Особенности древнеримской литературы кратко

Обновлено: 02.07.2024

Первой отличительной чертой римской литературы в сравнении с греческой является то, что это литература гораздо более поздняя и потому гораздо более зрелая. Первые памятники римской литературы относятся к III в. до н. э., в то время как первые письменные памятники греческой литературы засвидетельствованы в VIII в. до н. э.

Следовательно, римская литература выступает на мировой арене по крайне мере на 400—500 лет позже греческой. Рим мог воспользоваться уже готовыми результатами векового развития греческой литературы, усвоить их достаточно быстро и основательно и создавать на этой основе уже свою собственную, гораздо более зрелую и развитую литературу. С самого начала развития римской литературы чувствуется сильное греческое влияние.

Второй особенностью римской литературы является то, что она возникает и расцветает в тот период истории античности, который для Греции был уже временем упадка. Это был период эллинизма, поэтому и говорят об общем эллинистически-римском периоде литературы и истории.

Эллинизм характеризуется крупным рабовладением, это создавало в области идеологии, с одной стороны, черты универсализма, а с другой — черты крайнего индивидуализма, с очень большой дифференциацией духовных способностей человека. Итак, римская литература есть по преимуществу литература эллинистическая.

Из этих особенностей литературы — более позднего ее происхождения и ее эллинистической природы — выступает еще третья особенность. Римская литература воспроизводила эллинизм чрезвычайно интенсивно, в крупных и широких масштабах и в гораздо более драматических, горячих и острых формах. Так, например, комедии Плавта и Теренция, хотя формально и являются подражанием новоаттической комедии, например Менандру, но их натурализм и трезвая оценка жизни, их использование окружающего быта и драматизм их содержания являются особенностью именно римской литературы.

Наконец, хотя талантливых и глубоких историков в Греции было достаточно, только в Риме могли появиться такие историки, как Тацит, с таким острым и проницательным анализом исторической жизни, с такой беспощадной критикой императорской эпохи и с таким свободно-демократическим настроением. Колоссальные размеры Римской республики и империи, небывалый размах и драматизм социально-политической жизни Рима, бесчисленные войны, тончайшая организация военного дела, продуманная дипломатия и юриспруденция, т. е. все то, чего требовали огромные размеры Римской республики и империи в сравнении с миниатюрной и разъединенной классической Грецией, — все это наложило неизгладимый отпечаток на римскую литературу и все это явилось ее национальной спецификой.

Три специфические особенности римской литературы.

Первой отличительной чертой римской литературы в сравнении с греческой является то, что это литература гораздо более поздняя и потому гораздо более зрелая. Первые памятники римской литературы относятся к III в. до н. э., в то время как первые письменные памятники греческой литературы засвидетельствованы в VIII в. до н. э.

Следовательно, римская литература выступает на мировой арене по крайне мере на 400—500 лет позже греческой. Рим мог воспользоваться уже готовыми результатами векового развития греческой литературы, усвоить их достаточно быстро и основательно и создавать на этой основе уже свою собственную, гораздо более зрелую и развитую литературу. С самого начала развития римской литературы чувствуется сильное греческое влияние.




Второй особенностью римской литературы является то, что она возникает и расцветает в тот период истории античности, который для Греции был уже временем упадка. Это был период эллинизма, поэтому и говорят об общем эллинистически-римском периоде литературы и истории.

Эллинизм характеризуется крупным рабовладением, это создавало в области идеологии, с одной стороны, черты универсализма, а с другой — черты крайнего индивидуализма, с очень большой дифференциацией духовных способностей человека. Итак, римская литература есть по преимуществу литература эллинистическая.

Из этих особенностей литературы — более позднего ее происхождения и ее эллинистической природы — выступает еще третья особенность. Римская литература воспроизводила эллинизм чрезвычайно интенсивно, в крупных и широких масштабах и в гораздо более драматических, горячих и острых формах. Так, например, комедии Плавта и Теренция, хотя формально и являются подражанием новоаттической комедии, например Менандру, но их натурализм и трезвая оценка жизни, их использование окружающего быта и драматизм их содержания являются особенностью именно римской литературы.

Наконец, хотя талантливых и глубоких историков в Греции было достаточно, только в Риме могли появиться такие историки, как Тацит, с таким острым и проницательным анализом исторической жизни, с такой беспощадной критикой императорской эпохи и с таким свободно-демократическим настроением. Колоссальные размеры Римской республики и империи, небывалый размах и драматизм социально-политической жизни Рима, бесчисленные войны, тончайшая организация военного дела, продуманная дипломатия и юриспруденция, т. е. все то, чего требовали огромные размеры Римской республики и империи в сравнении с миниатюрной и разъединенной классической Грецией, — все это наложило неизгладимый отпечаток на римскую литературу и все это явилось ее национальной спецификой.

Первой отличительной чертой римской литературы в сравнении с греческой является то, что это литература гораздо более поздняя и потому гораздо более зрелая. Первые памятники римской литературы относятся к III в. до н. э., в то время как первые письменные памятники греческой литературы засвидетельствованы в VIII в. до н. э.

Следовательно, римская литература выступает на мировой арене по крайне мере на 400-500 лет позже греческой. Рим мог воспользоваться уже готовыми результатами векового развития греческой литературы, усвоить их достаточно быстро и основательно и создавать на этой основе уже свою собственную, гораздо более зрелую и развитую литературу. С самого начала развития римской литературы чувствуется сильное греческое влияние.

Второй особенностью римской литературы является то, что она возникает и расцветает в тот период истории античности, который для Греции был уже временем упадка. Это был период эллинизма, поэтому и говорят об общем эллинистически-римском периоде литературы и истории.

Римская литература воспроизводила эллинизм чрезвычайно интенсивно, в крупных и широких масштабах и в гораздо более драматических, горячих и острых формах. Так, например, комедии Плавта и Теренция хотя формально и являются подражанием но-воаттич,еской комедии, например Менандру, но их натуриализм и трезвая оценка жизни, использование окружающего быта и драматизм их содержания являются особенностью именно римской литературы.

Точно так же, например, "Энеида" Вергилия, формально являясь подражанием Гомеру или Аполлонию Родосскому, по существу своему несравнима с ними своим драматизмом и трагизмом, остротой и нервозностью, напряженным универсализмом и страстным индивидуализмом.

Нигде в античной литературе не было такого трезвого анализа действительности, как в римском натурализме или у римских сатириков, хотя и натурализм и сатира свойственны и греческой литературе. Но обе эти особенности римской литературы - натурализм и сатирическое изображение жизни - настолько здесь велики, что натуралистическая сатира вполне может считаться специфически римским литературным жанром.

Наконец, хотя талантливых и глубоких историков в Греции было достаточно, только в Риме могли появиться такие историки, как Тацит, с таким острым и проницательным анализом исторической эпохи и с таким свободно-демократическим настроением.

Колоссальные размеры Римской республики и империи, небывалый размах и драматизм социально-политической жизни Рима, бесчисленные войны, тончайшая организация военного дела, продуманная дипломатия и юриспруденция, то есть все то, чего требовали огромные размеры Римской республики и империи в сравнении с миниатюрной и разъединенной классической Грецией,- все это наложило неизгладимый отпечаток на римскую литературу, и все это явилось ее национальной спецификой.

Оригинальность римской литературы заключалась именно в постоянном стремлении создавать грандиозные формы в литературе и жизни, для которых эллинизм был только слабым началом.

Периодизация римской литературы.

Так же как и греческую литературу, римскую литературу необходимо делить на периоды - доклассический, классический и послеклассический.

1. Доклассический период уходит в глубь веков и характеризуется сначала, как и в Греции, устной народной словесностью, а также началом письменности. До половины III в. до н. э. этот период называется обычно италийским. В течение его Рим, первоначально маленькая городская община, распространил свою власть на всю Италию.

С середины III в. возникает письменная литература. Она развивается в эпоху экспансии Рима в страны Средиземноморья (включительно по первую половину II в.) и начавшихся гражданских войн (вторая половина II в. - 80-е годы I в. до н. э.).

2. Классический период римской литературы - это время кризиса и конца республики (с 80-х годов до 30 года I в. до н. э.) и эпоха принципата Августа (до 14 года I в. н. э.).

3. Но уже в начале I столетия н. э. вполне отчетливо намечаются черты упадка классического периода. Этот процесс деградации литературы продолжается до падения Западной Римской империи в 476 г. н. э. Это время можно назвать послеклассическим периодом римской литературы. Здесь следует различать литературу расцвета империи (I в. н. э.) и литературу кризиса, падения империи (II - V вв. н. э.).

Билет 31

Пиргополиник состоит на службе у царя Селевка, но римские зрители в его образе видели сатиру на тех римских военачальников, которые во время Пунических войн не блистали подвигами, а в мирной обстановке хвастались своими победами. Хвастовство Пиргополиника поддерживает его парасит Артотрог (Хлебогрыз). Пиргополиник через сводню обманом увез к себе в Эфес афинскую девушку Филокомасию, сделал ее своей любовницей. Фило-комасия любила юношу Плевсикла, но его не было в то время, когда Пиргополиник насильно взял девушку к себе на корабль. Верный раб этого юноши Палестрион поспешил поехать к своему господину, чтобы сообщить о похищении Филокомасии, но корабль, на котором он ехал, захватили разбойники, и бедный раб попал в плен, а потом был одним из разбойников подарен Пиргополинику. Тот привел его в свой дом, где Палестрион и встретил Филокомасию. Та подала ему знак, чтобы он молчал, а потом уже, оставшись с ним наедине, "наплакалась бедняжка на судьбу свою":

Палестрион сумел все же известить своего молодого хозяина о том, в какую беду попала его любимая девушка. Юноша тайно приехал в Эфес и поселился в доме, соседнем с домом Пиргополи-ника, у старика Периплектомена, друга его отца. Хитрый Палестрион пробил стену в той комнате, где жила Филокомасия, устроил тайный ход и дал возможность влюбленным встречаться. Раб Скеледр, который был приставлен, чтобы охранять Филокомасию, заметил,. как она встречается и целуется с каким-то юношей в соседнем доме, но его убедили в том, что это сестра Филокомасии Дикея, очень похожая на нее, которая поселилась в соседнем доме со своим возлюбленным.

Композиция этой комедии не отличается должной стройностью. Так, мотив с потайным ходом и с изображением перебегания Филокомасии из одного дома в другой не помогает развитию сюжета и даже является лишним, потому что если любовница Пиргополиника благодаря потайному ходу могла встречаться со своим милым, то, следовательно, у нее была полная возможность бежать с ним, значит, не нужна была и интрига с подставной женой Периплектомена. Это обстоятельство приводит ученых к выводу, что Плавт в комедии "Хвастливый воин" использовал сюжеты каких-то двух греческих бытовых комедий.

Но образы в ней живые: умный, энергичный раб, преданный своему молодому хозяину; бахвал военачальник, поделом наказанный за свои "подвиги"; ловкие служанки, помогающие своим господам. Самым интересным образом комедии является образ Палестриона, неистощимого в своих выдумках, строящего планы, как ему одурачить Пиргополиника, ведущего сражение за реализацию этого плана. Недаром Плавт так часто пользуется в этой комедии военной лексикой.

Из монолога Периплектомена мы узнаем о том, что у римских актеров, которые, в противоположность греческим, были без масок, большую роль играли мимика, жесты и что актерская техника в этой обстановке была достаточно разработана.

В III веке до н. э. под греческим влиянием возникла римская литература.

а) Первой отличительной чертой римской литературы в сравнении с греческой является то, что эта литература гораздо более поздняя и потому гораздо более зрелая. Первые письменные памятники римской литературы относятся к III в. до н.э., в то время как первые письменные памятники греческой литературы засвидетельствованы в VIII в. до н.э.

Следовательно, римская литература выступает на мировой арене по крайней мере на 400-500 лет позже греческой. Рим мог воспользоваться уже готовыми результатами векового развития греческой литературы, усвоить их достаточно быстро и основательно и создавать на этой основе уже свою собственную, более зрелую и развитую литературу. С самого начала развития римской литературы чувствуется сильное греческое влияние.

б) Второй особенностью римской литературы является то, что она возникает и расцветает в тот период истории античности, который для Греции был уже временем упадка. Это был период эллинизма, поэтому и говорят об общем эллинистически-римском периоде литературы и истории.

Эллинизм характеризуется в области идеологии, с одной стороны, чертами универсализма, а с другой - чертами крайнего индивидуализма, с очень большой дифференциацией духовных способностей человека. Итак, римская литература есть по преимуществу литература эллинистическая.

в) Из этих особенностей литературы - более позднего ее происхождения и ее эллинистической природы - выступает еще третья особенность.

Римская литература воспроизводила эллинизм чрезвычайно интенсивно, в крупных и широких масштабах и в гораздо более драматических, горячих и острых формах. Так, например, комедии Плавта и Теренция хотя формально и являются подражанием но-воаттич,еской комедии, например Менандру, но их натуриализм и трезвая оценка жизни, использование окружающего быта и драматизм их содержания являются особенностью именно римской литературы.

Точно так же, например, "Энеида" Вергилия, формально являясь подражанием Гомеру или Аполлонию Родосскому, по существу своему несравнима с ними своим драматизмом и трагизмом, остротой и нервозностью, напряженным универсализмом и страстным индивидуализмом. Нигде в античной литературе не было такого трезвого анализа действительности, как в римском натурализме или у римских сатириков, хотя и натурализм и сатира свойственны и греческой литературе, но обе эти особенности римской литературы - натурализм и сатирическое изображение жизни - настолько здесь велики, что натуралистическая сатира вполне может считаться специфически римским литературным жанром.

Наконец, хотя талантливых и глубоких историков в Греции было достаточно, только в Риме могли появиться такие историки, как Тацит, с таким острым и проницательным анализом исторической эпохи и с таким свободно-демократическим настроением. Колоссальные размеры Римской республики и империи, небывалый размах и драматизм социально-политической жизни Рима, бесчисленные войны, тончайшая организация военного дела, продуманная дипломатия и юриспруденция, то есть все то, чего требовали огромные размеры Римской республики и империи в сравнении с миниатюрной и разъединенной классической Грецией,- все это наложило неизгладимый отпечаток на римскую литературу, и все это явилось ее национальной спецификой.

Особенно интенсивно представлен в римской литературе эллинистический универсализм, а также эллинистический индивидуализм.

Лукреций создает грандиозные картины возникновения всего мироздания и вообще весь проникнут пафосом универсализма. Но ни у кого, как у Лукреция, не выступает так отчетливо интуиция маленькой человеческой индивидуальности, часто ничтожной и жалостной, которая стонет, плачет и в конце концов гибнет под напором неотвратимых сил природы и общества. Герои "Энеиды" Вергилия - сильные, мощные, отважные герои, но сколько свойственно им всякого рода слабостей, колебаний, неуверенности и боязни за свое существование.

Так же как и греческую литературу, римскую литературу необходимо делить на периоды - доклассический, классический и послеклассический.

а) Доклассический период уходит в глубь веков и характеризуется сначала, как и в Греции, устной словесностью, а также началом письменности. До половины III в. до н.э. этот период называется обычно италийским. В течение его Рим, первоначально маленькая городская община, распространил свою власть на всю Италию.

С середины III в. возникает письменная литература. Она развивается в эпоху экспансии Рима в страны Средиземноморья (включительно по первую половину II в.) и начавшихся гражданских войн (вторая половина II в.- 80-е годы I в. до н.э.).

б) Классический период римской литературы - это время кризиса и конца республики (с 80-х годов до 30 г. I в., до н.э.) и эпоха принципата Августа (до 14 г. I в. н.э.).

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

в) Но уже в начале I столетия н.э. вполне отчетливо намечаются черты упадка классического периода. Этот процесс деградации литературы продолжается до падения Западной Римской империи в 476 г. н.э. Это время можно назвать послеклассическим периодом римской литературы. Здесь следует различать литературу расцвета империи (I в. н.э.) и литературу кризиса, падения империи (II- V в. н.э.).

В римская литература Это тот, который возник в Древнем Риме с момента его возникновения в 8 веке до нашей эры. до его упадка в 5 веке нашей эры, и он был написан и поставлен в основном на латыни, хотя были также некоторые тексты на греческом языке.

Римская литература отличается от латинской литературы тем, что выходит за пределы империи: латинские тексты продолжали писать после падения Западной Римской империи в различных королевствах Европы до раннего Возрождения, когда правила начали вводиться. современные языки в европейских национальных культурах.

Исторический контекст

Рим вырос из коалиции сабинских, латинских и этрусских племен, которые основали город около 753 г. до н.э. и они правили до 509 г. до н.э. через выборную монархию. В том же году король изгнан, и республика основана, и это период, когда начинается экспансия Рима.

Расширение Рима и внутренние конфликты - между патрициями и плебеями, между консулами и сенатом - приведут к концу республики и началу империи в 23 г. до н.э. с назначением Октавиана князем, который перейдет к история как Октавио Аугусто.

Этот период длился до разделения империи и последующего распада Западной Римской империи в V веке.

Этапы римской литературы

В этом контексте римскую литературу можно разделить как минимум на четыре этапа: от истоков Рима до контакта с греческим миром (3 век до н.э.); с 3 века до конца республики (23 г. до н.э.); период Октавиана Августа (23 г. до н.э. - 14 г. н.э.); а с 14 г. до падения Западной Римской Империи.

От истоков Рима до контакта с греческим миром

В этот период, который длится около 500 лет, латынь укрепилась как язык римского народа, и, хотя сохранилось очень мало текстов того периода, были написаны законы и сохранились фрагменты религиозных песен.

Некоторые праздничные и крестьянские обряды, такие как ателлан, составляют основу будущего римского театра.

С III века до конца республики

Этот период характеризуется знакомством с греческой культурой, которую римляне переняли разными способами, от права и философии до способа создания литературы.

Это богатый в культурном отношении период, в который развиваются основные литературные жанры, импортированные из Греции, а также возникают и развиваются такие римские жанры, как сатира, история и риторика.

Референтными фигурами этого периода являются поэты Катулл и Лукреций, политик и оратор Марко Тулио Цицерон, а также авторы комедий Плавт и Теренс.

Октавио Аугусто

Постклассический период (от смерти Августа до падения империи)

Это период, когда римская литература частично освобождается от доминирующего влияния греческой культуры и развивается с большей тематической свободой.

Однако это также период распространения христианства, который в конечном итоге обозначит новые направления для римской культуры, которые будут развиваться в средние века.

Они являются выдающимися авторами того периода, прежде чем христианство возобладает, среди них Федр, Сенека, Петронио, Персио, Марсьяль и Апулей.

Характеристики римской литературы

Греческое влияние

Римская литература находится под сильным влиянием греческой культуры, однако ей удалось адаптировать греческие жанры к ценностям и традициям римской культуры.

Исполнительское искусство, особенно близкое к комедии, было высоко развито до прихода греческой культуры, и именно поэтому комедия имеет больший вес, чем трагедия, в отличие от Греции.

Открытый персонаж

Это литература, похожая на римское государство, открытая для влияний и авторов со всех уголков империи, поэтому для авторов из Африки, Греции или Испании нет ничего необычного в том, чтобы получить хороший прием в Риме.

Происхождение "раб"

Первоначально литература была рабским трудом, хотя она была посвящена ученым рабам, таким как Ливио Андронико или Публио Теренцио Афро, и так будет только во втором веке до нашей эры. когда его начали практиковать патриции или простолюдины.

В римской литературе, в отличие от греческой, проза получит большее развитие как в историческом и натуралистическом дискурсе, так и в повествовательной художественной литературе.

Хотя он был разработан в основном на латыни, на протяжении веков различные римские авторы продолжали писать по-гречески.

Жанры римской литературы

Эпическая поэзия

Поэзия, посвященная великим подвигам, зародилась очень рано в римской литературе, благодаря переводам Гомера Ливия Андроника, и достигла своей кульминации во времена Августа, когда было написано самое важное произведение Вергилия - Энеида.

Дидактическая поэзия

Он считается поджанром эпоса, и его цель состояла в том, чтобы обучать или передавать философские идеи, и его величайшим представителем в римской литературе являются работы Лукреция. О природе вещей.

Лирическая поэзия

Лирика также процветала под влиянием греческой культуры и вращалась вокруг тем любви или повседневной жизни. Римляне писали лирические стихи куплетами, гекзаметрами, элегиями и сапфическими строфами. В этом жанре выделялись Катулл, Горацио и Овидио.

Сатира

Это жанр, который мало или ничем не обязан грекам, и его целью была критика в стихах и прозе политической и общественной жизни. Они выделялись как писатели-сатирики Катуло, Горацио, Хувенал и другие.

Эпиграмма

Этот короткометражный жанр превратился из текстов похоронной похвалы в стихи юмора и остроумия. Эпиграммы Марсиала известны.

Басня

Еще один жанр, унаследованный от Греции, жанр морализаторских историй с участием животных, главным представителем которого в Риме будет Федр.

Трагедия

Он был вдохновлен греческой драматургией, особенно Еврипидом, а наиболее известным автором был Сенека, наиболее известный своим распространением стоической мысли. Этот жанр не имел такой актуальности в Риме, как в Греции.

Комедия

Цель этого жанра заключалась в том, чтобы вызвать веселье через ситуации запутанности, которые иногда могли включать определенную критику обычаев. Хотя комедия и обогатилась греческими традициями, она уже укоренилась в римской культуре и была важнее трагедии.

История

Сборник самых важных событий с момента основания Рима был одним из видов деятельности, наиболее ценимых римским обществом. Наиболее известными историками были Тито Ливио, Тацит и Светонио.

Ораторское искусство

Этот жанр, искусство хорошо говорить на публике, также зародившийся под влиянием Греции, был очень важен в римской культуре из-за той роли, которую речи играли в политической жизни. В этом жанре выделялись две фигуры: Цицерон и Квинтилиано.

Роман

Это поздний жанр, тоже греческого происхождения, повествующий о перипетиях одного или нескольких персонажей, и у него в Риме есть два великих представителя: Петронио и Апулей.

Частые темы, которые появляются в работах

Учитывая разнообразие жанров, культивируемых римлянами, охватываемые темы имеют широкий спектр, от происхождения Рима до критики политической жизни и обычаев римского общества.

В его стихах они варьируются от восхваления деревенской жизни до отчаянной любви или яростных нападок на других поэтов. В прозе, особенно в истории, они пытались сохранить память о римском народе и оправдать то, как они практически присвоили почти весь известный мир.

Если мы добавим к этому его правовые и философские тексты, не может быть никаких сомнений в том, что римская литература, наряду с греческой, является одной из главных колонн западной культуры.

Представительные и выдающиеся работы

Помимо обширного списка римских авторов, принадлежащих к разным жанрам, мы собираемся упомянуть тех, кто оказал влияние на современную литературу и которых продолжают читать сегодня.

Эпическая поэзия

Самым известным автором, который продолжает вызывать дискуссии и оказывать влияние, был Вергилий (70 г. до н.э. - 19 г. до н.э.), автор книги Энеида, текст, посвященный прославлению происхождения Рима, согласно этому тексту, основанному оставшимися в живых из Трои и посвященному императору Октавиану Августу.

Вирджилио также известен другими работами, такими как Буколический и Грузинский, который окажет большое влияние на таких авторов, как Данте, который сделает этого автора главным героем своей Божественная комедия.

Лирические стихи и эпиграммы

В лирических стихах и эпиграммах выделяются своей современностью четыре автора:

Катулл (87 г. до н.э. - 57 г. до н.э.)

Катулла помнят главным образом своими любовными стихами, посвященными Лесбии, чье настоящее имя было Клодия, и считающимся создателем римской элегии.

Гораций (65 г. до н.э. - 8 г. до н.э.)

Горацио считается одним из величайших лирических и сатирических поэтов латинской поэзии. Он сочинял оды и послания, а также сатиры, которые оказали большое влияние на таких авторов, как Петрарка, Ронсар, Гарсиласо, Фрай Луис де Леон, Китс и Милтон, среди других.

Овидий (43 г. до н.э. - 17 г. н.э.)

Он культивировал различные лирические формы, но дошел до потомков двумя великими стихотворными произведениями: Метаморфозы, сборник мифологических рассказов и Искусство любить, где он дает советы о романтических отношениях.

Проза, особенно история

Юлий Цезарь (100 г. до н.э. - 44 г. до н.э.)

Римский политик и военный, ставший причиной конца республики. Он был оратором и писателем, а также военным, и прежде всего его помнят Комментарии к Галльской войне.

Тит Ливий (59 г. до н.э. - 17 г. н.э.)

Он был историком, автором Десятилетия, работа в 140 томах. Его влияние распространилось на таких непохожих авторов, как Петрарка, Макиавелли, Вольтер и Вальтер Скотт.

Плиний Старший (23-79)

Писатель, посвятивший себя, помимо военного дела, наблюдению за природными, географическими и этнографическими явлениями, собранными в его самом известном произведении, Естественная история, энциклопедический текст, в котором попытались обобщить все существующие знания того времени.

Тацит (56-120)

Он был политиком, культивировавшим биографию, историю и ораторское искусство. В Анналы это его самая цитируемая работа.

Светоний (ок. 70 - пост 126)

Биограф и историк, чьи работы наиболее цитируются и читаются Жизнь двенадцати Цезарь.

Марк Аврелий (121–180)

Римский император с 161 года нашей эры до самой смерти по прозвищу Мудрый. Его великие работы - это Медитации, написано на эллинистическом греческом языке.

Роман

В романе наиболее значимой фигурой был Петроний (ок. 14/27 - ок. 66), политический деятель и писатель, живший во времена Нерона и чье самое важное произведение ВСатирикон, роман, критикующий римский образ жизни.

Читайте также: