Особенности творчества андреева кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Художественный стиль Л.Н. Андреева.

Л.Н. Андреев за время своей жизни написал большое количество художественных произведений, но свое признание писатель получил, в первую очередь, за свои рассказы. Читателя увлекали: новая тематика, необычный стиль повествования (с огромным количеством новых, неизвестных средств художественной выразительности), новые взгляды на жизнь и глубокий психологизм – все то, в чем заключалась новизна андреевских произведений. В своих произведениях писатель поднимал темы, актуальные не только в его эпоху, но и во все время существования мира и человека: бедность и скудность духовного мира личности, неравноправие социальных слоев общества, проблемы отсутствия веры и совести.

Среди исследований, посвященных различным аспектам творчества Л.Н. Андреева можно выделить следующие:

2) Во второй период развития мысли автор все больше внимания начинает уделять публицистике, общественным проблемам. Если в первый период, Андреева больше интересовали собственные интерпретации, то здесь основой его творчества является мысль – за ней он идет, развивая ее.

Итак, из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы об особом художественном стиле Л.Н. Андреева:

- произведения писателя носили новаторский характер и ярко отражали культуру, быт и социальное положение России во время непростого, переломного момента в развитии истории страны в начале ХХ века;

- автор старался акцентировать внимание на детализации изображаемого, подробно выписывая каждый элемент художественного мира произведения;

- одной из основных характеристик героев произведения Л.Н. Андреева можно назвать тщательную проработку их характера, глубокий психологизм как персонажей, так и общей атмосферы произведения в целом;

- при работе над своими произведениями автор старался провести необходимые эксперименты, сделать психологические выводы из знакомых ему жизненных ситуаций, что придавало его произведениям реалистический характер.

Леонид Андреев – очень своеобразный писатель. Любого, кто впервые берет в руки книги с его повестями и рассказами, с первых страниц поражает необыкновенно оригинальный талант писателя.

Одной из главных и характерных черт творчества Л. Андреева является внимание к внутреннему миру человека. Однако и здесь он отличается от своих предшественников. У него душа человека – это вовсе не прекрасный мир, где царствуют гуманизм и любовь к ближнему, а страшная пропасть, где живут злые, не подвластные никому силы.

Внутренний мир человека настолько

страшен, что ему понадобились два символа, чтобы показать его. Несомненно, эти символы – стена и бездна, которые появляются во многих его произведениях, например в одноименном рассказе “Стена”.

Другой определяющей темой в творчестве этого писателя является тема одиночества человека. Согласно мировоззрению этого писателя, в современном обществе человек обречен на одинокое существование, вследствие которого личность постепенно деградирует. Эта тема нашла наиболее яркое отражение в таких рассказах, как “Большой шлем”, “Рассказ о Сергее Петровиче” и других. Так, в “Большом шлеме”

Полгода люди регулярно играют друг с другом в карты и при этом не знают о своих партнерах даже элементарных вещей. Поэтому, когда один из партнеров умирает, остальные даже не знают, где он живет и кому сообщить о случившемся, и собираются искать его адрес через полицейский участок.

Герои Андреева – это живые аллегории, они соединяют в себе все возможные и невозможные отрицательные черты как физического, так и нравственного характера. Калека Трифон из рассказа “Жизнь Василия Фивейского” отвратителен и мерзок как внешне, так и внутренне.

Он пресмыкается перед окружающими, как змея, и способен даже на убийство. Иуда Искариот из одноименного рассказа, наоборот, поражает читателя тем, что так странно соединяет в себе физическое уродство, тонкую, ранимую душу и хитрый ум, способный на предательство. Этот образ вообще считается одним из самых противоречивых, сложных и необычных.

Писатель по-своему истолковывает евангельские события, делая образ Иуды более сложным и неоднозначным. У Андреева Иуда Искариот двойственен: формально он предатель, по сути – единственный преданный Иисусу человек. Андреев объединяет Иуду и Иисуса как ищущих пути усовершенствования человечества.

Иуда раскрывается полно, предстает человеком, ищущим справедливости, жаждущим любви, он претендует на роль первого ученика Христа. Иуда не верит в доброе начало в людях, и это неверие толкает его на эксперимент. Иуда пришел к Христу, чтобы проверить насколько всепонимающий, всевидящий спаситель способен предотвратить зло.

Он до последней минуты надеется, что люди поймут, что они творят, одни – действием, а другие – бездействием, но чуда не происходит.

Иисус созерцателен, его ученики слабы, уходят от своего учителя, хотя клялись в любви, устраивали состязания. Петр отрекся от Христа, и именно Иуда выступает судьей учеников, укоряя их в слабодушии, лицемерии. В доказательство своей любви и равенства с Иисусом, Иуда сам себя казнит.

И этот акт возвышает его в глазах читателя, заставляет принять за истину его последние слова. Завершая рассказ словом “предатель”, Андреев выражает не собственную точку зрения по поводу Иуды, а сложившееся мнение о нем, которое вовсе не является абсолютной истиной. К такому выводу приходит читатель, познакомившись с мыслями, переживаниями Иуды, имея возможность перенести их на его судьбу.

Андреев в рассказе “Иуда Искариот” выступает как оригинальный художник, который не терпит рутины, шаблона.

Проза Андреева сложна для восприятия, однако она стоит того, чтобы в ней разобраться. Она актуальна для современного читателя и, пожалуй, останется таковой еще очень долгое время.

Несмотря на некую обособленность творчества, имя русского писателя Леонида Николаевича Андреева вошло в историю отечественной литературы, благодаря его большому таланту, своеобразию и оригинальности художественных средств выражения.

Творческий путь писателя начинался с написания фельетонов, которые он подписывал псевдонимом Джемс Линч. Настоящий успех пришел к нему, когда он начал писать реалистические рассказы. Темой его произведений был протест против социальной несправедливости и обывательской пошлости.

Дружба с такими писателями как А.П. Чехов и М. Горький свидетельствует о приверженности писателя к традициям критического реализма 19 века.


В этом доме родился писатель Леонид Андреев

При прочтении его прозы возникает много вопросов, поражает зыбкость его идейных взглядов, скепсис в отношении победы добра над злом, что заставляет читателя задумываться над большинством его произведений.

Происхождение и ранние годы

Родина Леонида Андреева – город Орел. Там он появился на свет 21 августа 1871 года. Его отец, Николай Андреев, был железнодорожником и получал за свою работу совсем небольшие деньги. Мать, Анастасия Пацковская, была родом из разорившейся семьи польских помещиков. Леонид был первенцем супругов Андреевых, после него в семье родилось еще пятеро детей. После рождения Леонида отец сменил профессию и стал банковским служащим, где жалованье было гораздо выше, чем на железной дороге. Андреевы смогли купить собственный дом, где провел детские годы Леонид.


Читать мальчик научился очень рано. Подражая отцу, большому любителю книг, Леонид перечитал всю домашнюю библиотеку, а в семилетнем возрасте – записался в городскую. Леонид хорошо рисовал, этот талант ему передался от матери. Это умение позволило ему принимать участи в художественных выставках в то время, когда он был уже популярным писателем.

Образование

В 1882 году Леонид поступил в классическую гимназию. Учился он из ряда вон плохо, пропускал занятия и заработал репутацию самого отстающего ученика в классе. Вместо уроков он читал философские труды Гартмана и Шопенгауэра. Такое увлечение философией однажды чуть не привело к трагедии – пытаясь проверить одно из учений, он лег между рельсами перед несущимся на него поездом.

После смерти отца в 1889 году семья стала испытывать острую нужду. Леонид, которому на тот момент было семнадцать лет, помогал, как мог – на заказ рисовал портреты, занимался репетиторством со школьниками. Однако, этих денег не хватало, чтобы содержать семью, поэтому было принято решение продать землю и дом. Андреевым пришлось жить на съемной квартире.


С женой и сыном

Несмотря на первый писательский успех, в 1893 году Леонида все-таки исключили из университета за невозможность оплачивать учебу. Он перевелся в Московский университет и стал студентом второго курса юридического факультета. В финансовом плане жить ему стало легче, потому что на помощь пришли члены орловского землячества.


Писатель с мамой

Через два года в Москву переехала мать с детьми. Нужда снова вошла в жизнь Андреевых – им не на что было купить даже еду. Леониду приходилось воровать хлеб в университетской столовой и таким способом поддерживать семью. Весной 1897 года он окончил университет, получив профессию адвоката.

Творчество

Дом-музей в Орле


Скульптурная композиция в Орле

Следующая череда рассказов, написанных в 1907 году, посвящена теме предательства, которое начало процветать по мере сдерживания революции.


Памятник в Серово

К Октябрьской революции 1917 года Андреев проявил категорическое неприятие и эмигрировал в Финляндию, где прожил до конца жизни.

Главные произведения

Один в ярости от того, что судьба несправедлива по отношению к нему. Второй безропотно ожидает смерти. Третий вообще отрицает смерть и считает, что с ним этого не случится. Читателю раскрываются характеры героев после того, как им становится известен неутешительный диагноз. Особенно силен в художественном плане момент, когда герой плачет по солнцу, понимая, что совсем скоро он больше его не увидит.


Надгробие на месте захоронения

Публикация рассказа вызвала такой шквал полемики, что автора стали упрекать в безнравственности и клевете на человека.

Андреевский Иуда – персонаж, несомненно, отрицательный, но несчастный. Апостолов писатель представил в виде самых обыкновенных людей со всеми сопутствующими пороками, например, такими, как трусость. Такую трактовку резко осудили глубоко верующие люди. Повесть вызвала множество споров и противоречивых оценок, но, тем не менее, была издана не только в России, но и других странах, а также неоднократно экранизирована.

Последние годы

Не стало писателя в 1919 году. Перед этим здоровье его очень ухудшилось, начались непрекращающиеся головные боли. Смерть наступила от сердечного приступа в возрасте 48 лет. Похоронили Леонида Андреева на кладбище небольшого городка в Финляндии.

Хронологическая таблица (по датам)

Интересные факты

  • у Андреева было русско-польское происхождение;
  • с юношеских лет увлекался философией:
  • был отчислен из университета за неуплату обучения;
  • смерть отца стала для него настолько сильным ударом, что он стал злоупотреблять алкоголем;
  • был период полного безденежья, во время которого Андреев голодал;
  • в 23 года пытался свести счеты с жизнью из-за любви;
  • писатель в начале своего творчества писал фельетоны для газеты;
  • использовал разные псевдонимы при подписании своих работ;
  • в 1905 году предоставлял укрытие людям, которых разыскивала полиция, за что был водворен в тюрьму;
  • порок сердца, ставший причиной смерти, возник у него после неудачной попытки застрелиться.

Память о писателе

Имя Леонида Андреева носят улицы Орла и Калининграда.

В1991 году в Орле был открыт музей Леонида Андреева.

Библиотека № 5 города Орла носит имя писателя.

В Орле установлен памятник Леониду Андрееву.

В 2014 году в Москве был открыт театр имени Леонида Андреева.

На доме, в котором жил писатель, в Петербурге установлена мемориальная доска.

Леонид Андреев – очень своеобразный писатель. Любого, кто впервые берет в руки книги с его повестями и рассказами, с первых страниц поражает необыкновенно оригинальный талант писателя.

Он пресмыкается перед окружающими, как змея, и способен даже на убийство. Иуда Искариот из одноименного рассказа, наоборот, поражает читателя тем, что так странно соединяет в себе физическое уродство, тонкую, ранимую душу и хитрый ум, способный на предательство. Этот образ вообще считается одним из самых противоречивых, сложных и необычных.

Писатель по-своему истолковывает евангельские события, делая образ Иуды более сложным и неоднозначным. У Андреева Иуда Искариот двойственен: формально он предатель, по сути – единственный преданный Иисусу человек. Андреев объединяет Иуду и Иисуса как ищущих пути усовершенствования человечества. Иуда раскрывается полно, предстает человеком, ищущим справедливости, жаждущим любви, он претендует на роль первого ученика Христа. Иуда не верит в доброе начало в людях, и это неверие толкает его на эксперимент. Иуда пришел к Христу, чтобы проверить насколько всепонимающий, всевидящий спаситель способен предотвратить зло. Он до последней минуты надеется, что люди поймут, что они творят, одни – действием, а другие – бездействием, но чуда не происходит.

Проза Андреева сложна для восприятия, однако она стоит того, чтобы в ней разобраться. Она актуальна для современного читателя и, пожалуй, останется таковой еще очень долгое время.

В последние годы, после десятилетий официального полузапрета, искусственного полузабвения, и у нас все выше поднимается вторая волна читательского, научного интереса к Андрееву. Творчество писателя в полном объеме возвращается в нашу культуру вместе с творчеством других ее видных представителей, ранее полностью или полуизгнанных. Возвращаются Соловьев и Бердяев, Мережковский и Гиппиус, Минский и Бальмонт, Шмелев и Ремизов, Цветаева и Гумилев, Зайцев и Набоков, многие другие. Попытка отлучения от родины этих видных деятелей духовной жизни рубежа XIX-XX вв. явилась следствием того, что их видение мира и человека не совпадало с господствовавшей идеологией, утвержденной государством после 1917 г .

Про Гаршина, Чехова говорили, что они будят совесть, Андреев будил разум, будил тревогу за людские души.

Без малого сто лет отделяют нас от этого спора. Однозначный ответ все еще не найден. И возможен ли он? Жизнь дает убедительные примеры для доказательства обеих точек зрения. К сожалению, неоспорима правота Андреева, убеждавшего, что человек таинственно непредсказуем, заставлявшего читателя не без опаски всматриваться в самого себя.

Читайте также: