Особенности художественной литературы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Художественная литература занимает в нашей стране большое и почетное место как могучее средство образного познания действительности и духовного воспитания народа.

История, психология, социология, философия также сосредоточены на изучении человека, законов жизни и развития человеческого общества. Но художественная литература отличается от этих наук тем, что обращается преимущественно к эмоциональному восприятию действительности. Изучение жизни она реализует в художественно-образной форме, и это заставляет читателя не холодно мыслить, а чувственно переживать описанное и самостоятельно приходить к заключениям и выводам.

Таким образом, можно считать, что к основным целям художественной литературы относятся:

  1. глубокое изучение жизни человека и общества и эмоциональная передача его результатов читателям;
  2. воздействие на читателя в идеологическом и морально- эстетическом аспектах;
  3. воспитание и в некоторой мере обучение читателя, а также формирование его мировоззрения.

Эти цели осуществляются в художественно-образной форме, которая обращена к чувственному восприятию и доставляет читателю эстетическое наслаждение. Но восприятие произведений художественной литературы различными читателями неодинаково. Прежде всего это обусловливается возрастом (детей и взрослых) и подготовленностью в зависимости от уровня образования, жизненного опыта и эстетического воспитания. Поэтому художественная литература делится на две большие группы: для взрослых и для детей.

Способы или роды литературного изложения сложились в давние времена, прошли большое испытание временем и по своим характерным особенностям могут быть разделены на эпические, лирические и драматические.

Эпический способ литературного изложения - это повествование как бы стороннего наблюдателя. Эпические произведения могут принимать различные виды - романы, повести, рассказы, мемуары, поэмы и т.д. В произведениях такого рода писатель обычно как бы рассказывает об условиях, в которых происходило формирование и развитие характеров, а также при помощи прямой речи действующих лиц (и в иной форме) сообщает о событиях, взаимоотношениях людей. Прямой речью действующих лиц писатель не только дополняет авторское повествование, но и делает более убедительным впечатление, создаваемое описанием, заставляет забывать читателя о том, что показанное им - вымысел. В эпических произведениях есть возможность наиболее полно показать события потому, что они воспроизводятся как бывшие. Используя прямую речь действующих лиц, авторское повествование и применяя в целом прошедшее время, писатель получает средства для показа причинной связи событий и всесторонней их характерности.

Лирический способ литературного изложения (песни, оды, стихотворения, элегии и т.д.) отличен от эпического тем, что писатель выражает в произведении преимущественно свои мысли и чувства при помощи описания тех или иных явлений или людей внешнего мира. Иными словами, писатель использует многообразие мира внешнего для выражения мира внутреннего. В лирическом произведении он передает свою реакцию на определенное явление или круг явлений действительности. Совокупность лирических произведений одного и того же писателя или поэта дает всю полноту его мыслей и чувств, его отношение к жизни и людям. Во всей же массе лирических произведений, созданных различными авторами всех стран и народов, сказываются вырабатываемые людьми исторически, философски, эстетически и этически отношения к различным сторонам жизни и человеческого поведения.

В драматическом способе литературного изображения (трагедии, комедии, драмы, водевили) иллюзия подлинной жизни доводится до высшего предела, так как это произведение в основном построено на прямой речи для сценического исполнения.




В драматических произведениях, сходных с эпосом по отражению писателем внешнего мира, авторского повествования нет. Это придает им своеобразный характер.

Все три способа литературного изложения на практике часто переплетаются, взаимодействуют. В эпических произведениях могут быть драматические элементы, в драматических, в свою очередь, - эпические. Лиризм вообще присутствует в самой сущности поэзии, во всех ее формах. Взаимопроникновение эпического, лирического и драматического способов литературного изложения придает большую глубину, силу и яркость литературному произведению.

Независимо от того, к какому роду, виду или жанру относится литературное произведение, в нем всегда своеобразно выражается стиль писателя, особенности его языка.

Все это говорится для того, чтобы представить те задачи, которые решаются художником при выборе характера, способа и средств для проектирования, оформления и иллюстрирования того или иного произведения художественной литературы.

3.2.

Художественная литература занимает в нашей стране большое и почетное место как могучее средство образного познания действительности и духовного воспитания народа.

История, психология, социология, философия также сосредоточены на изучении человека, законов жизни и развития человеческого общества. Но художественная литература отличается от этих наук тем, что обращается преимущественно к эмоциональному восприятию действительности. Изучение жизни она реализует в художественно-образной форме, и это заставляет читателя не холодно мыслить, а чувственно переживать описанное и самостоятельно приходить к заключениям и выводам.

Таким образом, можно считать, что к основным целям художественной литературы относятся:

  1. глубокое изучение жизни человека и общества и эмоциональная передача его результатов читателям;
  2. воздействие на читателя в идеологическом и морально- эстетическом аспектах;
  3. воспитание и в некоторой мере обучение читателя, а также формирование его мировоззрения.

Эти цели осуществляются в художественно-образной форме, которая обращена к чувственному восприятию и доставляет читателю эстетическое наслаждение. Но восприятие произведений художественной литературы различными читателями неодинаково. Прежде всего это обусловливается возрастом (детей и взрослых) и подготовленностью в зависимости от уровня образования, жизненного опыта и эстетического воспитания. Поэтому художественная литература делится на две большие группы: для взрослых и для детей.

Способы или роды литературного изложения сложились в давние времена, прошли большое испытание временем и по своим характерным особенностям могут быть разделены на эпические, лирические и драматические.

Эпический способ литературного изложения - это повествование как бы стороннего наблюдателя. Эпические произведения могут принимать различные виды - романы, повести, рассказы, мемуары, поэмы и т.д. В произведениях такого рода писатель обычно как бы рассказывает об условиях, в которых происходило формирование и развитие характеров, а также при помощи прямой речи действующих лиц (и в иной форме) сообщает о событиях, взаимоотношениях людей. Прямой речью действующих лиц писатель не только дополняет авторское повествование, но и делает более убедительным впечатление, создаваемое описанием, заставляет забывать читателя о том, что показанное им - вымысел. В эпических произведениях есть возможность наиболее полно показать события потому, что они воспроизводятся как бывшие. Используя прямую речь действующих лиц, авторское повествование и применяя в целом прошедшее время, писатель получает средства для показа причинной связи событий и всесторонней их характерности.

Лирический способ литературного изложения (песни, оды, стихотворения, элегии и т.д.) отличен от эпического тем, что писатель выражает в произведении преимущественно свои мысли и чувства при помощи описания тех или иных явлений или людей внешнего мира. Иными словами, писатель использует многообразие мира внешнего для выражения мира внутреннего. В лирическом произведении он передает свою реакцию на определенное явление или круг явлений действительности. Совокупность лирических произведений одного и того же писателя или поэта дает всю полноту его мыслей и чувств, его отношение к жизни и людям. Во всей же массе лирических произведений, созданных различными авторами всех стран и народов, сказываются вырабатываемые людьми исторически, философски, эстетически и этически отношения к различным сторонам жизни и человеческого поведения.

В драматическом способе литературного изображения (трагедии, комедии, драмы, водевили) иллюзия подлинной жизни доводится до высшего предела, так как это произведение в основном построено на прямой речи для сценического исполнения.

В драматических произведениях, сходных с эпосом по отражению писателем внешнего мира, авторского повествования нет. Это придает им своеобразный характер.

Все три способа литературного изложения на практике часто переплетаются, взаимодействуют. В эпических произведениях могут быть драматические элементы, в драматических, в свою очередь, - эпические. Лиризм вообще присутствует в самой сущности поэзии, во всех ее формах. Взаимопроникновение эпического, лирического и драматического способов литературного изложения придает большую глубину, силу и яркость литературному произведению.

Независимо от того, к какому роду, виду или жанру относится литературное произведение, в нем всегда своеобразно выражается стиль писателя, особенности его языка.

Все это говорится для того, чтобы представить те задачи, которые решаются художником при выборе характера, способа и средств для проектирования, оформления и иллюстрирования того или иного произведения художественной литературы.

Художественная литература — это вид искусства, в котором материалом и средством для образного отображения действительности служат словесные конструкции.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Что включает в себя понятие

К художественной литературе относятся авторские произведения, в том числе анонимные. Этим она отличается от фольклора, который является плодом коллективного творчества.

В отличие от других видов литературы, в художественных произведениях присутствует художественный вымысел. Это плод фантазии автора, который подразумевает построение вымышленного мира и отражает его мировоззрение.

При этом вымысел в художественных произведениях соединяется с жизнеподобием — стремлением придать воображаемому миру реальные черты. Сочетание этих двух компонентов варьируется в разных жанрах литературы. Например, в реализме высокой является степень соответствия действительности, в фантастике — нарушаются привычные границы реальности.

Как вид искусства художественная литература включает в себя все типичные свойства и категории культуры:

  • моральные нормы и ценности;
  • культурную мотивацию;
  • трансляцию социального опыта;
  • познание окружающего мира;
  • обмен информацией;
  • мир символов и образов.

Особенности, какую роль играет в жизни человека

Для художественной литературы характерны следующие особенности:

  1. Отсутствие четких рамок и границ.
  2. Повествование может вестись от любого лица.
  3. Композиция может быть нелинейной.
  4. Метафоричность и образность.
  5. Многообразие видов и жанров.
  6. Использование разных стилевых пластов лексики.
  7. Многозначность истолкования.

Художественная литература играет большую роль в жизни человека. Она выполняет следующие задачи:

  1. Отображает в наглядной форме разные сферы жизни людей.
  2. Предлагает осмысление реальности.
  3. Помогает лучше понять природу человека.
  4. Содержит духовно-нравственные ориентиры.
  5. Обогащает эмоциональный интеллект.
  6. Развивает память, речь, воображение и другие мыслительные функции.
  7. Представляет интерес с исторической точки зрения, поскольку содержит описание быта, нравов, взглядов современников той или иной эпохи.
  8. Является важным источником наблюдения для лингвистов, изучающих особенности языка и его эволюцию.
  9. Выражает интересы представителей конкретных социальных групп, аккумулирует их мнение и взгляды.
  10. Играет рекреационную роль — способствует отдыху и успокоению.
  11. Удовлетворяет эстетические потребности.
  12. Выполняет некоторые психотерапевтические функции — отождествляясь с героем, человек может в безопасной обстановке прожить свои страхи, лучше понять природу своих психологических проблем.

Значение художественной литературы в развитии детей

Художественная литература оказывает большое влияние на развитие детей в следующих направлениях:

  • интеллектуальное;
  • нравственное;
  • эстетическое;
  • творческое;
  • эмоциональное.

Она развивает различные познавательные процессы:

  • мышление;
  • речь;
  • воображение;
  • внимание;
  • память.

Чтение книг является одним из главных условий развития речевого слуха, который является основой когнитивного и социального развития детей.

Для всестороннего развития личности ребенка важен правильный подбор художественных произведений. Они должны:

  • соответствовать возрастным особенностям;
  • содержать правильные моральные нормы;
  • обладать богатой лексикой;
  • развивать познавательный интерес;
  • иметь яркие образы и персонажи.

При знакомстве с новой книгой рекомендуется сначала довести до сознания ребенка художественное произведение в целостности. Затем следует:

  • познакомить ребенка со средствами художественной выразительности;
  • провести доступный для его восприятия анализ произведения;
  • задавать вопросы по содержанию;
  • предложить пофантазировать на тему прочитанного материала.

Часто сюжеты литературы переводятся в игры. Проживая в игре жизнь того или иного персонажа, ребенок обогащается эмоционально, развивает фантазию, учится эмпатии.

По мере взросления ребенка необходимо включить в перечень книг для чтения лучшие образцы русской и зарубежной литературы, способствующей формированию его мировоззрения. Например, произведения Чарльза Диккенса учат сопереживать и ценить моральные качества человека. Книги Виталия Бианки — прививают любовь к природе.

Деление на жанры

Художественная литература многообразна по содержанию, структуре, стилевым особенностям.

Выделяют 3 ее основных рода:

Эпическая литература описывает события, произошедшие в прошлом и вспоминаемые повествователем.

  • широта охвата;
  • претензия на объективность повествования;
  • высокая плотность событий;
  • описание сконцентрировано на поступках, а не на попытках понять внутренний мир героев;
  • жизнь людей рассматривается в контексте общественных и исторических событий.

Эпические жанры:

  • баллады;
  • эпопеи;
  • романы;
  • эпические поэмы;
  • малые формы — повести, рассказы, очерки.

Примеры эпических произведений:

Лирика

Для лирической литературы характерна концентрация внимания на внутреннем мире героя, его мыслях и переживаниях.

  • субъективность;
  • эмоциональность;
  • фиксация на мимолетных переживаниях;
  • передача тончайших оттенков эмоционального состояния героя;
  • экспрессивность;
  • отсутствие строгой привязки к сюжету.

Лирические жанры:

  • элегии;
  • романсы;
  • оды;
  • лирические стихотворения;
  • любовные песни.

По содержанию лирика бывает:

  • интимной — отражает личные переживания;
  • пейзажной — описывает эмоциональные впечатления от явлений природы;
  • гражданской — содержит размышления об общественных и политических явлениях;
  • философской — включает рефлексию на тему смысла жизни и других основополагающих вопросов бытия.

Драма

Драма возникла на стыке литературного и театрального искусства. Драматические произведения воспроизводят внешний для автора мир. В отличие от эпоса, сюжет разворачивается не в повествовательной, а в диалогической форме.

Характерные особенности:

  • четкая структура;
  • диалогичность;
  • текст от лица автора носит эпизодический характер;
  • наличие внешних и внутренних ремарок;
  • ограниченное количество действующих лиц;
  • в основе — действие, раскрываемое через конфликт;
  • характер персонажей разворачивается через поступки.

Драматические жанры:

  • драма;
  • комедия;
  • мелодрама;
  • фарс;
  • трагикомедия;
  • водевиль.

Примеры драматических произведений:

По структурному типу текста литература делится на:

Для поэзии характерно наличие ритмической структуры текста, не совпадающей с естественным ритмом языка. В русской литературе преобладает силлабо-тонический ритм. Он характеризуется чередованием в определенном порядке ударных и безударных слогов и наличием рифмы.

В прозе содержание текста не зависит от речевого ритма.

В некоторых произведениях происходит сознательное смешение прозы и поэзии. Например, проза русского писателя Андрея Белого сильно ритмизована.

Художественный стиль присущ литературе и искусству. Это особый стиль речи. Он характеризуется высокой эмоциональностью, образностью, богатством лексики, наличием прямой речи. Художественный стиль способен передать читателю мысли, чувства автора произведения.

В устной речи художественный стиль применим в фольклоре: сказках, песнях, загадках, былинах. В письменной речи – в эпических, лирических, драматических произведениях.

В текстах художественного стиля используются все типы речи: описание, повествование, рассуждение. Рассуждение-размышление раскрывает внутреннее состояние героя, дает ему психологическую характеристику. Позиция автора выражается не прямо, а в подтексте.

Художественный стиль

Особенности художественного стиля

Среди особенностей художественного стиля можно выделить высокую образность языка, индивидуальный авторский стиль, жаргонизмы, диалектизмы, просторечие, скрытая оценочность, эмоциональность.

Выразительные средства

– использование при слове чаще всего прилагательных или наречий, реже существительных, которые влияют на выразительность.

– углубление общего признака для выявления нового важного свойства предмета.

– присвоение черт одушевленных предметов неодушевленным. Человеческими чертами часто наделяют явления природы.

– слово или выражение в переносном смысле (скрытое сравнение).

  • Серебряная ложка луны. Ю. Мориц
  • В саду горит костер рябины красной… С.Есенин

создает ощущение, что герой или ситуация не таковы, как кажутся.

– явное намеренное преувеличение с целью усиления выразительности мысли.

– обратное гиперболе. Приуменьшение силы описываемого предмета.

– соединение в одном предложении (фразе) слов с противоположным значением или эмоциональной окраской.

  • Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздники горюет. Пословица

—заключается в изменении привычного порядка слов в предложении (подлежащее + сказуемое, …).

  • Швейцара мимо он стрелойВзлетел по мраморным ступеням.А.С.Пушкин

Языковые особенности:

  • Широкое использование народнопоэтических слов, тропов.
  • Авторские неологизмы, жаргонизмы, диалектизмы.
  • Устная разговорная речь, пародирование, стилизация.
  • Предложения с прямой и косвенной речью.
  • Перечисления, повторы, восклицания, вопросы.
  • Все виды простых и сложных предложений.
  • Детализация.
  • Элементы других стилей.
  • Динамичность тексту придают глаголы, причастия, прилагательные.
  • Используются методы словообразования (например, изменяются суффиксы для придания эмоциональности).

Признаки и отличительные черты художественного стиля речи

Особенности художественного стиля

Основными признаками художественного стиля называют:

  • Образность. Персонажи описаны ярко и живо с помощью языковых средств.
  • Выразительность.Художественный текст содержит эпитеты, сравнения, метафоры и другие выразительные средства.
  • Эмоциональность.Художественный текст наполнен эмоциями.
  • Эстетичность. Выражение чувства прекрасного, гармония между формой и содержанием.
  • Авторский слог (стиль) – автор выражает собственную позицию с помощью различных средств и инструментов литературного языка.
  • Упорядоченный текст.Проза делится на главы, пьеса – на сцены, акты, стихотворения – соблюдается размер стиха.

Главной чертой художественного текста является желание автора донести до читателя мысли, чувства, переживания и получить ответную реакцию. Не всегда реакция бывает положительной. Читатель не соглашается, критикует, осуждает.

Речевая многозадачность – с помощью слов автор не только рисует образы, но вкладывает в слова скрытый смысл.

Функции художественного стиля

Можно выделить три основных функции художественного стиля речи:

Эстетическая функция заключается во взаимодействии с читателем при помощи художественных красок, образов.

Воздействующая функция предполагает донести до читателя информацию через чувства, эмоции.

Коммуникация художественного произведения – это живой отклик аудитории. Коммуникативная функция не выполнима без эстетической и воздействующей функций.

Подстили и жанры художественного стиля

Эпический (описываются сюжетные линии).

Л.Н. Толстой. Набег (рассказ).

Лирический (мысли автора, чувства, переживания героев).

С.А. Есенин. Пороша (стихотворение).

Драматический (присутствие автора не ощущается, большое внимание уделяется диалогам, взаимодействию героев).

М. Горький. На дне (драма).

Комбинированный (сочетание стилей).

А.И. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ (художественная публицистика).

Примеры художественного стиля

В данных отрывках без труда можно определить особенности и черты художественного стиля: детализация, неологизмы, эмоциональность, выразительность.

Художественный стиль речи имеет неограниченные возможности, красоту, благодаря богатству русского языка.

Художественная литература в качестве материала использует слова и конструкции естественного человеческого языка в письменном виде. Художественные сочинения противопоставляются другим видам литературы: научным, мемуарным, публицистическим, справочным и т.д. Отличительной особенности данного вида литературы является художественный вымысел, придуманный сюжет и герои.

Художественная литература

Помимо этого, художественными могут считаться только те произведения, у которых есть авторы или группа авторов, в том числе и анонимные, в отличие от фольклорного творчества, не имеющего конкретного создателя.

Жанровое разнообразие художественного текста

Художественные творения подразделяются на жанровую литературу, мейнстрим и интеллектуальную прозу.

Автор должен разбираться в литературных жанрах для того, чтобы:

  • повышать мастерство именно в своем жанре;
  • знать, какому издателю предложить свое творение;
  • изучить свою целевую аудиторию.

Жанры художественной литературы:

  • Авангардная — отличается нарушением канонов, языковыми и сюжетными экспериментами. Тесно переплетается с интеллектуальной прозой.
  • Боевик — ориентирован, главным образом, на мужскую аудиторию. В основе сюжета — драки, погони, спасение прекрасных дам и пр.
  • Детектив — главной линией сюжета является раскрытие преступления.
  • Исторический роман — сюжет развивается в относительно далеком прошлом, обычно, связан со значимыми историческими событиями.
  • Любовный роман — ориентирован преимущественно на женскую аудиторию. Главные персонажи через серию испытаний обретают любовь.
  • Мистика — в основе сюжетной линии находятся сверхъестественные события.
  • Приключения — герои отправляются в опасное путешествие или ввязываются в рискованную авантюру.
  • Триллер/Ужасы — герои пытаются избавиться от смертельной опасности, которая им грозит.
  • Фантастика — сюжетная линия закручивается в предположительном будущем или в параллельном мире.
  • Фэнтези/Сказки — характерными чертами являются сказочные миры, волшебство, невиданные существа, говорящие животные и пр.

В произведениях жанра мейнстрим (от англ. main­stream — основной поток) не место типичным шаблонам. Термин ввел американский писатель и критик Уилльям Дин Хоуэллс (1866–1920), который в своем журнале The Atlantic Month­ly публиковал преимущественно реалистическим сочинениям с акцентом на философских и нравственных проблемах.

Мейнстрим ориентирован на широкую аудиторию читателей.

Интеллектуальная проза, в отличие от жанровых произведений и мейнстрима, направлена на узкую читательскую аудиторию и претендует на элитарность ценителей. Авторы преследуют цель не заработать, создать творение ради искусства. Они изливают душу и погружают читателя в мир своего подсознания. Как правило, интеллектуальная проза окрашена в мрачные настроения.

Художественная литература по родам

Еще в Эпоху Античности древнегреческий философ выделил три основных рода литературных произведений: эпос, лирика и драма. Данная классификация актуальна и сегодня, дополняются лишь родовые жанры.

Данный род литературы получил свое название от народных поэм-песен, которые были сложены в древности, и также назывались эпосом.

Большая часть лирических произведений относится к поэзии: описаниям природы, чувств главного героя, философские размышления о жизни и т.д.

В драматических сочинениях текст от лица автора ограничивается лишь ремарками и пояснениями. Сюжет передается через разговоры, мысли, воспоминания и действия героев.

Большая часть драматических текстов пишется для театральных постановок.

Как правило, трагедия всегда заканчивается смертью главных героев, комедия – хорошим для персонажей концом, драма – финал открыт или неоднозначен.

Структурные типы литературного текста

По своей структуре литературные разделяются на две категории: поэзия и проза.

Прозаические сочинения широко применяется при написании романов, рассказов, коротких историй и т. д.

В Европе ранние романы не считались серьезной литературой, однако позже стало понятно, что для создания эстетического произведения совершенно не обязательно использовать поэтические техники. Напротив, отсутствие жестких рамок поэзии позволило авторам глубже сосредоточиться на содержании, полнее проработать детали сюжета.

Свобода прозы позволяет авторам экспериментировать с разными стилями в рамках одного произведения.

Поэзия – это стихотворное произведение, для которого характерна особая ритмичность, не присущая из естественному ритму речи.

Характер данного ритма может быть разным, исходя из свойств самого языка, возникают стихотворные размеры:

  • Ива́н — ямб
  • Ва́ня — хорей
  • Ва́нечка — дактиль
  • Ваню́ша — амфибрахий
  • Иоа́нн — анапест.

Поэтическая структура сложилась раньше, чем прозаическая, была осознана как особое явление литературы, отличающее текст от обычной бытовой речи. В то же время стихотворная форма не обязательно связана с художественностью: в разное время в отдельных культурах были распространены научные, юридические, генеалогические, педагогические сочинения в стихах.

Художественная литература по периодам

Хронолгия развития и становления литературы охватывает период, начиная с бронзового век (Древний мир) и Античности до нашего времени.

Различают следующие периоды становления художественного текста:

  • Древний мир;
  • Античность; ;
  • эпоха Возрождения;
  • Барокко;
  • Просвещение;
  • Конец XVIII до середины XIX в;
  • Вторая половина XIX в;
  • Модернизм или рубеж веков;
  • Новейшее время или постмодернизм.

Подробнее о каждом периоде в статье Хронология развития литературы.

В зависимости от хронологии в литературе сложились художественные методы и направления:

Таким образом, художественная литература столь многогранна и разнообразна, что не может быть описана одним жанром, родом или стилем.

Я дипломированный специалист, магистр филологических наук (русский/украинский язык и литература). Увлекаюсь чтением разноплановой литературы, изучением и анализом текстов, написанием статей на литературную тематику.

Читайте также: