Особенности русской иконописи кратко

Обновлено: 04.07.2024

Русская иконопись и ее особенности


Появившись сразу после принятия на Руси христианства (10 в.), русская иконопись значительно не отличалась от византийской канонической формы написания божественных картин. Однако новая религия на Руси совсем не означала полного принятия изображения Бога и Святых, которые были приняты в Византии.

Основной темой русской иконописи стало всепрощение, когда не только Храм Божий, но и вся Вселенная объединялись в Святой Троице, которой в древне-русской живописи поклоняются все. С одной стороны – строгость и аскетизм, с другой – безмерная радость и любовь ко всему сущему на Земле – эти две стороны присутствуют в русской иконе постоянно.

Другая сторона русской иконы – это передача художником-иконописцем вечной надежды русских людей на Бога и его помощь, когда Святые лечат, помогают или просто утешают страждущих, стоящих рядом с ними, протягивающих к ним руки. Это чисто русская черта иконописи, когда те, кто должен только поклоняться Богу, присутствуют с ним рядом на иконах. Кроме того, на большинстве русских икон присутствуют атрибуты божьей заботы о людях – хлеб и святая чаша, то есть, пища, которую Христос дает своим верным апостолам и верующим. Русская икона всегда полна душевным настроением, поэтому в Храме люди в зависимости от своего состояния невольно подходят к разным иконам, чтобы через икону получить дарованную Господом благодать.

Икона — священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.

Иконопись — вид живописи, предназначенный для создания священных изображений — икон.

Русская иконопись — развивавшееся в недрах православной церкви изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X века крещением Руси. Иконопись оставалась ядром древнерусской культуры вплоть до конца XVII века, когда в петровскую эпоху была потеснена светскими видами изобразительного искусства.

Иконы на Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской Церкви в тот период, когда значение церковного искусства переживалось с особенной силой. Что особенно важно и что явилось для русского церковного искусства сильным внутренним побуждением, это то, что Русь Приняла христианство именно в эпоху возрождения духовной жизни в самой Византии, эпоху ее расцвета. В этот период нигде в Европе церковное искусство не было так развито, как в Византии.

Особенности Иконописи.

Огромное значение в иконописи имеют цвета красок. Краски древнерусских икон давно уже завоевали себе всеобщие симпатии. Важное место занимали всевозможные оттенки небесного свода. Иконописец знал великое многообразие оттенков голубого: и темно-синий цвет звездной ночи, и яркое сияние голубой тверди, и множество бледнеющих к закату тонов светло-голубых, бирюзовых и даже зеленоватых. Пурпурные тона используются для изображения небесной грозы, зарева пожара, освещения бездонной глубины вечной ночи в аду. Наконец, в древних новгородских иконах Страшного Суда мы видим целую огненную преграду пурпурных херувимов над головами сидящих на престоле апостолов, символизирующих собой грядущее. Таким образом , мы находим все эти цвета в их символическом, потустороннем применении. Ими всеми иконописец пользуется для отделения мира запредельного от реального. Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога. Этот цвет сияет различными оттенками на иконе Владимирской Божией Матери.

Икона (греч.-изображение) - священное изображение Христа, Божией матери, ангелов, святых или события из Священной и церковной истории, предназначенное для индивидуальной или церковной молитвы.

Иконопись - выражение глубочайшей сущности древнерусской культуры.

2. Единство аскетизма и несравненной радости, дарованной миру.

3. Необычайно значим взгляд святого, выражение его глаз как высшее сосредоточие духовной жизни человеческого лица.

4. Икона составляет неразрывное целое с храмом, а потому подчинена его архитектурному замыслу, подчинение архитектурной форме чувствуется в каждом отдельном иконописном изображении: каждая икона имеет свою особую внутреннюю архитектуру.

6. В каждой иконе можно проследить симметричность живописных изображений.

психологизм древнерусской иконописи - внутренний мир человеческих чувств и настроений, живое соприкосновение двух миров, двух планов существования: потусторонний вечный покой и страждущее, греховное, хаотическое, но стремящееся к успокоению в Боге существование - мир ищущий, но еще не нашедший Бога.

• иконопись - искусство символическое как по сюжету, так и по художественной форме.

Традиции и устоявшиеся приемы затрагивали не только иконографию, но и выбор материала, на котором писались иконы, вещество грунта, способ подготовки поверхности под живопись, технологию изготовления красок и, наконец, последовательность письма.

При написании икон в Древней Руси применяли краски, в которых связующей средой являлась эмульсия из воды и яичного желтка — темпера.

Иконы чаще всего писали на деревянных досках. Обычно брали доски из липы, на Севере — из лиственницы и ели, в Пскове — из сосны.

Однако первые три века своей исто­рии христиане не писали икон и храмов не строили, поскольку жили в Римской империи в окружении язычников, враж­дебно относившихся к их вере, и же­стоко преследовались. В таких условиях христиане не могли проводить богослу­жения открыто, они собирались тайно, в катакомбах. За стенами Рима простирал­ся целый город мертвых - Некрополь, состоящий из многокилометровых под­земных галерей-катакомб. Здесь-то и со­бирались римские христиане на молит­венные собрания - литургии. В катаком­бах сохранилось немало изображений II-IV вв., свидетельствующих о жизни первых христиан - рисунки-граффити, живописные композиции, образы моля­щихся людей (орант), небольшие скульптурки, рельефы на саркофагах. Именно здесь истоки иконы - в этих символиче­ских изображениях вера христиан обре­тала зримый образ.

В 313 г. римский император Констан­тин Великий издал Миланский эдикт о ве­ротерпимости, отныне христиане могли исповедовать свою веру открыто. По всей империи стали возводить храмы, их укра­шали мозаиками, фресками, иконами. И все, что было наработано в катакомбах, пригодилось в украшении этих храмов.

Древнейшие из дошедших до нас икон были найдены в монасты­ре Святой Екатерины на Синае, их датируют V-VII вв. Написаны они в тех­нике энкаустики (восковыми красками), энергично, пастозно, натуралистично, как было принято в античности. Стили­стически они близки фрескам Геркуланума и Помпеи и позднеримской портрет­ной живописи. Некоторые исследователи прямо выводят икону из так называемого фаюмского портрета (первые такие портреты были найдены в оазисе Фаюм, близ Каира) - небольшие дощечки с изо­бражением умершего человека, их клали на саркофаги при погребении. На этих портретах мы видим выразительные ли­ца с широко раскрытыми глазами, глядя­щими на нас из вечности. Сходство с ико­ной значительно, но велико и различие, оно касается не столько изобразительных средств, сколько смысла образа. Погре­бальные портреты писались, чтобы удер­жать в памяти живых облик ушедших из жизни. Они всегда напоминают о смер­ти, о ее неумолимой власти над миром. Икона же, напротив, свидетельствует о жизни, о ее победе над смертью, ведь образ святого на иконе есть знак его присутствия рядом с нами. Икона есть об­раз Воскресения, ибо религия христиан зиждется на вере в Воскресение — побе­ду Христа над смертью, которая, в свою очередь, есть залог всеобщего воскресе­ния и жизни вечной, в которую первыми входят святые.

В VII-VIII вв. христианский мир стол­кнулся с ересью иконоборчества, кото­рую поддержали императоры Византии, обрушившие весь репрессивный аппарат империи не только на иконы, но и на при­верженцев священных изображений. Бо­лее ста лет в Византии шла борьба меж­ду иконоборцами и иконопочитателями, закончившаяся победой последних. На VII Вселенском соборе (787г.) был провозглашен догмат об иконопочитании, а Константинопольский собор (843г.) утвердил праздник Торжества Правосла­вия как истинного исповедания Христа, исповедания и в слове, и в образе. С это­го времени во всей христианской ойку­мене иконы стали почитать не только как священные изображения, но и как образ, в котором выражена вся полнота веры в Боговоплощение и Воскресение Христа. В иконописном изображении соедини­лись слово и образ, догмат и искусство, богословие и эстетика, поэтому икону на­зывают умозрением, или богословием в красках.

Согласно церковному преданию, первое изображение Иисуса Христа бы­ло создано при его земной жизни, вер­нее, оно проявилось само собой, без всякого человеческого усилия, отче­го и получило название Нерукотвор­ного образа, по-гречески Мандилион, в русской традиции - Не­рукотворный Спас.

Происхождение Нерукотворного об­раза предание связывает с исцелением царя Авгаря, правителя Эдессы. Будучи неизлечимо больным, Авгарь услышал об Иисусе Христе, исцеляющем больных и воскрешающем мертвых. Он послал в Иерусалим своего слугу, чтобы пригла­сить Иисуса в Эдессу, но Христос не мог оставить предназначенного ему дела. Слуга попытался нарисовать портрет Христа и не смог этого сделать из-за сияния, исходившего от его лика. Тогда Иисус по­просил принести воды и чистое полотен­це, умыл лицо и вытерся полотенцем, и тотчас на ткани изобразился нерукотвор­но его лик. Слуга доставил это изображе­ние в Эдессу, и Авгарь, приложившись к образу, получил исцеление.

Постепенно почитание Нерукотворно­го образа стало широко распространять­ся на христианском Востоке. В 944г. ви­зантийские императоры Константин Ба­грянородный и Роман Лекапин выкупили святыню у правителей Эдессы и торже­ственно перенесли в Константинополь. Этот образ стал палладиумом Византий­ской империи. В 1204 г. во время раз­грома Константинополя крестоносцами Нерукотворный образ исчез. Считается, что французские рыцари вывезли его в Европу. Многие ученые отождествляют пропавший Нерукотворный образ с Ту­ринской плащаницей. И сегодня в науч­ных кругах споры о происхождении Ту­ринской плащаницы не прекращаются, в церковном же предании Нерукотворный образ считается первой иконой.

Человек согласно Священному Писа­нию также есть образ, или икона, Бога, т.к. в книге Бытие читаем, что Бог создал че­ловека по образу Своему. Святость в христианстве всегда вос­принималась как отражение Божьей сла­вы, как печать Бога, поэтому уже в пер­вых веках христиане почитали тех, кто последовал за Христом, и прежде всего апостолов и мучеников. Святого можно назвать живой иконой Христа.

Первые иконы Богоматери христиан­ская традиция приписывает евангелисту Луке. На Руси Луке приписывается око­ло десяти икон, на Афоне - около двад­цати, столько же на Западе. Наряду с Не­рукотворным образом Христа почитался и Нерукотворный образ Божьей Матери. Так именуется Лиддская-Римская ико­на, представляющая первоначально изображение на столбе. Предание гласит, что Богоматерь обещала апостолам Пе­тру и Иоанну, шедшим в Лидду на пропо­ведь, что она их там встретит. Когда они явились в город, то увидели в храме изо­бражение Богоматери, которое, по сло­вам жителей, нерукотворно проступи­ло на столбе. В иконоборческие времена по приказу императора это изображение пытались убрать со столба, его закраши­вали, стесывали штукатурку, но оно снова проступало с неумолимой силой. Список этого образа был отослан в Рим, где так­же прославился чудесами. Икона полу­чила именование Лиддской-Римской.

Ветхий и Новый Завет, сотворение мира и будущая его кончина, история церкви и судьбы царств, чудесные явле­ния и Страшный суд, подвиги мучеников и жития святых, представление о красоте и святости, о доблести и чести, об аде и рае, о прошлом и будущем — все это за­печатлено в иконописном искусстве. Ико­нопись - древнее искусство, но оно не принадлежит только прошлому, оно жи­во и сегодня: иконописцы пишут священ­ные образы, как и много веков назад, В сюжетах, казалось бы, традиционно по­вторяемых веками, как в зеркале вечно­сти, мы находим новый и порой неожи­данный взгляд на нас самих, нашу жизнь и наш мир, его идеалы и ценности.

Умеют ли говорить иконы?

Иконы доносят до нас Священное Писание (Библия, то есть Откровение Божие, записанное в книгах) и Священ­ное Предание (священные знания, не вошедшие в Библию, но также свято сохраняемые Церковью) - только зримо, в образах и красках.

В каждой иконе, как и в каждом православном хра­ме, символично присутствует образ мира, вселенной.

Мир, представленный иконой, - цельный, единый и гармоничный организм. Все существа и части все­ленной - не отдельные и разрозненные осколки или случайно возникшие организмы, но творения Божий, объединённые общим замыслом и любовью своего Создателя.

Как храм являет собой образ вселенной в единстве горнего и дольнего миров, так и икона представляется вселенной и сочетает в себе горний и дольний миры.

Дольний (земной) мир присутствует как материаль­ная основа иконы. Это прежде всего доска. Она напо­минает нам о райском дереве жизни, потерянном для человека в результате грехопадения, и о Кресте - ору­дии Искупления греха человека для возвращения в рай. На лицевую часть доски наклеивается паволока - обычно льняная ткань. Доска и паволока изо льна пред­ставляют мир растений.

Животный мир и элементы земли собраны в левка­се - грунте, которым покрывается паволока. Левкас готовится из тёртого мела и животного или рыбьего (осетрового) клея. Краска - темпера - приготовлялась из минералов, которые растирались и смешивались с яичным желтком, так соединялись камни и животный мир. Яйцо - символ жизни. Из яйца вылупляется пте­нец - живое творение. Таким образом, в материальной основе иконы присутствует дерево и представлены все элементы тварного мира: земля, животный и рас­тительный мир. Это означает, что весь тварный мир участвует в прославлении святости духовного мира.

Прямоугольная форма доски также не случайна, т.к. четырёхугольник символизирует зем­лю, земной мир. А человеческий мир представлен осознанным и усердным трудом, сопровождающимся молитвой - словесным прославлением Бога. Из всего животного мира это дано только человеку.

На подготовленной основе затем пишется образ, представляющий горний мир.

О чем рассказывает цвет иконы?

Важнейшее значение в иконе имеет цвет.

Посмотрим на иконы Божией Матери. Они разные: с Младенцем и без Младенца, в полный рост и по по­яс. Но человек, хоть немного знакомый с иконописны­ми особенностями, сразу догадается, что перед ним образ Пресвятой Богородицы.

- Во-первых, на иконах написаны буквы МР OV, сокращённо означающие по-гречески Матерь Бога.

- Во-вторых, об этом говорят одеяния.

- В-третьих, многое рассказывают цвета.

Пресвятая Богородица одета в синее платье и пур­пурный мафорий, похожий на плащ с капюшоном. Си­ний цвет - цвет неба. А на Руси синий цвет считали ещё и цветом печали. Здесь этот цвет говорит не толь­ко о принадлежности духовному небу, но и о материн­ской скорби из-за страданий Сына. Пурпур, в котором к красному добавлен синий, считается царственным цветом, пурпурные одежды носили цари. Поэтому пур­пурный мафорий указывает на то, что перед нами Ца­рица Небесная.

Сочетание синего и пурпурного в одеянии Пресвя­той Богородицы символизирует соединение земного и небесного: земная Женщина, ставшая Матерью Спасителя мира, соединила в себе земное и небесное начала и олицетворяет собой Церковь, соединяющую человека с Богом.

Золото на иконах символизирует Божественный цвет. Для икон используют сусальное золото (тонкие золотые пластины), но при отсутствии такого дорогого материала применяют краски, которые могут переда­вать золотое сияние: жёлтые, оранжевые.

Белый цвет - цвет чистоты, цвет рая. Белый цвет также обозначает Небесный свет, сияние Света Преоб­ражения. На горе Фавор Иисус Христос предстал перед Своими учениками в Преображённом, Божественном виде. В Евангелии говорится, что лицо Его просияло, как солнце, а одежды Его сделались блистающими и белыми, как снег.

Зелёный цвет - цвет весны, жизни, цветения и наде­жды. В зелёном плаще и с зелёной ветвью обычно изо­бражают архангела Гавриила, возвестившего Приснодеве Марии о будущем рождении у Неё Божественного Младенца. Зелёный цвет и зелёные ветви на иконах говорят о надежде человечества на спасение.

Голубой цвет, как и синий, - цвет неба, горнего ми­ра, цвет духовности и вечной истины.

Чёрный и тёмно-коричневый цвета на иконах - цвета тьмы, ада.

Красный цвет - цвет крови, мученичества, подвига. В красном плаще изображают архангела Михаила – предводителя воинства Христова. В красных одеждах предстают на иконах мученики и великомученики.

Как различить, кто изображен на иконе?

Пользуясь изобразительным языком иконы, люди разных стран мира, говорящие на разных языках, мо­гут понять всё, что иконы рассказывают о святых, кото­рые на них изображены.

На иконах не пишут, что захочется и как захочется. В иконописи есть строгие каноны - правила, порядок. Иконописные каноны Россия унаследовала от Визан­тии тысячу лет назад. За это время Православная Цер­ковь пополнилась новыми святыми, написаны новые иконы, которые продолжают иконописную традицию, пользуются иконописным языком.

Икон очень много, и на них, кроме Спасителя и Богородицы, изображаются ангелы, святые и даже события.

Рассмотрим подробнее изображение святых.

К святым относятся апостолы, евангелисты, равноапостольные, мученики и велико­мученики, святители, преподобные, бла­женные, целители, бессребреники, архангелы. Как различить, кто изображён на иконе?

Все мученики (мученики Гурий, Самон и Авив; святой мученик Иоанн Воин; Священномученик Киприан и мученица ИустинаСвятая великомученица Варвара), например, изображаются с крестом в руках, крест выступает здесь как символ мученичест­ва.

Преподобные ( Преподобный Серафим Саровский, преподобный Алексий, преподобный Макарий, святой преподобный Илия Муромец, святой преподобный Кукша, святой преподобный Моисей Угрин, святой преподобный Сергий Радонежский) - святые из монашествующих - изо­бражаются в монашеском облачении, обычно с раз­вёрнутым или скрученным свитком и с чётками (бусины, собранные на нити, или соединённый в коль­цо шнур с узелками; монах, сосредоточиваясь на молитве, пе­ребирает чётки в руках, на каждую бусинку (узелок) про себя произносит молитву) - символом монашеского молитвенного подвига. На свитке пишут изречение, завещание святого. Святость преподобных - это достижение непрерывного обще­ния с Богом в любви и молитве за весь мир.

Стоящими на столбах изображаются святые препо­добные столпники (преподобный Симеон Столпник). Для сосредоточенной молитвы они добровольно удалялись от мира, ограничивая себя во всём, и избирали для себя стояние на столбе как вид аскетического подвига (добровольное и строжайшее ограничение тела в пище, воде, тепле, движениях и т.д.).

Особым видом святости отличались бла­женные , или юродивые (святой блаженный Василий). Внешне безумные, на самом деле они обладали духовной муд­ростью и духовным зрением, даром пред­видения. Под видом безумства юродивые отвергали условности этого мира и имели возможность пророчествовать, предупреж­дать об опасностях, обличать и призывать к покаянию. Блаженные изображаются в том виде, в каком они остались в памяти народ­ной, совершая духовный подвиг; с верига­ми(различные металлические предметы, которые носи­ли аскеты на теле для умерщвления плоти) на плечах, обнажёнными или с повязкой на бёдрах, в ветхих одеждах. Фоном для об­раза служит вид города или храма, с которы­ми связан подвиг святого.

Целители (святой великомученик Пантелеимон Целитель) в руках держат ящички с лекар­ственными снадобьями. За труд целители обычно не брали платы, так как это дар от Бога. К Божиим дарам в правосла­вии принято относиться бескорыстно: даром взял, да­ром отдай. Поэтому многие целители прославились и как бессребреники (святые бессребреники Косма и Дамиан) - святые, безвозмездно (не за деньги - серебро) лечившие людей, исключительно во славу Божию. Бессребреники изображаются так же, как целители.

Образы святых дополняют другие предметы и де­тали. Например, опушённая мехом круглая шапочка говорит о принадлежности княжескому роду, корона - царскому роду. А шлем, доспехи и щит характеризуют воина (страстотерпцы Борис и Глеб).

Апостолы (апостол Андрей Первозванный, апостол и евангелист Иоанн Богослов) – ученики Христа, посланные Им распространять Евангелие среди людей. Обычно они изображаются со свитком или с книгой в руках, это – символы учения Спасителя. Одежда апостолов – хитон и гиматий. Хитон – верхняя одежда в виде рубахи. Гиматий – тоже верхняя одежда из прямоугольного куска ткани, которая набрасывается на плечи поверх хитона.

Первоверховный апостол Петр на иконах нередко предстает со связкой ключей. Они символизируют совокупность таинств, которые открывают Царство Небесное.

Сидящими в помещениях над раскрытыми книгами и пишущими Евангелие предстают на иконах еванге­листы Матфей, Марк и Лука. А евангелист Иоанн часто изображается среди гор на острове. Потому что сосланный на остров Патмос евангелист Иоанн имен­но здесь получил откровение Господа о судьбах мира и продиктовал Богодухновенный текст своему ученику Прохору.

Четверо евангелистов получили и свои символы: Матфей - ангел, Марк - лев, Лука - бык, Иоанн - орёл. Нередко евангелисты изображаются каждый со своим символом.

Есть святые, жившие после первых апостолов и особенно послужившие Богу и миру обращением це­лых народов в веру христианскую. Такие просветите­ли прославлены Церковью как равноапостольные . Это известные нам святые равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга, а также святые равно­апостольные Кирилл и Мефодий, создавшие сла­вянскую азбуку и просвещавшие славян, святая рав­ноапостольная Нина - просветительница Грузии - и другие святые. Их изо­бражают обычно с книгой, как апостолов, и с крестом, который здесь символизирует крещение народов для спасения.

По определенным деталям нетрудно узнать святителей (святитель Николай чудотворец).

Святителями называют епископов, которые своей святой жизнью и пастырским (священническим) служением прославились, осуществляя Промысл Божий. Святители изображаются в богослужебном епископском облачении, на плечах – омофор, длинный лентообразный плат, украшенный крестами. Это обязательная часть облачения епископа, без омофора он не совершает богослужения. Подобно Господу Вседержителю, святители правой рукой благословляют, а в левой руке держат книгу – символ учения Христа.

Архангелы (архангел Михаил) изображаются в виде прекрасных крылатых юношей то в доспехах, как воины небесного воинства, то в красивых туниках, как придворные Небесного Царя, а то в стихарях дьяконов, как участники Небесной литургии.

Древнерусская иконопись

Наряду с архитектурой на Руси развивалось и иконописное искусство. Будучи живописным произведением, икона, однако, резко отличается от светской картины. В церковном представлении икона являлась как соединительное звено между верующим и божеством. Поэтому художники древнерусской живописи придерживались строго религиозных сюжетов, однако, и в них они вкладывали все же свои этические и эстетические идеалы, мечты и надежды.

Икона писалась на досках, иногда на доски наклеивали холст, грунтовали, сверху для прочности покрывали слоем олифы. Краски художники использовали природные — растительные и минеральные, которые размешивали с яичным желтком, соком растений.

В 842 году на Вселенском соборе было дано строгое богословское определение "что есть икона" (по-гречески "икона"-подобие, изображение). Суть его в том, что на иконах изображается не божество, которое непостижимо и неведомо, но его человеческий образ. "Человеческие и предметные формы надлежит показывать в иконе хотя и условно, но жизнеподобно, с помощью соответствующих и приличных красок."

Покров Богородицы (Новгородская икона)



Особенность русской иконописи. Древнерусские иконы имеют индивидуальную особенность в изображении образов, фигур. В отличие от религиозных сюжетов итальянских, европейских художников, где фигуры изображены объемно, на русских иконах фигуры плоские, бесплотные, бестелесные, они как бы скользят вдоль плоскости икон.

Художники — иконописцы использовали в своих сюжетах разнообразные символы, приемы, с помощью которых они передавали в иконах идею, мечты и чаяния, как свои, так и русского народа. Эти символы были понятны народу, оттого иконы были им так близки и дороги. Что же это за символы? Звезда,например означает обоготворение. Крылатый юноша, дующий в трубы — ветер. Женщины, держащие амфоры, из которых льется вода -реки, потоки воды. Круг- вечность, вечную жизнь. Дева на троне в венце и мантии - весна. Люди с крестами в руках- мученики. Волнистые волосы ангелов, перетянутые лентами, - слухи, обозначающие высшее видение, знание.

Цвет -также своеобразный опознавательный знак изображений: по темно — вишневому плащу узнаем Богоматерь, по светло — малиновому - апостола Петра , по ярко — красному фону - Илью пророка. Краски как азбука : красный цвет — цвет мучеников, но и огонь веры; зеленый -выражение юности,жизни; белый -причастный к высшему званию, это цвет Бога. Золотой цвет также являетсяцветом Бога.

Фон иконы традиционно покрывали золотом. Золото не только символизировало Божественный свет, но и создавало мерцающий, мистический свет, который озарял икону трепетным пламенем лампады и образ на ней то выступал, то отодвигался за ту черту, куда нет доступа смертным.

Читайте также: