Особенности становления национальных государств кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Лекция 4. Становление национальных государств в странах Европы.

Основные вопросы
Типы этнических общностей.
Политическое (этатистское) и этническое понимание нации.
Особенности формирования наций в Западной Европе

Литература
Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М., 1982.
Паин Э.А. Этнополитический маятник. - М., 2004.
Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. - СПб., 1998.

1. Типы этнических общностей.

Общность -
Совокупность людей, объединяемая устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков, придающих ей неповторимое своеобразие.

Типы этнических общностей
Род
Племя
Союз племен
Народность
Нация

Род -
Группа родственников по женской или мужской линии, браки между которыми запрещены.

Племя -
Объединение группы родов на основе кровного родства, культурно-языкового единства и общности территории.

Народность -
Общность, основанная на культурной идентичности. В рамках народности утрачиваются кровно-родственные связи и заменяются социально-классовыми отношениями.

2. Политическое (этатистское) и этническое понимание нации.

Политическое понимание нации (в широком смысле)
Социально-политическая общность, которая либо развивается в рамках государства, либо стремится к его созданию.

Политическое понимание нации (в узком смысле)
Политическая нация - это не просто население государства или согражданство и даже не просто гражданское общество - это еще и общность , объединенная едиными культурно-ценностными узами.

Этническое понимание нации
Концепции, объединяемые представлением о том, что субъектом прав или притязаний на национально-государственное оформление выступают этнические общности, точнее, их представители (легитимные или нелегитимные).

3. Особенности формирования наций в Западной Европе.

Этапы нациестроительства в Западной Европе
1. Эпоха раннего средневековья - государственные границы условны и часто изменчивы.
2. Классическое средневековье (XI - XII вв.) - слабое государственное управление, большая роль местных властей.

Этапы нациестроительства в Западной Европе
4. Появление национального государства в начале эпохи Нового времени. Формируется в процессе антифеодальной борьбы и универсалистских устремлений некоторых королей.

Государство стало важным фактором нациестроительства по следующим причинам:
- закрепление устойчивых границ создало внешние рамки, в которых гораздо быстрее и эффективнее протекали процессы культурной, языковой и экономической интеграции;
- государство создавало чувство общности исторических судеб;

Государство стало важным фактором нациестроительства по следующим причинам:
- оно создавало общую идеологию, отражающую национальные проблемы (во многом через институт всеобщей воинской повинности);
- государство поддерживало культурную деятельность, способствующую созданию нации;

Государство стало важным фактором нациестроительства по следующим причинам:
- через государственную систему народного образования и массовую печать навязывались единые стандарты культуры и языка;
- новые средства коммуникации (газеты, железные дороги) постепенно формировали единое национальное пространство;

Государство стало важным фактором нациестроительства по следующим причинам:
- государство разрушало внутренние экономические и политические барьеры, чем способствовало формированию единого национального рынка.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Сейчас обучается 344 человека из 66 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 185 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 26.05.2020 490
  • PPTX 88.5 кбайт
  • 3 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Аверина Светлана Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Национальное государство — это государство, образованное этносом (нацией) на базе этнической территории и воплощающее политическую независимость и самостоятельность народа. Теоретической и идеологической основой такого государства стал принцип национальности, под флагом которого экономически и политически окрепшая буржуазия боролась с отжившим феодализмом. Стремление к созданию национального государства в значительной мере объясняется тем, что сохранение социально-экономической (или в конечном счете этнической) целостности нации возможно лишь при условии нахождения ее в рамках одного государства. Образование национального государства более всего удовлетворяет этим требованиям общественного развития и поэтому является тенденцией всякого национального движения.

Национальное государство создает необходимые условия для экономического, социального, культурного прогресса народа, для сохранения национального языка, традиций, обычаев и т. п. Поэтому создание своей государственности является желанной целью каждого этноса. Однако реализовать эту цель все этносы не могут. Для этого необходимы, по меньшей мере, два условия: компактность проживания и немалочисленность.

Необходимо отметить, что, хотя в Российской Федерации государствообразующая нация — русские — составляет 82% состава населения, она не относится к категории национальных государств, а является многонациональным государством. Это связано с тем, что на территории России, кроме русских, проживают десятки коренных народов, многие из которых здесь же сформировались в нации и имеют свою национальную государственность, находясь в составе Российской Федерации. Поэтому Россия является этнической территорией многих нерусских народов, составляющих вместе с русскими многонациональный народ.

После Октябрьской революции большинство народов, живущих на территории Российской империи, создали различные формы национально-государственных образований и национальные государства. Причем избранные этносами формы национальной государственности не оставались неизменными: они совершенствовались, развивались. Большинство народов перешло от первоначальной низшей формы к более высокой форме национальной государственности. Например, киргизский этнос за короткий период прошел путь от автономной области к союзной республике в составе СССР.

В этот день:

Дни рождения 1937 Родился Олег Владимирович Овсянников — советский и российский археолог, историк, исследователь археологии и истории Русского Севера, Сибири и Заполярья, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИИМК РАН.

Дополнительная литература:

Mearsheimer J.J. The False Promise of In­ternational Institutions // International Security. Winter 1994/95. Vol. 19. № 3;

На­цио­наль­ное го­су­дар­ст­во: что это та­кое? // Сво­бод­ное сло­во: ин­тел­лек­ту­аль­ная хро­ни­ка де­ся­ти­ле­тия, 1985–1995 / Ред.-сост. А. А. Гу­сей­нов и др. М., 1996;

Яко­вен­ко И.Г. От им­пе­рии к на­цио­наль­но­му го­су­дар­ст­ву: (по­пыт­ка кон­цеп­туа­ли­за­ции про­цес­са) // По­лис. 1996. № 6;

Evans G., Newnham R. The Penguin dic­tionary of international relations. L., 1998.

Чарльз Тилли (доктор философии, Гарвард, 1958) преподавал в Гарвардском университете, а также университетах Делавэра, Торонто, Мичигана и в Новой школе социальных исследований. Ч. Тилли является членом Национальной академии наук, Американского философского общества и Американской академии художеств и наук. Он опубликовал 50 книг и монографий.

В своей основной книге Ч. Тилли прежде всего приступает к анализу моделей формирования и трансформации государств, которые приобрели наибольшую популярность в среде социальных наук. Ученый выделяет 4 основные модели:

1) этатисткая модель (С. Хантингтон, П. Кеннеди, У. Мак-Нил) - рассматривает политические изменения как отчасти независимые от экономических изменений и представляет развитие в основном как события, происходящие внутри государства. По мнению Ч. Тилли, данная модель является самой популярной среди историков, социологов и тех, кто занимается сравнительной политологией.

2) геополитическая модель (Дж. Розенау, У. Томпсон) – придает большое значение международной системе как фактору оформления внутри нее того или иного государства. Она обыкновенно исходит из того, что межгосударственные отношения имеют свою логику и государства при этом оказывают друг на друга влияние.

3) исследования по способу производства (П. Андерсон, Г. Кларк, М. Диэр) – основанием является способ производства. Они подробно рассматривают логику феодализма, капитализма или иных способов производства и выводят создание государства исключительно из этой логики, как она действует на территории рассматриваемого государства.

4) миросистемная модель (И. Валлерстайн, А.Г. Франк) – объясняет различные пути формирования государств особенностями мировой экономики, распространяя марксистское противопоставление труда и капитала на мир в целом.

Ч. Тилли выделяет следующие типы государств, существовавшие в рассматриваемый им период - с 990 по 1992 гг.:
1) Империи, построенные на сборе дани ;

Империи как тип государства доминировали в истории государств мира. Данные государства появились, когда аккумулировались сравнительно небольшие, но достаточно доступные средства принуждения.

Города-государства и федерации городов и др. виды фрагментированного суверенитета опирались на сравнительно высокую аккумуляцию капитала и сравнительно низкую концентрацию принуждения.

Национальные государства (занимали промежуточное положение) – как и другие государства, они росли в связи с войнами, процессами государственного строительства и изымания ресурсов, но ограничивались договорами по передаче средств принуждения подчиненного населения для вложения в их защиту, разрешение споров, а иногда даже в производство и распределение.

Основный вопрос, который затрагивается при переходе к различным типам государств, - что являлось движущей силой изменений и перехода?
Сам американский ученый дает следующий ответ - он выделяет 3 пути формирования государства:
с интенсивным принуждением (Брандербург, Россия, Польша, Венгрия) – правители выжимали средства на ведение войны из своего населения и покоренных территорий, попутно создавая грандиозные структуры по извлечению средств;

с интенсивным капиталом ( Генуя, Голландская республика) – правители опирались на соглашения с капиталистами – чьим интересам они служили – в том, что касалось найма или создания вооруженных сил. При этом им не надо было для ведения войны создавать громадные устойчивые государственные структуры (путь городов-государств, городов-империй, союзов городов и др.);

смешанный путь одновременного употребления капитала и принуждения (Англия, Франция) – средний путь между двумя путями, указанными выше. Правители отчасти проводили политику каждого, но в гораздо большей степени, чем их соседи с интенсивным капиталом, тратили усилия на прямое включение в структуру своих государств-капиталистов и источников капитала. Держатели капитала и принуждения взаимодействовали на условиях относительного равенства.

Как отмечалось ранее, Ч. Тилли отмечает важную роль военных приготовлений и военных действий, а также их влияние на государственную структуру и формирование государственных органов власти. Ученый выделяет 4 эпохи на основе такого фактора, как соотношение изменений в военном деле и государственной организации:

1. патримониализм — время (вплоть до XV в. на большей территории Европы), когда главную роль в ведении войны играли такие основанные на обычае силы, как племена, феодальные сборы, городские ополчения и подобные;

2. брокераж — эпоха (приблизительно 1400–1700 гг. в основных районах Европы), когда военной деятельностью занимались главным образом наемники, набранные контракторами, а правители сильно зависели от формально независимых капиталистов, у которых они брали в долг, которые управляли приносившими доходы предприятиями, а также устанавливали и собирали налоги;

3. формирование современных армий национальных государств — период (на большей части Европы особенно в 1700–1850 гг.), когда государства создают массовые армии и флоты, набирая главным образом собственное национальное население, а суверенные правители включают вооруженные силы непосредственно в государственные административные структуры и переходят к прямому управлению фискальным аппаратом, решительно ограничивая деятельность независимых контракторов;

4. специализация — эпоха (с середины XIX в. до настоящего времени), когда военные силы становятся мощной специализированной властью, фискальная деятельность организационно все больше отделяется от военной, усиливается разделение труда между армией и полицией, представительные институты все больше влияют на определение расходов на военные цели, а государства все больше занимаются распределительной, регулирующей, определяющей компенсации и судебной деятельностью.

Подводя итог, необходимо отметить, что знаменитый исторический социолог Ч. Тилли внес значимый вклад в исследования формирования и развития государств. Данная модель активно используется в исследованиях трансформации государств и по настоящее время. Также данная теория будет полезна для тех, кому интересна сама тема государства, ее функционирования и развития в исторической и политической ретроспективе.

Читайте также: