Особенности геополитического положения ссср кратко

Обновлено: 07.07.2024


5 чел. помогло.

Геополитическое положение страны (суммарное действие факторов географического и политического положения страны, особенностей политического строя) чрезвычайно важно для прогнозов взаимоотношений стран–соседей.

Выполнение задания позволит ответить на вопрос: улучшилось или ухудшилось геополитическое положение Российской Федерации после распада СССР.

Для оценки геополитического положения России в составе СССР заполните таблицу. Поскольку до начала 1990–х гг. Россия входила в состав СССР, ее фактическими внешними границами были внешние границы СССР. Выпишите страны–соседи 1–го порядка СССР по сухопутным и морским границам, отметьте их на контурной карте.

Используя атлас, найдите названия географических объектов, по которым проходили границы (горы, реки и т.д.).

Отметьте, какие границы были наиболее конфликтными, какую роль играли естественные рубежи при проведении границ и т.д.

Каково было соотношение стран (в %), с которыми СССР имел напряженные отношения, дружеские отношения.

Напишите краткую аналитическую записку об особенностях геополитического положения СССР.


После распада СССР и появления на политической карте новых независимых государств границы России были демаркированы. У нашей страны появились новые соседи и, соответственно, новые проблемы.

Заполните таблицу и отметьте страны на контурной карте.

Напишите краткую аналитическую записку об особенностях нового геополитического положения России.

Отметьте наиболее конфликтные границы (границы, где существуют территориальные споры, границы, вблизи которых идут военные действия), проницаемость границ.

Отметьте страны, с которыми Россия имеет напряженные отношения, дружеские отношения. Какие страны являются важнейшими торговыми партнерами?

^ Россия после распада СССР (начало ХХI в.)

Для сравнения факторов геополитического положения СССР и России, заполните итоговую аналитическую таблицу.

Напишите краткую аналитическую записку об изменении геополитического положения России (по сравнению с СССР), используя данные проведенного исследования.

Сравнение факторов геополитического положения СССР и России

1. Найдите соответствие между авторами и их геополитическими концепциями:

3) теория географического предназначения Германии.

а) Рудольф Челлен, б)Хэлфорд Джон Маккиндер, в) Карл Хаусхофер.


    1. Пифагор, 2) Платон, 3) Аристотель, 4) Ратцель, 5) Маркс.

    1) в 1697 г., 2) в 1797 г., 3) в 1897 г.

    4. Теллурократия означает: 1) могущество посредством моря, 2) могущество посредством суши, 3) влияние ландшафта на религию и идеологию.

    5. Основное качество талассократических государств:

    1) непрерывность, 2) прерывность.

    6. Формированию обширных империй способствуют следующие природные зоны (ландшафты): 1) леса, 2) тундра, 3) степи, 4) горы, 5) холмы.

    ^ 1) Адам Смит, 2) Фридрих Ратцель, 3) Рудольф Челлен, 4) Фрэнк Ноутстайн.

    8. Согласно теории Ф. Ратцеля, государства, контролирующие несколько

    типов природных ландшафтов, считаются сильными: 1) Верно. 2) Неверно.

    6) Индия, 7) Китай, 8) Афганистан, 9) Монголия.

    11. Согласно теории Х. Маккиндера, в окраинных землях господствуют державы: 1) талассократические, 2) теллурократические.


    12. Идея о том, что единая Европа возможна лишь при наличии контролируемой Германией пространственной связи между Северным морем и Персидским заливом, принадлежит: 1) К. Марксу, 2) А. Диксу, 3) Ш. Монтескье, 4) А. Гитлеру.

    13. Подчеркните географические факторы, которые играют основную роль в мировой политике (начало ХХ в.): ^ 1) стремление к власти, 2) стремление к территориальной монолитности, 3) стремление к расширению территории,

    4) национально–освободительное движение, 5) стремление к стабильности,

    6) невмешательство во внутренние дела государств, 7) стремление к свободе передвижения.

    14. Рудольф Челлен считал центром Европы:

    1) Францию, 2) Германию, 3) Великобританию.

    15. Геополитика являлась официальной доктриной (в ХХ веке):

    1) Италии, 2) СССР, 3) Японии, 4) США, 5) фашистской Германии.

    Особенности геополитики СССР и ее миролюбивая направленность. Факторы, оказывающие влияние на геополитику СССР, его геополитические интересы в мировом сообществе и внешнеполитические инициативы. Геополитические интересы СССР в странах Ближнего Востока.

    Рубрика История и исторические личности
    Вид контрольная работа
    Язык русский
    Дата добавления 26.08.2011
    Размер файла 19,5 K

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Введение

    Геополитическое положение СССР, т.е. положение ее на политической карте по отношению к различным государствам мира, определяется действием ряда факторов внутри страны и за ее пределами. Миролюбивая направленность внешней политики СССР, помощь развивающимся странам, а также сдерживающие мировую агрессию инициативы повышают интерес к СССР, как определенному периоду в историческом развитии России и определяют актуальность выбранной для исследования темы.

    Объект исследования: геополитика СССР.

    Предмет исследования: особенности геополитики СССР и ее миролюбивая направленность.

    Цель исследования: определение сущности и процесса развития геополитики СССР.

    На пути к поставленной цели решались следующие задачи: определить факторы, оказывающие влияние на геополитику СССР, его геополитические интересы в мировом сообществе, а также его внешнеполитические инициативы; проанализировать концепции геополитических интересов СССР в Азии и странах Ближнего Востока, сделать выводы и заключения.

    Методы исследования: историческое определение, логическое обобщение.

    Работа базировалась на трудах: В.М. Кулиш, С.И. Аппатова, Л.А. Лещенко, Л.Н. Нежинского.

    1. Геополитические интересы СССР в мировом сообществе: особенности, факторы развития, внешнеполитические инициативы

    По географическому положению СССР - евразийская страна, так как часть ее территории расположена в Европе, часть - в Азии (Сибирь и Дальний Восток), а в целом она занимает пространство (площадью более 17,1 млн. кв. км, протяженностью в меридиональном направлении 2,5-4 тыс. км, в широтном - 9 тыс. км) Северной Евразии. Пределы территории СССР очерчены в основном морскими рубежами - из общей протяженности ее границ (58,6 тыс. км) более 2/3 морские (44,3 тыс. км) и лишь 1/3 сухопутные (14,3 тыс. км). Морские границы проходят на расстоянии 12 миль (22,2 км) от побережья, далее идет 200-мильная (370 км) экономическая зона. На западе и юге государственная граница страны проходит в основном по суше.

    Двадцатый век во многом трансформировал миропорядок, который существовал в старой Европе и имел тенденцию к полицентризму. Основные изменения в мире заключаются в следующем:

    Ш осуществлен беспрецедентный прогресс в науке, технике и технологиях, при этом на начало и середину века пришлась научно-техническая, а на конец века информационно-телекоммуникационная революция;

    Ш продолжается неуклонный процесс распространения рыночной экономики и либеральной демократии, признания все более растущим числом стран принципов защиты прав человека и прав народов на самоопределение;

    Ш XX в. войдет в историю человечества еще и как столетие самых разрушительных мировых войн, появления оружия массового поражения и жестоких тиранических режимов - фашистского, нацистского и большевистского;

    Геополитическое положение СССР, т.е. положение ее на политической карте по отношению к различным государствам мира, определяется действием ряда факторов внутри страны и за ее пределами. Характерной особенностью геополитики СССР было преобладание политических интересов над торгово-экономическими и культурными.

    С окончанием второй мировой войны перед внешней политикой СССР встали сложные задачи по установлению демократического и справедливого мира, мира прочного и длительного. Энергичная и последовательная борьба СССР за подготовку и заключение мирных договоров с бывшими враждебными государствами, за решение многих других важнейших вопросов проходила в радикально изменившихся международных условиях, сложившихся в результате исторической победы СССР в Великой Отечественной войне, что повлияло на определение типов границ СССР. Они носили характер отчуждающих границ со странами Западной Европы и интеграционных границ со странами Восточной Европы.

    При обсуждении существа вопросов экономического, политического, территориального характера Советский Союз последовательно отстаивал принципы, в соответствии с которыми агрессия должна быть наказана и недопущена впредь, бывшие агрессоры должны частично возместить нанесенный ущерб жертвам агрессии, фашизм должен быть искоренен. Вместе с тем побежденные державы должны иметь возможность свободно и независимо развивать свою экономику, устанавливать нормальные, дружественные отношения со всеми другими странами.

    Таким образом, среди важнейших внешнеполитических инициатив СССР особо следует выделить те, которые направлены на уменьшение опасности ядерной войны: предложения о существенном сокращении ядерных арсеналов, неразмещении новых систем ядерного оружия в Европе, запрещении размещения ядерного оружия в космическом пространстве и другие.

    2. Геополитические интересы СССР в Азии и странах Ближнего Востока

    Обеспечение мира и безопасности в Азии является важной составной частью советской Программы мира для 70-80-х годов. Отстаивая мир в Азии. Советский Союз, 2/3 которого находятся на этом континенте, разумеется, учитывал свои национальные интересы. Но в то же время он защищал не только собственные, но и интересы других азиатских государств. Многие из них активно выступали против империалистической политики, направленной на подрыв разрядки и нагнетание военной опасности.

    Политика Советского Союза на азиатском континенте, как и на всех других, - это политика укрепления мира и твердого отпора врагам мира, политика мирного сотрудничества со всеми, кто этого хочет. С таких позиций СССР подходит и к отношениям с КНР. Советский Союз стремится к нормализации отношений и с большим вниманием относится к каждому позитивному отклику на это с китайской стороны.

    Ближневосточный конфликт является одним из наиболее затяжных и острых международных конфликтов современности. Сохранение и обострение этого конфликта - результат стратегического союза Израиля и США, их попыток использовать ближневосточную конфронтацию в целях укрепления своих позиций в регионе для борьбы с национально-освободительным движением и мировым социализмом. Советский Союз всегда выступал и выступает за политическое решение арабо-израильского конфликта, о чем свидетельствуют конструктивные советские предложения по его урегулированию.

    Более трех лет продолжается бессмысленная братоубийственная война между Ираком и Ираном, унесшая, по некоторым оценкам, уже свыше 200 тыс. человеческих жизней. Советский Союз неоднократно заявлял, что ее продолжение объективно отвечает лишь интересам империализма и Израиля.

    Таким образом, геополитические интересы СССР из-за обширности территориальных границ были и в Европе, в Африке, и в Азии, и Арктике.

    Заключение

    Американский империализм, которому казалась теперь близкой к реализации идея глобальной экспансии, пытался навязывать побежденным государствам кабальные условия мира. Советский Союз последовательно отстаивал принципы, в соответствии с которыми агрессия должна быть наказана и недопущена впредь. Вместе с тем побежденные державы должны иметь возможность свободно и независимо развивать свою экономику, устанавливать нормальные, дружественные отношения со всеми другими странами. Политика Советского Союза на азиатском континенте, как и на всех других, - это политика укрепления мира и твердого отпора агрессорам.

    Геополитические интересы СССР из-за обширности территориальных границ были и в Европе, в Африке, и в Азии, и Арктике. Поэтому внешнеполитические предложения СССР были направлены:

    1. на поддержание мира и сотрудничества в Центральной Европе, борьба против размещения новых систем ядерного оружия в Европе;

    2. на ограничение действия военно-морских флотов в водах Мирового океана.

    3. На развитие прочных, по-настоящему добрососедских отношений с государствами Азии: Индией, Японией, Китаем.

    4. на мирное урегулирование в отношении арабо-израильского конфликта;

    5. на поддержку революции и освободительного движения в Иране и Афганистане.

    Литература:

    1. Аппатов С.И. Критика американской историографии советской внешней политики [Текст] / С.И. Аппатов // СССР в борьбе за мир и безопасность народов: исторический опыт. М.: Межд. Отношения, 1984. - С. 353-361.

    2. Кулиш В.М. Варшавский договор - важнейший фактор мира и безопасности народов [Текст] / В.М. Кулиш // СССР в борьбе за мир и безопасность народов: исторический опыт. М.: Межд. отношения, 1984. - С. 159-168.

    3. Лещенко Л.А. Борьба СССР за демократическое и справедливое мирное урегулирование в Европе [Текст] / Л.А. Лещенко // СССР в борьбе за мир и безопасность народов: исторический опыт. М.: Межд. отношения, 1984. - С. 153-158.

    4. Нежинский, Л.Н. Развитой социализм и внешняя политика советского государства [Текст] / Л.Н. Нежинский // СССР в борьбе за мир и безопасность народов: исторический опыт. М.: Межд. Отношения, 1984. - С. 202-213.

    Подобные документы

    Основные причины распада СССР - факторы и неизбежность. Геополитические теории распада СССР. Геополитическая теория и судьба Советского Союза по Коллинзу и Дерлугьяну. Дальнейшая судьба СССР в варианте неоатлантизма и концепции Сэмюэла П. Хантингтона.

    курсовая работа [51,0 K], добавлен 01.03.2008

    Реформа политической системы. Изменение отношения к религии. Создание политических партий и движений. Экономическая реформа. Антикризисные программы. Внешнеполитические принципы. СССР и страны Восточной Европы. Анализ причин распада СССР.

    реферат [72,3 K], добавлен 10.01.2003

    История образования СССР. Финал политического кризиса. Предпосылки распада СССР. Анализ причин распада СССР - мифы и факты. Историю СССР можно рассматривать, как пособие для политиков, которые могут найти что-то полезное, или исключить ошибки.

    реферат [36,6 K], добавлен 06.05.2004

    Реформа политической системы. Изменение отношения к религии. Создание политических партий и движений. Экономическая реформа. Антикризисные программы. Новые внешнеполитические принципы. СССР и страны Восточной Европы.

    реферат [50,9 K], добавлен 14.01.2003

    Анализ социально-экономического и политического развития СССР и России в 80-90-е годы ХХ века. Причины, которые побудили М.С. Горбачева начать процесс по внедрению "перестройки". "Период бурь и натиска" - новое видение современного мира. Распад СССР.

    дипломная работа [61,3 K], добавлен 18.09.2008

    Краткий анализ событий, предшествующих развалу СССР, и последовавших сразу за ним, анализ причин распада страны и оценка вероятности другого исхода событий согласно книги Е. Примакова "Почему скончался СССР?". Попытки реформирования экономики СССР.

    анализ книги [23,7 K], добавлен 15.11.2011

    Предыстория проекта создания атомного оружия в СССР. Основные проблемы разработки первой атомной бомбы в 1940-х годах. Факторы и закономерности, позволившие создать ядерное оружие на территории СССР. Испытание ядерного оружия в СССР. Мировая реакция.

    Сою́з Сове́тских Социалисти́ческих Респу́блик [1] — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год в Европе и Азии. Союз ССР занимал 1/6 часть обитаемой суши и был самой крупной по площади страной мира на территории, которую к 1917 году занимала Российская империя без Финляндии, части Польского Царства и некоторых других территорий (земли Карс, сейчас Турция), но с Галицией, Закарпатьем, частью Пруссии, Северной Буковиной, Южным Сахалином и Курилами.

    Согласно Конституции 1977 года, СССР провозглашался единым союзным многонациональным [2] и социалистическим [3] государством.

    После Второй мировой войны СССР имел сухопутные границы с Афганистаном, Венгрией, Ираном, Китаем, КНДР (с 9 сентября 1948 года), Монголией, Норвегией, Польшей, Румынией, Турцией, Финляндией, Чехословакией и только морские с США, Швецией и Японией.

    СССР был создан 30 декабря 1922 года путём объединения РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР.

    Состоял из союзных республик (в разные годы от 4-х до 16-ти), по Конституции являвшихся суверенными государствами [4] ; за каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из Союза [5] . Союзная республика имела право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций [6] . Среди 50 стран-основателей ООН наряду с СССР были и две его союзные республики: БССР и УССР.

    В состав части республик входили автономные советские социалистические республики (АССР), края, области, автономные области (АО) и автономные (до 1977 года — национальные) округа.

    После Второй мировой войны СССР, наряду с США, был сверхдержавой [7] . Советский Союз доминировал в мировой системе социализма, а также был постоянным членом Совета Безопасности ООН.


    1.3. Геополитическое положение России на разных этапах развития страны

    Между тем геополитика просто наука, такая же, как, например, математика. У нее есть свой предмет исследования - взаимодействие и взаимное соотношение географических пространств. Есть у геополитики и метод - системный анализ пространственного положения географических факторов, понимаемых достаточно широко. Наука возникла на стыке с несколькими сотнями общественных и естественных научных дисциплин. Онтологически геополитика представляет собой науку о влиянии географического фактора на политику. Ну а, в конечном счете, геополитика есть философское учение и раздел общей философии, как, например, этика или логика.

    Одной из главных проблем геополитики является изучение сферы отношений между государствами по поводу контроля над территорией. А так как Россия - страна, занимающая 1/6 часть всей суши, то есть 17075,4 тысячи квадратных километров, то она просто не может остаться в стороне от международных отношений.

    Иными словами, пока не сложился нормальный, объективный геополитический анализ, принятый в западной науке. В данной связи актуальным представляется изучение географической конфигурации современных внешних связей страны и ее внешней политики для определения того, насколько реалии отличаются от геополитических проектов и каковы действительные геополитические позиции России.

    Современная геополитика ведёт свой отсчет с окончания Второй мировой войны и послевоенного переустройства мира. Эти исторические события не только послужили коренной перестройке мира и геополитической парадигмы, но и совпали с изобретением оружия огромной разрушительной силы -- атомной бомбы, которое вместе с созданным несколько позднее ракетным носителем стало играть не только военно-стратегическую, но и геостратегическую роль. Современные политологи не отрицают связи политики с самыми разнообразными пространственными факторами. Речь идет в первую очередь о природно-физическом, географическом пространстве, которое, как заметил еще Ратцель, состоит из трех сфер: геосферы (суши), гидросферы (воды), атмосферы (воздуха). Эти сферы на обитаемой поверхности Земли (ойкумене) пересекаются и взаимодействуют самым разнообразным и причудливым образом. Действительно, суша различными способами соединяется с водой, образуя берега рек, озер, болот, морей, океанов, а также острова, полуострова, мысы, бухты, заливы, проливы, материки. Воздушная среда в зависимости от широты, солнечной активности, рельефа местности создает благоприятный или неблагоприятный для человеческой деятельности климат: пассатные и муссонные ветры с проливными дождями или знойный сирокко из Сахары, пересыщение воздуха кислородом в местах буйной растительности и его недостаток в арктической и антарктической областях, умеренный прогрев или опасная для жизни человека температура на экваторе. Кроме того, каждая из трех сфер, в которых происходит жизнедеятельность человека, должна рассматриваться во всей своей совокупности и сложности.

    Одной из важных составляющих геополитического положения является способность контролировать ключевые пространства и географические точки. Такая способность является производной от степени самодостаточности (жизнеспособности) геополитического субъекта. С точки зрения своего геополитического положения Россия как прямая преемница СССР и Российской империи оказалась в новой ситуации. Эта ситуация сложилась в результате действий определенных геополитических закономерностей. Со второй половины 1980-х гг. Советский Союз постепенно стал утрачивать контроль сначала над странами социалистического лагеря, а затем и союзными республиками.

    После распада СССР в России осталось 17 из 22 млн кв. км территории. Возможности России в немалой степени определяются транспортно-географическим фактором. Территориальный массив России перестал соответствовать каркасной транспортной инфраструктуре, существовавшей в СССР. Основные магистрали России - Южсиб и Транссиб - проходят через территорию Северного Казахстана (Транссиб в районе Петропавловска), там же оказались участки линий высоковольтных электропередач, связи, трубопроводы. Новые геополитические реалии сложились на западных, границах. Россия оказалась отделенной от Европы поясом самостоятельных, независимых государств и в настоящий момент имеет ограниченные выходы к Балтийскому и Черному морям. Крупнейшие порты на Черном и Балтийском морях стали для России иностранными. Из крупных портов на Балтике остался Санкт-Петербургский, на Черном - Новороссийский и Туапсинский. На западной границе до распада СССР имелось 25 железнодорожных переходов, современная же Россия располагает всего одним - из Калининградской области в Польшу. Главные перевалочные железнодорожные узлы находятся на территории Белоруссии, Украины и Молдовы. Геополитические изменения коснулись границ России. В рамках СССР из 77 российских административно-политических единиц только 13 были пограничными, сегодня пограничными являются более половины. Изменилось и число зарубежных стран, граничащих с Россией: ранее имелось 8 стран-соседей, сейчас - 16. Ни у одной страны в мире такого числа соседей-государств нет. Значительная часть новых границ не имеет официального государственного статуса.

    Пространственно-географическое сужение за счет Балтийского побережья, Причерноморья, Крыма вернули Россию, как отмечают геополитики, к "допетровским временам". Данные территории обеспечивали широкий выход бывшего СССР во внешний мир. В новых условиях Россия на северо-западе и юге не сохранила прежнего контроля над ключевыми пространствами. Со стороны новых геополитических субъектов - Балтийских стран - наблюдалось ужесточение своих позиций, вплоть до территориальных претензий; по ряду моментов нарастал российско-украинский конфликт; заявил о себе сложный узел противоречий Молдавия - Приднестровье. В начале 90-х гг. на территории бывшего СССР было зафиксировано 180 территориально-этнических споров.

    Обеспечение процессов формирования государственности России и защиты ее территориальной целостности считается приоритетной в области внешней политики. Для России является важным завершить процесс становления в нынешних границах как современного российского государства. При этом укрепление государственности таких республик, как Украина, Казахстан, Белоруссия, а также экономическая интеграция с ними со стороны России должны поддерживаться самым активным образом. Именно эти три государства наиболее важны с точки зрения геополитических интересов России.

    Попытки осмысления зависимости политической организации от географических особенностей (континентальное, островное или прибрежное местоположение страны и размеры ее территории, протяженность береговой линии и границ, тип коммуникаций, ландшафт, климат) известны с древнейших времен (Геродот, Фукидид, Монтескьё). Однако становление геополитики как науки относится ко второй половине 19-певой половине 20 века. Наиболее видные геополитики-классики - шведский государствовед Р. Челлен (к.19н.20в), британский теоретик Х.Маккиндер. Введение в научный оборот самого термина геополитика (греч. – гео - земля) связывают с именем Р.Челлена. Он хар-л г-ку как науку, которая рассматривает гос-во как географический организм или феномен в пространстве.

    В отечественной науке геополитике долгое время не уделялось должного внимания. В последнее же время термин "геополитика" стал одним из популярных в политическом лексиконе. И сегодня о геополитике можно говорить не только как о разделе политологии, но и как о самостоятельной науке, которая занимается изучением теоретических и практических проблем международных отношений, закономерностей и основных тенденций м/н жизни. Современная г-ка изучает внешнюю пол-ку государства посредством комплексного анализа ряда определяющих её факторов. Основным объектом исследования явля-ся геогр. среда страны - размер территории, её расположение в мировом геопол-м пространстве, форма гос-х границ, наличие природных ресурсов.

    После распада СССР геополитическое положение нашего государства значительно ослабло.Распад Сов.Союза называют гигантским геополитическим взрывом в мировом пространстве. Одно из глобальных последствий крушения СССР- это распад двухполюсной структуры мирового геопол-го пространства. Хотя это противостояние было конфронтационным, все же оно играло роль равновесия м/н отношений, во многом это противостояние было сдерживающим фактором, не допускающим эскалации (расширения) конфликтов. Конец холодной войны поставил на повестку дня вопрос о новой конфигурации геополитических сил в мировом пространстве. Поскольку одна из сверхдержав ушла с авансцены напрашивается вывод о единополярном мировом пространстве, где в гордом одиночестве господствуют Соед. Штаты. В то же время многие геополитики, считают, что третье тысячелетие будет многополярным. В качестве основных центров геополит-го пространства в прогнозах называют США, объединенную Европу, а также Китай и Японию. Россия в прогнозах так же фигурирует, но при условии, что она сумеет преодолеть сегодняшний кризис и встать на путь устойчивого и эффективного развития.

    Этот этап совпал с внутренними трансформациями в самой России.. Резкое сжатие пространства, разрушение того массива, на котором она существовала долгие годы. Значительно снизился м/н авторитет страны, утрачен статус сверхдержавы. Утрата статуса сверхдержавы тяжело переживается россиянами, до сих пор сохранились державные амбиции. Это удел любой имперской державы, пережившей поражение, ущемленное чувство гордости (Соц. опрос - к. 90-х г. Хотели бы вы родиться и жить в этой стране ?

    Нет - 40 %, остальные затруднились ответить)

    Основания для этого конечно есть. Сократился промышленный, ресурсный потенциал страны. Наблюдается медленный рост внутреннего валового продукта, научно-технического потенциала, застойные явления в аграрном секторе, наличие огромного внутреннего и внешнего гос-го долга. (По уровню экономического развития в середине 90-х г. были на 57 месте; в 2003 г. - на 63 месте). Пока конечно Россия находится в незавидном положении.

    Россия в к. ХХ века пережила ряд кризисов, в том числе кризис геополитической идентичности. В нем выделяют несколько аспектов:

    - регрессия статуса страны в мировом геопол-м пространстве, ослабление политич-го, экономического и военного влияния России в мире;

    - снижение возможности существенно влиять на процессы в м/н отношениях для достижения своих гос-х целей;

    - угроза территориальной целостности, опасность её распада (это связано с многочисленным этническими конфликтами на территории России);

    - сужение возможностей в торгово-экономических отношениях, утрата былой позиции. Этот кризис - с одной стороны, результат трансформаций миропорядка, с другой - результат внутренних кризисных факторов.

    Но в то же время, многие обращают внимание на то, что если разумно использовать оставшийся ресурсный потенциал, географическое положение страны (ведь Россия это важнейшая транзитная зона !), то Россия могла бы занять достойное место в мировом сообществе.

    Т.О. накануне 21 века мировая геополитическая структура претерпела кардинальную трансформацию. Россия в 21 век вступила с иным геополитическим положением. Российское гос-во потеряло значительную часть своей территории, тем не менее, и сегодня РФ обладает самой большой территорией (17 млн. км), имеет непосредственный выход к морям, входящим в акватории Атлантического, Тихого и Сев. Ледовитого океана. РФ занимает центральное положение не только в постсоветском пространстве, но и в Евразийском геопространстве, находясь в соприкосновении с крупнейшими цивилизациями двух континентов - Европы и Азии. В то же время, конечно нельзя не отметить и ряд негативных хар-к сегодняшнего геополитического положения России. Сложившаяся конфигурация границ после распада СССР далеко не оптимальна как в транспортно-географическом, так и в военно-географических аспектах (береговая линия меньшей протяженности, ограничен доступ к транспортным коммуникациям теплых морей, что усложняет связь с зарубежными партнерами). Произвольно установленные границы в сов период между бывшими республиками СССР в наши дни стали источником разнообразных конфликтов.

    Геополитическое положение России.

    Велика протяженность сухопутных границ России, причем геополитическое положение России стало несколько иным, чем то, которое она имела, будучи в составе СССР. После распада СССР у Росси формально не изменилось – число соседей. Их четырнадцать (и еще с двумя соседними государствами РФ имеет только морские границы – с Японией и США). Реальные границы с пограничными заставами и таможнями растягиваются на 1605 км (990 км со странами Балтии, 615 км с Азербайджаном и Грузией). Граница со странами Балтии демаркирована. Не изменилась граница с Норвегией, Финляндией, Монголией и КНДР (17 км). Резко сократилась граница с Польшей (которая теперь граничит только с Калининградской областью) и более чем на половину с Китаем.

    Территория России не имеет четко определенных границ, которые были проведены условно в 20-е и 30е годы. В настоящее время ставить вопрос об изменении границ, сложившихся исторически, по крайней мере, неразумно. Об этом свидетельствует мировой опыт: попытки изменить границы заканчиваются трагическими последствиями (например, Югославия).

    Часть границ, закрепленных международными соглашениями, охраняются пограничными войсками, действующими заставами, таможнями (с Норвегией, Финляндией). Границы с государствами СНГ достаточно условны. Они изменялись произвольно и не закреплены соответствующими договорами. По договоренности со странами СНГ Россия обеспечивает своими пограничными войсками многие участки границ бывшего СССР.

    В последнее время поднимаются на официальном и неофициальном уровнях претензии к России:

    • Японии хочет заполучить южные острова Курильской дуги (острова Кунашир, Шикотан, Хабошан, Итуруп). Они для Японии являются северными.
    • В Эстонии – Печорский район (на территории России – Псковская область).
    • В Латвии – Пыталовский район (--).
    • В Финляндии – на земле Карелии – Корельский перешеек и некоторые острова в Финском заливе.

    Представляется очевидным ухудшение политико- и ЭГП России за последние годы. Государства Балтии, Белоруссии, Украины как бы отгородили Россию от стран Европы. Между тем, из России в страны Западной и Восточной Европы протянута сеть газо- и нефтепроводов. Туда же ведут международная магистраль Москва – Минск – Варшава – Берлин – Париж и железная дорога Прага – Будапешт – Вена и другие европейские столицы.

    Нынешняя ситуация порождает множество проблем. “Географическое отдаление России” сократило ее участие в европейских делах”. Прежние международные организации СЭП и Варшавского договора распались, а новые не созданы. Страны Балтии, Польша, Венгрия, Чехия на пороге вступления в НАТО.

    Геополитическая роль Российской Федерации на постсоветском пространстве
    Россия на постсоветском пространстве выступает центром геополитического притяжения в силу того, что это громадное и все еще могучее государство, имеющее демографический, экономический, научный, военный и иной потенциал, превосходящий другие государственные образования.
    Однако геополитическая роль России на постсоветском пространстве имеет ряд особенностей, обусловленных рядом негативных для нее факторов. Выделим некоторые из них.
    1. Неподконтрольные геополитические трансформации, происходящие как в постсоветском, так и мировом пространстве в целом. Они обусловлены, в частности:
    - относительным ослаблением мощи России, превращением ее в одну из частей бывшей сверхдержавы (пусть и самую большую);
    - усиление активности как традиционных геополитических конкурентов (Турция, Иран, Китай, США, ФРГ), так и новых геополитических соперников (от Пакистана до Саудовской Аравии) на постсоветском пространстве.
    - расширение НАТО на Восток без участия в нем России;
    - потенциальные проблемы формирования новых геополитических государственных образований (Курдистан, самостоятельный Синьцзян, Восточный Туркестан, распад Афганистана и т. д.).
    На эти процессы Россия не оказывает существенного влияния. Между тем они происходят у самых границ России.
    2. Коммуникационная изоляция России.
    3. Отрицательный внутренний факторный резонанс:
    - попытки суверенизации республик, их отдаление от федерального центра (Чечня, Татарстан, Башкортостан);
    - проекты республиканизации областей. В 90-х гг. декларировалось провозглашение Сибирской, Восточно-Сибирской, Средне-Сибирской, Ангаро-Енисейской, Енисейской, Иркутской, Уральской, Дальневосточной, Балтийской, Саратовской и др. республик;
    4. Миграционные проблемы. Наличие больших потоков беженцев и вынужденных переселенцев. В местах наибольшего их скопления существует угроза социального напряжения, возможность межнациональных конфликтов.
    Место и роль России в постсоветском геополитическом пространстве обусловлено тем, что:
    · России принадлежит важная роль в поддержании стабильности на большей части постсоветского пространства;
    · экономика стран ближнего зарубежья все еще тесно связана с экономикой России и особенно с ее энергоресурсами. Попытки осуществить транспортные коридоры среднеазиатских ресурсов в Европу, минуя Россию, пока не дали существенных результатов;
    · Россия экономически самодостаточное государство;
    · Россия - ядерная держава, ключевая фигура мирового ядерного клуба.
    Союз России с государствами СНГ вполне может служить залогом коллективной безопасности стран Евразии. Наиболее реально развитие отношений между этими государствами на основе стратегического партнерства и военно-политической интеграции.
    Объединившись, государства СНГ могли бы более эффективно решать стоящие перед ними проблемы.
    Существует немало факторов, способствующих движению стран СНГ навстречу друг другу. Во-первых, мощной интеграционной силой выступает технологическая взаимосвязь и взаимодополняемость бывших союзных республик. Несмотря на то, что хозяйственные связи формировались на внерыночных принципах, насильственное дробление экономического пространства Союза и разрыв народнохозяйственного комплекса приводит к огромным издержкам и является одной из причин тяжелейшего экономического кризиса во всех странах СНГ.
    Во-вторых, важной интеграционной силой является единая инфраструктура: транспорт, связь, телекоммуникации. Все страны Содружества заинтересованы в бесперебойной работе телекоммуникаций, следовательно, требуется согласование позиций и сотрудничество в этой сфере.
    В-третьих, в Содружестве, несмотря на все трудности, сохранился мощный научно-технический потенциал, который создавался как единый; он вполне может быть задействован самым эффективным образом.
    В-четвертых, сохраняющаяся политическая нестабильность в отдельных странах СНГ и региональные конфликты требуют от новых суверенных государств поиска компромиссов и устранения противоречий, проведения эффективной национальной политики. Иными словами, экономическая и политическая взаимозависимость могут служить основой дальнейшей консолидации стран СНГ. В этом нет ничего предосудительного: интернационализация хозяйственной жизни лежит в русле мировых тенденций. Развитие производства и научно-технический прогресс все чаще ставят проблемы глобального характера, которые легче решить совместными усилиями государств.
    В то же время, несмотря на выгоды и преимущества сотрудничества, сохраняются факторы, мешающие интеграционным процессам. К экономическим причинам дезинтеграции относятся: продолжающийся в большинстве стран спад производства, кризисное состояние их экономики, структурная несбалансированность взаимной торговли, дефицит торгового баланса, неадекватный рост транспортных тарифов, низкая платежепокупательская способность новых независимых государств и др.
    В этих условиях интеграционная политика стран СНГ должна быть ориентирована на постепенное сближение хозяйственного законодательства, проведение единой таможенной политики, совершенствование системы платежей. Однако интеграционный механизм предпочитает гармонизацию интересов не только хозяйствующих субъектов, но и национальных интересов страны. Требуется включение таких механизмов, которые бы подчинили интересы хозяйствующих субъектов государственным интересам стран СНГ.
    Другая важнейшая сторона - военная интеграция. Следует подчеркнуть, что интеграция вооруженных сил экономически выгодна - она дает возможность сократить национальные военные бюджеты, снизить громадные финансовые и материальные затраты на предотвращение эскалации региональных конфликтов. В одиночку решить задачу обеспечения суверенитета и территориальной целостности государства, полагаясь только на свои возможности, по крайней мере, не рационально.
    Учитывая геостратегический интерес, политика России в отношении стран СНГ должна отличаться гибкостью, готовностью к компромиссам и диалогу.

    Читайте также: