Особенности стиля бетховена кратко

Обновлено: 06.07.2024

Л. ван Бетховен. Его исполнительская деятельность. Черты стиля и жанры фортепианного творчества. Интерпретация бетховенских сочинений
Величайшим представителем венской школы XIX века, преемником гениального Моцарта был Людвиг ван Бетховен (1770—1827). Его интересовали многие творческие проблемы, стоявшие перед композиторами того времени, в том числе проблемы дальнейшего развития фортепианного искусства: поисков в нем новых образов и выразительных средств. К решению этой задачи Бетховен подходил с несравненно более широких позиций, чем окружавшие его виртуозы. Неизмеримо значительнее оказались и достигнутые им художественные результаты.

Музыкальный стиль – это выражение особенностей музыкального мышления как специфической художественно-творческой формы мышления. Музыкальное мышление – это мышление музыкально-образными представлениями, усвоенными посредством музыкально-интонационного слухового опыта. В понимании музыкального стиля образуются три основных понятия:

В бетховенском творчестве, как в фокусе, сконцентрировались самые разнообразные музыкальные явления современности, различные жанровые истоки. Оставаясь до конца носителем классических форм, Бетховен, тем не менее, стал родоначальником новых тенденций, определивших в значительной мере дальнейшее развитие музыкального искусства. Фортепианное творчество Людвига Ван Бетховена является предметом многочисленных исследований. Еще при жизни композитора оно вызывало немало споров. И в настоящее время остаются неразрешенными многие проблемы, связанные с пониманием авторского замысла. Недостаточно изучено влияние Бетховена на произведения его современников, что позволило бы дать оценку фортепианному творчеству композитора в контексте эпохи. Мало исследовано также отношение современников к фортепианной музыке Бетховена. Поэтому возникает необходимость расширения и углубления изучения фортепианных произведений Бетховена в историческом плане.

Бетховен был блестящим пианистом-виртуозом, с неистощимой изобретательностью импровизировавший на любую тему. В концертных выступлениях Бетховена очень быстро обнаружили себя его могучая, исполинская натура, громадная эмоциональная сила выражения. Это был стиль уже не камерного салона, а большой концертной эстрады, где музыкант мог раскрывать не одни лишь лирические, но и монументальные, героические образы, к которым он страстно тяготел. Вскоре всё это отчётливо проявилось и в его композициях. Причём индивидуальность Бетховена раньше всего раскрылась именно в фортепианных сочинениях. Бетховен начал со скромного классицистского фортепианного стиля, ещё во многом связанного с искусством клавесинной игры, и закончил музыкой для современного рояля.

Индивидуальная неповторимость, которую следует считать неотъемлимой чертой бетховенского стиля, проявляется буквально во всем.

Прежде всего, небывало богат и насыщен разнообразнейшими жанровыми связями интонационный строй бетховенских тем. Новы и чрезвычайно интенсивны приемы развития как внутри отдельных тем, так и в крупных разделах формы: возрастает роль разработок и код, динамизируется реприза. Бетховен открыл небывало широкие, и, в сущности неисчерпаемые выразительные возможности сонатной формы. Оркестровое звучание фортепианной фактуры, яркость мелодического языка, богатая динамика, пропорциональность формы, большое количество мелодий, широта использования регистров, эмоциональность, яркие тематические контрасты,

вокальность и оркестральность, богатство ритмики, использование полифонических приёмов – всё это характерно для стиля фортепианных сонат Бетховена.

Значение новаторства Бетховена и состоит в том, что оно обусловливает дальнейшее развитие музыкального искусства индивидуализированных выразительных средств, индивидуализированных концепций.

1- расширение до предела диапазона звучания, выявление тем самым неведомых до того выразительных средства крайних регистров. Отсюда – ощущение широкого воздушного пространства, достигаемое сопоставлением далёких регистров;

Бетховен — одно из величайших явлений мировой культуры. Его творчество занимает место в одном ряду с искусством таких титанов художественной мысли, как Толстой, Рембрандт, Шекспир.

По философской глубине, демократической направленности, смелости новаторства Бетховен не имеет себе равных в музыкальном искусстве Европы прошлых веков.

В творчестве Бетховена запечатлелось великое пробуждение народов, героика и драматизм революционной эпохи.

Как признается гениальность или талантливость того или иного музыкального произведения?

Что такое гений и что такое талант их авторов?

Что такое вдохновение композитора? Как оно приходит?

Чем одарены композиторы?

Предшествует ли развитию одаренности в музыке какое-то особенное событие в жизни человека? Чем грозит композитору наличие у него дара? Навязчивая идея и аффективное расстройство обязательны, чтобы одаренность композитора смогла раскрыться?

Зачем рождаются композиторы?

Их гениальное искусство - только для избранных? Ведь понимать гениальную музыку как язык могут или одаренные музыканты или такие любители, для которых тайны музыки как будто открыты самим Богом. И все же концертные залы и оперные театры наполнены людьми. Многие из них не понимают музыки так, как хотел бы написавший ее композитор. Но все же их манит непостижимая тайна музыки. Музыка притягивает людей своим эмоциональным воздействием, как гипнозом.

Немецкий композитор и органист, непревзойденный мастер полифонии. Философская глубина содержания и высокий этический смысл произведений Баха поставили его творчество в ряд шедевров мировой культуры.

Французский композитор, дирижер, музыкальный писатель. Создатель жанра романтической программной симфонии. Стремился к театрализации симфонического жанра.

Русский композитор,(один из создателей русской классической симфонии) и ученый-химик (с 1864 г.профессор), общественный деятель.

Немецкий композитор, пианист и дирижер.

Австрийский композитор и педагог: один из крупнейших симфонистов 2-й половины XIX века. Написал 11 симфоний. Прославился как органист-импровизатор.

Австрийский композитор и музыкальный критик. Представитель позднего романтизма. Работал главным образом в жанре песни-романса.

Австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.

Американский композитор и пианист. В творчестве использовал элементы джаза и афро-американского музыкального фольклора.

Русский композитор, основоположник национальной композиторской школы.

Австрийский композитор, реформатор оперной музыки. Сочинил свыше 40 опер.

Американский пианист и композитор.

Русский композитор и пианист. Ввел в музыку цвет, то есть впервые в истории использовал светомузыку.

Русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.

Польский композитор и пианист-виртуоз, педагог.Автор многочисленных произведений для фортепиано. Крупнейший представитель польского музыкального искусства. По-новому истолковал многие жанры.

биография бетховена

Людвиг ван Бетховен - немецкий композитор, пианист и дирижер. Является представителем венской классической школы. Величайший симфонист начала XIX века.

Людвиг ван Бетховен родился в Бонне в 1770 г. Уже в раннем детстве Бетховен проявил незаурядные музыкальные способности. Это позволило ему участвовать в многочисленных публичных концертах, где проявился его редкий дар импровизатора.Вторую часть своей жизни он жил в Вене, который в то время был мировой культурной столицей, с которой также были связаны имена Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта.

Сын придворного певца, внук капельмейстера боннской придворной капеллы (фламандца по происхождению). В детстве овладел игрой на органе, клавесине, скрипке, альте, флейте.

В 1789 Бетховен слушал лекции по философии в Боннском университете.

С 1792 жил в г. Вене, совершенствовал мастерство в И. Гайдна, Й.-Г. Альбрехтсбергера (1736-1909; Австрия) и А. Сальери. Стал известным пианистом (выступления в городах Вене, Праге, Берлине, Дрездене, Будапеште).

Завоевал широкое признание и как композитор. Ранние произведения [некоторые фортепианные сонаты и квартеты, первая (1800) и вторая (1802) симфонии] написаны под влиянием В.-А. Моцарта, К.-Ф.-Е. Баха (1714-1788; Германия), Й. Гайдна.

Демократическое мировоззрение, республиканские стремления Бетховена, его творчество формировались под влиянием идей Великой Французской Революции 18 в.

Умер Бетховен в Вене 26 марта 1827 года, и был похоронен на Верингском кладбище (сегодня Парк Шуберта). Более двадцати тысяч человек шли за его гробом. Во время похорон была исполнена любимая заупокойная месса Бетховена - "Реквием до минор" Луиджи Керубини.

В 1862 году его останки были эксгумированы для проведения расследования причин смерти, и в 1888 году произошло перезахоронение праха композитора на Центральном кладбище Вены.

Потреты Бетховена

портрет Бетховена

Портрет Людвига вана Бетховена

Творчество Людвига вана Бетховена

Бетховен в детстве не получил настоящего музыкального образования. Важную роль в формировании музыкальных навыков юноши сыграл Кристиан Готлоб Нефе – придворный органист. Он одним из первых заметил и оценил необыкновенные способности юного гения, которому в ту пору было лишь двенадцать лет.

Два года спустя, в 1784 г, Бетховен получил место второго придворного органиста.

Позже он становится альтистом придворной капеллы.

Переезд в Вену

В 1787 г. курфюрст направил Бетховена в Вену, но вскоре молодой музыкант вынужден был вернуться в Бонн в связи с болезнью, а затем и смертью матери.

Вернувшись в Вену в 1792 г, Бетховен берет несколько уроков у Гайдна, так же продолжил обучение у Иоганна Шенка (1753-1836), Иоганна Георга Альбрехтсбергера (1736-1809) и Антонио Сальери (1750-1825). Вскоре молодой музыкант завоевывает признание венской публики как композитор, блестящий пианист и неповторимый импровизатор и становится одним из величайших музыкантов среди современников.

Три периода в творчестве Бетховена

Музыковед Вильгельм фон Ленц был первым, кто в 1852 г. разделил творчество Бетховена на три больших периода, отличающихся по стилю.

Фортепианное творчество

Бетховен написал для фортепиано 32 сонаты, 5 концертов, более 20 циклов вариаций, около 60 небольших пьес. Самый любимый жанр композитора-фортепианная соната. Именно в сонатах Бетховена зарождались образы его будущих великих произведений.

Соната №8 ”Патетическая " написана в 1798 году.

Первая часть начинается медленным, торжественно-мрачным вступлением.

Главная партия в очень быстром темпе стремительная и беспокойная

Побочная партия мягкая и мелодичная, но и y ней ощущается тревога и напряженность.

Несколько раз в течение первой части возникает тема вступления. Ей отвечает энергичная и мужественная главная партия.

Вторая часть, Adagio cantabile-это сосредоточенное размышление о чем-то серьезном и значительном.

Благородная и величественная мелодия звучит y среднем регистре фортепиано.

В среднем разделе появляется новая тема, более динамичная. B репризе возвращается музыка первой главы.

Финал написан y форме рондо-сонаты. Мелодия рефрена очень взволнована и выразительна.

Финал заканчивается кодой, энергичной, волевой и решительной.

Соната № 14, широко известная как „Лунная”, создана в 1801 году.

Новаторство композитора в этом произведении заключается уже в том, что начинается соната с медленной части, к тому же написанной не в сонатной форме. Музыка рассказывает о невеселых размышлениях, глубокой печали. Изящная средняя часть напоминает грациозный танец в ритме менуэта. Драматический конфликт переносится y финал, полный бурных и трагических образов, что становится центром содержания произведения.

Соната №23 „Аппассионата” (с итальянского – „страстная”) была закончена в 1805 году.

По масштабам она приближается к симфонии. В этой сонате также ярко выявлена основная тема творчества Бетховена – борьба человека с плохой судьбой. Эта же идея воплощена и в Пятой симфонии Бетховена.

Симфоническое творчество Бетховена. Симфония № 5 c-moll

Симфоническая музыка Бетховена - наиболее значительная часть его творческого наследия. Продолжая и развивая традиции венских классиков, Бетховен воплощает y своих симфониях серьезные и глубокие мысли, обращаясь своей музыкой до всего человечества.

Симфония №5 написана в 1808 году. В ней четыре части. Первая часть открывается короткой грозной темой, о которой сам композитор сказал: „Так судьба стучится в дверь”.

Этот мотив пронизывает всю первую часть, неоднократно появляясь y всех ее главах. Главная партия представляет собою развитие начального мотива. Она отличается ритмичной четкостью и решительностью.

Побочная партия начинается призывным мотивом валторн соло. Затем мелодию проводят скрипки.

Первая часть симфонии заканчивается большой кодой, в которой настойчиво звучит мотив судьбы.

Вторая часть, Andante con moto, представляет собой двойные вариации. Это временное прекращение борьбы, спокойные размышления.

Первая тема певучая и сосредоточенная.

Вторая тема напоминает революционные массовые песни.

B процессе развития композитор подчеркивает черты, общие для обоих. тем. В коде появляется новая мелодия, сочетающая их особенности.

В третьей части, скерцо, возвращается настроение первой части. Но в скерцо тема судьбы теряет свою силу. B четвертой части, звучащей после третьего без перерыва, чувствуется торжественность, радость победы, одержанной тяжелыми усилиями.

Такая идея симфонии – победа в борьбе со злом и несправедливостью – характерна для многих произведений Бетховена.

Увертюра „Эгмонт”

Музыку к трагедии Гете „Эгмонт” Бетховен закончил y 1810 году. События пьесы происходят в XVI веке, когда народ Нидерландов восстал против поработителей-испанцев. Борьбу народа возглавил граф Эгмонт. Испанцы казнят Эгмонта, но восставший народ побеждает захватчиков.

Увертюра-первый из десяти номеров музыки к трагедии. Это одночастное произведение, написанное y сонатной форме. B увертюре Бетховен показывает основные моменты развития трагедии. В медленном вступлении подано две контрастные темы: первая грозная и тяжелая, связана с образом испанцев, вторая душещипательная и скорбное, что напоминает о страданиях народа Нидерландов.

B экспозиции главная партия, близкая ко второй теме вступления, звучит уже не жалостно, a решительно. Побочная партия, которая несколько напоминает тему испанцев, торжественная и победная. Музыкальными средствами композитор показывает, как y неравной борьбе погибает главный герой. Однако увертюра заканчивается торжественной праздничной мажорной кодой и рисует картину грандиозного массового шествия.

Зрелый период творчества

Пасторальная симфония

Есть этакая музыкальная шутка, основанная “на реальных событиях”:

Ученика музыкальной школы спрашивают: – Сколько симфоний написал Людвиг ван Бетховен?
Тот уверенно отвечает: – Конечно три! Третью, пятую и девятую.

В творческом наследии Бетховена конечно есть 9 симфоний, но как-то все знают об этих трех самых известных, а что там в остальном делается, кто его знает…

За бурной и трагичной пятой симфонией, с известной темой судьбы, фатума (с тем самым та-та-та-там ), идет шестая – одна из самых просветленных страниц его творчества. Самое интересное, что эти два произведения, совершенно противоположные по смыслу, композитор писал почти одновременно – в 1808 г. В этот период, он понимает неотвратимость своей глухоты. И с одной стороны – Пятая симфония – это крик души, трагедийность безвозвратной судьбы художника; а с другой – следующая Шестая симфония – воспевание радости жизни, гармоничности с природой. Автор потому и называет ее ”Пасторальной".

Эта симфония также отличается нестандартным количеством частей. Пяти частям (вместо 4-ех) композитор дает названия:
1.”Радостные чувства по прибытии в поселок";
2.”Сцена у родничка"
3.”Веселый праздник крестьян"
4. " Гроза. Буря”
5. " Песнь пастуха. Радостные и благодарные чувства после бури”.

Описывает ли автор природу, или далее концентрируется на собственном внутреннем мире? Послушайте и убедитесь…

Влияние Разумовского

В Вене, где в начале 19 века Андрей Разумовский знакомится с Бетховеном.

На время их дружбы Бетховен переживает непростые времена. С одной стороны после почти полутора десятка лет в Вене его уже не воспринимали как новичка в музыкальных кругах и планка ожиданий росла.

Музыковеды говорят, что в переписке Бетховена с другими, он – в молодые годы – часто жаловался на финансовые трудности. А когда познакомился и сдружился с Андреем Разумовским, то эти сетования из писем исчезают.

Также на время их дружбы приходится потеря слуха Бетховеном, что все труднее и труднее было держать в тайне. Бетховен постепенно смирился с этим и даже скрыто включает этот мотив к своим произведениям.

Бетховен, как гений, имел сложный характер. Он очень редко чувствовал себя счастливым, находился в постоянном поиске.

Но в начале 19-го века – не в последнюю очередь из-за покровительство Разумовского – жизнь композитора стабилизировалось, он стал чувствовать себя уверенно, мог экспериментировать и рисковать в своих произведениях.

Также то было время Наполеоновских войн и в частности начало войны Франции с Габзбургской империей, которая видела также и две оккупации французами Вены (в 1805 и в 1809 годах).

Война наложила отпечаток на музыку Бетховена - у него появляются драматизм, сильные ноты, явная энергия…

Говорят, что то признание о глухоте и оповещение о ней было как раз личным триумфом композитора, своеобразным освобождением и принятием.

Интересно, что свои пятую и шестую симфонии Бетховен посвятил Андрею Разумовскому (Пятая симфония – мировая премьера которой состоялась в венском дворце Разумовского – также совместно была посвящена и австрийскому князю-меценату Лобковицу).

Спонсорство Бетховена завершилось после того, как в новогоднюю ночь 1814 года сгорела часть дворца Разумовского, а хозяин, гася огонь, немного повредил зрение. После этого досадного инцидента, который уничтожил много скульптур и ценных ваз из коллекции, Разумовскому не удалось уже восстановить свое состояние.

Творчество в последние годы жизни

Создал серию обработок австрийских, английских, венгерских, испанских, итальянских, славянских и других народных песен. Музыкальный фольклор использовал в 6-й симфонии (хорватские песни), в вариациях на тему русского танца, в так называемых русских квартетах (опус 59).

Бетховен — последний из представителей венской классической школы. Его творчество знаменует собой наивысший взлет музыкального классицизма. В последних произведениях все больше склонялся к основам романтизма.

Биография Бетховена кратко

"Музыка должна источать огонь из человеческих сердец" - эти слова принадлежат известному немецкому композитору, одному из самых уважаемых мировых музыкантов Людвигу ван Бетховену. Тому, кто хотя бы раз слышал его гениальные произведения, почти невозможно поверить в то, что большинство из них Бетховен написал в условиях полной потери слуха.

Рано проявив свои музыкальные способности, юный композитор был лишен обычных радостей детства. Уже с 8 лет Бетховен начал выступать в концертах. Но несмотря на незаурядный музыкальный талант, Людвиг имел и другие увлечения, в частности, активно интересовался историей, литературой и философией. Ориентиром для юноши всегда выступали такие фигуры, как Глен Миллер, Уильям Шекспир и Иоганн Вольфганг фон Гете, именно с их творчества композитор черпал вдохновение и новые идеи для собственных произведений.

Непоколебимый в отстаивании своих убеждений, как музыкальных, так и политических, ни перед кем не сгибая спины, с высоко поднятой головой, прошел свой жизненный путь Людвиг ван Бетховен.

Немецкий композитор, который смог побороть многочисленные сомнения, боль и отчаяние, является воплощением победы жизни над смертью.

Интересные факты:

Композитор не уделял должного внимания своему внешнему виду. Он часто появлялся непричесанным и небрежно одетым на людях.

Симфония No 10 была написана после того, как Бетховена поразила глухота. Чтобы
оценить зрительские овации после выступления его повернули лицом к залу, который
аплодировал стоя.

Во время исполнения своих произведений Людвиг любил тишину. Если присутствующие выдавали хоть какой-то шум, музыкант прекращал игру.

В разных странах мира установлено более 100 памятников Бетховену, первый 12.08.1845 в г. Бонне.

На музыку Бетховена создан балет Дж. Ноймайера "Бетховен-проект" (2018).

Бетховен стал прототипом главного персонажа романа Р. Роллана "Жан-Кристоф" (1904-1912), за который писатель получил Нобелевскую премию по литературе (1915). Р. Роллан написал также книгу "Жизнь Бетховена" (1903).

Творчество композитора вдохновило писателя Э.Э. Шмитта на написание эссе "Подумать только: Бетховен умер, а столько кретинов живы… " (2010).

Читайте также: