Особенности философского осмысления мира кратко

Обновлено: 30.06.2024

Однако обобщенно можно сказать, что как наука, философия — это система знаний о мире и о человеке в нем.

Основной особенностью философии, её отличием от других видов знания, является то, что она пытается создать целостную картину мира, стремится к максимальному обобщению результатов познания. Таким образом, объектом изучения, то есть предметом философии, в самом широком, не конкретном смысле, является непосредственно сам мир, как таковой.

Главный метод философии состоит в том, что она изучает не мир в целом, то есть не мир, как простую совокупность фактов и явлений, у каждого из которых есть своя сущность, а мир как целое, то есть мир, как единый факт, требующий выяснения его единой и всеобщей сущности.

Поэтому философия изучает те свойства, связи и отношения мира, которые имеют всеобщий характер, то есть, присущи явлениям всех сфер действительности — неживой природе, живой природе, обществу и сознанию.

Соответственно, для выражения этих всеобщных свойств, связей и отношений, философии требуются особые понятия, которые называются категориями. Категория — это философское понятие, которое фиксирует в себе существенное свойство, связь, отношение, присущее явлениям всех сфер действительности (время, пространство, изменение, движение, равенство, количество, качество, противоположность и т. д.).

Категории составляют основу языка философии и определяют главную специфику философского мышления, которая заключается в том, что философия обладает способностью вскрывать всеобщие закономерности.

А поскольку специфика философского мышления требует осмысления фактов и явлений в их мировой всеобщности, то эта же специфика дополняется еще одной важной своей характеристикой — философское мышление всегда логически обобщает результаты познания, концентрирует их смысловое содержание в максимально объединенную форму и сводит к единой картине, то есть синтезирует полученные данные.

Таким образом, специфика философского мышления в своих основных характеристиках заключается в способности философии вскрывать всеобщие закономерности и синтезировать результаты познания.

Естественно, что специфика философского мышления определяет собой и содержательные аспекты философского знания, поскольку содержательные аспекты философского знания являются не чем иным, как непосредственно результатом философского мышления.

Таким образом, особенность философского знания заключается в том, что философское знание, как следствие специфики породившего его мышления, является знанием о всеобщих свойствах, связях и отношениях, присущих явлениям всех сфер действительности.

Философское знание подразделяется на следующие содержательные аспекты:

1. Мир как целое, исследованный не с точки зрения частного мнения или частной задачи, а с точки зрения его всеобщих свойств, связей и отношений.

2. Природа мира, как совокупность знаний о закономерностях глобальных мировых процессов и о закономерностях отдельных, менее масштабных процессов действительности.

3. Причины развития мировых процессов, как совокупность знаний о главных, основных причинах происходящего.

4. Наиболее общие законы мышления, как совокупность результатов исследований механизмов сознания и познания.

5. Модели познания мира и его преобразования, как совокупность накопленных методов теоретического познания действительности и способов практического решения различных проблем.

Кроме того, важной особенностью философского знания является то, что оно, в отличие от других наук, не располагает критериями и процедурами для утверждения единственно верной истины. Поэтому философия является совокупностью различных, зачастую противоположных философских учений, каждое из которых формирует свою философскую базу, свои философские концепции, обеспечивает только своё единство и отстаивает только свою истину.

Ещё одной важнейшей особенностью философского знания является то, что его содержание неразрывно связано с мировоззрением. Философия играет в формировании мировоззрения особую роль, поскольку ориентирована на раскрытие всеобщих принципов устройства мира и на осмысление важнейших его характеристик. Именно с помощью философии мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретической силы, которая переходит затем в убежденность.

1-Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ —

что является первичным: материя или сознание?

Быть первичным — это причинно предшествовать другому, быть основой для существования другого, определять его и быть главным содержанием мира. Решается первая сторона вопроса двумя подходами:

1. Монистический подход. Монистический подход кладет в основу мира одно из двух начал (сознание или материю) и содержит в своём составе два основных течения: материализм и идеализм.

Если в основу кладется материя, то это

— материализм, течение философии, где первичным выступает материя, а вторичным — сознание, которое производно от материи. Материализм ищет объяснение мира из самого себя без внешних материи факторов.

Если в основу мира кладется сознание, то это

— идеализм, течение в философии, где первичным выступает сознание, а вторичным является подчиненная духу материя.

Идеализм в свою очередь делится на две формы:

— субъективный идеализм, где первичным выступает сознание субъекта (индивидуальное человеческое сознание), как формирующее для человека его мир;

— объективный идеализм, где первичным выступает некое Высшее Сознание, существующее независимо как от материального мира, так и от человека.

2. Дуалистический подход — отказ от решения вопроса; равнозначно кладет в основу мира оба начала — и материю, и сознание.

2-Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ — вопрос о познаваемости мира.

Представляет собой вопрос о том, можем ли мы своим сознанием отражать мир правильно, точно, адекватно. Решается двумя противоположными типами концепций, одни из которых допускают познаваемость мира, а другие — не допускает (агностицизм).

Глобальность задач философии, как науки, её всеохватность в своих намерениях, порождает следующую структуру её основных разделов:

1. Онтология — учение о бытии, то есть о том, что реально существует.

2. Гносеология или эпистемология — учение о познании.

3. Логика — учение о формах мышления.

Таким образом, предмет философии, как науки, если понимать его как объект непосредственного изучения, сложно определить однозначно, как это, например, делается в той или иной конкретной области знания. Потому что, если конкретная область знания соответствует задачам изучения какой-либо конкретной области действительности (в географии — земная природа, в биологии — жизнь, в химии — молекулярные процессы, в физике — материальные взаимодействия, в математике — числовые закономерности), то философия изучает настолько разные по своей сущности сферы действительности, что локализовать их в один конкретный предмет непосредственного изучения невозможно.

Однако, учитывая специфичность самого философского знания, можно определить предмет философии следующим образом: предмет философии — это то, что может быть рационально исследовано и уяснено в вопросах о сущности мира, человека и его познавательной деятельности.

1-Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ — что является первичным: материя или сознание?

2-Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ — вопрос о познаваемости мира.

2 ПОДХОДА К РЕШЕНИЮ ПЕРВИЧНОСТИ/ВТОРИЧНОСТИ СОЗНАНИЯ И МАТЕРИИ — монистический подход кладет в основу мира одно из двух начал (сознание или материю), содержит в своей структуре материализм и идеализм, а дуалистический подход отказывается от решения вопроса и кладет в основу мира оба начала — и материю, и сознание.

АГНОСТИЦИЗМ — философская концепция, полностью или частично отрицающая возможность познания мира.

БЫТИЕ — всё то, что реально существует.

ГНОСЕОЛОГИЯ ИЛИ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ — учение о познании.

ДУАЛИЗМ — философская позиция, принимающая два равнозначных принципа бытия — и материю, и сознание.

ИДЕАЛИЗМ — течение в философии, где первичным выступает сознание, а вторичным материя.

КАТЕГОРИЯ — философское понятие, фиксирующее в себе те или иные существенные и всеобщие свойства действительности.

ЛОГИКА — наука о формах правильного мышления.

МАТЕРИАЛИЗМ — течение философии, где первичным выступает материя, а вторичным сознание.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов на мир и на место человека в нем.

МОНИЗМ — философская позиция, допускающая только один принцип бытия — или материю, или сознание.

ОНТОЛОГИЯ — учение о бытии, то есть о том, что реально существует.

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ — философское течение, где первичным выступает некое Высшее Сознание, независимое как от материального мира, так и от человека.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ — вопрос об отношении сознания к материи.

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ (в целом) — мир, как целое в его всеобщности.

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ (как частный объект изучения) — то, что может быть рационально исследовано и уяснено в вопросах о сущности мира, человека и его познавательной деятельности.

СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ — философское течение, где первичным выступает индивидуальное человеческое сознание, формирующее для человека мир.

ФИЛОСОФИЯ (как наука) — система теоретических знаний о мире и о человеке в нем.

Субъективный идеализм — это далеко не глупость. Это сложнейшая и виртуознейшая работа мысли. Но если касаться учебно-ознакомительного аспекта знакомства с ним, то вполне достаточно ограничиться вот этим сухим определением, которое дано в шпаргалке на этот вопрос. Пока хватит. И надолго.

Главная же трудность, которая часто сопровождает подготовку по этой теме, состоит в том, как понимаются подходы для решения первой стороны основного вопроса философии. Очень часто, почему-то, понимается, что первая сторона основного вопроса философии (первичность материи или сознания) решается двумя подходами — идеализмом и материализмом. Нет, и еще раз нет.

Подходы — это не идеализм и материализм, а монизм и дуализм. Хорошо запомним это. А лучше, где-нибудь запишем.

Подход — это то базовое исходное убеждение, это тот основной способ, с помощью которого будет решаться тот или иной вопрос. А вот уже в рамках некоего подхода, некоего исходного убеждения, например, монизма, как в нашем случае, появляются различные философские учения, такие, как наши идеализм и материализм. То есть в данном случае монистический подход такой — будем любить или то, или это, а оба сразу и то и это любить не будем. А дуалистический подход такой — люблю обоих одинаково!

Итак, запомним еще раз:

два подхода к решению первой стороны основного вопроса философии — это монизм и дуализм,

а две формы монистического подхода к решению первой стороны основного вопроса философии — это идеализм и материализм.

И, наверное, следовало бы сказать о разнице между гносеологией и эпистемологией, поскольку иногда это отвлекает от сути темы.

Практически всем от этого по-прежнему хорошо, а тем, кому от этого нехорошо, пришло в голову создать некую тенденцию для формирования содержательной разницы между синонимами гносеология и эпистемология.

Эта разница начинает формироваться, и состоит в том, чтобы относить к гносеологии только то, что в процессах познания связано с взаимодействием познающего субъекта и познаваемого объекта. На долю же эпистемологии, в соответствии с этой тенденцией, отводят то в процессах познания, что относится только к объективным законам познания, то есть нечто, стоящее вне прямых и конкретных процедур познавательного акта. Хорошо забудем это, но на всякий случай, где-нибудь запишем.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

К синтезу социально-философского знания

К синтезу социально-философского знания Завершая краткий обзор основных течений современной социальной философии, можно уверенно сказать, что ни одно из них не в праве претендовать на абсолютную истину в последней инстанции. Уже сами названия этих течений, широко

1. Природа как предмет философского осмысления

1. Познание как предмет философского анализа

1. Познание как предмет философского анализа Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение, отражение действительности. Это воспроизведение и составляет суть познавательного отношения к миру. Познавательное отношение человека к действительности

1. Главные направления современной философии

1. Главные направления современной философии Философия XX в. представляет собой сложное духовное образование. Ее плюрализм расширился и обогатился как за счет дальнейшего развития науки и практики, так и за счет развития самой философской мысли в предшествующие

2. Основные современные модели философского мышления

2. Основные современные модели философского мышления Человечество стоит на пороге 2000 г.; с новым веком люди связывают свои надежды на лучшее будущее, которое будет обеспечиваться невиданными возможностями информационных технологий, новыми способами коммуникаций,

10. Обращение на предмет философского курса

Глава 1. Познание как предмет философского анализа

Глава 1. Познание как предмет философского анализа Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение действительности. Это воспроизведение и составляет суть познавательного отношения к миру. Познавательное отношение человека к действительности

c. Отделение философского знания от популярной философии

c. Отделение философского знания от популярной философии Из двух родственных философии сфер, как мы установили выше, одна, частные науки, не может, с нашей точки зрения, быть причисленной к философии, так как она обладает тем недостатком, что, как самостоятельное введение и

ДРЕВНИЙ БЛИЖНИЙ ВОСТОК. ИСТОКИ ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ДРЕВНИЙ БЛИЖНИЙ ВОСТОК. ИСТОКИ ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ Люди уже в доисторические времена создавали представление о мире, который их окружает, и о силах, которые правят и миром, и человеком. О существовании этих взглядов и представлении свидетельствуют материальные

НАЧАЛА ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ

НАЧАЛА ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ Если мы абстрагируемся от наидревнейших письменных, памятников, обнаруженных на территории Древней Индии, то тексты индусской (хараппской) культуры (ок. 2500–1700 лет до н. э.), которые до сих пор еще полностью не расшифрованы, являются первым

НАЧАЛА ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ

НАЧАЛА ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как созвучных реальностях. Начало китайского философского мышления, подобно тому как это было позже в Древней Греции, уходит своими корнями в мифологическое мышление. В

78. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ

78. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ Культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.Принято

81. ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ

81. ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ Искусством называется профессиональный вид деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель.В искусстве главным становится эстетическое сознание. Эстетическое —

1.1 Специфика философского познания социальной действительности

1.1 Специфика философского познания социальной действительности Что бы человек ни изучал: родной язык или математику, литературу или биологию – всё это – изучение объективной реальности. Но нельзя изучать сразу весь язык, пусть даже и кажущийся понятным и знакомым с


Современная жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разумеется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, прежде всего от молодого поколения, совершенствования, энергичной любознательности, творческого воображения, пытливой мысли, утонченной интуиции, широкого кругозора и мудрости. Мы должны еще глубже постичь тайны природы, понимание мира с точки зрения истории и современного понимания, социальной реальности, тоньше познать сакраментальные глубины человека, его соотношение с миром, отношение человека к Богу: у нас эта проблема вновь стала остро актуальной.

Осознание этой темы представит немалые трудности для студентов, ибо в ней ставятся самые острые философские проблемы. Именно здесь находится эпицентр наиболее теоретического, т.е. предельно абстрактного, не имеющего непосредственной связи с привычными социально-культурными формами, знания о мире. Именно поэтому необходимо внимательно изучить историю вопроса и осмыслить существующую действительность, а также лично осознать субъективную реальность, созданную разумом человечества. Бытие, сознание, познание – это центральные категории философии, науки и медицины. Надо понять, что с развитием научного познания и получением новых знаний об объективном мире происходит постоянное уточнение и пересмотр философских понятий и категорий. А их осознание и усвоение развивает сознание и самосознание личности.

Особенности философского подхода к пониманию мира.

Философия относится к теоретическому способу освоения мира, который основан на формировании определенных понятий. Философия воспроизводит мир в мысли, словах. Следовательно, философское представление о мире изначально содержит в себе знание как составную часть. В то же время философия – это взгляд на мир человека, поэтому наряду со знанием о мире она формирует и ценностное отношение человека к миру.

Такой подход позволяет осмыслить философское понимание мира как систему рациональных представлений о мире в целом, включая в него и самого человека.

В качестве системообразующего понятия философского понимания мира выступает понятие Бытия.

Историко-философский анализ философии мира.

Впервые проблема бытия была поставлена древнегреческим философом Парменидом. Для Парменида бытие это сущее (существующее) и кроме него ничего больше нет. Бытие, по Пармениду, не возникает и не уничтожается, оно всегда является неизменным. Изменения бытия – лишь кажущиеся изменения.

Противоположных взглядов на бытие придерживался Гераклит. Он утверждал, что бытие действует вечно, но оно находится в постоянном изменении. Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие.

Платон противопоставлял два вида бытия? Неизменные идеи и постоянно меняющуюся материю. Мир материальных вещей, по его мнению, это неподлинное бытие, бледная тень мира идей.

Существенный вклад в учение о бытие вносит Аристотель. Он выдвигает идею о потенциальном бытие, которое включает в себя материю и четыре основных природных элемента. Благодаря форме, оно образует реальное бытие и делает его доступным для познания.

С эпохи Возрождения и особенного Нового времени, в связи с быстрым развитием естественных наук, бытие начинает рассматриваться как физическая реальность – природа.

Истории философии известны два альтернативных толкования субстанции: идеалистическое и материалистическое. Идеалисты считают, что в основе предметов и явлений лежит некая идеальная субстанция в виде божественной воли, абсолютной идеи, мирового разума (Платон, Гегель), комплекса ощущений (Беркли, Фихте), мировой воли (Шопенгауэр).

Древнекитайские, древнеиндийские и древнегреческие философы – материалисты под субстанцией понимали материю (лат. materia – вещество). Понятие материи появилось в работах Аристотеля. Под материей он понимал некую бесформенную массу, содержащая в себе потенциально любые вещи. Материя – это возможное бытие. Конкретные вещи, считал Аристотель, возникают под воздействием формы.

Ученик Фалеса – Анаксимандр (610–546 до н.э.) первоначалом считал апейрон – неопределенное, беспредельное в виде хаоса вещество. Левкип и Демокрит, а затем и Эпикур. За первоначало принимали атомы и пустоту. Атомы находятся в постоянном движении. Из соединения атомов образуются тела, распад атомов ведет к гибели вещей.

Материалисты XVII века Ф. Бэкон (1561–1626), Т. Гобсс (1588–1679), Дж. Локк (1637–1704) считали, что материя это первичные, неизменные свойства всех вещей: фигура, масса, протяженность, непроницаемость.

Французские материалисты XVIII века Д. Дидро (1713–1784), П. Гольбах (1723–1785), К. Гельвеций (1715–1771) отмечали, что материя это все то, что, воздействуя на органы чувств человека, вызывает ощущения. Иными словами, под материей они понимали вещество.

В ХIХ – начале XX в. многие материалисты, в том числе марксисты, трактовали материю как философскую категорию, используемую для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, но существует независимо от них. Фактически и это определение рассматривает материю как вещество.

Материя – это объективная реальность, существующая независимо от сознания и предстающая перед нами в виде вещества, поля и других объективных ее состояний.

Материя неисчерпаема, существует в бесконечном числе видов и свойств. Вместе с тем она имеет сложную системную организацию. Любой объект материального мира может быть рассмотрен в качестве системы. Устойчивые связи и отношения между элементами системы и образует ее структуру.

Современная философия о сущности и содержании мира.

В наше время бытие трактуется как философская категория для обозначения всего того, что существует, имеет место.

Другими словами, бытие охватывает собой бесконечное многообразие космических, природных, духовных явлений без всякого исключения. Следовательно, бытие это и есть мир как единое целое, который предстает перед человеком в различных своих формах, проявлениях.

Принято выделять основные формы бытия.

Во-первых, это бытие природы как мир ее вещей, состояний и процессов. С точки зрения науки природа существует вечно, вне и независимо от человека. Она присутствует везде и в самом человеке в том числе.

Во-вторых, это бытие человека, как уникального живого существа, органического единства природного и социального, телесного и духовного.

В-третьих, это бытие общества как мира деятельности людей и их взаимоотношений.

В-четвертых, это бытие духовного. Духовное – это общественное сознание в различных формах своего проявления – религия, мораль, искусство, наука, право. Это мир чувств и идей, эмоций и образов, понятий и представлений, создаваемых людьми в ходе их совместной практической деятельности. Бытие духовное включает в себя и индивидуальное сознание. Сюда же относится и бессознательное.

На основе категории бытия в философии дается самая общая характеристика мироздания: все существующее – это и есть мир, к которому мы принадлежим. С этим положением согласны представители различных философских направлений. Разногласия между ними возникают при решении вопроса о том, имеется ли нечто конкретное, что служит объединяющим началом мироздания.

Для обозначения такой общей основы всего существующего в философии выработано понятие субстанции.

Субстанция (от лат. – сущность, то, что лежит в основе) означает первооснову всего существующего.

Философское учение, принимающее за основу мироздания одно начало, называется монизмом. Монизму противостоят дуализм, рисующий картину мира, опираясь на какие-либо равноценные два начала и плюрализм, выделяющий множество основ.

В истории философии преобладает монистический подход. Монизм представлен двумя основными формами: идеалистический и материалистический. Идеалистический монизм ведет свое начало от Пифагора, Платона. Числа, идеи и другие идеальные начала выступают в нем в качестве субстанции. Свое высшее развитие идеалистический монизм получил в учении Г. Гегеля.

Материалистический монизм наибольшее развитие получил в учении Маркса и Энгельса, где в качестве основы бытия признается материя.

Так, например, Фалес отождествлял материю с водой, Анаксимен – воздухом, Гераклит – огнем и т.д. Однако уже и в это время существовали иные взгляды на материю. В частности, Анаксимандр представлял материю как некое неопределенное, беспредельное первоначало – апейрон. Демокрит считал, что все вещи состоят из мельчайших, неделимых частиц – атомов, различающихся по величине, форме, положению. В дальнейшем Эпикур и Тит ЛукрецийКар дополнили это учение положением о различии атомов по весу, получившим много веков спустя развитие в теории атомного веса химических элементов.

Второй этап охватывает период Нового времени. В целом на этом этапе преобладает понимание материи как строительного материала, особой субстанции, первоосновы всего мироздания. Материя отождествлялась с веществом и присущими ему качествами. К ее основным признакам относили:

а) делимость до атома;

б) обладание массой покоя;

в) связь только с механической формой движения;

г) независимость от свойств пространства и времени;

д) отсутствие внутренней активности, самодвижения.

Третий этап начинается в конце XIX – начале ХХ вв. и характеризуется выработкой нового понимания материи и связан с именами К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина.

Из этого определения следует, что В. Ленин отделяет понятие материи от всех конкретно-научных представлений о ней, не связывает материю с какими-либо формами и свойствами. Единственное свойство материи, которое признает материалистическая философия – это свойство быть объективной реальностью, т.е. существовать вне и независимо от человека и человечества. А это значит, что данное определение материи ориентирует людей на признание существования независимого от сознания материального мира, что, исследуя этот мир, мы имеем дело не с фактами сознания, а с объективной реальностью.

Указано также и на принципиальную познаваемость внешнего мира человеком. В.И. Ленин подчеркивал, что материя как реальность включает в себя не только известные, но и еще и неизвестные явления. Данное понятие есть, таким образом, предельно широкое в философском материализме. В своей же действительности материя несводима к конкретным проявлениям. Понятие материи характеризует мир как единство многообразного и исследует его действительную природу. С его помощью формирующиеся научные представления о мире обобщаются в данные частных наук, ведется полемика с философским идеализмом, опровергается агностицизм. Понятие материи выполняет, таким образом, мировоззренческую функцию. Методологическое значение этого понятия состоит в том, что оно ориентирует на строго определенный подход (материалистический, естественнонаучный) к познанию и объяснению мира и отношение к нему. Учение о материи позволяет также решать вопрос об основе и причинах всех форм бытия, разграничить предмет философских и частных наук.

Определяя материю через признак "быть объективной реальностью", мы уже предполагаем, что материя бесконечна, неисчерпаема, существует в бесконечном числе видов и свойств, а значит, обладает определенной структурой.

Современной науке известны два вида материи: вещество и поле, каждый из которых имеет свою специфику. Вещественным частицам и телам присуща масса покоя, они дискретны (прерывисты) и локализованы в пространстве. Физические поля и их кванты, напротив, массы покоя не имеют и в пространстве распределены непрерывно.

Однако хотя вещество и поле обладают различными свойствами, их нельзя противопоставлять. Вещество и поле связаны между собой, переходят друг в друга. Поля входят в структуру вещества, а частицы неотделимы от полей, создают их. В неразрывной связи частиц и полей проявляется единство прерывности и непрерывности в структуре материи.

В последнее время ученые заговорили еще об одном виде материи – физическом вакууме. Физический вакуум не пустота, а особое состояние материи. В вакуум погружены все частицы и физические тела. В нем постоянно происходят сложные процессы, связанные с непрерывным появлением и исчезновением так называемых "виртуальных частиц".

Виртуальные частицы – это своего рода возможности элементарных частиц к появлению. При определенных условиях они могут вырваться из вакуума, превращаясь в "нормальные" элементарные частицы.

В связи с тем, что различные виды материи имеют различный уровень организации, обычно выделяют, кроме видов, еще и уровни организации материи. Эти уровни можно свести к трем типам.

1. Системы неживой природы.

2. Системы живой природы,

Системы неживой природы разнообразны по своим размерам: от 10 -14 см (элементарные частицы) до 10 28 см (мегаобъекты) Количество систем во Вселенной бесконечно, но наука открыла и исследует лишь малую часть. В этих системах выделяют следующие структурные уровни: уровни элементарных частиц, атомных ядер, атомов, молекул, макротел, геологических систем, планет, звезд, Галактики, системы Галактик, Метагалактики

Системы живой природы открыты и изучаются наукой лишь в условиях земли. Выделяются следующие их уровни: молекулярный, одноклеточных и многоклеточных организмов, популяций, биоценозов (совокупность видов различных организмов в единстве с природными условиями их существования).

В общественных системах, наука выделяет следующие уровни: человек, семья, коллектив, социальная группа, народность, нация, класс, государство, система государств, общество в целом.

Таким образом, наука исследует различные системы материального мира, и тем самым углубляет и развивает наши представления о материи и ее свойствах.

В философии принято выделять среди многообразия свойств материального мира – атрибутивные свойства. Атрибут – это коренные, всеобщие, вечные свойства материи.

Прежде всего, материи присущи объективность, т.е. существование вне и независимо от человека и человечества. Наука утверждает, что этот мир не создан никем, он был, есть и будет существовать.

Неисчерпаемость – означает огромное многообразие сторон, свойств, явлений и состояний мира.

Бесконечность– подразумевает вечную незавершенность и незаконченность процессов и состояний мира. У него нет начала и нет конца. Есть лишь постоянное развитие, смена форм и состояний.

Отражение,как свойство представляет собой способность предметов воспроизводить в процессе взаимодействия внешние особенности и внутреннее строение других предметов, хранить в себе эти отпечатки.

Движение, как свойство выражает способность материи измениться и переходить из одного состояния в другое.

Существование в пространстве и во времени. Пространство и время есть формы существования материи, которая не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени.

Существование любого материального объекта возможно только благодаря взаимодействию его элементов. Так, атом существует лишь постольку, поскольку осуществляется определенное взаимодействие между ядром и электронами, общество существует благодаря обмену деятельности между людьми. Все это говорит о том, что само существование материи предполагает взаимодействие. Взаимодействие, в свою очередь, приводит к изменению его свойств, состояний, отношений. Все эти изменения представляют неотъемлемую характеристику бытия материального мира. Применительно к материи все эти изменения обозначаются понятием движение.

Движение обладает целым рядом существенных свойств.

Во-первых, движению свойственны объективность, т.е. независимость его существования от сознания человека.

Во-вторых, движению свойственна всеобщность. Это означает, что любые явления в мире подвержены движению как способу существования материи.

В-третьих, движению присущи несотворимость и неуничтожимость.

В-четвертых, движению свойственна относительность. Признавая всеобщий характер движения, в то же время нельзя отрицать существование в мире устойчивости и покоя. Однако покой носит относительный характер.

Многообразные конкретные проявления движения могут быть соотнесены с определенными материальными носителями. Это дает возможность построить разных классификаций форм движения материи.

В XIX веке Ф. Энгельс выделил 5 основных форм движения материи.

1. Механическое движение, связанное с перемещением тел в пространстве.

2. Физическое, как движение молекул.

3. Химическое – движение атома внутри молекул.

4. Органическое или биологическое движение, связанное с развитием белковой жизни.

5. Социальное (все изменения в обществе).

В настоящее время эта классификация, на основе последних научных данных уточнена и дополнена такими формами, как геологическая форма (связанная с изменением в материках, слоях земной коры); гравитационное, электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц; сильное и слабое ядерное взаимодействие.

Итак, существуют различные формы движения материи, которые находятся в определенном соотношении друг с другом. Это соотношение и взаимосвязь проявляется в следующем:

- качественное своеобразие одних форм нельзя объяснить только своеобразием других;

- высшие формы, так или иначе, включают в себя низшие;

- однако высшие формы не включаются в низшие.

Бытие трактуется как философская категория для обозначения реально существующего мира, лежащего в основе всех вещей и явлений. Другими словами, бытие охватывает, включает в себя все многообразие космических, природных и созданных человеком вещей и явлений. С введением в обиход – научный и обыденный – категории бытия значительно облегчается процесс понимания и осмысления основ существующего мира. Перед конкретным человеком бытие предстает по крайней мере в двух видах (двояко). Это, прежде всего, космос, природа, мир вещей и духовных ценностей, созданных человеком. Это такое бытие, которое по отношению к человеку существует вечно как беспредельная и непреходящая целостность. Человеческое сознание констатирует существование этого бытия и тем самым как бы получает незыблемую точку опоры для подтверждения вечности и нерушимости мира.

В современной российской науке, философии (как и в советской) утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия – дух, человек, общество – проявления материи и производны от нее.

В наше время религия продолжает оставаться одним из наиболее распространенных мировоззрений, которое занимает значительное место в жизни любого общества. И мифология, и религия возникли из практического отношения человека к миру и были направлены на преодоление чуждости, враждебности внешнего мира. Хотя в них и наметились основные мировоззренческие проблемы, однако они не смогли обеспечить осознание человеком всей сложности его социального бытия.

3. Философское осмысление мира, его основные типы и способы

Отделение умственного труда от физического, с одной стороны, мифология и накопление эмпирических знаний, с другой стороны, а также стремление человека постигнуть свою собственную сущность способствовали возникновению общего целостного взгляда на мир и место человека в нем - философии. Зарождается принципиально иной тип мировоззрения, по-другому осмысливающий сложившиеся в мифологии и религии представления о мире и человеке и вырабатывающий при этом принципиально иные способы осмысления и решения мировоззренческих проблем. Особенностью философского мировоззрения стала абстрактно-понятийная, а не чувственно-образная, как в других типах мировоззрения, форма освоения действительности.

Но отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного не в форме, а в содержании освоения действительности. В нем уже различаются природный и социальный мир, человеческий способ действий и проявление природных сил и явлений. Стало это возможным благодаря накоплению математических, физических и астрономических знаний, появлению календаря и распространению письменности. Если предшествующие исторические типы мировоззрения можно определить как переживание человеком реальности и своего бытия в ней, то философское мировоззрение есть размышление человека о существующем, есть самопостижение.

Если человек хочет понять смысл своей жизни, он обращается не к научным трактатам. Научное знание может многое объяснить ему, но не через это знание он будет двигаться к своим идеалам. Они лежат в другой плоскости. Постижение смысла жизни является сущностной характеристикой философского знания. Философия дает возможность человеку найти себя в безбрежном океане событий, глубоко осознать не только внешний, но и собственный духовный мир, осмыслить, в чем его предназначение в потоке бытия. Никакая другая наука не учит тому, каким надо быть, чтобы быть человеком.

ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО ПОДХОДА К МИРУ

Можно выделить следующие особенности философского знания:

• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);

• носит предельно общий, теоретический характер;

• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

• в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется;

• опирается на категории — предельно общие понятия;

• неисчерпаемо по своей сути;

• ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

• имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

• однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Читайте также: