Особенности эмоционально волевой сферы юриста кратко
Обновлено: 08.07.2024
Цели и задачи изучения данной темы – формирование у будущих специалистов четкого представления о прямой связи эмоциональных и волевых качеств личности, уяснения механизма сознательного регулирования своих эмоционально-чувственных проявлений. Освоение данной темы познакомит студентов с возможностями управления эмоционально-волевыми процессами при осуществлении профессиональной деятельности.
В результате успешного изучения темы Вы:
Узнаете:
о важности и значимости эмоционально-волевых процессов для деятельности сотрудников правоприменительных органов,
о том, что человек не только познает мир, но и оценивает его, вырабатывая собственное эмоционально-волевое отношение к объективной действительности,
о том, что это познание выражается в определенных чувственных феноменах;
о том, что человек строит собственное поведение и разворачивает программу действий, используя свои индивидуальные волевые качества.
Приобретете следующие профессиональные компетенции:
умение выделить эмоциональные реакции — аффект, фрустрацию, стресс;
умение выделить эмоциональные состояния — эмоции, чувства, настроения, переживания;
умение уяснить различия и сущность этих явлений;
умение уяснить особенности деятельности и поведения человека в эмоциональных конфликтах и напряженных ситуациях — при стрессе, аффекте, фрустрации;
умение определять условия возникновения, причины, сущность, юридическое значение аффекта
В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих понятиях:
психические состояния — это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. Психическое состояние представляет собой внутреннюю целостную характеристику индивидуальной психики, относительно неизменную во времени;
чувства — это переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает;
эмоции — это непосредственная форма выражения чувств;
настроения — это слабо выраженные эмоциональные переживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих;
аффект — это переживания большой силы, с коротким периодом протекания. Он характеризуются значительными изменениями в сознании, нарушениями волевого контроля;
фрустрация — психическое состояние переживания неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели;
стресс — неспецифический компонент адаптации, играющий мобилизующую роль и обусловливающий привлечение энергетических и пластических ресурсов для адаптационной перестройки организма;
воля — это способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей.
Воля — это сознательная психическая активность, регулирующая поведение, деятельность человека и направляющая его на преодоление каких-либо препятствий на пути к достижению поставленных целей.
В практической деятельности юристов имеют место случаи, когда, их внутреннее состояние не отвечает требованиям внешней активности (поведение в условиях кризисной ситуации). Например, практическая деятельность требует решительных действий, а внутреннее состояние работника юридического труда, подчиняясь воздействию отрицательных эмоций, тормозит необходимую активность. И ему приходится усилием воли подавить тормозящие эмоции и начать соответствующую практической цели активную деятельность.
Волевые качества юриста-практика в своей основе аккумулируют в себе компоненты его эмоционально-волевой устойчивости, связывают интеллект и моральные структуры личности.
Высокие нравственные мотивы пронизывают все волевые качества работника юридического труда. К волевым качествам относятся: целеустремленность, инициативность, настойчивость выдержка и самообладание, мужество, смелость, решительность, стойкость. Названным положительным волевым качествам противостоят их антиподы…
Сотрудник правоохранительных и правоприменительных органов должен хорошо осознавать, что целеустремленным самовоспитанием можно развить у себя все положительные волевые качества.
Сложные и необычные ситуации, острые конфликты, в ходе которых совершаются правонарушения, в ряде случаев способствуют развитию у человека таких психических состояний (гнев, аффект, страх, растерянность и др.), которые в юридической психологии чаще становятся предметом научного анализа, чем в других областях психологии. Однако эти состояния так же, как и устойчивые особенности характера и личности правонарушителя, развиваются и протекают не иначе, как подчиняясь общепсихологическим и психофизическим законам. Специфика предмета юридической психологии заключается в своеобразии видения этих состояний, в исследовании их правового значения, в оценке их "криминогенности", в поисках научно обоснованных методов снижения возможности нарушений правовых норм путем психологической коррекции этих состояний, равно как и свойств личности правонарушителей.
Эмоциональная активация возникает в критические моменты процесса решения тактических задач и связана с выявлением правильного направления поисков. Именно в такие моменты деятельность обычно характеризуется очень быстрой реакцией в принятии решений (иначе говоря, способностью эмоционально оценить ситуацию в целом). Общая ориентировка, предварительная оценка и является функцией эмоций как специфического знания. Несмотря на субъективность формы такого знания, в нем налицо объективное содержание действительности - реальная исходная ситуация. В эмоциональной оценке возникает первый, еще не совсем ясный образ будущего единства ощущений и восприятия.
Эмоции и чувства в общении следователя с участниками уголовного процесса играют особую роль. В сущности, без них было бы невозможно достижение контакта с допрашиваемыми, в особенности в конфликтных ситуациях.
Но, являясь необходимыми и неизбежными, эмоции и чувства в расследовании играют не только положительную роль. Отрицательные эмоциональные состояния следователя могут нарушать, а иногда и разрушать его деятельность. Эмоции и чувства способны вызвать представления, не соответствующие действительности. Под влиянием чрезмерных чувств следователь может прийти к результатам лишь желаемым, но далеким от истинного положения дел.
Фрустрации в деятельности противостоит толерантность, понимаемая как терпеливость, способность переносить сильное воздействие фрустраторов, не отзываясь на него гнетущими переживаниями и резкими реакциями.
Качество восприятия зависит не только от состояния органов чувств человека, но и от его общего физического и психического состояния в момент восприятия. Болезненное состояние может не только влиять на достоверность получаемых ощущений, но и быть причиной неполноты восприятия. Равным образом на качестве восприятия сказывается и состояние усталости, опьянения, взволнованности и т.п. Так, пьяный потерпевший может существенно исказить воспринимаемые факты. Усталость, болезненное состояние притупляют интерес к окружающему.
Восприятие во многом зависит от настроения и особенностей характера человека, его привычек, предопределяющих его отношение к окружающей действительности, его интересы, наклонности. В хорошем, бодром настроении человек склонен больше подмечать положительные стороны действительности. В подавленном, мрачном, угнетенном настроении он видит скорее отрицательные ее черты, нередко преувеличивая, переоценивая их.
На процесс приема и переработки информации могут влиять чувства (или эмоции). Человека одни события волнуют, другие оставляют безразличным, одних людей он любит, других - ненавидит, а к третьим не имеет определенного отношения. Человек переживает радость и горе, удовольствие и неудовольствие. Испытываемые чувства в зависимости от индивидуальных особенностей человека и конкретной ситуации восприятия могут быть глубокими.
Эмоции и чувства являются своеобразной сферой человеческой психики и всегда прямо или косвенно отражают объективную реальность. Спи как бы индикаторы, указывающие степень полезности внешних воздействий для организма или для взаимоотношения личности и общества. Профессиональная деятельность следователя, да и вся жизнь современного человека насыщена событиями и ситуациями, вызывающими самые различные эмоциональные отклики. Все эти чувства пронизывают, окрашивают в определенный тое всю деятельность человека, включая его ощущения, восприятия, мысли, воображение.
Формирование материала показаний нередко происходит в критических ситуациях, которые вызывают в человеке различные эмоциональные реакции.
Своеобразной формой такой реакции является напряженность и растерянность. Напряженность, именуемая еще английским словом "стресс" (stress), возникает при опасности, при различных физических и умственных перегрузках, при необходимости принимать быстрые и важные для себя решения. Человек, оказавшийся очевидцем страшного преступления (например, убийства) или ставший жертвой преступления, испытывает состояние напряженности. При этом все его психические процессы как бы приторможены: человек плохо слышит, мало видит, медленно соображает, плохо ощущает свои движения. У одних картина напряженности может быть ярко выраженной, длительной, у других - менее заметной и короткой. Растерянность или, как еще ее называют по-английски, "фрустрация" (frustration буквально означает уничтожение замысла, расстройство планов) указывает на ситуацию, при которой терпится неудача. Н.Д.Левитов определяет фрустрацию как психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи 1 . В состоянии растерянности может находиться потерпевший, не сумевший отразить нападение преступника, и человек, оказавшийся не в состоянии реализовать до конца свой преступный замысел из-за возникших непредвиденных преград. Отличие растерянности от напряженности состоит в их происхождении. "Если при напряженности нарушения во внимании и мышлении производны от эмоционального состояния, то при растерянности они первичны, а эмоции - нроизводны" 2 .
Осознание опасности вызывает у человека страх. Существует три формы страха: степическая форма (паника), плохо или совсем не контролируемая сознанием; астеническая форма, протекающая кратковременно и выражающаяся в оцепенении, дрожи, нецелесообразных поступках; стеническое возбуждение - поведение, регулируемое сознанием и направленное на преодоление опасности и подавление страха.
При стенической и астенической формах страха внимание воспринимающего захватывается возникшей опасностью. Отсюда сужение сознания, снижение полноты и точности отражения, неверность оценки ситуации. При стеническом возбуждении страх остается, но деятельность определяется мышлением и волей. Это заставляет человека напрячь все усилия для преодоления опасности. Такой эмоциональный подъем способствует быстрой, правильной ориентировке в сложившейся ситуации и соответствующим действиям.
Из сказанного видно, что страх может неодинаково влиять на процесс формирования показаний. В одних случаях под воздействием страха события воспринимаются преувеличенно, искаженно, в других - они плохо или вовсе не запечатлеваются, в третьих - воспринимаются правильно, объективно.
Искажение материала показаний объясняется иногда и тем, что мышление, предшествующее страху, не всегда может быть объективным. Иногда ситуация может ошибочно восприниматься как опасная, могут переоцениваться сила соперника и недооцениваться собственные возможности. В таких случаях причина страха в нереальности мышления воспринимающего. Такой страх чаще проявляется у людей эмоционально-возбудимых, впечатлительных.
Есть еще одна форма эмоциональной реакции на опасность - это тревога, т.е. ожидание опасности, по исходу своему неизвестного и потому волнующего человека. Тревога влияет на формирование показаний и потерпевшего, и преступника.
Из сказанного следует вывод: в принципе по каждому делу потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого необходимо допрашивать как можно скорее. Но если имеется основание полагать, что показания, данные непосредственно после события преступления, недостаточно обстоятельны, то через 3 - 4 дня целесообразно произвести повторный допрос. При этом дополнительные данные, содержащиеся в их повторных показаниях, не должны вызывать огульного недоверия и подлежат тщательной проверке.
Воля - это сознательная, целенаправленная психологическая активность, связанная с преодолением препятствий. Это целостный психический процесс, из которого волевой импульс вычленяется условно для педагогических целей.
Началом формирования воли является влечение, которое возникает на базе инстинктов: пищевого, оборонительного, полового и др. Когда влечение достаточно оформлено в сознании, выяснены пути и способы его удовлетворения, тогда оно носит название "желание". Эти психические импульсы относятся к более ранним филогенетическим формациям. В процессе исторического развития человеческой личности воля сложилась как качество психики, сознательно направленное на преодоление препятствий.
В сложном волевом процессе можно выделить несколько этапов. Первый этап - возникновение побуждения, стремление к достижению определенной цели. Потом появляется сознание ряда возможностей достижения этой цели (II этап) и сразу за этим мотивы (III этап), подкрепляющие или опровергающие эти возможности. Дальше начинается борьба мотивов (IV этап). Взвесив все "за" и "против", рассмотрев различные мотивы, учтя конкретную обстановку, человек принимает решение (V этап). Волевое действие заканчивается реализацией принятого решения (VI этап). Продолжительность каждого из этапов различна и зависит от особенностей личности и объективных условий выполнения принятого решения. Чтобы побуждение обратилось в действие, требуется решительность (способность делать окончательный выбор). Особенно трудно бывает преодолеть этап борьбы мотивов и осуществлять принятое решение.
Немаловажное качество - инициатива, которая особенно важна при выполнении принятого решения. Среди других качеств следует отметить самостоятельность в решении, выдержку, самообладание в момент неожиданных осложнений и определенную самокритичность.
Развитие воли, способности к волевой деятельности - процесс длительный. С раннего детства родители формируют у ребенка вначале самые простые (опрятность, самообслуживание и др.) и усложняющиеся по мере развития индивида навыки.
Заключительным этапом всякого волевого процесса является мышечное движение. Это движение может быть самым разнообразным: выполнение сложной детали на токарном станке, создание художественной картины, саркастическая улыбка в ответ на незаслуженное оскорбление и другие виды человеческой деятельности и поведения.
Неправильное воспитание делает человека менее способным к волевой деятельности.
Трагедию безволия в русском обществе образно охарактеризовал великий русский физиолог И.П.Павлов в своей небольшой статье "Рефлекс цели". Размышляя об утрате в определенных слоях русского общества "рефлекса цели жизни", он писал: "Ценность, непредприимчивость, равнодушие или даже неряшливое отношение ко всякой жизненной работе -. это не коренные наши черты, это -дрянной нанос, это проклятое наследие крепостного права. Оно сделало из барина тунеядца. оно сделало из крепостного совершенно пассивное существо без всякой жизненной перспективы" 3 .
Воля человека проявляется различно по таким качествам, как сила, моральная воспитанность и самостоятельность.
По силе волевые проявления могут характеризоваться как сильные, средние, слабые. Та или иная степень силы воли выражается во всем волевом процессе: в стремлении, в желании, в скорости принятия решения, в устойчивости принятого решения. Сила воли проявляется в решимости, т.е. в полной уверенности в исполнении решения, в установке только на исполнение решения, какими бы ни были (или казались) встречающиеся трудности. Однако не всякое исполнение решения, не всякое совершение действия будет говорить о сильной воле. Силу воли можно распознать в зависимости от того, какие препятствия человек преодолевает, совершая волевые действия, и какие результаты при этом получает. Если человек в трудных для него ситуациях проявляет самообладание, настойчивость, выносливость, терпение, то это означает, что он обладает сильной волей. Слабое же проявление воли обычно расценивается как отсутствие воли, как безволие. Все черты, в которых выражается сила и твердость волевого характера, становятся положительными в той мере, в какой проявляется моральная воспитанность личности, которая характеризует человека как в отношениях к людям, общественным задачам, так и формах поведения.
Моральная воспитанность определяется по тому, какие цели ставит человек перед собой, какими средствами добивается их достижения, какими побуждениями вызваны волевые стремления (желания), какими принципами руководствуется он, принимая то или иное решение в жизни. Волевые черты: настойчивость, самообладание, постоянство, самостоятельность, выносливость и др. - будут полноценными, если сочетаются с высокими моральными качествами человека.
На другом полюсе моральности характера стоит человек аморальный, для которого люди - лишь средство для достижения своих эгоистических целей. Это индивид с приглушенным голосом совести или вовсе лишенный его. Такими часто бывают рецидивисты, обвиняемые, совершившие особо тяжкие преступления.
Между этими двумя полюсами в характере располагаются различные переходные типы, более близко стоящие то к первому, то ко второму.
Слабовольные, слабохарактерные лица, имеющие недостатки в моральном воспитании, могут проявлять несамостоятельность, совершать действия по внушению. Они, исходя из корыстных целей, легко могут идти на обман и ложь, быстро поддаваться влияниям заинтересованных лиц (обвиняемого, потерпевшего или их родственников). У таких людей черты характера: правдивость, застенчивость, решительность, справедливость - будут проявляться своеобразно. Так, если правдивость смелого человека проявляется во всех случаях, то правдивость, справедливость трусливого будет зависеть от того, не причинит ли она вреда его личным интересам. Застенчивость самолюбивого человека будет отличаться от застенчивости скромного: у самолюбивого она связана с боязнью уронить себя в глазах других людей, а у скромного - с высокой самокритичностью.
Волевые черты характера проявляются в определенном соотношении с эмоциональными особенностями человека: у волевого человека воля доминирует над чувствами, а у человека с эмоциональным характером преобладающее место занимают эмоциональные состояния, а поступки часто совершаются под влиянием случайно возникших чувств, настроений.
Эмоциональные побуждения, которые проявляются в волевых процессах, бывают моральными или аморальными, т.е. в переживаниях - чувствах, как и в стремлениях, намерениях выражается моральный облик человека.
1 См.: Левитов H.Д. Фрустрация - один из видов психических состояний//Вопросы психологии. 1967. № 6. С. 120.
2 Луков Г.Д., Платонов К.К. Психология. М. 1964. С. 192.
3 Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. III. Кн. 1.1951. С. 312.
Деятельность работников юридического труда нередко протекает в условиях высокого нервного напряжения. Поэтому юристу необходимо уметь управлять своими эмоциями и чувствами в целях сохранения работоспособности в любых условиях.
Прикрепленные файлы: 1 файл
Юридическая психология.doc
Вопрос№4. Эмоции и чувства в юридической деятельности
Деятельность работников юридического труда нередко протекает в условиях высокого нервного напряжения. Поэтому юристу необходимо уметь управлять своими эмоциями и чувствами в целях сохранения работоспособности в любых условиях.
Эмоции и чувства отличаются большим разнообразием. Все они подразделяются на две группы: активизирующие деятельность — стенические и подавляющие, угнетающие жизнедеятельность — астенические. Однако одно и то же чувство или эмоция могут в зависимости от обстоятельств активизировать или подавлять деятельность человека. Например, радость, вызванная поощрением руководителя, у одного сотрудника юридического труда является стимулом к дальнейшей добросовестной работе, а на другого действует демобилизующе, мешает сосредоточиться на расследовании конкретного уголовного дела. Влияние эмоций и чувств на жизнедеятельность человека нельзя не учитывать в воспитательной работе с сотрудниками правоприменительных и правоохранительных органов.
В жизни человека названные выше эмоции создают у личности различные формы эмоциональных состояний: настроение, страсть и аффект.
1) органические процессы (болезнь, утомление создают пониженное настроение; здоровье, полноценный сон, физическая активность поднимают настроение);
2) внешняя среда (грязь, шум, спертый воздух, раздражающие звуки, неприятная окраска помещения ухудшают настроение; чистота, умеренная тишина, свежий воздух, приятная музыка, соответствующая окраска помещения улучшают настроение);
3) взаимоотношения между людьми (приветливость, доверие и такт со стороны окружающих делают человека бодрым и жизнерадостным; грубость, безразличие, недоверие и бестактность угнетают настроение);
4) мыслительные процессы (образные представления, в которых отражаются положительные эмоции, создают подъем в настроении; образы, связанные с отрицательными эмоциями, угнетают настроение).
Аффект — эмоциональное переживание, протекающее с большой и резко выраженной интенсивностью. Особенности аффекта: а) бурное внешнее проявление; б) кратковременность; в) безотчетность поведения человека во время эффекта; г) диффузность переживания (аффект захватывает личность целиком, ее ум, чувства и волю).
Работник юридического труда должен знать, что в принципе любые эмоции могут в зависимости от обстоятельств усиливаться и доходить до аффекта.
Чувства в отличие от эмоций характеризуются осознанностью и предметностью. Выделяют низшие чувства-переживания и высшие чувства-переживания. Различают три группы чувств: нравственные, эстетические и интеллектуальные (познавательные).
Нравственные чувства отражают отношение человека к требованиям морали. Система нравственных чувств российского человека состоит из чувства справедливости, чести, долга, ответственности, патриотизма, солидарности. Нравственные чувства тесно связаны с мировоззрением человека, его убеждениями, помыслами, принципами поведения.
Эстетические чувства возникают у людей в результате переживания красоты или безобразия воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. В основе эстетических чувств лежит врожденная потребность человека в эстетическом переживании. Постоянно сопровождая человеческую деятельность, эстетические чувства становятся активными двигателями человеческого поведения.
В деятельности юриста эстетические чувства играют своеобразную роль катализаторов поведения. Особенно большое значение они приобретают для коммуникативной деятельности: человек, способный откликнуться на эстетические переживания собеседника, как правило, приобретает авторитет и уважение.
Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе осуществления гностической и исследовательской деятельности. Из всего многообразия интеллектуальных чувств основными считаются чувство ясности или нечеткости мысли, удивления, недоумения, догадки, уверенности в знании, сомнения.
Если профессиональная деятельность протекает успешно, в эмоциональной сфере работника юридического труда создается состояние эйфории (повышенная оживленность, разговорчивость), начинают преобладать положительные эмоции. И наоборот, в случае неудачи у него появляются неуверенность, боязнь, тревога и иногда даже страх. Все это дезорганизует поведение молодого специалиста-юриста. У опытных работников юридического труда, в совершенстве владеющих своей профессией, такого, как правило, не происходит.
Необычайные и достаточно сложные ситуации, острые конфликты, в ходе которых совершаются правонарушения, в ряде случаев способствуют развитию у человека таких психических состояний (гнев, аффект, страх и др.), которые в юридической психологии достаточно чаще становятся предметом научного, чем в других областях психологии. Однако эти состояния так же, как и устойчивые особенности характера и личности правонарушителя, развиваются и протекают не иначе как подчиняясь общепсихологическим и психофизическим законам.
Профессиональная деятельность следователя, прокурора, судьи, да и вся жизнь современного человека насыщены событиями и ситуациями, вызывающими самые различные эмоциональные отклики. Эти чувства пронизывают, окрашивают в определенный тон всю деятельность человека, включая его ощущения, восприятия, мысли, воображение.
Воздействие ситуации способно вызвать в организме интенсивное стрессовое состояние, которое может или усилить работоспособность юриста, поднять его или стать причиной болезни. В этих случаях говорят об эмоциональном стрессе. Чаще всего эмоциональный стресс происходит в результате воздействия отрицательных эмоций. Стрессу нередко предшествуют неприятные процессы, конфликтные ситуации в семье и на работе, мнительность, необоснованные опасения и тревоги.
Человек, оказавшийся очевидцем страшного преступления (например, убийства) или ставший жертвой преступления, испытывает состояние напряженности. При этом все его психические процессы как бы приторможены: человек плохо слышит, мало видит, медленно соображает, плохо ощущает свои движения. У одних картина напряженности может быть ярко выраженной, длительной, у других — менее заметной и короткой. Растерянность, или фрустрация (англ. frusration буквально означает расстройство планов), указывает на ситуацию, при которой терпится неудача. В состоянии растерянности может находиться потерпевший, не сумевший отразить нападение преступника, и человек, оказавшийся не в состоянии реализовать до конца свой преступный замысел из-за возникших непредвиденных преград.
Устойчивость любого человека, как юридического работника, так и клиента, к стрессовым ситуациям может быть обеспечена двумя путями: системой его эмоциональной тренировки и тщательным его обучением, то есть подробнейшим информированием по интересующим клиента фактам, проигрыванием возможных сложных ситуаций и т, д.
Вопрос №12. Психология организованной преступности
Характерной особенностью организованной преступности является создание основного преступного сообщества, глубоко законспирированного, имеющего высокий уровень саморегуляции и иерархическую структуру, в большинстве случаев пирамидальную, на вершине которой находится основной лидер, а в непосредственном его окружении небольшая группа лиц, принимающих основные решения.
Создаются структуры, в которых многие их участники выполняют различные функции, объединенные единым замыслом и определенными принципами общности. Условиями планируемой в качестве долговременной преступной деятельности являются целесообразное распределение ролей, наличие определенной структуры группировки и иерархии, правил поведения для ее участников с определением санкций за отступление от них. Эти условия, по существу, являются признаками такой общности, как организация.
Организованная преступность — устойчивое явление, трудно поддающееся предупредительно- профилактическому воздействию, поскольку внутренняя криминогенная зараженность участников преступного сообщества постоянно подогревается их взаимовлиянием, а самовольный отход кого-либо из них от преступной среды нередко карается жестокими мерами воздействия.
Организованная преступность отличается пространственным размахом. Она охватывает нередко целые регионы либо отрасли народного хозяйства, парализуя нормальное развитие общества коррумпированными связями преступников с правоохранительными органами, взяточничеством, должностными злоупотреблениями, хищениями в особо крупных размерах, незаконными контрабандно-валютными операциями.
Психология преступного сообщества в качестве специального раздела криминальной психологии исследует генезис образования, структуру, распределение ролей, а также психологические механизмы управления. Став членами преступного сообщества, многие преступники действуют активнее, поскольку такая деятельность подкрепляется групповым авторитетом. Создание преступного сообщества — это не только количественный, но и качественный сдвиг социальной опасности.
При анализе преступного сообщества имеют значение следующие факторы.
1. Причины объединения в данную группу:
б) общность преступных интересов;
в) личные симпатии;
г) общие нормы поведения, общие убеждения, аналогичные дефекты правосознания и т. д.
2. Распределение ролей в группе:
а) волевые качества;
б) организаторские способности;
в) авторитетность и инициативность лидеров;
г) конформизм, безволие, склонность к пьянству второстепенных членов.
3. Внутригрупповые конфликты и противоречия.
Организованная преступность — это система связей, ведущая к концентрации отдельных видов преступной деятельности. Организованную преступность можно рассматривать и как сложную систему с разнохарактерными связями между группами, которые осуществляют преступную деятельность в виде промысла и стремятся обеспечить свою безопасность с помощью подкупа государственных чиновников.
Отчетливым лейтмотивом преступности является корыстная мотивация — она характерна для 75% преступных посягательств. Так, почти сплошь корыстными являются контрабанда, фальшивомонетничество, нарушения правил о валютных операциях. В последнее время, в отличие от прошлых лет, корыстная мотивация стала характерна для таких преступлений, как торговля государственными и служебными секретами, убийства и истязания, незаконные операции с оружием и боеприпасами. Получило распространение и такое доселе нам неизвестное преступление, как киднэпинг — похищение людей (чаще детей), с целью шантажа, получения выкупа. Развитие сильной и устойчивой корыстной мотивации на определенном этапе развития преступной деятельности и накопления материальных ценностей закономерно приводит к появлению организованной преступности*.
Общее обострение обстановки с преступностью несовершеннолетних в большинстве регионов связано с формированием группировок несовершеннолетних и молодежи исключительно криминальной направленности.
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы соответствия эмоций и чувств в психике человека с позиции юридической психологии.
Эмоции и чувства в юридической деятельности
Аннотация.В данной статье рассматриваются вопросы соответствия эмоций и чувств в психике человека с позиции юридической психологии.Ключевые слова:право, эмоции, чувства, юридическая психология.
Ссылки на источники1.Баранов, П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология. РостоваДону, 2004.2.Васильев, В.Л. Юридическая психология –5е изд. –СПб: Изд. Питер, 2004.3.Романов, В.В. Юридическая психология. М., 1999.4.Рысь, Ю.И., Степанов В.Е., Ступницкий В.П. Психология и педагогика. М., Екатеринбург,1999.5.Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология. Вопросы и ответы. М., 2000.Nozdrina Natalya AleksandrovnaEmotions and feelings in legal activity This article discusses the issues of conformity of emotions and feelings in the human psyche from the position of legal psychology.Keywords:law, emotions, feelings, legal psychology.
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-78575 от 08 июля 2020 г
Научно-методическому журналу присвоен международный код ISSN 2304-120X
Все материалы доступны по лицензии Creative Commons С указанием авторства 4.0 Всемирная.
Читайте также: