Особенности сказок даля кратко

Обновлено: 04.07.2024

Леонтьева С.А. Произведения В.И. Даля в чтении детей. С. 346-352.

Чтение фольклорных произведений оказывает большое влияние на формирование личности ребенка, на его литературное развитие.

Произведения В. И. Даля - благодатный материал для литературного развития и нравственного воспитания детей. Известно, что дети обладают повышенной речевой одаренностью. Проявляется она в памяти на слова и грамматические конструкции, в чуткости к звучанию и значению слов. Поэтому язык произведения должен быть особенно богат и выразителен для того, чтобы научить ребенка новым формам речи. Эти качества речевого стиля достигаются тщательным отбором каждого слова, строго выверенной грамматической структурой каждого предложения.

На протяжении всей жизни В. И. Даль собирал слова, народные выражения, стремясь показать богатство живого языка. Каждая строчка собранного материала знакомит ребенка с бытом, выразительным и ярким народным языком. Постижение богатства и многообразия русской речи происходит и при чтении произведений, написанных самим В. И. Далем. В сказках, былинах, малых фольклорных жанрах ярко раскрываются ум народа, национальная история, быт, мировоззрение. Произведения помогают воспитывать в детях чувство любви к Родине, национальной культуре, к языку. Поэтому освоение творческого наследия этого замечательного писателя представляется делом существенно важным.

В круг чтения современного младшего школьника вошли пословицы, поговорки, загадки, игры и сказки В. И. Даля.

Сам В. Даль считал сказку чрезвычайно нужной ребенку, ибо она укрепляет в нем моральное чувство, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетическое чувство.

Мир сказок оказывает большое влияние на рост творчества детей, который так необходим при их литературном развитии. Литературное развитие - процесс длительный и сложный. Это движение обусловлено активностью мысли и чувства, памяти и воображения, степенью наблюдательности и общим речевым развитием читателя. Практика показывает, что уже с первых лет обучения, основываясь на искреннем доверии детей к автору, можно начать формирование творческих читателей, опираясь, в частности, на материал произведений В. И. Даля, так как писательская палитра очень богата: сочетание плана сказочного вымысла с реалистическим, описание народного быта, владение образной русской речью, использование мягкого юмора, введение ярких сказочных образов (сказочник ориентировался на простых слушателей, на тех, кто поймет и сочувственно отнесется к его героям). Народный колорит сказок был усилен Далем множеством пословиц, загадок, поговорок, метких образных словечек.

Что дает читателю работа над языком и стилем сказок Даля? Конечно же, понимание того, что для создания живой картины или художественного образа писатель из этой сокровищницы общенародного языка отбирает самые нужные, самые точные, самые яркие для выражения мыслей и чувств слова. Параллельно с этим дети овладевают первоначальными знаниями о фольклоре, пополняют активный словарный запас, постигают богатство и многообразие русской речи за счет изобразительно-выразительных средств языка на материале художественных произведений В. И. Даля.

В презентации представлен материал о Дале и его сказках. Как появились сказки Даля; особенности сказок. Почему Даля интересовали сказки. Представлен материал к рассуждению по сказке "У тебя у самого свой ум" Примеры творческой работы по сказкам.

Владимир Иванович Даль И его сказки

Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. (А. С. Пушкин)Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа. (Алексей Николаевич Толстой)

С древнейших времен сказки - способ познания мира, возможность передачи культурного опыта народа, отличный воспитатель для ребятишек на все времена

Особенности сказок Даля Особенностью сказок Даля является большое количество в них всевозможных пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков, народных речевых оборотов. Часто сказка начинается с присказки, а заканчивается концовкой. Одной из основных задач издания сказок Даль считал пропаганду русского народного языка. Не сказки сами по себе были ему важны, а русское слово. Герои, как и в любой сказке, делятся на положительных и отрицательных,

 Даль не акцентирует внимание читателя на замысловатости сюжета, а показывает именно

Образы зверей, взятые Далем из русских народных сказок, соответствуют типам людей, за ними как бы скрываются людские характеры. Многие сказки Даля были запрещены, так как под вымышленными персонажами сказок скрывались реальные исторические личности.

Среди самых известных сказок Даля

Сказка. Я прихожусь родственницей всем актёрам. И всем поэтам. И всем художникам. Если они, разумеется., настоящие художники. Поэты и актеры…Автор. Вы разрешаете задать вам 3 вопроса?Сказка. Отчего же? Пожалуйста. За свою жизнь я ответила на столько вопросов, что ответить еще на три меня не затруднить. Автор. Сколько вам лет? Извините за нескромность…Сказка. Что же тут нескромного? Отвечать на такие вопросы трудно тем, кому лет больше или меньше, чем они хотят. А мне лет ровно столько же, сколько я хочу. Автор. Все- таки сколько же? Много или мало?Сказка. Много и мало…Автор. А теперь скажите: чем вы занимаетесь?Сказка. Учу и забавляю. Когда забавляю- учу. Когда учу- забавляю. Автор. Ну а теперь последний вопрос: каково ваше образование?Сказка. Что?Автор. Где, когда, у кого и чему вы учились?Сказка. О, везде, всегда и у всех. У верей, у людей, у деревьев, у трав и у книг. Училась прежде, учусь теперь и буду учиться еще долго. А научилась я всему тому, чему учу других. Автор. Чему же, например?Сказка. Например, отличать поддельное от настоящего, простоту- от глупости, ум- от хитрости, гнев- от злости… учу не бояться страха, смеяться над тем, что смешно, черное называть черным, а белое- белым… вот чему я учу, например…Поясните, о каких уроках говорит Сказка. Итак, сказка без урока- это не сказка. Если вы забыли об этом или не согласны. То послушайте, о чем говорили между собой Автор и Сказка.

Объясним с помощью словаря В. И. Даля значение слов: Лексическая работа:гурт- стадо не первина- не впервыетын- изгородь

Сочините маленькую сказку по пословице, только сначала подумайте, кого и чему будет учить ваша сказка, какой урок можно извлечь из неё. Творческая работа



Владимир Иванович Даль И его сказки


Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. (А. С. Пушкин)Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа. (Алексей Николаевич Толстой)



С древнейших времен сказки - способ познания мира, возможность передачи культурного опыта народа, отличный воспитатель для ребятишек на все времена




Особенности сказок Даля Особенностью сказок Даля является большое количество в них всевозможных пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков, народных речевых оборотов. Часто сказка начинается с присказки, а заканчивается концовкой. Одной из основных задач издания сказок Даль считал пропаганду русского народного языка. Не сказки сами по себе были ему важны, а русское слово. Герои, как и в любой сказке, делятся на положительных и отрицательных, "добрых и злых".


Даль не акцентирует внимание читателя на замысловатости сюжета, а показывает именно "мораль" своей сказки. Очень часто она прослеживается в самом последнем предложении. Сказки Даля невелики по своему размеру, в них чаще используются простые, короткие предложения. Главные герои в них чаще всего животные, обремененные проблемами людей.


Образы зверей, взятые Далем из русских народных сказок, соответствуют типам людей, за ними как бы скрываются людские характеры. Многие сказки Даля были запрещены, так как под вымышленными персонажами сказок скрывались реальные исторические личности.


Среди самых известных сказок Даля "Гуси-лебеди", "Старик-годовик", "Лиса и волк", "Журавль и цапля", "Война грибов с ягодами", "Медведь-половинщик", "Девочка Снегурочка" и многие другие. В "сказочных" диалогах Даль обличает настоящее, а не вымышленное


Сказка. Я прихожусь родственницей всем актёрам. И всем поэтам. И всем художникам. Если они, разумеется., настоящие художники. Поэты и актеры…Автор. Вы разрешаете задать вам 3 вопроса?Сказка. Отчего же? Пожалуйста. За свою жизнь я ответила на столько вопросов, что ответить еще на три меня не затруднить. Автор. Сколько вам лет? Извините за нескромность…Сказка. Что же тут нескромного? Отвечать на такие вопросы трудно тем, кому лет больше или меньше, чем они хотят. А мне лет ровно столько же, сколько я хочу. Автор. Все- таки сколько же? Много или мало?Сказка. Много и мало…Автор. А теперь скажите: чем вы занимаетесь?Сказка. Учу и забавляю. Когда забавляю- учу. Когда учу- забавляю. Автор. Ну а теперь последний вопрос: каково ваше образование?Сказка. Что?Автор. Где, когда, у кого и чему вы учились?Сказка. О, везде, всегда и у всех. У верей, у людей, у деревьев, у трав и у книг. Училась прежде, учусь теперь и буду учиться еще долго. А научилась я всему тому, чему учу других. Автор. Чему же, например?Сказка. Например, отличать поддельное от настоящего, простоту- от глупости, ум- от хитрости, гнев- от злости… учу не бояться страха, смеяться над тем, что смешно, черное называть черным, а белое- белым… вот чему я учу, например…Поясните, о каких уроках говорит Сказка. Итак, сказка без урока- это не сказка. Если вы забыли об этом или не согласны. То послушайте, о чем говорили между собой Автор и Сказка.



Объясним с помощью словаря В. И. Даля значение слов: Лексическая работа:гурт- стадо не первина- не впервыетын- изгородь

I МЕЖДУНАРОДНАЯ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Фольклорное наследие Владимира Даля.

Особенности сказок
ФИЛОЛОГИЯ

Работу выполнила член школьного

Краснореченское


  1. 1. Русские критики о творениях В. И. Даля. ……. 6

  1. 2. Сказки В. И. Даля……………………………………7

Особенности сказок В. И. Даля ………………….. ……..9

2.1.Просторечная лексика и диалектизмы…………….10

2. 2.Повторы, историзмы и архаизмы………………….12

2.3. Фразеологизмы, пословицы, поговорки………….14

ВВЕДЕНИЕ

Так говорил о себе человек – история, человек – загадка , человек – легенда – Владимир Иванович Даль.

Золотыми буквами на скрижалях истории вписано имя нашего земляка – луганчанина.

Если и случается так, что дарован человеку от бога великий талант, то, несомненно, это касается Владимира Даля. Даль – собиратель фольклора, человек, чьи взоры были обращены в историю, традиции народа.

Я отношусь к поколению людей, живущих в 21 веке, а потому обращаться к нашим истокам, к прошлому , к традициям, сложившимся веками у нашего народа сегодня очень важно и актуально . Ведь фольклор - будь - то сказки или притчи, пословицы или поговорки ,выражает многовековую мудрость народа, его наблюдения над миром, окружающей природой и взаимоотношениями между людьми. У каждого народа свои сказки, свои поучения, шутки, песенки – припевки. В данной работе была сделана попытка анализа сказок, собранных В. И. Далем.

Таким образом, предметом исследования является фольклорное наследие народа, а объектом исследования стала сказка.


  • Рассмотреть сказки, собранные В. И. Далем;

  • Изучить и тезисно представить мнение современников В. И. Даля о его работе;

  • Исследовать народные мотивы в сказках;

  • Охарактеризовать, использованные В. И. Далем элементы народной жизни ( просторечная лексика, диалектизмы, историзмы, архаизмы );

  • Выявить наличие таких структурных элементов речи как фразеологизмы, пословицы и поговорки, сравнения;

  • Рассмотреть особенности словообразования в сказках и необычность имен собственных.

В первой части данной работы представлено краткое рассмотрение сказок В. И. Даля и критические заметки выдающихся современников писателя: Александра Пушкина и Виссариона Белинского.

Встречаем в сказках повторы как начала сказок, так и в самих сказках.

Сказки В. И. Даля также наполнены историзмами и архаизмами – рать, хоромы, вече, свита .

Леса дремучие, хлебы хлебистые, ярица яристая, мелюзга подпольная, удаль молодецкая.

Веселая голова, долгоносая цапля.

Сказки В. И. Даля наполнены фразеологизмами, пословицами, поговорками :

Данная работа интересна всем тем, кто занимается изучением фольклора, студентам – практикам, учащимся - краеведам.

Кроме того, в процессе работы нам стало понятно, что особенности сказки исследованы недостаточно, в чем и содержится новизна нашей работы.

В работе также были определены такие понятия фольклора (их называем жанрами), которые нашли отражение в словаре Даля: сказка, притча.

В работе использованы материалы сборников сказок В. И. Даля, фразеологического, толкового словарей, исследователей творчества В. И. Даля – Горшкова А.И., Прудомского В. И., образовательных сайтов сети INTERNET.

Особенностью сказок Даля является большое количество в них маленьких песенок, стишков, народных речевых оборотов. Часто сказка начинается с присказки, а заканчивается концовкой. Герои, как и в любой сказке, делятся на положительных и отрицательных, "добрых и злых". Главные герои в них чаще всего животные, обремененные проблемами людей. Образы зверей, взятые Далем из русских народных сказок, соответствуют типам людей, за ними как бы скрываются людские характеры. Многие сказки Даля были запрещены, так как под вымышленными персонажами сказок скривались реальные исторические личности. В "сказочных" диалогах Даль обличает настоящее, а не вымышленное.

РАЗДЕЛ І. В. И. ДАЛЬ - СОБИРАТЕЛЬ РУССКИХ СКАЗОК

В. И. Даль внес в русскую литературу новый стилевой прием сказовой прозы, блестяще воплощенный в сказках Н. С. Лескова, А. М. Ремизова, П. П. Бажова.

К числу критиков В. И. Даля относился В. Г. Белинский, который считал фольклор неприкосновенным. Он придерживался мнения, что русская народная сказка имеет свой смысл только в том виде, в котором создала ее народная фантазия.

Но писатели отстаивали свое право на литературный вариант. В середине ХХ в. один из мастеров пересказа русских народных сказок для детей

РАЗДЕЛ ІІ. ОСОБЕННОСТИ СКАЗОК В.И. ДАЛЯ

Рассмотрим на примерах использование народных средств в сказках Даля.

Приведем примеры просторечной лексики и диалектизмов. (Диалектизмы - слова или обороты речи, употребляемые людьми той или иной местности) [1; 46].

1. На шабаш - до окончания дела.
2. Срубом - в виде стен. 3. Серников - спичек.
4. Макитра - широкий горшок. 5. Баба-птица - пеликан. 6. Прутки - вязальные спицы.
7. Битую - утоптанную. 8. Киса - карман.

«Сама лягу на лавку, а хвост под лавку, - и вся тут!;

«Гляньте, загляньте в дыряву котомку,

«За лесами, за горами горы да леса,

«Спи, наша Снегурочка,

Можно слышать примеры вокализма: оканье, аканье, ёканье, яканье, а также: мнук (внук), хвартук (фартук), цай (чай) и т.п.

Обращение к устаревшей лексике обосновано, поскольку она стилистически очень сильно выделяется в сравнении с обычной, помогая писателю создать мир сказки.


Наиболее часто в художественной речи используются эпитеты. В сказках В. И. Даля эпитетов очень много.

3.2. Сказки В. И. Даля наполнены фразеологизмами, пословицами, поговорками; они отражают национальную специфику языка, его самобытность. Во фразеологии запёчатлён богатый исторический опыт народа, в ней отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Фразеология составляет необходимое звено в усвоении языка, в повышении культуры речи. Правильное и уместное использование фразеологизмов придаёт речи неповторимое своеобразие, особую выразительность, меткость, образность, как в сказках В. И. Даля.

Богатство словообразовательных суффиксов в русском языке даёт возможность писателю расширить пределы поэтического словаря, используя все разнообразия синонимов, имеющих стилистические различия. Рус ская художественная литература даёт множество интересных примеров, искусного применения словообразования для выражения разнообразных оттенков значений и эмоциональной окраски слов.

2.Суффиксы, которые придают ироническую окраску, сатирическую функцию:человечишко; зайка; любезнейшая; муравьишка;

Особенностью сказок Даля является большое количество в них маленьких песенок, стишков, народных речевых оборотов. Часто сказка начинается с присказки, а заканчивается концовкой. Герои, как и в любой сказке, делятся на положительных и отрицательных, "добрых и злых". Даль не акцентрирует внимание читателя на замысловатости сюжета, а показывает именно "мораль" своей сказки. Очень часто она прослеживается в самом последнем предложении. Сказки Даля невелики по своему размеру, в них чаще используются простые, короткие предложения. Главные герои в них чаще всего животные, обремененные проблемами людей. Образы зверей, взятые Далем из русских народных сказок, соответствуют типам людей, за ними как бы скрываются людские характеры. Многие сказки Даля были запрещены, так как под вымышленными персонажами сказок скрывались реальные исторические личности. В "сказочных" диалогах Даль обличает настоящее, а не вымышленное.

ЛИТЕРАТУРА

3.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.,1999.

6. Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского языка.

7.Успенский Л.В. Слово о словах. Л., 1971

8.Образовательные сайты сети INTERNET

Известность Даля как лингвиста, фольклориста и этнографа вышла за пределы России. В.И. Даль является автором очерков и рассказов из русской народной жизни, нескольких повестей и широко популярных русских народных сказок. Языковедческие изыскания.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 28.02.2008
Размер файла 32,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Астраханский Государственный Университет

РЕФЕРАТ

по истории русской литературы на тему:

“Жанрово-стилистические особенности сказки и притчи в творчестве В.И. Даля”

Работу выполнила: студентка ФФ группы

РЛ-22 Канунникова К.

Работу проверила: Акулова А.С.

1. Из биографии В.И. Даля.

2. Сборник русских сказок.

4. Стилистическая особенность сказок В.И. Даля.

5. Творчество 40-х годов XIX века.

6. 50-60-е годы. Языковедческие изыскания.

Современники не побаловали нас обилием воспомина-ний о Владимире Ивановиче Дале. В записках, дневни-ках, письмах людей, рядом с которыми он прожил жизнь, приходится, как правило, вычитывать о нем лишь отры-вочные сведения, беглые характеристики и заметки. Удив-ляет при этом разноречивость мнений, несопоставимость произведенного Далем впечатления с его словами и дела-ми. Ларчик, видно, не просто открывается.

Даль был морским офицером и врачом в сухопутных частях, участвовал в войнах и походах, отличался в сра-жениях. Он служил чиновником особых поручений, ди-ректором министерской канцелярии, управляющим удель-ной конторой.

Из биографии В.И. Даля.

Родился В. И. Даль 10 ноября (старого стиля) 1801 года в местечке , Луга ни (отсюда псевдоним: Казак Луганский) Екатеринославской губернии,-- ныне г. Ворошиловград.

Отец, Иоганн Даль, родом датчанин, мать, Мария Фрейтаг,-- дочь петер-бургского чиновника. Екатерина II вызвала Иоганна Даля из Германии па должность библиотекаря. Он был лингвистом, знал новые европейские языки м древнееврейский язык. Впоследствии Иоганн Даль окончил в Иене медицин-ский факультет, получил степень доктора медицины и вновь возвратился в Россию. До конца своих дней работал как врач-практик. Весьма образован-ной, знающей несколько языков была и мать Даля. В первые годы учебы сына она оказала большое влияние на формирование его нравственного со-знания. Тринадцати лет, в 1814 году, В. И. Даль был определен в Морской ка-детский корпус, который он окончил в семнадцать лет. В своей автобиографиче-ской записке, уже в семидесятилетнем возрасте, В. И. Даль писал о постановке воспитания в этом корпусе:

По окончании Морского корпуса, в 1819 году, В. И. Даль был направлен на службу в Черноморский флот, в г. Николаев. Но там он прослужил не более трех лет. Вследствие неурядиц с начальством В. И. Даль был сначала переведен в Кронштадт, а вскоре он совсем оставил морскую службу.

Но творческий путь Даля не сразу определился. Выйдя в отставку, он решил идти по стопам отца. В 1826 году В. И. Даль поступил на медицинский факультет Дерптского университета. В 1828 году началась Турецкая война, и Даль, еще не кончивший курса, был призван в действующую армию. В 1829 году он успешно сдал экзамен на степень доктора медицины. Снова на несколь-ко лет его жизнь оказалась связанной с армией.

В 1832 году В. И. Даль поступил ординатором в Петербургский военно-сухопутный госпиталь и вскоре стал широко известен в Петербурге как врач-окулист, прославившийся еще и тем, что одинаково хорошо делал глазные операции как правой, так и левой рукой. Но неприятности сопутствовали Далю и здесь. Нежелание мириться с бюрократизмом, царившим в высшей военно-медицинской сфере, борьба против фальши и очковтирательства нажили Далю много врагов. В скором времени он навсегда оставил военно-медицинскую службу.

В Петербурге В. И. Даль через Жуковского, которого знал еще по Дерпту, близко познакомился с Пушкиным, Гоголем, Крыловым, Языковым.

Сборник русских сказок.

В сказке «О похождениях черта-послушника, Сидора Поликарповича весьма недвусмысленно делается намек на непосильные тяготы царской военной службы, которой даже черт не выдерживает. Эта сказка была истолкована III отделением как антицерковная, подтачивающая устои христианской морали. Упрекали Даля и за то, что он черта наградил христианским именем.

Стилистическая особенность сказок В.И. Даля.

Нельзя сказать, чтобы Даль справился полностью с задачей своей, хотя народных слов в его сказках хоть от-бавляй, а пословицы ожерельями нанизаны одна к дру-гой. Но сюжетов Даль не умел (и никогда не научится) придумывать, язык же от излишней тороватости (Даль щедро сыплет из мешков накопленные запасы), от неуме-ренного желания казаться народным нередко сложен и затейлив.

Творчество 40-х годов XIX века.

Но не сказки и повести из жизни различных народностей России поста-вили В. И. Даля в ряды писателей, содействовавших делу демократизация русской литературы. К лучшим произведениям В. И. Даля относятся era повести, рассказы и очерки из простонародного быта, написанные им в 40-е годы.

Конец 30-х --40-е годы XIX века в России характеризуются дальнейшим ростом освободительного движения, обострением социальных противоречий, борьбой вокруг крестьянского вопроса. В 1839 году крестьянские волнения охватывают двенадцать губерний.

50-60-е годы. Языковедческие изыскания.

В 60-е годы Н. Г. Чернышевский уже иначе смотрел на творчество В. И. Да-ля. При изображении народа в эпоху борьбы за крестьянскую реформу одного сочувствия, наблюдательности и любви к народу было мало. В произведениях В. И. Даля не было сколько-нибудь серьезных социальных выводов, они не будили мысль об изменении существующего порядка. И поэтому в новых исто-рических условиях, на новом этапе развития литературы, когда уже звучал обличающий голос Салтыкова-Щедрина, когда появились гневные рассказы Н. Успенского, Чернышевский справедливо считал, что В. И. Даль как писатель устарел, представляет лишь этнографический интерес.

Читайте также: