно не принадлежало перу французского поэта, а целиком и полностью творение М.Ю. Лермонтова.

За дело общее, быть может, я паду
Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу;
Быть может, клеветой лукавой пораженный,
Пред миром и тобой врагами униженный,
Я не снесу стыдом сплетаемый венец
И сам себе сыщу безвременный конец;

Герцен писал о Лермонтове: "Он всецело принадлежит к нашему поколению." В своих стихах поэт часто обращался к проблеме так называемого "потерянного поколения". Именно судьба поколения проходи красной нитью через его произведения. Особенно печаль о судьбе поколения чувствуется в образе Печорина из романа "Герой нашего времени".

М.Ю. Лермонтов придерживается либеральных взглядов. Он приверженец свободы и критик деспотизма. Это отражено в стихотворении "Жалоба турка". Читая его становится понятно, что лирический герой и Лермонтов очень близки. Лирическому герою душно в государстве рабства и цепей:

Там рано жизнь т.а бывает для людей,
Там за утехами несется укоризна,
Там стонет человек от рабства и цепей.
Друг! Этот край… моя отчизна!

Творчество М.Ю. Лермонтова патриотично. Вспомним хотя бы знаменитое стихотворение "Бородино". Оно знакомо практически каждому. Его строки создают живые образы жестокой войны, через которую прошел русский народ.

– Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

В творчестве Лермонтова большую роль играет симпатия к русскому народу. Это видно из поэмы "Песня про царя Ивана Васильевича и удалого купца Калашникова". Поэма написана в лучших традициях русских былин. Она демонстрирует величие простого русского человека. Лермонтов воспевает непокорного царю простого русского мужика. И это в то время, когда цензура зверствовала в литературе и искусстве.

Важной особенностью творчества Лермонтова является психологическая составляющая. Лирика Лермонтова не столь отзывчива на голоса внешнего мира, потому что она глубоко погружена в тайны одинокой и страдающей души.

Будучи тонкой и ранимой натурой, М.Ю. Лермонтов не остался равнодушен к красотам природы. Это видно в поэме "Мцири" и стихотворениях "Парус", "Тучи". При этом природа у Лермонтова выступает в роли природа одухотворенной красоты и являет собой отражение трагических моментов жизни человеческой души.

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Важное место в художественном мире Лермонтова занимает рок, случайность. Жизнь, по Лермонтову, подобна карточному столу и разгульному маскараду. По мнению поэта, как настоящее лицо человека скрыто под маскарадной маской, так истина скрыта под покровом лжи, царящей в мире. Об этом он пишет в своей драме "Маскарад".

Все ключевые тенденции мировосприятия Лермонтова можно проследить в его произведениях. Начнем с поэмы Мцыри. Эта поэма о свободолюбивом горце, исповедующем мусульманскую веру и погибающем вдали от Родины. В поэме выражено отношение Михаила Юрьевича Лермонтова к кавказской войне и людям своего времени. Лермонтов осуждает войну как источник трагедии в столкновении двух разных миров. Ведущая тема – тема свободы, а идея произведения в провозглашении свободы, как непременного условия жизни. Поэма Мцыри – это романтическое произведение. При этом герой поэмы – это исключительный герой в необычных обстоятельствах.

Знаковым также является произведение Лермонтова "Желание". Оно претерпело несколько редакций. Ведущая тема – свобода, а основная тема: свобода – это основа счастья.

Стихотворение "Молитва" являет собой обращение к Богу за помощью в трудностях жизни. Молитва, как надежда на преодоление этих трудностей.

Ведущей темой стихотворения "Парус" – свобода. Основная идея состоит в том, что свобода – это борьба.

Знаменитое стихотворение "Смерть поэта" посвящено гибели А.С. Пушкина. Основная идея: осуждение убийства поэта, виновником которого являются Дантес и царское окружение. Осуждение беззакония, произвола, хулителей "свободы, гения и слова".

Стихотворение "Поэт" – это первая попытка осмыслить вдохновение, которое Лермонтов считает основой творчества. Ведущая тема и основная идея совпадают.

Стихотворение "Дума" связано с думами Рылеева. Итоговая по жанру тема и мотивы "Дума" использованы и в других произведениях, в том числе, в "Герой нашего времени".

Знаковое произведение Лермонтова "Кинжал" создано в лучших традициях поэзии свободы. Кинжал – это символ борьбы за свободу. У Лермонтова кинжал – честь, доблесть, благородство, свобода, верность. Это составляет ведущую тему и основную идею произведения. Интимный тон использован как отказ от пафоса пушкинского "Кинжала".

Стихотворение "Тучи" – глубоко личное. В день отъезда в кавказскую ссылку в доме Карамзиных, где собрались друзья, чтобы проститься с Лермонтовым перед разлукой, им было представлено стихзотворение "Тучи".

Стихотворение "Утес" очень патриотично. Характерная черта Лермонтова – яркая авторская оценка, выражение "Я" самого поэта. Ведущая тема стихотворения "Утес" – это поэт и толпа, одиночество поэта в бездушном мире. Основная идея: открытый протест против бездушия и фальши светского общества.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Родина" прямо связано с Пушкиным. Ведущей темой стихотворения является Родина. Основная идея состоит в том, что Родина прекрасна. Произведение написано под впечатлением путешествия по России.

"Выхожу один я на дорогу" – стихотворение созданное по мотивам стихотворения Гейне. Ведущая тема: картина мироздания – гармония, покой и умиротворенность. Второстепенная тема: дисгармония в душе Лермонтова – душевный разлад, тоска и печаль. Основная идея: разрешение антитезы – мечты поэта о свободе и покое, деятельном и активном.

"Пророк" – это последнее произведение Лермонтова. Оно продолжает тему "Пророка" Пушкина. Лермонтов начал с того, чем закончил Пушкин. Ведущая тема и основная идея совпадают: Лермонтов, как и Пушкин, проповедует высокие идеи и устремления.

Читайте также: