Особенности античного театра кратко

Обновлено: 02.05.2024

В предыдущей статье я писала о значении музыки в жизни древних греков. Поэтому начну с музыки. С ней, самым непосредственным образом, были связаны театральные представления Эллады. Их истоки восходят к традиционным древним праздникам, проводимым в честь бога виноделия Диониса - диони́сиям .

Во время этих народных гуляний инсценировались некоторые сюжеты из мифов, рассказывающих об этом божестве, и исполнялись хвалебные песни в его честь – дифира́мбы .

Представление разыгрывалось ряжеными, которые изображали свиту Диониса - козлоподобных сатиров . Поэтому участники надевали на себя козлиные шкуры.

В 534 г. до н. э. Феспи́д выделил из общего хора участников действа, солиста, который стал называться корифе́ем . Это событие считается датой рождения собственно театра. Позже, драматург Эсхил ввёл в действие второго солиста, а затем Софокл , добавил третьего.

В Древней Греции зародились и сформировались основные театральные жанры:

Три первых дня в театре играли по три трагедии и одной сатировой драме каждого конкурсанта, а на четвертый день шли постановки нескольких комедий. Очевидно, что предпочтение отдавалось жанру трагедии . Это было связано с эффектом ка́тарсиса , важным для воспитания лучших качеств личности. Сопереживая героям пьесы, испытывая чувство сострадания, душа зрителя словно бы очищалась, а сам он становился возвышеннее и благороднее.

Именно это нравственное очищение души в результате страдания пережитого вместе с героем трагедии, в совокупности с испытываемым эстетическим потрясением, и называлось катарсисом .

Всё действо в театре было музыкальным , потому корифеи свои монологи не читали, как это происходит сегодня, а пели (произносили нараспев, под аккомпанемент музыкальных инструментов).

Важную роль в таком представлении играл хор , состоящий обычно из 12 – 14 человек. С ним солист вел диалог, хор сообщал о значимых для героев событиях, происходивших как бы вне сцены, создавал определённую эмоциональную атмосферу, готовя зрителя к восприятию коллизий пьесы. Таким образом, хор выступал одновременно и как действующее лицо, и как рассказчик, и как комментатор всего происходящего на сцене.

Древнегреческий театр обычно располагался под открытым небом на склонах естественных холмов.

Культура древней Греции - значительно мифологизирована. Боги в ней понимались как сила, очень близкая к людям. Греки верили в реальность их существования, наделяли их всеми достоинствами и недостатками, которые были присущи самому человеку, отчего боги органично входили в греческую культуру, воплощались в мифах и становились неотъемлемыми участниками греческих театральных произведений и постановок. Театральной культуре Древней Греции присущ ряд специфических особенностей.

Изначальный греческий театр - круглая площадка, где пылал жертвенный огонь в честь Диониса, исполнялись пляски, хоры распевали дифирамб. Постепенно толпа, некогда составлявшая единый хор, стала толпой зрителей. Она становилась вокруг хоровода и наблюдала за совершающимся действием и за певцами - исполнителями. Празднества с жертвенным костром и хороводами проводились на возвышенной местности. С одной стороны круглой площадки была установлена временная деревянная постройка для переодевания: отсюда произошла будущая сцена. По обеим сторонам от сцены были образованы проходы для входа и выхода хора. Так были заложены составные части архитектурного сооружения для театральных представлений.

Характерная особенность, отличающая древнегреческий театр как комплексное архитектурное сооружение от театра последующих эпох – его поражающая вместимость зрителей. В древнегреческих полисах театры сооружались с расчетом на то, чтобы их могли посетить как члены гражданской общины, так и гости. Например, театр в Мегаполе, сооруженный в IV тыс. до н.э. мог вмешать до 44 тыс. человек. Таким образом, массовый зритель – черта, характерная для античной театральной культуры. Театр вмещал до 17 тыс. зрителей и имел до 78 рядов.

Особую роль в театральном представлении, помимо актеров, играли и зрители. Древнегреческий театр воспитывал зрителя активного, неравнодушного. Поскольку театр имел политическое, общегосударственное значение, а помимо этого был еще и связан с культом, и все граждане полиса считали обязательным посещение представления. Житель греческого полиса мыслился как человек, неравнодушный к политической жизни, он высказывал свое мнение, проявлял участие, и мнение его ценилось хотя бы потому, что зритель и его отношение к происходящему составляли неотъемлемую часть театрального действия.

Традиционно в древнегреческом театре были представлены такие драматические жанры, как комедия, трагедия и сатирическая драма.

Кроме того, исследователи задаются вопросом о причине возникновения трагедии именно в греческой культуре. Фольклорная составляющая многих культур была по многим характеристикам универсальна, или, во всяком случае, повсеместна. Но дальше смеховых песен и рифмованных строк незамысловатого содержания, распеваемых на земледельческих празднествах, дальше комедийных сценок у соседних культур развитие не выступало. Таким образом, основание формирования трагедии в среде греческой культуры составляет проблему в научных исследований.

Античному театру присуща тесная связь с идеологией, с политическим и социальным устройством. В полисе, древнегреческом городе-государстве, граждане очень общность, и коллективные действия составляли неотъемлемую часть греческой культуры.

Принцип состязательности – характерная черта для античной культуры. Различались агоны спортивные, музыкальные, поэтические, драматические. Причем, за любым видом состязания стоял своей особый ритуальный смысл.

В культуре Древней Греции существовало пристрастие к речам и словопрениям: это было неотъемлемой частью образа афинского населения.

В Афинах было большое количество праздников, намного больше, чем в других городах Эллады. К ним относились праздники родовых подразделений Афин – фил, демов, родов, семей. К тому же, значительная часть средств городской казны направлялась на общественный счет. Государство было ответственно за организацию следующих мероприятий: музыкальные состязания, хоровые, драматические, состязания рапсодов, гимнастические, конные. Эти виды состязаний находились в числе наиболее престижных.

Все это факторы обусловили становление Афин центром театральной культуры. Театр, уникальное создание Афин, обрел всегреческую славу и служил средством прославления Афин как столицы театра. Набор театральной труппы был длительным и сложным процессом. Организации представления уделялось очень много внимания и материальных средств из казны.

Сфера культуры и искусства воспринималась не как автономная сфера деятельности, но как часть государственного религиозного культа, стабильно финансируемая. Так, культура и искусство, начиная со времен Античности вплоть до Средних веков имела несомненную и непреходящую ценность как для государства, так и для всего общества.

Зарождение первого театра, который сейчас принято называть античным, произошло в Древней Греции, а после и в Римской Империи. Расцвет греческого лицедейства пришелся на 5 век до нашей эры, а римского – на 3-2 века. Существовал он в таком виде более тысячи лет, до падения Рима в 5 ст. н. э.

Как зародился античный театр?

Официальным годом рождения театра считается 534 год до н.э., а первым автором трагедий – Феспид. Он впервые сделал выступление совсем другим, отделив от привычного хора одного человека – актера. Он исполнял роль ответчика, объекта второго плана на фоне группы певцов.

Римский античный театр тоже начинался с праздников, связанный со сбором урожая и плодородием. К концу 4-го столетия до нашей эры граждане этого государства многое переняли у греков, в том числе и некоторую манеру в театральных выступлениях. При этом драматургия римлян все-таки отличалась.

Веселые представления у них начинались с фесциннин – шутливых песенок, которыми на празднике развлекали зрителей два хора. Драмы пошли от сатуры – сценок бытового характера, придуман как ритуал для ублажения богов во время страшной болезни, поразившей Рим.

После того, как Римская Империя окончательно завоевала Грецию и соседствующую с ней регионы, влияние побежденной культуры стало поглощающим и оба вида театра превратились в единое целое, сохранив интересные особенности обоих культу.

Пик рассвета античного театра

С годами театр развивался, в создании и постановке пьес появлялись новые нюансы. Были придуманы декорации и их расписывание, маски, костюмы и другой инвентарь для участников трагедий и комедии. Актеры были только мужчинами, надевавшими маски различных полов, изображавших эмоции персонажей. Важным было красиво говорить, уметь держать интонацию и завораживать зрителя своим голосом и пением.

Лучший период греческого античного театра – времена, когда свои произведения создавали Софокл, Эврипид, Эсхил и пишущий комедии на фоне трагиков Аристофан. Рим, поглощенный в плане культуры греками, сохранял и приумножал их культурное наследие. Меценаты выделяли большие средства, для того, чтобы представления проходили более ярко и с успехом. Были и другие авторы того времени, однако до наших дней их произведения не дошли или сохранились малопонятные отрывки.

Суть театра древних греков и римлян

Античный театр так популярен до сегодняшнего дня, пронзителен и увлекателен потому, что он был максимально близок к народу своего времени. Он затрагивал все социальные явления, которые происходили, важные и болезненные проблемы, веселые эпизоды из жизни рядовых людей.

Сюжеты текстов древних авторов основывались на мифологической картине мира, они брали из нее персонажей, события, сюжетные линии. При этом, властью и религией того времени было вполне допустимо, чтобы богов или правителей играли люди, чтобы они взаимодействовали и проявляли разные черты своего характера. Это не возбранялось строгими табу, как в других древних культурах.

Такая обстановка помогла создать удивительный симбиоз яркого мифологического сюжета с приключениями, жизненными перипетиями героев и кознями богов, с простотой человеческого быта, его проблем, терзаний и фантазий. Авторы пытались создать пути решения социальных проблем, найти выход или осветит тот или иной порок всего общества.

Закончилась история этого великого культурного явления в 5 веке н. э. вместе с развалом Римской Империи. В это время не только разрушилось давно трещавшее по швам государство, но и сама культура, даже быт того периода.

На первый план вышла религия совсем иного порядка, почитавшая не гармонию и совершенство тела и разума, а жестко пропагандирующая очищение духа от пороков и скверны. Христианство привнесло свои этапы культурного развития в общечеловеческую копилку.

После мрачного Средневековья, в культуре Возрождения, люди, особенно творческие, снова обратились к принципам античного мира – совершенству тела, ясности разума. Через несколько столетий произошла научная революция, которая еще больше поощрила эти мотивы. Пьесы Софокла, Эфрипида, других греческих и римских авторов нашли новые прочтения и новую популярность.

Теперь, когда жизнь рядового человека усложнилась технически, появились другие социальные проблемы общества, античный театр все еще популярен. Его интерпретирую, переделывают и ставят в оригинале во всех странах мира, где любят театр.

ТЕАТР АНТИЧНЫЙ, понятие античного театра включает в себя историю театра античной Греции, театра эпохи эллинизма и театра древнего Рима. Древнегреческий театр генетически восходит к культовым обрядам глубокой древности (охота, земледелие, проводы зимы, заупокойный плач). При всей примитивности и простоте древних игровых обрядов в них уже можно заметить ростки будущего театрального действия - сочетания музыки, танца, песни, слова. Собственно греческий театр произошел от празднеств в честь Диониса, длившихся несколько дней и представлявших собой торжественные процессии, мистерии, а затем состязания драматургов, поэтов, хоров в специально построенном для этих целей здании. Театр играл большую роль в общественной и культурной жизни древнегреческого города. Эти дни объявлялись нерабочими и все население города обязано было прийти на праздник. В эпоху правления Перикла в Афинах малоимущим даже выделялись деньги на посещение театра.

Сцена из римской комедии. Горельеф (2 век н.э.). IGDA/A. Dagli Orti.

Дионис (Вакх – второе название бога) в греческой мифологии земледельческий бог виноградарства и виноделия, сын Зевса и фиванской царевны Симелы, ставший одним из важнейших в пантеоне античных богов, символ умирающей и возрождающейся природы. Диониса отождествляли с египетскими богами Осирисом, Сераписом и Амоном, древнеиранским Митрой, Адонисом, римским Либером, имевших в мифологии аналогичное значение. Дионис принадлежал к типу страдающих богов, поэтому связанные с ним сказания и мифы давали богатый материал для воспроизведения их в живом действии. С 534 до н.э. - года включения культа Диониса в государственную религию, празднества (мистерии) Дионисии стали ежегодными. В том же году выступил первый из известных нам драматургов Феспид. В марте с приходом весны в течение трех дней разыгрывались Великие Дионисии, где показывались трагедии и сатировские драмы. В январе - Ленеи, когда ставились комедии и в декабре - сельские (малые) Дионисии, праздник пробы молодого вина, когда повторялись представления, показанные в марте. На главном празднике - Великих Дионисиях в марте, когда природа пробуждалась после зимы, разыгрывалось возвращение Диониса из восточной страны, куда он был послан на воспитание. Отсюда берет начало название западноевропейского карнавала (от лат. carrus navalis т.е. корабельная телега). Спутниками Диониса были сатиры и силены, которых изображали в козлиных шкурах с конскими хвостами. Козел - непременный персонаж в мифологии Диониса. Трагедия по-гречески - песнь козлов (трагос и оде). Аналогично комедия производится от космос и оде - песнь о шествии бражников. В дальнейшем трагедия стала использовать не только сюжеты, связанные с Дионисом, но и сюжеты троянского и фиванского циклов. Хор сатиров заменил хор людей - появилась сатировская драма, новый жанр (создатель поэт Пратин, 6-5 вв. до н.э.). Так в древнегреческого театре образовались три жанра: трагедия, комедия, сатировская драма, которая служила заключительной частью трагедии - тетралогии.

В Афинах Великие Дионисии начинались торжественным выносом статуи Диониса из посвященного ему храма и шествием праздничной процессии вакханок, сатиров, менад, бассаридов с жезлами, увитыми плющом, в рощу Академа, известную тем, что в ней располагалась школа философа Платона. В ходе процессии участники шествия плясали, распевали дифирамбы и фаллические песни, осуществляя, таким образом, магию оплодотворения земли. Считают, что от дифирамбов произошла древнегреческая трагедия (известна с 6 в. до н.э.), от фаллических песен – комедия (известна с 5 в в. до н.э.). На следующий день процессия направлялась по улице Треножников к зданию театра на склоне холма Акрополя.

Древнегреческий театр располагался, как правило, на территории Акрополя – крепости, верхней укрепленной части города. До нас дошли древнейшие памятники античного театра в Афинах, в Помпеях, в Аммане (Иордания). Самый крупный театр 350–330 вв. до н.э сохранился в Эпидавре на Пелопонессе.

Устройство античного театра было следующим. Театр состоял из трех частей: орхестры с алтарем Диониса посередине, театрона, который располагался в виде спускавшегося к орхестре амфитеатра, и скены. Орхестра – место действия хора, актеров, статистов. Зрительские места назывались театрон (от theasthai – смотреть). Первые ряды у орхестры предназначались для жрецов, должностных лиц государства и почетных граждан.

Первоначально главным действующим лицом был хор из 12 человек, при Софокле – из 15. В комедии хор состоял из 24 человек и делился на две части – полухории, он выражал точку зрения идеального зрителя. В партиях хора – парабазах – раскрывался смысл спектакля. Постоянное присутствие хора требовало, чтобы действие не выходило за пределы одного дня. Отсюда французские классицисты 17 в. вывели правило единства времени и места. Постепенно функция хора сокращалась за счет увеличения нагрузки актеров. Первоначально актерами были авторы-драматурги, потом стали появляться профессиональные актеры с выработанной техникой, индивидуальной манерой игры. Их называли Мастерами Диониса, и, поскольку организация спектаклей была частью государственного культа, эта профессия была почетной, ей могли заниматься свободные полноправные граждане. Актер на первые роли назывался протагонистом, двое других – девтерагонистом и тритагонистом. Протагонист являлся своего рода антрепренером, именно он приглашал двух других актеров. У Эсхила хор во главе с корифеем играл ведущую роль. Софокл сократил хоровые части и увеличил число актеров с одного до двух, большое значение приобрел диалог. Еврипид ввел третьего актера. Четвертый актер появлялся в исключительных случаях. Все актеры были мужчинами (женщины не имели полноты политических прав), которые меняли несколько раз костюмы и маски. К ним в последствии прибавились статисты – лица без речей. Поскольку героями спектаклей являлись мифологические персонажи, им старались придать огромный рост, что достигалось с помощью котурнов – сапог на высоких подметках, высокой шевелюры, толстых подкладок под одежду. На лица актеры надевали маски, которые могли передать только типическое выражение и производили впечатление полной неподвижности. В разные моменты маски менялись. Например, после ослепления Эдип выходил в новой маске. Все маски были с раскрытыми ртами, чтобы свободно мог звучать голос исполнителя. В комедиях и сатировских драмах костюмы и маски должны были вызвать смех у зрителя, поэтому они отличались нарочитой уродливостью, подчеркнутостью отрицательных черт персонажа. Маски мужских персонажей всегда были темных цветов, женских – белых и светлых. Раздражительность обозначалась багровым цветом маски, хитрость – рыжим, болезненность – желтым и т.д. Функцией масок было донести смысл происходящего до зрителей дальних рядов.

Начиналось представление чествованием почетных граждан, затем приносили жертву Дионису, только потом начиналось собственно театральное действие, о чем возвещали звуки флейт: выходил хор с корифеем-запевалой во главе. По мере развития древнегреческого театра удельный вес актера в спектаклях возрастал, хора – сокращался. Текст пьесы всегда был стихотворным, поэтому античных драматургов называли драматическим поэтами.

Структура античной драмы была такова: начальная часть до вступления хора – пролог, первая песня хора, с которой он входил на орхестру, – парод (проход), дальнейшие диалоги – эписодии (привходящие), заключительная часть драмы – эксод (исход), когда хор удалялся из орхестры. У Эсхила хор играл важную роль и был главным действующим лицом. У Софокла он уже второстепенен, у Еврипида песни хора – вставки между актами. Греческая драма (трагедия) совмещала в себе декламацию, пение, пляску и музыку, напоминая оперные представления. Герои были игрушками в руках Судьбы-Рока, которая в образе богов (принцип античной драмы – deus ex maxina, бог из машины) вмешивалась в действие спектакля. В представлении комедии было полно буффонады, гротеска, карикатуры, оно уносило зрителя в мир фантазии, сказки.

Поскольку театр в Греции вырос из государственного культа почитания покровителя бога земледелия, то само государство принимало участие в организации театральных представлений. Архонты и хореги – должностные лица – организовывали весь театральный процесс: искали авторов, актеров, выплачивали им гонорар, вкладывая в это свои средства. Расцвет античного театра совпал с расцветом демократии, философии, изобразительного искусства, литературы в эпоху Перикла, когда творили Софокл и Еврипид, создатели великих трагедий. На Великих Дионисиях в марте им отводилось главное место. В виде тетралогий трагедии с заключающим их сатировскими драмами распределялись на три дня, после них ставились комедии. Все театральные постановки с 508 до н.э. проводились в виде состязаний – агона. Комиссия во главе с архонтом выбирала победителя, венчала его венком из плюща и увековечивала его имя протоколом на мраморной плите – дидаскалиях. В основе оценок спектаклей – непосредственная реакция зрителей, чьи аплодисменты, свист или крики возмущения сопровождали действие (театральную прессу заменял обмен мнениями на рыночной площади и в цирюльне). Эсхил – отец древнегреческой трагедии, талант которого необычайно высоко ценился, в театральных состязаниях не избежал поражений, и по этой причине был вынужден переселиться из Афин в Сицилию. Софокл, считавшийся баловнем судьбы, одержал 24 полные победы. Меньше всего побед одержал Еврипид. Несмотря на это памятники в театре Диониса в Афинах поставлены всем троим.

Театральные представления как часть государственного культа должны были быть доступны для всех, правда, в век Перикла за право входа в театр уже взималась небольшая плата, но неимущие зрители получали небольшое пособие на просмотр спектакля. Зрители впускались по билетам, на которых обозначались не отдельные места, а клинья, на которые разбивался театр лучеобразными лестницами, в которых граждане размещались по филам (Аттика делилась на 10 фил). Женщинам и детям считалось неприличным присутствовать на представлениях комедий, т.к. в них часто допускались непристойные шутки. Например, у Аристофана содержались многочисленные намеки и пародии на современную литературу, философию и явления общественной жизни.

Расцвет афинской драматургии (5–4 вв. до н.э.) связан с именами трех авторов: Эсхила, его младшего современника Софокла, и Еврипида, отца психологической драмы. Одновременно творил Аристофан – отец комедии, из произведений которого многое стало известным об особенностях греческой политической и культурной жизни.

Трагедии Эсхила отражали проблемы, волновавшие его современников. К их числу прежде всего относилась проблема рока, т.е. воли богов, возмездия и нравственного долга перед государством (Прикованный Прометей, Персы, Просительницы, Семеро против Фив, трилогия Орестея). Софокла также волновали большие философские и политические проблемы (Эдип царь, Антигона, Аякс, Филоктет, Электра). Еврипид первым стал изображать людей с присущими смертным недостатками и достоинствами, увлечениями, страстями, толкавшими их на преступления (Алкестиада, Медея, Ипполит, Андромаха, Гекуба, Троянки, Вакханки, Ифигения в Авлиде). Герои Еврипида погружены в себя, в свои переживания, внутреннюю борьбу, все безмерно страдают, поэтому его произведениям свойственен глубокий пессимизм. Ломая старые каноны, Еврипид проложил путь драматургии будущего. Недаром Аристотель назвал его самым трагическим поэтом, а Аристофан презирал за равнодушие к государственным проблемам.

Творчество комедиографа Аристофана – политически острая, злободневная сатира, темы, почерпнутые из живой исторической действительности (Всадники, Птицы, Лисистрата, Экклезиазусы, Лягушки). Его комедии наполнены юмором, переодеваниями, путаницей, недоразумениями, песнями, танцами, каламбурами, порой непристойными остротами и эротикой.

Золотой век античного театра длился недолго. Это был именно век. На протяжении 5 в. до н.э театр сложился, вырос и в эллинистическое время (4 в. до н.э.) стал клониться к упадку. Трагический жанр быстро деградировал. У комедии была другая судьба. В эпоху эллинизма древнеаттическая комедия уступила место средней и новой аттической комедии (авторы: Филемон и Дафил). Их произведения дошли в пересказе римских авторов Теренция и Плавта. Крупнейшим представителем комедии в эпоху эллинизма стал Менандр (Дискол-Угрюмец, Третейский суд, Отрезанная коса). Характерной чертой новой комедии стало полное равнодушие к общественной жизни, уход в жизнь частную. Наряду с театром официальным распространились театры бродячих комедиантов – флиаков и мимов. Они разыгрывали примитивные пьески часто непристойного содержания.

У этрусков и римлян, как и у всех народов, существовали обрядовые и культовые песни и игры, бытовал и театр народной комедии, идущий от этрусков театр гистрионов, к греческому миму был близок народный театр ателана (от города Ателлы) с постоянно действующими лицами-масками: глупец Буккон, дурак Макк, простак Папп, хитрец Доссен. Он исполнял веселые народные веселые фарсы. В этой древней комедии масок содержались ростки будущей комедии дель арте. Римляне заимствовали у греков мифологию, пантеон богов, темы драматургических сочинений. Однако, несмотря на прямое заимствование, театр так и не стал органической частью римской культурной жизни. Непрерывно длящиеся войны, в которых участвовали поколения римских граждан, не могли не оказать пагубного влияния на их вкусы и психику. Римские граждане предпочитали грубые зрелища: смертельные схватки гладиаторов друг с другом и с животными на арене цирка. Наиболее известное театральное здание римской эпохи – огромное здание Колизея в Риме, который, в отличие от греческого амфитеатра, имел замкнутую форму и состоял из двух полукружий, его сцена-арена имела овальную форму.

Поскольку театральное представление не было связано с культом божества, а приурочивалось к праздникам, цирковым представлениям, гладиаторским боям, триумфам и погребениям государственных деятелей, освящениям храмов, то римский театр носил прикладной функциональный характер. Римская республика, а тем более империя, была государством олигархического типа, поэтому развитие культурной жизни также пошло по-другому, что сказалось и на театре. Он не мог пустить глубокие корни при таких условиях. Иным, чем в Греции, был статус актера. В отличие от греческого, он не был полноправным членом общества и его профессия презиралась.

Организация римского театра имела свою специфику. Хор не участвовал в представлении, актеры не носили масок. Проблематика римской драматургий не поднималась до нравственной высоты древнегреческой. До нашего времени полностью дошли сочинения лишь двух драматургов: Плавта и Теренция, комедиографов, один из которых происходил из низших слоев общества, а другой был рабом, отпущенным хозяином на волю за талант. Сюжеты их комедий были почерпнуты из пьес новоаттической комедии, их главный герой – ловкий пронырливый раб (Близнецы, Клад Плавта, коллизии этих пьес впоследствии заимствованы Шекспиром и Мольером). Теренций черпал свои сюжеты из пьес Менандра (Евнух, Братья, Самоистязатель, Девушка с Андреса, Свекровь) и был известен больше как добросовестный переводчик, нежели оригинальный драматург. Трагический жанр представлен только произведениями Сенеки, философа-стоика, который писал пьесы на мифологические сюжеты для узкого круга избранных, и они, строго говоря, не имеют отношения к театру.

С утверждением Римской империи большое распространение получают пантомимы. Тем не менее римская драматургия оказала большое влияние на драматургию нового времени периода классицизма: Корнеля, Расина (в послеантичной Европе греческий язык был известен немногим).

Читайте также: