Особенности средневековой литературы кратко
Обновлено: 05.07.2024
Эпоху средневековья можно условно разделить на периоды:
- VI-X столетие, период раннего средневековья,
- XI - XIII столетие, расцвет средневековья,
- конец XIV столетия - конец XVI , начало XVII столетия, зрелое средневековье. Эпоха Возрождения.
Каждому периоду соответствует характерная именно для этого времени литература.
Раннее средневековье
Следует за античным периодом, и начинается сразу же после прекращения существования Западной Римской империи, конец V, начало VI столетия. Люди дохристианского периода поклоняются разным богам, языческая культура накладывает свой отпечаток и на литературу. Произведения античного периода написаны в основном латынью, языком традиционного общения, и языком существовавших научных трудов. Начиная с VI столетия, научные труды и литературные произведения начинают писать языком народа, который создает эти произведения. Сочинения античности это мифы, легенды, оды.
Период раннего средневековья характеризуется переходом от язычества к христианству, соответственно меняется и сама литература. В произведениях христианского периода появляется героический эпос, песни, сказания отдельных народов. В тех случаях, если у народа отсутствовала собственная письменность, художественные произведения появлялись на латыни. Если народность достигала своего высшего развития и имела национальную письменность, и алфавит, произведения писались языком этого народа. Наиболее значимыми образцами литературы раннего средневековья стали англосакская "Поэма о Беовульфе", ирландские саги, немецкая "Песнь о Хильдебранте". Среди лучших произведений французская "Песнь о Роланде" 1100 года, испанская "Песнь о моем Сиде", немецкая "Песнь о Нибелунгах".
Вся латинская литература условно делится на:
- церковно-религиозную,
- научную,
- поэзию вагантов - бродячих певцов, главным направлением их творчества было обвинение правящей верхушки и возвышенная любовная поэзия.
Период расцвета
Характеризуется появлением разнообразной и более многоплановой литературы. В это время меняется общественная жизнь в Европе. К XI столетию появляются и укрепляются феодальные отношения. Литература развитого средневековья подразделяется на два периода: XI- XII столетия, и XIII начало XIV столетия.
Первая половина характеризуется полным формированием феодального общества, и переходом рыцарства в элитное правящее сословие. Ценности рыцарства из военно-героического направления передвинулись в сторону деликатного благородства. Идет борьба отдельных феодалов за главенство, и начинается объединение феодальных земель в государства. С укреплением религии, идет борьба папского престола с королями за верховное руководство и главенство в обществе. Начинается перевод работ древнегреческих ученых Архимеда, Гиппократа, Эвклида на латинский язык. Появляется светская культура. Развивается рыцарская литература, основными жанрами которой является лирика и роман. Главная роль принадлежит поэтам Прованса, названными трубадурами. Появились разновидности поэтической лирики: сирвента, тенсона, кансона, альба, серенада, пасторела. Важный памятник этого периода эпический роман Кретьена де Труа "Роман о Тристане и Изольде", второй половины XII века. Формируется городская литература, важнейшими составляющими которой стали сатира и дидактика. Яркий представитель литературы сказы, романы, миракли, фаблио Рютбефа - "Завещание осла", конец XIII столетия.
Вторая половина периода расцвета, XIII начало XIV века, характеризуется разрушением феодализма и укреплением монархии. В литературе появляется отдельный жанр историографии. Особое место занимают "Хроники" Жана Фруассара. Любовную лирику трубадуров заменили баллады и королевские песни. Появляются профессиональные поэты, пишущие стихи на заказ.
Эпоха Возрождения
Включает периоды конец XIV столетия - конец XVI, начало XVII столетие. Происходит разрушение феодального образа жизни и формирование новых капиталистических отношений. Литература делает огромные шаги в своем развитии. Главенствующую роль в произведениях поэтов и писателей занимает человек, а темами является борьба за доброту, духовность и разум. На первый план выходит реальный герой со своими чувствами, широким показом действительности со всеми разногласиями, включением элементов приключений, реализм Ренессанса. Это прослеживается в сочинениях Петрарки, Шекспира, Рабле и Сервантеса.
В первой половине XVI столетия, развивается прозаическое направление, в частности возникают новеллы, в итальянских традициях гуманизма. Появляется "Великий образец новых новелл" Никола де Труа, 1536 год, "Сто новых новелл" Филлипа де Виньоля. В поэзии более востребованным становится сонет. Пользуются популярностью драматургия, произведения Лопе де Вега и Шекспира. Развивается публицистика и философия.
Особенности становления литературы Средневековья
На зарождение и развитие литературных трудов Средневековья повлияли три основных фактора: традиции народного творчества, культурные влияния античного мира и христианство.
В Средние века возникает новая, отличающаяся от античности, система эстетического мышления. Средневековая мысль сочетает систематическое исследование наследия прошлых эпох с восприимчивостью к разнообразным влияниям, а также с умением заново открывать и пользоваться древними недрами местной, крестьянской культуры под влиянием римской цивилизации.
Этот период охватывает III-XV вв. и содержит несколько направлений:
- клерикальное – религиозные тексты: жития, сочинения церковников, толкования древних сочинений;
- придворное – сочинения для аристократии: рыцарские романы, советы, хроники, наставления, лирическая поэзия;
- городская литература: театр, циклические поэмы, новеллы.
При этом произведения делятся на высокие (клерикальные, придворные) и низкие (городские).
На зарождение и развитие литературных произведений Средневековья повлияли три основных фактора: традиции народного творчества, культурные влияния античного мира и христианство.
Исследователи отмечают некоторое сходство литературных работ XI-XIV вв. с фольклором. Однако данное сравнение не нужно понимать слишком буквально. Фольклорная сказка или песня поддаются постоянному изменению, тогда как литературный текст характеризуется конкретностью и намеренной неповторимостью.
Средневековые произведения обладают двойственной позицией относительно данных крайних точек. Некоторые из них, к примеру, большая часть романов, схожи с сочинениями в современном понимании, а другие, как например, песни о деяниях, находятся ближе к фольклорному жанру, а вся поэзия дидактических exempla и фаблио практически соединяется с ним.
Процесс становления средневековой литературы отличается демифологизацией, проявлявшейся по-разному. Античные мифологические сюжеты и поэтика перевоплотились в поверхностную игру выразительных средств при дворах Карла Великого, Юстиниана и Оттона.
Мифологичность ранних национальных литератур (ирландской, исландской) проявляется в сказочности – изящных и авантюрных деталях куртуазной литературы. Параллельно совершается смена аффективной мотивации действий персонажей на более сложную – морально-психологическую.
Самые значимые поэты высокого Средневековья и раннего Возрождения, такие как Данте, Чосер, Боккаччо, утвердили жанры немифологических трудов и новой поэтики, в основе которой заложен акцент на вероятность и общеизвестность изложенного материала.
Литература латыни и народная литература
Исследователи XIX века выделяли две разновидности средневековой литературы: ученую и народную. Тогда подобное разделение казалось правдоподобным, так как содержало социальную семантику: к первому типу относились тексты на латыни и придворная поэзия, а ко второму — все остальные сочинения первородного искусства.
Сегодня средневековую литературу разделяют на латинскую и литературу на народных языках (романских и германских). Отличия между ними основательны. В течение долгого времени ни литературные формы латыни не имели соответствий в народных языках, ни, напротив, романо-германские формы – в латыни.
Если встречается совпадение каких-либо фактов данных литератур, то они всегда отделены друг от друга внушительным промежутком времени. Народные языки переняли из латыни множество приемов. Единственным образцом латинского жанра, усвоенного в первоначальном виде народным языком, является животная басня Эзопа. Тогда как современная филология категорически отреклась от концепции, согласно которой пастурель или фаблио восходят к латыни.
В начале XII века при англо-нормандском дворе стартовал процесс перевода текстов с латыни на романский язык. Около полувека англо-норманы работали в одиночестве, и только с середины столетия к ним примкнули пикардийские переводчики. Количество переводчиков увеличивается уже в начале XIII века, когда в культурном балансе повышается число школ.
Данная деятельность преследовала в основном практическую цель: переводчик, чтобы угодить заказчику, создавал что-то вроде литературного аналога оригинала, как правило посредством стиха – восьмисложника, который в то время надежно закрепился в повествовательной традиции.
Средневековые литературные жанры
Поэзия. В лирике поэтов Вальтера фон дер Фогельвейде и Данте Алигьери отражается полностью сформированная новая поэзия с абсолютным обновлением лексики. Содержание обогатилась абстрактными понятиями.
Стих и музыка. Даже когда в XII и XIII веке устная доминанта постепенно стирается, поэтические формы продолжали нести на себе ее отпечаток. Произведения адресовались публике, которая была воспитана на взгляде и жесте. Эпопею пели или читали нараспев, лирические вставки в романах также предназначались для пения.
Куртуазная лирика. К героическому идеалу стал примешиваться этический и даже эстетический. Эпос был потеснен лирикой —интимной, художественно исследующей человеческие чувства и переживания. Именно любовная лирика выходит на первое место в рыцарской или куртуазной поэзии.
Характерна строжайшая жанровая регламентация куртуазной лирики — кансона (песнь о любви), сирвента (полемическое по тону стихотворение), тенсона (спор между двумя стихотворцами), пасторела (встреча рыцаря с пастушкой), альба (тайное свидание с любимой).
Рыцарский роман. В отличие от героического эпоса, рыцарский роман предполагает прежде всего вымысел. Авторы рыцарских романов ставили перед собой задачу развлечь читателя, доставить ему эстетическое наслаждение, отвлечь от мира повседневности и перенести в сферу чудесных грез. Поэтому в рыцарских романах столь силен фантастический элемент.
Другой обязательный элемент рыцарского романа — любовь, вдохновляющая героя на множество подвигов в честь прекрасной дамы. Подчеркнем, что подвиги эти совершаются не ради общего дела, а ради личной славы, что обусловлено начавшейся атомизацией общества и, соответственно, приматом индивидуального над общим.
Городская литература. Появляется в XIII столетии. Городская литература противопоставляет личный интерес и своекорыстный расчет, возвышенной любви — грубоватую эротику, миру фантазий и вымысла — изображение обыденной жизни, царству прекрасных грез — здравый смысл и трезвую рассудительность, меланхолическому настроению — юмор и осмеяние и, наконец, самодовлеющему искусству — дидактизм и назидательность.
Этот жанр тесно связан с народным творчеством, с бытовыми сказками. Особенно популярен юмористический рассказ в стихах, называемый во Франции фабли, а в Германии шванком.
Еще один жанр средневекового театра — моралите, формируется в XV в. во Франции и в Англии. Этот жанр имеет откровенно дидактический, нравоучительный характер. Что касается народно-комического театра, то сохранилось не так уж много записанных пьес. Среди них — две короткие пьески Адама де ла Аль (XIII в.),
Таким образом, средневековая литература резко отличается от античной — и по идеологии, лежащей в ее основе, и по системе жанров, и по кругу тем. Практически все общие черты античной и средневековой словесности можно объяснить прямым заимствованием, особенно в эпоху позднего средневековья, в условиях каролингского и оттоновского возрождений.
Одним из важнейших достижений средневековой словесности следует признать недоступный античности психологизм, оказавший огромное влияние на литературу последующих веков.
Читайте также: