Особенности индийской цивилизации кратко

Обновлено: 04.07.2024

Чрезвычайный интерес представляет древняя индийская цивилизация. Природные условия Северной Индии были весьма похожи на природные условия Египета или Вавилонии. Здесь плодородие почвы, жизнь людей зависела от разливов Инда или Ганга. Южная Индия была богата лесами, драгоценными металлами и камнями. Если Ближний и Средний Восток были открыты внешним влияниям, то Индия была отделена от окружающего мира Гималайским хребтом, морями и океаном[18].

К сожалению, дравидийская письменность до сих пор остается не прочитанной, поэтому представление о жизни коренного древнейшего населения Индии сложилось на основе изучения остатков материальной культуры.

Первоначально цивилизация возникла на основе небольших общин в долине Инда около 3000 г. до н. э. Дравиды занимались ирригационным земледелием и скотоводством. Выращивали пшеницу, ячмень, другие культуры. Приручили овец, свиней, зебр, буйволов, верблюдов и слонов. Из более чем сотни древнейших городов наибольшую известность имеют Мохенджо-Даро и Хараппа. Города были построены по плану, с домами из обожженного кирпича. Имелись водопровод и канализация. Города контролировали обширные территории, были крупными центрами ремесел, торговли. Государственность существовала в виде множества мелких царств и княжеств, в которых правители, возможно, одновременно были жрецами. Хараппанцы разработали морфемно-слоговое письмо, выращивали хлопчатник, занимались торговлей, плавали по морю. В связи с перенаселением в городах они развернули колонизацию от низовьев Инда морем и сушей на восток и запад. Парусно-гребные корабли, имевшие одну и две мачты, плавали по Аравийскому морю, Оманскому заливу. Они дошли до южной оконечности полуострова Индостан, открыли остров Цейлон.

К середине 2-го тысячелетия до н. э. цивилизация долины Инда пришла в полный упадок. В качестве причин называют частые наводнения, истощение почвы и вырубку всех деревьев, войны и даже отсутствие иммунитета против появившихся тропических болезней. Во всяком случае, около 1500 г. до н. э. в Северную Индию, предположительно из среднеазиатских степей, вторглись так называемые арийские племена. Вождями племен были раджи, союз девяти скотоводческих племен возглавлял магараджа. Арии быстро усвоили более высокую культуру дравидов, перешли к оседлому земледелию. Дравидов либо истребили, либо превратили в рабов или слуг. На протяжении 1-го тысячелетия до н. э. арии подчинили себе всю территорию Индии. На основе отношений между завоевателями и местным населением возникла и развилась своеобразная кастовая система, которая в значительной степени сохраняется до настоящего времени[19].

Первое тысячелетие до н. э. было наполнено борьбой различных индийских государств (Магадха, Кошала, Чандрагупта, Калинга и др.) за преобладание на всей территории Индии. В IV в. до н. э. северо-западная часть Индии вошла в державу Александра Македонского. Около 100 г. до н. э. на территорию Индии вторглись племена скифов (саков) и образовали Индо-Скифское государство. На протяжении последующих двух столетий богатая Индия была лакомым куском, важным объектом экспансии для многих завоевателей.

Богатый опыт духовно-религиозной жизни нашел свое обобщение и творческое осмысление в буддизме, ставшем мировой религией.

• Имена. Сиддхартха Гаутама

После этого он 45 лет ходил по стране и проповедовал свое учение о спасении в неземной жизни. Умер в возрасте 80 лет. Существует несколько биографий Будды.

За последующие несколько веков буддизм широко распространился в Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии и в Сибири. В самой Индии буддизм в XII в. после Рождества Христова растворился в индуизме, который освятил авторитетом религии кастовое деление общества и, продолжая традиции брахманизма, объявил принадлежность к той или иной касте следствием соответствующей дхармы, т. е. образа жизни, предписанного данной касте.

• Мужчина и женщина в истории цивилизаций

В индуизме отношение к сексу варьируется от полного приятия до аскетического отрицания. При этом аскетизм и страсть не противопоставлялись друг другу, но рассматривались как формы энергии. Сексуальная жизнь индийских богов с современных позиций выглядит довольно причудливо. Поклонение фаллосу и йони наполнялось сложным символическим значением.

• Тексты. Законы Ману (сборник древнеиндийских нравственных и правовых предписаний, датируемый I в. до н. э.) (извлечения)

А ради процветания миров он (Ману – легендарный составитель законов) создал из своих уст, рук, бедер и ступней, соответственно, брахмана, кшатрия, вайшия и шудру.

Обучение, изучение Веды (священная книга), жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов.

Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия. Пастьбу скота и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды, торговлю, ростовщичество и земледелие – для вайшия. Но только одно занятие Владыка указал для шудры – служение этим варнам со смирением.

Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными – разумные, между разумными – люди, между людьми – брахманы.

Брахман ест только свое, носит – свое и дает – свое; ведь другие люди существуют по милости брахмана.

Даже если царь – ребенок, он не должен быть презираем думающими, что он только человек, т. к. он – великое божество с телом человека. Армия зависит от военачальника, контроль над подданными – от армии, сокровищница и страна – от царя, мир и его противоположность – от посла. Кто лично захватывает колесницу, лошадь, слона, зонтик, деньги, зерно, скот, женщин, всякое прочее добро и недрагоценный металл – это его. Пусть воины отдадут лучшую долю царю: так сказано в Веде; не захваченное в отдельности должно быть царем распределено между всеми воинами. Подчинение страны следует обеспечивать, поместив отряд воинов посреди двух деревень, трех, пяти, а также сотен деревень.

Следует назначить старосту для каждой деревни, управителя десяти деревень, управителя двадцати и ста, а также управителя тысячи. Пусть царь ежегодно заставляет простой народ, живущий в стране самостоятельным промыслом, платить нечто, называемое налогом. Царь, желая рассмотреть судебные дела, пусть является подготовленным в суд вместе с брахманами и опытными советниками.

В судебных делах должны допускаться свидетели, достойные доверия, из всех варн, знающие всю дхарму, чуждые жадности.

При разногласиях (в показаниях) свидетелей царю следует предпочесть (мнение) большинства, при равенстве – наделенных выдающимися качествами, при разногласии между отличными – брахманов.


Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

10:30. Индийская атмосфера на улицах Рима

10:30. Индийская атмосфера на улицах Рима В наше время еще есть страны, которые могут дать представление о том, как выглядели улицы древнего Рима. Например, Индия: и там встречаются люди, задрапированные в длинные покрывала, в сандалиях или босиком.Как в Индии, улицы Рима

Индийская и китайская картография

Индийская и китайская картография Имеются указания на то, что в Индии карты выполнялись на пальмовых листьях и коре. Из инструментов, использовавшихся для съемок, в источниках упоминаются гномон, различные линейки, шнуры и жезлы для измерения расстояний, вехи, бычьи

§ 4. Индийская цивилизация

§ 4. Индийская цивилизация Чрезвычайный интерес представляет древняя индийская цивилизация. Природные условия Северной Индии были весьма похожи на природные условия Египета или Вавилонии. Здесь плодородие почвы, жизнь людей зависела от разливов Инда или Ганга. Южная

Модель вторая, индийская

Модель вторая, индийская Вторая модель заметно отличается от первой внутренней неоднородностью, порой даже кричащим контрастом. Речь идет о достаточно большой группе стран, успешно развивающихся по еврокапиталистическому пути, но при этом далеко еще не перестроивших

Индийская прародина ариев

Индийская прародина ариев Как мы уже писали, самая ранняя из научных гипотез называла родиной ариев Индию. Первым, кто ее выдвинул, был немецкий лингвист Фридрих Шлегель. Его предположение было основано на том, что раз самым архаичным письменным языком является санскрит,

Махабалипурам – индийская Атлантида

Махабалипурам – индийская Атлантида Махабалипурам расположен близ Ченнаи (Мадраса). В январе городок оживляется – каждый год в это время проводится фестиваль танца, который длится целый месяц. А раз в двенадцать лет близ Махабалипурама в Тируккалукунраме празднуют

Индийская прародина ариев

Индийская прародина ариев Как мы уже писали, самая ранняя из научных гипотез называла родиной ариев Индию. Первым, кто ее выдвинул, был немецкий лингвист Фридрих Шлегель. Его предположение было основано на том, что раз самым архаичным письменным языком является санскрит,

Махабалипурам — индийская Атлантида

Махабалипурам — индийская Атлантида Махабалипурам расположен близ Ченнаи (Мадраса). В январе городок оживляется — каждый год в это время проводится фестиваль танца, который длится целый месяц. А раз в двенадцать лет близ Махабалипурама в Тируккалукунраме празднуют

11.3. Индийская кухня

11.3. Индийская кухня О вегетарианстве индусов Представление об Индии как о вегетарианской стране нуждается в поправках. Не только индийцы (граждане Индии), но многие индусы (индуисты) вегетарианцами не являются. Это, относится к индусам низких каст. По оценкам,

Индийская кулинария

Индийская кулинария Индийская кулинария чрезвычайно разнообразна: в ней можно выделить десятки провинциальных кухонь. Но она имеет общие черты, отличающие ее от кулинарии других стран мира. Главным отличительным признаком является использование множества специй в

Специфически индийская…

Специфически индийская… «Индия в третьем тысячелетии с ее в высшей степени своеобразной и самобытной цивилизацией может смело выдерживать сравнение с Египтом и Вавилонией, не уступая им в техническом отношении. Совершенно очевидно, что цивилизация пустила глубокие

Индийская прародина ариев

Индийская прародина ариев Как мы уже писали, самая ранняя из научных гипотез называла родиной ариев Индию. Первым, кто ее выдвинул, был немецкий лингвист Фридрих Шлегель. Его предположение было основано на том, что раз самым архаичным письменным языком является санскрит,

Лекция 10 Индийская империя

Лекция 10 Индийская империя Тот метод изучения, какой мы применяли к колониальной империи, будет применен теперь для рассмотрения Индийской империи, то есть мы будем рассматривать ее лишь постольку, поскольку она является иллюстрацией общего закона расширения,

Индийская экспедиция Кабрала

3.2.3. Индийская историческая арена

3.2.3. Индийская историческая арена В Индии после гибели Индской цивилизации произошло возвращение на стадию предклассового общества. Снова классовое общество возникло в этом регионе в первой половине I тысячелетия до н.э., возможно, даже в IX-VIII вв. до н.э. В течение

Цивилизация древней Индии относится к числу древнейших в мире. Особенности и регионы ее развития обуславливались спецификой природных условий в разных районах полуострова Индостан. Эти же факторы обусловили сохранение в Индии возникших в древности экономических и общественных традиций необычно долгое время.

Древнейшая история: доисторический период

По сведениям археологов, древнейшие люди появились на территории Индостана примерно 1,5 млн. лет назад. Артефакты эпохи мустье (средний палеолит) представлены по всей территории полуострова. В каменных орудиях с ряда памятников просматривается отчетливое сходство с африканскими образцами.

Что существенно отличает индийский каменный век от прочих регионов – раннее появление микролитической техники в обработке камня (то есть использование мелких отщепов вместо крупных цельных орудий). Первые микролиты из Индии датируются 48 тыс. лет до н.э. Рано (VII в тыс. до н.э.) произошел в Индии и переход к производящему хозяйству (выращивание риса, скотоводство). Однако важно помнить, что случилось это лишь на некоторых территориях.

Индия весьма разнообразна по природным показателям. Там есть засушливые степные, пустынные и полупустынные участки, большие массивы тропических джунглей, а также долины разливающихся рек (в первую очередь Инда). Эти различия и вызвали несходство темпов и особенностей прогресса населения разных регионов страны.

Индская, или Хараппская цивилизация

Наиболее ранние примеры существования обществ со сложной организацией в Индии датируют примерно 3300-1700 гг. до н.э. Поскольку существовала цивилизация в бассейне реки Инд, она получила название Индской, а также Хараппской (по наименованию одного из крупнейших городов).

Раскопки города Мохенджо-Даро

Индская цивилизация демонстрирует высокий уровень урбанизации – городское население преобладало над сельским. Города (Мохенджо-Даро, Хараппа, Ракхигархи, Локхал и другие) строились по плану, из камня и обожженной глины; в них имелись системы водоснабжения и канализации. Археологи установили, что между жителями не было значительного имущественного неравенства. Нет ясности по поводу государственного устройства, но в пользу наличия единой государственности говорят просматривающиеся в некоторых ремесленных изделиях единые стандарты.

Индская цивилизация была создана дравидами – коренными племенами Индостана (для них характерна темная кожа). Население занималось выращиванием пшеницы и ячменя, разведением крупного рогатого скота, ремеслами, торговлей. Представители Индской цивилизации изготавливали колесные повозки; вероятно, обладали и навыками мореплавания. Из металлов они знали медь и бронзу, умели изготавливать стекло.

Индское общество обладало развитой, высокой культурой. Письменность цивилизации Хараппа до сих пор не расшифрована, но она существовала. Спорными являются и соображения о религии, хотя она была. Археологами найдены многочисленные скульптурные и рисованные изображения, украшения, даже игрушки и элементы игр (вроде костей). Судя по найденным зубам, жителям были известны приемы стоматологии.

Образцы скульптуры Индской цивилизации

Причины упадка Индской цивилизации до конца не установлены. Ученые полагают, что к этому могли привести климатические изменения (нехватка воды) и инфекционные болезни, распространившиеся при увеличении плотности населения.

Ведийская цивилизация

На смену Хараппской в Северной Индии пришла Ведийская цивилизация. Она существовала в промежуток примерно с XV до V в. до н.э. Название связано с главными религиозными сочинениями этой эпохи.

Возникновение этой цивилизации связывают с появлением в Индии арийских племен (предположительно – северных завоевателей-кочевников) и слиянием их культуры с обычаями местного населения. В этот период в стране примерно одинаково развивались земледелие и скотоводство (в ведийский период произошло обожествление коровы); развивались также многочисленные ремесла.

От ведической цивилизации не осталось таких масштабных археологических памятников, как от Индской. Зато о ней имеются многочисленные упоминания в древних религиозных текстах, сохранившихся до наших дней. В ведическую эпоху сформировались основы индуистского вероучения, существующего и в наши дни и имеющего около миллиарда сторонников.

Тогда же сформировалась индийская варновая и кастовая системы, ставшие основой общественного устройства страны на долгие века. Варн выделялось 4: брахманы (жрецы), кшатрии (правители и воины), вайшии (земледельцы, ремесленники, торговцы) и шудры (прислуга). Каст существовало много (не одна тысяча), они определялись профессиональной принадлежностью. Эти социальные группы были замкнутыми, общение между ними ограничивалось и строго регламентировалось; перейти из одной группы в другую было почти невозможно. Нарушившие такие правила становились неприкасаемыми, то есть изгоями.

Варновая система в Индии

Ведическая цивилизация не имела единой государственности и была представлена несколькими (часто враждующими) объединениями племен. Причиной ее кризиса стали как эти противоречия, так и возникновение иных центров притяжения в виде альтернативных религий.

Буддийский период

Буддийский период охватывает ориентировочно V-IV века до н.э. Он связан с кризисом ведического индуизма и появлением новых лидеров (преимущественно из числа кшатриев). Как можно понять из названия, в этот период зародилась одна из современных мировых религий – буддизм.

Именно в буддийский период индийские княжества столкнулись с персидскими (царь Кир) и греческими (Александр Македонский) завоевателями. Необходимость противостоять им вызвало объединение многочисленных маленьких государств под властью одного правителя.

Империя Маурьев

Памятник Чандрагупте Маурья - основателю династии Маурьев

Империя Маурьев просуществовала до 180 года до н.э. и развалилась в результате сложностей с управлением столь обширной территорией и глубокими различиями в культуре и образе жизни включенных в нее народов.

Классический период и царство Гуптов

Далее столь крупных государств в Индии не возникало в течение многих веков. На рубеже и в начале нашей эры индийскими землями владели различные государства – Греко-бактрийского царства, Индо-скифского царства, Кушанского царства, различных княжеств. В IV-V веках н.э. земли Северной Индии были объединены правителями из рода Гуптов.

В эпоху Великого переселения народов (в V веке н.э.) царство Гуптов было уничтожено ираноязычными кочевниками. Его падение считается концом древней индийской истории.

Значение древнего периода истории Индии

Индия стала одним из первых регионов Земли, где человек перешел к производящему хозяйствованию, создал города, освоил многие ремесла и обработку металлов. Наличие территорий, подходящих для ирригационного земледелия, позволило возникнуть здесь первым сложным общественным образованиям и древнейшим государствам.

В древнюю эпоху в Индии возникли учения индуизма и буддизма, до сих пор имеющие огромное влияние на духовную жизнь многих миллионов людей. Некоторые хозяйственные открытия тоже были сделаны здесь: использование ячменя и пшеницы, центральная система канализации.

Храм ведийского периода в Индии

Для Индии в течение длительного времени было типичным упорное сохранение древнейших традиций в общественном устройстве и повседневной жизни. Поэтому варновая и кастовая системы, возникшие на этапе древней истории, влияют на жизнь Индии до сих пор.

В древности Индия была одним из самых развитых и передовых регионов планеты. К ее упадку привели постоянные внешние нашествия и отсутствие внутреннего единства.

Индийская цивилизация, охватывавшая в своем классическом виде территорию современных Индии и Шри-Ланки (Цейлона), как и китайская, существовала с очень древних времен. Но, в отличие от китайской, она была статичной.

В основе ее духовной культуры лежало представление о человеке как об одной из частей окружающего мира, полностью зависимой от него. Согласно индусским воззрениям, человек существует в бесконечном круговороте жизней и смертей: после смерти заново рождается, перевоплотившись в другую личность (а по некоторым представлениям, даже в животное или растение) .

Поскольку весь мир, все процессы в нем постоянны и неизменны, человек не должен пытаться изменить естественную суть вещей, а должен лишь спокойно проживать выпавший ему в этом мире удел.

Жизненные неудачи, бедность, болезни индусы считали воздаянием за какие-то грехи в предыдущей жизни. И соблюдение целомудрия, благочестия, справедливости считали залогом более легкой и счастливой следующей жизни.

Индийская цивилизация была развитой, подарила миру шахматы и арабские (попавшие в Европу через арабское посредство) цифры, но развивалась она медленно , в течение долгих тысячелетий.

Индийские правители не совершали завоеваний за пределами Индостана, да и сама Индия в прошлые времена не была единой, а была представлена разными феодально-государственными владениями. Напротив, Индию часто захватывали время от времени приходившие на ее земли завоеватели. Но изменить тысячелетиями существующий статичный менталитет ее населения они были не в состоянии, и либо постепенно сами его воспринимали, как индоарии, либо жили обособленно от основного населения, сохраняя собственный менталитет лишь в своей узкой среде , как, например, правившие Индией бóльшую часть Средневековья мусульмане.

Отражением статичного индийского менталитета, отсутствия видения смысла в изменении привычного жизненного уклада стала такая характерная черта индийской цивилизации как кастовый строй . Каждый человек занимался в жизни тем, чем из поколения в поколение занимались его предки, и его собственные потомки тоже должны были заниматься этим же делом. Общность людей, занимавшихся одним и тем же, и составляла касту.

Лишь в немногие касты можно было попасть не по праву рождения. Это в привилегированную касту верховных жрецов — брахманов, куда попадали, пройдя специальное обучение, и в низшую касту — неприкасаемых, в рядах которой оказывались как по рождению, так и просто при несоблюдении обычая избегания ее представителей.

Касты несколько напоминали европейские сословия Средневековья, но отличались от них, главным образом, тем, что принадлежность человека к касте была освящена индуистской религией и существовала не просто по объективным социальным и экономическим обстоятельствам, а как безусловный принцип, закрепленный в сознании каждого индуса. Переход из одной касты в другую, занятие делом не своей касты было немыслимо даже при наличии способствующих этому объективных условий .

Индийская цивилизация раньше других мировых цивилизаций испытала агрессивную экспансию европейцев , поскольку завоевание европейцами и их последующий колониальный произвол, приведший к массовой гибели населения, большинство индийцев, как обычно, восприняло со смирением как очередной естественный процесс, происходящий в мире.

В XVIII в. Индия была завоевана Британской Ост-Индской компанией , а во второй половине XIX в. перешла непосредственно под управление британской короны . Несмотря на европейское влияние, традиционная индийская духовная культура в колониальную эпоху не была разрушена. Только уже после обретения Индией независимости в 1947 г. в связи с активно развивающейся индустриализацией крайне консервативное и статичное индийское мировоззрение стало постепенно раскрепощаться.

В то же время и поныне в Индии развит кастовый строй в обществе, и большинство индийцев, несмотря на все жизненные трудности, не желают ничего менять в привычном укладе жизни, что является одной из главных причин современного экономического отставания страны.

Спасибо, что дочитали до конца! Поддержите наш канал лайком и нажмите вверху "подписаться". Заглядывайте еще: каждый день новая публикация.

Описание: Данная статья предназначена для тех кто увлекается Историей Древнего мира и Древней Индии, учителям, родителям и детям.
Цель: повысить познавательную активность данный темы и к самой истории Индии.
Задачи:
1. Рассказать о происхождении цивилизации Индии.
2. Описать основные этапы Древней Индии
3. Обьяснить основу верования.
4. Падения империи.



Литература:
1. Забытая цивилизация в долине Инда М. Ф. Альбедиль
2. Индия. История страны Синхараджа Таммита-Дельгода

Читайте также: